Прекращение правоспособности юридического лица

Новая редакция Ст. 49 ГК РФ

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

5. К юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения настоящего Кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.

Комментарий к Ст. 49 ГК РФ

Гражданский кодекс в качестве общего правила для коммерческих организаций предусмотрел наличие у них общей правоспособности. Исключение составляют унитарные предприятия, а также некоторые иные коммерческие лица (банки, страховые организации и др.), которые в силу закона обладают специальной правоспособностью. Специальная правоспособность характерна и для некоммерческих юридических лиц.

Судебная практика.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится указанный выше перечень, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами.

Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168.

Сделки, совершенные иными коммерческими организациями в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.06.1996 N 6/8).

Другой комментарий к Ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи объем гражданской правоспособности юридического лица (способности иметь гражданские права и нести гражданские обязанности) определяется его учредительными документами.

Отличительные особенности гражданской правоспособности юридических лиц заключаются в следующем:

— она возникает одновременно с гражданской дееспособностью с момента государственной регистрации юридического лица;

— она имеет целевой характер, так как организация по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют целям ее деятельности, закрепленным в законе и (или) учредительных документах данного юридического лица, и может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности.

2. Правоспособность юридических лиц может быть общей (универсальной) и специальной (ограниченной).

Общая (универсальная) правоспособность дает юридическим лицам возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Специальной (ограниченной) правоспособностью обладают лишь те организации, для которых такая правоспособность прямо установлена законом или учредительными документами организации (п. 18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Общей правоспособностью обладают коммерческие организации (см. комментарий к ст. 50), за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. ст. 113 — 115 ГК РФ), банков (согласно Закону о банках), фондовых бирж (в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг), страховых организаций (согласно Закону об организации страхового дела в РФ). Помимо указанных выше отдельных видов коммерческих организаций специальной правоспособностью обладают и некоммерческие организации (см. комментарий к ст. 50).

3. Законом может быть ограничена форма осуществления некоторых видов деятельности. Например, ст. 4 Закона об аудиторской деятельности предусматривает, что аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Законом о банках установлено, что кредитная организация создается только в форме хозяйственного общества.

4. В случае совершения юридическим лицом сделок, выходящих за пределы его правоспособности (ultra vires), такие сделки признаются недействительными. При этом законодатель различает недействительность сделок, совершенных с выходом за пределы правоспособности юридического лица, специальная правоспособность которого установлена законом или иным нормативным правовым актом, и сделок, совершенных с выходом за пределы гражданской правоспособности, определенной учредительными документами организации (п. 18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8). Первые в силу ст. 168 ГК являются ничтожными вне зависимости от того, известно было контрагентам данной организации о подобных ограничениях при заключении сделки или нет. Вторые согласно ст. 173 ГК являются оспоримыми, так как для признания подобных сделок недействительными необходимо доказать тот факт, что другая сторона сделки знала или должна была знать об имеющихся ограничениях гражданской правоспособности юридического лица.

5. Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься на основании специального разрешения (лицензии), определяется законодательными актами (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК, п. 19 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8). Таким законом является Закон о лицензировании.

В соответствии со ст. 2 этого Закона лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензионным относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иначе чем посредством лицензирования.

Лицензирование осуществляется органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Возникающие при этом правоотношения являются по своей природе административно-правовыми, складывающимися в порядке государственного регулирования экономики. Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 (СЗ РФ. 2002. N 9. Ст. 928; 2003. N 18. Ст. 1715) утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

Исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании. В соответствии с п. 3 ст. 17 введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в указанный Закон.

К ВОПРОСУ О ПРЕДЕЛАХ ПРОВЕРКИ НОТАРИУСОМ ПРАВОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПРИ УДОСТОВЕРЕНИИ СДЕЛОК

Кашурина В. Г., Кашурин И. Н.

В статье рассматриваются стадии процедуры нотариального удостоверения сделок. Ставится вопрос правомерности удостоверения нотариусом сделок с участием юридического лица с пороком правоспособности.

Ключевые слова: сделка, правоспособность, юридическое лицо, нотариат, исполнительный орган юридического лиц.

TO THE QUESTION OF THE LIMITS OF VERIFICATION BY A NOTARY LEGAL CAPACITY OF A LEGAL PERSON UPON CERTIFICATION

OF TRANSACTIONS

Kashurina V. G., Kashurin I. N.

Key words: transaction, the legal capacity of a legal person, a notariate, the Executive body of a legal persons.

Вопрос о пределах проверки, осуществляемой нотариусом при удостоверении сделок с участием юридических лиц, является весьма актуальным и дискуссионным.

Нотариальное удостоверение сделок представляет собой правоприменительную деятельность нотариуса, направленную на установление юридических фактов, их юридическую экспертизу и принятие решения о совершении нотариального действия или об отказе в его совершении. Традиционно в литературе выделяют три стадии процедуры нотариального удостоверения1: возбуждение нотариального производства; установление юридического состава, необходимого для совершения нотариального производства; совершение нотариусом нотариального действия либо отказ в его совершении. В настоящей статье нас будет интересовать именно первая стадия нотариального удостоверения сделок, поскольку именно на ней происходит установление нотариусом фактических обстоятельств, определяющих возможность совершить то или иное нотариальное действие. К таким обстоятельствам, в частности, относится проверка нотариусом правоспособности юридического лица

1 Нотариальное право России / под ред. В. В. Яркова. М., 2003. С. 146.

(полномочий его представителя), являющегося субъектом сделки. Проверка же нотариусом правоспособности юридического лица является необходимым условием признания сделки действительной.

Как известно, под правоспособностью юридического лица понимается возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности этого лица, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обя-занности2. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (статья 49 ГК РФ).

Обязанность проверять правоспособность юридического лица при совершении сделок с участием юридических лиц закреплено в статье 43 Основ законодательства РФ о нотариате (далее — Основы). При удостоверении сделок с имуществом юридических лиц нотариусом проверяются правомочия органов или лиц по распоряжению имуществом в соответствии с

2 Идрисова Л. А., Ярлыкова Е. Л. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2010.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

законами и иными нормативными правовыми актами и учредительными документами юридических лиц3. Для этого нотариус истребует учредительные документы юридического лица, документы, подтверждающие его государственную регистрацию (свидетельство о регистрации юридического лица), а также документы, подтверждающие полномочия лица, действующего от его имени. В нотариальной практике зачастую возникают ситуации, когда нотариус при проведении правовой экспертизы документов юридического лица приходит к выводу о том, что государственная регистрация юридического лица или сведений о нем была произведена на основе документов, противоречащих законодательству Российской Федерации. Например, к нотариусу за удостоверением договора залога недвижимого имущества обращается юридического лицо, которое в своем составе имеет другое хозяйственное общество, состоящее из одного физического лица. В статье 7 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ закреплен запрет на существование такого общества. Однако юридическое лицо прошло регистрацию в соответствующем регистрирующем органе.

Другим примером может служить ситуация, когда единоличный исполнительный орган юридического лица (например, директор) был избран органом, в компетенцию которого в соответствии с уставом это не входит.

В этой связи возникает вполне закономерный вопрос: как быть нотариусу в данной ситуации? Удостоверить сделку с имуществом юридического лица, который прошел государственную регистрацию в соответствующем органе, зная, что существует «порок» субъекта сделки, или отказать в совершении такового?

Отвечая на поставленный вопрос, необходимо, как нам представляется, понимать сущность и значение института нотариата для развития гражданского оборота. Нотариат -это орган бесспорной юрисдикции, одной из основных функций которого является предупреждение и снижение количества гражданско-правовых споров путем создания квалифицированного доказательства (нотариального документа). В процессе удостоверения сделки нотариус в силу своей публичноправовой природы придает от имени государ-

3 Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации: Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 № 91. П. 13.

ства особый правовой статус действиям участников гражданского оборота, обеспечивает правомерность их поведения, что в конечном итоге способствует снижению количества как гражданских, так и уголовных правонарушений.

С учетом изложенного полагаем, что удостоверение сделки с «пороком» в правоспособности юридического лица, известным нотариусу в момент совершения нотариального действия, противоречило бы самой природе и сущности нотариата, выполняющего функции превентивного правосудия и обеспечивающего надлежащую защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В момент проставления удостоверительной надписи нотариус подтверждает условия действительности сделки, а также тот факт, что им в соответствии с действующим законодательством проверены правоспособность юридического лица и полномочия его представителя, что непосредственно отражается в ее тексте.

Аргументом в пользу данной точки зрения может служить следующее. Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — Закон о регистрации) установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации (пункт 1 статьи 23) и отсутствием полномочий соответствующего органа по проведению проверки достоверности и соответствия законодательству Российской Федерации сведений, указанных в представляемых документах (пункт 4.1 статьи 9). В итоге складывается ситуация, когда на регистрацию юридического лица или регистрацию изменений в сведениях о юридическом лице могут быть представлены не соответствующие требованиям закона документы. Несомненно, Закон о регистрации юридических лиц предусматривает возможность регистрирующего органа в данном случае обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением (пункт 2 статьи 25). Однако это является правом, а не обязанностью.

Таким образом, именно нотариусы — для обеспечения прозрачности гражданского оборота — проверяют правоспособность юридического лица и полномочия его представителя в момент совершения нотариального действия (удостоверения сделки). К сожалению, регистрирующие органы не наделены этими полномочиями.

Еще одним доводом в поддержку рассматриваемой точки зрения является разное соотношение ответственности регистрирующего органа и нотариуса. Так, согласно статье 17 Основ нотариус несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации. В случае совершения нотариусом действий, противоречащих законодательству, его деятельность может быть прекращена судом. Однако удостоверение сделки с «пороком» в ее субъекте, о котором нотариус знал в момент совершения нотариального действия, будет противоречить закону, и соответственно это может повлечь его имущественную ответственность.

В свою очередь, ответственность регистрирующего органа закреплена в статье 24 Закона о регистрации, согласно которой она наступает только за необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, а также за незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов. Перечень оснований наступления ответственности является исчерпывающим. Регистрирующий орган не несет ответственности за внесение сведений о юридическом лице в реестр по документам, противоречащим требованиям законодательства. Это не является удивительным, поскольку они не наделены полномочием по проведению правовой экспертизы предоставляемых документов.

В сложившейся ситуации представляется необходимым предложить внести изменения в законодательство о нотариате и о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В новом законе о нотариате и нотариальной деятельности предусмотреть полномочие нотариуса по уведомлению регистрирующего органа о случаях выявления им «пороков» регистрации юридического лица и внесение сведений в реестр о нем. В Законе о регистрации целесообразно предусмотреть обязанность регистрирующего органа при получении подобного уведомления от нотариуса обращаться в суд с соответствующим исковым заявлением.

Резюмируя изложенное, можно прийти к выводу, что нотариус в силу возложенных на него государством полномочий не вправе удостоверять сделку с участием юридического лица, имеющего «порок» правоспособности, поскольку иное могло бы породить существование оспоримого нотариального акта, что противоречит самой природе института нотариата, призванного предотвращать правовые споры сторон.

Об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кашурина Валерия Георгиевна, главный специалист правового отдела нотариальной палаты Ставропольского края, соискатель кафедры гражданского права и процесса юридического института СКФУ (г. Ставрополь), тел. 8-962-023-03-03, valery.soldatkina@gmail.com Кашурин Иван Николаевич, нотариус по ставропольскому городскому нотариальному округу, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического института СКФУ (г. Ставрополь), тел. 8-962-023-03-03, iv.kashurin@gmail.com