После увольнения из армии

Увольняющийся в запас на приеме у психолога. Фото /PhotoXPress.ru

Изменения условий жизнедеятельности военнослужащего и членов его семьи в связи с увольнением из Вооруженных сил и переходом в гражданский социум касаются различных сторон жизни: географии службы и проживания, бытовых условий, содержания деятельности, социального статуса, уровня притязаний в новой жизни, перспективы дальнейшего развития, круга общения и т.д. Однако в основе всех этих изменений лежат прежде всего изменения в психологии личности конкретного человека, по тем или иным причинам уходящего из привычного для него социума в социум непривычный. Психологическое состояние современного российского офицера, готовящегося к увольнению или уже уволенного с военной службы, во многом определяется тремя группами факторов: состояние экономики страны на современном этапе; готовность гражданского общества к «приему» бывших военнослужащих и членов их семей; степень отношения Министерства обороны РФ к уволенным в запас или отставку военнослужащим и членам их семей.

Основные проблемы:

– радикальное изменение всего образа жизни; переезд на новое место жительства; ухудшение материального положения; потеря жилья и неуверенность в возможности его получения на новом месте; проблемы трудоустройства и необходимость подготовки к жизнедеятельности в новых условиях;

– отсутствие гарантированной занятости после службы; неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки военнослужащих запаса, их трудоустройства; недостаточная практическая реализация льгот и прав граждан, уволенных из Вооруженных сил;

– сохранение у многих кадровых военнослужащих прежних стереотипов действий перед и после увольнения, связанных с ожиданием помощи от государства; привычка рассчитывать на формализованную социальную защиту военной структуры;

– неподготовленность к действиям в условиях новой экономической ситуации в стране, потеря квалификации членами семей военнослужащих; устойчиво негативный имидж бывшего военнослужащего в общественном мнении сотрудников гражданских организаций;

– открытое игнорирование органами военного управления различного уровня проблем бывших военнослужащих; нежелание Министерства обороны РФ участвовать в решении их проблем после увольнения с военной службы и другие.

РЕАКЦИЯ НА УВОЛЬНЕНИЕ

Анализ показывает, что для значительной части военнослужащих и членов их семей увольнение из армии приводит к крушению многих надежд, потере перспективы жизни и развития. Люди, которые с юных лет посвятили себя нелегкой военной службе, как правило, трудно адаптируются к новым условиям. Социально-психологическая адаптация становится для них сложным процессом: необходимо освоить новые социальные роли, сформировать новую идентичность, которая позволит адекватно воспринимать самих себя, свое окружение, обрести новую профессию. Тем более что трудности поджидают бывших военных на каждом шагу. Им трудно ориентироваться в мире гражданских профессий и источниках информации, соотносить свои возможности с требованиями различных видов труда, искать вакантные должности и заключать трудовые договора.

Рубежный момент: увольнение из Вооруженных
сил. Фото с сайта www.mil.ru

Все это приводит к тому, что люди, способные внести достойный вклад в преобразование общества, оказываются социально незащищенной категорией и составляют группу риска. Серьезные трудности с выбором гражданской профессии испытывают до 70% офицеров запаса. Многие из них до года и более остаются без работы. Кроме трудоустройства для полноценного вхождения увольняемых военнослужащих в мир гражданской жизни необходима большая и сложная работа над собой: им надо во многом изменить представление о себе, своем внутреннем мире и мире вокруг, обрести новые стратегии и тактики поведения.

Офицерам, увольняющимся с военной службы, как никакой другой категории граждан необходима грамотная профконсультационная помощь по всем вопросам, связанным с поиском работы, прохождением переподготовки, адаптации к рынку труда и новому рабочему месту. К сожалению, такого рода подготовку не ведут сегодня ни в воинских частях, ни в военкоматах по месту жительства. До 96% бывших военных заявляют, что никакой профконсультационной работы с ними перед увольнением в запас не проводилось.

В целях разработки и реализации таких проектов в рамках Программы социальной адаптации военнослужащих были использованы общие и частные технологии социальной адаптации бывших военнослужащих и членов их семей, к которым относятся технологии их профессиональной ориентации, психологической реабилитации, социально-психологической реабилитации, социально-педагогической адаптации, вовлечения в малое предпринимательство, поддержки малого предпринимательства, трудоустройства, переподготовки и мониторинга.

Для проведения этой работы в ходе реализации Программы социальной адаптации военнослужащих (САВ) был создан центр социально-психологической поддержки «Статус» (г. Одинцово, Московская область), а при каждом уже существующем региональном центре социальной адаптации уволенных военнослужащих работали профессиональные психологи. Они прошли специальную подготовку для работы с увольняемыми военнослужащими, гражданами, уволенными из Вооруженных сил, и членами их семей.

Основными направлениями психологической поддержки, осуществляемой в рамках программы САВ, стали: психологическое консультирование, психокоррекция, профориентация и психотерапия с применением широкого методического арсенала и учетом уникальности личности, ее проблем в контексте жизненной ситуации; психологическое сопровождение предпринимательской деятельности бывших военнослужащих, предприятий малого и среднего бизнеса. Психологи проводили психодиагностику, индивидуальное психологическое консультирование и психотерапию, групповую психотерапию, профконсультирование и профессиональный психологический отбор, социально-психологические тренинги различной направленности, первичную медицинскую диагностику.

Региональные центры САВ и «Статус» в целях эффективной работы были оснащены современным материально-техническим оборудованием. Так, на вооружении специалистов был аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр-03», медицинский диагностический аппаратно-программный комплекс АМСАТ, ряд компьютерных психодиагностических методик. В ходе реализации программы был накоплен опыт, апробированы различные консультационные методики, собрана обширная статистика.

Обобщение основных результатов психологической диагностики социальных проблем бывших военнослужащих позволило определить преобладание в структуре психологических проблем бывших военнослужащих и членов их семей таких моментов, как профориентация и поиск работы, нежелание принять на себя ответственность за свою жизненную ситуацию, частичная психическая дезадаптация, семейные конфликты, слабое развитие коммуникативных навыков, злоупотребление алкоголем, адаптационные невротические реакции и неврозы.

