Приказ 1365 о проведении инвентаризации

Порядок и график проведения инвентаризации в организации должен быть закреплен в учетной политике для целей бухучета (п. 4 ПБУ 1/2008). Однако инвентаризационная комиссия создается для каждого конкретного случая, ее состав, полномочия, а также сроки проведения инвентаризации должны быть закреплены в отдельном внутреннем акте организации. Поэтому рассмотрим образец заполнения приказа о проведении инвентаризации 2018 подробнее и научимся составлять этот документ правильно.

Когда нужна инвентаризация

Образец приказа о проведении инвентаризации обычно требуется в некоторых случаях, перечисленных в п. 27 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, в частности:

  • перед составлением годового отчета;
  • при назначении новых материально ответственных лиц, в том числе в связи с передачей имущества третьим лицам;
  • после краж или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (пожары, наводнения, взрывы и т. п.).

Обычно распоряжение о начале проверки издает руководитель организации в плановом или внеплановом порядке. Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии. Занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия, члены которой должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом под подпись.

Бланк приказа о проведении инвентаризации

Унифицированный образец приказа на инвентаризацию (2018) можно найти в постановлении Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Форма № ИНВ-22 представляет собой универсальный бланк, который могут использовать организации всех форм собственности. Форму можно применять как при проведении плановых, так и при назначении внеплановых проверок материальных ценностей. Выглядит она так.

Бланк формы № ИНВ-22

Если по каким-либо причинам она не подходит, можно разработать собственную форму. Главное, чтобы она была закреплена в учетной политике компании. Выглядеть произвольный образец приказа на инвентаризацию материальных ценностей 2018 может примерно так:

В любом случае в документе должны быть обязательные реквизиты и сведения:

  • наименование фирмы;
  • дата составления и номер документа;
  • цель проведения проверки и то, чего она будет касаться: товары, основные средства, материальные активы, дебиторская задолженность, все имущество компании;
  • подразделения и отделы компании, в которых будет проведена проверка: склад, магазин, бухгалтерия либо вся фирма в целом;
  • период и длительность мероприятия — с какой по какую дату проходит, когда предоставить результаты проверочных действий;
  • состав комиссии и Ф.И.О. ее председателя (в комиссию. кроме работников фирмы, можно включать сторонних аудиторов);
  • данные руководителя, подписавшего документ.

После издания локальный акт необходимо зарегистрировать в специальном журнале для учета контроля исполнения таких решений. Его рекомендуемую форму можно взять из постановления Госкомстата № 88 (форма № ИНВ-23) или разработать самостоятельно. С приказом следует обязательно ознакомить всех перечисленных в нем работников. Подписи об ознакомлении они могут поставить непосредственно на бланке либо на отдельном листе ознакомления с документом, который подшивается к распоряжению.

Пошаговая инструкция по составлению приказа

Поделись, пожалуйста, ссылкой Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники

Шаг 1. Указываем название документа.

Шаг 2. В соответствующие поля вписываем наименование организации (ИП), указываем ОКПО, пишем дату составления.

Шаг 3. Заполняем основную часть распоряжения. Здесь следует уточнить тип проверки и ее цели, а также перечислить участвующих в мероприятии членов инвентаризационной комиссии и ее председателя. Их имена и отчества можно сокращать.

Шаг 4. Указываем, какие именно материальные ценности и в каких отделах и обособленных подразделениях фирмы надлежит проверить.

Шаг 5. Указываем точные сроки проведения проверки с датой ее начала и окончания.

Шаг 6. Сообщаем о причинах необходимости инвентаризировать ценности.

Шаг 7. Указываем сроки сдачи итогов проверки в бухгалтерию.

Шаг 8. Заверяем документ у руководителя.

Шаг 9. Присваиваем номер и регистрируем в специльном журнале.

Шаг 10. Знакомим с ним всех заинтересованных лиц, включая работников отделов и подразделений, где будет проходить проверка.

Итоги проверки ТМЦ и еще один приказ

По окончании процедуры подсчета и сопоставления результатов члены комиссии должны надлежащим образом оформить результаты проверки. Все выявленные расхождения необходимо зафиксировать в ведомости учета результатов (форма № ИНВ-26) из постановления Госкомстата от 27.03.2000 № 26. А после обсуждения результатов и вынесения инвентаризационной комиссией вердикта, который записывается в специальном протоколе, руководитель должен издать еще один приказ, на этот раз об итогах проверочных мероприятий и результатах, которые были достигнуты. Следует привести реакцию руководителя фирмы на предложения членов комиссии и распоряжения о необходимых действиях. Это может быть: дополнительная проверка, санкции для виновных лиц, введение дополнительных мер безопасности. Этим же локальным актом назначаются ответственные за его исполнение работники, которых также следует ознакомить с документом под подпись. Контроль за исполнением распоряжения обычно оставляет за собой директор фирмы.

К бланкам строгой отчетности относятся не только документы, предназначенные для выдачи физическим лицам взамен чеков ККТ, об этом уже неоднократно упоминалось в наших статьях. Если рассматривать этот термин в широком смысле, то к ним можно отнести целый ряд номерных деловых бумаг, подлежащих обязательному учету. В большинстве случаев они используются бюджетными учреждениями. Бюджетный учет бланков строгой отчетности более подробно рассмотрен в одной из наших статей.

Здесь же постараемся как можно подробнее и шире рассказать о том, как субъектами хозяйствования проводится инвентаризация бланков строгой отчетности, предназначенных для подтверждения расчетов с населением за оказанные услуги, которые выдаются взамен чеков ККТ. Именно о них идет речь в Положении № 359 и Законе 54-ФЗ. В зависимости от того, какой спектр услуг оказывает физическим лицам субъект хозяйствования, использоваться могут различные формы среди которых: билеты, путевки, квитанции и прочее.

Пунктом 17 Положения № 359 предусмотрено, что инвентаризация БСО осуществляется в сроки проведения ревизии находящихся в кассе наличных денежных средств. Сколько раз и когда ее проводить, каким при этом будет перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке, определяется руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, за исключением моментов, когда такая процедура является обязательной.

Понадобиться обязательная инвентаризация бланков строгой отчетности может в связи со следующими обстоятельствами:

  • перед составлением годового отчета;
  • в связи со сменой материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов злоупотребления, порчи или хищения;
  • в случае стихийных бедствий, пожаров или прочих чрезвычайных ситуаций, которые вызваны экстремальными условиями;
  • в связи с ликвидацией или реорганизацией;
  • в других законодательно предусмотренных случаях.

Как оформить и провести инвентаризацию БСО

Существует негласное правило, в соответствии с которым списание БСО лучше всего проводить через месяц после комплексной инвентаризации, предшествующей составлению годового отчета. В таком случае инвентаризировать необходимо и все остальное имущество, принадлежащее фирме или индивидуальному предпринимателю. Придерживаться такого порядка не обязательно, но вместе с этим хочется отметить, что экономия рабочего времени при такой последовательности действий очевидна.

При проведении комплексной инвентаризации используют следующие виды инвентаризационных описей:

  • Инвентаризационную опись основных средств, форма № ИНВ-1;
  • Инвентаризационную опись ТМЦ, форма N ИНВ-3;
  • Инвентаризационную опись ТМЦ, принятых на ответственное хранение, форма N ИНВ-5;
  • Инвентаризационную опись драгметаллов, которые содержатся в деталях, полуфабрикатах и других изделиях, форма N ИНВ-8а
  • Инвентаризационную опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности, форма № инв-16.

В BLANKSOMAT можно найти не только унифицированную форму №ИНВ-16, которая понадобится для проведения самой инвентаризации и отображения ее результатов, но и массу сопутствующей документации, касающейся «строгих» документов. Здесь есть образцы приказов, договора о материальной ответственности, образцы актов приема-передачи и масса прочей сопутствующей документации и полезной информации.

Инвентаризация БСО представляет собой четко определенный порядок действий. Изначально руководителем или индивидуальным предпринимателем издается приказ о ее проведении, назначаются председатель и члены комиссии. Затем берутся расписки с материально ответственных лиц, суть которых сводится к тому, что все вверенное им имущество находится в цельности и сохранности и готово для предъявления к осмотру. Проверка фактического наличия сверяется с аналитическими данными по учету. Все это делается в присутствии членов комиссии, которые по окончании процедуры расписываются под сверкой. В случае, когда выявлены излишки или недостача, это так же отражается в учете. Излишки приходуются, недостача списывается. При этом с материально ответственного лица берутся соответствующие пояснения.

