Правовое регулирование труда осужденных

Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы

Принципы, определяющие порядок, основания и формы привлечения к труду осужденных, отбывающих лишение свободы, сформулированы в международных правовых актах по обращению с осужденными. В ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) подчеркивается, что работа или служба лиц, находящихся в местах лишения свободы по законному приговору суда, не относится к принудительному или обязательному труду. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными отмечается, что труд заключенных не должен приносить им страданий, на заключенных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день. Обеспечиваемая заключенным работа должна быть по мере возможности такой, чтобы повышать или давать им квалификацию, позволяющую им заняться честным трудом после освобождения. Европейские пенитенциарные правила (2006 г.) в п. 26.3 устанавливают, что характер предоставляемой работы должен поддерживать или развивать навыки, которые позволят заключенному зарабатывать себе на жизнь после освобождения.

Указанные положения позволяют сформулировать следующие международные принципы организации труда осужденных к лишению свободы:

  1. обязательность труда;
  2. общественная полезность труда;
  3. труд не должен приносить осужденным физических страданий;
  4. сочетание труда и профессионального обучения;
  5. признание труда в качестве средства исправления;
  6. использование осужденными полученных в местах лишения свободы трудовых навыков после освобождения.

Большинство из них закреплены в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве как в нормах Общей части УИК РФ (ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 12), так и в специальных нормах гл. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», определяющих основания и формы привлечения к труду осужденных к лишению свободы (на собственных производствах исправительных учреждений; на предприятиях учреждений, исполняющих наказания; на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и вне их; по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений и СИЗО; в форме предпринимательской деятельности: индивидуальной трудовой деятельности, общества с ограниченной ответственностью), а также условия и оплату их труда, а также деятельность администрации исправительных учреждений по его организации.

Обязательность труда осужденных к лишению свободы зафиксирована в ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Исключение здесь составляют осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I и II групп, которые привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством о труде и законодательством о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные, осужденные беременные женщины и женщины, имеющие детей, также привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством (ч. 2 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Принцип обязательности труда реализуется и в ч. 6 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, которая запрещает осужденным прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Вч. 1ст. ЮЗ УИК РФ подчеркивается обязанность администрации исправительного учреждения привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Общественно полезный труд означает выполнение осужденным различной социально значимой, полезной для других людей работы, процесс и результаты которой приносят удовлетворение самому осужденному и востребованы обществом. К сожалению, в последнее десятилетие в условиях экономической нестабильности в стране проблема обеспечения осужденных таким трудом становится все более острой.

Принцип сочетания труда и профессионального обучения нашел закрепление в ч. 1 ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, где подчеркивается, что в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Согласно ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных. Эта установка получила развитие в ч. 5 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в которой определяется, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных, а также в ст. 1 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», констатирующей, что интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

В настоящее время наиболее остро стоит вопрос переориентации производства органов и учреждений, исполняющих наказания, на решение проблем трудовой адаптации и социальной реабилитации осужденных. В этих целях Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» скорректированы формы организации труда осужденных к лишению свободы. Теперь осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Данные положения конкретизированы в ст. 17 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которой исправительные учреждения привлекают осужденных к оплачиваемому труду. Согласно этой норме исправительные учреждения привлекают осужденных к оплачиваемому труду: 1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания; 2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы; 3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; 4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов (рис. 8).

Рис. 8.Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы

Центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков. Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.

Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду. Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством РФ.

Федеральные государственные унитарные предприятия предназначены для привлечения осужденных к труду и обучения их общественно значимым профессиям и создаются при одном учреждении, исполняющем наказания, или объединении учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (например, лесозаготовка, обработка и переработка древесины) как структурные подразделения этих учреждений или объединения учреждений. Учредителем таких предприятий является федеральный орган уголовно-исполнительной системы, который утверждает их уставы, разработанные учреждениями, исполняющими наказания, или объединениями учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и закрепляет за федеральными государственными унитарными предприятиями уголовно-исполнительной системы федеральное имущество.

Федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Привлечение осужденных к труду на объектах организаций любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и организаций. Договор (контракт) обязательно предусматривает: количество осужденных, выводимых на эти объекты; заработную плату, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий; специальную изоляцию рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов организаций; имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и организациями; обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством РФ о труде.

Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов возлагается на осужденных, обладающих соответствующими специальностями (маляры, штукатуры, слесари-сантехники, столяры, парикмахеры и т.п.). Штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, утверждают начальники учреждений, исполняющих наказания, в пределах выделяемых из федерального бюджета средств и на основании нормативов, утвержденных Минюстом России. В предназначенных для содержания осужденных несовершеннолетних учреждениях, исполняющих наказания, на выполнение работ по хозяйственному обслуживанию могут привлекаться только лица, достигшие 18-летнего возраста.