Изучение психологических проблем бывших военнослужащих и их семей показало, что факт увольнения главы семьи с военной службы – болезненный момент и для всех ее членов. У членов семей, обращавшихся к нам, основными причинами стрессовых состояний были отсутствие работы у супругов, отсутствие жилья, алкоголизация одного из супругов, материальные трудности, проблемы в воспитании детей, разводы супругов, отсутствие друзей, связей. Как следствие этих проблем на первом месте среди психологических отклонений – апатии, депрессии, страхи, неврозы и у детей, и у взрослых. Знание этих проблем позволило определить содержание необходимой социально-психологической поддержки бывшим военнослужащим. Кроме того, важной стороной работы в области психологической поддержки являлся тщательный анализ всего предыдущего опыта и личностных качеств офицера запаса, максимально возможный учет их при подборе подходящей работы или профиля переподготовки. Учитывались следующие характеристики уволенного военнослужащего: уровень образования, профиль профессиональной подготовки, степень соответствия образования требованиям гражданской деятельности, характеристики профессиональных качеств, возрастные характеристики увольняемых военнослужащих.

ОСОБАЯ ГРУППА

Особую группу бывших военнослужащих составляли участники боевых действий. По данным исследований И.В. Соловьева, до 30%

военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, имеют выраженные проявления посттравматических стрессовых расстройств: повторяющиеся яркие сны и ночные кошмары боевых ситуаций, навязчивые воспоминания о психотравмирующих событиях, сопровождающиеся тяжелыми переживаниями, внезапные переживания, «возвращающие» в психотравмирующую ситуацию, повышенная раздражительность, беспричинные вспышки гнева. Многие из этих людей потеряли интерес к общественной жизни. Они проявляют меньше активности в решении собственных жизненно важных проблем, нередко у них наблюдается утрата способности к сопереживанию и потребности в душевной близости с другими людьми, в том числе и в семейной жизни. Жизненный опыт этих людей уникален и резко отличается от опыта невоевавших людей. Воспоминания, общее прошлое сближают участников войны и заставляют их тянуться друг к другу. Как показал опыт, в психологической помощи нуждается не только инвалид или ветеран, но и его ближайшее окружение – родители, жена, дети.

Однако, как показал опрос работников служб социальной защиты населения в регионе деятельности центров САВ, эти семьи до сих пор не относятся к категориям семей, особо нуждающихся и требующих защиты и социально-психологической помощи.

Характерными в этом плане являются результаты исследования, проведенного полковником Соловьевым И.В. среди тех военнослужащих, которые принимали участие в боевых действиях в горячих точках:

Результаты опроса 248 офицеров Внутренних войск МВД России,

участвовавших в боевых действиях

Средний возраст – 31,5 года.

Распределение респондентов по длительности пребывания в боевых условиях

Более года – 37%. 10–12 месяцев – 10%. 7–9 месяцев – 18%. 3–6 месяцев – 22%. 1–2 месяца – 13%.

С какой оценкой обществом вашего боевого опыта вам приходилось встречаться чаще? Равнодушной – 60%. Отрицательной – 10%. Положительной – 30%.

Готово ли в настоящий момент общество, по вашему мнению, достойно принять и оценить людей, честно исполнивших свой воинский долг? Не готово – 49%. Готово – 7%. Не совсем готово – 34%. Затрудняюсь ответить – 10%.

Возникало ли у вас желание поделиться с кем-либо своими переживаниями, вынесенными с войны? Почти не возникало – 20%. Не возникало – 10%. Возникало часто – 15%. Иногда возникало – 55%.

Ваше нынешнее отношение к вашему боевому опыту. Он для меня ценен и полезен – 54%. Этот опыт нужен, но не обязателен – 30%. Лучше бы его не было – 5%. Он просто бесполезен – 3%. Затрудняюсь ответить – 8%.

Имеете ли вы проблемы, которые требовали бы участия психолога в их разрешении? Нет – 67%. Да – 18%. Затрудняюсь ответить – 15%.

Мое отношение к жизни после участия в боевых действиях. Изменилось к худшему – 25%. Изменилось к лучшему – 35%. Не изменилось – 40%.

В какой сфере ваш боевой опыт и качества, сформированные в боевой обстановке, могли бы оказаться наиболее полезными для общества? В обеспечении общественной безопасности – 72%. В развитии всех сфер общественной жизни – 10%. В воспитании детей и подростков – 10%. В бизнесе и коммерции – 5%. В политике – 3%.

Как вы оцениваете свои жизненные перспективы? Перспективы и надежды довольно призрачны – 43%. У меня достаточные перспективы и есть надежда на лучшее – 42%. Перспектив почти никаких и надежд не существует – 10%. Все лучшее позади и надежды в прошлом – 5%.

От кого или от чего может зависеть улучшение перспектив вашей жизни? От изменений в обществе – 50%. Только от меня самого – 42%. От помощи и поддержки близких и друзей – 8%.

Как вы оцениваете вашу сегодняшнюю жизнь?

а) в личном плане: можно жить – 15%; этой жизни просто нет – 5%; вполне нормальная жизнь – 45%; хотелось бы улучшить – 35%.

б) в материальном плане: обеспечиваю с трудом – 13%; можно жить – 30%; не могу обеспечить – 5%; удается сводить концы с концами – 52%.

в) в плане личных интересов: интересов и увлечений нет – 5%; о них даже не думаю – 10%; есть интересы и увлечения – 45%; интересы появляются от случая к случаю – 40%.

Отметим, что в отношении бывших военнослужащих российское общество повторяет путь США в условиях окончания войны во Вьетнаме без учета всех негативных последствий. В 70-е годы ХХ столетия появился и стал общепринятым специальный термин «вьетнамский синдром». Пока молодые американские парни – цвет нации, за многие тысячи миль от берегов родных штатов, рисковали жизнями и погибали во вьетнамских джунглях, искренне веря в то, что защищают национальные интересы, в их родном государстве ширилась антивоенная кампания. В ходе этой кампании они становились в глазах своих же соотечественников убийцами, преступниками, бездумными существами, слепо исполняющими злую волю Пентагона. Возвращаясь домой, пережив все ужасы и кошмары этой войны, потеряв друзей и вынеся совершенно иную систему духовных ценностей, где на первом месте стояли жизнь человека и боевое братство, они попадали у себя дома в среду, где их не только не признавали защитниками интересов общества, но зачастую просто презирали и отталкивали. Они оказались никому не нужными со своей системой ценностей, переживаниями, воспоминаниями и опытом.

Эти и ряд других психологических факторов и характеристик военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей стали определяющими в практической работе региональных центров САВ. Именно они обусловили выбор основных направлений профессиональной и психологической их адаптации: диагностические мероприятия; консультации (индивидуальные, семейные); тренинги; коррекция возникших нарушений адаптации; развивающие работы по самопроектированию, росту карьеры, личностному росту; методические разработки и рекомендации по работе специалистов; профориентация; помощь в преодолении посттравматического стрессового расстройства.

ОПЫТ

Работа по адаптации затрудняется отсутствием у многих военнослужащих осознания необходимости получения психологической помощи, в том числе и по причине боязни получить психиатрический диагноз, так как у многих психологическая помощь ассоциирована с психиатрией и психиатрическим лечением.

В ходе обследования выявлено, что посттравматические явления развиваются уже после возвращения человека к обычным условиям жизнедеятельности после пребывания в экстремальной обстановке. Именно на этом этапе зачастую происходит дополнительная психотравматизация и уже обычные, так называемые нормальные условия мирной жизни для многих участников боевых действий становятся источником стресса и негативных психических изменений.

Объяснение данного феномена лежит в особенностях социальной среды, с которой сталкивается бывший военнослужащий, особенно – ветеран боевых действий на этапе его социальной адаптации. Именно социальная среда становится основным фактором успешной реабилитации или же наоборот. Человек со своим военным и боевым прошлым, опытом переживаний, выходящих за пределы обычного человеческого опыта, после возвращения к гражданской жизни остается один на один со своими проблемами. Естественное человеческое желание разделить те или иные переживания с кем-либо, потребность в эмпатии остаются нереализованными, так как эти переживания никем не могут быть восприняты и поняты правильно и в полной мере.

Выключение бывшего военнослужащего из системы социальных связей со своими боевыми товарищами, то есть разрушение состава боевой группы, тех отношений, которые сложились там, в экстремальной обстановке, когда эти отношения значат для человека гораздо больше, чем все остальные ценности этой жизни – этот фактор приобретает психогенный характер и в комплексе с остальными ведет к социальной и психической дезадаптации личности. Ощущение напрасности и бесполезности всего, что пришлось пережить в период военной службы, на войне, в боевой обстановке, чувство вины за выживание – фактор, который обусловлен общественным мнением и отношением общества к целям, задачам и итогам данного конкретного вооруженного конфликта.

Ситуация в семье, когда самые близкие люди зачастую сами являются субъектами травматического стресса и нуждаются в психологической помощи и реабилитации, ожидание в течение длительного времени самого страшного, что может произойти с любимым человеком на войне, вполне естественно, вызывает определенные негативные психические изменения. Возникает конфликт между необходимостью помогать и самому получать помощь. На этой почве разрушаются семьи, рвутся окончательно отношения между родителями и сыновьями, совершаются суициды.

АПРОБАЦИЯ САВ

Апробация деятельности центров САВ по этим направлениям позволила выработать обобщенную модель работы с бывшими военнослужащими и членами их семей. В ходе реализации Программы САВ центрами социальной адаптации военнослужащих учитывалось то, что в психологической поддержке бывшие военные нуждаются на всех этапах перехода к гражданской деятельности. Реализация комплексного подхода к этой работе потребовала решения задач, которые бы могли обеспечить:

· заблаговременную подготовку к увольнению с военной службы и переходу к гражданской деятельности;

· информирование военнослужащих запаса о закономерностях переходного периода, особенностях рынка труда и профессиональной деятельности в гражданских условиях, ожидающих его трудностях;

· психологическую готовность к смене профессии и устойчивость к критическим ситуациям;

· подбор новой профессии, имеющей сходство с прежней деятельностью;

· навыки в применении наиболее простых методов и приемов снятия психического перенапряжения, стрессового состояния;

· выработку стратегии и тактики поведения на рынке труда.

Модель работы центра социально-психологической поддержки.

Как показал опыт деятельности центров САВ, наибольшего эффекта в психологической адаптации военнослужащих специалисты достигли там, где систематическая плановая работа осуществлялась с учетом специфики этапов перехода бывших военнослужащих и членов их семей к новым условиям гражданской жизни.

Этап подготовки к увольнению с военной службы.

Рамки данного этапа совпадали по времени с мероприятиями подготовки и увольнения военнослужащих из армии. В это время реабилитационные и адаптационные мероприятия проводились по месту службы и проживания военнослужащего и его семьи. Основное содержание деятельности на этом этапе – подготовка военнослужащего к будущему увольнению. Здесь было важно помочь каждому военному осознать, что уход из армии – закономерный и естественный факт его профессиональной биографии, снять возможную обиду, сохранить способность объективно оценить ситуацию. Уже на этом этапе специалисты стремились к расширению информированности военнослужащих о гражданской деятельности, рынке труда, о профессиональных наклонностях и возможностях. Работа осуществлялась в группах на семинарах-тренингах, проводимых психологами и консультантами. Результатом проведенной работы стало достижение необходимого уровня готовности увольняемого военнослужащего к смене профессии. Это позволяло снять излишнюю психологическую напряженность и некоторую агрессивность во время адаптации.

Было выявлено, что готовящиеся в запас офицеры и их семьи остро нуждались в информационно-методических и справочных материалах по широкому спектру вопросов, связанных с их поведением на этапе перехода к новым условиям жизни и деятельности.

ПЕРЕПОДГОТОВКА

Психологическая готовность к смене профессии – это состояние человека, характеризующееся уровнем сформированности ряда личностных качеств, влияющих на эффективность профессиональной ориентации, а также наличием определенных знаний, навыков и умений профессиональной деятельности. Речь идет не столько о готовности к успешной работе по той или иной новой для человека профессии, сколько о готовности к самому процессу переориентации как специфической деятельности, связанной со сбором и анализом информации о рынке труда, изучением собственных возможностей, приобретением необходимых знаний и навыков деятельности и поиском оптимального для себя рабочего места.

