Порядок принятия поправок к конституции РФ

Содержание

О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации

(с изменениями на 8 марта 2015 года)

Принят
Государственной Думой
6 февраля 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
18 февраля 1998 года

Глава I. Общие положения

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии со статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации.

2. Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации устанавливается в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и федеральным конституционным законом о референдуме Российской Федерации.
Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации устанавливается статьей 137 Конституции Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Статья 2. Форма нормативного правового акта о поправке к Конституции Российской Федерации

Статья 2. Форма нормативного правового акта о поправке к Конституции Российской Федерации

1. Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (далее — поправки (поправка) к Конституции Российской Федерации) принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

2. Под поправкой к Конституции Российской Федерации в настоящем Федеральном законе понимается любое изменение текста глав 3-8 Конституции Российской Федерации: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации. Одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста.

3. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации получает наименование, отражающее суть данной поправки.

Глава II. Порядок внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации

Глава II. Порядок внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации

Статья 3. Требования к предложению о поправке к Конституции Российской Федерации

Статья 3. Требования к предложению о поправке к Конституции Российской Федерации

1. Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции Российской Федерации, в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений глав 3-8 Конституции Российской Федерации.

2. Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции Российской Федерации.

3. Если поправка к Конституции Российской Федерации требует внесения изменений в другие статьи глав 3-8 Конституции Российской Федерации, то предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать также текст новой редакции или предложение об изменении текста статей (частей, пунктов статей) Конституции Российской Федерации, необходимость изменения либо дополнения которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.

4. Если поправкой к Конституции Российской Федерации из текста Конституции Российской Федерации исключаются глава, статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст заменяется словами «Исключен (исключена) поправкой к Конституции Российской Федерации» с указанием наименования закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При этом номера и наименования исключаемых глав, номера исключаемых статей или их частей или буквы, обозначающие исключаемые пункты, сохраняются.

5. Вместе с проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки.

Статья 4. Принятие предложения о поправке к Конституции Российской Федерации к рассмотрению Государственной Думой

Статья 4. Принятие предложения о поправке к Конституции Российской Федерации к рассмотрению Государственной Думой

1. Поступившее в Государственную Думу предложение о поправке к Конституции Российской Федерации направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.

2. По результатам проверки указанный комитет Государственной Думы вносит предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.

Глава III. Порядок принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

Глава III. Порядок принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

Статья 5. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

Статья 5. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

1. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляется в трех чтениях.

2. Проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации).

Статья 6. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в Совете Федерации

Статья 6. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в Совете Федерации

1. Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.

2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

3. В случае отклонения Советом Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии.

Статья 7. Опубликование для всеобщего сведения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

Статья 7. Опубликование для всеобщего сведения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.

Статья 8. Направление закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации *8)

Статья 8. Направление закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации не позднее пяти дней со дня его принятия направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения.

Глава IV. Порядок одобрения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации

Глава IV. Порядок одобрения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации

Статья 9. Рассмотрение закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации

Статья 9. Рассмотрение закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в порядке, устанавливаемом данным органом самостоятельно, обязан рассмотреть закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в срок не позднее одного года со дня его принятия.

Статья 10. Направление постановления о законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в Совет Федерации

Статья 10. Направление постановления о законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в Совет Федерации

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в течение четырнадцати дней со дня принятия постановления о законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации направляет данное постановление в Совет Федерации.

Глава V. Вступление в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

Глава V. Вступление в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

Статья 11. Установление результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

Статья 11. Установление результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

1. Совет Федерации ведет учет данных о рассмотрении закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации со дня его направления в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

2. Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, устанавливает результаты этого рассмотрения.

3. Установление результатов рассмотрения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации оформляется в соответствии с регламентом Совета Федерации.

4. Президент Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд Российской Федерации, который рассматривает такие споры в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ.
Заявитель, подавший жалобу в Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, немедленно извещает об этом Совет Федерации и Президента Российской Федерации.
В случае подачи жалобы закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации не направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования до вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации.

5. В случае вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации, требующего пересмотра постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, Совет Федерации на своем очередном заседании повторно рассматривает данный вопрос в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи.

Статья 12. Подписание и официальное опубликование Президентом Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

Статья 12. Подписание и официальное опубликование Президентом Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

1. Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

2. Президент Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подписывает его и осуществляет официальное опубликование.

3. При официальном опубликовании закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации указываются наименование закона, даты его одобрения Государственной Думой, Советом Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, дата его подписания Президентом Российской Федерации и регистрационный номер.

Статья 13. Дата вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

Статья 13. Дата вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

Статья 14. Внесение принятой поправки к Конституции Российской Федерации в текст Конституции Российской Федерации

Статья 14. Внесение принятой поправки к Конституции Российской Федерации в текст Конституции Российской Федерации

1. Принятая поправка к Конституции Российской Федерации подлежит внесению Президентом Российской Федерации в текст Конституции Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляет официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

Глава VI. Заключительные положения

Глава VI. Заключительные положения

Статья 15. Возможность повторного внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации

Статья 15. Возможность повторного внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации

В случае, если закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации не получит одобрения законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
4 марта 1998 года
N 33-ФЗ
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Москва. 22 сентября. INTERFAX.RU — Президент России Владимир Путин внес в Государственную Думу пакет законопроектов в развитие поправок в Конституцию, сообщает комитет по государственному строительству и законодательству.

В пакет входят проект федерального конституционного закона (ФКЗ) «О правительстве РФ», поправки в ФКЗ «О Конституционном суде РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», а также проект ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» и проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

В частности, законопроектом «О правительстве РФ» определяется статус кабмина, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Проект закона устанавливает новый порядок назначения на должность членов правительства, предусматривающий усиление роли парламента; порядок освобождения от должности членов кабмина; порядок прекращения его полномочий, в том числе в связи с выражением Государственной Думой недоверия правительству.

Кроме того, в развитие положений Конституции законопроектом закрепляются новые полномочия правительства в области социального обеспечения, защиты семьи и детства, здравоохранения, взаимодействия с институтами гражданского общества и иных областях.

Президент в соответствии с Конституцией осуществляет общее руководство правительством, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие правительства и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.

Председатель кабмина возглавляет правительство, определяет основные направления его деятельности и организует его работу. Он несет персональную ответственность перед президентом за осуществление возложенных на кабмин полномочий.

Согласно проекту закона, президент осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которые относятся к «силовому блоку». Руководство деятельностью других министерств и ведомств осуществляет правительство.

Законопроект закрепляет прописанную в обновленной Конституции процедуру формирования правительства — председатель, его заместители и федеральные министры (кроме министров «силового блока») назначаются президентом после их утверждения Госдумой.

Кандидатура председателя правительства выдвигается президентом, а кандидатуры вице-премьеров и министров — председателем правительства. Президент обязан их назначить, но вправе в последующем отстранить любого.

Кроме того, президент предлагает внести поправки в ст. 1 и 16 ФЗ «О федеральной службе безопасности», ст. 12 и 17 ФЗ «О внешней разведке» и в ФЗ «О безопасности» и в ФЗ «О прокуратуре РФ».

Официальными представителями президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального собрания назначены сопредседатели рабочей группы по поправкам к Конституции: председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, академик РАН Талия Хабриева.

Фото: kremlin.ru

Президент России Владимир Путин в понедельник подписал большой пакет законов, ранее принятых Государственной думой и одобренных Советом Федерации. Соответствующие документы опубликованы на портале правовых актов.

Индивидуальное ОСАГО

Так, среди одобренных главой государства документов оказался закон об ОСАГО, предусматривающий индивидуализацию страховых тарифов. Как сообщал L.R, в соответствующие критерии теперь будут входить особенности вождения, опыта, стажа, соблюдения ПДД, количества ДТП, иные критерии, характеризующие водителя. Для автовладельцев, которые добросовестно управляют своими машинами и не нарушают ПДД, тарифы будут ниже, а для тех, кто постоянно нарушает правила и попадает в ДТП, — выше. В частности, повышать цену полиса можно будет за превышение скорости более чем на 60 км/ч, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу и опьянение. В Госдуме отмечали, что нововведения смогут снизить стоимость страховки для большинства аккуратных водителей.

Возраст ректора

Путин подписал закон об увеличении предельного возраста ректоров вузов с 65 до 70 лет без права продления (L.R писал об этой законодательной инициативе ). Закон также ограничивает количество сроков, в течение которых один и тот же человек вправе быть ректором одного и того же вуза. Теперь он может занимать эту должность не более трех сроков. При этом вводится норма о том, что в отдельных случаях срок пребывания ректора или руководителя научной организации в должности может продлеваться и по достижении им возраста 70 лет. Речь, в частности, идет о ректорах МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ. Новые нормы должны вступить в силу с 1 июля 2020 года.

Новеллы для собственников недвижимости

Кроме того, Путин одобрил закон, позволяющий проводить онлайн-собрания собственников жилья. Отныне им не нужно будет собираться во дворе или подъезде для того, чтобы проголосовать по наболевшим вопросам. Теперь это можно будет сделать заочно с использованием государственной информационной системы ЖКХ и специальных региональных онлайн-платформ. Они должны заработать не позднее 1 июля 2021 года.

Одновременно внесены изменения в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с поправками сведения об открытии банковского счета товарищества теперь должны быть указаны в решении о его учреждении. На общем собрании члены товарищества могут принять решение об обращении с заявлением о госрегистрации прав на объекты недвижимости, расположенные на их территории и являющиеся имуществом общего пользования.

Новые права АСВ

Также президент подписал закон о расширении системы страхования вкладов. Отныне Агентство по страхованию вкладов (АСВ) сможет задним числом снижать ставки страховых взносов, которые банки делают в фонд обязательного страхования вкладов. Вкладчики в ряде случаев смогут получать страховое возмещение в повышенном размере, а именно — в размере полной суммы, подлежащей страхованию, но не превышающей 10 млн рублей. Документ распространяется и на НКО социальной направленности, сумма их возмещения не может превышать 1,4 млн рублей.

Разряды присвоят не всем

Наконец, Путин подписал закон о присвоении разрядов для профессий и должностей, занятие которых требует прохождения профессионального обучения. Уточняется, что в документах о квалификации людей, получивших профессию рабочего или служащего, будет указываться разряд (класс, категория) только в том случае, если они должны присваиваться. Ранее закон «Об образовании» предписывал присваивать их в обязательном порядке по результатам профобучения.

Порядок внесения, принятия, обнародования и вступления в силу законов Кировской области регулируется Федеральным законом от 06.10.1999 № «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Уставом Кировской области, Регламентом Законодательного Собрания.

Внесение законодательной инициативы

Право законодательной инициативы в соответствии с Уставом области принадлежит:

  • депутатам Законодательного Собрания,
  • Контрольно-счетной палате области,
  • Губернатору области,
  • Правительству области,
  • представительным органам муниципальных образований,
  • областному суду по вопросам его ведения,
  • прокурору области по вопросам его полномочий,
  • Избирательной комиссии области по вопросам избирательного права и избирательного процесса;
  • Уполномоченному по правам человека в Кировской области по вопросам его компетенции;
  • гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в органах регистрационного учета граждан на территории области при наличии подписей, собранных в порядке, предусмотренном законом области о референдуме, (в количестве не менее двух процентов от числа граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме Кировской области);
  • депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от Кировской области;
  • членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Кировской области;
  • Общественной палате Кировской области.

Право законодательной инициативы осуществляется внесением в Законодательное Собрание:

  • проекта закона;
  • проекта закона о внесении изменений в действующие законы области, о признании законов области утратившими силу, о приостановлении действия законов области;
  • поправок к законопроектам;
  • законодательного предложения депутата Законодательного Собрания.

До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право отозвать внесенный им законопроект.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Председатель Законодательного Собрания направляет поступивший законопроект в ответственный комитет и правовое управление аппарата Законодательного Собрания.

Правовое управление аппарата Законодательного Собрания осуществляет его правовую экспертизу на соответствие действующему законодательству.

Заключение правового управления аппарата Законодательного Собрания направляется председателю ответственного комитета.

Ответственный комитет, рассмотрев законопроект и заключение правового управления, принимает решение рекомендовать Законодательному Собранию принять законопроект в первом чтении (или сразу в двух чтениях) либо отклонить законопроект.

Рассмотрение Законодательным Собранием законопроекта в первом чтении состоит из: выступления субъекта законодательной инициативы (его представителя) с докладом о необходимости принятия акта; содоклада представителя ответственного комитета; рассмотрения заключений на законопроект; обсуждения законопроекта депутатами и иными лицами.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание принимает решение:

  1. принять проект закона;
  2. отклонить законопроект.

В случае принятия законопроекта в первом чтении устанавливается срок представления поправок к законопроекту в ответственный комитет, на который возлагается работа с поправками к законопроекту и подготовка его к рассмотрению Законодательным Собранием во втором чтении.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в письменном виде в ответственный комитет.

Организационное управление аппарата обобщает поступившие поправки и формирует таблицу поправок.

Правовое управление аппарата рассматривает законопроект, принятый в первом чтении, с учетом поступивших поправок, при необходимости готовит заключение.

Для работы над законопроектом, принятым Законодательным Собранием в первом чтении, могут создаваться рабочие группы. Рабочая группа, созданная для работы над законопроектом, принятым в первом чтении, рассматривает поступившие поправки к законопроекту и принимает рекомендации о принятии или отклонении поправок. Рекомендации рабочей группы направляются в ответственный комитет.

Ответственный комитет рассматривает поступившие поправки, заключение правового управления, рекомендации рабочей группы и принимает решение рекомендовать Законодательному Собранию принять либо отклонить поправки.

На пленарном заседании после голосования по поправкам, одобренным ответственным комитетом, рассматриваются поправки, рекомендованные им к отклонению.

После голосования по поправкам, рекомендованным ответственным комитетом к отклонению, рассматриваются поправки, решение по которым комитетом не принято.

Поправки к законопроекту, не набравшие при голосовании установленного для принятия числа голосов, считаются отклоненными.

При рассмотрении законопроекта во втором чтении с учетом предложения ответственного комитета принимается одно из следующих решений:

  1. закон принять в целом;
  2. законопроект отклонить;
  3. законопроект оставить в процедуре второго чтения;
  4. законопроект принять во втором чтении.

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Основанием для рассмотрения законопроекта в третьем чтении (в случае принятия законопроекта во втором чтении) является необходимость устранения внутренних противоречий путем внесения поправок, либо если в процессе второго чтения возникла необходимость изменения содержания законопроекта без изменения предмета правового регулирования.

Подготовку законопроекта к третьему чтению осуществляет ответственный комитет.

К третьему чтению депутатам Законодательного Собрания и субъектам права законодательной инициативы представляется окончательный текст законопроекта.

По окончании рассмотрения законопроекта в третьем чтении проводится голосование по вопросу о принятии закона в целом.

Если по итогам голосования предложение о принятии закона в целом не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с рассмотрения.

Подписание и вступление закона в силу

Законы области, принятые Законодательным Собранием, в течение десяти календарных дней со дня принятия направляются Губернатору для подписания и обнародования.

Губернатор подписывает закон области либо мотивированно отклоняет его в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления указанного Закона. После подписания закон подлежит официальному опубликованию.

Рассмотрение закона, отклоненного Губернатором области

Закон, отклоненный Губернатором области, возвращается в Законодательное Собрание.

Председатель Законодательного Собрания направляет отклоненный Губернатором закон вместе с его мотивированным заключением на рассмотрение в ответственный комитет, который рассматривает их в течение 14 дней, дает свое заключение и может рекомендовать Законодательному Собранию:

  1. согласиться с основаниями решения Губернатора области и снять закон с дальнейшего рассмотрения;
  2. принять закон с учетом предложений Губернатора области;
  3. создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Губернатору области направить для работы в ней своих представителей;
  4. одобрить закон в ранее принятой редакции.

Председатель Законодательного Собрания после получения заключения комитета включает вопрос о рассмотрении закона области в повестку очередного пленарного заседания.