Постановление правительства 1465 2017

Проблема ценообразования в сфере государственного оборонного заказа (далее – гособоронзаказ) достаточно актуальна в современное время. Она касается как поставщиков, так и непосредственно заказчиков.

Формирование цен в гособоронзаказе осуществляется при проведении конкурентных процедур отбора головных исполнителей и исполнителей гособоронзаказа, а также при заключении контрактов с единственными поставщиками. В конкурентных закупках снижение издержек обеспечивается за счет правильного формирования начальной максимальной цены, равного и полного доступа всех потенциальных поставщиков к участию в закупке, а также за счет недопущения устранения конкуренции при проведении их отбора.

В случае неконкурентной закупки цены формируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1465) утверждено Положение о государственном регулировании цен военной продукции (далее – Положение).

Положением введены единые правила определения цен как на образцы вооружения, военной и специальной техники, так и на продукцию, необходимую для их производства и поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя гособоронзаказа.

Следует отметить, что действующим законодательством в сфере гособоронзаказа и антимонопольным законодательством Российской Федерации предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на единственных поставщиков в случае отказа поставщиков, занимающих доминирующее положение на рынке, от предоставления расчетно-калькуляционных материалов, обосновывающих цену продукции.

Разделами VII и VIII Положения установлено, что государственный заказчик формирует цену государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на поставку продукции, указанной в подпунктах «а» — «г» пункта 6 Положения, в том числе на основании предложения потенциального единственного поставщика о цене продукции, в состав которого в соответствии с пунктом 37 Положения входят расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие цену продукции.

Отказ единственного поставщика от предоставления расчетно-калькуляционных материалов препятствует формированию государственным заказчиком цены государственного контракта и может быть квалифицирован как отказ или уклонение от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу с последующим применением мер ответственности, предусмотренных частью 1 статьи 7.29.2 КоАП РФ.

Соответственно, отказ исполнителей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ, Закон о государственном оборонном заказе), препятствует обоснованию головным исполнителем цены на поставку такой продукции и, как следствие, подготовке потенциальным единственным поставщиком предложения о цене государственного контракта.

Такие действия (бездействия) исполнителя препятствуют своевременному размещению и исполнению государственного оборонного заказа, а также ущемляют интересы головных исполнителей государственного оборонного заказа и могут быть квалифицированы как нарушение части 6.1 статьи 6 Закона № 275-ФЗ, либо части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) с последующим применением мер ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 7.29.2 или частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

С учетом изложенного, в случае отказа организаций от заключения государственного контракта (контракта) или от предоставления расчетно-калькуляционных материалов, необходимых для обоснования цены на продукцию по государственному оборонному заказу, о данных фактах необходимо уведомлять ФАС России в возможно короткие сроки1.

Виды продукции, в отношении которой производится формирование цен, а также виды цен на продукцию по гособоронзаказу

Важно отметить, что государственное регулирование цен в рамках гособоронзаказа в соответствии с Положением осуществляется применительно не ко всей продукции, закупаемой заказчиками, участвующими в гособоронзаказе. В соответствии с п. 6 Положения государственное регулирование цен осуществляется в отношении:

• продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу;

• продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, включенной в указанные перечни;

• российского вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными производителями (единственными поставщиками);

• работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа;

• сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции – в части применения методов определения цен и их применения, а также определения методов плановой рентабельности (разделы II, III и IV данного Положения).

Важно отметить, что в отношении государственного регулирования цен на сырье, материалы, покупные комплектующие изделия, специальное оборудование и иную продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа, имелся судебный прецедент в рамках попыток оспорить включение данного пункта в Положении в Верховном суде Российской Федерации. В соответствии с определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.06.2018 № АКПИ18-338 основным доводом заявителя было то, что оспариваемые положения противоречат ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», пункту 2 ст. 1 ГК РФ, ограничивают права и законные интересы организации, в том числе на рынке товаров и услуг на установление цены производимой продукции в соответствии со статьей 424 ГК РФ. Однако суд, оценивая доводы заявителя, пришел к выводу об отсутствии таких противоречий2.

Статьей 11 Закона № 275-ФЗ определены три вида цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу:

1) ориентировочная (уточняемая) цена;

2) фиксированная цена;

3) цена, возмещающая издержки.

На цену оказывают влияние следующие факторы:

1) Факторы затрат. Цены устанавливаются в зависимости от затрат и прибыли.

2) Факторы спроса. Оценивается интенсивность спроса: большой спрос – выше цены

3) Факторы конкуренции. Главное в ценообразовании, ориентированном на конкурентов – учет цен конкурентов.

Методы формирования цены

В настоящее время порядок и условия применения видов цен на продукцию, а также перевода в фиксированную цену других видов цен регулируется п. 40 раздела III Постановления № 1465.

Данный раздел определяет методы формирования цены оборонной продукции, порядок и приоритетность их применения.

1. Метод анализа рыночных индикаторов.

Его суть состоит в установлении цены на продукцию на уровне, не превышающем цену на эту продукцию, сложившуюся на бирже (биржевой индикатор), либо определенную в соответствии с данными официальной статистической информации.

2. Метод сравнимой цены.

Второй метод используется в случае неприменимости метода анализа рыночных индикаторов при условии обращения на соответствующем рынке товаров, работ, услуг сравнимой продукции либо если уполномоченными государственными или муниципальными органами утверждены в установленном порядке соответствующие тарифы (цены) на рассматриваемую продукцию. Этот метод заключается в установлении цены на продукцию, не превышающей цену на сравнимую продукцию, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (рыночную цену).

3. Затратный метод (калькуляционный метод).

Если конкурентного рынка продукции нет, то подлежит использованию затратный метод. В этом случае цена на продукцию устанавливается исходя из состава затрат на ее поставку (включая производство) в виде суммы величин этих затрат и рентабельности (прибыли).

