Президиум вас РФ

Иерархия судов

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на трех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов

Первый уровень составляют федеральные арбитражные суды субъектовРоссийской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения.

Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.

Второй уровень арбитражных судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Структура судебной системы РФ

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Третий уровень арбитражных судов

Третий уровень образуют 10федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется вст. 24Федерального конституционногозакона«Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округаосуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судомгорода Москвыи Арбитражным судомМосковской области.

Четвертый уровень арбитражных судов

Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 127Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

8 декабря 2009 года Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ проверил в порядке надзора судебные акты по делу о нарушении прав на фирменное наименование и на товарные знаки в доменных именах «lad-m.ru» и «ladm.ru».

По указанному делу суды отказали истцу в удовлетворении иска о защите прав  на товарный знак и на фирменное наименование и взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака в доменных именах «lad-m.ru» и «ladm.ru».

Президиум ВАС РФ отменил судебные акты по делу в части отказа в удовлетворении требований истца о защите исключительного права использования фирменного наименования, признал действия ответчика по администрированию доменных имен «lad-m.ru» и «ladm.ru» нарушением прав истца на фирменное наименование и запретил ответчику использовать доменные имена «lad-m.ru» и «ladm.ru», а в остальной части судебные акты по делу были оставлены без изменения.

Ответы на экзаменационные билеты

Таким образом, Президиум ВАС РФ подтвердил законность судебных актов по делу в части отказа в удовлетворении требований истца признать действия ответчика по администрированию доменных имен «ladm.ru» и «lad-m.ru» нарушением прав истца на товарные знаки и запрета ответчику использовать обозначение, сходное с товарными знаками истца, в доменных именах «ladm.ru» «lad-m.ru» и взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации  в размере 100 тыс. руб.

Отказывая в удовлетворении требований о защите прав на товарный знак и удовлетворяя требования истца в части защиты прав на фирменное наименование, Президиум ВАС РФ исходил из даты регистрации доменных имен, а также даты возникновения прав истца на товарный знак и фирменное наименование. При этом, по ранее рассмотренным доменным спорам Президиум ВАС РФ не учитывал дату регистрации доменных имен и не связывал с ней какие-либо правовые последствия.  Данное обстоятельство объясняется тем, что при принятии постановления от 8 декабря 2009 года. Президиум руководствовался под.3 п.9 ст.1383 ГК РФ, содержащейся в части 4 ГК РФ, введенной в действие с 1 января 2008 года.

В соответствии с положениями п.1 ст.1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности  и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг  и предприятий, которым представляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе, фирменные наименования и товарные знаки.

Правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, в том числе праву на фирменное наименование и правам на товарный знак и знак обслуживания предприятий, посвящена также специальная глава в 4 части Гражданского кодекса РФ (Глава 76).

Доменное имя отсутствует в перечне результатов интеллектуальной деятельности  и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг  и предприятий, которым представляется правовая охрана (интеллектуальная собственность), предусмотренном в п.1 ст.1225 ГК РФ.

Вместе с тем оно упомянуто в подп.3 п.9 ст.1383 ГК РФ, который предусматривает, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

При принятии судебных актов по делу, суды пришли к выводу об отсутствии нарушений исключительных прав истца на товарные знаки, поскольку регистрация спорных доменов была произведена задолго до регистрации за истцом товарных знаков с тождественными словесными обозначениями, сославшись на подп.3 п.9 ст.1483 ГК РФ.

Президиум признал правильным такое применение судами подп.3 п.9 ст.1483 ГК РФ. Поскольку домены были зарегистрированы за ответчиком ранее регистрации прав истца на товарные знаки «ЛАД-М» и «ЛАДМ» и ранее возникновения приоритета на них, Президиум ВАС РФ посчитал обоснованным отказ судов со ссылкой на подп.3 п.9 ст.1483 ГК РФ в защите прав на товарные знаки, в том числе, во взыскании компенсации. Таким образом, Президиум ВАС РФ согласился с тем, что факт регистрации спорного доменного имени ранее регистрации права истца на товарные знаки и ранее возникновения приоритета на них в силу подп.3 п.9 ст.1483 ГК РФ является основанием для принятия судом решения об отказе в иске о защите прав на товарный знак.

Согласно п.63 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 года №5/29 «О некоторых вопросах, возникших с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак, не может быть отказано в его защите (даже в случае, если в суд представляются доказательства неправомерности регистрации товарного знака) до признания предоставления правовой охраны такому товарному знаку недействительной в порядке, предусмотренном статьей 1512 ГК РФ или прекращения правовой охраны товарного знака в порядке, установленном статьей 1514 Кодекса.

В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной  в постановлении от 8 декабря 2009 года по делу №9833,  в случае, если доменное имя зарегистрировано ранее регистрации прав истца на товарные знаки и ранее возникновения приоритета на них, то в защите прав на товарные знаки, в том числе во взыскании компенсации, истцу может быть отказано даже в том случае, если регистрация товарных знаков не оспорена и предоставление правовой охраны товарного знака не признано недействительным в установленном законом порядке.

Следовательно, при обращении владельца товарного знака в суд с иском о защите прав на товарный знак в доменном имени администратору (владельцу) доменного имени, которое было зарегистрировано  ранее регистрации прав истца на товарные знаки и ранее возникновения приоритета на них, нет необходимости оспаривать регистрацию товарного знака и признавать предоставление правовой охраны товарного знака недействительной в установленном законом порядке.

Администратору (владельцу) доменного имени достаточно будет представить суду доказательства приоритета даты регистрации доменного имени, что должно повлечь принятие судом решения об отказе  в иске владельцу товарного знака.

Отменяя судебные акты по делу в части отказа в удовлетворении требований истца о защите исключительного права использования фирменного наименования, Президиум ВАС РФ также исходил из даты регистрации домена и даты возникновения права истца на фирменное наименование.

Учитывая, что сходные до степени смешения доменные имена были зарегистрированы на имя ответчика позднее возникновения права истца на фирменное наименование, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что суды неправомерно отказали истцу  в защите его исключительного права на фирменное наименование.

При этом, сославшись на ст.5 Федерального закона от 18 декабря 2006 года №231-ФЗ  «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», п.16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 года №122  «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности», ст.1474 ГК РФ, Конвенцию по охране промышленной собственности от 20 марта1983 года, Президиум ВАС РФ отметил, что указанные нормы связывают защиту исключительного права на использование фирменного наименования с моментом государственной регистрации юридического лица, а не с моментом, когда юридическое лицо приступило к соответствующей деятельности.

Из указанных положений постановления Президиума ВАС РФ следует, что если сходные с фирменным наименованием доменные имена зарегистрированы ранее возникновения права истца на фирменное наименование, то в этом случае в защите исключительного права использования фирменного наименования должно быть отказано.

Таким образом, приоритет даты регистрации доменного имени может являться основанием не только для отказа в защите права на товарный знак, но и для отказа в защите исключительного права на фирменное наименование.

Представляется, что с принятием постановления Президиума ВАС РФ от 8 декабря 2009 года по делу №9833, дата регистрации доменного имени стала являться одним из обстоятельств, которое суд в обязательном порядке должен исследовать и дать оценку при рассмотрении дел о защите прав на товарные знаки и на фирменные наименования.

Авторы статьи:
адвокаты Андрей Гринкевич и Елена Герцева

Судебная иерархия

15.05.02отправить другув избранноезакладкиссылка

На самой высшей ступени гражданской судебной иерархии находится верховный суд. Ступенью ниже находятся окружные суды. Самой низшей гражданской судебной инстанцией являются мировые суды.

Правила, установленные окружными судами, выполняют направляющую функцию по отношению к мировым судам, то есть мировые судьи, принимая решение по какому-либо вопросу, не могут игнорировать решения, принятые окружными судьями в подобных случаях, и должны их принимать во внимание, хотя и не обязаны им следовать.

Однако правила, установленные одним окружным судом, не обязывают другие окружные суды их выполнять, а правила, установленные одним окружным судьёй, не обязывают других окружных судей им следовать.

Правила, установленные мировым судом, не обязывают ни один из судов и ни одного из судей.

И мировые, и окружные суды обязаны следовать правилам, установленным верховным судом, однако сам верховный суд при принятии решения не связан своими предыдущими постановлениями в подобных делах и вопросах и всегда может установить новый прецедент.

Какие есть суды

Помимо вышеупомянутых судебных инстанций, в Израиле действуют такие инстанции, как суды по трудовым конфликтам (региональные суды по трудовым конфликтам и стоящий над ними общегосударственный суд по трудовым конфликтам, находящийся в Иерусалиме), суды по семейным вопросам (стоящие на уровне мировых судов), религиозные суды различных общин (например, у евреев это региональные раввинские суды и стоящий над ними высший раввинский суд), суды по дорожному движению, суды по муниципальным вопросам (стоящие на уровне мировых судов), суды по мелким искам (являющиеся отделениями мировых судов), военные суды (трибуналы), суды по детской преступности, суды по арендным вопросам, суды по административным вопросам (по вопросам проектирования и строительства), дисциплинарные суды различных организаций (например, коллегии адвокатов).

Подробнее мы остановимся на некоторых из вышеупомянутых судебных инстанций в следующих разделах.

  • Мировые суды
  • Окружные суды
  • Верховный суд
  • Высший суд справедливости
  • Суды по трудовым конфликтам
  • Суды по семейным вопросам
  • Религиозные суды
  • Раввинский суд
  • Суды по муниципальным вопросам
  • Суды по мелким искам
  • Суды по детской преступности
  • Адвокат Издательство PRAVO.CO.IL

    Подпишитесь на рассылку Израильского права и получайте новые юридические статьи на электронную почту.Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter Поиск на сайтеНовые статьи в разделе

    График работы судов и службы судебных приставов в период летних каникул 2018 года

    09.08.2018 График работы судов и службы судебных приставов («оцаа ле-поаль») в период летних каникул 2018 года

    Виртуальное оскорбление и реальная компенсация

    12.06.2017 Суд принял наши доводы о том, что, хотя сайт «Одноклассники» и находится на территории России и, вроде бы, местом злословия и клеветы является другое государство, но в связи с тем, что многие из его п

    Выплата по гарантийным обязательствам

    23.03.2016 В соответствии с Законом «О гарантах» в случаях, если речь идет о нескольких гарантах, давших гарантийные обязательства кредитору, сумма их гарантийных обязательств должна разделиться в равных долях

    Архив ответов «Гражданское судопроизводство, представление интересов в суде и в судебно-исполнительных органах»

    Вернуться назадПоявились вопросы?

    Задайте свой вопрос на консультации он-лайн по теме «Гражданское судопроизводство, представление интересов в суде и в судебно-исполнительных органах»

    Структура судебной системы в Российской Федерации

    Дата написания: 2013-09-16

    Большинство ныне существующих государств построено по принципу разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Это основополагающий принцип современного демократического общества. Как правило эти ветви власти самостоятельны и напрямую не зависят друг от друга. Россия, являясь по конституции демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, здесь не исключение.

    Судебная власть в Российской Федерации согласно ст. 118 Конституции РФ осуществляется посредством:

    • Конституционного судопроизводства
    • Уголовного судопроизводства
    • Гражданского судопроизводства
    • Административного судопроизводства

    В связи с этим судопроизводство, как форма реализации правосудия, представляет собой строго формализованный порядок осуществления процессуальных прав и обязанностей их участниками, включая суды в установленном законом порядке. Этот порядок определен для конституционного судопроизводства — в Законе о Конституционном Суде РФ; для гражданского судопроизводства — в Гражданском процессуальном кодексе и Арбитражном процессуальном кодексе; для административного судопроизводства — в Гражданском процессуальном кодексе, Арбитражном процессуальном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях; для уголовного судопроизводства — в Уголовном процессуальном кодексе.

    Традиционно судебную систему Российской Федерации представляют в виде вертикальной и горизонтальной структуры. По горизонтале вышеприведенные формы судопроизводства в Российской Федерации в настоящее время реализуются посредством трех ветвей судебной системы. Структурно это можно представить следующим образом.

    Суды общей юрисдикции Арбитражные суды Конституционный суд
    Осуществляют правосудие по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции Осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подсудной арбитражным судам Осуществляет судебную власть посредством конституционного контроля, в целях защиты положений, предусмотренных Конституцией РФ

    Такое разделение судов друг от друга продиктовано особенностью специфики каждого из судопроизводств. В связи с этим в Российской Федерации приняты и действуют соответствующие этому процессуальные кодексы (ГПК РФ, АПК РФ, КоАП, УПК РФ). Основными нормативными актами, регулирующие деятельность судебной системы, помимо вышеуказанных кодексов, являются:

    • Конституция РФ
    • ФКЗ «О судебной системе РФ»
    • ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»
    • ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

    Вся судебная система самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется непосредственно только судами в лице:

    1. Судей
    2. Присяжных, народных и арбитражных заседателей

    Никакие иные органы и лица не вправе принимать на себя осуществления правосудия. Создание чрезвычайных судов не допускается.

    По вертикале судебная система имеет также четкую иерархию. Для судов общей юрисдикции схематично можно представить следующим образом:

    Верховный суд Российской Федерации
    Верховные суды республик Суды автономной области и автономных округов
    Суды городов федерального значения Краевые и областные суды
    Специализированные суды (пока не созданы) Военные суды
    Районные суды
    Мировые судьи

    В соответствии со ст. 1. ФКЗ «О судебной системе РФ»

    Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

    К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи, все остальные суды являются федеральными.

    Районные суды и Мировые судьи являются судами первой инстанции, низшим звеном в иерархии системы судов общей юрисдикции. По большенству дел, подведомственных судам общей юрисдикции, эти два суда являются по отношению друг к другу взаимоисключающими. К примеру, дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, будут подсудны Мировому судье. При сумме иска свыше пятидесяти тысяч рублей дело будет подсудно уже Районному суду, а не Мировому судье.

    Иерархия в судебной практике

    Правда есть некоторые исключения: ряд дел, специально оговоренных в ГПК РФ, в качестве первой инстанции будут подсудны иным судам общей юрисдикции (например дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации будут подсудны Верховному Суду РФ). Более подробная информация по подсудности для конкретных категорий дел в системе судов общей юрисдикции указана в ГПК РФ глава 3.

    В случае если дело подсудно Мировому судье то Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к Мировому судье, действующего на территории соответствующего судебного района.

    Далее идут суды, так называемого, среднего звена в структуре судебной системы (Верховные суды республик, Суды автономной области и автономных округов, Суды городов федерального значения, Краевые и областные суды). По большенству дел они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к Районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. В тоже время по ряду дел, как было указано выше, являются судами первой инстанции.

    Отдельно в иерархии судов общей юрисдикции стоят Военные суды. Согласно ст. 22 ФКЗ «О судебной системе РФ»

    Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

    Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются ФКЗ «О военных судах РФ»..

    Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по административным, гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к судам среднего звена. Кроме этого, Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Для арбитражных судов по вертикале структура судебной системы схематично будет выглядеть следующим образом:

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
    Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные инстанции)
    Арбитражные апелляционные суды
    Арбитражные суды субъектов РФ

    Арбитражные суды субъектов РФ являются судами первой инстанции. Как правило, на один субъект РФ создан и действуют один арбитражный суд. Вместе с тем, согласно ст. 34 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

    На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

    В настоящий момент количество арбитражных судов первой инстанции составляет 81.

    Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. В настоящий момент в России действует 20 арбитражных апелляционных судов.

    Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов. В настоящий момент в России действует 10 арбитражных кассационных инстанций по количеству Федеральных округов.

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Кроме того, здесь необходимо отметить, что с этого года в системе арбитражных судов появился, так называемый специализированный арбитражный суд — Суд по интеллектуальным правам. Так согласно, ст. 43.2. ФКЗ «О судебной системе РФ»

    Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

    ФКЗ «О судебной системе РФ» дополнен Главой IV.1. «Полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам».

    По мнению многих экспертов создание подобного суда объективно необходимо,  рассмотрение таких споров, как правило, требует наличия специальных знаний. С учетом специфики того или иного интеллектуального права, подлежащего защите, Суд по интеллектуальным правам рассматривает соответствующие споры. Это влияет на повышение как инвестиционной привлекательности российской экономики, так придает дополнительную эффективность системе защиты интеллектуальных прав с учетом международных стандартов.

    Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Особенность конституционного судопроизводства заключается в особой процедуре его осуществления, а также в особом статусе решений Конституционного Суда РФ.

    Кроме того, необходимо отметить, что согласно ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ»

    Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

    Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации созданы в соответствии с Конституцией РФ, соответственно могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Иные федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами.

    Судебная система России

    Полномочия Пленума и Президиума Верховного Суда РФ

    12345678910Следующая ⇒

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации (ПВС РФ; лат. plenum — полное) — орган Верховного суда РФ, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. ПВС РФ правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.

    Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора РФ в работе Пленума обязательно. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

    Полномочия пленума:

    • рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает разъяснения судам по вопросам судебной практики; при обсуждении вопросов о даче судам разъяснений заслушивает сообщения председателей верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных судов о судебной практике;
    • утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;
    • утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;
    • рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Государственную Думу РФ в порядке осуществления законодательной инициативы по вопросам ведения Верховного Суда РФ;
    • заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Апелляционной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;
    • рассматривает представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ (или действующих на территории РФ разъяснений Пленума Верховного Суда СССР) законодательству РФ или постановлениям Пленума Верховного Суда РФ;
    • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    Президиум Верховного суда Российской Федерации — высший совещательный орган Верховного суда РФ, руководящий его работой.

    Состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного суда Российской Федерации. В состав суда входят:

    • председатель Верховного суда,
    • заместители Председателя, входящие в состав Президиума по должности,
    • иные судьи Верховного суда Российской Федерации.

    Утверждение Президиума Верховного суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

    Заседания Президиума Верховного суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление Президиума Верховного суда Российской Федерации принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного суда Российской Федерации.

    Президиум Верховного суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:

    • в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
    • рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
    • рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного суда Российской Федерации;
    • оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации;
    • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    39.Судебные коллегии Верховного Суда РФ: виды, состав, порядок формирования, полномочия.

    12345678910Следующая ⇒

    Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 618 | Нарушение авторских прав

    Рекомендуемый контект:


    Похожая информация:

    1. Арбитражные апелляционные суды субъектов РФ, их организация и полномочия
    2. Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
    3. Верховные суды республик, краевые, областные и приравненные к ним суды общей юрисдикции, их организация и полномочия
    4. Верховный Суд РФ: его место в судебной системе, основные задачи и полномочия
    5. Виды налогов и сборов РФ. Полномочия органов власти различных уровней в области налогообложения
    6. Влияние разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
    7. Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
    8. Глава муниципального образования: порядок формирования, правовые основы, полномочия, прекращение полномочий
    9. Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты
    10. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Глава местной администрации: статус, полномочия, прекращение полномочий
    11. Квалификационная комиссия адвокатской палаты: порядок образования и полномочия
    12. Конституционный Суд РФ: его место в судебной системе и основные полномочия


    Поиск на сайте:


    Статья 2. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

    1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

    2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

    3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

    4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

    1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

    1.1) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

    (п. 1.1 введен Федеральным конституционным законом от 15.02.2016 N 2-ФКЗ)

    2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

    2.1) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

    (п. 2.1 введен Федеральным конституционным законом от 04.11.2014 N 16-ФКЗ)

    2.2) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

    (п. 2.2 введен Федеральным конституционным законом от 04.11.2014 N 16-ФКЗ)

    3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

    4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

    5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

    6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

    7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

    8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

    9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

    10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

    11) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

    12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

    (п.

    Судебная система РФ: классификация судов и требования к судьям

    12 в ред. Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)

    (см. текст в предыдущей )

    5. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    6. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет принадлежащее ему в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.

    7. Верховный Суд Российской Федерации:

    1) в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;

    2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, а также на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

    3) выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

    4) принимает в соответствии с Уголовно-процессуальным Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

    5) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

    6) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

    7) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    8. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации, установленные настоящей статьей, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.