После среднее образование

Образование — Уровни образования

Страница 2 из 8

I уровень (прогимназия) — начальное общее образование (1-4 классы, нормативный срок обучения 4 года) обеспечивает развитие обучающихся, овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями, навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

В прогимназии вводятся развивающие программы, которые позволяют подготовить обучающихся к успешному освоению учебных программ на последующих ступенях.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

Основные результаты обучения и воспитания обучающихся прогимназии:

  • личностные — готовность и способность обучающихся к саморазвитию
  • метапредметные — освоение обучающимися УУД (познавательными, регулятивными, коммуникативными),
  • предметные — освоенный в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний.

II уровень — основное общее образование (5-9 классы, нормативный срок обучения 5 лет) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Основное общее образование включает два блока:

  1. 5-6 классы, основная цель — адаптация обучающихся к новым организационным формам обучения;
  2. 7-9 классы, основная цель — предпрофильная подготовка обучающихся.

Цели обучения на втором уровне образования:

  • формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
  • повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, диагностика и развитие общих и специальных способностей;
  • выявление детей с высоким уровнем познавательных способностей и возможностей для последующего обучения в профильных классах за счет обучения по углубленным программам, сопровождаемого диагностикой и тестированием;
  • определение профиля последующего обучения, наиболее соответствующего личным качествам обучающегося.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования.

III уровень — среднее общее образование — (10-11 классы, профильное обучение, нормативный срок обучения 2 года) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающее дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам социально-гуманитарного, физико-математического, информационно-технологического профилей, освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Цели обучения на третьем уровне образования:

  • развитие оптимальных условий для получения полноценного среднего (полного) общего образования с углубленным изучением ряда профильных предметов и освоением навыков поисково-исследовательского характера;
  • профильная ориентация обучающихся; реализация индивидуальных образовательных программ.

Среднее общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования

В дополнение к обязательным предметам в рамках государственного образовательного стандарта вводятся предметы по выбору самих обучающихся (элективные курсы, факультативы) в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Виды образовательных учреждений:

Начальная общеобразовательная школа

(реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

Основная общеобразовательная школа

(реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

Средняя общеобразовательная школа

(реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

(реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

Гимназия

(реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

Глава 3. Образовательные программы и уровни образования

1. Гражданам Республики Казахстан гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно.

2. Исключение из государственных дневных общеобразовательных учебных заведений детей до шестнадцатилетнего возраста допускается в исключительных случаях по решению органов управления образованием за совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава организации образования. Решение об исключении детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принимается с согласия органов опеки и попечительства.

3. Среднее образование является основным уровнем в системе непрерывного образования и включает среднее общее, начальное профессиональное и среднее профессиональное образование. Для обеспечения обязательности и доступности среднего образования государство способствует сохранению и развитию организаций среднего образования.

В первый класс школы дети принимаются с шести или семи лет.

Указанные ступени могут функционировать вместе или самостоятельно. Они реализуют соответственно начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Образовательные программы дошкольного образования, начальной, основной и старшей ступеней общеобразовательного учебного заведения являются преемственными, каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Примечание

5. Вариативность среднего общего образования, формирование широкой образовательной инфраструктуры достигается путем создания различных видов и типов средних общеобразовательных организаций: общеобразовательная школа, гимназия, лицей, школа — гимназия, школа — лицей и другие.

Примечание

6. Начальное профессиональное образование приобретается в профессиональных школах и профессиональных лицеях на базе основного общего образования, сочетается с получением среднего общего образования и направлено на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по различным направлениям трудовой деятельности.

Срок обучения в профессиональной школе составляет два — три года, в профессиональном лицее — три года, по особо сложным профессиям, а также для работ, связанных с обслуживанием уникального оборудования, — до четырех лет.

Начальное профессиональное образование по отдельным профессиям может базироваться на среднем общем образовании с сокращенными сроками обучения.

Профессиональное обучение может осуществляться непосредственно на производстве, в учебно — производственных комбинатах, в учебных центрах, на курсах и в других учебно — производственных структурах подготовки рабочих при наличии лицензии на право осуществления образовательной деятельности, выданной в установленном порядке.

Примечание

7. Среднее профессиональное образование приобретается в колледжах, училищах на базе основного общего образования на конкурсной основе, сочетается с получением среднего общего образования и направлено на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием.

Срок обучения в колледже, училище — три — четыре года. Граждане, имеющие среднее общее образование, начальное профессиональное образование по родственным специальностям, могут получать среднее профессиональное образование по сокращенным, ускоренным программам.

В колледжах, училищах могут реализовываться программы среднего общего и начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

Граждане, имеющие среднее профессиональное образование, могут получить на платной основе второе среднее профессиональное образование по сокращенным образовательным программам в сокращенные сроки.

В колледжах и училищах создаются республиканские учебно — методические объединения по родственным специальностям.

Примечание

8. В пределах профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования реализуется государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Всего найдено: 70

Вопрос № 303570

Ответ справочной службы русского языка

Верно: я окончила 7 классов.

Вопрос № 298910

Добрый день! Как будет сказать правильней «Я окончила университет по специальности юрист», или «по профессии юрист»?

Ответ справочной службы русского языка

Возможно: окончила университет со специальностью «юрист».

Вопрос № 298771

Наиболее крупные свои произведения Л. Толстой написал после того, как окончил военную службу. Какой в этом СПП союз? Какое по структуре придаточное? Неполное?

Ответ справочной службы русского языка

«Справка» не выполняет домашних заданий.

Вопрос № 298091

Здравствуйте! Как правильно: закончил школу или окончил школу и проч. ?

Ответ справочной службы русского языка

Употребительнее: окончил школу.

Вопрос № 297570

Добрый день! Можно ли писать «окончил факультет» (а не курс такой-то факультета)? Заведомо благодарен. Андрей

Ответ справочной службы русского языка

Это сочетание корректно и широко употребляется.

Вопрос № 297480

Здравствуйте, уважаемая «Грамота.ру» писала на выходных, но ответа нет, очень прошу помогите поалуйста. Дело серьезное могут пострадать ребятишки. Вопросами про написание названия школ уже завалили вас, я понимаю, но у меня сложный случай. Для аттестата надо возвести в винительный падеж следующее название — муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск, средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Сарабея. В названии присутствует родовое наименование «учреждение» обозначающее организационно-правовой вид деятельности, если бы средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Сарабея была бы в кавычках вопросов бы не было, но по уставу без кавычек и по правилам русского языка есть такие методические рекомендации, что если в наименовании учреждения есть слово «имени» то кавычки не ставятся,т.е.случай трудный и нестандартный и все наши школы предпочитают в таком случае склонять обе части названия но ведь это неправильно, не по русски, если есть родовое слово нельзя склонять вторую часть не смотря на отсутствие кавычек, я права? Подскажите, как правильно в этом случае звучит винительный падеж: 1)закончил муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск, средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Сарабея 2)закончил муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск, среднюю общеобразовательную школу № 4 имени Героя Сарабея источник который гласит что нельзя ставить кавычки если есть в названии слово «имени» я нашла, прдскажите пожалуйста, если правильный ответ № 1, источник на который можно сослаться, что в моем случае винительный падеж применяется только к родовому слову «учреждение»

Ответ справочной службы русского языка

Плохо звучат и создают труднопреодолимые грамматические и орфографические трудности все подобные официальные названия. Чтобы остаться в рамках норм русского языка, предлагаем такой вариант: окончил муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск – среднюю общеобразовательную школу № 4 имени Героя Сарабея. И проверьте, как пишется в соответствии с уставом последняя часть названия.

Вопрос № 296447

Здравствуйте! Как правильно: 1. Ему присвоили звание полковника. Или: Ему присвоили звание «полковник». 2. Он окончил войну в звании майора. Или: Он окончил войну в звании «майор».

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Ему присвоили звание полковника. Он окончил войну в звании майора.

Вопрос № 295062

Нужны ли запятые в скобках? Подобно апостолу Петру, святой Павел окончил свои дни в Риме, с той только разницей, что(,) как римский гражданин(,) он был не распят, но усечен мечом.

Ответ справочной службы русского языка

Запятые нужны.

Вопрос № 292923

Подскажите как правильно: «окончил курс лечения» или «закончил курс лечения»?

Ответ справочной службы русского языка

Верны оба варианта.

См. также: http://new.gramota.ru/spravka/trudnosti?layout=item&id=36_200&v=full

Вопрос № 292211

Здравствуйте! Недавно в поезде один забавный дедуля донимал всех проводниц вопросом: «А как правильно — поездка окончена или поездка завершилась?» Ну, проводницы от ответа уклонялись всячески, а мы всем вагоном посмеялись и предложили ему говорить так, как ему больше нравится. И тем не менее, я задумалась, а как же все-таки правильно? Или правил здесь нет? И ведь возможны еще варианты: во-первых, глагол можно по-разному употребить, в страдательном или в активном залоге (поездка окончена/поездка окончилась), во-вторых, со глаголов значением «конца» существует несколько, насколько я знаю, и какой из них лучше «сочетается» со словом «поездка»?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.

Вопрос № 290525

Добрый день. Я обычный человек, который старается писать грамотно, окончила советскую школу, не филолог, но меня интересуют явления, происходящие в современном русском языке. Как надо относиться к справочнику Лопатина?

Ответ справочной службы русского языка

Подробный ответ о справочниках по правописанию Вы можете найти .

Вопрос № 290367

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в каком числе нужно ставить глагол при неодушевленнызх существительных с числительным? Типа: девять фабрик работало (или работали), семь школ было построено (построены)? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вот что говорится об этом в справочнике Д. Э. Розенталя, Е. В. Джанджаковой, Н. П. Кабановой.

В рассматриваемой конструкции сказуемое может иметь как форму единственного, так и форму множественного числа. Ср.: Вошло семь человек погони… (Лесков). – Наутро пятьдесят семь выходцев подали заявления с просьбой принять в колхоз (Шолохов).

На выбор формы числа, помимо указанных выше условий согласования сказуемого с подлежащим – собирательным существительным, влияет также ряд других условий.

1. Форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, форма множественного числа – на раздельное совершение действия. Ср.: Пять солдат отправилось в разведку (группой). – Пять солдат отправились в разведку (каждый с самостоятельным заданием); К началу экзамена явилось десять студентов. – Десять студентов окончили институт с отличием. Ср. также различное согласование однородных сказуемых в одном и том же предложении: Человек полтораста солдат высыпало из лесу и с криком устремились на вал (Пушкин) (в первом случае характеризуется совместность действия, во втором – раздельность).

2. Форма единственного числа сказуемого указывает на совокупность предметов, форма множественного числа – на отдельные предметы. Ср.: В городе строится пять объектов соцкультбыта (единое нерасчлененное представление о действии). – В крупнейших городах страны строятся еще пять объектов соцкультбыта (расчлененное представление о действии). Ср. также: В крендельной работало двадцать шесть человек… (Горький). – Восемь самолетов полка взлетали попарно, соблюдая очередь (Н. Чуковский). Поэтому при подлежащем, обозначающем большое число предметов и воспринимаемом как одно целое, сказуемое обычно ставится в единственном числе, например: В столовой в одну смену сидело сто человек (Макаренко); Прибыло шестьсот студентов-путейцев (Н. Островский).

3. Форма единственного числа сказуемого употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени и т. д., так как в этом случае имеется в виду единое целое, например: На покраску крыши ушло двадцать килограммов олифы; До конца пути оставалось пятнадцать километров; На выполнение всей работы понадобится шесть месяцев.

4. Сказуемые-глаголы (обычно со значением протекания времени) ставятся в единственном числе, если в составе количественно-именного сочетания (обычно оборота) имеются слова лет, месяцев, дней, часов и т. д., например: Прошло сто лет (Пушкин); Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробило (Тургенев); Вот два года моей жизни вычеркнуто (Горький). Но при другом лексическом значении глагола возможна форма множественного числа сказуемого, например: Десять секунд показались мне за целый час (Л. Толстой).

Вопрос № 289988

Правильно писать Окончил РУДН по специальности «Лечебное дело» или «лечебное дело»?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: по специальности «лечебное дело».

Вопрос № 289707

Здравствуйте. Хочется узнать о правилах написания предложений в скобках. Меня интересует, с какой буквы пишутся предложения, ставится ли точка перед закрывающей скобкой. Просмотрел учебники Розенталя, Лопатина, но там получил ответы не на все вопросы касательно этой темы. То, что нужно писать с прописной буквы и ставить точку перед закрывающей скобкой точку при ремарках в пьесах мне понятно. А в обычном тексте — пишется со стройной буквы в скобках и точка после закрывающей скобки. Но например, у того же Лопатину нашел следующие предложение при оформлении перечня:в) принят в учебное заведение и выбывает для продолжения образования или окончил учебное заведение и по путевке направляется на работу. (Закон о всеобщей воинской обязанности.) Почему предложение, помещенное в скобках пишется с заглавной буквы и в конце ставится точка перед закрывающей скобкой ?

Ответ справочной службы русского языка

Вот цитата из справочника под ред. В. В. Лопатина (раздел «Знаки препинания при вставках»).

Вставная конструкция, будучи самостоятельным предложением или частью текста (ряд предложений), относящаяся к абзацу (текст вставки после открывающей скобки начинается с прописной буквы), выделяется скобками. Перед скобкой, открывающей вставку, ставится необходимый по условиям контекста знак конца предложения. Перед закрывающей скобкой ставится знак, фиксирующий конец вставного предложения: …Так будет дальновиднее… (У Маслова клокотало в горле, хотя говорит он тихо и даже вяло.) Ничего не изменилось, Екатерина Дмитриевна!… Второе: ваш ночной гость сейчас уйдет… Вы хотите спросить — почему я настаиваю на этом? Вот мой ответ… (Он запустил руку в боковой карман засаленного, с оборванными пуговицами, пиджака, вытащил плоский парабеллум и, держа его на ладони, показал Кате.)

Вопрос № 283999

Добрый день! Подскажите как верно пишется: я окончил или закончил университет?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: окончил университет.

Новый статус Российской Федерации на международной арене в качестве правового и социального государства послужил толчком к реформированию практически всех областей жизнедеятельности человека и общества. Одним из основных направлений, требующих безотлагательного регламентирования на национальном законодательном уровне, стала сфера образования, поскольку его приоритетность в настоящее время неоспорима: образование признается основополагающим этапом социализации индивида в процессе становления активным участником социальных и правовых отношений.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) образовательную деятельность, то есть деятельность по реализации образовательных программ, в РФ вправе осуществлять в том числе и образовательные организации как некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых создаются.

Согласно ст. 28 Закона все образовательные организации обладают автономией, под которой понимается их самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законодательством РФ и уставом . Условно говоря, это законодательно регламентированная компетенция образовательной организации в той или иной области правоотношений в процессе осуществления основной деятельности, предусмотренной ее уставом, основные положения которого должны содержать информацию о типе организации, ее учредителях, видах реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и направленности, а также о структуре и компетенции органов управления организацией, порядке их формирования и сроках полномочий .

Все образовательные организации в РФ подразделяются на типы в зависимости от вида реализуемых ими основных и дополнительных программ (ст. 23 Закона).

Первый тип – дошкольные образовательные организации – в качестве основного вида деятельности реализуют программы дошкольного образования и осуществляют присмотр и уход за детьми, а дополнительно вправе предлагать воспитанникам и их законным представителям освоение общеразвивающих программ.

В России существуют следующие виды дошкольных учреждений для детей: 1) ясли-сад принимает малышей по достижении ими двухмесячного возраста, поэтому для них устанавливается особый распорядок дня и проводятся обязательные развивающие занятия с целью обучения элементарным навыкам жизни: самостоятельно ходить, есть, пить, одеваться и т. д.; 2) самым распространенным и популярным видом является детский сад, где дети находятся с утра до вечера, питаются, спят, играют, занимаются, учатся. В большинстве случаев это общеразвивающие дошкольные организации с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); 3) в детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции принимаются дети с различными патологиями: задержкой психического развития, туберкулезной интоксикацией, нарушением опорно- двигательного аппарата, слуха, речи, зрения, интеллекта, часто болеющих детей и т. д. Здесь создаются особые условия содержания и работают специально обученные педагоги и медики, а также проводятся соответствующие консультации для родителей; 4) детский сад комбинированного вида включает в себя несколько групп или направлений развития: общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные; 5) деятельность центра развития ребенка направлена на раскрытие талантов и способностей ребенка, поэтому здесь применяется комплексный подход к организации работы с детьми и нередко используются нетрадиционные программы обучения. Такие центры имеют в своем распоряжении игровые и физкультурно-оздоровительные комплексы, изостудии, компьютерные классы, детские театры, бассейны.

В заключение отметим, что в последние годы в России все большую популярность приобретают новые модели дошкольного образования: дошкольные группы на базе общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования, домашнее образование и др.

Второй тип – общеобразовательные организации – в качестве основного вида деятельности реализуют программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, а дополнительно вправе предлагать обучающимся и их законным представителям освоение дошкольных и дополнительных общеобразовательных программ, а также программ профессионального обучения.

К общеобразовательным организациям относятся:

1) начальная общеобразовательная школа – это первая ступень общего образования, срок освоения которой составляет четыре года. На данном этапе детям дается минимальный набор знаний и умений, необходимых для жизни и работы: чтение, письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение; проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, искусство; со второго класса вводится изучение иностранного языка. За каждым классом закрепляется один учитель, который несет ответственность за класс и ведет большинство предметов;

2) в основной общеобразовательной школе обучение проходит в течение пяти лет следующим образом: по каждому из предметов есть свой учитель, за которым закреплен кабинет; у каждого класса есть классный руководитель, который отвечает за своих учеников и решает организационные вопросы. На этом этапе обучающиеся получают базовые знания по главным направлениям наук, таких как алгебра, геометрия, физика, биология, русский язык и литература, история, география, иностранный язык, музыка, трудовое обучение, физкультура и др.;

3) срок обучения в средней общеобразовательной школе составляет два года; это завершающий среднее общее образование цикл обучения, цель которого – подготовить старшеклассников к поступлению в вуз. В учебный курс средней школы входит дальнейшее изучение части старых предметов и освоение новых дисциплин в зависимости от выбора обучающимся соответствующего профиля.

Необходимо отметить, что многие современные российские школы имеют собственную специфическую направленность при осуществлении образовательной деятельности, что влияет на их организационно-правовую форму и содержание образования . В качестве примера можно привести гимназии, лицеи и центры образования.

Гимназия — это учебное заведение с гуманитарной направленностью, которое имеет более высокий статус, чем обычная школа, так как в дополнение к базовым знаниям ребенку предоставляется возможность многостороннего и универсального развития, благодаря чему он может полностью раскрыть свой личностный потенциал.

Лицей представляет собой учебное заведение с углубленным изучением общеобразовательных предметов, в котором в 10-11 классах организуется вузовская система обучения, включающая лекции, семинары, лабораторные работы, зачеты, экзамены и чтение спецкурсов. В лицеях, прикрепленных к определенным вузам, занятия ведут преподаватели данного вуза.

Центр образования как общеобразовательное учреждение использует инновационные образовательные технологии личностно-ориентированного обучения, которые позволяют в ходе учебного процесса учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, способствуют всестороннему развитию ребенка, воспитывают в нем готовность самостоятельно мыслить и принимать верные решения. В частности, обучающийся вправе свободно высказывать и отстаивать свою точку зрения, выбирать удобную для него форму работы (в паре, группе или индивидуально) и способ усвоения учебного материала (словесный, схематический и др.)

Помимо этого, свои особенности имеют школы с этнокультурным содержанием образования, программы которых учитывают языковые и национальные традиции народов России; религиозные (конфессиональные) школы, где наряду с преподаванием общеобразовательных предметов значительное внимание уделяется изучению религии; вечерние (сменные) школы для работающих обучающихся; вечерние (сменные) школы при исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых колониях для отбывающих наказание в виде лишения свободы; также существуют общеобразовательные, специальные и коррекционные школы-интернаты с круглосуточным пребыванием в них обучающихся и воспитанников, суворовские и нахимовские военные училища и т. д.

Некоторые общеобразовательные организации открывают отделения экстернатов, семейного и надомного обучения.

Таким образом, общеобразовательная школа – это учебное заведение начального, основного и среднего общего образования, которое призвано создавать условия для обучения любой категории учащихся.

Третий тип – профессиональные образовательные организации – в качестве основного вида деятельности реализуют программы среднего профессионального образования, а дополнительно вправе предлагать обучающимся и их законным представителям освоение основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, а также программ дополнительного профессионального обучения.

Напомним, что уровень профессионального образования направлен на подготовку специалистов-практиков и работников среднего звена для всех отраслей экономики. В настоящее время такое образование можно получить на базе основного общего или среднего общего образования в техникумах (училищах), колледжах или в вузах, если вуз реализует программы среднего профессионального образования, в очной, очно-заочной, заочной или дистанционной форме обучения, а также в форме экстерната.

До принятия специального законодательства, регулирующего статус и компетенцию профессиональных образовательных организаций, действует положение, согласно которому в России существует два вида программ среднего профессионального образования: программа базового уровня и программа повышенного уровня.

Программа базового уровня предполагает обучение необходимым минимальным знаниям по конкретной специальности согласно установленным стандартам; в зависимости от профиля подготовки срок освоения данной программы по очной форме обучения на базе среднего общего образования составляет два-три года, на базе основного общего образования – на один год больше, по вечерней или заочной форме – три-четыре года. Выпускнику, получившему среднее профессиональное образование базового уровня, присваивается квалификация «техник».

Программа повышенного уровня дает углубленные, расширенные знания по конкретной специальности, поэтому выпускнику присваивается более высокая квалификация «старший техник» или к базовой квалификации добавляется фраза «с углубленной подготовкой».

В заключение следует отметить, что прием в профессиональные образовательные организации осуществляется на конкурсной основе после подачи заявления с приложением необходимых документов. При приеме на обучение по специальностям, требующим наличия определенных творческих способностей, физических или психологических качеств, проводятся дополнительные вступительные испытания творческой или профессиональной направленности, за исключением предметов ЕГЭ.

Четвертый тип – образовательные организации высшего образования – в качестве основного вида деятельности реализуют программы высшего образования и осуществляют научную деятельность, а дополнительно вправе предлагать обучающимся освоение основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

Обратим внимание, что новый Закон не определяет конкретные виды высших учебных заведений, но и не отменяет тех, которые существовали ранее . Поэтому на данный момент времени в России к основным видам образовательных организаций высшего образования относятся университет, академия и институт.

Университет – это высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру направлений подготовки (специальностей), программы подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников. Университет должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и являться ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

В соответствии со ст. 24 нового Закона в отношении образовательных организаций высшего образования могут устанавливаться следующие категории :

1) федеральный университет (далее – ФУ). Это образовательная организация высшего образования, созданная в форме автономного учреждения на территории федерального округа; это центр науки и образования, который осуществляет подготовку кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов РФ. ФУ функционируют и развиваются на основании положений, предусматривающих условия осуществления и критерии оценки эффективности их образовательной деятельности, интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в мировое образовательное пространство. По состоянию на 2013 г. статус ФУ имеют Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Дальневосточный федеральный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Северо-Кавказский федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет и Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;

2) национальный исследовательский университет (далее – НИУ). Это высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Звание НИУ присуждается на десятилетний срок по результатам конкурсного отбора программ развития вузов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Примечательно, что в случае неэффективной оценки реализации программ развития вуз может быть лишен звания НИУ Правительством РФ. В настоящее время статус НИУ имеют 29 российских вузов, в том числе МИФИ, Высшая школа экономики, МГТУ имени Н. Э. Баумана, Российский государственный медицинский университет и др.;

3) особый правовой статус как уникальные научно-образовательные комплексы и старейшие вузы страны, имеющие огромное значение для развития российского общества, имеют два университета: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (далее – МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (далее – СпбГУ). Согласно п. 1 ст. 24 Закона это ведущие классические университеты РФ, правовое положение которых определяется специальным федеральным законом. Так, МГУ и СпбГУ получили право устанавливать собственные образовательные стандарты, выдавать своим выпускникам дипломы собственного образца с гербовой печатью РФ, ректоров данных вузов назначает Президент РФ сроком на пять лет с возможностью его продления дважды, уставы утверждаются Правительством РФ.