4. Калькулирование – исчисление себестоимости (цены) путем суммирования величин статей затрат (и размера прибыли). Цена продукции есть сумма обоснованных затрат по калькуляционным статьям и величины прибыли.

Исполнители гособоронзаказа производят расчет величин калькуляционных статей цены продукции в соответствии с согласованными основными экономическими показателями (нормативами) с учетом значений индексов и дефляторов для индексирования цены по статьям затрат.

5. Метод индексации базовой цены.

Цена продукции методом индексации базовой цены формируется путем индексации ранее сформированной базовой цены с применением соответствующих индексов. Метод индексации по статьям затрат. Цена продукции методом индексации базовой цены формируется путем индексации ранее сформированной базовой цены с применением соответствующих индексов. Цена единицы изделия, определенная в условиях базового года, умножается на индекс цены по соответствующему изделию виду деятельности.

Отдельное внимание в Положении уделено вопросам определения прогнозных цен на продукцию. В п. 107 Положения указано, что при соблюдении ряда условий государственный заказчик определяет начальную (максимальную) цену государственного контракта при закупке конкурентной продукции исходя из цены на нее, принимаемой равной прогнозной цене на указанную продукцию, без дополнительного запроса организаций о цене на эту продукцию. Если государственный контракт заключается с единственным поставщиком, то при согласии потенциального единственного поставщика в цену государственного контракта закладывается цена единицы продукции, не превышающая прогнозную (п. п. 117, 152 Положения). Формы форму запроса о представлении предложений о прогнозной цене, а также формы обосновывающих документов утверждены приказом ФАС России от 31.01.2018 № 116/18. При этом ФАС России разъясняется, что сведения об объемах поставки продукции, в том числе по государственному оборонному заказу, включая экспортные поставки (формы № 21 и 21д) заполняются в случае применения затратного метода определения цены, метода индексации базовой цены и метода индексации по статьям затрат, предусмотренных Положением3.

При том, для формирования цен используется индексация. Для индексации цен на продукцию в периоды, предшествующие текущему году, применяются фактические значения индексов, опубликованные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с Планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, которые доводятся до федеральных органов исполнительной власти – государственных заказчиков государственного оборонного заказа. При формировании цены могут применяться соответствующие показатели текущего года (оценка), которые приводятся одновременно с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, а также за предшествующие годы (отчетные данные). В случае если очередной финансовый год на момент определения цены является текущим годом, то при индексации используются индексы, разработанные в составе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, для этого года4. В настоящее время среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант) приведен в письме Министерства экономического развития от 03.10.2018 № 284-ФТ/Д03и5.

Нарушение порядка формирования цены в рамках гособоронзаказа

Нарушения порядка ценообразования могут допускаться как органами, устанавливающими регулирование, установление цены, так и хозяйствующими субъектами, которые нарушают (неправильно применяют) порядок и правила государственного регулирования цен. В сфере государственного оборонного заказа порядок ценообразования может быть нарушен как федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми органами, осуществляющими регулирование цен, так и хозяйствующими субъектами, применяющими регулируемые цены.

Составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, охватываются все деяния должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, а также государственных корпораций, осуществляющих государственное регулирование цен на продукцию оборонного назначения (ч. 2 ст. 10 Закона № 275-ФЗ), должностных лиц государственного заказчика, а также головных исполнителей – юридических лиц и их должностных лиц, связанные с нарушением порядка ценообразования, определенного в соответствии с правовыми актами, регулирующими порядок ценообразования в сфере гособоронзаказа, и не связанные с завышением или занижением цен.

Необходимо отметить, что в связи с тем, что контроль в сфере гособоронзаказа является составной частью государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу, многие составы административных правонарушений в сфере государственного оборонного заказа предусматривают санкции за нарушение порядка ценообразования.

В соответствии со статьей 8 Закона № 275-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на:

1) включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);

2) установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;

3) использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

Если цена не является экономически и технологически обоснованной, то возможны претензии со стороны ФАС России.

Так, например, ФАС России выдало предписание ПАО прекратить нарушение части 3 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе, выразившееся в установлении экономически необоснованной цены на продукцию, поставляемую ПАО по государственному контракту, и превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке6.

В другом деле, ФАС России признает поставщика нарушителем законодательства в сфере государственного оборонного заказа и указал следующее.

Пунктом 2 части 3 статьи 8 Закона № 275-ФЗ запрещаются действия (бездействие) исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В рассматриваемом случае сфера обращения поставляемой продукции в адрес заказчика и иных контрагентов, признается сложившимся товарным рынком в соответствие с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Сопоставив предлагаемый поставщиком уровень цен на Продукцию исследуемого рынка, установлено, что предприятие осуществляет поставку продукции по государственному оборонному заказу в адрес заказчика с определенными показателями рентабельности: трехпозиционный электромагнитный кран ГА163Т/16 — 25,00%; насос плунжерный НП92А — 24,94%, редуктор воздушный РВ-04 — 24,87%.

В свою очередь, уровень рентабельности продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа остальным участникам товарного рынка в 2016 году сложился следующий: трехпозиционный электромагнитный кран ГА163Т/16 — 11,93%; насос плунжерный НП92А — 9,28%, редуктор воздушный РВ-04 — 6,61%.

Таким образом, поставщик в ходе рассмотрения дела не представил контрольному органу обоснования установления экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на поставляемую с целью исполнения госконтракта, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке.

В связи с этим ФАС России принято решение признать наличие нарушения пункта 2 части 3 статьи 8 Закона № 275-ФЗ в действиях поставщика7.

Таким образом, ценообразование в сфере гособоронзаказа имеет существенное значение как для заказчиков, так и для поставщиков. Несомненно, поставщики желают продать свой товар или оказать услугу подороже, с наибольшей выгодой для себя. Тем не менее, существующее законодательство напрямую запрещает завышать цену в гособоронзаказе.

________________________

1 Письмо ФАС России от 28.03.2019 № ДФ/24765-ПР/19 «Об обеспечении взаимодействия государственных заказчиков с ФАС России в случае отказа единственного поставщика либо организации, занимающей доминирующее положение на рынке, от предоставления расчетно-калькуляционных материалов, обосновывающих цену продукции, и (или) от заключения государственного контракта (контракта)».

2 Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.06.2018 № АКПИ18-338.

3 Письмо ФАС России от 29.03.2018 N МО/21295/18 «По вопросу заполнения форм №№ 21, 21д Приложения № 5 к Приказу ФАС России от 31.01.2018 № 116/18 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465″».

4 Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2018 № 276 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».

5 Письмо Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и «О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (вместе с «Среднесрочним прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант)», одобренное протоколом Правительства РФ № 26 от 20.09.2018.

6 Предписание ФАС по делу № 7-00-173/00-29-16 о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

7 Решение ФАС России по делу 7-00-173/00-29-16.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНТРАКТНЫХ ЦЕН, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИИ 17 июля 1995 г. N ИМ-663/02-93 (ВВАС 95-11) 1. Основным принципом формирования цен государственных контрактов является обеспечение экономической выгодности производства и поставки товаров, выполнение работ и услуг для государственных нужд, при эффективном использовании средств государственного бюджета, направляемых на эти цели, что достигается формированием их на договорной основе. 2. Механизм формирования цены по каждому конкретному государственному контракту определяют следующие основные факторы: 2.1. Действующий механизм государственного регулирования цен в различных отраслях и сферах экономики, особенности налогообложения При расчетах по государственным контрактам налог на добавленную стоимость и специальный налог применяются в соответствии с действующим законодательством. При наличии государственного регулирования цен на поставляемую продукцию (или часть продукции) по государственному контракту цена контракта (или соответствующие элементы издержек) определяются в соответствии с действующими нормативными актами и методиками (по ценам на продукцию оборонного назначения, продукцию топливно-энергетического комплекса, тарифы транспорта, связи и т.п.) 2.2. Наличие или отсутствие конкуренции в производстве поставляемых товаров, работ и услуг При заключении контрактов на поставку немонополизированной продукции в ходе конкурсного отбора и торгов претенденты-поставщики конкурируют друг с другом, предлагая заказчику выгодные условия поставки, в том числе более низкую цену контракта, запрашивают более умеренные льготы, дотации, субсидии, ассигнования. При заключении государственных контрактов на поставку монополизированной продукции, когда невозможна организация конкурсов и торгов, контрактная цена устанавливается по соответствующим нормативным актам и методикам. При этом возрастает роль финансового контроля со стороны заказчика за уровнем цен и издержек по государственным контрактам, устанавливается определенная нормативными актами норма прибыли по контракту на поставку монополизированной продукции. 2.3. Экономические особенности производства поставляемых товаров, работ и услуг На механизм формирования цен государственных контрактов влияют особенности характера производства и формирования затрат предприятий и отраслей, производящих поставляемую продукцию; сроки производства поставляемых товаров, работ и услуг; наличие аналогичной продукции на рынке (ее объективную дефицитность); степень однородности и конкретности поставляемой продукции. Если государством закупаются товары массового или серийного производства, устойчиво имеющиеся в наличие на рынке, то цена контракта в основном определяется уровнем свободной рыночной цены на эту продукцию и достигнутой с поставщиком договоренностью о размере оптовой скидки (надбавки) за объем закупаемой партии товаров, за условия и сроки поставки. При необходимости для обеспечения гарантированного заключения государственных контрактов на поставку продукции, по которой имеет место ограниченное предложение и конкуренция покупателей, целесообразно широкое применение надбавок и льгот. При поставке сложных видов товаров (мелкосерийного, уникального производства), работ и услуг особенности согласования контрактной цены определяются выбором порядка учета издержек и определения ориентировочного размера получаемой поставщиком прибыли в зависимости от того, предсказуем ли заранее рациональный уровень затрат (цены) на заказываемую продукцию (работы) и на сколько могут быть контролируемы со стороны заказчика осуществляемые подрядчиком затраты, в какой форме и за что должен поощряться поставщик. В этом случае выбор вида контрактной цены осуществляется на основе достижения договоренности между заказчиком и поставщиком. 3. Основные виды цен государственных контрактов Выбор того или иного вида контрактной цены в значительной степени зависит от экономических особенностей производства поставляемых товаров, работ и услуг, формирование издержек и механизма стимулирования поставщика и предполагает минимизацию бюджетных расходов. Выделяются следующие укрупненные виды контрактных цен: цены, устанавливаемые без проведения конкурса в соответствии с данными методическими рекомендациями: — фиксированные цены; — цены, возмещающие издержки с обеспечением или без обеспечения прибыльности; — цены, устанавливаемые по результатам проведения конкурсов и аукционов; — цены по поставкам стандартных товаров. Фиксированные цены и цены, возмещающие издержки, предполагают различные принципы распределения хозяйственных рисков (возможных потерь) между заказчиком и поставщиком. Фиксированные цены почти не изменяются (изменяются только в оговоренных контрактом случаях) в ходе исполнения контракта. Цены, возмещающие издержки, включают в себя затраты, возросшие по объективным причинам в ходе выполнения контракта, и, если это предусмотрено контрактом, фиксированную норму или объем прибыли. Таким образом, в случае непредсказуемости изменения условий производства и динамики затрат по контракту при применении твердо фиксированных цен хозяйственный риск (возможные потери) почти полностью ложатся на поставщика. При применении в этом случае цены, возмещающей издержки и обеспечивающей прибыльность, хозяйственный риск почти полностью ложится на заказчика. Применение различных фиксированных и возмещающих издержки цен предполагает распределение хозяйственного риска между поставщиком и заказчиком в той или иной пропорции. Процедура выбора типа контрактной цены по договоренности между заказчиком и поставщиком предоставляет возможность найти компромиссное решение, сбалансированно удовлетворяющее интересы заказчика и поставщика. При установлении контрактных цен по результатам торгов и конкурсов, при определении цен по поставкам стандартных товаров распределение хозяйственных рисков определяется в основном состоянием рыночной конъюнктуры и интенсивностью конкуренции между претендентами на осуществление поставок. Контрактные цены различных видов (подвидов) формируются следующим образом. 3.1. Фиксированные цены Данный вид цены применяется по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые товары, работы и услуги имеют в основном традиционный характер, результаты разработки могут быть заранее определены достаточно точно. Возможно применение фиксированных цен при заключении контрактов на поставку широкого круга продукции массового и серийного производства различных отраслей, типовой техники, строительство объектов, поставку топлива, сырья, продовольствия и др. Уровень фиксированной цены устанавливается на стадии заключения контракта на основе договоренности со значительной степенью жесткости (т.е. по исполнению контракта уровень фиксированной цены существенно не изменяется). Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Подрядчик в основном принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат. Фиксированные контрактные цены могут корректироваться в установленном порядке при изменении определенных не зависящих от поставщика факторов (повышение государственных регулируемых цен, инфляционные последствия эмиссионной политики государства, повышение размера налогового изъятия и т.п.) и в соответствии с выбранным по контракту механизмом стимулирования поставщика и порядком индексации расходов по госконтрактам. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком и не может превышать установленной предельной нормы прибыли. Планируемые издержки по поставкам продукции для государственных нужд калькулируются, обосновываются поставщиком и контролируются заказчиком в соответствии с действующими нормативными актами, определяющими правила калькуляции затрат, составления и обоснования смет. Затраты целесообразно калькулировать в ценах, действующих на момент составления калькуляции (сметы). При значительной дифференциации рыночных цен на используемые при исполнении контракта сырье, материалы, комплектующие, топливо и энергию, дифференциации затрат по найму рабочей силы заказчик и поставщик договариваются о величине указанных средних рыночных цен для использования этих величин при калькуляции затрат (если органами государственной власти не установлены иные правила учета величин рыночных цен для калькуляции затрат по государственным контрактам; например, могут быть использованы цены определенной товарной биржи). Принимая во внимание длительность исполнения контракта, отдельные элементы и статьи затрат могут определяться с учетом прогнозируемых уровней цен, установленных официально в рамках государственного регулирования цен (цены ТЭК и т.п.), а также с учетом официальных прогнозов динамики цен и намеченных мер в области эмиссии денег, информации по изменению свободных (рыночных) цен. Вид фиксированной контрактной цены определяется выбором способа корректировки плановых издержек и механизма стимулирования поставщика. Возможно применение следующих видов фиксированных цен. 3.1.1. Твердо фиксированная цена Твердо фиксированная цена остается неизменной на весь срок исполнения контракта. Допускаются корректировки уровня цены с целью компенсации инфляции. Цена может пересматриваться по инициативе заказчика при необходимости изменения объема работ по контракту, при внесении дополнений в контракт. Твердо фиксированная контрактная цена включает планируемые издержки, планируемую прибыль, компенсацию инфляции (по договоренности полную или частичную). Планируемая прибыль определяется умножением величины планируемых издержек на согласованную норму прибыли по контракту. Возможно применение твердо фиксированной цены при реализации крупных гражданских и военных объектов, строительстве крупных объектов, при поставках стандартной продукции. 3.1.2. Фиксированная цена, поэтапно корректируемая в соответствии с изменением издержек Применяется при заключении контрактов, выполняемых поэтапно в течение длительного периода времени (поставки новой техники и технологий, оборонной продукции, строительство, транспорт, поставки сырья, топлива, материалов и т.п.). Первоначальная цена (установленная в соответствии с пунктом 3.1.1.) пересматривается в связи с изменениями издержек по контракту, происходящими под влиянием объективных факторов(изменение цен на сырье, материалы и энергию, государственное регулирование оплаты труда и т.п.). При подписании контракта оговаривается предельная величина роста затрат, которую обязуется компенсировать заказчик (например, в процентах к первоначально установленной цене). При росте затрат первоначальная цена повышается, но не более оговоренного размера. При снижении издержек по объективным причинам(т.е. не в результате усилий поставщика) первоначальная цена уменьшается на величину снижения затрат, при этом первоначально планируемая прибыль в составе контрактной цены не меняется. Корректировки первоначальной цены осуществляются поэтапно (по мере исполнения контракта). Заказчик осуществляет жесткий контроль за издержками поставщика по контракту, может проверить правильность калькуляции затрат и соответствующую документацию. Данный вид цены позволяет в определенной степени сократить хозяйственный риск для поставщика, при благоприятной конъюнктуре возможна также экономия бюджетных средств без сокращения планируемой по контракту прибыли поставщика. 3.1.3. Фиксированная цена с долевым распределением разницы между планируемыми и фактическими издержками Применяется в случаях, когда одной из целей заключения контракта является повышение уровня экономических параметров поставляемой продукции, снижение издержек ее производства, при разработке и производстве новой техники и т.п. Контрактом устанавливается верхний предел цены и правила долевого распределения разницы между фактическими и планируемыми издержками по контракту. Определяются доли распределения разницы издержек между заказчиком и поставщиком (экономия издержек или перерасход распределяются между заказчиком и поставщиком в заранее фиксированной одинаковой пропорции). После исполнения контракта (или его этапа) определяется разница между фактическими и планируемыми издержками. Первоначальная цена определяется в соответствии с пунктом 3.1.1. Если фактические издержки превышают планируемые (перерасход), то конечная цена определяется сложением первоначальной цены с долей перерасхода, оплачиваемой заказчиком (конечная цена превышает первоначальную, но не выше установленного предела цены). Если фактические издержки ниже планируемых (экономия), то конечная цена определяется вычитанием из первоначальной цены доли экономии, оставляемой заказчику (конечная цена ниже первоначальной). По контракту не определяется минимальная гарантированная прибыль поставщика и не ограничивается максимальный размер фактически полученной поставщиком прибыли. Возможен также поэтапный пересмотр контрактной цены, поэтапные изменения правил долевого распределения разницы между планируемыми и фактическими издержками. При завершении каждого предыдущего этапа контракта на основе анализа фактических издержек и правил долевого распределения экономии (перерасхода) устанавливаются планируемые издержки и планируемая прибыль последующего этапа контракта.При значительном изменении хозяйственной конъюнктуры поставщиком и заказчиком по согласованию могут пересматриваться пропорции долевого распределения экономии и перерасхода по этапам контракта. По промежуточным этапам контракта могут быть установлены верхние и нижние пределы прибыли. 3.2. Цены, возмещающие издержки с обеспечением или без обеспечения прибыльности Применяются при невозможности планирования издержек производства по контракту с необходимой точностью, когда неопределенность затрат и результатов по контрактам не позволяет фиксировать контрактную цену. Возможно применение данного вида цен в рамках государственных программ по разработке и производству новой техники и технологий, по соответствующим научно-исследовательским и конструкторским работам и т.п. Применение цен, возмещающих издержки производства, предполагают всесторонний контроль заказчикам хода работ по контракту, детальную и постоянную отчетность поставщика по всем видам затрат, обоснование уровня издержек (в том числе отдельных элементов затрат). Заказчик при определении цены учитывает собственные прогнозные оценки издержек по контракту и представляемую поставщиком ориентировочную смету затрат (уровень обоснованности сметы поставщика возрастает в случае организации конкурсного отбора и торгов). Контрактом может предусматриваться первоначальная цена, верхний предел цены, предельные значения определенных элементов затрат, норма или объем прибыли. После исполнения контракта заказчиком и поставщиком анализируются фактические издержки по контракту, выявляются обоснованные издержки в соответствии с действующими нормативными актами, регулирующими калькулирование затрат и составление смет. Согласованные обоснованные издержки служат основой контрактной цены, возмещающей издержки. Вид цены, возмещающей издержки, определяется выбранным механизмом возмещения издержек и стимулирования поставщика. 3.2.1. Цена, возмещающая только издержки Целесообразно применять при поставках научно-исследовательских и конструкторских разработок, при оплате работ, выполняемых бесприбыльными организациями, при возмещении затрат по эксплуатации государственного имущества и т.п. Заказчик возмещает в контрактной цене все обоснованные (в соответствии с действующими нормативными актами) издержки поставщика. Прибыль в контрактной цене в этом случае не предусматривается. 3.2.2. Цена, возмещающая издержки до установленного предела Заказчик возмещает поставщику только обоснованные издержки, но не выше определенного в контракте предела (даже если фактические издержки превысили этот предел по объективным причинам и превышение обосновано поставщиком в соответствии с действующими нормативными актами). Область применения данной контрактной цены аналогична определенной в пункте 3.2.1. Контрактом может также определяться доля обоснованных согласованных издержек, возмещаемых заказчиком при выполнении поставок. Другая доля обоснованных издержек возмещается из собственных средств поставщика, что стимулирует экономию затрат поставщиком и поиск им рациональных хозяйственных решений. 3.2.3. Цена, возмещающая издержки с фиксированным вознаграждением Может применяться в контрактах по крупным научно-техническим и оборонным проектам, по поисковым научным исследованиям, экспериментам, при неясности конечного результата работ по контракту, непредсказуемости издержек и т,п. Контрактная цена возмещает обоснованные согласованные издержки поставщика и фиксированный размер прибыли, не зависящий от фактических издержек по выполненному контракту. Данная фиксированная величина прибыли не меняется в зависимости от величины фактических издержек по контракту. Конечная контрактная цена состоит из возмещаемых обоснованных (согласованных) издержек (определяемых после исполнения контракта), и установленной контрактом фиксированной величины прибыли. Контрактом предусматривается контроль и прогнозирование поставщиком издержек по контракту в ходе его исполнения. Контрактом устанавливается предельное повышение (в %) фактическими издержками их первоначальной прогнозной величины. Если реальное превышение больше предельного, то контракт пересматривается. 3.2.4. Цена, возмещающая издержки с долевым распределением экономии и перерасхода Применяется при значительной неопределенности хозяйственной конъюнктуры и величины издержек по контракту. Особенно целесообразно использование данного вида цены на начальных этапах проведения поисковых, экспериментальных научно-исследовательских и конструкторских работ, при начале развертывания серийного выпуска поставляемой продукции и т.п. Контрактом устанавливается верхний предел издержек по контракту, пропорции распределения перерасхода и экономии издержек между поставщиком и заказчиком, верхний и нижний пределы вознаграждения (прибыли) поставщика, предельное превышение фактическими издержками и первоначальной прогнозной величины (см. п. 3.2.3.). При превышении издержками предельного уровня контракт пересматривается. Механизм формирования конечной цены аналогичен механизму формирования фиксированной цены с долевым распределением разницы между планируемыми и фактическими издержками (см. п. 3.1.3.). Отличие состоит в том, что экономия (перерасход) определяются как разница между прогнозируемыми издержками и обоснованными согласованными издержками по выполненному контракту. При этом заказчиком выплачивается поощрение подрядчику только в установленных контрактом границах верхнего и нижнего пределов вознаграждения. 3.2.5. Цена, возмещающая издержки с прибылью и поощрительными выплатами Может применяться по контрактам, предусматривающим поставки новой техники и технологии, научно-исследовательских и конструкторских работ, при невозможности точной оценки технико-экономических и потребительских параметров поставляемой продукции и т.п. По контракту прогнозируются издержки и первоначальная прибыль. Заказчиком в одностороннем порядке устанавливаются нормы первоначальной прибыли и дополнительного вознаграждения (к прогнозируемым издержкам). Сумма норм прибыли и вознаграждения могут ограничиваться определенным верхним пределом. Дополнительное вознаграждение устанавливается по согласованию между заказчиком и поставщиком за достижение определенных технико-экономических и потребительских параметров, сроков изготовления поставляемой продукции (это достижение оценивается заказчиком после выполнения контракта, при этом норма дополнительного вознаграждения может корректироваться заказчиком). Конечная цена контракта складывается из обоснованных согласованных затрат (определенных после окончания контракта), величин первоначальной прибыли и дополнительного вознаграждения (вознаграждение может корректироваться по результатам исполнения контракта). Прибыль и вознаграждение определяются заказчиком в одностороннем порядке по правилам, установленным соответствующими нормативными актами. 3.2.6. Цена, возмещающая издержки и прибыль Применяется по контрактам на поставку продукции, на которую уже разработаны стандарты и спецификации. Контрактом устанавливается фиксированная норма прибыли. Цена возмещает обоснованные согласованные издержки (определяемые после исполнения контракта) и прибыль (определяемую после исполнения контракта по установленной фиксированной норме к обоснованным издержкам). 3.3, Цены по поставкам стандартных товаров Применяется по поставкам стандартных товаров, постоянно имеющихся в наличии на рынке, свободные рыночные цены которых известны. Контрактные цены в этом случае, как правило, устанавливаются по итогам торгов и конкурсов. Механизм формирования контрактной цены на стандартную немонополизированную продукцию предполагает сильное влияние торгов на установление цены и отдельных элементов затрат, размеров льгот, дотаций и субсидий. В этом случае одним из важнейших ценообразующих факторов является конкуренция между претендентами на поставку продукции. Закрепленные государственными нормативными актами правила формирования контрактных цен (на основе калькуляции затрат, определения прибыли, льгот, ассигнований по контрактам) используются в этом случае для определения стартовых значений цены контракта на конкурсах и торгах. Контрактная цена по стандартной продукции строится на основе свободной рыночной цены и может отличаться от нее на разницу, определяемую в ходе торгов, на величину скидки (надбавки) за размеры поставляемой партии, условия и сроки поставки и т.п. Предельные величины скидок (надбавок) устанавливаются соответствующими органами государственной власти. __________ N ИМ-663/02-93 17 июля 1995 г.

Постановление от 2 декабря 2017 года №1465. Утверждено новое Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, которым устанавливается единый механизм государственного регулирования цен на продукцию при формировании, размещении и выполнении ГОЗ. Это позволит обеспечить единые правила ценообразования при формировании, размещении и выполнении ГОЗ, сдерживать рост цен на продукцию ОПК за счёт применения в ценообразовании «расширенного индексного подхода». Новый подход позволит уйти от затратного принципа ценообразования и будет стимулировать организации ОПК к снижению издержек производства, внедрению современных технологий, повысит инвестиционную привлекательность организаций ОПК и упростит систему контроля за ценообразованием в сфере ГОЗ.

Справка

Документ

  • PDF

    Постановление от 2 декабря 2017 года №1465

Подготовлено ФАС России в соответствии с федеральными законами от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Практика государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ) показала, что достаточно большой перечень нормативных правовых актов в области ценообразования затрудняет их комплексное применение организациями оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) и государственными заказчиками при планировании, размещении и выполнении ГОЗ, при этом система ценообразования в сфере ГОЗ требует совершенствования в направлении стимулирования организаций ОПК к повышению эффективности их экономической деятельности и снижению издержек при производстве вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ) в неконкурентной среде.

Решение этих вопросов может быть обеспечено за счёт:

— принятия нормативного правового акта, устанавливающего единый механизм государственного регулирования цен на продукцию при формировании, размещении и выполнении ГОЗ, основанный на преемственности и взаимосвязи действующих методов определения прогнозных цен на продукцию, начальных (максимальных) цен государственных контрактов или цен государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, на поставку этой продукции, а также уточнения цен на продукцию (цен государственных контрактов) при выполнении ГОЗ;

— реформирования системы ценообразования в целях стимулирования организаций ОПК к снижению затрат при производстве продукции по ГОЗ и внедрению передовых технологий, что позволит сдерживать рост цен на ВВСТ и обеспечить повышение инвестиционной привлекательности организаций ОПК.

В связи с этим подписанным постановлением утверждено Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – Положение).

Положением устанавливается порядок определения прогнозных цен на продукцию при формировании ГОЗ, с которым взаимосвязаны применяемые при размещении ГОЗ порядок определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или порядок определения цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, в том числе порядок регистрации цен на поставляемую продукцию в установленных Положением случаях.

Также установлен единый порядок определения цен на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ. При этом вводятся единые правила определения цен как на образцы ВВСТ, так и на продукцию, необходимую для их производства и поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя, с использованием методов, установленных Положением, которые предусматривают:

— приоритет использования информации о рыночных ценах на продукцию, если эта продукция обращается на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, с применением конкурентных способов определения поставщиков этой продукции;

— определение цен на продукцию, поставляемую единственными поставщиками, на основе «расширенного индексного подхода» (мотивационная модель ценообразования в сфере ГОЗ с применением «индексного» метода расчёта цен, позволяющего организации получать дополнительную прибыль за счёт экономии, полученной за счёт снижения затрат на производство и реализацию продукции).

Так, «расширенным индексным подходом» предусматривается начиная с 2018 года определять затратным методом базовые цены на образцы ВВСТ и фиксировать их не менее чем на шесть лет, не пересматривая ежегодно, а только уточняя эти цены на индекс-дефлятор, утверждаемый в установленном порядке. При этом производители продукции могут за счёт проведения мероприятий по повышению эффективности производства и снижению издержек оставлять у себя прибыль, полученную от достигнутой экономии, и направлять её в том числе на инвестиционные цели и внедрение бережливых технологий.

Такой подход позволит уйти от затратного принципа ценообразования и будет стимулировать организации ОПК к снижению издержек производства, внедрению современных технологий, а также повысит инвестиционную привлекательность организаций ОПК и упростит систему контроля за ценообразованием в сфере ГОЗ в связи с отсутствием необходимости ежегодного контроля регистрируемых цен и фактических расходов организаций, определяющих себестоимость продукции.

Постановлением также устанавливается, что отраслевые органы (Минпромторг России, госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом») вправе разрабатывать совместно с государственными заказчиками и по согласованию с ФАС России утверждать методические рекомендации по определению цен, которые позволяют учитывать отраслевые особенности производства отдельных видов продукции, в том числе особенности определения рентабельности (прибыли).

Одновременно признаются утратившими силу все ранее принятые постановления Правительства по вопросам государственного регулирования цен на продукцию по ГОЗ.

Положение вступает в силу с 1 января 2018 года.

Принятые решения позволят обеспечить единые правила ценообразования при формировании, размещении и выполнении ГОЗ, сдерживать рост цен на ВВСТ за счёт применения в ценообразовании «расширенного индексного подхода», стимулировать организации к снижению затрат на производство продукции за счёт выполнения мероприятий по повышению эффективности их производства, роста производительности труда и экономии ресурсов.

Правительство приняло подготовленный Федеральной антимонопольной службой акт, который упрощает порядок формирования цен для отдельных видов продукции в части гособоронзаказа. Об этом сообщается на официально сайте ФАС.

Речь идёт о Распоряжении Правительства Российской Федерации № 1256-р «Об особенностях определения цены государственного контракта по государственному оборонному заказу, заключаемого с единственным поставщиком на поставку продукции по цене, подлежащей регистрации, в 2020 году». Служба подготовила документ в рамках мероприятий по по обеспечению устойчивости оборонно-промышленного комплекса в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации, связанной с коронавирусом.

Новый порядок заключения госконтрактов по государственному оборонному заказу будет носить временный характер. Он должен будет облегчить работу предприятиям и госзаказчикам в условиях ограничений. В частности, заключение госконтракта по гособоронзаказу с единственным поставщиком может проводиться по ориентировочной (или уточняемой) цене.

При этом, участие ФАС может потребоваться при переводе ориентировочной цены в фиксированную цену. Это касается случаев, когда уровень ориентировочной цены оказывается превышенным. Тогда антимонопольное ведомство будет решать вопрос о регистрации такой цены.

«При нынешних обстоятельствах мы пересматриваем каждую процедуру контроля на предмет возможности снижения воздействия на предпринимательское сообщество без ущерба для охраняемых государством публичных интересов», прокомментировал принятый закон заместитель руководителя ФАС Даниил Фесюк.

Ранее, в феврале этого года, Госдума в первом чтении приняла законопроект, предусматривающий исключение из планов госзакупок информации по государственному оборонному заказу. Авторы проекта предлагают уточнить положения, касающиеся особенностей планирования закупок, расширив их действие на весь состав оборонного заказа. Такой подход позволит повысить эффективность закупок в условиях санкций со стороны иностранных государств и минимизирует риски возможного раскрытия информации о гособоронзаказе. Минимизация рисков будет осуществлена за счёт ограничения круга лиц, обладающих информацией о таком заказе.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 06 февраля 2018 года N МО/7588-ПР/18

О некоторых вопросах применения постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

В связи с вступлением в силу с 1 января 2018 г. постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление N 1465) ФАС России направляет информацию о некоторых вопросах применения Постановления N 1465.

1. В целях обеспечения соблюдения сроков размещения государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ) при размещении плана-графика и соответствующих закупок в Единой информационной системе в сфере закупок после вступления в силу Постановления N 1465 допустимо использовать обосновывающие документы и расчеты начальных (максимальных) цен государственных контрактов (далее — НМЦК), подготовленные государственными заказчиками ГОЗ до вступления в силу Постановления N 1465 (до 1 января 2018 г.) в соответствии с ранее действовавшим нормативным правовым актом, в случае, если такие документы и расчеты не противоречат вступившему в силу постановлению.

При этом в документации о закупке не допускаются ссылки на нормативные акты, не действующие на дату размещения такой документации в Единой информационной системе в сфере закупок.

2. Цена, зарегистрированная в 2017 году в ФАС России на 2018, 2019 и последующие годы, применяется для заключения государственного контракта в течение срока, указанного в соответствующем решении о регистрации цены. Перерегистрация такой цены в течение указанного срока ФАС России не требуется.

3. Документы для регистрации цены единицы товара, полученные ФАС России после 1 января 2018 г., рассматриваются в порядке, предусмотренном Постановлением N 1465, с определением базовых цен на продукцию, соответствующую подпункту «б» пункта 115 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением N 1465 (далее — Положение). При этом согласно абзацам седьмому — девятому пункта 9 Положения формирование цен указанной продукции в годы, следующие за годом, в котором была определена базовая цена, осуществляется с применением методов индексации в соответствии с пунктами 21-36 Положения.

В случае если потенциальный головной исполнитель (далее — исполнитель) и государственный заказчик считают невозможным применение методов индексации для рассматриваемой продукции и установление базовой цены на рассматриваемую продукцию, государственный заказчик направляет в ФАС России согласованное с исполнителем обращение с соответствующим обоснованием. Обстоятельствами, обуславливающими невозможность применения методов индексации, могут являться только существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции в соответствии с пунктом 2 Положения.

4. Для продукции, цена на которую подлежит регистрации (подпункт «б» пункта 115 Положения), базовой ценой является цена, рассчитанная в соответствии с требованиями Постановления N 1465 затратным методом и зарегистрированная в ФАС России после вступления в силу Постановления N 1465. В соответствующем решении ФАС России такая цена обозначается как «базовая».

В отношении цен единиц товаров, рассчитанных затратным методом, документы на регистрацию которых были подготовлены в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами до вступления в силу Постановления N 1465 и которые поступили в ФАС России в 2017 году, по результатам рассмотрения которых решения о регистрации цены единицы товара продукции на 2018 год приняты ФАС России в 2018 году, либо которые находятся на рассмотрении в ФАС России, при обоюдном согласии исполнителя и государственного заказчика допускается направление обращения государственного заказчика о необходимости определения таких цен в качестве базовых в 2018 году.

Указанное обращение должно содержать в приложении необходимые дополнительные документы в соответствии с требованиями пункта 37 Положения.

В таком обращении в обязательном порядке указывается информация об отсутствии существенных изменений условий поставки (в том числе производства) продукции в сравнении с предшествующим периодом. В приложении к указанному обращению должны быть также направлены данные о фактических затратах на производство продукции за 2017 год.

Базовой ценой также может быть признана цена единицы товара, рассчитанная на 2018 год с применением актуальных значений индексов на основе зарегистрированной в ФАС России в 2017 году цены единицы товара, при соблюдении следующих условий:

а) организация в соответствии с Постановлением N 1465 направила предложение о цене государственному заказчику, в котором предлагает в качестве базовой цены установить цену единицы товара, рассчитанную с применением актуальных значений индексов на основе зарегистрированной в ФАС России в 2017 году цены единицы товара, с обоснованиями такого предложения, в том числе в части отсутствия существенных изменений условий поставки (в том числе производства) продукции, с приложением данных о фактических затратах за 2017 год;

б) государственным заказчиком:

— осуществлена проверка обоснования возможности установления цены единицы товара, рассчитанной с применением актуальных значений индексов на основе зарегистрированной в ФАС России в 2017 году цены единицы товара, в качестве базовой цены, в том числе на предмет отсутствия существенных изменений условий поставки (в том числе производства) продукции, соотнесены данные о фактических затратах с данными о плановых затратах;

— по результатам проведения вышеуказанной проверки принято и отражено в заключении решение об установлении цены единицы товара, рассчитанной с применением актуальных значений индексов на основе зарегистрированной в ФАС России в 2017 году цены единицы товара, в качестве базовой цены;

— заключение и документы, полученные от организации, направлены в ФАС России;

в) ФАС России рассмотрены предложение о цене, в том числе данные о фактических затратах, заключение государственного заказчика и принимается решение о возможности регистрации цены единицы товара, рассчитанной с применением актуальных значений индексов на основе зарегистрированной в ФАС России в 2017 году цены единицы товара, в качестве базовой цены.

Для продукции, цена на которую не подлежит регистрации, базовая цена может быть установлена в соответствии с указанным выше порядком на основании ранее согласованной цены на 2017 год без направления документов на рассмотрение в ФАС России.

5. В случае, когда в государственном контракте планируется предусмотреть поставку продукции в течение срока, превышающего один год, формирование цены единицы продукции осуществляется следующим образом.

В отношении продукции, цена на которую подлежит регистрации (подпункт «б» пункта 115 Положения), возможны следующие варианты в зависимости от наличия или отсутствия существенных изменений условий поставки (в том числе производства) продукции (в соответствии с пунктом 2 Положения) в годы, когда планируется осуществить поставку продукции:

а) если существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции отсутствуют, для первого года поставки продукции определяется базовая цена затратным методом в соответствии с пунктами 15-20 Положения, а для последующих лет поставки цена продукции определяется методом индексации базовой цены в соответствии с пунктами 21-26 Положения исходя из прогнозных (оценочных) значений индексов;

б) если в годы, когда планируется осуществить поставку продукции, прогнозируются существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции, метод индексации базовой цены не применяется.

В указанном случае государственный заказчик в своем заключении представляет обоснование невозможности применения метода индексации базовой цены, формирование цен осуществляется затратным методом для каждого года поставки продукции. Базовая цена продукции в указанном случае не устанавливается. Базовая цена может быть определена при формировании и регистрации цены продукции в последующие годы при условии прекращения действия обстоятельств, препятствующих применению метода индексации базовой цены.

Для продукции, цена на которую не подлежит регистрации, базовая цена устанавливается в соответствии с указанным выше порядком, но без направления документов на рассмотрение в ФАС России.

6. В соответствии с пунктом 43 Положения в случае применения при заключении государственного контракта ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки, в таком государственном контракте должен быть установлен в том числе порядок перевода соответствующего вида цены в фиксированную цену.

Если применению подлежит метод индексации по статьям затрат в соответствии с пунктами 27-34 Положения, то в государственном контракте в том числе должна содержаться следующая информация в части принятых в цене единицы продукции привнесенных затрат:

а) указания по каждой из статей затрат:

— какие величины расходов при переводе цены в фиксированную цену подлежат индексации с применением соответствующих данным затратам индексов (пункт 29 Положения);

— какие величины расходов при переводе цены в фиксированную цену индексации не подлежат и рассчитываются для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при расчете базовой цены единицы продукции (пункт 30 Положения);

б) согласованный сторонами конкретный перечень наименований сырья, материалов и покупных комплектующих изделий, закупка которых осуществляется у поставщиков товаров, работ, услуг, занимающих доминирующее положение в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», затраты на которые подлежат возмещению исходя из фактически понесенных расходов (подпункт «б» пункта 33 Положения).

7. При определении цен на конкурентную продукцию из числа указанной в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 6 Положения, в случае если у государственного заказчика отсутствуют данные для применения метода сравнимой цены, возможно использование затратного метода.

В соответствии с пунктом 15 Положения затратный метод применяется в случаях, если использование иных методов определения цены продукции невозможно в соответствии с Положением.

8. При поступлении нескольких предложений о цене от организаций при формировании НМЦК допускается возможность выбора минимального значения цены из предложенных при прочих равных условиях.

М.А.Овчинников

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

официальный сайт

Федеральной антимонопольной службы