Правовой статус налогового контроля

Правовой статус налоговых органов

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

В указанную систему входят

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и
  • его территориальные органы.

В настоящее время это Федеральная налого­вая служба (ФНС России) и ее территориальные органы (Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г. № 506).

Главные задачи ФНС России ― осуществление функций по контролю и надзору:

  1. за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  2. за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных обязательных платежей;
  3. за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  4. за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России является уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти,

  • осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве ин­дивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также
  • обеспечивающим представление в делах о бан­кротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обя­зательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, феде­ральными конституционными законами, федеральными закона­ми, актами Президента РФ и Правительства РФ, международны­ми договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе. Основополагающие вопросы правового статуса налоговых органов установлены Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О налоговых органах РФ» от 21 марта 1991 г. № 943-1, Фе­деральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, а также иными нор­мативными правовыми актами.

В случае возникновения коллизий в правовом регулировании статуса налоговых органов приоритет имеют нормы Налогового кодекса РФ.

Согласно положениям Конституции РФ (ст. 72 и 76) и НК РФ (ст. 1, 6, 12, 14, 15, 17) субъекты РФ и органы местного само­управления имеют право принимать нормативные правовые акты, входящие в состав законодательства о налогах и сборах. Элементы правового статуса единой системы налоговых органов, установ­ленные региональными и муниципальными актами, подлежат реализации соответствующими территориальными подразделе­ниями ФНС России, но согласно ст. 3 Закона РФ «О налоговых органах РФ» только при соблюдении регио­нальными нормотворцами двух условий:

  • нормативные правовые акты территориального уровня долж­ны соответствовать Конституции РФ и федеральному законода­тельству;
  • они должны содержать регулятивные нормы по вопросам налогов и сборов.

Таким образом, региональные и муниципальные норматив­ные правовые акты подлежат исполнению органами ФНС Рос­сии исключительно в части предоставления прав и возложения обязанностей в налоговой сфере. Вопросы иных видов контроля, осуществляемого налоговыми органами, регулируются на феде­ральном уровне.

Статья 2 Закона РФ «О налоговых органах РФ» в качестве основополагающих принципов организации налоговых органов устанавливает единство, централизацию и иерархию построения. ФНС России осуществляет свою деятель­ность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполни­тельной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюд­жетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Структура территориальных органов ФНС России (

1) центральный аппарат ФНС России;

2) управления ФНС по субъектам РФ;

3) инспекция ФНС в субъектах:

  • межрайонная инспекция;
  • инспекции по районам
  • инспекции по городам без районного деления;
  • инспекции по районам в городах.

Межрегиональные инспекции ФНС России, в основу образования которых положены принципы тер­риториальности или определенности сферы деятельности:

  • по федеральным округам;
  • по оперативному контролю про­блемных налогоплательщиков;
  • по контролю за налогообложени­ем малого бизнеса и сферы услуг;
  • по контролю за алкогольной и табачной продукцией и др.

Права и обязанности налоговых органов

Деятельность налоговых органов осуществляется в границах их компетенции, представляющей собой установленную норма­тивными правовыми актами совокупность полномочий ФНС России и ее территориальных подразделений по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в валютных отношениях и иных сферах государственной деятель­ности, а также полномочий по применению мер ответственности.

Компетенция налоговых органов реализуется непосредственно ФНС России или через ее территориальные структуры.

ФНС России осуществляет следующие полномочия в установ­ленной сфере деятельности в соответствии с положениями гл. 5 НК РФ:

  • ФНС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг;
  • валютный контроль;
  • налоговые органы имеют право вынести решение в отсутствие налогоплательщика в случае его неявки без ува­жительной причины для рассмотрения материа­лов налоговой проверки;
  • в необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к налоговой ответственности, налоговый орган вправе направить в суд ходатайство об обеспечении иска.

ФНС России свойственно осуществление полномочий, направленных на со­вершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции ФНС России:

  • подготавливает пред­ложения по совершенствованию налоговой политики, планирова­нию налоговых поступлений, развитию налогового законодательст­ва в РФ, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений;
  • разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

В целях реализации возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сбо­рах налоговым органам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства.

Возможные виды исков

Федеральным законодательством предусмотрены различные виды исков, которые налоговые органы вправе предъявлять к на­логоплательщикам и другим участниками налоговых правоот­ношений в суды общей юрисдикции и арбитражные суды:

  • о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • о признании недействительной государственной регистра­ции юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпри­нимателя;
  • о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательст­вом РФ;
  • о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
  • о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответ­ствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законода­тельством РФ зависимыми (дочерними) обществами (пред­приятиями), с конкретных основных (преобладающих, уча­ствующих) обществ (товариществ, предприятий).