Целью психологической помощи на этом этапе работы было определение степени соответствия индивидуальных качеств военнослужащего требованиям будущей специальности, обеспечение правильности выбора профиля обучения и учебного заведения. В этот период проводились психодиагностические обследования профессиональных интересов и способностей, вырабатывались конкретные рекомендации по целенаправленному развитию военнослужащим своих психологических качеств, являющихся профессионально важными для будущей деятельности. Также оказывалась помощь в организации самостоятельной работы по усвоению и закреплению новых знаний с целью адаптации к процессу обучения.

Как показал опыт, до начала переподготовки военнослужащего целесообразно провести его профессиональную ориентацию, что позволяет не тратить зря время и средства, а начать обучение по уже выбранной профессии. Среди методов и форм такой профориентационной работы наибольшее распространение получили:

· специально организованное наблюдение за человеком и профориентационная интерпретация результатов его деятельности;

· проведение профориентационных консультаций (бесед);

· использование тестовых и других психодиагностических методов для изучения интересов, склонностей, способностей, личностных свойств и качеств офицера;

· применение игровых и тренинговых методов и средств активизации профессионального выбора;

· использование специальной аппаратуры и тренажеров для отработки профессиональных навыков и изучения готовности человека к освоению новых профессиональных действий;

· распространение справочной литературы, информации о вакансиях на региональном рынке труда;

· изучение профессиографических материалов о различных специальностях, ресурсов телекоммуникационных сетей.

В начальной стадии организации психологической помощи бывшим военным и членам их семей перед специалистами-психологами ставилась задача предупреждения стандартной ошибки преувеличения роли тестовых методик в психокоррекционной работе, в подмене адаптационных мероприятий диагностическими. Чтобы избежать подобного перекоса в деятельности консультантов, их внимание было нацелено на разработку программ диагностических процедур, в которую вошло необходимое и достаточное количество тестов, применяемых специалистами на этапе первичной помощи; обучение специалистов методике тестирования; обработку тестового материала на вычислительной технике; обучение психологов современным методам оказания психологической помощи.

Важная роль в профориентации военнослужащих отводилась групповым формам психологической работы, например, тренинг-семинарам, которые позволяли преодолеть и ослабить действие социальных установок и стереотипов, мешающих адаптации; снизить присущую им некоторую ригидность; изменить пессимистическое представление о самих себе и окружающей действительности; сформировать у них стремление к активному участию в жизни в новых условиях.

Такие тренинг-семинары позволяют показать возможные направления приложения творческих способностей в условиях нового социума; подтвердить соответствие профессиональных базовых навыков потребностям предстоящей деятельности; продемонстрировать собственные возможности сохранения высокого социального статуса в гражданской жизни; выявить сферы рационального приложения сил и активности в новых условиях и др. Психологическое сопровождение процесса переподготовки было важным компонентом социально-психологической адаптации военнослужащих запаса, так как оно направлено на формирование навыков саморегуляции и управления своим поведением, способствует формированию активности личности уже на этапе трудоустройства.

ТРУДОУСТРОЙСТВО

На этом этапе помощь военнослужащему заключается в совместной с ним оценке своей готовности к поиску работы. В ходе поиска работы важно сохранить у военнослужащего запаса настойчивость и уверенность в себе, особенно после нескольких отказов в трудоустройстве, исключить неоправданные переходы от наивного оптимизма к тотальному пессимизму. Он должен хорошо знать свои сильные стороны и последовательно искать свое дело, но в то же время быть готовым к временным компромиссам в подборе работы, исходя из ситуации на рынке труда. Специалисты-психологи объясняли, что поиск работы – тоже работа, знакомили военнослужащих с существующими технологиями эффективного поиска работы и трудоустройства.

Самим фактом трудоустройства проблемы вхождения в гражданскую сферу еще не заканчиваются, так как впереди длительный и противоречивый процесс освоения новых обязанностей и новой системы взаимоотношений в гражданском социуме, который устроен совсем не так, как военный. Переход в новую систему взаимоотношений труден всегда, но особенно – в зрелом возрасте. Надо быть готовым к серьезным трудностям на этом пути, может быть, к изменению ряда собственных устоявшихся привычек и жесткому самоконтролю.

Нужна помощь психолога военнослужащим запаса правильно строить отношения с коллегами и руководством, выбирать манеру поведения и общения с окружающими, преодолевать трудности, возникающие при освоении новой профессии, не падать духом при неудачном старте. Бывшим военнослужащим надо понять, что в условиях рыночных отношений готовность к смене рабочего места должна быть практически постоянной.

Необходимо создание комплексной системы медицинской, психологической и социальной реабилитации военнослужащих и вынужденных переселенцев, получивших в результате боевых действий ранения, а также имеющих признаки посттравматических стрессовых расстройств. Ключевым этапом этой работы является создание бизнес-инкубатора со специализированным реабилитационным центром.

Доброго времени суток, уважаемый Сергей! Такие действия являются незаконными, поэтому Вы вправе обратиться в суд с административным иском в соответствии с КАС РФ.

При этом поясняю общее:
1) Согласно п. 24 Положения «О порядке прохождения военной службы» военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно — не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

Порядок предоставления основного отпуска регламентирован статьей 29 указанного Положения, согласно которому:
1. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части.
По их просьбе основной отпуск может быть предоставлен им по частям. При этом продолжительность одной части не может быть менее 15 суток.

3. Продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год поступления его на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала военной службы до окончания календарного года, в котором военнослужащий поступил на военную службу, или от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.

Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. В случае когда невозможно своевременное увольнение военнослужащего с военной службы (исключение из списков личного состава воинской части), на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему.
В таком же порядке исчисляется продолжительность основного отпуска военнослужащего при досрочном (до истечения срока контракта) увольнении, если отпуск не использован ранее в соответствии с планом отпусков.
Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями кроме основного отпуска по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток.

Увольняющийся гражданин должен написать рапорт на имя руководства воинской части с просьбой предоставить одновременно основной и дополнительный отпуск, накопленный в год увольнения с военной службы.

Вопросы увольнения, а также порядок начисления отпускных дней военнослужащим регулирует Закон «О прохождении военной службы».

Если военнослужащий увольняется, то все положенные ему виды отпусков должны быть использованы: основной отпуск, сверхурочные за дежурства и праздничные дни, за службу на Севере и приравненным к нему местностям, льготные отпускные периоды, дополнительный отпуск участнику боевых действий.
То есть, увольнение допускается только после погашения всех отпусков.

Увольняющийся военнослужащий должен написать рапорт на имя командира воинской части с просьбой предоставить одновременно основной и дополнительный отпуск, накопленный в год увольнения с военной службы.

2) Алгоритм действий при сдаче и принятии дел согласно военному законодательству:
— командир воинской части издает приказ о приступлении к принятию (сдачи) дел и должности;
— для принятия дел и должности приказом командира воинской части назначается инвентаризационная комиссия (для лиц, отвечающих за хозяйственную деятельность);
— прием (сдача) дел и должности оформляется актом приема (сдачи) дел и должности, который подписывается лицами, принимающими и сдающими дела и должность, а также членами инвентаризационной комиссии (для лиц, отвечающих за хозяйственную деятельность);
— акты приема (сдачи) дел и должности утверждаются командиром воинской части;
— о приеме (сдаче) дел и должности военнослужащим подается рапорт непосредственному командиру о принятии (сдаче) дел и должности;
— командиром воинской части издается приказ (по строевой части) о вступлении военнослужащего в исполнение служебных обязанностей по воинской должности.

Сроки сдачи дел и должности зависят от занимаемой должности и прописаны в общевоинском Уставе ВС РФ.
90. Срок приема и сдачи дел и должности командира полка и командира отдельного батальона (кораблей 1, 2 и 3 ранга) устанавливается не более 10 дней, заместителя командира полка по вооружению и заместителя командира полка по тылу — не более 20 дней, командира батальона и командира роты (корабля 4 ранга, боевого катера) — не более 5 дней, начальников служб — не более 15 дней.

Другим должностным лицам срок приема и сдачи дел определяется старшим командиром (начальником).

3) Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

4) При увольнении с военной службы также следует руководствоваться:
— ФЗ N53 от 28.03.98, регламентирующим воинскую обязанность и прохождение военной службы;
— ФЗ N76 от 27.05.98, утверждающим статус военнослужащего и льготы, положенные при увольнении;
— ФЗ N306 от 07.11.11, в котором прописываются выплаты в случае увольнения;
— Указом N1237 от 16.09.99, устанавливающим право военнослужащего выбирать основание для увольнения;
— Указом N861 от 09.07.07, регулирующим право оформления военной ипотеки.

Если Вам потребуется более детальная консультация, можете написать мне сообщение, заказать персональную консультацию или подготовку документа по Вашему вопросу, можете обратитьсяВ индивидуально на адрес эл. почты 2014_jurist@inbox.ru
Буду признательна за отзыв и оценку ответа. Надеюсь, он стал полезен. Всего доброго!

Вопросы увольнения сотрудников со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в настоящее время регламентированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О полиции»:

Глава 12. Прекращение службы в органах внутренних дел

Статья 80. Основания прекращения службы в органах внутренних дел

Служба в органах внутренних дел прекращается в случае:

1) увольнения сотрудника органов внутренних дел;

2) гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел, признания сотрудника органов внутренних дел в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявления его умершим.

Статья 81. Увольнение со службы в органах внутренних дел

1. Сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы в органах внутренних дел в связи с прекращением или расторжением контракта.

2. Сотрудник органов внутренних дел, приостановивший службу в органах внутренних дел в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона, вправе уволиться со службы в органах внутренних дел по основаниям, предусмотренным статьей 82 настоящего Федерального закона.

Статья 82. Основания прекращения или расторжения контракта

1. Контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел:

1) по истечении срока действия срочного контракта;

2) по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, установленного статьей 88 настоящего Федерального закона.

2. Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел:

1) по соглашению сторон;

2) по инициативе сотрудника;

3) в связи с изменением условий контракта и отказом сотрудника от продолжения службы в органах внутренних дел;

4) по выслуге лет, дающей право на получение пенсии;

5) в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел — на основании рекомендации аттестационной комиссии;

6) в связи с грубым нарушением служебной дисциплины;

7) в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

8) по состоянию здоровья — на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;

9) в связи с восстановлением в должности в органах внутренних дел сотрудника, ранее замещавшего эту должность (в случае отказа сотрудника, замещающего эту должность, от перевода на другую должность в органах внутренних дел в соответствии с пунктом 5 части 5 или пунктом 5 части 7 статьи 30 настоящего Федерального закона);

10) в связи с отчислением из образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

11) в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником;

12) в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

13) в связи с отказом сотрудника без уважительных причин от прохождения службы в особых условиях в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона;

14) в связи с отказом сотрудника от перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел в порядке исполнения дисциплинарного взыскания;

15) в связи с нарушением условий контракта сотрудником;

16) в связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем;

17) по инициативе сотрудника в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона;

18) в связи с переводом сотрудника на государственную службу иного вида;

19) в связи с назначением сотрудника на государственную должность Российской Федерации;

20) в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами;

21) в связи с прекращением допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

22) в связи с утратой доверия.

3. Контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел:

1) в связи с болезнью — на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел;

2) в связи с признанием сотрудника недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

3) в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел (за исключением случаев отказа от перевода по основаниям, предусмотренным частью 3, пунктами 1, 3 и 6 части 5, пунктом 2 части 7 и частью 9 статьи 30 настоящего Федерального закона);

4) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства;

5) в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел, а также в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в органах внутренних дел подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в органах внутренних дел, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

6) в связи с отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) в связи с осуждением сотрудника за преступление, а также в связи с прекращением в отношении сотрудника уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

8) в связи с призывом сотрудника на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

9) в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел;

10) в связи с нарушением сотрудником обязательных правил при заключении контракта;

11) в связи с истечением срока, установленного частью 5 статьи 37 настоящего Федерального закона для возобновления службы в органах внутренних дел;

12) в связи с отказом сотрудника без уважительных причин от перевода на равнозначную должность в порядке ротации в соответствии с частью 12 статьи 30 настоящего Федерального закона.

4. Сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непринятия руководителем (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

3) непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

4) участия сотрудника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

5) осуществления сотрудником предпринимательской деятельности;

6) вхождения сотрудника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

5. Расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 2, 4 или 16 части 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе сотрудника органов внутренних дел.

6. Расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 20 или 22 части 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

7. Расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 или 12 части 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.

8. При наличии одновременно нескольких оснований прекращения или расторжения контракта, предусмотренных частью 1, пунктами 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12 и 16 части 2 и пунктами 1 и 3 части 3 настоящей статьи, контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника органов внутренних дел.

9. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных при принятии решения о прекращении (расторжении) контракта, или в случае выявления (возникновения) новых обстоятельств, связанных с прекращением или расторжением контракта, основание, по которому с сотрудником органов внутренних дел был прекращен или расторгнут контракт, может быть изменено приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

10. Расторжение контракта по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 2 и пунктом 1 части 3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. При наличии у сотрудника органов внутренних дел признаков стойкой утраты трудоспособности он направляется в учреждение медико-социальной экспертизы для определения стойкой утраты трудоспособности и (или) установления факта инвалидности. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.

11. Контракт с сотрудником органов внутренних дел, осужденным за преступление, расторгается после вступления в законную силу приговора суда. Если на день вступления в законную силу приговора суда сотрудник находился под стражей, контракт расторгается со дня фактического заключения сотрудника под стражу.

Статья 83. Расторжение контракта по соглашению сторон

Контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон контракта с одновременным освобождением сотрудника органов внутренних дел от замещаемой должности и увольнением его со службы в органах внутренних дел в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 84. Расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника органов внутренних дел

1. Сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.

2. До истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел вправе в любое время в письменной форме отозвать свой рапорт. В этом случае контракт с сотрудником не расторгается и увольнение со службы не производится, если на замещаемую этим сотрудником должность в органах внутренних дел не приглашен другой сотрудник или гражданин и (или) имеются законные основания для отказа такому сотруднику или гражданину в назначении на данную должность.

3. По истечении срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел вправе прекратить выполнение служебных обязанностей при условии соблюдения им требований, предусмотренных частью 7 статьи 89 настоящего Федерального закона.

4. С согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя контракт может быть расторгнут и сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел до истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы, но не ранее выполнения сотрудником требований, предусмотренных частью 7 статьи 89 настоящего Федерального закона.

5. В случае, если рапорт о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел подан сотрудником органов внутренних дел в связи с невозможностью дальнейшего выполнения служебных обязанностей (зачисление в образовательное учреждение, избрание (назначение) на государственную должность Российской Федерации, на должность государственной или муниципальной службы в соответствии с пунктами 1 — 4 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона), руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель обязан расторгнуть контракт и уволить сотрудника со службы в срок, указанный в рапорте, с учетом времени, необходимого для передачи дел и осуществления окончательного расчета с сотрудником.

6. При расторжении по инициативе сотрудника органов внутренних дел срочного контракта, предусмотренного пунктами 3 и 4 части 5 статьи 22 настоящего Федерального закона, сотрудник обязан возместить федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение, за исключением случаев расторжения контракта по одному из следующих оснований:

1) заключение военно-врачебной комиссии о невозможности проживания члена семьи сотрудника по медицинским показаниям в местности, в которой сотрудник проходит службу в органах внутренних дел, и отсутствие возможности перевода сотрудника на службу в другую местность;

2) необходимость постоянного ухода за отцом, матерью, супругом (супругой), сыном (дочерью) или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), либо достигшими пенсионного возраста, либо являющимися инвалидами I или II группы, при отсутствии возможности ухода со стороны других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

3) необходимость ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого сотрудник воспитывает без матери (отца);

4) состояние здоровья (болезнь) — на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности (о негодности) к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью.

7. В случае, если по истечении срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел контракт не расторгнут и сотрудник органов внутренних дел не настаивает на увольнении, действие контракта продолжается на прежних условиях.

8. Сотрудник органов внутренних дел не вправе расторгнуть контракт по собственной инициативе в период прохождения службы в органах внутренних дел в особых условиях, предусмотренных статьей 35 настоящего Федерального закона.

Статья 85. Расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя

1. Расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя и увольнение со службы в органах внутренних дел допускаются при условии заблаговременного уведомления об этом сотрудника органов внутренних дел.

2. Контракт расторгается и сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы в органах внутренних дел:

1) не ранее чем через два месяца со дня уведомления о расторжении контракта — по основанию, предусмотренному пунктом 8, 9 или 11 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона;

2) не ранее чем через две недели со дня уведомления о расторжении контракта — по основанию, предусмотренному пунктом 5, 12, 13 или 15 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона.

3. С согласия сотрудника органов внутренних дел контракт может быть расторгнут до истечения сроков, установленных частью 2 настоящей статьи.

4. Расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в период временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел либо в период его пребывания в отпуске или в командировке не допускается.

Статья 86. Прекращение срочного контракта в связи с истечением срока его действия

1. Срочный контракт прекращается по истечении срока его действия, о чем сотрудник органов внутренних дел должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней до дня истечения указанного срока.

2. Срочный контракт, предусмотренный пунктами 2, 3 и 7 части 5 статьи 22 настоящего Федерального закона, прекращается при наступлении события, с которым связано его прекращение.

3. По окончании срока действия предыдущего срочного контракта с сотрудником органов внутренних дел может быть заключен новый срочный контракт.

Статья 87. Расторжение контракта вследствие нарушения обязательных правил при его заключении

Расторжение контракта вследствие нарушения установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами обязательных правил при его заключении, если такое нарушение исключает возможность дальнейшего замещения сотрудником органов внутренних дел должности и прохождения службы в органах внутренних дел, производится в случае:

1) заключения с гражданином контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении этого гражданина права занимать определенные должности в органах внутренних дел или заниматься определенной деятельностью;

2) заключения с гражданином контракта, предусматривающего выполнение служебных обязанностей, противопоказанных ему по состоянию здоровья в соответствии с заключением медицинской организации, вынесенным до заключения контракта;

3) заключения контракта с гражданином, не имеющим документа об образовании, если выполнение предусмотренных контрактом служебных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 88. Прекращение контракта по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел

1. Предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел составляет:

1) для сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание генерала полиции Российской Федерации, генерал-полковника полиции, генерал-полковника внутренней службы или генерал-полковника юстиции, — 65 лет;

2) для сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание генерал-лейтенанта полиции, генерал-лейтенанта внутренней службы, генерал-лейтенанта юстиции, генерал-майора полиции, генерал-майора внутренней службы или генерал-майора юстиции, — 60 лет;

3) для сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание полковника полиции, полковника внутренней службы или полковника юстиции, — 55 лет;

4) для сотрудника органов внутренних дел, имеющего иное специальное звание, — 50 лет.

2. По достижении сотрудником органов внутренних дел предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел контракт прекращается и сотрудник увольняется со службы в органах внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. С сотрудником органов внутренних дел, достигшим предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, имеющим положительную последнюю аттестацию и соответствующим требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии, с его согласия и по его рапорту может ежегодно заключаться новый контракт, но не более чем в течение пяти лет после достижения предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел.

4. Порядок заключения нового контракта с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность высшего начальствующего состава и достигшим предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, устанавливается Президентом Российской Федерации.

Статья 89. Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел и исключения из реестра сотрудников органов внутренних дел

1. Прекращение или расторжение контракта с сотрудником органов внутренних дел, увольнение его со службы в органах внутренних дел и исключение из реестра сотрудников органов внутренних дел осуществляются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем.

2. Порядок представления сотрудников органов внутренних дел к увольнению со службы в органах внутренних дел и порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы и исключением из реестра сотрудников органов внутренних дел, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

3. Сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность высшего начальствующего состава, увольняется со службы в органах внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после освобождения от должности указом Президента Российской Федерации.

4. Сотрудник органов внутренних дел, имеющий специальное звание полковника полиции, полковника внутренней службы или полковника юстиции, увольняется со службы в органах внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом дата увольнения сотрудника устанавливается приказом уполномоченного руководителя с учетом положений части 12 настоящей статьи.

5. На сотрудника органов внутренних дел, увольняемого со службы в органах внутренних дел, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах внутренних дел, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. В случае гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел, признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявления умершим кадровым подразделением федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел оформляется заключение, содержащее сведения о членах семьи сотрудника и об иных лицах, имеющих право на получение социальных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Сотрудник органов внутренних дел, увольняемый со службы в органах внутренних дел, обязан сдать закрепленное за ним оружие, иное имущество и документы в соответствующее подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а служебное удостоверение и жетон с личным номером в соответствующее кадровое подразделение.

8. В последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.

9. Если в последний день службы в органах внутренних дел сотрудником органов внутренних дел не получена на руки трудовая книжка по причинам, не зависящим от действий уполномоченного руководителя, сотруднику направляется уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ее отправление по почте. Со дня направления указанного уведомления уполномоченный руководитель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

10. По письменному обращению гражданина, не получившего трудовой книжки после увольнения со службы в органах внутренних дел, уполномоченный руководитель обязан выдать ее либо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении лично адресату и описью вложения в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина.

11. Гражданин, уволенный со службы в органах внутренних дел, должен быть исключен из реестра сотрудников органов внутренних дел не позднее чем через один месяц со дня издания приказа об увольнении.

12. Увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается.

13. Погибший (умерший), признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим сотрудник органов внутренних дел исключается из реестра сотрудников органов внутренних дел со дня смерти (гибели) или вступления в законную силу решения суда о признании сотрудника безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Статья 90. Погребение и отдание почестей

1. Гарантии погребения погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел, гражданина, уволенного со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1, пунктом 8 или 11 части 2 либо пунктом 1 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Порядок отдания почестей при погребении и порядок зачисления сотрудника органов внутренних дел навечно в реестр сотрудников органов внутренних дел определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Получаем от работника заявление

Если работник призван на срочную военную службу, то наниматель должен расторгнуть с ним трудовой договор по п. 1 ст. 44 ТК. При этом вид трудового договора (на неопределенный срок, срочный или контракт) значения не имеет.

Первым делом работник пишет заявление. И хотя законодательство такой обязанности не содержит, сделать это целесообразно. Заявление оформляется в произвольной форме. В нем работник указывает дату, с которой его следует уволить, а также прикладывает к заявлению повестку военкомата. В повестке, в частности, будет указана дата, когда работник должен явиться в военкомат для отправки к месту срочной военной службы.

На заметку
Работник может представить нанимателю повестку военкомата о необходимости явиться в военкомат для проведения медосвидетельствования (обследования). На основании такой повестки увольнять работника по п. 1 ст. 44 ТК не нужно. Наниматель должен отпустить работника на медосвидетельствование (обследование). При этом за работником сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего) и средний заработок за все рабочие дни по месту работы <*>.

Пример формулировки заявления

В связи с призывом на срочную военную службу прошу уволить меня 13.03.2020.
Приложение: повестка военного комиссариата Фрунзенского района от 09.03.2020 N 413 на 1 л. в 1 экз.

Увольнение в связи с призывом в армию — это увольнение по обстоятельству, не зависящему от воли сторон (работника и нанимателя). Таким образом, наниматель не вправе отказать в прекращении трудовых отношений. Вместе с тем стороны могут согласовать и изменить дату увольнения, но только с учетом срока явки призывника, указанного в повестке военкомата.

Получив от работника заявление, наниматель оформляет на данном документе резолюцию (письменное указание о порядке исполнения документа). Она оформляется по правилам делопроизводства <*>:

— проставляется в правом верхнем углу заявления;

— включает в себя фамилию и инициалы исполнителя (как правило, работника кадровой службы), содержание поручения и срок исполнения;

— содержит дату и собственноручную подпись руководителя организации или иного уполномоченного должностного лица.

Пример формулировки резолюции

Лебедевой О.М.

