Преобразование фирм

Этапы реорганизации

Подготовительный этап: принимаем решение,
готовим документы и информируем ИФНС

Как уже было сказано, решение о реорганизации юридического лица принимается его учредителями. Затем в течение трех рабочих дней после даты его принятия в регистрирующий орган (ИФНС) в письменной форме сообщается о начале процедуры реорганизации, в том числе об избранной форме, с приложением самого решения (ст. 13.1 Закона № 129‑ФЗ).

Форма уведомления о начале данной процедуры установлена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Обратите внимание

Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется ИФНС по месту его нахождения (п. 1 ст. 15 Закона № 129‑ФЗ).

На основании этого уведомления ИФНС в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16Закона № 129‑ФЗ).

В соответствии со ст. 14 Закона № 129‑ФЗ в налоговый орган необходимо представить установленный данной нормой пакет документов. Требования к оформлению документов закреплены в Приказе ФНС России от 09.06.2014 № ММВ-7-14/316@.

Итак, что необходимо подготовить «вмененщику», принявшему решение о реорганизации, для представления в налоговый орган?

  1. Подписанное заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@.
  2. Учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (впоследствии один из экземпляров с отметкой контролеров выдается заявителю). Здесь следует отметить, что весь пакет документов, предусмотренный вышеуказанной статьей, может быть представлен через многофункциональный центр, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
  3. Передаточный акт (разделительный баланс).

В названном документе подлежат урегулированию вопросы, связанные с передачей имущества и обязательств правопреемнику при изменении в результате реорганизации в форме преобразования организационно-правовой формы собственности.

Согласно п. 5 Методических указанийпо формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (далее – Методические указания) дату утверждения данного документа вправе определить сами учредители. Она должна быть в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в их решении с учетом необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и обязательств и др.).

Составление передаточного акта (разделительного баланса) рекомендуется приурочить к концу года или дате составления бухгалтерской отчетности (квартала) (п. 4 Методических указаний).

В статье 59 ГК РФ определены требования к передаточному акту: он должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Документ может включать следующие приложения:

  • бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также дается их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления их передачи (оценка имущества производится по остаточной или текущей рыночной стоимости либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений) – свой выбор учредители должны отразить в соответствующем решении);
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств, проведенной перед составлением передаточного акта (разделительного баланса);
  • первичные учетные документы по материальным ценностям (к примеру, акты (накладные) приемки-передачи основных средств), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемой организации о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, внебюджетными фондами.

4. Документ об уплате государственной пошлины. Госпошлина уплачивается в размерах, установленных ст. 333.33 НК РФ. Так, за государственную регистрацию юридического лица госпошлина уплачивается в размере 4 тыс. руб. Однако в этой связи нельзя обойти вниманием позицию Минфина, выраженную в письмах от 29.06.2015 № 03‑05‑06‑03/37427, № 03‑05‑05‑03/37417. По мнению чиновников ведомства, при реорганизации юридического лица в форме преобразования необходимо уплатить государственную пошлину в размере 22 тыс. руб. за регистрацию перехода права собственности на имущество. Свою позицию они мотивируют следующим образом. При реорганизации юридического лица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованного.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона № 122‑ФЗ права на недвижимое имущество подлежат обязательной государственной регистрации. В силу положений ст. 17 данного закона, а также ст. 59 ГК РФ основанием для госрегистрации перехода прав на недвижимое имущество к вновь образованному юридическому лицу являются решение о реорганизации юридического лица и передаточный акт.

С учетом изложенного при преобразовании юридического лица, которому на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, переходящее в порядке правопреемства в собственность созданного юридического лица, необходима государственная регистрация перехода права собственности к образованному юридическому лицу на данные объекты недвижимости, за совершение которой уплачивается государственная пошлина в размере, установленном пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (22 тыс. руб.).

Отметим, что компетентные органы неоднократно указывали на необходимость уплаты госпошлины в подобных случаях (см., к примеру, Письмо Минфина России от 17.06.2015 № 03‑05‑05‑03/34999).

5. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 11 Закона № 27‑ФЗ, а также на основании ч. 4 ст. 9 Закона № 56‑ФЗ. Как следует из названных норм, страхователь представляет в соответствующий орган ПФР сведения о работающих у него застрахованных лицах, в частности, при реорганизации юридического лица. Исходя из изложенного законодательство указывает на обязанность подачи в ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также на право налогового органа отказать в государственной регистрации, в том числе реорганизации, по причине наличия сведений о невыполнении указанной обязанности.

Обратите внимание

Налоговый орган вправе отказать юридическому лицу в регистрации реорганизации на основании непредставления в ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Ожидательный этап: ждем решения налоговиков и действуем сами

Закон № 129‑ФЗ обязывает «вмененщика» (как впрочем, любое реорганизуемое юридическое лицо) после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать в средствах массовой информации (в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц) уведомление о своей реорганизации. Данное правило закреплено в п. 2 ст. 13.1 названного закона.

Обратите внимание

Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации» (Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»).

В уведомлении о реорганизации следует указать сведения о каждом участвующем в реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, а также описать порядок и условия заявления кредиторами своих требований. Кроме того, «вмененщику» необходимо в течение пяти рабочих дней после даты направления сообщения о начале процедуры реорганизации в ИФНС уведомить в письменной форме известных ему кредиторов о начале реорганизации.

Госрегистрация реорганизуемого юридического лица осуществляется в срок, предусмотренный ст. 8Закона № 129‑ФЗ: не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Завершающий этап: не забываем о бухгалтерских обязанностях

В силу п. 9 Методических указаний на день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи, реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, должна быть составлена заключительная бухгалтерская отчетность.

Формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии:

  • учредительных документов организации;
  • решения учредителей о реорганизации;
  • передаточного акта (разделительного баланса).

Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о вновь возникшей организации. При составлении заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организацией в форме преобразования на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о возникшей организации, производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление) на основании решения учредителей суммы чистой прибыли.

В соответствии с п. 46 Методических указаний начиная с даты принятия учредителями решения о реорганизации в бухгалтерской отчетности, составляемой и представляемой в период проведения реорганизации, необходимо дополнительно отразить следующую информацию:

  • основание проведения реорганизации;
  • сведения об организациях, участвующих в реорганизации;
  • дату составления передаточного акта (разделительного баланса);
  • изменения в составе и стоимости имущества (ввод в эксплуатацию основных средств из состава незавершенного строительства, их амортизация, выбытие) и обязательств (погашение (увеличение) задолженности) начиная с даты составления передаточного акта или разделительного баланса, а также события, вызвавшие соответствующие изменения в активах и обязательствах;
  • расходы, связанные с реорганизацией;
  • формирование уставного капитала возникшей организации;
  • несоответствие (уточнение) данных передаточного акта (разделительного баланса) числовым показателям заключительной бухгалтерской отчетности;
  • несоответствие данных заключительной бухгалтерской отчетности числовым показателям вступительного бухгалтерского баланса.

Вступительная бухгалтерская отчетность составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности. При этом может отличаться размер уставного капитала (если собственники примут решение увеличить или уменьшить его). В таком случае перенос показателей должен быть осуществлен по правилам, установленным п. 44Методических указаний.

Налоговый учет

Об уплате ЕНВД и сдаче декларации,
а также о праве остаться на «вмененке»

При реорганизации юридического лица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованного юридического лица.

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.

Обратите внимание

В соответствии с п. 9 данной статьи при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации последнему факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. Более того, правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

Представить налоговую отчетность также должен правопреемник. При обнаружении последним в декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащего уплате, он обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить «уточненку» в порядке, установленном в ст. 81 НК РФ.

В пункте 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Следовательно, при обнаружении правопреемником в поданной реорганизованной организацией налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению (завышению) суммы налога, подлежащего уплате, правопреемник обязан (вправе) внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию реорганизованной организации за обозначенный период и произвести перерасчет налоговых обязательств в периоде совершения ошибки (см., к примеру, Письмо УФНС по г. Москве от 17.11.2009 № 16-15/120357).

При этом, как отметил Минфин в Письме от 29.07.2015 № 03‑11‑09/43662, необходимо следовать правилам, установленным в п. 2.6 Порядка заполнения декларации по ЕНВД, в котором говорится, что при представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником налоговой декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в том числе в форме преобразования одного юридического лица в другое) в титульном листе по реквизиту «по месту учета» указывается код «215», а в верхней его части – ИНН и КПП по месту нахождения организации-правопреемника. В реквизите «налогоплательщик» отражается наименование реорганизованной организации.

Теперь что касается правомерности применения системы налогообложения в виде ЕНВД после реорганизации организации. Чиновники, разъясняя данную ситуацию, указывают на п. 1 ст. 16 Закона № 129‑ФЗ (Письмо № 03‑11‑09/43662), согласно которому реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность. Поскольку при преобразовании юридического лица, уплачивавшего единый налог, возникает новое юридическое лицо, в целях применения им системы налогообложения в виде ЕНВД оно обязано подать в налоговый орган соответствующее заявление в порядке, установленном п. 3 ст. 346.28 НК РФ.

Напомним, в силу названной нормы организации, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения «вмененки» заявление о постановке на учет в качестве плательщика единого налога на вмененный доход.

В целях избежания дополнительных проблем с налоговиками, возможно, стоит последовать рекомендациям компетентных органов. Заявить о себе как о плательщике, планирующем применять «вмененку» и после реорганизации, особого труда не составит, зато позволит обезопасить себя от ненужных налоговых споров. А они возникнут, как показывает практика. С одной стороны, специальных требований о том, что правопреемник реорганизованной организации – «вмененщик» должен заявить о продолжении использования спецрежима в виде ЕНВД, гл. 26.3 НК РФ не предусматривает. Кроме того, п. 5 ст. 58 ГК РФ установлено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. И, как уже было отмечено, при указанном преобразовании вновь возникшая организация является правопреемником реорганизованного юрлица в части исполнения обязанностей по уплате налогов.

С другой стороны, по мнению контролирующих органов, право на применение спецрежимов не переходит к вновь возникшему в результате преобразования юридическому лицу от реорганизованной организации, поскольку деятельность преобразованного юридического лица прекращается.

Соответственно, новая организация вправе применять спецрежим в виде ЕНВД, только если подаст соответствующее заявление в вышеуказанном порядке.

Отметим, что подобным образом чиновники высказывались и ранее, правда, их разъяснения касались применения организацией иного спецрежима (УСНО), а не «вмененки» (см., к примеру, письма Минфина России от 07.02.2012 № 03‑11‑06/2/22, УФНС по г. Москве от 08.10.2010 № 16-15/105637).

В то же время существует и прямо противоположная точка зрения, которую разделяет часть судебных инстанций. И несмотря на то, что судебные решения касаются применения организациями УСНО, полагаем, выводы, изложенные в них, актуальны и для «вмененщиков».

По мнению арбитров, правопреемство при преобразовании юридического лица позволяет вновь созданной организации использовать ту же систему налогообложения, что и прежняя организация. При этом подавать заявление о переходе на избранный спецрежим не требуется (см., к примеру, Постановление ФАС МО от 18.12.2012 по делу № А40-46740/12‑115‑273).

Судами принимается во внимание, что в силу абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Поскольку правопреемство при преобразовании юридического лица путем изменения организационно-правовой формы носит универсальный характер, к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит право реорганизованного юридического лица на применение того же спецрежима, что и до реорганизации (Постановление ФАС УО от 07.07.2011 № Ф09-4136/11 по делу № А50-25231/2010).

Вместе с тем нельзя не отметить и негативные для налогоплательщика судебные решения, в которых арбитры указывают: к вновь созданной организации право на использование того же спецрежима в порядке правопреемства не переходит. Чтобы реализовать это право, организация одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет должна направить в налоговый орган заявление о его применении (см., к примеру, Постановление ФАС СКО от 15.09.2008 № Ф08-5418/2008 по делу № А32-3719/
2008-63/67).

 Направлено Письмом ФНС России от 07.09.2015 № ГД-4-3/15711@ до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129‑ФЗ.

Утверждены Приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 122‑ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Федеральный закон от 30.04.2008 № 56‑ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

Утвержден Приказом ФНС России от 04.07.2014 № ММВ-7-3/3553@.

Источник: Журнал «Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение»

> Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью

Реорганизация общества с ограниченной ответственностью

Сама по себе реорганизация представляет собой весьма сложный процесс, включающий в себя множество действий, начиная с принятия решения о реорганизации и вплоть до уведомления всех кредиторов и государственной регистрации вновь созданного юридического лица. Реорганизация является как одной из форм создания, так и одной из форм ликвидации юридического лица, причём одновременно могут создаваться и ликвидироваться несколько юридических лиц. При реорганизации происходит замена субъектов, которые имеют определенные права и обязанности. Отчасти поэтому, реорганизация в последнее время так популярна как своеобразная ликвидация юридического лица, хотя по срокам, процедура эта не такая уж и быстрая.

Как правило, процедура реорганизации состоит из следующих этапов:

  • — получение разрешение антимонопольного органа (при слиянии и присоединении);
  • — принятие решения о проведении реорганизации компетентными органами юридического лица;
  • — внесение записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации;
  • — уведомление фондов о начале процедуры реорганизации;
  • — оповещение всех кредиторов (в том числе налоговой инспекции) о предстоящей реорганизации, а также публикация о реорганизации;
  • — составление и утверждение разделительного баланса или передаточного акта;

— проведение общего собрания;

— регистрация реорганизации.

ГК РФ и № 14 — ФЗ предусмотрено пять форм реорганизации:

  • — преобразование;
  • — слияние;
  • — присоединение;
  • — разделение;
  • — выделение

Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано добровольно, т.е. реорганизация будет осуществляться по решению учредителей (участников). Но также возможна и принудительная реорганизация. Принудительная реорганизация возможна в случаях, предусмотренных Законом РСФСР № 948 — 1 от 22 марта 1991 года (с изм. и доп. на 26.07.2006 года) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Согласно этому закону принудительное разделение общества может произойти в том случае, если общество занимает доминирующее положение в определённой отрасли, осуществляет монополистическую деятельность, и (или) действия этого общества приводят к ограничению конкуренции.

Общество считается реорганизованным, за исключением реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. А реорганизация в форме присоединения считается завершённой, когда в ЕГРЮЛ вносят соответствующую запись о прекращении деятельности присоединённого общества. Также должны быть внесены необходимые изменения в реестровую запись относительно общества, к которому было присоединено другое общество. Если реорганизация происходит в форме слияния или присоединения необходимо проконтролировать, чтобы число участников не превышало пятидесяти, т.к. этого требует пункт 3 статьи 7 № 14 — ФЗ.

Нельзя забывать о том, что реорганизация общества не должна ухудшать положение его кредиторов. Недопустимо, в связи с реорганизацией, создание для кредиторов дополнительных трудностей в реализации их прав по отношению к реорганизуемому обществу. Степень риска для кредитора, при использовании разных форм реорганизации неодинакова. Так, например при преобразовании, слиянии или присоединении риск понести убытки практически отсутствует, т.к. все права и обязанности реорганизованных обществ перешли к одному вновь созданному обществу. Значит должник, по — прежнему один. А в случае реорганизации в форме выделения или разделения должников становится два и более. Соответственно гораздо проще добиться своих денег с одного лица, нежели чем с нескольких. Когда реорганизация происходит в форме разделения или выделения появляется необходимость в составлении разделительного баланса, тогда как при остальных формах, достаточно передаточного акта.

Когда учредители (участники) общества приняли решение о реорганизации, они должны в течение тридцати дней предоставить всем кредиторам письменное сообщение об этом. Также при реорганизации, общество должно опубликовать данные о своей реорганизации в СМИ. В Москве имеется специализированное периодическое издание — Вестник государственной регистрации. Согласно пункту 2 статьи 60 ГК РФ кредитор, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации общества, вправе потребовать от общества досрочного исполнения соответствующего обязательства, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения этих обязательств и возмещения, связанных с этим убытков. Это правило по большей части касается обществ, реорганизация которых происходит в форме разделения или выделения, поскольку именно при этих формах возможно несоразмерное распределение прав и обязанностей между правопреемниками. Но и в случаях слияния или присоединения могут возникнуть неблагоприятные для кредиторов обстоятельства, например если сливаются вполне благополучное общество и общество, отягощённое значительным пассивом. В результате сокращается актив имущества первого и тем самым снижается уровень обеспеченности интересов его кредиторов.

Слиянием обществ признаётся создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних. При реорганизации в форме слияния образуется новое общество, которое является универсальным правопреемником объединившихся обществ. Слияние происходит по инициативе самих участников, но иногда возникает необходимость в получении разрешения на слияние от антимонопольного органа. Если при слиянии коммерческих организаций, занятых производством, торговлей, услугами, работами, суммарные балансовые активы организаций, участвующих в реорганизации, на последнюю отчетную дату превышают 20 миллионов рублей, требуется предварительное согласие антимонопольного органа. Если суммарные активы находятся в пределах 10 — 20 миллионов рублей, требуется уведомление антимонопольного органа о произошедшей реорганизации.

Реорганизация путём слияния финансовых организаций (банки и др. кредитные учреждения, страховые компании, инвестиционные компании, негосударственные пенсионные фонды и их управляющие компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, лизинговые компании и т.д.) осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа в случае, если уставный капитал реорганизованной в результате слияния организации либо хотя бы одного из участников указанного слияния превысит:

  • — 160 миллионов рублей — в отношении кредитной организации;
  • — 10 миллионов рублей — в отношении страховой организации;
  • — 5 миллионов рублей — в отношении иных финансовых организаций будет больше

В случае не превышения установленного предела достаточно уведомления антимонопольного органа.

Реорганизация в форме слияния происходит путём принятия решения общим собранием участников, каждого из обществ, о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта. В связи с тем, что реорганизация происходит на основе решений общих собраний, важно определить, кто имеет право проявить инициативу, потребовать созыва такого собрания. Очередное общее собрание созывается исполнительным органом общества, инициативу созыва внеочередного собрания и постановки на нём вопроса о слиянии могут проявить исполнительный орган общества, совет директоров (наблюдательный совет), если он образован, участники общества, обладающие в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов.

Также необходимо иметь в виду что, любой участник общества вправе, с соблюдением установленного порядка, вносить вопросы в повестку дня собрания, следовательно, любой участник может выступить с инициативой обсуждения вопроса о слиянии. Решение по всем указанным вопросам должно приниматься единогласно всеми участниками общества и в указанной последовательности. Готовятся вышеуказанные документы и выносятся на рассмотрение общих собраний либо исполнительными органами обществ, либо советами директоров (наблюдательными советами) по согласованию между собой.

В договоре о слиянии должен быть определён порядок и условия слияния, порядок обмена долей в уставном капитале каждого общества на доли в уставном капитале нового общества. Важно учесть то, что при слиянии обществ доли в их уставных капиталах, принадлежащие другим участвующим в слиянии общества погашаются. Как уже говорилось выше, при слиянии обществ учредителями (участниками) составляется передаточный акт, в соответствии с которым, все права и обязанности реорганизуемых обществ переходят к вновь созданному обществу. Этот акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам обществ, участвующих в слиянии, в отношении всех их кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Следующим этапом будет назначение исполнительного органа. Это происходит на совместном собрании участников, всех участвующих в слиянии обществ. Если вновь утверждённым уставом предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета), его члены избираются на этом же собрании. В то время как утверждение учредительных документов требует единогласного решения всех участников общества, для избрания совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа общества необходимо простое большинство голосов участников совместного общего собрания. В интересах участников обществ договором о слиянии следует устанавливать достаточно короткие сроки проведения совместного собрания, так как отсутствие единого органа управления затруднит нормальную деятельность организации.

Необходимо обратить внимание на то, что в процессе реорганизации путём слияния не допускается изменение состава учредителей (участников). Вводить новых или выводить старых участников следует либо до реорганизации, либо после. Что касательно изменения уставного капитала, то действующим законодательством не предусмотрены какие — либо ограничения по формированию уставного капитала общества, создаваемого путём слияния. На практике уставный капитал складывается из уставных капиталов обществ участвующих в реорганизации. Тоже самое, происходит и с долями участников обществ, участвующих в реорганизации.

Государственная регистрация юридических лиц, созданных путём реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

Реорганизация в форме присоединения означает прекращение деятельности одного или нескольких обществ, присоединяемых к третьему, с передачей всех их прав и обязанностей, этому обществу. Процедура принятия решения о присоединении и утверждении договора о присоединении, такая же, как и при слиянии. Отличие заключается в том, что при присоединении решение об утверждении передаточного акта принимается только общим собранием участников присоединяемого общества. При присоединении, совместное собрание участников всех обществ участвующих в реорганизации, вносит в устав вновь созданного общества изменения, которые должны быть предусмотрены договором о присоединении. Этим же собранием решается вопрос о назначении исполнительного органа созданного вновь общества.

Следует учесть, что при присоединении общества подлежат погашению:

  • — принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение;
  • — доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие этому обществу;
  • — доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение;
  • — принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, доли в уставном капитале этого общества

Этот пункт введён относительно недавно № 312 — ФЗ от 30 декабря 2008 года.

Точно так же, как и при слиянии, необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, т.е. согласовать свои действия с местным антимонопольным органом.

Как правило, при присоединении наименование общества, к которому осуществляется присоединение, не меняется. Но законодательством не предусмотрены какие — либо ограничения на этот счёт. То есть в процессе реорганизации в форме присоединения можно переименовать основное общество, в том числе взять наименование присоединяемого общества. Это актуально в тех случаях, когда наименование зарегистрировано в качестве товарного знака. При присоединении можно смело поменять место нахождения («юридический адрес») основного общества, к которому осуществляется присоединение. Только надо иметь в виду, что смена налоговой инспекции или вообще перевод в другой город, затянут процедуру реорганизации.

При реорганизации общества в форме разделения, из одного общества образуется два и более новых обществ, а все права и обязанности общества, которое прекращает свою деятельность, переходят к вновь созданным.

Вопрос о разделении общества рассматривается общим собранием участников реорганизуемого общества. Они же принимают решение о разделении, о создании новых обществ и об утверждении разделительного баланса. Следует обратить внимание на то, что при такой форме реорганизации не используется передаточный акт. Утверждение устава и назначение органа управления происходит на общем собрании участников каждого создаваемого в результате разделения общества.

Разделение общества по решению собрания его участников происходит на добровольных началах. Но возможно и принудительное разделение. Одним из нормативных актов, предусматривающих возможность принудительного разделения, является закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Статья 19 названного Закона указывает, что принудительное разделение коммерческой организации (в том числе, естественно, и общества с ограниченной ответственностью) допускается по решению федерального антимонопольного органа в случае, когда коммерческая организация занимает доминирующее положение и два или более раза нарушила антимонопольное законодательство. Разделение или выделение происходит на основе предоставления самостоятельности структурным подразделениям при условии, что это приведёт к развитию конкуренции.

Выделением общества признаётся создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. Реорганизация в форме выделения схожа с реорганизацией путём разделения. Но если при разделении все права и обязанности разделяемого общества переходят к вновь созданным, то при выделении к вновь созданным обществам переходит лишь часть прав и обязанностей реорганизуемого общества. Решение о такой реорганизации, а также о порядке и условиях выделения и создания нового общества или нескольких обществ, принимается общим собранием участников реорганизуемого общества. Также этим собранием утверждается разделительный баланс. При этом в разделительном балансе должны быть детально зафиксированы права и обязанности, передаваемые выделяемому обществу. Очевидно, что пассивы выделяемого общества не должны превышать переданных ему активов. Решение о назначении органов управления принимается тоже на общем собрании участников реорганизуемого общества.

Согласно пункту 1 статьи 56 № 14 — ФЗ общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Выбирая новую организационно — правовую форму, необходимо помнить о том, что законодательство устанавливает свои требования к учредителям, наименованию, уставному капиталу и т.д. Например:

  • — минимальный уставный капитал общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества составляет 10 тысяч рублей, открытого акционерного общества — 100 тысяч рублей;
  • — общество (ООО, ЗАО, ОАО) не может иметь единственного учредителя — юридическое лицо, состоящее в свою очередь из одного учредителя;
  • — учредитель (товарищ) — физическое лицо в товариществе должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя;
  • — количество товарищей в товариществах — не менее 2;
  • — количество учредителей некоммерческого партнерства — не менее 2;
  • — количество членов производственного кооператива — не менее 5

Общим собрание участников общества, реорганизуемого в форме преобразования необходимо принять решение:

  • — о такой реорганизации;
  • — о порядке и об условиях преобразования;
  • — о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества (если преобразование в ОАО или ЗАО);
  • — о порядке обмена долей участников общества на доли участников ОДО (соответственно преобразование в ОДО);
  • — о порядке обмена долей участников общества на доли или вклады в складочный капитал (при преобразовании в хозяйственное товарищество);
  • — о порядке обмена долей участников общества на паи (преобразование в производственный кооператив);
  • — об утверждении устава вновь созданного общества;
  • — об утверждении передаточного акта

Решение о назначении органов управления вновь созданного общества, принимается его участниками, которыми являются участники общего собрания общества, принявшие решение о преобразовании.

Во всех случаях преобразования общества, необходимо руководствоваться соответствующими законами, в зависимости от того в какое юридическое лицо было преобразовано ООО. Например, при преобразовании в ОАО этим законном будет № 208 — ФЗ «Об акционерных обществах», а также статьи с 96 по 104 ГК РФ.

Все права и обязанности преобразуемого общества переходят к его правопреемнику с момента государственной регистрации нового юридического лица и учинения записи об исключении из ЕГРЮЛ общества, подвергшегося преобразованию.

Что это такое?

Преобразование — особый вид реорганизации, представляющий собой смену организационно-правовой формы компании, при этом создаётся другое юридическое лицо, а старое прекращает свою деятельность, происходит смена учредительных документов, устава, но все права и обязанности после совершения процедуры сохраняются.

Существенным отличием от других видов реорганизации, то есть слияния, выделения, присоединения, является то, что в процедуре начинает участвовать одно юридическое лицо и в результате образуется тоже одна фирма.

Процесс имеет некоторые особенности:

  • С экономической точки зрения преобразованная организация — одна и та же фирма, которая всего лишь сменила свою структуру менеджмента, юридический статус, а в иных сферах жизни компании не произошло никаких изменений.
  • С точки зрения макроэкономики такая реорганизация является нейтральным действием по отношению к капиталу, так как не происходит разделения или объединения уставных фондов нескольких компаний. Этот нюанс является наиболее существенным отличием. В других случаях имущество и обязательства либо объединяются в один фонд, либо делятся между несколькими организациями.
  • С юридический точки зрения в ходе преобразования создаётся совершенно новое предприятие, которое является полным преемником обязательств и прав своего предшественника. Балансовая стоимость имущества не изменяется.

Преобразование бывает двух типов:

  • Добровольное. Осуществляется только по инициативе владельцев компании. Например, процедура может быть проведена, если собственники или учредители приходят к выводу, что наиболее эффективно предприятие будет работать в другой правовой форме. Чаще всего по этой причине ООО преобразуется в акционерное общество.
  • Обязательное. Проводится при наступлении определённых обстоятельств, определённых законом. Существует несколько таких случаев:
    • участники некоммерческой организации собираются вести предпринимательскую деятельность, при этом она преобразовывается в товарищество или общество;
    • количество участников ООО или ЗАО превысило 50 человек, при этом необходимо реорганизовать предприятие в ОАО или кооператив.

К реорганизации не относится изменение типа акционерного общества, например, переход из ОАО в ЗАО. Это действие регистрируется как изменение наименования.

Регламентация по законодательству

Наиболее важными документами, регулирующими процедуру, являются:

  • Гражданский кодекс РФ. Основные виды реорганизации, определения, особенности устанавливаются статьёй 57 ГК РФ.
  • Федеральный закон №129-ФЗ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Порядок процедуры, необходимые документы, нюансы указаны в главе V.

Прочие нормативные акты устанавливают некоторые ограничения по выбору правовой формы, в которую можно преобразовать существующее предприятие:

  • ООО — в товарищество, общество иного вида, кооператив;
  • частное учреждение — в фонд, некоммерческую организацию, общество;
  • производственный кооператив — в товарищество, общество;
  • ЗАО и ОАО — в ООО, некоммерческое партнёрство, кооператив.

Определяя новую форму, стоит учесть установленные законом требования к размеру капитала, количеству учредителей и т. д.:

  • Общество не может иметь в качестве учредителя одно юридическое лицо, которое тоже имеет единственного владельца.
  • Учредитель в товариществе обязан быть зарегистрированным как ИП, если он является физическим лицом.
  • Минимальный размер УК:
    • у ООО и ЗАО должен более 10 тыс. рублей;
    • у ОАО эта сумма равняется 100 тыс. руб.
  • Название коммерческой организации должно указывать на вид планируемой деятельности.
  • Количество участников предприятий разных форм собственности:
    • для товариществ — 2 и более;
    • для производственных кооперативов — 5 и более;
    • для некоммерческих партнёрств — не менее 2.

Пошаговая инструкция оформления

Процедура происходит в несколько этапов в определённом порядке. Действия учредителей:

  • Принятие решения о реорганизации. На общем собрании всех владельцев предприятия обсуждаются следующие вопросы:
    • условия преобразования;
    • обмен долями участников или вкладами в уставный капитал будущего предприятия;
    • согласовывается устав новой организации.
  • Сообщение в налоговые органы. О начале процедуры необходимо письменно сообщить территориальной инспекции в течение трёх дней с даты принятия решения. На основании полученного уведомления налоговая служба сделает запись в ЕГРЮЛ о начале реорганизации.
  • Сообщение в СМИ. Предприятие обязано один раз в месяц сообщать в средствах массовой информации о проводимой процедуре. Данное действие необходимо для уведомления кредиторов о преобразовании компании. Контрагенты могут в течение 30 дней с даты последнего объявления письменно потребовать досрочного погашения обязательств. В случае невозможности оплаты — его прекращения, а также возмещения убытков.
  • Избрание органов фирмы. Согласно законодательству, предприятия с разной организационной формой имеют разную структуру. Совет учредителей определяет конкретный состав менеджеров, а также поручает руководству завершить все действия, связанные с регистрацией преобразования:
    • получить требования кредиторов о погашении обязательств, составить реестр контрагентов, сумм к уплате и т. п.;
    • составить и подписать акты сверки с партнёрами;
    • погасить кредиторскую задолженность до окончания процедуры;
    • провести инвентаризацию имущества и обязательств;

    На основании этих данных учредители составляют и утверждают передаточный акт. Отсутствие документа является причиной отказа в государственной регистрации реорганизации. В акте указывается:

    • общая информация о предприятии;
    • отчёт о финансовых результатах;
    • передаточный баланс;
    • пояснения.

    После оформления всех этих документов они передаются для госрегистрации.

  • Ликвидация реорганизованного лица. После получения свидетельства о прекращении деятельности фирма должна произвести следующие действия:
    • сняться с учёта в налоговой, в органе статистики, во внебюджетных фондах;
    • закрыть все счета;
    • уничтожить печать.
  • После этого нужно заново стать на учёт во всех учреждениях как новое юридическое лицо, изготовить печать, открыть счёт.

Более подробную информацию об этапах процедуры вы можете узнать из следующего видео:

Необходимые документы

Законодательством установлен перечень документации, необходимой для представления в налоговую службу. Для регистрации преобразования нужно передать следующие документы ликвидируемого предприятия:

  • Заявление по форме Р12001. Документ должен быть подписан заявителем. Предоставляется для каждой возникающей компании.
  • Комплект документов реорганизуемой организации. В него входят:
    • ИНН;
    • коды статистики;
    • устав;
    • выписка из ЕГРЮЛ;
    • свидетельство ОГРН.

    В ИФНС передаются оригиналы или нотариально заверенные копии. Документы предоставляются в двух экземплярах.

  • Решение учредителей о реорганизации фирмы.
  • Копия объявления в средствах массовой информации.
  • Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, то есть чек, квитанция.
  • Передаточный акт. В нём должна содержаться вся необходимая информация.
  • Справка об отсутствии задолженности перед ПФР.
  • Копия бухгалтерского баланса за последний отчётный период.
  • Расшифровка кредиторской задолженности.
  • Контактные данные.

Для вновь создаваемой фирмы нужна следующая информация:

  • полное и сокращённое наименование;
  • коды видов деятельности;
  • юридический адрес;
  • размер уставного капитала с указанием формы оплаты;
  • данные руководителя, наименование его должности;
  • данные главного бухгалтера;
  • данные учредителей с указанием их долей в уставном капитале;
  • информация о банке, в котором будет открыт счёт;
  • контактное лицо.

При наличии этих документов и сведений налоговые органы регистрируют реорганизацию предприятия.