Порядок исчисления налога

Выберите правильный или наиболее полный ответ.

1. Налоговые поступления в федеральном бюджете составляют:

а) 70-80%;

б) 80—90%;

в) более 90%.

2. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:

а) штрафы, пени, другие принудительные изъятия;

б) штрафы, пени за налоговые правонарушения;

в) штрафы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

3. Государственные регалии—это:

а) освобождение от налогообложения за особые заслуги;

б) доходные прерогативы казны;

в) полномочия по сбору доходов (налогов).

4. Сословные представительные учреждения созывались с целью:

а) утверждения государственных расходов;

б) одобрения взимания налогов;

в) одобрения бюджета в целом.

5. Налоги характеризуются следующими признаками:

а) индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, обязательность;

б) индивидуальная безвозмездность, безэквивалентность, обязательность;

в) индивидуальная безвозмездность, обязательность, обеспеченность государственным принуждением.

6. Отличительной чертой парафискалитетов является:

а) принудительный характер взимания;

б) взимание в пользу лиц, не являющихся органами власти или управления;

в) возвратный характер платежа.

7. Отличительной чертой сбора является:

а) возмездный характер платежа;

б) единовременный характер платежа;

в) возвратный характер платежа.

8. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:

а) пошлинам присуща специальная цель, а налогам — нет;

б) пошлинам присущи специальные интересы (возмездность), а налогам—нет;

в) пошлины устанавливаются в твердой сумме, а налоги могут устанавливаться в процентах от налоговой базы.

9. Реальные налоги — это:

а) налоги, учитывающие условную доходность;

б) налоги, учитывающие фактическую доходность;

в) налоги, учитывающие фактически произведенные плательщиком расходы.

10. Налог, твердая сумма которого устанавливается исходя из потребности покрыть определенный расход и доводится до каждого налогоплательщика, называется:

а) раскладочным;

б) закрепленным;

в) целевым.

11. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:

а) налог полностью зачисляется в местный бюджет;

б) представительные органы местного самоуправления вправе определять ставку налога и/или льготы;

в) представительные органы местного самоуправления вправе принимать решение о введении налога на своей территории.

12. В отличие от местных налогов федеральные налоги:

а) зачисляются только в федеральный бюджет;

б) устанавливаются федеральным органом государственной власти;

в) вводятся федеральным органом власти.

13. Установление целевых налогов:

а) допускается, если при этом не нарушается принцип стабильности бюджета;

б) допускается, если введение целевого налога обосновано с конституционных позиций;

в) допускается только на региональном и местном уровнях, если введение целевого налога обосновано с конституционных позиций.

14. Существом принципа «справедливость по вертикали» является:

а) перераспределение дохода путем установления повышенных ставок налога;

б) одинаковое налогообложение лиц, получающих одинаковый на-логооблагаемый доход;

в) изъятие в виде налога одинаковых долей дохода.

15. Согласно принципу нейтральности налогообложение:

а) должно проводиться способами и в формах, удобных для налогоплательщиков;

б) не должно оказывать разрушающего влияния на рынок;

в) не должно зависеть от гражданства лица, места происхождения капитала и других оснований, носящих дискриминационный характер.

Классификация налогов

16. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены:

а) федеральным законом РФ;

б) Налоговым кодексом Российской Федерации;

в) федеральным конституционным законом РФ.

17. Основные принципы налогообложения и сборов подлежат применению арбитражными судами и судами общей юрисдикции, если:

а) эти принципы закреплены в федеральном законодательстве;

б) эти принципы закреплены в резолютивной части постановлений КС РФ или законодательстве;

в) эти принципы закреплены в мотивировочной части постановлений КС РФ или законодательстве.

18. Как соотносятся понятия «общие принципы налогообложения и сборов» и «основные принципы налогообложения и сборов»:

а) основные принципы — это часть общих принципов;

б) общие принципы — это часть основных принципов;

в) это самостоятельные понятия.

19. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

а) к ведению Федерации;

б) к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;

в) к ведению субъектов Федерации.

20. Принцип ограничения специализации налогов и сборов означает, что:

а) целевые налоги недопустимы;

б) целевые налоги допустимы, если это обусловлено конституционно значимыми целями;

в) целевые налоги допустимы только на местном или региональном уровне, но не на федеральном.

21. Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов означает:

а) установление размеров налогообложения, достаточных для покрытия социально значимых расходов государства;

б) приоритет фискальной функции налогообложения над регулирующей;

в) зависимость прав налогоплательщиков от конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

22. Принцип ограничения форм налогового законотворчества предусматривает:

а) запрет на установление налогов иначе, чем актами органов представительной власти;

б) запрет делегирования полномочий по установлению налогов;

в) запрет на включение норм налогообложения в законодательство, не посвященное налогообложению как таковому.

23. Принцип равного налогового бремени означает, что:

а) не допускается установление дополнительных, повышенных налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения плательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований;

б) необходимо учитывать фактическую способность к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности;

в) не допускается предоставления индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налогов, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей.

24. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:

а) не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ;

б) не допускается установление дополнительных местных налогов, не предусмотренных федеральным законом;

в) не допускается установление дополнительных региональных и местных налогов, не предусмотренных федеральным законом.

25. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает что:

а) разделяются полномочия по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

б) разделяются полномочия по установлению и введению налогов и сборов, с одной стороны, и взиманию — с другой;

в) полномочия в налоговой сфере распределяются между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления.

26. В соответствии с Конституцией РФ установление федеральных налогов возможно:

а) только федеральными законами;

б) законами, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ;

в) законами, постановлениями, другими актами, принятыми Федеральным Собранием РФ.

27. Условия налогообложения могут быть названы дискриминационными если они:

а) не учитывают результатов хозяйственной деятельности различных налогоплательщиков;

б) не учитывают социально-политических особенностей различных налогоплательщиков;

в) не учитывают организационно-правовой формы юридического лица.

28. Налоговые органы субъектов Федерации:

а) не могут создаваться;

б) могут создаваться безо всяких ограничений;

в) могут создаваться исключительно в целях контроля за порядком исчисления и взимания региональных и местных налогов, но не федеральных.

29. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:

а) государство должно стремиться к тому, чтобы каждый уплачивал налог в равном размере;

б) государство должно стремиться к тому, чтобы при налогообложении максимально учитывалась платежеспособность налогоплательщиков;

в) государство должно стремиться к тому, чтобы налоги уплачивались по единым для всех налогоплательщиков ставкам.

30. Дифференциация условий налогообложения в зависимости от места осуществления предпринимательской деятельности (места регистрации) нарушает:

а) принцип равного налогового бремени;

б) принцип равноправия налогоплательщиков;

в) оба указанных выше принципа.

31. Принцип соразмерности налогообложения предусматривает, что:

а) размер налога должен соответствовать экономическим возможностям налогоплательщика;

б) налогообложение не должно парализовать реализацию гражданами своих конституционных прав;

в) налогообложение должно быть соразмерно бюджетным потребностям государства.

32. Налоговые льготы являются:

а) основным элементом юридического состава налога;

б) существенным элементом юридического состава налога;

в) факультативным элементом юридического состава налога.

33. Согласно Закону о дорожных фондах «налог уплачивают лица, реализующие горюче-смазочные материалы». Данной фразой предмет налогообложения:

а) установлен и определен;

б) установлен,но не определен;

в) определен, но не установлен.

34. Лицо, которое несет экономическую тяжесть налогообложения, называют:

а) носитель налога;

б) субъект налога;

в) налогоплательщик.

35. Включение в договоры налоговой оговорки в отношении прямых налогов:

а) допускается в строго установленных законодательством случаях;

б) допускается без ограничений;

в) не допускается.

36. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:

а) являются гражданами Российской Федерации;

б) зарегистрированы в Российской Федерации независимо от гражданства;

в) прожили на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от гражданства и регистрации.

37. Налоговый статус юридического лица может зависеть от:

а) формы собственности;

б) организационно-правовой формы;

в) юридического адреса.

38. В налоге с владельцев автотранспортных средств автомобиль является:

а) объектом налогообложения;

б) предметом налогообложения;

в) базой налогообложения.

39. Установить масштаб налога необходимо для того, чтобы:

а) избрать параметр для измерения предмета налогообложения;

б) количественно выразить налоговую базу;

в) установить связь между объектом и предметом налогообложения.

40. Территориальный принцип налогообложения предусматривает учет:

а) места регистрации налогоплательщика;

б) места фактического пребывания налогоплательщика;

в) местонахождения (регистрации) объекта (предмета) налогообложения.

41. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за:

а) определенный законодательством период налогообложения;

б) установленный законом о конкретном налоге отчетный период;

в) календарный год.

42. Возрастание рыночной стоимости акций не создает налого-облагаемого дохода до момента их физической реализации по возросшей стоимости. Этот метод учета базы налогообложения называется:

а) кассовый метод;

б) накопительный метод;

в) метод чистого дохода.

43. Отношение налога к налоговой базе определяет:

а) экономическую ставку;

б) фактическую ставку;

в) маргинальную ставку.

44. Владелец таксы и владелец дога уплачивают налог с владельцев собак в размере 1/7 части минимального размера оплаты труда (из расчета на одно животное). Такой метод налогообложения называется:

а) равное налогообложение;

б) пропорциональное налогообложение;

в) метод простой прогрессии.

45. Фактическая ставка налога может быть равна маргинальной при:

а) простой поразрядной прогрессии;

б) простой относительной прогрессии;

в) сложной прогрессии.

46. Религиозные организации освобождены от налогообложения прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности. Эта льгота является:

а) изъятием;

б) скидкой;

в) освобождением.

47. Налоги, суммы которых исчисляются налоговыми органами, называются:

а) окладными;

б) твердыми;

в) раскладочными.

48. Если фискальный агент не удержал своевременно сумму налога, то налогоплательщик:

а) обязан погасить недоимку;

б) обязан погасить недоимку и заплатить пени;

в) не несет никакой обязанности.

49. Необходимости подавать налоговую декларацию нет при:

а) некумулятивной системе исчисления налога;

б) кумулятивной системе исчисления налога;

в) смешанной системе исчисления налога.

50. Обязанность уплачивать авансовые взносы налога устанавливается в том случае, если закон предусматривает способ уплаты налога:

а) по декларации;

б) удержание у источника выплаты;

в) кадастровый.

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ). Продол­жительность (момент начала и момент окончания) каждого на­логового периода устанавливается законодательством о налогах и сборах применительно к каждому отдельному налогу.

Порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ) представляет собой процессуаль­ное действие, согласно которому исчисляется сумма налога, подлежащая уплате за отчетный период.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. При этом не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

В некоторых случаях, пря­мо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента.

Способы уплаты налога:

  • кадастровый;
  • у источника;
  • по декларации;
  • по уведомлению.

Кадастровый способ носит исторический характер и приме­няется при слабом развитии правового механизма налогового регулирования. При этом способе устанавливается средняя до­ходность объекта обложения по внешним признакам. Существуют поземельный, подомовой, промысловый и другие кадаст­ры. Для уплаты таких налогов устанавливаются фиксированные сроки взносов.

Способ «у источника» означает уплату налога до получения налогоплательщиком дохода. Таким способом уплачи­вается налог на доходы физических лиц, исчисляемый и удержи­ваемый бухгалтерией того юридического лица, которое выпла­чивает доход налогоплательщику. Это обычное автоматическое удержание, осуществляемое безналичным способом.

Способ уплаты налога «по декларации» предполагает перечис­ление налога после получения дохода владельцем. Данный спо­соб возник с развитием личных доходов. Он предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, т.е. официального заявления о получаемых им доходах. Налого­вые органы на этой основе рассчитывают налог и присылают (вручают) налогоплательщику извещение о его уплате.

Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с нормами НК РФ применительно к каждому налогу. По общему правилу уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной денежной форме.

Тест: Ответы на тестовые вопросы по налогам и налогообложению

Относи­тельно федеральных налогов и сборов порядок уплаты определя­ется НК РФ. Применительно к порядку уплаты налогов субъектов РФ и местных налогов приоритет имеют соответствующие регио­нальные законы или решения органов местного самоуправления.

 

Порядок и сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору законодательством о налогах и сборах, поэтому не существует какой-то универсальной даты сдачи отчетности или оплаты налога.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, причем, если более продолжительный срок не указан в уведомлении, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения этого налогового уведомления.

В течение налогового периода могут быть установлены предварительные платежи по налогу (авансовые платежи), нарушение порядка исчисления которых не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, но за пропуск срока оплаты начисляются пени.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме, но при отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

  • бесплатно принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджет по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);
  • вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);
  • выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции установленной формы, подтверждающие прием этих денежных средств;
  • представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджет.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Порядок и сроки уплаты налогов и сборов:

  1. НДС налогоплательщиками и налоговыми агентами уплачивается равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом) (п. 1 ст. 174 НК РФ).
  2. Косвенные налоги при торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан уплачиваются до 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором товары поставлены на учет, либо наступил срок платежа по договору лизинга (уплата акцизов по маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, установленные законодательством государства — члена таможенного союза) (п. 7 ст. 2 Протокола «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» от 11.12.2009 г.).
  3. Акцизы плательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом уплачиваются не позднее 25 числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3.1. ст. 204 НК РФ), а авансовые платежи – не позднее 15 числа текущего налогового периода (п. 6 ст. 204 НК РФ).
  4. Иные плательщики акцизов уплачивают акцизы не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 204 НК РФ), а авансовые платежи – не позднее 15 числа текущего налогового периода (п. 6 ст. 204 НК РФ).
  5. НДФЛ, удерживаемый работодателями (налоговыми агентами), перечисляется в бюджет не позднее дня получения в банке средств на выплату дохода, а также дня перечисления со счета налогового агента на счет налогоплательщика (6 ст. 226 НК РФ).
  6. НДФЛ, уплачиваемый налогоплательщиками самостоятельно, должен быть уплачен не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ), а авансовые платежи должны быть уплачены (п. 9 ст. 227 НК РФ): за январь-июнь – не позднее 15 июля; за июль-сентябрь – не позднее 15 октября; за октябрь-декабрь – не позднее 15 января.
  7. Налог на прибыль, уплачиваемый организациями отчитывающимися ежеквартально, уплачивается за год (за налоговый период) не позднее 28 марта года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 287 НК РФ) (налоговые агенты платят налог в сроки, установленные ст.

    4.9.1. Лица, исчисляющие налог

    287 НК РФ), а авансовые платежи для налогоплательщиков – не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (абз. 2 п. 1 ст. 287 НК РФ).

  8. Налог на прибыль, уплачиваемый организациями уплачивающими ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, уплачивается за год (налоговый период) не позднее 28 марта года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 287 НК РФ), а авансовые платежи для налогоплательщиков по итогам отчетного периода – не позднее 28 числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога (абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ) (налоговые агенты платят налог в сроки, установленные ст. 287 НК РФ).
  9. Налог на прибыль, уплачиваемый организациями отчитывающимися ежеквартально, но уплачивающих ежемесячные авансовые платежи и платежи по итогам отчетного периода, уплачивается за год не позднее 28 марта года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 287 НК РФ). Ежемесячные авансовые платежи – не позднее 28 числа каждого месяца этого отчетного периода (абз. 3 п. 1 ст. 287 НК РФ), а авансовые платежи по итогам отчетного периода – не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (абз. 2 п. 1 ст. 287 НК РФ) (налоговые агенты платят налог в сроки, установленные ст. 287 НК РФ).
  10. Водный налог уплачивается не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (налоговым периодом) (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).
  11. НДПИ уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим (ст. 344 НК РФ).
  12. УСН организации платят не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом (абз. 1 п. 7 ст. 346.21 НК РФ), а авансовые платежи – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (абз. 2 п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
  13. УСН индивидуальные предприниматели платят не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом (абз. 1 п. 7 ст. 346.21 НК РФ), а авансовые платежи – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (абз. 2 п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
  14. ЕНВД уплачивается не позднее 25 числа первого месяца периода, следующего за налоговым (п. 1 ст. 346.32 НК РФ).
  15. ЕСХН уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом (п. 5 ст. 346.9 НК РФ), а авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода (п. 2 ст. 346.9 НК РФ).
  16. Транспортный налог уплачивается в сроки, устанавливаемые субъектами РФ, но не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ) (законами субъектов РФ могут быть установлены обязанность уплаты авансовых платежей и сроки уплаты этих платежей (п. 1 ст. 363 НК РФ)).
  17. Налог на имущество и авансовые платежи платятся в сроки, установленные актами субъектов РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).
  18. Земельный налог и авансовые платежи платятся в сроки, установленные актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт—Петербурга) (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  19. Взносы в ПФР, ФФОМС, ФСС вносятся ежемесячно не позднее 15 числа календарного месяца за предыдущий месяц (ч. 5 ст. 15 Федерального Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
  20. Дополнительные взносы в ПФР вносятся ежемесячно не позднее 15 числа календарного месяца за предыдущий месяц (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 №56-ФЗ, ч. 5 ст. 15 Федерального Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
  21. Взносы на травматизм в ФСС уплачиваются ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, — в срок, установленный страховщиком (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ).
  22. Взносы в ПФР и ФФОМС самозанятыми лицами за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного год, а страховые взносы, исчисленные с дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим  (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
  23. Взносы в ФСС самозанятыми лицами, добровольно вступившими в отношения по обязательному социальному страхованию, за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 №790).
  24. Взносы за негативное воздействие на окружающую природную среду вносятся не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 №557).
  25. Платежи за пользование недрами вносятся в размере 1/4 годового платежа не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 4 ст. 43 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1).

Срок уплаты налога и (или) сбора по общему правилу может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и (или) сбора либо ее части с начислением процентов на сумму задолженности.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме:

  • отсрочки;
  • рассрочки;
  • инвестиционного налогового кредита.

Заинтересованное в изменении срока уплаты налога и (или) сбора лицо (кроме налогового агента) вправе подать заявление в уполномоченный орган о предоставлении отсрочки или рассрочки и (или) заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется на основании ходатайства заинтересованного лица в пределах установленных сроков.

На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Исчислять налог можно по-разному. Наиболее простая схема предусматривает обложение налоговой базы по частям. Например, каждая выплата предприятия в пользу физического лица может быть обложена налогом отдельно, без учета доходов, полученных ранее. Это некумулятивный метод исчисления налога. Он не требует ведения сложного учета доходов налогоплательщика и причитающихся ему льгот субъектами – источниками выплат, но создает значительные неудобства налогоплательщику, поскольку по результатам года требует сложного пересчета доходов, в результате чего может возникнуть необходимость доплаты крупной суммы налога.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Этот метод не обеспечивает должной равномерности поступления средств в бюджет.

Широкое применение получил метод исчисления налога нарастающим итогом (кумулятивный метод). Задача этого метода – определять сумму дохода, полученную на конкретную дату года, а также общую сумму льгот, право на которые имеет налогоплательщик к этому сроку. Такой метод применяется и в Российской Федерации. Бухгалтерия предприятия – источника выплат на каждый момент выплаты дохода определяет общую сумму выплат конкретному налогоплательщику с начала года. С общей суммы дохода с учетом суммы скидок, рассчитанной также с нарастающим итогом, исчисляют налог. При уплате сумму расчетного налога уменьшают на сумму налога, удержанного с этого дохода ранее.

Таким образом, налогоплательщик, получающий доход только из одного источника, к концу года освобожден от обязанности пересчета дохода и дополнительных платежей налога. Однако этот порядок требует точного учета субъектом – источником выплат доходов работников и удержанных налогов.

По законодательству Российской Федерации сочетание кумулятивного и некумулятивного методов применяется в случае, если плательщик получает доходы из нескольких источников, и нет возможности регулярного подсчета его совокупного дохода.

Существуют три основных способа уплаты налога:

¨ уплата налога по декларации;

¨ уплата налога у источника дохода;

¨ кадастровый способ уплаты налога.

Уплата налога по декларации предполагает, что налогоплательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах.

В декларации указываются сведения о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

На основе декларации налоговый орган рассчитывает налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. Такую роль выполняет декларация, например, при уплате подоходного налога с физических лиц.

В отличие от уплаты налога по декларации, где моменту уплаты налога предшествует момент получения дохода, при уплате налога у источника дохода последовательность взимания налога меняется. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату. Для налогоплательщика этот способ уплаты налога представляется как автоматическое удержание, безналичный способ. Налоги, удержанные таким способом, называют также авансовыми, так как налогоплательщик авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

Кадастровый способ уплаты налога. Кадастр – это реестр, который устанавливает перечень типичных объектов (земель, доходов и т.п.), классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объекта обложения.

В основу построения кадастра может быть положена какая-либо характеристика соответствующего объекта. Например, при построении земельного кадастра – вид земли (пашня, пастбища, леса и др.). Такой кадастр называется парцеллярным.

Другой вариант – когда за основу классификации берется какое-либо юридическое основание, например собственность лица на определенное имущество. Такой кадастр называется реальным. Так, реальный земельный кадастр отражает доходность земли, принадлежащей налогоплательщику в целом, а не отдельных ее частей.

Другое деление кадастров на виды приводится в зависимость от объектов налогообложения. Выделяют домовый, земельный, промысловый и другие кадастры.

При взимании подушного (равного) налога роль кадастра выполняет список населения определенной территории.

Важным элементом юридического состава налога являются сроки уплаты налога. Они устанавливаются законом применительно к каждому налогу и сбору.

Срок уплаты налога может определяться календарной датой. Например, организации уплачивают налог на прибыль не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала. Таким способом определяются сроки уплаты регулярных налогов.

Сроки уплаты разовых налогов определяются истечением времени со дня события, которое обусловливает обязанность уплатить налог. Этот период может исчисляться годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями или днями.

Уплата налога может быть приурочена к какому-либо событию или действию. Так, государственная пошлина уплачивается до подачи в суд искового заявления.

Налогоплательщик должен самостоятельно уплатить налог в срок, но вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, невнесенная сумма считается недоимкой, подлежащей взысканию в установленном законом порядке.

Порядок уплаты налога – технические приемы внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Данный элемент юридического состава налога предполагает определение следующих вопросов.

¨ Направление платежа, т.е. бюджет или внебюджетный фонд, в который уплачивается налог.

¨ Средства уплаты налога. Как правило, налог уплачивается в национальной валюте. Налоговый кодекс Российской Федерации установил, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ).

¨ Механизм платежа. Вопрос о механизме платежа (в безналичной или наличной форме, в кассу сборщика налога или на бюджетный счет через банк плательщика и т.п.), как правило, решается в законе, определяющем общие условия налогообложения. Однако при уплате некоторых платежей, например таможенных пошлин, может устанавливаться особый механизм уплаты (внесение на депозит причитающихся сумм, обеспечение уплаты залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица – ст. 122 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Одной из разновидностей механизма платежа является приобретение марок акцизного сбора.

Законом РФ от 7 марта 1996 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» в целях обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и декларации подакцизных товаров установлен авансовый порядок взимания акцизов в форме продажи марок акцизного сбора установленного образца. Марки приобретаются импортерами до момента ввоза товаров на территорию России, т.е. авансом. Реализация на территории России товаров, подлежащих маркировке, без наличия на них марок акцизного сбора запрещена.

Объект незавершенного строительства является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, если на такой объект оформлено право собственности (ст. 400, пп. 5 п. 1 ст. 401 НК РФ).

Обязанность по уплате налога возникает, если в субъекте РФ, на территории которого расположено такое имущество, введен порядок уплаты налога исходя из кадастровой стоимости имущества. Если в целях налогообложения имущества применяется его инвентаризационная стоимость, то налог уплачивается только в отношении тех объектов незавершенного строительства, инвентаризационная стоимость которых определена (Информация ФНС России от 31.05.2017, от 10.04.2017).

При исчислении налога в отношении объекта незавершенного строительства исходя из его кадастровой стоимости необходимо учитывать следующие особенности.

Налоговые вычеты и льготы

Объекты незавершенного строительства не включены в перечень объектов, по которым предоставляется вычет по налогу на имущество. На федеральном уровне льгота по объектам незавершенного строительства также не предусмотрена. Однако льготы могут быть предусмотрены нормативными правовыми актами муниципальных образований (законодательством г. г. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) (п. 2 ст. 399, п. п. 3 — 5 ст. 403, п. 4 ст. 407 НК РФ; Информация ФНС России от 31.05.2017).

Примечание.Информацию о льготах, установленных местными органами власти, вы можете получить через интернет-сервис ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» или на сайте УФНС вашего региона.

Налоговая ставка

Размеры налоговых ставок устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, а в г. г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — региональными законами. Так, в г. Москве ставки налога на имущество физических лиц установлены Законом г. Москвы от 19.11.2014 N 51.

Налоговые ставки могут быть увеличены, но не более чем в три раза, при этом должны соответствовать пределам, установленным федеральным законодательством (п. п. 2 — 4 ст. 406 НК РФ).

В общем случае при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства, если проектируется жилой дом, налоговая ставка составляет 0,1%. При этом в г. Москве ставка в отношении подобных объектов установлена в размере 0,3% кадастровой стоимости (пп. 1 п. 2, пп. 1 п. 6 ст. 406 НК РФ; п. 3 ст. 1 Закона N 51).

Порядок и срок уплаты налога

Налог уплачивается по месту нахождения объекта незавершенного строительства на основании направленного налоговым органом уведомления (п. 2 ст. 409 НК РФ).

При этом налоговый орган не направляет налоговое уведомление, если общая сумма исчисленных имущественных налогов составляет менее 100 руб. Есть одно исключение: налоговый орган направит уведомление с суммой налога менее 100 руб. в том году, по окончании которого он утратит право его направить (за три предшествующих года) (п. 4 ст. 52 НК РФ).

Исчисление суммы налога

Налоговая инспекция рассчитывает налог по истечении календарного года отдельно по каждому объекту незавершенного строительства по месту его нахождения на основании сведений, представленных органами Росреестра (п. 4 ст. 85, п. п. 1, 2 ст. 408 НК РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457).

Обратите внимание!

Налог уплачивается за период не более чем три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абз. 3 п. 2 ст. 52, п. 4 ст. 409 НК РФ).

Если объект незавершенного строительства находится в общей долевой собственности, то каждый из ее участников уплачивает налог пропорционально своей доле.

Если объект незавершенного строительства находится в общей совместной собственности супругов, они уплачивают налог поровну (п. 3 ст. 408 НК РФ).

Помимо этого, если объект незавершенного строительства находится в собственности менее года, налог исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев владения объектом незавершенного строительства к 12 календарным месяцам года (п. 5 ст. 408 НК РФ).

Первые четыре года с момента введения нового порядка исчисления налога исходя из кадастровой стоимости имущества являются переходными. Для них установлен особый порядок расчета и применение временных понижающих коэффициентов, которые позволят снизить налоговую нагрузку на граждан (в первый год — 0,2; во второй — 0,4; в третий — 0,6; в четвертый — 0,8).

В течение переходного периода сумма налога рассчитывается по формуле (п. 8 ст. 408 НК РФ):

Сумма налога к уплате

= (

Сумма налога за год (Н1) без учета переходных правил, то есть налоговая база x Ставка налога

Сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости за год, предшествующий году перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости, либо сумма налога за 2014 г. в случае перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости с 01.01.2015 (Н2)

) x

Понижающий коэффициент (от 0,2 до 0,8 в зависимости от года)

+

Сумма налога (Н2)

Если инвентаризационная стоимость объекта незавершенного строительства не определялась, показатель Н2 будет равен 0. Таким образом, сумма налога к уплате равна произведению суммы налога за год (Н1) без учета переходных правил и соответствующего понижающего коэффициента.

Начиная с пятого года налог будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости без применения понижающих коэффициентов.

Обратите внимание!

Вы обязаны до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом), сообщить в налоговый орган о каждом объекте налогообложения, по которому не получили налоговое уведомление. Сообщать об объектах налогообложения не нужно, если вы ранее получали налоговое уведомление в отношении объекта налогообложения или не получали его в связи с предоставлением налоговой льготы (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Налогоплательщик должен уплатить сумму налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом), начиная с налогового периода 2015 г.

163. Примером налога, который исчисляется налоговым агентом, является:

(п. 1 ст. 409 НК РФ; Письмо ФНС России от 11.01.2016 N БС-4-11/48@).

Связанные вопросы

Кто является плательщиком налога на имущество физических лиц? >>>

Как определить ставку налога на имущество физических лиц? >>>

Как рассчитать налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru