Представительный орган работников

Приложение № 4

Учёт мнения представительного органа работников

Работодатели принимают локальные нормативные акты в соответствии  с коллективным договором, учётом мнения  профсоюзного органа в следующих случаях:

1             При привлечении работников к сверхурочной работе в случаях, не предусмотренных пп.1-5 ст.99 ТК РФ.

При установлении конкретных размеров оплаты труда за сверхурочную работу (ст.147 ТК РФ).

2. При составлении графиков работы, расписаний учебных занятий в соответствии со ст.103 ТК РФ.

3. При принятии работодателем локального нормативного акта о разделении рабочего дня на части (ст.105 ТК РФ).

4. При привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в случаях, не отнесенных к абзацам 3-5 ст.113 ТК РФ.

5. При составлении графиков отпусков (ст.123 ТК РФ).

6. При установлении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышения оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях в соответствии со ст.135 ТК РФ.

При установлении системы оплаты труда (ст.144 ТК РФ):

— при исчислении средней заработной платы при оплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск помимо установленных 12-ти календарных месяцев могут браться иные периоды (ст.139 ТК РФ).

7. При утверждении формы расчётного листка (ст.136 ТК РФ).

8. При установлении порядка  и условий  предоставления  дополнительных отпусков (ст.116 ТК РФ).

При определении Перечня  должностей работников с ненормированным рабочим днём (ст.101 ТК РФ).

При предоставлении работникам с ненормированным рабочим днём ежегодного дополнительного отпуска и определении его продолжительности (ст.119 ТК РФ).

9. При  установлении различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст.144 ТК РФ).

10. При установлении конкретных размеров повышения заработной платы работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст.147 ТК РФ).

11. При установлении конкретных размеров повышенной оплаты за работу в ночное время (ст.154 ТК РФ).

Учет мнения представителя работников (Вишнепольская И.)

При определении систем нормирования труда (ст.159 ТК РФ).

13. При  принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену  и пересмотр  норм труда (ст.162 ТК РФ).

14. При утверждении Правил внутреннего трудового распорядка (ст.190 ТК РФ).

15. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе , по просьбе работника, ходатайству его непосредственного руководителя ли представительного органа работников. (ст.194 ТК РФ).

16. Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа

работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов  о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников (ст.195 ТК РФ).

17. При определении формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечней необходимых профессий и специальностей (ст.196 ТК РФ).

18. При разработке и утверждении инструкции по охране труда (ст.212 ТК РФ).

19. При увольнении работников, являющихся членами профсоюза, по пункту 2 подпункта «б» пункта 3 и пункту 5 ст.81 Трудового Кодекса РФ (ст.82 ТК РФ).

Коллективным  договором может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного органа первичной профсоюзной  организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (ст.82 ТК РФ).

При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в связи с подпунктом «б»  п.3 статьи 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.

При принятии решения о сокращении численности  или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п.2 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее, чем  за 2 месяца, а о массовом увольнении – не позднее,  чем за 3 месяца (ст. 82 ТК РФ).

Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временного прекращения реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением  работников (п.3 ст.12 Закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителем законов и иных нормативных  правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителю дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст.195 ТК РФ).

 

ТК РФ). Если переговоры инициировали сотрудники, то их представители обязаны известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие сотрудников данного работодателя (ч.

5 ст. 37 ТК РФ). Сделать это нужно одновременно с направлением работодателю предложения о начале коллективных переговоров. Представители той стороны, которая получила предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения предложения (ч. 2 ст. 36 ТК РФ). Днем начала коллективных переговоров считается день, следующий за днем получения инициатором их проведения ответа на свое предложение начать переговоры (ч. 2 ст. 36 ТК РФ). Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости … Общество с ограниченной ответственностью « » ПРОТОКОЛ № общего собрания работников ООО « » г.

Как осуществляется избрание представителя трудового коллектива?