Использование БСО подразумевает наличие у субъекта хозяйствования запаса чистых номерных документов, а так же вторых экземпляров или корешков ранее использованных. Когда проводится инвентаризация БСО необходимо проверить не только соответствие фактического количества учетным показателям, но и правильность их оформления. Как минимум необходимо обратить внимание все ли обязательные реквизиты содержатся в БСО, соответствуют ли суммы указанные в нем тем, которые отражены в кассовой книге за аналогичный период, отсутствуют ли исправления, в сохранности ли испорченные БСО.

Проверяя, как ведется количественный учет, необходимо сверить фактическое наличие документов с данными, которые содержит книга учета бланков строгой отчетности. Так же необходимо проверить и правильность оформления и ведения этой книги. Листы ее должны быть пронумерованы и прошнурованы, подписаны руководителем и главным бухгалтером или индивидуальным предпринимателем, и скреплены печатью.

Обращаем ваше внимание, что если документы строгой отчетности сформированы в автоматизированной системе, например BLANKSOMAT, то вести Книгу учета БСО не требуется. Учет при этом осуществляется автоматически и перенос данных на бумажный носитель информации становится ненужным. При таком положении дел может не оказаться и запаса чистых бланков, так как материально ответственные лица в большинстве своем выводят их на печать по мере надобности.

Нюансы инвентаризации бланков строгой отчетности

Следует проверить, как налажено и осуществляется хранение БСО. Руководитель организации обязан обеспечить все необходимые условия для того, чтобы обеспечить сохранность документов. Необходимо чтобы они хранились в металлических сейфах или шкафах, а по возможности даже в специально оборудованных помещениях, исключающих их порчу или хищение. В конце рабочего дня место хранения в обязательном порядке опечатывается или опломбировывается. Копии или корешки хранятся в систематизированном виде в специальных мешках, которые опечатываются по мере наполнения, не менее 5 лет. Столько же нужно хранить и Книгу учета БСО. В случае с книгой срок отсчитывается с момента осуществления последней записи в ней. По окончании установленного срока документы могут быть списаны и уничтожены, подробнее об этом рассказано в статье «Уничтожение и списание бланков строгой отчетности». Здесь же только напомним, что списание можно проводить не ранее, чем с момента проведения инвентаризации истечет месяц.

Не забывайте, что инвентаризационные описи следует составлять в разрезе материально ответственных лиц, по каждому отдельно. Для отражения результатов сверки фактического наличия с учетными данными используют унифицированную форму №ИНВ-16. До начала инвентаризации каждый ответственный работник дает расписку. Самостоятельно ее придумывать не нужно. Текст такой расписки содержит инвентаризационная опись бланков строгой отчетности.

Особо хочется обратить внимание на то, что существует ситуация, при которой составления инвентаризационной описи в двух экземплярах недостаточно. При смене ответственного сотрудника инвентаризационная опись бланков строгой отчетности составляется в трех экземплярах. Один из экземпляров для работника, принявшего БСО, второй для того, кто их передал, а третий для бухгалтерии. В остальных случаях достаточно двух экземпляров — один из которых предназначен для ответственного работника, а второй для бухгалтерии. На последней странице, перед подписью председателя комиссии, в инвентаризационной описи есть свободные строки. Они предназначены для записи последних номеров документов, в случае если во время инвентаризации будет осуществляться движение бланков.

Инвентаризация бланков строгой отчетности состоит в проверке фактического наличия бланков строгой отчетности по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственному лицу (п. 3.41 Методических указаний по инвентаризации). Фактическое количество бланков строгой отчетности сверяется с данными бухгалтерского учета, отраженными на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». Поскольку на указанном счете бланки строгой отчетности учитываются в условной оценке, инвентаризационная комиссия не определяет их стоимость приобретения.

Для отражения результатов инвентаризации бланков строгой отчетности может использоваться инвентаризационная опись бланков документов строгой отчетности по унифицированной форме N ИНВ-16.

При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма N ИНВ-16 может выдаваться комиссии с заполненными графами с 1 по 10. Комиссия в описи заполняет графы 11 и 12 о фактическом наличии бланков. Бланки строгой отчетности, нумеруемые одним номером (например, документ выписывается сразу в нескольких копиях), заносятся в инвентаризационную опись как комплект с указанием количества документов в нем. При выявлении количественных расхождений с учетными данными в инвентаризационной описи указываются соответствующие пояснения.

Если бланки строгой отчетности хранятся в кассе, то их инвентаризация проводится одновременно с хранящимися в кассе ценностями (п. 17 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359). Если хранение бланков строгой отчетности организовано вне кассы, то их инвентаризация проводится отдельно от инвентаризации кассы (с составлением актов по каждому материально ответственному лицу и месту хранения).

См. образец инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности. Унифицированная форма N ИНВ-16.

Инвентаризация бланков трудовых книжек

Инвентаризация бланков трудовых книжек осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным для инвентаризации бланков строгой отчетности, поскольку бланки трудовой книжки и вкладыша в нее хранятся в организации как документы строгой отчетности (п. 42 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).

Инвентаризационная комиссия проверяет движение бланков в организации на основании документов об их поступлении и списании, в том числе по данным приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее. При наличии испорченных или недостающих бланков трудовой книжки или вкладыша в нее в инвентаризационной описи бланков строгой отчетности (может применяться унифицированная форма N ИНВ-16) даются соответствующие пояснения. Испорченные бланки, своевременно не списанные с учета по акту о списании бланков строгой отчетности, подлежат списанию со счета 006 «Бланки строгой отчетности» по результатам инвентаризации.

См. образец инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности. Унифицированная форма N ИНВ-16.

Оформление результатов инвентаризации

Данные о фактическом наличии проверяемых имущества и обязательств заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации.

См. дополнительно:

— каков порядок подготовки инвентаризационных описей (актов).

При наличии соответствующей технической возможности инвентаризационная опись (акт) может заполняться с использованием средств автоматизации (абз. 1 п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации). В этом случае данные о фактическом наличии имущества вводятся в программный комплекс ответственным членом инвентаризационной комиссии в ходе выполнения работ по инвентаризации.

Заполнение описей (актов) ручным способом выполняется чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Количество инвентаризируемых объектов указывают в описях (актах) в единицах измерения, принятых в учете (п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации).

На каждой странице описи (акта) указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны (абз. 4 п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации).

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (п. 2.10 Методических указаний по инвентаризации).

На основании инвентаризационных описей (актов) по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, бухгалтерией составляются сличительные ведомости (п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации).

При компьютерной обработке результатов инвентаризации сличительная ведомость также может формироваться (частично заполняться) в бухгалтерской программе и передаваться инвентаризационной комиссии для урегулирования расхождений.

Организация может использовать унифицированные формы сличительных ведомостей, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Их всего две: сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов (форма N ИНВ-18) и сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-19).

В формах N N ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15 и ИНВ-16, применяемых при инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности соответственно, объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей (Указания по применению и заполнению форм).

По результатам инвентаризации составляется итоговая ведомость (может применяться унифицированная форма N ИНВ-26), в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ их урегулирования.

См. дополнительно:

— каковы особенности применения формы N ИНВ-26.

См. образец ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. Унифицированная форма N ИНВ-26.

Организация может разработать собственные формы первичных учетных документов по инвентаризации. При разработке собственных форм первичных учетных документов можно взять за основу унифицированные формы, добавив или удалив часть реквизитов. Кроме того, целесообразно использовать ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст. Также следует учитывать, что первичный учетный документ обязательно должен содержать реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

См. образцы документов по инвентаризации.

Вопрос: Каковы сроки хранения инвентаризационных описей?

Ответ: Сроки хранения инвентаризационных описей не могут составлять менее десяти лет (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, ст. 427 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558). Аналогичное требование по хранению относится ко всем документам об инвентаризации активов, обязательств, включая протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, инвентаризационные акты, ведомости. Исключение из общего правила составляют документы, относящиеся к инвентаризации движимого имущества, в том числе ТМЦ. Срок их хранения составляет пять лет.

О применении установленных Минкультуры России правил комплектования, учета и организации хранения электронных архивных документов в отношении первичных и отчетных документов см. Информацию Минфина России N ПЗ-13/2015.



ЗАО «Марко»
ПРИКАЗ
30.10.2007 № 245
г.Минск

О проведении инвентаризации товарно-материальных

ценностей, отдельных предметов в составе оборотных

средств, основных средств,бланков строгой отчетности

В соответствии с Законом РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РБ от 29.12.2006 № 188-З), Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Минфином РБ 05.12.1995 № 54, и на основании приказа от 28.09.2007 № 213 в целях установления фактического наличия и качественного состояния материальных ценностей

1. Произвести инвентаризацию товарно-материальных ценностей (товаров) на 01.11.2007.

2. Для проведения инвентаризации назначить рабочие комиссии:

Перед любой инвентаризацией обязательно издать приказ о проведении инвентаризации. Это первый документ, который необходимо оформить перед стартом процедуры.

В приказе об инвентаризации товарно-материальных ценностей должны быть указаны ее причины, состав комиссии, имущество, подлежащее проверке, а также даты ее начала и окончания. Члены инвентаризационной комиссии должны быть перечислены пофамильно и с указанием их должностей. Обязательно выделить председателя комиссии. Документ утверждает руководитель организации и подписывают все члены инвентаризационной комиссии.

Внешний вид приказа можно разработать самостоятельно, но проще воспользоваться готовым бланком. Отлично подойдет унифицированная форма ИНВ-22 «Приказ о проведении инвентаризации». Она утверждена постановлением Госкомстата России № 88 от 18 августа 1998 г.

×

Получите бланк бесплатно!

Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:

  • Скачать интересующий вас бланк или образец в формате Excel или Word
  • Заполнить и распечатать документ онлайн (это очень удобно)

Более 1 000 000 компаний уже печатают счета, накладные и другие документы в сервисе МойСклад
Начать использовать

Образец приказа о проведении инвентаризации

Вы можете воспользоваться заполненным образцом приказа на проведение инвентаризации, который мы подготовили. Его можно скачать ниже. Чтобы все сделать правильно, откройте образец приказа о проведении инвентаризации и заполните бланк по аналогии.

Скачать образец заполнения приказа о проведении инвентаризации ИНВ-22

×

Получите образец бесплатно!

Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:

  • Скачать интересующий вас бланк или образец в формате Excel или Word
  • Заполнить и распечатать документ онлайн (это очень удобно)

Приказ о проведении годовой инвентаризации. Образец

Годовая инвентаризация проводится перед ежегодным составлением бухгалтерской отчетности, не ранее 1 октября текущего года. Образец приказа на инвентаризацию перед годовым отчетом мало чем отличается от других. Обычно используют ту же форму ИНВ-22, только указывают соответствующую причину.

Скачать образец приказа о проведении годовой инвентаризации

Причины инвентаризации в приказе

В зависимости от того, по какому поводу планируется инвентаризация, указываются причины инвентаризации в приказе. Допустим, процедура будет проводиться в связи с передачей имущества организации в аренду. Тогда в графе «Причина инвентаризации» в приказе можно так и написать: «Подготовка к передаче имущества организации в аренду». Если это годовая инвентаризация, то формулировка будет такая: «Подготовка к составлению годовой бухгалтерской отчетности». Именно так и показано в нашем образце выше. Аналогично причины инвентаризации в приказе прописываются и для всех остальных случаев. Наиболее популярный вариант — «Контрольная проверка».

16 Октябрь 2018

Инвентаризация имущества и обязательств в Вооруженных Силах. Что должен знать бухгалтер?

Приказом Минобороны РФ от 16.10.2010 N 1365 утвержден новый Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Порядок), в связи с чем старый одноименный Порядок, утвержденный Приказом Министра обороны РФ от 28.03.2008 N 138, утратил силу. У бухгалтеров экономической службы воинских частей сразу возник вопрос: что изменилось? Рассмотрим основные положения нового документа и порядок отражения результатов инвентаризации.

Общие положения по проведению инвентаризации

Отметим, что Порядок соответствует нормам Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) и Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее — Методические указания). Так, п. 3 Порядка закреплено, что сроки проведения инвентаризации определяются командиром воинской части, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
— перед составлением годовой бюджетной отчетности;
— при смене материально ответственных лиц;
— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
— при реорганизации или ликвидации воинской части;
— при проведении ревизии финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинской части;
— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
— в случаях стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Заметим, что аналогичные нормы содержат п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и п. 1.5 Методических указаний.
Как и ранее, для проведения инвентаризации в воинской части приказом командира назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Ее состав также должен быть утвержден распорядительным документом по учреждению и доведен под роспись до председателя инвентаризационной комиссии и ее членов.
Пункт 5 Порядка уточняет, что в состав инвентаризационных комиссий воинских частей могут включаться представители финансово-экономических служб, служб материально-технического обеспечения. При этом дополнено, что в случае необходимости могут привлекаться представители независимых аудиторских организаций.
Как и ранее, согласно п. 11 Порядка инвентаризация имущества производится по каждому материально ответственному лицу и местам хранения.
При хранении имущества в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения, после проверки помещение опломбировывается (опечатывается), а инвентаризационная комиссия переходит в новое помещение.

По материальным ценностям, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, их количество допускается определять на основании первичных учетных документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей.
Ракеты и боеприпасы, хранящиеся в стандартной (штатной) таре, если последняя не нарушена и отчетливо видны заводская маркировка и пломбировка, должны проверяться по данным, указанным в маркировке, с проверкой на выборку 1-2% каждой партии. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

Обратите внимание! В случае выявления расхождения вся партия подлежит проверке, а количество материальных ценностей, подлежащее выборке, удваивается. При выявлении фактов недостачи какого либо имущества инвентаризации подвергается 100% имущества, принятого на ответственное хранение материально ответственным лицом (п. 11 Порядка).

В соответствии с п. 12 Порядка при инвентаризации ГСМ результаты замера горючего в баках машин (агрегатов), резервуарах и другой таре следует отражать в ведомости замера горючего в баках машин (ф. 6002601) или ведомости измерений количества горючего и смазочных материалов при снятии остатков (ф. 6002602), данные которых заносятся в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) (ф. 0504087).

Следует обратить внимание на следующие уточнения, приведенные в указанном пункте. При сопоставлении фактических данных о наличии ГСМ с данными бухгалтерского учета определяют результаты инвентаризации (недостачи, излишки) и величины естественной убыли, образовавшейся в межинвентаризационный период. При этом заметим, что естественную убыль нефтепродуктов рассчитывают при определении окончательных результатов инвентаризации и только в том случае, если выявлена их недостача в количественном выражении.
Как и в старом документе, п. 20 Порядка содержит нормы, предоставляющие командиру воинской части полномочия по осуществлению контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Проверки осуществляются с участием членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц обязательно до вскрытия соответствующих помещений для хранения имущества, где проводилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации ценностей оформляются соответствующим актом (ф. 0317020) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (ф. 0317021).

Документальное оформление результатов инвентаризации

В связи с тем, что в случаях обнаружения недостач и хищений результаты инвентаризации являются законным основанием для обращения в правоохранительные и судебные органы, их оформлению в новом документе уделяется больше внимания. Так, п. 16 Порядка уточняет, что сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных обязательств должны записываться в инвентаризационные описи (сличительные ведомости), которые составляются не менее чем в двух экземплярах.

Количество экземпляров инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) определяется инвентаризационной комиссией воинской части. При этом следует учитывать, что один экземпляр инвентаризационной описи (сличительной ведомости) в обязательном порядке передается материально ответственному лицу, а другой направляется в финансово-экономический орган, осуществляющий учет имущества и обязательств.

В случае смены материально ответственного лица отметку о получении имущества делает лицо, принявшее имущество, а о сдаче — лицо, сдавшее его. Описи в этом случае составляются не менее чем в трех экземплярах.
Согласно п. 17 Порядка на имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, должны составляться отдельные инвентаризационные описи (сличительные ведомости).
Аналогично требованиям, изложенным в п. 2.9, 2.10 Методических указаний, п. 16 Порядка устанавливает, что инвентаризационные описи (сличительные ведомости) должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной (рабочей) комиссии и материально ответственными лицами. В конце данного документа материально ответственные лица должны дать расписку, подтверждающую проверку инвентаризационной комиссией имущества в их присутствии, а также об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) имущества на ответственное хранение.

На каждой странице инвентаризационной описи (сличительной ведомости) должно быть указано прописью число порядковых номеров материальных ценностей и их общее количество в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти материальные ценности представлены.
Указанный пункт Порядка обращает внимание, что инвентаризационные описи (сличительные ведомости) должны быть заполнены четко, без помарок. Исправление ошибок должно производиться во всех экземплярах инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
На последней странице инвентаризационной описи (сличительной ведомости) должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Перечень форм, используемых при проведении инвентаризации, дан в п. 79 Порядка, который остался прежним. Внизу указанного списка форм приведены разъяснения, что в зависимости от объектов инвентаризации воинские части могут применять формы, утвержденные другими федеральными органами исполнительной власти или разработанные непосредственно ими.

Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации

Заключительным этапом инвентаризации является сравнение фактических остатков имущества и обязательств, выявленных при проверке, с остатками, зафиксированными на счетах бухгалтерского учета.
Финансово-экономический орган заносит в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данные бюджетного учета и отражает в них результаты инвентаризации, то есть расхождения между учетными данными и фактическим наличием имущества. По выявленным расхождениям оформляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. ОКУД 0504092).
В соответствии с п. 81 Порядка по всем недостачам и излишкам, пересортице, а равно по потерям, связанным с пропуском сроков исковой давности по дебиторской задолженности, инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации инвентаризационная комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бюджетного учета.
В силу п. 82 Порядка председатель инвентаризационной комиссии обязан докладывать командиру воинской части предложения по:
— отнесению недостач за счет виновных лиц воинской части либо их списанию за счет федерального бюджета;
— оприходованию излишков;
— урегулированию расхождений фактического наличия материальных ценностей против данных бюджетного учета при пересортице путем проведения взаимного зачета излишков и недостач, возникших в ее результате.

Обратите внимание! Зачет излишков и недостач может производиться только в виде исключения за один и тот же период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. Проведение зачета допускается в отношении одной и той же группы материальных ценностей при условии, что входящие в ее состав ценности имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары).
В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница подлежит отнесению за счет виновных лиц (п. 83 Порядка).

Окончательное решение об отнесении недостач за счет виновных лиц либо их списании за счет федерального бюджета, по оприходованию излишков, а также о возможности взаимного зачета пересортицы принимается в порядке, установленном в Минобороны (п. 84 Порядка).
Ниже рассмотрим порядок отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.

В учете выявлена недостача

Выявленные недостачи могут быть как в пределах норм естественной убыли, так и свыше их.
Недостача имущества в пределах норм естественной убыли применяется в отношении отдельных видов материальных запасов и отражается по учетным ценам, по которым данное имущество числится на балансе воинской части, при этом оформляется следующая бухгалтерская запись (п. 26 Инструкции N 162н*(1)):
Дебет счетов 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 106 34 340 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (0 109 61 272, 0 109 71 272, 0 109 81 272, 0 109 91 272)
Кредит счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (0 105 31 440 — 0 105 36 440)

Пример 1
По результатам проведенной инвентаризации в санчасти были выявлены расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета, которые выразились в недостаче этилового спирта (96,4%). Размер недостачи составил 0,345 кг. Общий оборот спирта за межинвентаризационный период — 121,082 кг. Стоимость одного кг спирта — 45 руб. (цены условные). Нефинансовый актив приобретен за счет бюджетных средств.
Рассчитаем размер естественной убыли, применяя Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 N 2 «Об утверждении норм естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения» (далее — Приказ Минздравсоцразвития РФ N 2).

Наименование

Единица измерения

Оборот за межинвентаризационный период

Норма естественной убыли, %

Начислено по нормам естественной убыли

Списано по нормам естественной убыли

Недостача сверх норм естественной убыли

Спирт этиловый 96,4%

кг

121,082

0,45*

0,545

0,345

Итого

121,082

0,545

0,345

* Норма естественной убыли, используемая в расчете, приведена из Приказа Минздравсоцразвития РФ N 2.

В рассматриваемом примере подлежит списанию этиловый спирт (96,4%) в пределах норм естественной убыли 0,345 кг.
В бухгалтерском учете указанные операции будут отражены проводками:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана недостача этилового спирта в пределах норм естественной убыли (0,345 кг x 45 руб.)

1 401 20 272

1 105 31 440

15,53

Недостачу сверх норм естественной убыли должны возмещать виновные лица. При возникновении данной ситуации в соответствии с п. 220 Инструкции N 157н*(2) при определении ее размера необходимо исходить из рыночной стоимости утраченного имущества на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи нефинансовых активов на дату принятия их к учету.

Для справки. Согласно п. 25 Инструкции N 157н при определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива инвентаризационной комиссией могут использоваться:
— данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
— сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики; — сведения торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
— экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Информация о недостаче и порче имущества в соответствии с п. 220 Инструкции N 157н отражается на счете 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу», при этом на основании п. 86 Инструкции N 162н должна быть сделана следующая запись:
Дебет счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу» (0 209 71 560 — 0 209 74 560, 0 209 81 560, 0 209 82 560)
Кредит счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» с одновременным списанием с забалансового счета 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации»

Пример 2

Согласно приказу командира воинской части проведена внезапная инвентаризация, в ходе которой выявлена недостача ноутбука. Ноутбук был приобретен за счет бюджетных средств. Его первоначальная стоимость составляла 45 200 руб. В ходе эксплуатации на ноутбук была начислена амортизация в сумме 18 080 руб. Рыночная стоимость данной модели ноутбука на дату выявления недостачи — 31 200 руб. Недостача погашена виновным лицом внесением наличных денежных средств в кассу воинской части.
В бухгалтерском учете указанные операции будут отражены проводками:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выявлена недостача ноутбука по рыночной стоимости

1 209 71 560

1 401 10 172

31 200

Отражено списание ноутбука по балансовой стоимости:

— на сумму начисленной амортизации

1 104 34 410

1 101 34 410

18 080

— на сумму остаточной стоимости

1 401 10 172

1 101 34 410

27 120

Поступили денежные средства от виновного лица в счет погашения недостачи ноутбука

1 201 34 510

1 209 71 660

31 200ё

Если лица, причинившие ущерб воинской части, не установлены или суд отказал в возмещении ими ущерба, суммы выявленных недостач и потерь подлежат списанию с бюджетного учета и относятся на финансовый результат учреждения (п. 86 Инструкции N 162н). При этом делается следующая бухгалтерская запись:
Дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу» (0 209 71 660 — 0 209 74 660, 0 209 81 660, 0 209 82 660)

Пример 3
Изменим условия примера 2. Предположим, что лицо, виновное в хищении ноутбука, не установлено.
В этом случае операции по недостаче будут отражены следующими записями:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана недостача ноутбука:

— на сумму начисленной амортизации

1 104 34 410

1 101 34 410

18 080

— на сумму остаточной стоимости

1 401 10 172

1 209 71 660

27 120

В учете выявлен излишек

Выявленные при инвентаризации излишки имущества следует приходовать по рыночной стоимости. Их отражение производится следующей бухгалтерской записью (п. 7, 12, 16, 23 Инструкции N 162н):
Дебет счетов 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы», 0 103 00 000 «Непроизведенные активы», 0 105 00 000 «Материальные запасы»
Кредит счета 0 401 01 180 «Прочие доходы»

Пример 4
В воинской части в результате проведенной инвентаризации выявлен не учтенный на балансе компьютер. Рыночная стоимость компьютера определена инвентаризационной комиссией по части в размере 20 000 руб.
Операции по оприходованию излишков будут отражены следующими записями:

Унифицированная форма № ИНВ-22 утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88
Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-22) — применяются для отражения результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета.
ИНВ-22 является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

Скачать образец бланка форма ИНВ-22 в формате Word и Excel :


Скачать другие бланки на нашем сайте :

Доверенность на авто Резюме Справка 2-НДФЛ Гостиничный бланк
Авансовый отчет АО-1 Накладная Торг-12 Товарный чек Счет-фактура
Приходный кассовый ордер КО-1 Командировочное удостоверение Расходный кассовый ордер КО-2 Расходно-приходная накладная

Не нашли то что хотели — используйте карту сайта