Условия труда осужденных к лишению свободы и его оплата

Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Помимо ТК РФ на осужденных распространяются нормы федеральных законов от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»; от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 мая 2003 г. № 100 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.2.1327-03» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. СП 2.2.2.1327-03», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 23 мая 2003 г.).

Нормальная продолжительность рабочего времени осужденных не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Для отдельных категорий осужденных к лишению свободы устанавливается согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени. Так, для работающих осужденных, являющихся инвалидами I или II группы, – 35 часов в неделю; для осужденных, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – не более 36 часов в неделю.

Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные. Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для осужденных в возрасте от 15 до 16 лет – 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов; для инвалидов – в соответствии с медицинским заключением. Для осужденных, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: при 36-часовой рабочей неделе – 8 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 часов.

Статья 96 ТК РФ предусматривает особенности работы в ночное время, которые учитываются при организации труда осужденных к лишению свободы. Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на 1 час. Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для осужденных, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Ночным признается время с 22 до 6 часов.

К работе в ночное время не допускаются: осужденные беременные женщины; осужденные, не достигшие возраста 18 лет. Инвалиды, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

В ч. 2 ст. 104 ТК РФ определяются особенности учета рабочего времени осужденных в зависимости от условий производства, где они заняты, и во время которого не может быть соблюдена ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени. В УИК РФ установлена бланкетная норма, согласно которой допускается суммированный учет рабочего времени в соответствии с законодательством о труде (ст. 104 ТК РФ). Суммированный учет рабочего времени производится для того, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории осужденных еженедельной продолжительности рабочего времени. Для осужденных, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года. Сведения о фактически проработанном осужденным в течение календарного года времени (сумма рабочих часов переводится в число рабочих дней), уровне выполнения им норм (заданий) и средней заработной плате отражаются по мере обработки его личной карточки с заполнением карты учета. Внесение сведений в карту учета производится работником, ответственным за ведение общей картотеки по учреждению, и заверяется его подписью. Осужденный под роспись ежегодно знакомится с засчитываемым ему в общий трудовой стаж временем.

При систематическом уклонении (два и более раз в течение месяца) осужденного от выполнения трудовых заданий и (либо) его отсутствии на рабочем месте в течение 3 часов подряд в смену соответствующий период времени (месяц или день) исключается по решению администрации исправительного учреждения из его общего трудового стажа. Решение администрации исправительного учреждения может быть обжаловано осужденным в суд.

Документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, является трудовая книжка, а при ее отсутствии – справка, выдаваемая администрацией исправительного учреждения.

Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней – для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней – для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Осужденные имеют право на отпуск за первый год по истечении 6 месяцев непрерывной работы в исправительном учреждении. При этом время содержания осужденного в помещении камерного типа, в едином помещении камерного типа и одиночной камере (вне зависимости от того, работал он в это время или нет) в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается (ч. 4 ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с графиком отпусков, составляемых администрацией исправительного учреждения.

Осужденным предоставляется оплачиваемый отпуск. Ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без выезда; решение об этом (помимо желания осужденного) принимает в соответствии с ч. 6 ст. 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ начальник исправительного учреждения с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного (ч. 3 той же статьи содержит перечень лиц, которым такие выезды вообще не предоставляются). Для осужденных, не выезжающих за пределы исправительных учреждений во время предоставленного отпуска, администрация исправительного учреждения и сами осужденные создают более благоприятные условия пребывания (оборудуются специальные спальные помещения, комнаты отдыха, спортивные залы, сауны и т.п.).

Продолжительность отпуска осужденного законодатель ставит в зависимость от его возраста, состояния здоровья, характера выполняемой им работы, а также района дислокации исправительного учреждения. Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим производственные задания на тяжелых работах, а также занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по своему желанию инвалидам I или II группы, мужчинам старше 60 и женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18, а несовершеннолетним – до 24 рабочих дней.

Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством РФ о труде. Данный вопрос регулируется нормами гл. 21 ТК РФ и Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Заработная плата каждого осужденного зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда осужденных включается величина МРОТ – гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В ч. 2 ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса РФ подчеркивается, что размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного МРОТ. В размер МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки (ч. 3 ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию (ч. 1 ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Возмещение стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг производится ежемесячно в пределах фактических затрат. За предоставленную одежду и обувь осужденный по желанию может рассчитаться сразу. Осужденным бесплатно предоставляется спецпитание и спецодежда.

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд РФ и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

При этом в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами I или II групп, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, – не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (ч. 3 ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 106 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденных к лишению свободы могут привлекать к работам без оплаты труда. Вид таких работ в каждом конкретном случае определяется администрацией исправительного учреждения, но все они должны быть связаны только с благоустройством исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. К таким работам можно отнести уборку и озеленение территории, производство мелкого ремонта зданий и помещений и т.п.

К работам без оплаты осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от основной работы время. Их продолжительность не должна превышать 2 часов в неделю. Продолжительность работ может быть увеличена по письменному заявлению осужденного либо при необходимости проведения срочных работ постановлением начальника исправительного учреждения.

Осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, осужденные пенсионного возраста, осужденные беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда по их желанию.

Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы

Одним из основных принципов организации труда осужденных к лишению свободы является сочетание их труда и профессионального обучения. Указанный принцип реализуется посредством организации обязательного начального профессионального образования или профессиональной подготовки осужденных (ч. 1 ст. 108 УИК). Профессиональное обучение обязательно для лиц: а) не имеющих никакой профессии (специальности); б) не имеющих профессии (специальности), по которой можно работать в исправительном учреждении. В идеале речь идет о том, чтобы, с одной стороны, дать осужденному профессию (специальность), по которой ему может быть предоставлена работа в исправительном учреждении, с другой стороны, обеспечить его профессией, востребованной на рынке труда после освобождения.

Профессиональное образование и профессиональная подготовка не являются обязательными для осужденных – инвалидов I или II группы, а также для осужденных пенсионного возраста. Однако при наличии желания они могут получить необходимую им профессиональную подготовку (ч. 2 ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Правовое регулирование профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы осуществляется на основе Конституции РФ (ст. 37, 43), УИК РФ, Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», нормативными актами Правительства РФ, Минобрнауки России, Минюста России.

Профессиональное обучение в исправительных учреждениях организуется в двух формах: начальное профессиональное образование (обучение осужденных в профессиональных училищах) и профессиональная подготовка осужденных (обучение на производстве).

Обучение в профессиональных училищах регламентируется приказом Минобразования России № 592, МВД России № 446 от 22 ноября 1995 г. «Об утверждении Инструкции по организации начального профессионального образования осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и является основным видом профессионального образования осужденных к лишению свободы.

Профессиональная подготовка осужденных имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося и обучение организуется непосредственно на производстве. В такой форме осваивают специальность осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы (ч. 5 ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления (ч. 3 ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В июле 2007 г. в ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ была закреплена обязанность администрации исправительного учреждения с учетом имеющихся возможностей оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования. Основной формой получения осужденными высшего образования является дистанционная форма обучения. В настоящее время данной формой обучения охвачено более 1200 осужденных. 4 февраля 2005 г. подписано соглашение между ФСИН России и Современной гуманитарной академией о развитии в местах лишения свободы сети дистанционного образования с использованием новейших информационных технологий. В рамках этого соглашения получают высшее образование по специальностям «психология», «юриспруденция», «менеджмент» осужденные, отбывающие наказания в исправительных колониях Республики Башкортостан, Хабаровского края, Архангельской области. Кроме того, по дистанционной форме осужденные обучаются в Томском государственном педагогическом университете, Северо-Западном техническом университете, Саратовском государственном социально-экономическом университете, Новосибирском государственном техническом университете, Московском экономико-финансовом институте и др.

Таким образом, основными принципами организации труда осужденных к лишению свободы являются: 1) обязательность труда; 2) общественная полезность труда; 3) труд не должен приносить осужденным физических страданий; 4) сочетание труда и профессионального обучения; 5) признание труда в качестве средства исправления; 6) использование осужденными полученных в местах лишения свободы трудовых навыков после освобождения. Осужденные привлекаются к оплачиваемому труду: а) на собственных производствах исправительных учреждений; б) на предприятиях исправительных учреждений; в) на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений, и вне их; г) по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений; д) в форме предпринимательской деятельности. Нормальная продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы установлена согласно ТК РФ и не может превышать 40 часов в неделю. Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с трудовым законодательством. Из их заработной платы помимо обязательных для всех работников отчислений производятся удержания для возмещения расходов по содержанию. Профессиональное обучение в исправительных учреждениях реализовывается в двух формах: начальное профессиональное образование (обучение осужденных в профессиональных училищах) и профессиональная подготовка осужденных (обучение на производстве).

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы в современных условиях: по материалам Республики Казахстан»

Совершенствование законодательной базы уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан с целью приведения ее в соответствие с основными положениями международных актов о правах человека и международных соглашений, определяющих принципы и порядок обращения с осужденными, является одним из составляющих правовой реформы, проводимой в государстве. Данный процесс реформирования уголовно-исполнительной системы выступает немаловажным условием демократического развития Казахстана, предусматривающего построение экономически развитого правового государства и гражданского общества.

Изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни республики непосредственным образом отражаются на деятельности уголовно-исполнительной системы. Негативные тенденции в экономике существенно осложняют оперативную обстановку в местах лишения свободы и затрудняют выполнение задач, возложенных на исправительные учреждения.

Переход к рыночным отношениям, сопровождаемый общим спадом производства, разрывом сложившихся хозяйственных связей, высоким уровнем инфляции, ростом безработицы и кризисом финансовой системы, создал крайне тяжелые условия для функционирования учреждений, исполняющих наказания. Сложившаяся за многие годы мощная производственная база в местах лишения свободы практически распалась, и ее остатки оказались на грани банкротства, что, в свою очередь, не позволяет эффективно выполнять задачи по привлечению осужденных к общественно -полезному труду в современных условиях. Почти каждый третий из них не обеспечен работой, и это главным образом отражается на воспитательном процессе.

Положение, сложившееся на предприятиях уголовно-исполнительной системы, усугубляется изношенностью морально устаревшего оборудования, низким уровнем квалификации осуждённых, спецификой организации труда в условиях исправительных учреждений, не позволяющим им в полной мере конкурировать на рынке с предприятиями различных форм собственности. Корректировка данной тенденции в сторону сокращения разрыва между предприятиями уголовно-исполнительной системы и промышленными предприятиями на свободе возможна только при значительном финансировании со стороны государства, направленном на модернизацию оборудования предприятий исправительных учреждений и соответствующее обучение осужденных, что в создавшейся экономической ситуации маловероятно.

В условиях, когда предоставление работы осуждённым само по себе является стимулом добросовестного качественного труда, прямое стимулирование труда затруднительно из-за малых объемов работ. При этом предпочтительнее опосредованное стимулирование труда, как одной из составляющих правопослушного поведения осуждённых, когда основой применения меры поощрения выступает не выполнение норм выработки, а отношение к труду и качество выполненной работы.

Нормы действующего Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан на законодательном уровне закрепили сложившуюся практику в области применения труда осужденных. Тем не менее, существуют пробелы и противоречия в уголовно-исполнительном законодательстве республики, что определяет необходимость дополнительной корректировки норм права в данной сфере отношений. Действие наряду с указанными нормами подзаконных актов, разработанных согласно нормам утратившего силу Исправительно-трудового кодекса и иных нормативных правовых актов Казахской ССР, требует проведения правовой экспертизы на предмет соответствия норм, регулирующих труд осужденных к лишению свободы, законодательству Республики Казахстан.

Таким образом, сложившееся непростое состояние уголовно-исполнительной системы диктует необходимость радикальных преобразований уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики, совершенствования действующей законодательной базы, продолжения и углубления реформы организационно-правовых основ деятельности данной системы.

Появились новые взгляды и подходы на теоретические проблемы труда осужденных, в том числе на его социальные цели, место и роль в процессе исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных, его правовую природу.

Все это свидетельствует о важности научной разработки обозначенных вопросов и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

В настоящее время имеются научные работы А.В. Губенко, Н.Н. Дерюга, Ю.А. Киреева, С.Х. Шамсунова, в которых учитываются в корне изменившиеся социально-экономические условия и правовая база в рамках российского и зарубежного опыта.

В Республике Казахстан этой проблематике не уделяется достаточного внимания, при этом рассматриваются отдельные аспекты правового регулирования организации трудовой занятости осуждённых.

Вопросы правового регулирования и организации труда осужденных на предприятиях исправительных учреждений были затронуты в диссертационной работе А.Т. Жусупова «Исправительные учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан»1. Объектом изучения данного исследования выступили, главным образом, общественные отношения, возникающие между субъектами гражданского права, в числе которых выступили предприятия исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. Ко всему, автором диссертационной работой был охвачен период времени нахождения данной системы в ведении Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Тогда еще изменения социально-экономических условий функционирования исправительных учреждений, уголовно-исполнительной политики государства не были так четко определены.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что автором впервые предпринята попытка монографического исследования правового регулирования труда осужденных к лишению свободы в условиях становления и развития рыночных отношений. Сформулирована новая система взглядов на цели труда осужденных, на его социально-правовую сущность, а также новые подходы к совершенствованию правового регулирования и практики привлечения осужденных к труду в современных условиях. Данное исследование проводится через призму конституционного принципа приоритета прав человека и гражданина.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является развитие теоретических положений, объединяющих систему взглядов на правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы, с учетом изменения социально-экономических условий и развития рыночных отношений. В прикладном плане целью исследования является выработка предложений по совершенствованию правового регулирования и практики

1 См.: Жусупов А.Т. «Исправительные учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан»/ Дис. на соиск. учен, степени канд. юрид. наук / Науч. рук. А.Г. Диденко. Алматы, 2000.- 159 с. привлечения осужденных к общественно полезному труду. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

• определение состояния и тенденций развития уголовно-исполнительной политики государства в области трудовой занятости осужденных;

• анализ развития системы взглядов на социально-правовую сущность труда осужденных к лишению свободы и уточнение социальной роли труда на современном этапе;

• выявление факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на обеспечение трудовой занятости осужденных в условиях развития рыночных отношений;

• обоснование нецелесообразности сохранения в настоящее время принципа обязательности труда осужденных к лишению свободы;

• определение особенностей реализации традиционно используемых и новых форм привлечения осужденных к труду в современных условиях;

• установление наиболее перспективных направлений совершенствования уголовно-исполнительного законодательства в области применения труда осужденных к лишению свободы, разработка конкретных предложений по совершенствованию законодательства и практики применения труда осужденных к лишению свободы.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе труда и организации трудовой деятельности осужденных к лишению свободы в современных условиях.

Предметом исследования являются правовые нормы в области труда осужденных, деятельность исправительных учреждений по их реализации, а также степень соответствия международным стандартам национального законодательства и деятельности уголовно-исполнительной системы в данной сфере общественных отношений.

Гипотезой исследования является предположение о том, что в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы, происходящего в современных условиях, претерпевают определенные изменения цели применения труда осужденных к лишению свободы, его социально-правовая сущность, изменяются условия труда осужденных. Уголовно-исполнительная система имеет весьма ограниченные возможности для обеспечения трудовой занятости осужденных в новых условиях. Несмотря на это, труд продолжает оставаться одним из основных средств исправления осужденных, что обусловливает необходимость стабилизации и развития производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений, разработки правовых и организационных основ осуществления этой деятельности на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектический метод познания социальных процессов и явлений, правовой регламентации, системный подход к изучению объекта исследования. При подготовке диссертации применены исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, социологические методы научного познания.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы и статистические данные Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы, учреждений, исполняющих наказания.

Автором произведен анализ документов, статистических данных, проведено конкретно-социологическое исследование, в ходе которого опрошены 267 сотрудников уголовно-исполнительной системы и 824 осужденных. Анкетирование проводилось в исправительных учреждениях различных видов режимов, в управлениях Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан по Жамбылской, Карагандинской областям и г. Астана.

Правовой основой диссертационного исследования являются положения общепризнанных международно-правовых документов в области защиты прав человека и борьбы с преступностью, Конституции Республики Казахстан, законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти, а также нормативная правовая база Российской Федерации в сфере регламентации трудовой занятости осужденных.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды ученых в области уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) и других отраслей права, касающиеся вопросов правового регулирования исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, социально-правовых и организационных вопросов труда осужденных, проблем развития производственной деятельности и формирования рыночных отношений. В диссертации использованы материалы научно-теоретических и научно-практических конференций, публикации в научных, общественно-политических и публицистических изданиях.

Выводы диссертации базируются на основных положениях общей теории права, конституционного, трудового, гражданского, уголовного, уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) права; анализе предшествующего и действующего законодательства, подзаконных и ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих труд осужденных; анализе практики привлечения к труду осужденных в Республике Казахстан и Российской Федерации; результатах проведенного конкретно-социологического исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Труд выступает частью всей совокупности средств исправительного воздействия на осужденных и от того, как он организован, как вознаграждается, какое приносит удовлетворение, как осознается общественное значение труда самими осужденными, зависит не только его производительность, а, главное, воздействие на социальную адаптацию и реабилитацию осужденных.

2. В данном направлении требуется коренной пересмотр норм уголовно-исполнительного законодательства и предлагается законодательное закрепление принципа добровольности и добросовестности труда осужденных. Таким образом, предоставление работы осужденному в местах лишения свободы на сегодняшний день должно стать, своего рода, поощрением, стимулом для переосмысления поведения и исправления человека. Обязательность же привлечения осужденного к лишению свободы трудиться не вытекает не только из приговора суда, вынесенного в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, но и самого содержания уголовного закона, регулирующего данный вид наказания.

3. В новых экономических условиях уголовно-исполнительная система должна быть ориентирована на повышение уровня трудозанятости осуяеденных путем увеличения рабочих мест, количества лиц, обучающихся профессиям или повышающих свою квалификацию. При этом основной формой организации трудовой занятости осужденных на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Республики Казахстан остается традиционная форма привлечения осужденных к труду на предприятиях учреждений, исполняющих наказание. Привлечение осужденных к оплачиваемым работам по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказание как форма применения труда осужденных, по утверждению диссертанта, заслуживает прямого закрепления в нормах действующего Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан наряду с другими формами применения труда осужденных.

4. В целях реализации мер государственной поддержки промышленности уголовно-исполнительной системы и привлечению субъектов частного предпринимательства к сотрудничеству диссертантом предлагается отнести предприятия и организации, использующие труд осужденных к лишению свободы, к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, доход которых не подлежит налогообложению. В том числе, товары (работы, услуги), производимые данными предприятиями и организациями, предлагается включить в перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость.

Тем самым, потребуется в п. 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан включить положение следующего содержания: «налогообложение предприятий и организаций, использующих труд осужденных к лишению свободы, регулируется согласно действующему законодательству». Соответственно п. 2 статьи 121 Налогового кодекса Республики Казахстан дополнить абзацем третьим следующего содержания: «численность осужденных к лишению свободы за налоговый период составляет не менее пятидесяти одного процента от общего числа работников и расходы по оплате труда осужденных к лишению свободы за налоговый период составляют не менее пятидесяти одного процента от общих расходов по оплате труда».

При установлении перечня товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, определенные выше условия к предприятиям и учреждениям включить в пп. 21 статьи 225 Налогового кодекса Республики Казахстан.

5. Учреждения уголовно-исполнительной системы не могут и не должны принимать активного участия в экономической жизни страны, области, района. Они не должны быть источником коммерческих прибылей ни для местных властей, ни тем более для самих сотрудников уголовно-исполнительной системы. В связи с этим, автор видит целесообразным сохранить в действующем законодательстве Республики Казахстан правовую норму, определяющую государственные предприятия исправительных учреждений поставщиком производимых ими товаров (работ, услуг) для организаций уголовно-исполнительной системы, как имеющих важное стратегическое значение.

6. Анализ правового регулирования предпринимательской деятельности осужденных в Российской Федерации показал, что осужденные, являются специфическими субъектами данной трудовой деятельности, так как их участие в рыночных экономических отношениях в процессе занятия предпринимательской деятельностью организуется администрацией исправительного учреждения и тем самым является опосредованным.

В развитии индивидуальной трудовой деятельности в условиях исправительных учреждений Республики Казахстан диссертантом наблюдаются определенные препятствия, связанные со специфическими условиями ее организации. Прежде всего, это требования изоляции и режима содержания осужденных, трудности, связанные с приобретением сырья, материалов, сбытом продукции, со спецификой мелкосерийного и единичного производства в условиях исправительных учреждений, а также влияние развивающихся рыночных отношений.

В целях получения развития данного вида трудовой деятельности осужденных автор видит целесообразным, в первую очередь, организовать в исправительных учреждениях обучение всех желающих осужденных основам предпринимательства, что будет способствовать их адаптации к современным условиям жизни на свободе.

7. Сочетание труда с профессиональным обучением имеет важное воспитательное значение и создает условия для сохранения или повышения квалификации осужденных, а также расширения возможностей их разнообразного приобщения к труду.

Тем самым, работу следует предоставлять таким образом, чтобы лица, имеющие определенный уровень профессиональной подготовки, имели возможность повысить ее уровень, а для лиц, не владеющих какой-либо специальностью, должны быть созданы условия по формированию положительной установки на труд и получения знаний и умений для выполнения трудовой деятельности, обеспечивающей конкурентоспособность на рынке труда. Однако, учитывая особенности организации труда и профиля производства исправительных учреждений, условий выбора новой профессии, отвечающей требованиям рынка труда и пожеланиям самих осужденных, практически не существует.

В связи с этим, автором предлагается внести дополнения в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан: п. 1. ст. 104 дополнить предложением вторым следующего содержания: «При отсутствии такой возможности и (или) по желанию осужденного в соответствии с условиями отбывания лишения свободы осужденный может получить профессиональное обучение в организациях, расположенных за пределами исправительного учреждения, и в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования.». п. 4 ст. 104 дополнить предложением вторым следующего содержания: «Получение осужденными профессионального образования в организациях, расположенных за пределами исправительного учреждения, производится в соответствии с трудовым законодательством при условии обеспечения их надлежащего надзора.».

8. Отказ от необоснованных ограничений в условиях труда осужденных к лишению свободы, сопровождаемый постепенным переходом от специального правового регулирования к нормам трудового законодательства, способствует не только повышению их трудовой активности, но и эффективности труда как средства исправления. В этой связи, целесообразно, по мнению автора, внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, в частности установить ежегодный оплачиваемый отпуск для осужденных к лишению свободы в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан продолжительностью двадцать четыре календарных дня, если большее количество дней не предусмотрено иными нормативными правовыми актами, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя. Ко всему наделить отдельных категорий работников из числа осужденных правом на получение дополнительного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска в порядке, определенном трудовым законодательством Республики Казахстан.

9. На протяжении всего периода существования исправительной системы заработок осужденных оставался стабильно низким и не мог выступать стимулом к эффективному труду. Диссертант приходит к выводу, что в настоящее время заработная плата осужденных выступает основой их материальной заинтересованности в труде и его результатах и отвечает общим признакам, характеризующим заработную плату работников предприятий всех форм собственности. Тем самым, труд должен вознаграждаться в соответствии со способностями и возможностями каждого осуяаденного в отдельности.

Для того, чтобы вознаграждение за труд стало стимулирующим фактором, влияющим на творческий потенциал личности, на ресоциализацию для успешной адаптации на свободе после освобождения диссертантом предлагается исключить из перечня удержаний, установленного статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан, возмещения стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, что будет стимулировать желание осужденных работать лучше и больше, предоставит им возможность накапливать на лицевых счетах денежные средства для проживания в первые дни после освобождения1.

В работе сформулированы предложения о внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, в целях приведения его в соответствие с трудовым и иными смежными отраслями законодательства, а также совершенствования правового регулирования труда осужденных к лишению свободы. Вносятся предложения по закреплению принципов организации труда осужденных к лишению свободы, совершенствованию правового регулирования и организации взаимодействия учреждений, исполняющих наказания, с производственными структурами различных организационно-правовых форм, индивидуальной трудовой деятельности осужденных к лишению свободы, а также условий и оплаты их труда в современных условиях.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в

1 Данное предложение диссертанта нашло свое практическое применение в принятом 26 марта 2007 года Законе Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовно-исполнительной системы». развитие научных взглядов по вопросам труда осужденных к лишению свободы, а также в совершенствование правовых основ и практики привлечения осужденных к труду в современных условиях.

Выводы и предложения могут быть использованы: в процессе совершенствования уголовно-исполнительного законодательства; при разработке подзаконных, в частности, нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительной системы в сфере труда осужденных; при подготовке методических рекомендаций по применению различных организационно-правовых форм привлечения осужденных к труду; при проведении научных исследований по проблемам труда осужденных к лишению свободы.

Результаты исследования могут представлять интерес для учебного процесса в высших учебных заведениях по дисциплинам «Уголовное право», «Уголовно-исполнительное право», «Трудовое право».

Апробация результатов исследования:

Основные теоретические положения диссертационного исследования нашли отражение в девяти научных публикациях автора, были представлены на международной научной конференции, посвященной 10-летию университета «Туран» — «Системный анализ социального развития современной эпохи» (Университет «Туран», г. Алматы, 27 сентября 2002г.), международной научно-практической конференции «Проблемы борьбы с преступностью на современном этапе» (Карагандинский юридический институт МВД РК им. Б. Бейсенова, г. Караганда, 30 мая 2003г.), международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию Юридической академии «Фемида» «Основные направления формирования правового государства в современных условиях» (Юридическая академия «Фемида», г. Караганда, 19 декабря 2003г.), научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний» (Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, 2005г.).

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе Университета «Туран», Казахстанско-Российского университета. Отдельные выводы и рекомендации исследования нашли свое практическое применение в деятельности Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан и Института законодательства Республики Казахстан, что подтверждено актами внедрения.

Структура работы. Структура настоящей работы обусловлена целью, задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

ТРУД есть явное выражение самоозабоченности человеческого существования только потому, что в «теперь» человек предвидит «позже», в «сегодня» -«завтра». Он может позаботиться, спланировать, потрудиться принять на себя теперешние тяготы ради будущего удовольствия .»

Э. Финк «Основные феномены человеческого бытия»)



В статье рассматриваются этапы правового регулирования труда осужденных в России. Приведены пять этапов с краткой характеристикой. В каждом этапе указаны характерные особенности правового регулирования.

Ключевые слова: труд осужденных, исправительные учреждения, правовое регулирование, цели привлечения осужденных к труду.

Key words: convicts ‘labor, correctional institutions, legal regulation, goals of convicts’ involvement in labor.

В истории нашего государства отражается весьма неоднозначная позиция законодателя к труду осужденных к лишению свободы, что объясняется изменением не только целей, задач и характера отношения к труду осужденных к лишению свободы, но и формулировкой и содержанием обязанностей трудиться.

Труд является сопутствующим явлением лишения свободы в системе исполнения уголовных наказаний на протяжении всего времени его существования и прошел несколько этапов развития.

Первый этап — дореволюционный, характеризующейся карательной направленностью, что отражается не только в целях наказания того времени, но и в организации и условиях его исполнения.

В положениях Закона от 6 января 1886 года впервые были закреплены нормы, отражающие порядок организации и осуществления работ в местах лишения свободы различного типа . Ключевые особенности заключались в «обязательности» труда осужденных для разных категорий, при этом денежное вознаграждение предусматривалось только за некоторые виды работ в соответствии с видом лишения свободы. В данный период заключенные выполняли работу, не требующую особых помещений и применения сложного инструментария, такую как уборка городских улиц, заготовка дров, очистка отхожих мест и т. д.

Второй этап — послереволюционный (с 1917 г. до 1929 г..) отличается актами прогрессивного характера в сфере организации труда осужденных . Происходит официальный отказ от ранней царской тюремной системы. Труд осужденных стал широко применяться не только на отдаленных территориях, но и в центральных районах страны, где требовалось выполнить либо тяжелый физический труд, либо осуществлялось строительство государственных важных объектов. Правовой статус заключенных характеризовался весьма минимальным набором трудовых прав, а именно правила о продолжительности рабочего времени, и право на оплату труда. Законодательно закрепилась цель труда осужденных в данный период — воспитательно-исправительная, равно как и четко установленная обязанность привлечения к труду всех трудоспособных осужденных.

Третий этап — 1930–1940 гг., отражает осуществление правового регулирования труда осужденных не законами, а подзаконными нормативными актами. Первопричиной этому послужило создание общесоюзного Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД), в ведение которого были переданы исправительно-трудовые учреждение.

Все это способствовало созданию в октябре 1934 г Главного управления лагерей и мест заключения (ГУЛАГ) НКВД. По сохранившимся данным осужденные ГУЛАГа составляли до 8 % всех рабочих страны. Это достаточно крупный потенциал рабочей силы, и необходимость совершенствования правового регулирования труда осужденных была очевидна.

Четвертый этап — датируется 1950–1980 гг.. Происходит закрепление конкретных мер по восстановлению и укреплению законности, развитию демократических начал в организации и осуществления деятельности в исправительных учреждениях, а также формирование материально-бытовой и производственной базы.

В 1954 году принято Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, устанавливающее такие условия труда осужденных как: разная продолжительность рабочего дня для разных режимов (общий и облегченный режим — 8 часов; строгий режим — 9 часов); регулирование труда осуществлялось в соответствии с правовыми нормами о труде, техникой безопасности и правилами по охране труда; оплата труда заключенных осуществлялась по тарифным ставкам в соответствии с должностными окладами; работающим заключенным осуществлялся зачет рабочих дней и условно-досрочное освобождение.

В 1970 г принимается ИТК РСФСР, который в своих нормах закрепляет труд осужденных в качестве средства по перевоспитанию осужденных тем самым, исключая цель приспособления к условиям общежития. Также был исключен критерий раздела труда для лиц, не имеющих трудовую квалификацию и лиц имеющих ее. Отличительным стало впервые закрепленное положение об основах правового положения осужденных.

Пятый этап — это этап нашей современности, начавшийся в 1990-е годы. Кардинальные изменения социально-экономической и политической сфер жизнедеятельности в обществе, а также формирование и становление рыночной экономики и правового государства нашли свое отражение и в принятия ряда нормативных актов в сфере регулирования труда осужденных.

Следует отметить, что стало применяться комплексное отраслевое регулирование в сфере труда осужденных, а именно регулирование трудовым и уголовно-исполнительным отраслями (ранее — «исправительно-трудовым»). Регуляция нормами уголовно-исполнительного права труда осужденных применяется в случаях отличия правовых целей и условий от труда свободных граждан.

Таким образом, можно сделать вывод о том, на всем протяжении осуществления правового регулирования труда осужденных, за исключением современного законодательства, система исполнения лишения свободы, характеризуется превалирующей экономической составляющей по сравнению с воспитательной, то есть труд осужденных в первую очередь рассматривался как способ использования дешевой рабочей силы для решения экономических и хозяйственных вопросов и только во вторую очередь — как средство исправления, воспитания осужденных.

Литература:

  1. Гернет М. Н. История царской тюрьмы: в 5 т. М., 1961. Т. 3. 430 с.
  2. Шамсунов С. Х. Труд осужденных к лишению свободы в России (организационно-правовые проблемы): монография. Рязань, 2003. С. 29.
  3. См.: Постановление Наркомюста РСФСР от 24.01.1918 «О тюремных рабочих командах» . — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»; Декрет ВЦИК от 17.05.1919 «О лагерях принудительных работ» . — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»; Постановление Наркомюста РСФСР от 15.11.1920 «Положение об общих местах заключения Р. С. Ф. С. Р». . — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»; Постановление ВЦИК от 16.10.1924 «Об утверждении Исправительно-Трудового Кодекса Р. С. Ф. С. Р». . — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
  4. Исаков В. М. Правовое регулирование и организация трудовой занятости осужденных в исправительных учреждениях Советского государства. 1917–1990 гг.: дис….д-ра юрид. наук: 12.00.01 — Москва, 2000. С. 59.
  5. Распоряжение Совета Министров СССР от 10.07.1954 «Об исправительно-трудовых лагерях и колониях» // URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1009147
  6. См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 02.12.2019) . — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»; Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 N 5473–1 (ред. от 02.12.2019) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» . — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»; Приказ Минюста России «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» от 16.12.2016 № 295 (ред. от 27.06.2019) «. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»; Приказ Минюста России «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» от 06.10.2006 № 311 (ред. от 29.12.2017) . — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».