В мотивированном мнении выборного органа могут содержаться следующие формулировки: • Одобрить проект • Отклонить проект • Вернуть проект на доработку (в этом случае должны содержаться предложения по совершенствованию локального нормативного акта) Представительный орган работников ООО «ПРЕДПРИЯТИЕ» в течение пяти рабочих дней рассмотрел Обращение работодателя и вынес следующее мотивированное мнение, которое и было вручено руководителю под роспись: Получив в установленный законом срок (5 рабочих дней) письменное мотивированное мнение представительного органа работников о полном или частичном несогласии с проектом локального нормативного правового акта, работодатель может согласиться с ним или в течение трех дней провести с выборным органом консультации для преодоления возникших разногласий.

Представитель трудового коллектива по охране труда

Как нам выбрать представителя работников и документально оформить его полномочия? Большое спасибо! номер вопроса №914198 прочитан 1979 раз Срочная консультация юриста8 800 505-91-11 бесплатно

  • Здравствуйте! Согласно ст. 31 ТК РФ в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган). Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Представитель трудового коллектива

Разработав проект локального нормативного акта, работодатель обязан подготовить письменное обоснование содержания такого акта, смысл которого сводится к необходимости его принятия, соответствия действующему законодательству и уже работающим локальным нормативным правовым актам в организации. Работодатель обязан направить проект локального нормативного правового акта и обоснование необходимости его принятия в выборный представительный орган работников данной организации. Выборный представительный орган работников обязан в течение пяти рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного правового акта коллективно выработать свое мотивированное заключение по нему в письменной форме и направить работодателю.

Пропуск пятидневного срока, несвоевременное представление работодателю мотивированного мнения позволяет ему принять локальный нормативный правовой акт.

Выборы представителя работников

Как известно, заработная плата, в том числе и премия, излишне выплаченная работнику при неправильном применении законов или иных нормативных правовых актов, не может быть с него взыскана (ст. 137 ТК). Но если нормативным правовым актом были отменены ранее полагавшиеся работнику выплаты, то в результате отмены этого локального акта у работника возникает право требовать их восстановления. Период и сроки отмены могут быть значительными. В законе не указан срок, в течение которого обжалуется утвержденный с нарушением рассмотренной процедуры принятия локальный нормативный правовой акт.
Не установлен в законе и жалобщик, т.е. субъект, который правомочен обратиться за защитой прав.

Спросить нельзя принять без спроса!

Внимание

Председатель собрания Секретарь собрания … ПРОТОКОЛ № ЗАСЕДАНИЯКОМИССИИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ, ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА г.Москва дата ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ Присутствовали: Члены комиссии от стороны работодателя: Члены комиссии от стороны работников: Приглашенные: Повестка дня 1. Утверждение регламента работы комиссии.

Статья ТКРФ 371. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа

2. Утверждение структуры коллективного договора. 3. Формирование рабочих групп по направлениям. 4. Разное.

1. СЛУШАЛИ: ФИО, должность, который предложил избрать секретарем комиссии …. Голосовали: «За» — , «против» — , «воздержавшихся» — . Слушали: ФИО, должность, который предложил избрать председателем комиссии ….
Голосовали: «За» — , «против» — , «воздержавшихся» — . Постановили: Избрать (Ф.И.О. избираемого) секретарем комиссии, (ФИО избираемого) председателем комиссии. 2.

Юридические полномочия совета трудового коллектива, и как его оформить?

Такими представительными органами могут быть профсоюзы и профсоюзные объединения, первичные профсоюзные организации.

Как избрать представителя трудового коллектива

Поэтому каждая из сторон вправе уполномочить на участие в переговорах и неодинаковое число представителей. Вопросы о конкретном времени и месте проведения переговоров решаются по соглашению сторон. Часть 3 ст. 372 ТК отводит на проведение дополнительных консультаций три дня, исчисляемых с момента получения работодателем мотивированного мнения выборного представительного органа.

Стороны по соглашению между собой вправе увеличить срок их проведения. Результат консультаций (достижение согласия или констатация разногласий) оформляется протоколом, подписание которого означает завершение данного этапа учета мнения выборного профоргана. Целесообразно составлять протокол разногласий и в случае одобрения конечного варианта локального нормативного акта с внесенными в него изменениями, уточнениями и т.п.

Учет мнения представительного органа работников при применении дисциплинарного взыскания

Трудовое законодательство устанавливает необходимость в отдельных случаях перед применением к работнику дисциплинарного взыскания в той или иной форме согласовать свои действия с представительным органом работников.

Так, в случае применения к работнику, являющемуся членом профсоюза, дисциплинарного взыскания в виде увольнения по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ необходимо учесть мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 373 ТК РФ.

Аналогичная по своей сути гарантия предусмотрена и для не освобожденных от основной работы руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним). Согласно части пятой ст. 374 ТК РФ увольнение указанных работников по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ допускается только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Порядок, в котором осуществляется учет такого мнения, приведен в ст. 374 ТК РФ.

Отметим, что такие требования к порядку увольнения профсоюзных руководителей по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ предусмотрены редакцией ТК РФ, вступившей в силу с 11.07.2014.

Случаи и порядок учета мнения профсоюза или представительного органа работников (Куревина Л.В.)

До указанного момента статья 374 ТК РФ устанавливала необходимость получения в этих целях согласия вышестоящей профсоюзной организации. Однако определением Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1369-О-П данное положение было признано недействующим и не подлежащим применению, поскольку представляло собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и субъекта экономической деятельности.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах или в разрешении коллективного трудового спора, в период проведения указанных мероприятий не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство (часть третья ст. 39 ТК РФ, часть вторая ст. 405 ТК РФ). Указанная гарантия распространяется на таких работников в течение всего периода до момента окончания переговоров или разрешения спора вне зависимости от того, принимали ли они участие в этих событиях в конкретный день (определение Верховного суда Республики Карелия от 02.09.2011 N 33-2659/2011).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной им в постановлении от 24.01.2002 N 3-П и определении от 17.12.2008 N 1060-О-П, применение любой меры дисциплинарного взыскания в отношении неосвобожденного профсоюзного работника не требует получения согласия соответствующего профсоюзного органа. Такое заключение было дано в отношении норм законодательства о профсоюзах, однако суд может по аналогии применить данный подход и к статьям 39 и 405 ТК РФ. Например, в определении Оренбургского областного суда от 09.11.2011 N 33-6906/2011 и определении Челябинского областного суда от 03.09.2010 N 33-8276/2010 отмечено, что сам факт наложения дисциплинарного взыскания без предварительного согласия органа, уполномочившего работника на участие в коллективных переговорах, не может служить основанием для признания такого взыскания незаконным и вынесения решения о его отмене.

Статья 384. Образование комиссий по трудовым спорам

Трудовой кодекс>ЧАСТЬ ПЯТАЯ>Раздел XIII>Глава 60>Статья 384.

Образование комиссий по трудовым спорам

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Комментарии по ст. 384 ТК РФ

1. Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров является формой социального партнерства (см. ст. 27 ТК РФ).

Выступить с предложением создания КТС могут как работники организации, так и работодатель. Проявление инициативы одной из сторон не должно оставаться без внимания другой стороны. Если работники проявили инициативу и обратились с предложением создания КТС к работодателю, то работодатель обязан приступить к созданию КТС. Пассивное поведение работодателя — невыделение своих представителей свидетельствует о нарушении работодателем трудового законодательства.

Законодатель не указывает, в какой форме (устной или письменной) должно быть выражено обращение к другой стороне. Представляется, что письменная форма будет наиболее удачна, поскольку она точно подтверждает факт обращения к другой стороне.

ТК РФ не закрепляет положения об обязательном создании КТС в организации. Поэтому если ни одна из сторон не проявила инициативы в создании КТС, то это не является нарушением трудового законодательства.

2. Закрепление положения о том, что КТС образуется из равного числа представителей, свидетельствует, что ее состав на этапе формирования всегда будет состоять из четного количества человек.

Представители работников определяются путем: избрания общим собранием (конференцией) работников организации; делегирования представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины общего числа работников. Конференция работников проводится в организациях, где созыв собраний затруднен по причинам, например, многосменности, территориальной разобщенности структурных подразделений. Делегаты на конференцию избираются по нормам и в порядке, определяемым работниками организации. Конференция правомочна, если на ней присутствует не менее 2/3 делегатов. Решение общего собрания (конференции) работников принимается большинством голосов, присутствующих на собрании (конференции).

3. Интересы работников при рассмотрении трудовых споров с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. О представительном органе работников см. ст. ст. 29 — 31 ТК РФ.

4. Положение о том, что в состав КТС входят представители работодателя, определяет, что сам работодатель (руководитель организации) не может войти в ее состав, чтобы исключить его участие в оценке своей правоприменительной деятельности.

Назначая представителей работодателя в КТС, руководитель организации должен получить их согласие на участие в работе комиссии. Это объясняется тем, что выполнение этих функций не входит в круг служебных обязанностей работника, определенных при заключении трудового договора. Работа в качестве члена КТС — это его добровольное волеизъявление. С приказом о назначении его в состав КТС работник должен быть ознакомлен.

5. Если вопрос о создании КТС в организации могут поставить работники и (или) работодатель, то принять решение о создании КТС в структурных подразделениях организации может исключительно общее собрание работников организации.

В КТС структурных подразделений организации рассматриваются споры, возникающие в пределах полномочий этих подразделений, например, о перемещении работника в пределах подразделения, об отстранении работника руководителем подразделения, об оплате времени простоя и др. И не могут рассматриваться споры, например, о перемещении работника из одного структурного подразделения в другое и др. Эти споры являются предметом рассмотрения КТС организации.

6. Члены КТС освобождаются от выполнения трудовых обязанностей для участия в работе комиссии с сохранением среднего заработка (см. ст. 171 ТК РФ). Заседание КТС может происходить и в свободное для члена комиссии время, если, например, в организации применяется многосменный режим работы. В этом случае вопрос о предоставлении работникам компенсаций, поскольку он не урегулирован законодательством, должен решаться на локальном уровне.

7. КТС представляет собой общественное образование, поэтому на работодателя возлагается обязанность обеспечить организационно-техническую деятельность комиссии (предоставить помещение и создать условия для работы). КТС должна иметь свою печать. Средства на ее изготовление выделяются работодателем.

8. После создания КТС ее члены самостоятельно избирают, кто из их состава будет председателем и секретарем. ТК РФ не предъявляет требований, должен ли быть председатель и секретарь представителями работодателя или представителями работников. Принимая во внимание ч. 6 ст. 387 ТК РФ, которая говорит о функциях заместителя председателя КТС, следует признать, что одновременно подлежит избранию и заместитель председателя КТС.

9. Срок, на который создается КТС, ТК РФ не определен. Поэтому работодатель и работники организации, решая вопрос об образовании КТС, определяют, образуется ли КТС для рассмотрения конкретного трудового спора, на определенный срок или без указания срока.

10. Образование КТС основано на принципе паритетности — равного количества членов, представляющих работников и работодателя. При увольнении работника — члена КТС принцип паритетности образования КТС нарушается. В связи с этим соответствующая сторона производит избрание или назначение нового работника в КТС.

Глава III. Представительство работников и работодателей

Трудовой кодекс Республики Узбекистан (Введен в действие с 01.04.1996 г.)

Статья 21. Представительство работников на предприятии

Представительство интересов работников в трудовых отношениях и защиту таких интересов могут осуществлять профессиональные союзы и их выборные органы на предприятии или иные избираемые работниками органы, порядок избрания, сроки полномочий и количественный состав которых определяются собранием (конференцией) трудового коллектива.

Работники сами определяют тот орган, которому они доверяют представительство и защиту своих интересов.

Все представительные органы действуют в пределах своих полномочий и пользуются равными правами при защите интересов работников.

Наличие иных представительных органов на предприятии не должно препятствовать деятельности профессиональных союзов по осуществлению своих функций.

Интересы работников и работодателей не может представлять и защищать один и тот же представительный орган.

Деятельность представительных органов может быть прекращена по решению работников, их избравших, а также судом — в случае совершения ими действий, противоречащих законодательству.

Статья 22. Профессиональные союзы

Права профессиональных союзов и их выборных органов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами, работодателями определяются законом, уставами, коллективными соглашениями и договорами.

Статья 23. Права представительных органов работников

Представительные органы работников вправе:

вести переговоры, заключать коллективные договоры и соглашения, контролировать их выполнение, вносить работодателю предложения по подготовке нормативных актов о труде на предприятии;

участвовать в рассмотрении вопросов социально-экономического развития предприятия;

защищать интересы работников в органах по рассмотрению трудовых споров;

обжаловать в суд решения работодателя и уполномоченных им лиц, если они противоречат законодательным или другим нормативным актам о труде либо иным образом нарушают права работников.

Представительные органы могут совершать и иные действия, направленные на защиту интересов работников в социально-трудовых отношениях, если они не противоречат законодательству.

Осуществление прав представительными органами работников не должно снижать эффективность работы предприятия, нарушать установленный порядок и режим его работы.

Статья 24.

Обязанности работодателя по отношению к представительным органам работников

Работодатель обязан:

соблюдать права представительных органов работников, содействовать их деятельности;

до принятия решений, затрагивающих интересы работников, проводить консультации с их представительными органами, а в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными актами о труде, — получать их согласие;

своевременно рассматривать предложения представительных органов работников и мотивированно сообщать им в письменной форме о принятых решениях;

беспрепятственно допускать членов представительных органов работников на предприятие, к рабочим местам работников, чьи интересы они представляют;

бесплатно предоставлять представительным органам работников необходимую информацию по вопросам труда, деятельности предприятия, другим социально-экономическим вопросам;

обеспечивать необходимые условия для выполнения представительными органами работников их функций;

выполнять другие, предусмотренные законодательными и иными нормативными актами о труде обязанности по отношению к представительным органам работников.

Статья 25. Дополнительные трудовые гарантии для членов представительных органов работников

Членам представительных органов работников гарантируется защита от преследований в какой-либо форме со стороны работодателя в связи с осуществлением ими представительской деятельности.

Наложение дисциплинарных взысканий, прекращение трудового договора по инициативе работодателя с работниками, избранными в состав представительных органов и не освобожденными от производственной работы, а также прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя с работниками, избиравшимися в состав представительных органов в течение двух лет после окончания их выборных полномочий, не допускается без предварительного согласия местного органа по труду.

Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие избрания на выборные должности в представительных органах, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность).

При невозможности предоставления работникам, избиравшимся в представительные органы, соответствующей работы (должности) они пользуются льготами, предусмотренными законодательными актами или коллективными договорами, соглашениями.

Статья 26. Запрещение воспрепятствования деятельности представительных органов работников

Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности представительных органов работников запрещается.

Не допускается прекращение деятельности представительных органов работников по инициативе работодателя или уполномоченных им лиц.

Работодатель, уполномоченные им лица, совершившие действия, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 27. Представительство работодателей на предприятии

Представительство работодателей на предприятии осуществляют должностные лица администрации в пределах полномочий, предоставленных им законодательными и иными нормативными актами о труде, их уставами или положениями.

Статья 28. Представительные органы работодателей

Работодатели вправе объединяться в союзы, ассоциации и иные общественные объединения. Общественные объединения работодателей создаются и функционируют как общественные добровольные организации, ставящие своей целью содействие развитию и повышению эффективности экономики и предпринимательской инициативы, а также осуществление социального партнерства путем представления в органах государственной власти и управления, во взаимоотношениях с профсоюзами и иными представительными органами работников интересов предприятий и их собственников, защиты их прав в сфере хозяйственных и трудовых отношений.

Представительный орган муниципального образования

Представительный орган играет особую роль в системе местного самоуправления. В соответствии с федеральным законодательством представительный орган наделяется полномочиями по решению ряда вопросов, которые не могут быть переданы исполнительным органам власти. К исключительному ведению представительных органов местного самоуправления относится: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренным уставом муниципального образования; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль над деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Обычно представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих равных и прямых выборов. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

В соот­ветствии с законами субъектов Российской Федерации в уставе муниципального образования для отдельных поселений может быть пре­дусмотрена возможность того, что полномочия представительных органов местного самоуправления будут осуществляться собраниями граждан.

Решения представительного органа местного самоуправления принимаются в коллегиальном порядке, однако разнообразие вопросов, подлежащих ведению данного органа, обычно создает необходимость выделения в его составе специализированных структурных подразделений. Среди получивших наибольшее распространение структурных единиц представительного органа следует отметить комитеты и комиссии по определенным направлениям деятельности, группы (фракции) депутатов, сформированные по территориальному или партийному признаку.

Комитеты формируются для работы по долгосрочным направле­ниям деятельности представительного органа местного самоуправления и имеют постоянный административный аппарат. В качестве примеров можно привести бюджетный комитет, налоговый комитет, комитет по земельным отношениям и т.п. Комиссии обычно формируются на временной основе для решения определенных вопро­сов (например, для подготовки законопроекта, выработки стратегии, проведения согласительных процедур). В комиссиях нет постоянного штата служащих. После выполнения задач, поставленных перед комиссией, она расформировывается. Фракции представляют интересы политических объединений, от которых были избраны соответствующие депутаты.

Важнейшие постановления, по закону отнесенные к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, должны приниматься только общим голосованием. Это делается для того, чтобы избежать возможности предвзятого отношения или личной заинтересованности лица, принимающего решения. Вместе с тем вопросы оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно решаются на основе руководства одного лица или небольшой группы лиц; при этом конкретные сферы деятельности управляются специалистами в соответствующих областях, несущими персональную ответственность за результаты своей деятельности. Такое оперативное управление часто необходимо не только для исполнительных, но и для представительных органов власти. Депутатским комитетам, комиссиям, группам, фракциям может передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов, не относящихся к исключительной компетенции представительного органа. Подобный подход позволяет организовать работу более оперативно и эффективно, так как депутаты специализируются на тех вопросах, которыми они владе­ют лучше всего. Местным самоуправлением могут использоваться такие модели местного самоуправления, в которых создается не один представительный орган, а система представительных органов с заранее определенными полномочиями для каждого: бюджетные органы, налоговые органы, контрольные органы и др.

Справочно: Количественный состав представительного органа зависит от числа жителей муниципального образования и в разных странах является различным. Так, во многих штатах США преобладают советы, небольшие по своему составу (в среднем 6-12 человек). В Японии, наоборот, местные советы обладают довольно многочисленным составом — от 40 до 120 членов применительно к ассамблеям префектур и от 12 до 100 членов применительно к муниципальным ассамблеям. Во Франции численность советников в муниципальных советах колеблется от 9 (в коммунах с населением менее 100 человек) до 69 членов (в коммунах с населением более 300 тыс. человек).

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен нижний предел численности представительного органа, причем этот предел зависит от численности населения и типа муниципального образования. Это сделано с целью приблизить депутатов к своим избирателям и снизить роль субъективного фактора при принятии коллегиальных решений.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе и городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек – при численности населения менее 1000 человек; 10 человек – при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек – при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек – при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек – при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек – при численности населения свыше 500 000 человек. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий указанного органа проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган муниципального образования.