Академия – это высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего образования всех ступеней, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности. Академия должна выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры и являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт – это высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы бакалавриата, специалитета, магистратуры (программы аспирантуры не являются обязательными для реализации). Институты, также как и другие вузы, осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников, но уже только для определенной области профессиональной деятельности. Институт ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования, но их широкий спектр не обязателен.

Все высшие учебные заведения реализуют образовательные программы по определенным направлениям подготовки и специальностям, перечень которых с указанием квалификации утверждается Министерством образования и науки РФ. Поясним, что направления подготовки подразумевают подготовку по программам бакалавриата и магистратуры, а специальности – специалитета и подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и ассистентуре- стажировке. Квалификация же указывает на тот уровень знаний, умений, навыков и компетенции, который характеризует подготовленность выпускника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

В итоге, деятельность образовательных организаций высшего образования обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Пятый тип – организации дополнительного образования – в качестве основного вида деятельности реализуют дополнительные общеобразовательные программы, а также могут предлагать обучающимся и их законным представителям освоение программ дошкольного образования и профессионального обучения.

В настоящее время в инфраструктуру системы дополнительного образования несовершеннолетних входят более шестнадцати тысяч учреждений, в которых обучается около десяти миллионов российских детей в возрасте от шести до восемнадцати лет.

Так, в Волгоградской области действуют следующие учреждения дополнительного образования детей: МОУДОД «Дворец творчества детей и молодежи Красноармейского района Волгограда»; МОУДОД «Детская школа искусств № 1 г. Михайловки»; МУДОД «Детская школа искусств «Гармония»; МОУДОД «Детская школа хореографического искусства Волгограда»; ГБОУДОД Волгоградской области «Центр «Славянка»»; МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Русинка»; МОУДОД «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»; МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи»; МОУДОД «Станция юных техников»; МОУДОД «Центр детского творчества».

В заключение скажем, что к организациям дополнительного образования также относятся общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; вузы; организации дополнительного профессионального образования; организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых; организации социального обслуживания и иные юридические лица.

Шестой тип – организации дополнительного профессионального образования – в качестве основного вида деятельности реализуют дополнительные профессиональные программы, а также могут осуществлять подготовку научно-педагогических кадров, обучать по программам ординатуры, по дополнительным общеобразовательным программам и по программам профессионального обучения. В том числе к ним относятся профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 г. № 499 . Отметим интересующие нас положения данного документа: 1) пункт 4 устанавливает, что организации реализуют дополнительные профессиональные программы на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить его обучение; 2) структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, организационно-педагогические условия и формы аттестации с использованием системы зачетных единиц (п. 9); 3) согласно п. 12 формы обучения и сроки освоения программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании (минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации – шестнадцать часов, а программ профессиональной переподготовки – не менее двухсот пятидесяти); 4) пункт 13 гласит, что дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки в целях изучения национального или зарубежного передового опыта, закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков и умений (это может быть индивидуальная или групповая работа с учебными изданиями, изучение организации и технологии производства, работа с технической или нормативной документацией, выполнение функциональных обязанностей должностных лиц, участие в совещаниях и деловых встречах и т. д.); 5) в соответствии с п. 19 завершается образовательный процесс итоговой аттестацией обучающегося в форме, определяемой организацией самостоятельно (в случае получения положительных результатов выдается удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке; неудовлетворительных – справка об обучении).

Таким образом, в зависимости от определенного направления деятельности и вида реализуемых образовательных программ все образовательные организации РФ подразделяются на отдельные типы; при этом организационно-правовая форма образовательной организации, ее тип, категория и некоторые иные характеристики являются обязательными элементами наименования и должны быть указаны. В итоге установленная Законом типология образовательных организаций России способствует соблюдению основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования и, в первую очередь, обеспечению права каждого человека на образование .

Список литературы

1. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013. – 144 с.

2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 г. № 499//СПС «Консультант-Плюс».

4. Виноградов В. В. Нормативно-правовое регулирование права на бесплатное образование в Российской Федерации: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2010». 21-30 июня 2010 года. Том 13. Юридические и политические науки. – Одесса: Черноморье, 2010. — С. 7-14.