Уволить по п. 1 ст. 44 ТК 13.03.2020.

Подпись Дата

На заметку
Поскольку увольнение по п. 1 ст. 44 ТК не относится к основаниям увольнения по инициативе нанимателя, не нужно соблюдать требования ст. 43 и 46 ТК. Например, не требуется уведомлять профсоюз.

Издаем приказ об увольнении и ознакомляем с ним работника

На основании заявления с резолюцией наниматель издает соответствующий распорядительный документ <*>. Как правило, приказ об увольнении. При его оформлении в обязательном порядке нужно соблюдать требования правил делопроизводства. К регистрационному индексу приказа добавляется литера «к» <*>. В приказе обязательно указываются:

— дата увольнения;

— основание увольнения со ссылкой на п. 1 ст. 44 ТК;

— документы, на основании которых издан приказ (заявление работника с резолюцией нанимателя либо иной документ, в котором стороны выразили свое согласие на увольнение, повестка военкомата).

При увольнении по п. 1 ст. 44 ТК наниматель обязан выплатить работнику выходное пособие. Необходимость его выплаты целесообразно отразить в приказе об увольнении <*>.

Пример формулировки приказа об увольнении

УВОЛИТЬ:

ЗАЙЦЕВА Ивана Викторовича, юрисконсульта отдела договорной работы, 13.03.2020 в связи с призывом на военную службу в соответствии с пунктом 1 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка в соответствии с частью 1 статьи 340 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Трудовой отпуск использован по 30.01.2020.

Основание:

1. Заявление Зайцева И.В. от 11.03.2020.

2. Повестка военного комиссариата Фрунзенского района от 09.03.2020 N 413.

С приказом работника следует ознакомить под подпись <*>.

Производим окончательный расчет с работником

С работником нужно произвести окончательный расчет. Наниматель должен произвести все выплаты, причитающиеся работнику на день увольнения, в следующие сроки <*>:

— не позднее дня увольнения (по общему правилу). В частности, в данный срок наниматель должен выплатить:

зарплату (кроме выплат, установленных системами оплаты труда, размер которых определяется по результатам работы за месяц или иной отчетный период) <*>;

выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка <*>;

компенсацию за неиспользованный трудовой отпуск <*>;

иные выплаты, если они положены работнику (окончательный расчет по командировке, компенсацию за износ транспортного средства и т.п.);

— в сроки, установленные ЛПА, не позднее дня выплаты зарплаты за отчетный период. Данный срок определен для выплат, установленных системами оплаты труда, размер которых определяется по результатам работы за месяц или иной отчетный период (например, для премии);

— не позднее дня, следующего за днем предъявления работником требования о расчете. Срок применяется в случае, если работник в день увольнения не работал. Отметим, что выплаты, как правило, производятся работнику путем перечисления денежных сумм на его банковский счет. Поэтому вне зависимости от того, был работник на работе в день увольнения или нет, с окончательным расчетом у нанимателя возникнуть проблем не должно. Однако в отдельных организациях выплаты могут производиться из кассы организации. В такой ситуации, если работник в день увольнения не работал, соответствующие выплаты должны быть произведены в вышеуказанный срок.

Если между нанимателем и работником возник спор о размере положенных выплат, то наниматель обязан произвести работнику выплату не оспариваемых работником сумм в сроки, указанные выше <*>.

Вносим запись в трудовую книжку работника

В день увольнения на основании приказа об увольнении вносится запись в трудовую книжку работника. Наниматель (уполномоченное должностное лицо) ставит под ней свою подпись. Запись в трудовой книжке должна соответствовать формулировке приказа. То есть должны совпадать основание увольнения со ссылкой на п. 1 ст. 44 ТК и дата увольнения. Запись в трудовой книжке не должна содержать каких-либо сокращений (например, «п.» вместо «пункт», «ст.» вместо «статья» и др.) <*>.

Пример формулировки записи в трудовой книжке

Уволен в связи с призывом на военную службу, пункт 1 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь

На заметку
Напомним, что запись о работе совместителя вносит наниматель по основной работе по желанию работника. Если в трудовую книжку была внесена запись о приеме на работу по совместительству, то в нее следует внести запись об увольнении совместителя <*>.

Выдаем трудовую книжку

Наниматель должен выдать работнику трудовую книжку в день увольнения. О ее получении работник расписывается в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним и собственноручно указывает дату получения трудовой книжки <*>.

Может возникнуть ситуация, когда работника в день увольнения на работе нет или он отказывается получить трудовую книжку. Тогда нанимателю следует в этот же день (в день увольнения) направить работнику письмо о необходимости явиться за получением трудовой книжки или дать письменное согласие на отправление ее по почте. Письмо следует отправлять заказное с уведомлением о вручении. Сама трудовая книжка без согласия на это работника не пересылается <*>.

Риски
Если наниматель по своей вине задержит выдачу трудовой книжки, то ему придется <*>:
— выплатить работнику средний заработок за все время вынужденного прогула;
— изменить дату увольнения на день выдачи трудовой книжки (т.е. исправить уже оформленные документы об увольнении: приказ, трудовую книжку и пр.).

Уведомляем заинтересованные органы и оформляем иные кадровые документы

Помимо вышеуказанного при увольнении совместителя наниматель должен совершить еще ряд действий, а именно:

— внести запись об увольнении в личную карточку работника, если она заводилась и в ней предусмотрено место для такой записи;

— внести запись об увольнении в личную карточку воинского учета;

— проинформировать об увольнении в месячный срок военкомат <*>.

В рассматриваемой ситуации причина увольнения — призыв на срочную военную службу. То есть военкомат знает о том, что работник уходит в армию и, соответственно, прекращает трудовые отношения с нанимателем. Вместе с тем законодательство не содержит никаких исключений, касающихся порядка уведомления военкомата об увольнении военнообязанного по п. 1 ст. 44 ТК. Поэтому, полагаем, нанимателю необходимо направить уведомление об увольнении;

— включить копию приказа об увольнении в личное дело работника, если оно заводилось. Завершить личное дело делопроизводством и передать его в архив организации <*>;

— подать форму ПУ-2 <*>.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex