Поручения следователя по УПК

Важно отметить, что по смыслу УПК РФ производство следственных действий является процессуальной обязанностью следователя. Поэтому поручение их производства органу дознания возможно лишь в случаях, когда у следователя отсутствует реальная возможность сделать это лично. Такая ситуация может быть обусловлена различными причинами, например, значительной удаленностью следователя от места производства следственного действия, перегруженностью следователя по причине большого количества уголовных дел, находящихся единовременно в его производстве, необходимостью производства нескольких следственных действий одновременно и др.

Сущность данной процессуальной формы взаимодействия следователя и органа дознания состоит в оказании органом дознания помощи следователю путем эпизодического выполнения его процессуальных обязанностей но производству следственных действий.

Результаты изучения уголовных дел, расследуемых в форме предварительного следствия, показывают, что чаще всего органы дознания производят по поручениям следователей:

Следует отметить, что в последние годы количество поручений следователей органу дознания о производстве отдельных следственных действий стало увеличиваться.

2. Поручение следователя органу дознания о производстве иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Определение понятия процессуального действия содержится в п. 32 ст. 5 УПК РФ. Таковым является любое действие, предусмотренное УПК РФ.

Некоторые виды процессуальных действий, которые следователь вправе поручить органу дознания, указаны в законе. Это исполнение постановлений о задержании, приводе, об аресте. Однако перечень этот является открытым, о чем свидетельствует указание на возможность поручать производство «иных процессуальных действий».

3. Оказание органом дознания содействия следователю при производстве следственных и иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 cm. 38 УПК РФ).

Закон не ограничивает следователя по количеству и видам процессуальных действий, при производстве которых он вправе рассчитывать на содействие со стороны сотрудников органа дознания. Следовательно, таковыми могут являться любые процессуальные действия, указанные в УПК РФ.

Необходимость в совместном производстве отдельных следственных или иных процессуальных действий может возникнуть, когда следователь нуждается в организационной или технической поддержке со стороны сотрудников органа дознания, если, например, требуется произвести обыск большой территории, при производстве иных трудоемких следственных действий с большим количеством участников, таких как опознание, следственный эксперимент и др.

Как правило, конкретная помощь сотрудников органа дознания следователю выражается в организации участия в следственном действии понятых, использовании технических средств фиксации хода и результатов следственных действий, обеспечение участников следственного действия автотранспортом, конвоирование и др.

4. Поручение следователя органу дознания о производстве оперативно- розыскных мероприятий (п. 4 4.2 cm. 38, ч. 4 cm. 157 У ПК РФ).

Производство оперативно-розыскных мероприятий поручается органу дознания следователем в случаях, когда получить необходимые для расследования данные процессуальными средствами невозможно или нецелесообразно. Посредством таких поручений, например, устанавливаются очевидцы преступления, которые впоследствии будут допрошены следователем в качестве свидетелей, местонахождение предметов, которые затем будут изъяты следователем в установленном УПК РФ порядке в ходе обыска (выемки), осмотрены и приобщены к делу в качестве вещественных доказательств, лица, совершившие преступление, которые в дальнейшем будут привлечены следователем в качестве обвиняемых по уголовному делу, и др.

Как уже отмечалось, производство оперативно-розыскных мероприятий является исключительной компетенцией специально уполномоченных на то органов, перечень которых содержится в ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Перечень оперативно-розыскных мероприятий содержится в ст. 14 этого Закона.

Важно отметить, что при составлении таких поручений следователь вправе поставить только общую задачу, которую необходимо решить органу дознания (например, установить круг знакомых подозреваемого и проверить их на причастность к совершению преступления), и не может указывать органу дознания, как именно это сделать. Оперативные сотрудники самостоятельно решают, какие именно оперативно-розыскные мероприятия и в каком объеме произвести в целях исполнения поручения следователя.

5. Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных мероприятий (п. 38 cm. 5 УПК РФ).

Розыскные меры — это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 38 ст. 5 УПК РФ). Данное законодательное определение розыскных мер не является исчерпывающим.

К розыскным мерам относятся объявление в розыск лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, направление запросов в различные учреждения и организации, изучение архивных уголовных дел и др.

В отличие от следственных действий, розыскные меры могут осуществляться как до, так и после приостановления производства по уголовному делу (ст. 209 УПК РФ). В отличие от оперативно-розыскных мероприятий розыскные меры могут осуществляться и следователями.

Среди розыскных мер, поручаемых следователем органу дознания, важное место занимает поручение органу дознания розыска подозреваемого, обвиняемого (ст. 210 УПК РФ).

Поручение следователя об объявлении в розыск оформляется его постановлением. При этом если розыск объявляется до приостановления предварительного следствия, то выносится отдельное постановление. Если розыск объявляется одновременно с приостановлением производства по делу, то об этом решении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия. В последнем случае документ будет называться «Постановление о приостановлении предварительного следствия и объявлении розыска».

Розыск может быть местный, региональный, федеральный, международный. Следователь не определяет вид розыска. Он просто объявляет розыск и поручает его органу дознания. Орган дознания, получив соответствующее постановление следователя, самостоятельно решает вопрос о том, какой вид розыска применить вначале.

Постановление о розыске, справка о личности и, возможно, некоторые другие документы (копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого, копия постановления об избрании меры пресечения) направляются следователем в орган дознания.

В соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами орган дознания не позднее 10 суток с момента получения соответствующего постановления следователя заводит розыскное дело, по которому в плановом порядке осуществляются розыскные действия. Это местный розыск, который осуществляется после проведения первоначальной проверки.

По истечении шести месяцев со дня начала местного розыска специальным постановлением начальника органа дознания объявляется федеральный розыск. Начальник органа дознания вправе объявить федеральный розыск и до истечения указанного срока, если есть основания полагать, что местный розыск нс даст положительных результатов.

Международный розыск объявляется в случае, когда федеральный розыск не дал положительных результатов или есть сведения о том, что разыскиваемый покинул пределы страны. Ответственными за объявление в международный розыск являются розыскные подразделения МВД России, УВД, НЦБ Интерпола России1.

6. Осуществление розыскных и оперативно-розыскных мероприятий для установления лица, совершившего преступление, с уведомлением следователя о результатах розыска (ч. 4 cm. 157 УПК РФ).

Речь идет о ситуациях, когда орган дознания возбуждает уголовное дело, по которому производство предварительного следствия обязательно, в течение 10 суток производит по нему неотложные следственные действия, и, так и не установив лицо, совершившее преступление, направляет уголовное дело прокурору для направления по подследственности.

29.09.2015

Место совершения преступления

В статье рассматриваются подходы, используемые при решении вопросов об определении места совершения преступлений. Это касается как реализации территориального принципа действия уголовного закона, так и выбора места производства предварительного расследования уголовного дела.
В последнее время на страницах журнала развернулась дискуссия по поводу определения места совершения мошенничества с использованием телефонов, а также электронных форм платежей.
Проблема, обозначенная авторами применительно к этим преступлениям, не нова для практических работников, она активно обсуждается в научной литературе. Это связано с тем, что поднятые вопросы касаются не только преступного мошенничества, но и иных уголовно наказуемых деяний — противоправных посягательств, совершенных в сфере компьютерной информации, преступлений террористической направленности, а также связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, экологических преступлений и т.д. Многие из указанных преступлений обладают такими свойствами, как глобальность и трансграничность, поэтому могут совершаться на территории не только разных субъектов Российской Федерации, но и нескольких стран.
От правильного определения места совершения преступления зависит решение не только правовых вопросов — реализации территориального принципа действия уголовного закона, но и процессуальных — определения места предварительного расследования, а также рассмотрения уголовного дела судом.
В первом случае приоритет должен быть отдан национальным интересам, поэтому при выполнении хотя бы части действий или наступлении общественно опасных последствий на территории РФ уголовно наказуемое деяние подпадает под юрисдикцию РФ. Как справедливо отмечает Н. Пикуров, определяющей должна стать идея максимальной защищенности общественных и государственных интересов, законных интересов граждан РФ, лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ, юридических лиц, зарегистрированных в РФ или осуществляющих на ее территории законную деятельность.
Несколько иной подход, как представляется, должен быть использован при определении места преступления, совершенного на территории разных субъектов нашей страны или иных административно-территориальных единиц (например, районов в городе).
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 152 УПК РФ, предварительное расследование должно производиться там, где было совершено деяние, содержащее признаки преступления. Из этого можно сделать вывод о том, что решение указанного вопроса зависит от конструкции состава преступления — является он формальным, материальным или усеченным. То есть в одних случаях преступление признается оконченным, когда совершено общественно опасное деяние (формальный состав), в других — при наступлении последствий (материальный состав) либо момент окончания преступления перенесен на начало совершения действий (усеченный состав).

С одной стороны, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 152 УПК, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, уголовное дело должно расследоваться по месту окончания преступления.
Таким образом, законодатель, закрепляя правила территориальной подследственности уголовных дел, установил формальный критерий — место окончания преступления. Для расследования, в частности, большинства видов хищений использование этого подхода наиболее оптимально, поскольку зачастую изъятие имущества совпадает по месту и по времени с наступлением последствий в виде причинения ущерба. Здесь же находятся как лица, совершившие уголовно наказуемое деяние, так и потерпевшие, с которыми проводятся необходимые следственные действия.
По некоторым категориям преступлений следование правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 152 УПК, является своего рода вынужденной закономерностью. Например, как показывает практика, собрать и закрепить доказательства наступления общественно опасных последствий в виде загрязнения окружающей среды (ст. ст. 247, 250, 251 УК и др.) зачастую можно только если источник негативного воздействия (т.е. то место, где осуществляется нарушение природоохранных правил) находится в непосредственной близости с тем местом, где наступили последствия. В противном случае установить и доказать наличие причинной связи сложно, а нередко это сделать просто невозможно.
Однако по некоторым уголовным делам, особенно это касается хищений, совершаемых с использованием телефонов, а также электронных форм платежей, преступлений террористической направленности и т.д., использование закрепленного в ч. 2 ст. 152 УПК подхода при определении места производства предварительного расследования по уголовному делу может вызвать определенные проблемы. В связи с этим законом совершенно, на наш взгляд, справедливо, в целях обеспечения полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков предварительного расследования предоставлена возможность учитывать особенности конкретных уголовных дел и при необходимости, в случае совершения преступления в разных местах, нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в определенном месте, при определении места расследования исходить из принципа целесообразности. Поэтому преступления с материальным составом вполне допустимо расследовать в том субъекте Федерации (или районе, муниципальном образовании и т.д.), где непосредственно совершались действия, вне зависимости от того, что последствия наступили в другом месте. То же самое касается и ситуаций, когда объективная сторона состава преступления состоит из нескольких альтернативных действий, совершенных в разных местах. Например, по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (если в рамках одного уголовного дела расследуется незаконные приобретение, хранение и перевозка наркотических средств). В этом случае при определении места расследования также следует учитывать, где будет производиться большинство следственный действий, а куда достаточно будет направить отдельное поручение.
Если же место совершения преступления установить не представляется возможным, то предварительное расследование должно производиться по месту непосредственного обнаружения преступления или по месту наступления последствий уголовно наказуемого деяния. Это правило допустимо, например, при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 186 УК, когда работники кредитных и банковских учреждений выявляют поддельные банковские билеты, поступившие не путем их непосредственной сдачи физическими или юридическими лицами, а в опломбированных инкассаторских сумках или при направлении сомнительных денежных купюр в головные расчетно-кассовые центры территориальных учреждений Банка России для производства экспертизы.
Таким образом, при определении места производства предварительного расследования необходимо руководствоваться положениями ст. 152 УПК, учитывая при этом специфику преступлений, имеющих трансграничный характер, а также цели и задачи, которые ставятся перед уголовным судопроизводством.
Теги: Место совершения преступления
Адвокат: Тимошенко Юлия Александровна

К оглавлению 1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд

Статья 152. Место производства предварительного расследования

1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.

2. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

3. Если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

4. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

5. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности.

1. Комментируемая статья устанавливает правила территориальной подследственности. Место производства расследования правомерно обозначать термином «подследственность», в силу прямого указания на данный термин в ч. 5 комментируемой статьи.

Территориальная подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства. Место производства расследования определяется для обеспечения оптимального режима всесторонности, объективности и полноты расследования.

В отличие от УПК РСФСР (ст. 41 УПК) в настоящем Кодексе место производства предварительного расследования не определяет территориальную подсудность уголовного дела (ст. 32 УПК). Однако влияние подследственности на подсудность остается на практике (см. комм. к ст. 32) и закреплено в некоторых международных нормах (ст. 77 Минской Конвенции 1993 г. — см. комм. к ст. 33).

2. По общему правилу предварительное расследование производится в том месте, где окончено деяние вне зависимости от места наступления преступных последствий. Место окончания деяния определяется территорией органа расследования, на которой совершено последнее действие, входящее в объективную сторону состава преступления; или на которой должны были быть совершены действия при преступном бездействии.

Например, преступник с территории участка № 1 произвел выстрел в потерпевшего, который находился на территории участка № 2. Несмотря на место нахождения трупа потерпевшего (последствия) предварительное следствие должно производится в участке № 1.

Об исключениях см. комм. к ч. 4-5 ст. 152.

Распределение территории между одноименными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными актами с учетом административно-территориального деления.

В начале расследования территориальная подследственность устанавливается вероятно, приблизительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или в который дело направлено прокурором). При установлении иной подследственности применяются правила ч. 5 ст. 152 УПК.

3. Часть 1 комментируемой статьи содержит норму о производстве следственных или розыскных действий вне места предварительного расследования.

Поскольку сам термин «следственные действия» в Кодексе точно не определен, представляется возможным применять данную норму и для некоторых процессуальных действий (с учетом п. 4 ч. 2 ст. 38; п. 32 ст. 5 УПК).

Для производства действий вне места расследования предусматривается два способа: выезд в другую местность самого следователя или дознавателя либо направление в другую местность поручения. Выбор способа определяется самим следователем (дознавателем) так, чтобы не происходило отчуждение своих исключительных процессуальных полномочий (переложение своих функций на другого). Поручение процессуальных действий является определенным изъятием из принципа непосредственности (см. комм. к ст. 240), поэтому его пределы должны быть ограничены. Иначе институт подследственности теряет всякий смысл — можно все поручить другому органу, которому дело неподследственно.

Следователь обязан лично выполнить процессуальные действия (и не имеет право поручить их выполнение другому), когда:

а) необходимо произвести большой объем следственных действий;

б) следственные или иные процессуальные действия связаны с оценкой доказательств в их совокупности, т. е. с принятием решений, определяющих направление расследования. Так, нельзя поручать действия: по принятию решений (избрание меры пресечения, назначение экспертизы, признание потерпевшим и др.); по проведению значимых для формирования позиции сторон действий (допрос обвиняемого, предъявление обвинения); связанных с передачей всего уголовного дела (ознакомление с материалами оконченного расследования).

4. Поручение следователя или дознавателя (отдельное поручение) — это его письменное обращение к другому органу расследования с предписанием о производстве процессуальных или розыскных действий в связи с расследуемым уголовным делом.

Кодекс предусматривает два вида поручений следователя: поручения органу дознания по месту производства следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) и поручение органу дознания или другому следователю вне места следствия (ч. 1 ст. 152 УПК). При этом вне места следствия поручение может быть дано как следователю, так и органу дознания.

Поручено может быть производство процессуальных действий или розыскных действий.

При поручении производства процессуальных действий следует учитывать, что:

1) на исполнителя поручения распространяются правила об отводе (ст. 61, 67 УПК);

2) необходимо обеспечивать права участников процесса на их присутствие при исполнении поручения. Так, если следственное действие производится по ходатайству потерпевшего (п. 9 ч. 2 ст. 42 УПК), гражданского истца (п. 10 ч. 4 ст. 44), подозреваемого (п. 9 ч. 4 ст. 46), обвиняемого (п. 10 ч. 4 ст. 47), защитника (п. 5 ч. 1 ст. 53), то они имеют право в нем участвовать. Если следственное действие производится с участием подозреваемого (например, допрос подозреваемого) то исполнитель поручения обязан уведомить его защитника о времени и месте производства следственного действия. Не обеспечение права на участие защитника является существенным нарушением УПК (ч. 3 ст. 7 УПК) и влечет недопустимость полученных доказательств;

3) кроме следственных действий (в узком смысле этого слова) может быть поручено выполнение иных процессуальных действий:

а) по ознакомлению лиц с постановлением о признании их участником уголовного процесса и разъяснений ему прав и обязанностей;

б) по исполнению мер процессуального принуждения (задержания, наложения ареста на имущество, отобрание обязательства о явке, привода);

в) по обеспечению мер выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 158 УПК). Это могут быть требования о проведении органом дознания специальных обследований по месту жительства, учебы или работы обвиняемого, поручения по осуществлению контроля за исполнением представлений следователя, например, поручения органу государственной противопожарной службы об осуществлении регулярного наблюдения за устранением указанных в представлении недостатков, о проведении контрольных обследований объекта.

Поручение о производстве розыскных или оперативно-розыскных действий может преследовать цель установления личности преступника или места его нахождения, установления подлежащего аресту имущества или источников доказательств (п. 38 ст. 5; п. 4 ч. 2 ст. 38). Розыскные меры могут осуществляться по поручению следователя путем процессуальных действий или оперативно-розыскных мероприятий. Однако оперативные подразделения самостоятельно выбирают конкретные средства и методы для исполнения поручения и перечень ОРМ.

Следователь не должен поручать производство таких гласных розыскных действий, которые ему целесообразно выполнить лично, например, получить сведения из криминалистических учетов.

Форма поручения следователя предусмотрена приложением 45 к ст. 476 УПК. Оно должно быть мотивированным, учитывая общие требования к процессуальным решениям (ч. 4 ст. 7 УПК). К поручению могут прилагаться необходимые материалы: а) обеспечивающие обоснованность и законность исполнения поручения (постановление о задержании, постановление о приводе, постановление о наложении ареста на имущество), б) обеспечивающие тактику выполнения поручения (копии процессуальных документов, планы следственных действий, справки о личности допрашиваемых).

Десятисуточный срок выполнения поручения может быть изменен самим поручителем или продлен. Исполнение поручения о производстве процессуальных действий должно быть совершено в пределах срока предварительного расследования (ч. 3 ст. 209). Розыскные действия (не сопряженные с процессуальным принуждением) могут быть выполнены и по приостановленному делу (ст. 210). За неисполнение или несвоевременное исполнение поручения исполнитель может быть подвергнут дисциплинарной ответственности.

5. В Кодексе не решен вопрос о том, какой орган по территориальности должен давать разрешение на принудительные процессуальные действия при выполнении поручений. В тех случаях, когда решение принимается без участия обвиняемого или подозреваемого целесообразно получать разрешение прокурора и суда по месту производства расследования (ч. 2 ст. 165). Когда в заседании необходимо обеспечить участие самого обвиняемого или подозреваемого, разрешение дает суд по месту производства процессуального действия (ч. 4 ст. 108).

6. Части 3 и 4 комментируемой статьи предусматривают исключения из общего правила территориальной подследственности. Для обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения его сроков предварительное расследование может производится по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений (а не последнего), по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Вопрос об изменении общего правила территориальной подследственности решается прокурором. По смыслу п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор вправе передать уголовное дело другому органу расследования и вообще без соблюдения территориальной подследственности (разумеется, если эта передача обеспечивает лучшие условия для всесторонности, полноты объективности расследования).

7. Часть 5 комментируемой статьи содержит общее правило передачи дела по подследственности как территориальной, так и предметной (так как термин «подследственность» явно относится к называнию ст. 151 УПК).

Передача дела происходит через прокурора и только при отсутствии неотложной ситуации (приложение 166 к ст. 476 УПК). В противном случае следователь или дознаватель выполняет неотложные следственные действия. Об этом см. комм. к ст. 157, ч. 5 ст. 165.

Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации.

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении.

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии
со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении.

Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении.

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

2. Указанные в частях 1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

5) утратил силу;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В. Нечаев, кандидат юридических наук.

Условие повышения эффективности взаимодействия органов предварительного следствия и дознания — установление и соблюдение сроков исполнения поручений следователя. Этому в немалой степени может способствовать их законодательное закрепление.

В ст. 157 УПК РФ не указан срок исполнения поручения следователя. В правоприменительной же практике существует устойчивое мнение, что он составляет 10 суток. Однако он установлен законом только для поручений, исполнение которых предполагается вне места производства предварительного следствия (ст. 152 УПК). Можно предположить, что учитывается и время на пересылку ответа следователю.

Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений (утверждена Приказом МВД РФ от 20 июня 1996 г. N 334) более категорична: срок исполнения поручения не должен превышать 10 суток. Вместе с тем она предлагает и механизм его корректировки: при невозможности выполнения поручения за этот период следователь и руководитель соответствующего подразделения определяют срок с учетом обстоятельств дела (п. 4.1.10).

В науке единой точки зрения по этому вопросу не сформировалось. Одни ученые высказываются за установление общего десятидневного срока исполнения поручений следователя, оставляя за последним право его продления в случае необходимости по согласованию с органом дознания.

Другие отстаивают более дифференцированный подход, в основу которого положена зависимость сроков исполнения поручения от характера предполагаемых розыскных и следственных действий и сложившейся следственной ситуации. Соответственно временные рамки варьируются здесь от одних суток при расследовании по «горячим следам» до предельного срока расследования при выполнении особо сложных розыскных заданий. С таким подходом при всей его кажущейся простоте согласиться трудно. Вряд ли на практике всегда возможно заранее установить границу между «относительно сложным»,»сложным» и «особо сложным» розыскным заданием, определить развитие оперативной обстановки. Кто может гарантировать, что первое не перерастет во второе или третье?

На наш взгляд, следует согласиться с неоднократно высказываемым в литературе предложением, чтобы в каждом случае следователь определял срок исполнения своего поручения самостоятельно, а в случае его невыполнения устанавливал новый с учетом мнения органа дознания <1>. На целесообразность подобного подхода указывают и 49% опрошенных нами следователей.

<1> См.: Есина А.С. Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя? // Российский следователь. 2002. N 2. С. 6; Хомков В.П., Капинус Н.И. Отдельные поручения следователя органу дознания // Актуальные проблемы досудебного производства по уголовным делам: Сб. науч. трудов. М.: Академия управления МВД РФ, 1999. С. 172.

Не менее важна проблема качественного исполнения поручений следователя, тем более что УПК РФ процессуальных гарантий на этот счет не содержит. Это при том, что 33% опрошенных следователей в основном недовольны своевременностью и качеством выполнения данных ими поручений.

Прежде всего нет прямых указаний о полномочиях следователя по обеспечению своевременности исполнения данных им заданий. Отсюда различие в трактовках такого рода полномочий. Одни считают, что имеющиеся законодательные формулировки лишают следователя возможности контролировать исполнение поручений. Другие полагают, что он вправе осуществлять контроль за исполнением поручений.

Более четко этот вопрос прописан на ведомственном уровне, хотя и здесь далеко до совершенства. Так, Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений закрепляет полномочия по контролю за качественным и своевременным выполнением отдельных поручений следователя лишь за начальником криминальной милиции, начальником милиции общественной безопасности в пределах их компетенции (п. 3.3.3).

Более широкие полномочия следственному аппарату дает Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп, которое возлагает осуществление контроля за своевременным и полным выполнением поручений и указаний следователей СОГ (бригады) на руководителя СОГ (бригады), начальника следственного подразделения и территориального органа дознания. Надзор за законностью исполнения поручений обеспечивается прокурором (п. 5.2).

Думается, что следует согласиться с позицией авторов, которые указывают на необходимость закрепления в УПК РФ санкций за неисполнение поручений и постановлений следователя, что сказалось бы на качестве исполнения обоснованных решений следователей. В целом соответствующую статью в УПК можно было бы представить примерно в следующей редакции.

«Поручение следователя

  1. В случае необходимости производства отдельных следственных действий в другом месте, производства розыскных или оперативно-розыскных мероприятий следователь вправе поручить производство этих действий соответственно органу предварительного следствия и дознания, который обязан выполнить это поручение в установленный срок.
  2. Срок исполнения поручения определяется следователем исходя из характера поручения, сложившейся следственной ситуации и реальных возможностей органов предварительного следствия и дознания. По их ходатайству следователь может продлить срок исполнения поручения. В любом случае срок исполнения поручения не может превышать срока предварительного следствия.
  3. Следователь имеет право осуществлять контроль за соблюдением исполнителем сроков выполнения поручений и давать указания по устранению недостатков, допущенных при оформлении соответствующих процессуальных документов и иных материалов».