Статьей 31 НК РФ предусмотрена возможность налоговых органов предъявлять иски и в иных случаях.

Способы защиты финансовых интересов государства посред­ством искового судопроизводства предусмотрены и Законом РФ «О налоговых органах РФ», согласно ст. 7 ко­торого налоговые органы вправе предъявлять иски:

  • о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
  • о взыскании в доход соответствующего бюджета неоснова­тельно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

Право на обращение в суд за защитой финансовых интере­сов государства посредством предъявления исков возникает у налоговых органов только в случаях, когда федеральным зако­нодательством не предусмотрены иные меры пресечения или предупреждения налоговых правонарушений или не установлен внесудебный порядок разрешения налоговых споров. Например, в силу императивности нормы о бесспорном взыскании сумм не­доимок и пеней с юридических лиц (ст. 46 НК РФ) налоговые ор­ганы не могут отказаться от ее реализации и восстанавливать на­рушенные права государства в порядке искового судопроизводства.

Однако на практике часто возникают ситуации, когда нало­говым законодательством предусмотрен внесудебный порядок разрешения налогового спора, но исполнить принятое решение не представляется возможным ввиду отсутствия у налогопла­тельщика объектов, на которые обращается взыскание (банков­ского счета или денег на нем, ликвидного имущества). В таком случае у налогового органа возникает право обратиться в арбит­ражный суд о признании организации банкротом.

Являясь федеральными органами исполнительной власти, налоговые органы наделены правом нормотворчества по регули­рованию общественных отношений, складывающихся в налого­вой сфере. Нормативные правовые акты издаются налоговыми органами на основе обобщения практики применения законода­тельства о налогах и сборах, анализов отчетных и статистических данных, результатов налоговых проверок и предназначаются для его детали­зации, конкретизации или установления механизма реализации налогово-правовых норм. Нормативные правовые акты, изданные в пределах компетенции налоговых органов и соответствующие законодательству, носят императивный характер по исполнению их налогоплательщиками и иными участниками налоговых пра­воотношений.

Обязанности налоговых органов

Составным элементом компетенции налоговых органов явля­ются их обязанности, установленные ст. 32 НК РФ. Основопола­гающей обязанностью налоговых органов, обусловленной целями создания и задачами деятельности, является осуществление кон­троля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых ак­тов. Остальные обязанности налоговых органов служат средством обеспечения вышеназванной, развивают и конкретизируют ее.

Налоговые органы обязаны:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
  • бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах,
  • законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, а также предоставлять формы нало­говой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • соблюдать налоговую тайну;
  • направлять налогоплательщику или налоговому агенту ко­пии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в предусмотренных законодательством случаях — налоговое уведомление и требование об уплате налога или сбора.

Обязанности должностных лиц налоговых органов

Полномочия налоговых органов конкретизированы по кругу их должностных лиц.

В ст. 8 Закона РФ «О налоговых органах РФ» перечислены следующие права, реализа­ция которых возможна только начальниками налоговых органов и их заместителями:

  • выносить решения о привлечении граждан, органов и организаций к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
  • взыскивать недоимки по налогам и пени;
  • возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке занятий индивидуальной трудовой деятельностью;
  • предъявлять иски в суде общей юрисдикции и арбитражном суде;
  • налагать административные штрафы;
  • создавать налоговые посты.

Остальные полномочия налоговых органов могут реализовываться их должностными лицами, т.е. сотрудниками налоговых органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем ра­боты и занимаемой должностью присваиваются классные чины. Должностные лица налоговых органов имеют специальные зва­ния и занимают должности не ниже должности налогового ин­спектора.

Реализация некоторых полномочий должностных лиц налого­вых органов возможна только при наличии согласия (санкции) начальника налогового органа или его заместителя. Например, налоговым законодательством устанавливаются особые процеду­ры доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ основанием доступа долж­ностных лиц является постановление (решение) налогового орга­на о проведении выездной налоговой проверки, следовательно, право на вхождение в помещение налогоплательщика имеют те должностные лица налоговых органов, которые указаны в по­становлении о проведении налоговой проверки.

Обязанности налоговых органов, так же как и права, кон­кретизированы по кругу их должностных лиц. В соответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налоговых органов обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами;
  • реализовывать в пределах своей компетенции права и обя­занности налоговых органов;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщи­кам, их представителям и иным участникам налоговых пра­воотношений, не унижать их честь и достоинство.

Обязанности налоговых органов имеют два аспекта:

  1. коррес­понденция (соотношение) с правами налогоплательщиков и на­логовых агентов;
  2. обеспечение фискальных интересов государства.

Поскольку перечень прав налогоплательщиков и налоговых аген­тов не является исчерпывающим, на налоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотренные Налого­вым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Налоговым кодексом РФ дан общий перечень обязанностей должностных лиц налоговых органов как государственных слу­жащих. Конкретизируются обязанности должностных лиц нало­говых органов некоторыми статьями Налогового кодекса РФ, а также иными федеральными законами. Например, ст. 92 и 94 НК РФ устанавливают обязанность должностного лица налого­вого органа при производстве осмотра или выемки документов составлять протокол; согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. На основании Федерального закона «О применении контроль­но-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ налоговые органы обязаны:

  • осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;
  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.

Налоговым кодексом РФ установлена презумпция правомер­ности действий и актов (как нормативного, так и индивидуаль­ного содержания) налоговых органов, вытекающая из положе­ния о том, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает испол­нения обжалуемого акта или действия.

г

*

НА УЧНЫЕ ИССЛЕДОВА НИЯ АСПИРА НТОВ И СОИСКА ТЕЛЕЙ

Аперян Жарен МланВвлоВич

ПраВоВое регулироВание деятельности налоговых органоВ по сбору и обра/Лотке информации

Информация играет особую роль в налоговых правоотношениях. Ее основное предназначение — служить целям своевременного и полного поступления налогов и сборов в доход государства. Автор статьи анализирует нормативные правовые акты, регулирующие деятельность налоговых органов по сбору и обработке информации.

Информация, налоги, налогоплательщики, правоотношения, налоговые органы, законодательство, сбор, анализ, обработка информации.

онституция Российской Федерации закрепила право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию О

любым законным способом» . В соответствии со ст. 17 Конституции РФ право на информацию характеризуется неотчуждаемостью и принадлежностью каждому от рождения (носит естественный характер). В налоговых правоотношениях принадлежность объективируется в обладании правом на информацию налогоплательщиков — физических лиц и организаций. Деятельность же налоговых органов по исполнению фискальной и контрольной функций предполагает собирание (формирование информационной базы), анализ, хранение, передачу, обмен информации и др. Для этих целей 5С

налоговые органы используют современные информационные технологии.

Формирование законодательства об информации в Российской Федерации началось с положений, закрепленных в Указе Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. №966, утвердившего Концепцию правовой информатизации России . Цель Концепции — формирование нормативной базы правовой информатизации российского общества. В Концепции говорится о том, что общество может развиваться более динамично, если будет обеспечено удобное «распределение и использование информации для удовлетворения социальных потребностей», что является «едва ли не главнейшим достоинством в окружающем нас мире». Я Согласно требованиям Концепции государственная политика Российской Федерации в облас- ТП ти формирования и использования правовых информационных ресурсов осуществляется с учетом интересов субъектов Российской Федерации, тенденций международного сотрудничества, реальных возможностей индустрии информатизации в условиях рыночной экономики.

В соответствии с Концепцией были приняты Федеральные законы от 13 января 1995 г. №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» ; от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» ; от 4 июля 1997 г. №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» и другие нормативные правовые акты, регламентирующие механизм формирования информационного общества, удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан. Федеральные законы №24-ФЗ и №85-ФЗ утратили силу с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон «Об информации…).

К

И

К

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё

о щ

о

м

Законодательство в сфере информации закрепляет не только соответствующие информационные права граждан, но и обязанности государственных органов власти по информационному обеспечению решения задач социально-экономического развития общества .

Следует отметить, что Закон «Об информации…» наряду с нормами прямого действия содержит системообразующие информационно-правовые нормы, подлежащие дальнейшему развитию в законодательных и иных нормативных правовых актах отраслей информационного законодательства . Для этих целей исполнительные органы (в т.ч. налоговые органы), органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:

1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон «Об информации.» в соответствии с законодательством Российской Федерации закрепляет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность за нарушение его требований. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации (см. ст. 17).

