Прекращение юридического лица

6.3. Прекращение деятельности юридического лица

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате реорганизации или ликвидации.

Понятие «реорганизация юридического лица» включает различные формы изменения статуса юридического лица, когда все права и обязанности или их часть переходят к другому юридическому лицу (лицам), т.е.

реорганизация юридического лица предполагает использование процедуры правопреемства. Реорганизация предприятия может происходить в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Реорганизация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ряде случаев реорганизация юридических лиц может состояться лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения совершается в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Реорганизация юридического лица в соответствиями со ст. 57 ГК РФ происходит в форме: •

разделения юридического лица и создания на его основе нескольких самостоятельных юридических лиц; •

выделения из состава юридического лица нового юридического лица при сохранении существующего; •

слияния нескольких юридических лиц и создания одного нового юридического лица; •

присоединения одного юридического лица к другому; •

преобразования одного юридического лица в другое.

При слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц права и обязанности в порядке правопреемства переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

Разделение и выделение юридических лиц сопровождаются переходом прав и обязанностей к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.

Передаточный акт и разделительный баланс представляются в обязательном порядке вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Реорганизация юридического лица подразумевает сохранение всех его обязательств перед третьими лицами. Такие обязательства не прекращаются, а переходят к правопреемникам юридического лица.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, то вновь возникшие юридические лица согласно ст. 60 ГК РФ несут солидарную ответственность по его обязательствам перед кредиторами. Это означает, что кредитор реорганизованного юридического лица вправе требовать от любого правопреемника исполнения обязательства в полном объеме.

Нужно отличать реорганизацию юридического лица от изменения его учредительных документов.

Изменение организационно- правовой формы юридического лица является формой реорганизации (преобразования) и требует составления передаточных актов. Иные изменения в функционировании юридического лица (изме- нение местонахождения, видов деятельности, структуры и компетенции органов управления, наименования) оформляются в установленном порядке без составления передаточных актов и разделительных балансов.

В соответствии с новым антимонопольным законодательством, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется: 1)

слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также — последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления), превышает 3 млрд руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд руб. либо если одна из таких организаций включена в реестр; 2)

присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 3 млрд руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 6 млрд руб. либо если одна из таких организаций включена в реестр; 3)

слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

Порядок ликвидации юридического лица и полномочия ликвидационной комиссии определены в ст. 63 ГК РФ.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях:

• по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными до- кументами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; • по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если они носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским одексом РФ. Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ.

При ликвидации юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных п. 5 ст. 113, ст. 115 и 120 ГК РФ. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законом либо учредительными документами юридического лица. Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

При ликвидации товарищества на вере, в том числе в случае банкротства, вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов. Оставшееся после этого имущество товарищества распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества, если другой порядок не установлен учредительным договором или соглашением полных товарищей и вкладчиков.

Общество с дополнительной ответственностью учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами общества, в нем участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определяемом учредительными документами общества.

При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их долям, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.

Прекращение юридического лица путем реорганизации

Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:

  • слияние нескольких юридических лип в одно;
  • присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;
  • разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;
  • выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;
  • преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую.

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.

Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект — юридическое лицо, подлежат прекращению.

Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов. Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.

В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций.

Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства.

Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено прежде всего в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не «затерялись» в ходе реорганизации.

Данный процесс таит в себе значительные опасности для кредиторов — контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Присоединение или слияние грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами).

Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности перед ними участников юридического лица (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью).

Поэтому закон требует, чтобы лица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков.

Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного юридического лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц.

Непредставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованного юридического лица должны влечь отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, т.е. по сути непризнание состоявшейся реорганизации.

Если же разделительный баланс составлен так, что не дает возможности определить правопреемника по конкретному обязательству, вновь возникшие в результате разделения или выделения юридические лица будут нести по нему солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица. Таким образом, в ходе реорганизации юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов.

Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения — с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического.

Основания прекращения юридических лиц. Реорганизация юридического лица

Деятельность юридического лица прекращается путем его реорганизации или ликвидации.

Реорганизация может осуществляться в одной из следующих форм (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

  • 1. Слияние нескольких юридических лиц в одно:
  • 2. Присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому:
  • 3. Разделение юридического лица на несколько самостоятельных юридических лиц:
  • 4. Выделение из состава юридического лица (которое при этом не прекращает своего существования) одного или нескольких новых юридических лиц:

5. Преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую. Так, хозяйственные товарищества и общества могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственный кооператив по решению общего собрания их участников (п. 2 ст. 68 ГК РФ).

Во всех случаях, за исключением выделения, деятельность по крайней мере одного юридического лица прекращается, но не прекращаются все его права и обязанности: они переходят к вновь созданным (при присоединении — к существующим) юридическим лицам в порядке правопреемства.

Правопреемство происходит и при выделении, но к вновь созданному (выделившемуся) юридическому лицу переходит лишь часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.

Обычно реорганизация происходит добровольно, например по решению общего собрания участников юридического лица. Иногда в случаях, предусмотренных законом, например когда предприятие занимает доминирующее положение на рынке и систематически осуществляет монополистическую практику, реорганизация может быть проведена принудительно.

Реорганизация оформляется либо передаточным актом (при слиянии, присоединении, преобразовании), либо разделительным балансом (при разделении и выделении — ст. 58 ГК РФ). Из этих документов должно быть ясно, как осуществляется правопреемство вновь образованными и продолжающими действовать юридическими лицами. Иными словами, кто из них будет отвечать по имеющимся у юридического лица обязательствам перед кредиторами. Поскольку реорганизация таит в себе много опасностей для кредиторов юридического лица (может, например, сложиться ситуация, при которой кредитор не способен определенно уяснить для себя, к какому из юридических лиц, появившихся (оставшихся) в результате реорганизации, обращаться за исполнением обязательств), законодательство устанавливает гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица (ст. 60 ГК РФ). Это, в частности, сообщение в орган, осуществляющий государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации; уведомление о начале процедуры реорганизации кредиторов юридического лица с тем, чтобы они могли потребовать досрочного удовлетворения своих требований, и т.д.

Публично-правовые образования в качестве участников гражданско-правовых отношений

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками гражданско-правовых отношений являются государство и другие публично-правовые образования. Участниками имущественных отношений являются как само государство — Российская Федерация, так и ее отдельные субъекты — республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, а также муниципальные образования — городские, сельские поселения и др. Все они выступают на равных началах с иными участниками гражданско-правовых отношений — гражданами и юридическими лицами (ст. 124 ГК РФ), потому что государство, выступая в имущественном обороте, не должно использовать имеющиеся у него властные полномочия, чтобы произвольно менять установленные гражданским законодательством правила и навязывать свою волю иным участникам имущественных отношений.

В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью, хотя созданы

Схема 6.3. Процедура признания несостоятельности (банкротом)

они нс для участия в гражданских правоотношениях (такое участие носит для них вспомогательный характер). Государство и иные публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, выступают в суде через свои органы, которые действуют в рамках своей компетенции (ст. 125 ГК РФ). Иными словами, действия органов власти, совершаемые ими в пределах своей компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований.

Как отмечалось выше, государство и муниципальные образования могут создавать юридические лица, закрепляя за ними имущество на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Участвуя в имущественном обороте, и государство, и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (п. 1 ст. 126 ГК РФ), потому что такое имущество составляет материальную базу участия самих этих юридических лиц в имущественном обороте. Поэтому такие юридические лица не отвечают по долгам учредивших их государств и муниципальных образований (п. 2 ст. 126 ГК РФ).

  • См: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Прекращение деятельности юридического лица

Существует два способа прекращения деятельности юридического лица: реорганизация (кроме выделения) и ликвидация.

При реорганизации, как правило, все права и обязанности юридического лица переходят к иным организациям (субъектам права), т.е. происходит универсальное правопреемство. Следует заметить, что в случае отсутствия у новых юридических лиц специальных лицензий, некоторые права могут в виде исключения не перейти к ним.

Реорганизация юридического лица осуществляется следующими способами:

1. 2. Слияние нескольких организаций в одну.

2. Разделение организации на несколько новых.

3. Присоединение одной организации к другой.

4. Выделение организации из состава другой (прекращение деятельности последней не происходит);

2. 5. Преобразование одной организации в другую путем смены ею организационно-правовой формы, например: ООО в ОДО или в унитарное предприятие.

По общему правилу реорганизация проводится добровольно по решению высшего органа управления юридическим лицом. В отдельных случаях допускается принудительная реорганизация, в частности в связи с антимонопольной политикой (запрещение слияния, присоединения, преобразования организаций, либо требование принудительного разделения) или с целью экономического укрепления организации, т.е. предотвратить банкротство одной из них.

При реорганизации необходимо предварительно уведомить кредиторов, так как реорганизация затрагивает их интересы. Кредиторы могут требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств и возмещение убытков.

Оформляется реорганизация юридических лиц передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование), либо разделительным балансом (разделение, выделение). Заканчивается реорганизация в момент госрегистрации вновь созданных лиц или в момент исключения присоединенного лица из государственного регистра.

При ликвидации происходит прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода его прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства.

Ликвидация может проводиться добровольно по решению компетентного органа юридического лица в случаях достижения целей своего создания, истечения сроков деятельности, признания лица несостоятельным и др.; а также в принудительном порядке по решению суда по иску компетентного госоргана из-за осуществления деятельности без лицензии, запрещенной законом, грубого нарушения законодательства и др.

Ликвидация юридического лица происходит в следующем порядке:

1. Орган, который принял решение о ликвидации, сообщает регистрирующему органу о своем решении для помещения соответствующей информации в регистре; определяет срок и порядок ликвидации; назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), к которому с данного момента приходят полномочия органа управления организацией.

2. Ликвидационная комиссия (ликвидатор):

– публикует в СМИ сообщение о ликвидации организации, в котором указывает порядок и сроки принятия претензий (требований) от кредиторов в течение не менее двух месяцев (п. 1 ст. 59 ГК), выявляет и письменно уведомляет всех кредиторов;

– взыскивает дебиторскую задолженность;

– оценивает кредиторскую задолженность и принимает решение об удовлетворении или отклонении требований кредиторов, составляет промежуточный ликвидационный баланс (актив-пассив);

– удовлетворяет законные требования в установленном законодательством порядке. В ст. 60 ГК указана очередность удовлетворения требований. Всего очередей пять:

1) требования граждан, перед которыми ликвидируемое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

2) расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

4) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации;

5) расчеты с другими кредиторами.

Очередность должна быть соблюдена, и удовлетворение последующей очереди не допускается без полного удовлетворения требований предшествующей очереди.

– после погашения указанной задолженности составляется окончательный ликвидационный баланс;

– распределение оставшегося имущества между участниками организации, если иное не следует из закона или учредительных документов.

3. Все ликвидационные документы передаются государственному регистрирующему органу, который вносит соответствующую запись в государственный регистр. С этого момента юридическое лицо утрачивает свою правоспособность и считается прекращенным.

Тема 8. Возникновение и прекращение юридических лиц. Виды прекращения (ликвидация и реорганизация)

1. Возникновение юридических лиц –это создание юридического лица и его государственная регистрация.Эта процедурасостоит из двух стадий:

— непосредственного создания юридического лица (в узком смысле слова);

— его государственной регистрации, с момента кото­рой юридическое лицо считается созданным.

Существует три основных порядка создания юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа.

Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.

Наиболее распространен явочно-нормативный порядок создания юриди­ческих лиц: юридическое лицо создается по инициативе учредителей, а компетентный государственный орган при регистрации проверяет только соблюдение установленного порядка представления документов и их соответствие закону. Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Требуется лишь инициатива учредителей, их «явка». Компетентный государственный орган лишь проверяет соблюдение установленного порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК).

2. Прекращение юридических лиц.Основания прекращения юридических лиц:

— добровольное,то есть прекращение по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в опре­деленных случаях с разрешения компетентного государственного орга­на);

— распорядительное:

а)по решению учредителей (участников) юридического лица;

б) по решению компетентного государственного органа;

в) по решению суда.

3. Виды прекращения юридического лица:

-реорганизация– относительное прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическо­му лицу (ранее существовавшему или вновь созданному);

— ликвидация– абсолютное (полное) прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей.

Отличительной особенностью ликвидации является создание специального образования – ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора), которое действует от имени ликвидируемого юридического лица по аналогии с его органами и к которому переходят полномочия по управлению делами этого юридического лица.


Юридическое лицо считается прекращенным с момента государствен­ной регистрации его реорганизации или ликвидации. Этому предшеству­ет длительный подготовительный период, который обязательно вклю­чает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.

4. Виды ликвидации юридического лица:

— с распределением оставшегося имущества между учредителями (участ­никами) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);

— с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предпри­ятия и финансируемые собственником учреждения);

— с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредитель­ных документах юридического лица (общественные и религиозные объе­динения, фонды).

5. Виды реорганизации юридических лиц:

— слияние- возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового;

— присоединение- вливание одного юридического лица в другое;

— разделение- возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых;

— выделение- выделение из юридического лица нового юридического лица без прекращения старого,

— преобразование- изменение организационно-правовой формы юриди­ческого лица

6. Гарантии прав кредиторов припрекращении юридического лица. Гражданское законодательство уделяет большое внимание вопросу гарантий прав кредиторов юридического лица при его прекращении. Такими гарантиями являются:

— обязательное письменное уведомление кредиторов субъектом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, или ликвидационной комиссией, о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения;


— право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполне­ния обязательств с возмещением вызванных этим убытков;

— солидарная ответственность вновь образованных юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица, если раздели­тельный баланс не дает возможности определить правопреемника.

7. Расчеты с кредиторами юридического лица при его ликвидации — производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК. В соответствии с ней предусмотрены четыре последовательно удовлетворяемых очере­ди привилегированных кредиторов,требования которых удовлет­воряются преимущественно перед другими кредиторами. Имеет­ся также пятая очередь, куда включены требования всех остальных (непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинают­ся лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточно­го ликвидационного баланса. При этом требования каждой по­следующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК). Следовательно, при недостатке или отсутствии необходимого иму­щества требования последующих очередей могут остаться неудов­летворенными. Между кредиторами одной очереди имущество ликвидируемого юридического лица при его недостатке распреде­ляется пропорционально суммам их требований.

В первую очередьвключены требования граждан к ликвиди­руемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненно­го жизни или здоровью, а во вторую очередь— требования по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам. В третью очередьудовлетворяются требования залоговых кредиторов (по обязательствам юридического лица, обеспеченным залогом его имущества). В четвертую очередьудовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т. п.). Все остальные требования относятсяк пятой очереди.

Если при принятии решения о ликвидации юридического лица или утвержде­нии промежуточного баланса обнаружится недостаточность стоимости его иму­щества для удовлетворения требований его кредиторов, ликвидация должна про­водиться в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь подлежат удовлетворению любые требова­ния граждан, являющихся их кредиторами (в том числе и требования их вкладчи­ков) (ст. 64 ГК).

После завер­шения всех расчетов с кредиторами ликвидком составляет окон­чательный ликвидационный баланс,который утверждается лица­ми или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом (п. 5 ст. 63 ГК). Остаток имущества передается учредителям или участникам юри­дического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законода­тельством и их учредительными документами. Ликвидация счита­ется завершенной, а юридическое лицо — прекратившим сущес­твование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК).

Тема 9. Публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) как субъекты гражданских правоотношений

1. Статус публично-правовых образований в гражданском обороте. Государство как субъект гражданских правоотношений имеет те же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами (ст. 1 ГК), несмотря на то, что государство обладает властными полномочиями.

Государственные и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях наравне с другими субъектами гражданского права.

Характеризуя правосубъектность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, закон устанавливает, что в этих случаях следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Однако считать эту группу субъектов гражданского права юридическими лицами нельзя. Особенности их участия в гражданском обороте:

• они не используют свои публично-властные полномочия,

• к отношениям с их участием применяются нормы, относящиеся к юри­дическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов,

• от имени данных субъектов права и обязанности приобретают их органы либо специально уполномоченные на то граждане и юридические лица;

• указанные субъекты участвуют в таких специфичных гражданско-право­вых отношениях, как изъятие в доход Российской Федерации всего по­лученного по некоторым недействительным сделкам, принудительным сделкам, от принудительного выкупа памятников истории и культуры, от приватизации;

• по своим обязательствам они отвечают всем своим имуществом, кроме имущества, закрепленного за унитарными предприятиями или изъято­го из оборота;

• указанные субъекты несут субсидиарную ответственность по обязатель­ствам казенных предприятий, финансируемых ими учреждений и в иных случаях, предусмотренных законом,

• по общему правилу указанные субъекты не несут ответственности по обязательствам друг друга;

• они несут ответственность за незаконные действия их органов и долж­ностных лиц.

2. Казна. В имуществе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выделяют казну,то есть имущество, не распределенное между государственными и муниципальными унитар­ными предприятиями и учреждениями.

3. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях осуществляется через их органы власти (ст. 125 ГК). При этом не требуется специального уполномочия. Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта, или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать юридические лица и граждане. Случаи и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, указами Президента, постановлениями правительства, нормативными актами РФ и муниципальных образований.

4. Сфера участия государства, субъектов РФ и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется их специальной гражданской правоспособностью. Допускающей возможность иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом.

5. Ответственность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по обязательствам.Закон устанавливает, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение содержится в п. 6 ст. 126 ГК, согласно которому это право не распространяется на случаи, когда Российской Федерации приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на РФ, субъектов РФ и муниципальные образования как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников их имущества. Аналогично на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в распоряжении этих учреждений денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК). Российская Федерация несет субсидиарную ответственность также по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

Приостановка без ликвидации по решению суда

Процедура ликвидации ООО четко регламентируется пятью статьями Гражданского кодекса РФ, тогда как приостановка деятельности без ликвидации юридического лица кодексом о гражданско-правовых отношениях не предусмотрена. Тем не менее заморозка фирмы может осуществляться либо по решению суда, либо по желанию владельцев (учредителей).

Приостановление деятельности судом назначается в качестве административного наказания на основании ст. 3.12 КоАП РФ.

Суд может приостановить функционирование ООО, если:

  • деятельность фирмы связана с угрозой жизни и здоровью людей;
  • компания занимается производством, причиняющим существенный вред окружающей среде;
  • зафиксированы нарушения, связанные с применением и оборотом наркотических средств и веществ;
  • фирма нарушила законодательство о противодействии финансированию терроризма и легализации доходов, извлеченных преступным путем;
  • совершенно иное админправонарушение, указанное в части 1 ст. 3.12 КоАП.

Согласно ч. 2 ст. 3.12 суд вправе приостановить деятельность юрлица в связи с допущенным админправонарушением на срок не более 90 суток.

Приостановка деятельности ООО учредителями

Поскольку ГК РФ и другие федзаконы не допускают приостановления деятельности предприятия по решению владельцев или руководства, в состоянии заморозки ООО по-прежнему обязано:

  • оплачивать текущие расходы, включая выплаты наемным работникам, отказавшимся уволиться либо пойти в неоплачиваемый отпуск;
  • вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность всех видов;
  • выступать ответчиком либо третьим лицом в суде.

Важно: приостановление деятельности юрлица по закону является простоем по вине работодателя. В этом случае последний обязан оплачивать работникам время простоя в размере не ниже средней зарплаты каждого (статья 157 ТК РФ).

Прежде чем осуществлять приостановление функционирования ООО, следует верно оценить издержки и хорошо подумать, не будет ли лучшим решением добровольная ликвидация компании с исключением из ЕГРЮЛ и открытие нового юрлица, когда придет пора возобновления бизнес-деятельности.

Если сделан выбор в пользу приостановки деятельности ООО без ликвидации — как оформить заморозку в соответствии с налоговым и трудовым законодательством?

Пошаговый алгоритм:

  1. За 2 месяца до приостановления деятельности издать приказ о временной остановке предприятия с обязательным указанием одной или нескольких серьезных причин принятия такого решения. В документе также следует отразить процедуры, необходимые перед временным приостановлением, и назначить ответственных.
  2. Ознакомить с названным приказом каждого работника фирмы под подпись. Принять заявления о предоставлении неоплачиваемых отпусков и об увольнении (при наличии), издать соответствующие приказы и ознакомить работников под подпись также с ними.
  3. Письменно уведомить налоговый орган, что компания временно прекращает деятельность и будет сдавать нулевую отчетность. Если ИФНС не получит такого уведомления, она вправе провести внеплановую налоговую проверку на основании резкого снижения размера налоговых платежей.
  4. Взыскать долги перед предприятием и расплатиться с кредиторами. Это необходимо во избежание претензий со стороны кредиторов, грозящих пенями и штрафами, и незапланированных поступлений средств. Если на «замороженный» счет фирмы придет хоть один платеж, придется составлять ненулевые отчеты и платить налог.
  5. Подать в банк заявление о временной блокировке счета.

После этих шагов остается только сдавать нулевую отчетность в ФНС, ФСС, ПФР и Росстат. Если руководитель либо учредитель общества не может предоставлять отчеты собственноручно, он вправе по соглашению назначить своего представителя, оформить доверенность на его имя и нотариально заверить.

Если приостановление без ликвидации ООО будет длиться 1 год и компания не будет сдавать отчетность, ИФНС примет решение об исключении общества из ЕГРЮЛ (ст. 21.1 закона № 129-ФЗ).

Отмена ликвидации ООО участниками

Приостановить ликвидацию юридического лица по решению участников (учредителей) после того, как в ИФНС направлено соответствующее уведомление, владельцы ООО не могут, но могут отменить закрытие фирмы.

Ничего нельзя сделать только в том случае, если процедура прекращения деятельности завершена и сведения о ликвидации уже внесены в ЕГРЮЛ.

Если учредители еще не направляли в ФНС и прочие государственные органы уведомлений о прекращении деятельности, они спокойно могут аннулировать протокол собрания, принявшего решение о ликвидации, и продолжать работу предприятия.

Если ИФНС получила уведомление о закрытии юрлица и внесло запись, что общество находится на ликвидации, в ЕГРЮЛ, нужно:

  1. Провести общее собрание учредителей (участников) ООО, составить протокол о единогласно принятом решении отменить ликвидацию общества.
  2. Заполнить формы Р14001 (об изменениях в ЕГРЮЛ) и Р15001 (об отмене закрытия ООО), заверить у нотариуса.
  3. Отправить обе формы вместе с упомянутым протоколом в налоговый орган.

Получив этот небольшой пакет документов, ИФНС делает новые записи в ЕГРЮЛ об отмене прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью, и фирма остается в разряде действующих юридических лиц.

Прекращение деятельности предприятия

Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено в форме его реорганизации и ликвидации.

Под реорганизацией предприятия понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Реорганизация предприятия может быть осуществлена по решению его учредителей либо органа управления предприятием, уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии с законодательством реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких лиц осуществляется в соответствии с ГК РФ, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Под ликвидацией предприятия как юридического лица понимается его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

2) в связи с истечением сроков, на которые было создано юридическое лицо;

3) в связи с достижением цели юридического лица, ради которой оно было создано;

4) в случае признания судом недействительности его регистрации в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

5) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии или допуска СРО), либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;

6) вследствие признания судом лица, являющегося коммерческой организацией, несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пунктах 1-5, может быть предъявлено в судебном порядке государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом дано право на предъявление такого требования.

Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие решение о ликвидации предприятия, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что предприятие находится в процессе ликвидации.

Учредители предприятия или орган, принявшие решение о ликвидации предприятия, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации предприятия. Ликвидационная комиссия письменно должна уведомить кредиторов о ликвидации предприятия, принять меры к их выявлению и получению дебиторской задолженности, а после окончания срока предъявления требований кредиторов она составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества предприятия, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения.

В соответствии ГК РФ при проведении ликвидационных процессов предприятия требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1) требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2) расчеты по выплате выходных подобий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту и выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия;

4) расчеты по задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

5) расчеты с другими кредиторами.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого предприятия.

Деятельность казенного предприятия может быть прекращена по решению Правительства РФ. Но оно не может быть признано по решению суда несостоятельным (банкротом). Ликвидация предприятия считается завершенной, и оно прекращает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Прекращение юридического лица: понятие, способы, их характеристика.

Юридическое лицо прекращает свою деятельность в порядке, установленным законом. Для понятия прекращение деятельности применяется: основания, способы, формы прекращения деятельности юридического лица.

Основания – это определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юр. лица.

Способ – предусмотренный законом порядок прекращения деятельности юр. лица.

Формы – предусмотренные законом приёмы прекращения деятельности юр. лица.

Юридическое лицо может прекратить свою деятельность путем реорганизации и ликвидации.

Виды реорганизации:

1. Добровольная. Осуществляется по решению учредителей органа юридического лица уполномоченного на это учредительными документами.

2. Принудительная. Осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа.

Способы реорганизации:

1. Слияние. Вместо несколько юр. лиц создается одно новое юр. лицо.

2. Присоединение – поглощение одного юр. лица другим.

3. Разделение. Вместо одного юр. лица возникает несколько новых и все его имущественные права и обязанности переходят по распределительному акту в соответствующих долях на каждого из новых юридических лиц, образованных в результате этого распределения.

4. Выделение – образование нового юр. лица, но не прекращение деятельности предыдущего. Переход по распределительному балансу части имущества одному или нескольким вновь созданным юр. лицам.

5. Преобразование. Является изменение организационно-правовой формы юр. лица. В случае преобразования к юридическому лицу переходят все имущественные права и обязанности предыдущего юр. лица.

Ликвидация — это прекращение юр. лица без правопреемства.

Виды ликвидации:

1. Добровольная. Осуществляется по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами.

2. Принудительная ликвидация. Осуществляется на основании решения суда в случаях признания судом недействительности государственной регистрации и допущенных нарушений при его создании нельзя устранить. В связи занятием запрещенной деятельностью или осуществления деятельности без необходимых документов, или в связи с неоднократным нарушением закона.

Порядок ликвидации:

1. Подготовительный этап:

1) Назначение ликвидационной комиссии.

2) Письменно уведомляются все кредиторы.

3) В налоговой инспекции, социальных фондах, фондах занятости получить справки об отсутствии задолжности.

4) Предупреждение работников за 2 месяца.

5) Проводится инвентаризация и оценка имущества.

2. Этап ликвидации:

1) Составление промежуточного ликвидационного баланса.

2) Осуществление взыскания дебиторской задолжности и расчеты с кредиторами.

3) Составляется ликвидационный баланс.

4) Увольняются сотрудники и в центр занятости предоставляется список уволенных.

5) Закрыв банковские счета, уничтожаются печати, штампы.

6) Документация передается в архив.

3. Заключительный этап:

1) Снятие с учета в налоговой инспекции и во всех фондах.

2) Проведение процедуры регистрации ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо считается ликвидированным со дня внесения в ЕГР записи о его прекращении

Обособленные подразделения юридического лица, особенности их статуса. Дочерние предприятия.

Филиал — это обособленное подразделение юр. лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все или часть его функций.

Представительство — это обособленное подразделение юр. лица, расположенное все его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юр. лица.

Филиалы отличаются от представительства функциями, которые на них возлагаются юр. лицом.

Филиалы и представительства не являются юр. лица. Они наделяются имуществом юр. лица, их создавшего, и действуют на основании выданной им доверенности.

Местонахождение, цели, органы управления, порядок ликвидации определяется положениями о них, которые утверждаются соответствующими юр. лицами.

Руководитель филиала или представительства действует на основании доверенности. В связи с этим, все операции, которые осуществляются этими образованиями, порождают права и обязанности непосредственного для юр. лица.

Филиалы и представительства имеют печать, могут открывать текущие счета в банковских учреждениях.

Дочернее предприятие — предприятие, учрежденное другим (главным) юридическим лицом для решения определенных задач. Имеет статус юридического лица. Главное предприятие формирует уставный капитал дочернего, передавая ему в собственность имущество или денежные средства. Статус дочернего предприятия выражается в том, что учредитель вправе давать дочернему предприятию указания, обязательные для исполнения (в рамках учредительных документов и договоров) . Руководитель дочернего предприятия действует без доверенности на основании Устава. Самостоятельный налогоплательщик, имеет собственный баланс. Главное предприятие несет ответственность за действия дочернего только в рамках принятых им решений.

Дочернее предприятие — то, которое зависит от другого юридического лица. Хозяйственное общество есть зависимым, если другому обществу принадлежит 20% или более от установленного капитала такого общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.