Понятие социальной защиты

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Н.В. Сударева,

специалист комитета социальной защиты населения г. Саратова, соискатель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ

с

\ш/ оциальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы. В России это понятие получило широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения (1992 г.).

Сегодня указанный феномен не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания. Его теоретическая разработка осуществляется различными науками. В результате этого не только неоправданно сужается само понятие социальной защиты, но и наблюдается фрагментарный подход к ее практической организации. Отказ от выработки универсального определения ведет к несогласованности законодательных актов. Его содержание в нормативных актах Российской Федерации не раскрыто, не изложены положения об организации и осуществлении социальной защиты. Действующее законодательство в данной сфере продолжает оставаться сложным и противоречивым.

Предполагается, что к социальной защите причастны государство и органы местного самоуправления, учреждения и общественные организации, которые действуют в сфере создания благоприятной для человека окружающей среды, охраны материнства и детства, оказания помощи семье, охраны здоровья граждан, профессиональной подготовки граждан, обеспечения занятости населения, охраны труда, регулирования заработной платы и доходов населения, обеспечения граждан жильем, регулирования права собственности граждан, материального обслуживания и обеспечения нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан .

Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Категория «социальная защита», как и подавляющее большинство понятий социально-гуманитарного профиля, трактуется в науке весьма разнообразно. Предлагаемые учеными определения отличаются и содержанием, и широтой (многие авторы изначально дают широкое и узкое толкование).

Социальная защита населения включает законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.д. В Концепции развития системы социального обслуживания населения Саратовской области дано следующее определение: «Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения, а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местного бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения» .

П.П. Глущенко, проведя анализ документов, дающих определение социальной защиты, пришел к мнению, что более точной является дефиниция, приведенная в ст. 1 Закона Ленинградской области «О социальной защите населения Ленинградской области». В нем сказано: «Социальная защита населения представляет собой комплекс мер в сфере денежного и натурального обеспечения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан, создание условий для их самореализации и самообеспечения за счет федерального, областного, районного, городского бюджетов, а также за счет фондов социальной поддержки населения, других источников сверх традиционно реализуемых системой социального обеспечения» .

Очевидно, что в основу системы социальной защиты положен дифференцированный подход, гарантирующий поддержание социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных и малоимущих слоев населения, а экономически активному населению создающий условия для общественно полезной деятельности. Социальная защита населения может рассматриваться как совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан РФ трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы .

Социальная защита определяется через социальные, экономические, правовые и прочие гарантии. В узком смысле имеется в виду социальная политика государства, стремящегося административными мерами обеспечить удовлетворительное положение тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его . Понятие социальной защиты как направление социальной политики государства встречается чаще и обычно приводится в словарях и энциклопедиях. В словаре социального управления социальная защита определена как важная функция государства по обеспечению основных социальных прав человека на основе международных и национальных норм . Социальная защита ассоциируется с деятельностью государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной личности, по выявлению и нейтрализации негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни, либо рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

В.И. Жуков дает такое определение: «Социальная защита — совокупность принципов, правил, методов, законодательно закрепленных экономических, правовых, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их осуществление, по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей, поддержанию жизнеобеспечения и деятельности, существования различных социальных групп» .

Есть мнение, что социальная защита — система общественных отношений. В широком смысле под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботится о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. Данное значение практически совпадает с представлением о разветвленной системе гарантий прав человека. Социальная защита понимается и как общественный механизм, целевая комплексная система, «одно из главных условий реальности правового статуса личности в государстве» .

Рядом исследователей социальная защита описывается в терминах «система приоритетов и механизмов», «система социальных отношений» , «система мероприятий и учреждений, гарантий» , «охранительные меры и правовые гарантии», «гарантии и институты».

В исследованиях дается обоснование социальной защиты как одной из важнейших функций государства. При этом социальная защита подразделяется на общую и специальную. Под общей понимается деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а под специальной — специальная регулятивная система стабилизации личности, социальной группы, нуждающихся в силу тех или иных особенностей в особом социальном попечении. К таким отнесены, например, военнослужащие. Их социальная защита — это совокупность социальных механизмов, направленных на устранение или сведение до минимума дискомфорта по поводу их положения в обществе, социальной организации, обеспечивающая полноценное включение личности военно-

служащего и его семьи в социальную деятельность, поддержание их высокого социального статуса .

Таким образом, понятие социальной защиты населения на данном этапе является скорее понятием собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом его содержание отражает самые разные стороны социальной политики государства.

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Право граждан России на социальную защиту закреплено в ст. 7 Конституции РФ , которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на социальную защиту. Конституция РФ возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Конституция РФ не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав (ст. 39).

В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие; инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих; инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды; инвалиды из числа воинов-интернационалистов; граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах; безработные; вынужденные беженцы и переселенцы; дети — круглые сироты; дети с девиантным поведением; семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети -круглые сироты, алкоголики и наркоманы; малообеспеченные, многодетные семьи; одинокие матери; молодые, студенческие семьи; граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИД; лица с ограниченными возможностями; граждане, не имеющие определенного местожительства.

Социальная защита может пониматься как политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Социальная защита подразумевает целенаправленные действия, а также использование средств государства и общества, обеспечивающих индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Таким образом, под социальной защитой следует понимать систему мер по

обеспечению свободного развития личности, созданию условий для достойной жизни и труда, а также поддержку и защиту населения от социальных рисков. Обязанностью государства является создание законодательной базы, регулирующей предоставление конкретных видов социальной защиты населения. Создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношений, выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности.

Библиографический список

2. Постановление Правительства Саратовской области от 25 мая 2004 г. № 125-П «О концепции развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2010 года» // СЗСО. — 2004. — № 5. — Ст. 351.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения : учеб. пособие / Г. В. Сулейманова. — Ростов н/Д, 2003.

6. Социальное управление : словарь / под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепен-кова. — М., 2001.

7. Социальная защита населения : учеб.-практ. пособие / под ред. В. И. Жукова. — М., 2000.

10. Ромашов, О. В. Социология труда : учеб. пособие / О. В. Ромашов. — М., 2002.

11. Коровников, А. В. Социальная защита военнослужащих / А.В. Коровников. — М., 1995.

12. Конституция РФ . — М., 1993.

Е.Ю. Янович,

ст. преподаватель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1К онституция РФ закрепляет право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также право на благоприятную окружающую среду. Как справедливо отмечает В.И. Ткаченко, физическое и моральное здоровье

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Контрольная работа

По дисциплине: «Юридическая социология»

Тема: «Социальная защита населения»

Выполнила: ст.гр. №07320

Дьячкова И.С.

Проверил: Куклина Н.Б.

.

Новосибирск

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Понятие и сущность социальной защиты населения 6

2. Роль социальной работы в защите населения 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 19

ВВЕДЕНИЕ

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Актуальность исследования. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе — это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.

Объект исследования: общественные отношения, возникающие в сфере социальной защиты населения.

Предмет исследования: нормы права, регулирующие основы социальной защиты населения в Российской Федерации.

Цель исследования: на основе изучения и анализа правовой литературы определить особенности и основы социальной защиты населения в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

— изучить законодательство и научную литературу в сфере социальной защиты населения;

— определить понятие и сущность социальной защиты населения;

— рассмотреть роль социальной работы в защите населения.

Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания: диалектического, историко-правового, сравнительно-правового, системного анализа, формально-логического.

1. Понятие и сущность социальной защиты населения

Социальная защита — политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения1.

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

2) неолиберальная — с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

— государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);

— частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

Центральный субъект социальной защиты — является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите — одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основные формы социальной защиты:

  • законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,

  • регулирование доходов и расходов населения;

  • социальное страхование;

  • социальное вспомоществование;

  • социальные услуги;

  • целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

— поощрительности — властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов;

— заявительности — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

— патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения2.

Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах.

В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. Однако лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами:

— доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;

— реформирования пенсионной системы;

— упорядочения медицинского и пенсионного страхования;

— соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;

— создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;

— воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.