До недавнего времени в России действовало более 500 нормативных правовых актов, тем или иным образом регулирующих отношения, связанные с информацией в различных сферах жизни общества. В гражданском законодательстве информационные отношения корреспондируются с интеллектуальной собственностью, исключительными правами, авторским правом и т.п. Вопросы приобретения прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации регулируются ч. IV ГК РФ. Но гражданское информационное право включает в себя лишь нормы, которые регулируют отношения между равноправными, автономными и имущественно самостоятельными субъектами (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

В одном из комментариев к Закону «Об информации.» сказано: информационные отношения, как правило, не выступают в чистом виде. Чаще всего они сопровождают другие отношения в сфере управления, государственного строительства, международного сотрудничества, в области экономики, жизни граждан и т.д. «Информационные отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами» .

Проведенный анализ действующих в настоящее время нормативных правовых актов, регулирующих сферу информационных отношений позволил автору прийти к выводу о том, что эти акты являются нормативными правовыми актами различных отраслей права: гражданского, административного, финансового, права информационной безопасности и др.

Имеет место точка зрения, что информационные отношения в своем преимуществе являются административными отношениями, поскольку информация является :

а) особым ресурсом государственного управления;

б) объектом государственного управления;

в) результатом деятельности органов власти;

г) средством управляющего воздействия на социальный процесс.

НК РФ не является нормативным правовым актом, который регулирует отношения в области информации. Налоговые правоотношения имеют свою специфику в сравнении с иными отношениями в обществе: они связаны с необходимостью сбора и обработки информации для целей проведения налогового контроля и обеспечения своевременного и полного поступления в бюджет государства налогов и сборов. Информация, которая становится доступна налоговым органам и ее должностным лицам, имеет отношение к налоговой и коммерческой тайне нало-неплательщиков. В связи с чем она должна быть защищена. Поэтому в положениях НК РФ содержатся отдельные нормы, тем или иным образом защищающие права налогоплательщиков от разглашения информации, ставшей известной налоговому органу (должностным лицам) в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей. К таким нормам можно отнести

г

ст. 16, 21, 31, 40, 46, 75, 76, 80, 82, 83, 85, 86, 89, 90, 93, 93.1, 101, 101.4, 111, 140 НК РФ. Отдельно следует выделить положения ст. 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки, ст. 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. А также положения ст. 118, устанавливающей запрет на нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке; ст. 126 — непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и ст. 129.1 — неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу.

Налоговые правоотношения имеют еще одну специфичность — они регулируются множеством ведомственных актов, в которых также тем или иным образом затрагиваются вопросы, связанные с поступлением информации в налоговые органы от различных источников. К ним можно отнести, например: Письмо МНС РФ от 02 августа 2000 г. №БГ-6-01/584@ «О порядке публикации сведений о действующих налогах и сборах» ; Разъяснения ФНС РФ от 28 декабря 2009 г. «По вопросам использования Online-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» ; Приказ МВД РФ от 26 декабря 2003 г. №1033 (ред. от 10 февраля 2009 г.) «Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну» ; Приказ МНС РФ №АП-3-09/335, ФСФО РФ №118 от 22 октября 1999 г. (с изм. от 08 июля 2002 г.) «О Порядке обмена информацией между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, а также их территориальными органами» ; Письмо ФНС РФ от 11 июня 2009 г. №МН-22-6/469@ (ред. от 26 марта 2010 г.) «О предоставлении информации» и др.

Ведомственные акты закрепляют отношения, складывающиеся между налоговыми органами, иными субъектами налогового администрирования и налогоплательщиками по вопросам получения, предоставления, пользования, обработки и распространения (нераспространения), хранения информации и т.д.

Правовое регулирование информационных отношений обладает международной составляющей. Это проявляется в появлении большого количества межнациональных и международных правовых норм. Роль международных договоров, заключенных Российской Федерацией с иными государствами в налоговых правоотношениях трудно переоценить. В настоящее время Россией заключено 76 международных договоров (соглашений) . Конституция Российской Федерации закрепила приоритет международных договоров над нормами национального законодательства. Это положение подтверждается ст. 7 НК РФ: «Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».

Важнейшим международным актом, определяющим принципиальный подход России к политике развития и правового регулирования процессов информатизации, расширение доступности и информационного наполнения сети Интернет, является Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на совещании стран «Восьмерки» 22 июля 2000 г. Участники этого международного договора подтверждают приверженность принципу участия всех людей во всемирном информационном процессе. Необходимость ликвидации международного разрыва в области информации и знаний (цифрового разрыва)): все люди повсеместно без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества.

Рядом международных соглашений предусматривается информационный обмен путем передачи данных. Это, в частности, заключенное в рамках Содружества Независимых Государств Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г. , Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г. и др.

Правительством Российской Федерации 20 мая 2010 г. одобрены «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.» . Среди основных направлений Правительством РФ выделены вопросы, связанные с повышением

<¿2 О

¡□с о

я

¡□U >

о ■-п

к

¡=1

•по

>■

bd о

л 1

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

•<

ей И

К

о ас

качества налогового администрирования и международным сотрудничеством, интеграцией в международные организации и соглашения, информационный обмен. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, на основании этого документа вносятся изменения в законодательство о налогах и сборах. Все это приводит к увеличению открытости и прогнозируемости налоговой политики государства.

Проведенное исследование нормативных правовых актов, регулирующих деятельность налоговых органов по сбору, обработке, хранению, передаче информации, позволило автору сделать вывод о том, что юридическую основу этой деятельности составляют: Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты, акты муниципальных образований.

Литература

Пункт 4 ст. 29.

САПП РФ. 1993. — №27. — Ст. 2521.

В ред. от 12 мая 2009 г. // СЗ РФ. 1995. — №3. — Ст. 170.

В настоящее время утратил силу.

СЗ РФ, 2006. — №31 (1 ч.). — Ст. 3448.

Воронов А.М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. -М.: ВГНА, 2007. — С. 193.

ч. 2 ст. 12 указанного закона.

Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Указ. раб.- С.3.

Документ опубликован не был // См. СПС Консультант Плюс.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2004 г. №5443.

Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. — 2000. — №1.

В данном виде документ опубликован не был // СПС Консультант Плюс.

См., напр., Кобзарь-Фролова М.Н. Концептуальные основы теории налоговой деликтологии: Монография, 2010 (приложение).

См. Дипломатический вестник. — 2000. — №8.

Бюллетень международных договоров. — М., 1993. — №6. — С. 39-40.

Бюллетень международных договоров. — М., 1993. — №6. — С. 33-35.

Документ опубликован не был.

К

о щ

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России и ее территориальные органы – управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня (далее – налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.

Руководитель ФНС России имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя ФНС России.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов ФНС России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Место нахождения ФНС России – г. Москва.

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы (Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г. № 506).

Главные задачи ФНС России ― осуществление функций по контролю и надзору:

1. за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;

2. за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных обязательных платежей;

3. за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

4. за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,

• осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также

• обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе. Основополагающие вопросы правового статуса налоговых органов установлены Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О налоговых органах РФ» от 21 марта 1991 г. № 943-1, Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами.

В случае возникновения коллизий в правовом регулировании статуса налоговых органов приоритет имеют нормы Налогового кодекса РФ.

Согласно положениям Конституции РФ (ст. 72 и 76) и НК РФ (ст. 1, 6, 12, 14, 15, 17) субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, входящие в состав законодательства о налогах и сборах. Элементы правового статуса единой системы налоговых органов, установленные региональными и муниципальными актами, подлежат реализации соответствующими территориальными подразделениями ФНС России, но согласно ст. 3 Закона РФ «О налоговых органах РФ» только при соблюдении региональными нормотворцами двух условий:

• нормативные правовые акты территориального уровня должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству;

• они должны содержать регулятивные нормы по вопросам налогов и сборов.

Таким образом, региональные и муниципальные нормативные правовые акты подлежат исполнению органами ФНС России исключительно в части предоставления прав и возложения обязанностей в налоговой сфере. Вопросы иных видов контроля, осуществляемого налоговыми органами, регулируются на федеральном уровне.

Статья 2 Закона РФ «О налоговых органах РФ» в качестве основополагающих принципов организации налоговых органов устанавливает единство, централизацию и иерархию построения. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Структура территориальных органов ФНС России

1) центральный аппарат ФНС России;

2) управления ФНС по субъектам РФ;

3) инспекция ФНС в субъектах:

• межрайонная инспекция;

• инспекции по районам

• инспекции по городам без районного деления;

• инспекции по районам в городах.

Межрегиональные инспекции ФНС России, в основу образования которых положены принципы территориальности или определенности сферы деятельности:

• по федеральным округам;

• по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков;

• по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг;

• по контролю за алкогольной и табачной продукцией и др.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Правовое положение Федеральной налоговой службы РФ

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Правовое положение Федеральной налоговой службы РФ

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Правовое положение Федеральной налоговой службы РФ

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость