Правовые основы кредитования

Банковская система России

Создание новой банковской системы России относится к началу 1991 г., после принятия 2 декабря 1990 г. двух Законов РСФСР: «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Банковская система того периода имела двухуровневую структуру: на одном уровне — Центральный банк РФ (Банк России), на другом — все остальные банки.

В настоящее время банковская система России не находится в застывшем состоянии, она продолжает развиваться. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банковская система РФ включает ЦБ РФ, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. В настоящее время наблюдается процесс сокращения мелких банков.

Кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации в свою очередь подразделяются на две группы: банки и небанковские кредитные организации.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами. Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Банки — это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

  • o привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
  • o размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование);
  • o открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В зависимости от способа формирования уставных капиталов коммерческие банки можно разделить на акционерные и паевые.

Собственные и привлеченные средства образуют пассив баланса банка: уставный капитал, резервный капитал, фонд развития капитального имущества, фонд социального развития и т.д.

К привлеченным средствам относятся средства на расчетных, текущих и сберегательных счетах предприятий, организаций и учреждений, кредиты других банков и прочие кредиты.

Активы баланса банка разделяются на текущие (денежные средства, денежные обязательства, учтенные векселя, ценные бумаги, иностранная валюта и прочие ценности) и капитальные (здания, строения, технологическое оборудование, собственные земельные участки, транспортные средства, дома отдыха и иные объекты).

Небанковские кредитные организации — это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве. Сочетание указанных операций устанавливает ЦБ РФ.

К специализированным банковским институтам, действующим по лицензии, относятся:

  • o брокерские и дилерские фирмы;
  • o инвестиционные и финансовые компании;
  • o пенсионные фонды;
  • o кредитные союзы;
  • o ломбарды;
  • o благотворительные фонды;
  • o лизинговые компании.

Основные формы деятельности этих учреждений сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через различные акции, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования диссертант пришел к следующим выводам.

1. Банковский кредит как самостоятельный правовой институт, состоит из норм частного и публичного права и регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе профессиональной деятельности банков (иных кредитных организаций), реализующих свой специфический правовой статус, и использующих деньги и иные финансовые ресурсы как средство обращения, сбережения и как товар.

Государство на конституционном уровне программирует банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства, и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг. Оно закрепляет некоторые правила и принципы, а также конституционные гарантии в сфере реализации банковских услуг.

Конституционные положения определяют: 1) основные направления развития банковской деятельности; 2) минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами; 3) единообразие банковского правового регулирования.

В банковском кредитовании, в отличие от иных видов кредитования, непосредственно затрагиваются и интересы еще двух субъектов (кроме кредитора и заемщика). Первый из них — это участник обеспечения исполнения кредитных обязательств, если таковым не является сам заемщик. Такая роль отведена гаранту, поручителю, страховщику, третьему лицу — залогодателю. Это лицо, заинтересовано, прежде всего, в том, чтобы кредитное обязательство было своевременно и в полном объеме исполнено, поскольку в соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» банковское кредитование осуществляется на условиях срочности, возвратности, платности. В случае неисполнения кредитного договора залогодатель приобретает самостоятельные права в связи с реализацией ответственности.

Другой субъект — это совокупный обладатель прав. Специфичным для банковского кредитования является осуществление кредитования за счет привлеченных денежных средств. Законодательно правовой режим их не установлен, но по поводу этих средств существуют дополнительные обязательства у банка и в свою очередь права у его вкладчика, передавших последнему деньги в виде вкладов и счетов. Кроме обозначенной категории лиц, обременение кредита может быть обусловлено обязательством банка перед государством, предоставившим целевой льготный кредит. Вкладчики банков, как субъекты, заинтересованные в получении более высокого процента по своим вкладам, находятся в зависимости от последствий кредитной политики банков, рискуя тем самым своей собственностью.

Во втором случае затронуты интересы государства или общества в целом, как предоставивших определенную сумму денежных средств для функционирования социально значимых видов деятельности или права отдельных социальных групп, заинтересованных в адресном доведении этих средств заемщикам. Конкретными носителями прав и интересов при целевом кредитовании является неперсонифицированный круг субъектов государственного механизма, на который возлагается обязанность использования кредитных ресурсов.

В диссертационной работе выделяется сложный субъект банковского кредитования — Центральный Банк Российской Федерации, являющийся в соответствии со ст. 3 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации» гарантом развития и укрепления банковской системы Российской Федерации. Кроме того, в силу ст. 4 п. п. 3, 7 указанного закона Центральный Банк Российской Федерации является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организующим систему рефинансирования, осуществляющим надзор за их деятельностью. В соответствии с законодательством Банк России осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций.

Указанный контроль осуществляется а процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций, как в рублях, так и иностранной валюте. Главной особенностью правового положения ЦБ РФ является то, что осуществление его деятельности в первую очередь нацелено на управление денежно-кредитной системой Российской Федерации. Заключая гражданско-правовые сделки с кредитными организациями, он, прежде всего, оказывает целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных организаций и определяет кредитно-денежную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатываются банком в рамках общей государственной денежно-кредитной политики.

Объем прав и обязанностей вышеуказанных субъектов должен образовывать основу правового регулирования банковского кредитования.

2. Кредит в условиях развития рыночных отношений является формой объективного отражения движения ссудного капитала, предоставляемого в заем.

И, как производный от понятия кредита, банковский кредит — в диссертационной работе определяется как экономическая взаимосвязь общественных отношений, в процессе которой, аккумулированные банком денежные средства, предоставляются потребителям-заемщикам на условиях срочности, платности, возвратности, в порядке, предусмотренном нормами права.

Кредитные правоотношения — это система общественных отношений по поводу движения ссудного капитала, урегулированная совокупностью взаимосвязанных между собой юридических норм и правовых институтов, характеризующаяся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых кредитных отношений в зависимости от формы кредита.

3. В зависимости от состава участников кредитной сделки (его субъектов) выделяются следующие формы кредита: государственная и муниципальная, банковская, коммерческая (хозяйственная), международная, гражданская (частная). Им был дан в работе сравнительный анализ с экономической и правовой позиций, а также сделан вывод, что банковское кредитование — это урегулированный нормами права, вид профессиональной деятельности банков и других кредитных организаций, направленный на привлечение и размещение собственных и заимствованных денежных средств субъектов кредитных отношений на условиях срочности, платности, возвратности.

4. Государство регулирует процесс обращение денег, и контролирует состояние денежной массы. Банковское кредитование тесным образом связано с государственным (и муниципальным) кредитом. Вместе с тем оно находится под регулирующим воздействием государства. В диссертации выявляются и исследуются основные направления государственного регулирования банковского кредита. Это определение денежно-кредитной политики, объема и структуры налогообложения, структуры государственных доходов и расходов, способов погашения бюджетных дефицитов.

5. В диссертационной работе дается определение банковского права. По мнению автора, это комплексная отрасль законодательства, объединяющая в себе как собственные (банковские), так и заимствованные нормы других отраслей права, направленные на регулирование организации и деятельности банков.

В широком понимании предметом регулирования банковского права является банковская деятельность. Особенность такого предмета правового регулирования заключается в том, что банковское право в процессе оформления соответствующих общественных отношений затрагивает как их публичную сферу, регламентируя деятельность Центрального банка Российской Федерации, его компетенцию, функции и полномочия, порядок осуществления им своей деятельности, так и частноправовую, регулируя деятельность кредитных организаций, их компетенцию, порядок деятельности, взаимоотношения с клиентами и т.д. Указанное свидетельствует о том, что банковскому праву свойственен двойственный метод.

6. В диссертационной работе выделяются следующие принципы банковского права: 1) принцип единства финансовой политики и денежной системы. Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8 Конституции РФ). Применительно к банковскому праву эта норма-принцип устанавливает свободу передвижения капитала и финансовых услуг, равную защиту всех форм собственности.

Положение ч.1 ст. Конституции РФ сформулировано таким образом, что его можно понимать и как согласие на международную экономическую интеграцию, хотя в этом случае свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств потребует специальных актов — как внутренних, так и международно-правовых.

2). Принцип федерализма является основой для единообразного банковского правового регулирования. Это выражается в том, что в соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации.

В таком понимании данный принцип созвучен ЗДИЦцийу взаимного признания Второй директивы ЕС. В тако0 связке сформулирован общий отраслевой принцип регулирования банковской деятельности — единого правового пространства осуществления банковской деятельности (единая лицензия, единый правовой стандарт (техника) осуществления банковских операций).

3). Принцип законности. В соответствии с ним банковская система и образующие ее элементы создаются и действуют на основании норм, закрепленных в Конституции РФ и федеральных законах. Этот принцип вытекает из ст.1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства. Закрепленные в банковском законодательстве и иных актах правовые нормы, регулирующие отношения в денежно-кредитной сфере, должны соответствовать Конституции РФ, быть согласованными друг с другом, исключать неопределенность в их толковании и применении.

4). Отличительным признаком банковского права является субъектный состав участников банковских правоотношений. Поэтому в работе предлагается выделить принцип осуществления банковской деятельности специализированными организациями. Он имеет законодательное закрепление и заключается в том, что право на осуществление банковской деятельности приобретается в силу прямого указания Федерального закона о наличии соответствующих полномочий (Банк России), либо после регистрации Банком России в качестве кредитной организации и получения соответствующей лицензии, в которой указываются виды банковских операций, а также валюта, в которой эти операции могут осуществляться. (Гл. II Федерального Закона «О банках и банковской деятельности»). Юридическим и физическим лицам, не удовлетворяющим изложенным в законе требованиям, в соответствии со ст. 13 указанного Закона, запрещено осуществлять банковские операции. Невыполнение данного требования является основанием для привлечения нарушителя к гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности.

5). Закон закрепляет принцип независимости деятельности кредитных организаций. В соответствии с этим принципом органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, за исключением акционеров (учредителей), не вправе в какой-либо форме вмешиваться в деятельность кредитных организаций. В основу данного принципа заложен конституционный принцип экономической свободы. Кредитные организации, являясь субъектами предпринимательской деятельности самостоятельны. Эта деятельность осуществляется за счет своих или привлеченных средств и на свой риск (ст.2 ГК РФ). Никто не вправе вмешиваться в оперативную, административно-хозяйственную деятельность кредитных организаций. Они отвечают по обязательствам своим имуществом, принудительное изъятие которого не допускается, за исключением случаев предусмотренных законом, и не отвечают по обязательствам государства и Центрального банка Российской Федерации.

Банк России в объеме предоставленных ему законом полномочий также независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации закрепленных ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» функций и предоставленных полномочий. Акты органов государственной власти всех уровней, несоответствующее действующему законодательству и нарушающие его независимость, в силу ст. 5 Федерального закона, могут быть по обращению Банка России в судебном порядке признаны недействительными.

6). Принцип юридического равенства организаций, образует банковскую систему Российской Федерации, который предполагает, что, несмотря на существующие различия в полномочиях по осуществлению банковской деятельности, банковских операций, различный уставный капитал и финансовые возможности, все кредитные организации равны перед законом, государственными органами, юридическим и физическими лицами, с которыми они вступают в те или иные правоотношения. Кредитные организации обладают одинаковыми юридическими правами, обязанностями и ответственностью и в этом понимании у них нет друг перед другом каких-либо преимуществ.

7). Принцип банковской тайны присущ только банковскому праву. Он означает закрепление в действующем законодательстве (ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. 857 ГК РФ) перечня сведений, составляющих банковскую тайну; право клиента на сохранение в тайне и неразглашение таких сведений; обязанность кредитной организации и Банка России обеспечить неразглашение сведений, составляющих банковскую тайну, а также ответственность за их разглашение.

8). В науке также выделяют специфический принцип регулирования банковской деятельности — резервность. Его содержание связано с резервным обеспечением деятельности кредитных организаций, определяемым Банком России. Этот принцип имеет право на существование, а, кроме того, прочно вошел в мировую практику.

9). Принципом, и целью банковского права является обеспечение функционирования денег, которые в данной связи являются публичным инструментом, инструментом воздействия на экономические и, шире, общественные отношения.

По мнению автора в принципах банковского права отражается совокупность гарантированных государством основных прав и свобод человека и юридических лиц в сфере банковской деятельности. Принципы банковского права находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих банковскую деятельность и свое применение в институте банковского кредитования, которому присущи свои принципы, отражающие специфику данного института.

Осуществление банками деятельности по предоставлению кредита строится, несмотря на еще не сформировавшееся банковское законодательство уже на достаточно устойчивых принципах. Каковыми являются: срочность, возмездностъ (платности), возвратность. Они составляют первую группу императивных принципов по признаку законодательного закрепления Вторую группу принципов образовывают принципы-требования, согласованные сторонами банковского кредитования (Договорные). Третью группу принципов составляют индивидуальные правила, которые не входят ни в первую, ни во вторую группы, а являются предшествующими — индивидуально-субъективные.

Свобода установления процентных ставок по кредиту в отношениях с заемщиком закреплена ст. 29 Закона «О банках и банковской деятельности». Указание на возможность установления процентных ставок и комиссионного вознаграждения по соглашению с клиентом, а также запрет на одностороннее изменение процентной ставки по кредиту, содержит в себе 2 основных принципа гражданского права — свободы договора, состоящий в том, что любой из контрагентов свободен в выборе другой стороны в договоре, если в законе не установлено иное (ст. 1 ГК РФ), и недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства либо его одностороннего изменения, закрепленного в ст. 310 ГК РФ.

В принципах банковского кредитования отражается совокупность требований, предъявляемых обществом к государству по обеспечению деятельности участников банковского кредитования.

7. С правовой точки зрения в диссертации предлагается рассматривать государственное регулирование денежно-кредитных отношений как одну из функций государства, основной смысл и содержание которого заключается в установлении и обеспечении государством общих правил поведения субъектов денежно-кредитных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий. Оно включает в себя контроль за выполнением требований, содержащихся в нормативно-правовых актах, регулирующих денежно-кредитные отношения; координацию деятельности участников этих отношений; защиту их интересов и прав, определение и нормативное закрепление приоритетных направлений в проводимой денежно-кредитной политики; установление порядка регистрации, лицензирования деятельности кредитных организаций и т.п. Основными формами выражения такого регулирования соответственно выступают законы и подзаконные акты.

Государственное регулирование денежно-кредитных отношений выражается прежде всего в принятии федеральными органами государственной власти нормативных актов, устанавливающих основы организации банковской системы, ее структуру и принципы функционирования, порядок регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций и в осуществлении Центральным банком Российской Федерации от имени государства банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций.

8. Важным звеном осуществления государством денежно-кредитного регулирования является разработка и реализация его денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика государства, в системе государственного регулирования денежно-кредитных отношений, определяется автором как необходимое условие целенаправленного осуществления финансовой деятельности государства, содержание которой определяется совокупностью экономических методов, закрепленных нормами финансового права, направленных на регулирование государственной экономики.

9. Комплекс мер государственного регулирования, направленный на обеспечение надежности и финансовой устойчивости банков и иных кредитных организаций при осуществлении банковской деятельности и, следовательно, при совершении банковских операций показывает возможность отнесения к банковским операциям только тех сделок, которые определяют сущность банков и характеризуются разрешительным порядком совершения, посредством лицензирования, а также установлением со стороны государства контроля и надзора за законностью их совершения.

По мнению автора, категория «банковская операция» имеет право на существование только с точки зрения публичных интересов в банковской деятельности, в связи с чем в диссертации предлагается следующее определение банковской операции — это урегулированные нормами права, публично-правовые отношения, одной из сторон в которых, является банк или кредитная организация, реализующие свою специальную правоспособность но средствам гражданско-правовых сделок.

10. Особое внимание в диссертации уделено таким банковским операциям как лизинг, факторинг, форфейтинг, учет векселей.

Субъектами лизинга, кроме указанных в законе, могут выступать кредиторы и страховщики, принимающие участие в кредитовании и финансировании приобретения лизингового имущества и в его страховании. Приведенный в Законе «О лизинге» обязательный перечень субъектов лизинга, по мнению автора, является недостаточным, не учитывающим всю сложность лизинговых отношений, для реального исполнения лизинговых сделок. Кроме того, использование в ст. 665-670 ГК РФ понятий «арендодатель» и «арендатор» ведет к несогласованности правоприменительной практике.

Предусмотренные законодательством нормы о льготах и гарантиях развития лизинга в России не должны оставаться декларативными, механизм их реализации должен иметь законодательное закрепление и четкое правовое регулирование.

11. В связи с рассматриваемой проблемой в диссертации анализируется категория дебиторской задолженности и формулируется ее понятие как правоспособность клиента банка на востребование денежного платежа по исполненному обязательству.

12. Приведенный в диссертационной работе анализ свидетельствует о том, что операциям по факторингу присущ, с правовой точки зрения, частноправовой характер отношений. Сложившаяся практика не отвечает требованиям и характеру правоотношений в банковской сфере, а гражданско-правовое регулирование не учитывает всех особенностей правоотношений с участием банка.

Предлагается рассматривать факторинг следует как урегулированную нормами права разновидность профессиональной деятельности банков, осуществляемую на постоянной основе и направленную на приобретение у клиентов права на взыскание долгов.

Тормозит развитие факторинга отсутствие инструктивной базы для данной категории операций.

Форфейтинг как самостоятельная банковская операция в российском законодательстве не нашла своего закрепления, но она практикуется банками во внешнеторговых отношениях. Следовательно, форфейтинг можно рассматривать как однократную форму кредитования экспортеров, продавцов при продаже товаров, применяемую чаще всего во внешнеторговых операциях; финансирование торговли путем учета векселей без права регресса, где покупатель векселя принимает на себя риск неплатежа импортера.

Сделан вывод, что принятие специальных правовых норм, регулирующих отношения по факторингу и форфейтингу в банковской сфере способствовало бы развитию этих экономически выгодных отношений. Именно в этом должна отражаться первостепенная роль государства в регулировании данных правоотношений. Содержание этих норм должно определять:

6) правовое и экономическое содержание правоотношений по факторингу и форфейтингу;

7) круг субъекты данных правоотношений; их права и обязанности;

8) порядок (техника) совершения данных операций;

9) основания и меры ответственности за нарушение законодательства при проведении данных операций

10) права и ответственность контролирующих органов.

13. В диссертации предлагается рассматривать простой вексель как установленной формы письменное обязательство векселедателя уплатить по наступлению срока определенную сумму денег векселедержателю, а учет, или дисконт, векселей — как операцию по приобретению банком векселя до наступления по нему срока платежа с переходом на банк, как прав вексельного кредитора, так и бремени исполнения кредиторских обязанностей (предъявления на акцепт, платеж, к протесту и к взысканию).

Из определения данной операции следует, что она должна носить взаимно-возмездный характер. Со стороны банка возмездность выражается во вручении клиенту определенной денежной суммы, ибо клиент, передавая банку права кредитора по векселю, сам теряет статус такового, что и требует известного вознаграждения. Сумма, выдаваемая банком клиенту, определяется суммой векселя и количеством времени, остающимся до срока платежа по нему.

Со стороны клиента возмездность состоит в согласии получить не всю вексельную сумму, а лишь ее часть, т.к. банк соглашается приобрести вексель до наступления срока платежа. Этим банк связывает свой капитал, принимает на себя риск того, что он может быть не возвращен.

По этим основаниям операция учета векселя представляет собой его куплю-продажу. От форфейтинга учет векселей отличается, прежде всего, по самому характеру векселя, который лишь может быть акцептован банком. Это операция может быть как длящаяся, так и разовая.

Таким образом, при наличии определенного сложившегося в современных условиях механизма государственного регулирования отношений в области банковского кредитования, он нуждается в дальнейшем развитии в связи с чем, потребуется и теоретическая разработка соответствующих проблем.