Приказ 162

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 10 февраля 2019 г. — Приказ Минфина России от 28 декабря 2018 г. N 297Н

Изменения применяются при формировании учетной политики и показателей бюджетного учета, начиная с 2019 г.

См. предыдущую редакцию

2. Учреждения, финансовые органы при ведении бюджетного учета руководствуются федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н 1, Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н 2, с учетом положений настоящей Инструкции.

При ведении бюджетного учета учреждениями, финансовыми органами в 18 разряде номера счета бюджетного учета применяются коды вида финансового обеспечения (деятельности) 1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность), 3 — средства во временном распоряжении.

При ведении бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах применяются корреспонденции счетов бюджетного учета в соответствии с Инструкцией. При отсутствии в Инструкции корреспонденций счетов бюджетного учета по операциям, подлежащим отражению в бюджетном учете, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции.

При формировании 1-17 разрядов номера счета Плана счетов бюджетного учета учреждениями, финансовыми органами указываются коды (составные части кодов) бюджетной классификации Российской Федерации применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего (отчетного) финансового года в соответствии с приложением N 2 к настоящей Инструкции, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией.

В разрядах с 1 по 17 номера счета синтетического учета Рабочего плана счетов отражаются нули, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией.

По счетам аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», а также по счету 020135000 «Денежные документы» и по корреспондирующим с ними счетам 040120000 «Расходы текущего финансового года» (040120240, 040120250, 040120270, 040120280), 030404000 «Внутриведомственные расчеты» в 5 — 17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества.

В 1 — 17 разрядах номера счета аналитического учета счета 020400000 «Финансовые вложения» и корреспондирующим с ними соответствующими счетами аналитического учета счета 040120200 «Расходы текущего финансового года» указываются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих активов.

По счетам аналитического учета счета 020700000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 — 17 разрядах номера счета отражается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам».

По счетам аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 — 17 разрядах номера счета отражается аналитический код выбытия, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 810 «Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу» или 820 «Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу».

По счетам аналитического учета счета 030401000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» в 1 — 17 разрядах номера счета отражаются нули.

При формировании операций раздела 6 «Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями» Инструкции в 1 — 17 разрядах номера счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты» отражаются показатели, соответствующие 4-20 разрядам кода бюджетной классификации. В 1 — 17 разрядах номера счета 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» отражаются нули.

В 5 — 14 разрядах номера счета аналитического учета счета 040160000 «Резервы предстоящих расходов» и по корреспондирующими с ними счетам 040120000 «Расходы текущего финансового года» указываются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих обязательств.

В 15 — 17 разрядах номера счета аналитического учета счета 040160000 «Резервы предстоящих расходов» и корреспондирующих с ним счетами 040120000 «Расходы текущего финансового года» при возникновении обязательств, подлежащих исполнению по исполнительному документу по искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также по судебным актам о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджетов, до момента выяснения (уточнения) источника образования задолженности, уточнения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены выплаты по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года, величины обязательства, подлежащего исполнению, указывается с целью обособления указанных обязательств код вида расходов 830 «Исполнение судебных актов», в 24-26 разрядах — код операций сектора государственного управления (КОСГУ) 290 «Прочие расходы», с последующим их уточнением на соответствующие коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с характером требования по исполнительному документу. Уточнения аналитических счетов учета обязательств по исполнительным документам осуществляется путем отражения по счетам бюджетного учета внутреннего перемещения.

По счетам аналитического учета счетов 020100000 «Денежные средства учреждения», 020981000 «Расчеты по недостачам денежных средств» в 15 — 17 разрядах номера счета отражаются нули.

Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов в учете финансового органа отражают:

в 1 — 17 разрядах номера счета плана счетов классификационный признак поступлений и выбытий, соответствующий разрядам с 1 по 17 кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляется операция, по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

в 24 — 26 разрядах номера счета плана счетов — вид поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий разрядам с 18 по 20 кода классификации доходов бюджетов (аналитическая группа подвида доходов бюджетов), расходов бюджетов (код вида расходов), источников финансирования дефицитов бюджетов (аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов), по которому осуществляется операция по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

в разрядах с 1 по 17, с 24 по 26 номера счета 040230000 «Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета» Рабочего плана счетов отражаются нули;

в разрядах с 1 по 17, с 24 по 26 номера счета 021100000 «Внутренние расчеты по поступлениям», 021200000 «Внутренние расчеты по выбытиям», 030800000 «Внутренние расчеты по поступлениям», 030900000 «Внутренние расчеты по выбытиям» Рабочего плана счетов отражаются нули.

Финансовым органам, учреждениям разрешается введение дополнительных аналитических кодов в счета Плана счетов бюджетного учета для получения дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бюджетной отчетности.

Кроме того, при отсутствии в настоящей Инструкции типовых корреспонденций счетов бюджетного учета финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей указанной Инструкции.

При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят, если иное не предусмотрено целевым назначением выделенных средств.

По счетам аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы» при формировании остатков на начало текущего финансового года, за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», в 5-17 разрядах номера счета указываются нули.

В целях получения дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бюджетной отчетности, а также в соответствии с требованиями главного администратора бюджетных средств, финансового органа, в целях управленческого учета учреждения, финансовые органы в 1 — 17 разрядах номера счета, в которых Инструкцией предусмотрены нули, отражают соответствующие коды бюджетной классификации в порядке, предусмотренном их учетной политикой.

Приказ Минздрава РФ от 23 мая 1997 г. № 162

«О создании Федеральной системы эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков у детей»

(в редакции, актуальной с 20 апреля 2001 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно приказу Минздрава РФ от 20.04.2001 г. № 125)

В соответствии с пунктом 4б Указа Президента России от 20.04.93 № 468, «Разработать и внедрить систему наблюдения и контроля (мониторинга) здоровья населения Российской Федерации», в России проводится работа по разработке и внедрению систем автоматизированного учета детей с врожденной и наследственной патологией и осуществляется подготовка к внедрению системы эпидемиологического мониторинга территорий по данным заболеваниям. В 15 территориях России действует генетический регистр, разработанный в Московском НИИ педиатрии и детской хирургии. Этот комплекс, а также программы, разработанные другими учреждениями, обеспечивают сбор и обработку информации о наследственных и врожденных заболеваниях и пороках в 18 медико-генетических консультациях и центрах.

Вместе с тем, необходима унификация информационной структуры и преодоление разобщенности функционирования создаваемых программных средств, что обеспечит переход к единому медико-генетическому информационному пространству (как составной части будущего единого информационного медицинского пространства России). С этой целью в настоящее время готовится к внедрению единая система Федерального генетического регистра, разрабатываемого в Московском НИИ педиатрии и детской хирургии во исполнением приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.93 № 316 «О дальнейшем развитии медико-генетической службы Российской Федерации» и рамках Федеральной программы «Дети России». На этой основе возможно объединение данных для создания единого распределенного общероссийского регистра на впервые выявленных детей с врожденными пороками и наследственными заболеваниями.

В соответствии с основными направлениями целевой программы «Информация здравоохранения России на 1996 — 1998 годы» и необходимостью повышения достоверности учета распространения врожденных и наследственных заболеваний и пороков в детском возрасте, для принятия своевременных организационных решений по совершенствованию медико-генетической помощи населению Российской Федерации приказываю:

1. Московскому научно-исследовательскому институту педиатрии и детской хирургии (Вельтищеву Ю.Е.) разработать систему эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных болезней и пороков на федеральном уровне и обеспечить координацию разработок на региональном (межобластном), территориальном и учрежденческом уровнях в соответствии с Положением (приложение 1).

2. Организовать в составе Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии (Вельтищев Ю.Е.) Центр информационной поддержки Федерального генетического регистра (ЦИПФГР) в соответствии с Положением (приложение 2).

3. Планово-финансовому управлению передать 7 штатных единиц Московскому научно-исследовательскому институту педиатрии и детской хирургии из ликвидированной согласно приказу Минздрава России от 18.11.96 № 380 «О ликвидации НИЛ медицинской кибернетики (г. Кемерово» Научно-исследовательской лаборатории медицинской кибернетики (г. Кемерово) и обеспечить их финансирование с момента организации Центра информационной поддержки Федерального генетического регистра.

4. Поручить ЦИПФГР обеспечивать:

4.1. научно-методическое руководство, координацию и контроль за организацией и функционированием региональных программных комплексов Федерального генетического регистра, входящих в систем эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков;

4.2. разработку инструктивно-методических документов, регламентирующих деятельность медико-генетических консультаций при работе с компьютерными комплексами регистра;

4.3. систему обмена информацией в рамках распределенной сети Федерального генетического регистра;

4.4. координацию научно-практических работ по созданию и внедрению программных систем в области медицинской генетики в регионах Российской Федерации.

5. Обязать межобластные и территориальные медико-генетические консультации субъектов Российской Федерации ежегодно, в срок до 1 февраля за отчетным годом, представлять установленную в соответствии с утвержденными формами информацию региональных компьютерных систем Федерального генетического регистра в ЦИПФГР Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии, ориентируясь на использование отраслевой медицинской сети «MedNet».

6. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации создать в 1997 — 2000 годах на базе республиканских, краевых, областных и межобластных медико-генетических консультаций региональные системы эпидемиологического мониторинга, включающие персонифицированные регистры на семьи с детьми, страдающими врожденными и наследственными заболеваниями и пороками на основе компьютерных комплексов Федерального генетического регистра в соответствии с Положением о Федеральной системе эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков у детей федерального и территориального уровней (приложение 1).

7. Отделу медицинской статистики и информатики обеспечить контроль за созданием и внедрением Федеральной системы эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков в соответствии с концепцией Государственной системы мониторинга здоровья населения России.

8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Москвичева А.М.

Министр

Т.Б. Дмитриева

Приложение 1

(утв. приказом Минздрава РФ от 25 мая 1997 г. № 162)

Федеральная система эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков у детей федерального и территориального уровней обеспечивает формирование общероссийских и региональных показателей заболеваемости, обусловленной генетическими и таротогенными факторами, на единой методической основе. Территориальный (республиканский, краевой, областной) программный комплекс сбора и обработки данных по наследственным и врожденным заболеваниям и порокам (далее региональный комплекс) является составной частью Федеральной системы эпидемиологического мониторинга наследственных и врожденных заболеваний и пороков, обеспечивающей полицевой учет этих больных. Эта система позволит получать достоверные данные для принятия решений по совершенствованию специализированной медико-генетической помощи детскому населению. Целью системы является обеспечение постоянного автоматизированного эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков на основе анализа информации, аккумулируемой в региональных базах данных.

Назначение системы эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков

1.1. Система эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков у детей предназначена для:

1.1.1. эпидемиологических исследований, имеющих целью изучения характера, структуры, уровней, динамики и тенденций распространенности врожденных и наследственных заболеваний и пороков в территориях субъектов Российской Федерации и России в целом;

1.1.2. наблюдения за больными с врожденными и наследственными заболеваниями и пороками, а также за их родственниками, являющимися потенциальными носителями патологических генов, с оценкой эффективности организации диспансерного наблюдения (на территориальном уровне обслуживания больных и консультирующихся по прогнозу потомства);

1.1.3. организации и оценки эффективности раннего выявления детей с врожденными и наследственными заболеваниями и пороками, представления данных о результатах скринингов и обнаружения пороков развития в раннем неонатальном периоде;

1.1.4. обеспечения обмена информацией с использованием компьютерных сетей между территориальными, межобластными и федеральными медико-генетическими центрами и консультациями для обеспечения дистанционной высокоспециализированной помощи детям с врожденными и наследственными заболеваниями и пороками;

1.1.5. оценки основных параметров, характеризующих состояние медико-генетической помощи;

1.1.6. обеспечения обмена информацией с другими базами данных на национальном и международном уровне и организации совместных исследований;

1.1.7 формирования государственной отчетности по врожденным и наследственным заболеваниям и порокам, в соответствии с утвержденными официальными формами;

1.1.8. формирования и представления по запросам пользователей информационно-справочных данных на основе первичной информации, хранящейся в территориальных базах данных медико-генетических консультаций, объединенных в сеть.

Функции системы эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков

Задачи, перечисленные выше, обусловливают две сферы деятельности системы:

2.1. Внутритерриториальная деятельность — функции комплекса на территориальном уровне заключаются в представлении данных о распространенности врожденных и наследственных заболеваний и пороков в регионе и эффективности работы территориальной медико-генетической службы для внутреннего анализа и выработки собственных управленческих решений.

2.2. Межтерриториальная деятельность — проведение обобщенного анализа и распространенности врожденных и наследственных заболеваний и пороков в России и эффективности работы системы медико-генетической помощи в целом для получения прогноза ситуации в отношении генетически и тератогенно обусловленной патологии и оценки потребностей службы; обеспечение возможности использования информации, хранящейся в базах данных для эпидемиологических и медико-экологических исследований на федеральном и международном уровнях.

Структура системы эпидемиологического мониторинга и входящих в нее баз данных

3.1. Формирование баз данных осуществляется, как на основе утвержденных стандартных, так и специально разработанных в рамках Федерального генетического регистра форм.

3.2. Автоматизированные медико-генетические регистры включают комплекс взаимоувязанных программ, обеспечивающих получение двух типов собираемой и анализируемой информации: об отдельных физических лицах и семьях (для полицевого учета) и аналитико-статистические региональные данные (территориальный учет). Региональные базы данных включают полицевые сведения: о различных контингентах детей с врожденными и наследственными заболеваниями и пороками; о плодах и новорожденных, выявленных при скринингах на врожденные пороки и наследственные болезни. Такой подход реализует гибкую систему сбора и анализа данных, обеспечивающую получение и обмен информацией на территориальном, межобластном решение локальных (собственно территориальных) задач.

3.3. В региональной медико-генетической консультации, как в структурной единице системы, существуют следующие подразделения: медико-генетического консультирования и пренатальной диагностики, массового неонатального скрининга, диспансеризации, цитогенетическое, биохимическое, бактериологическое и ультразвуковой диагностики. Соответственно, программный комплекс для региональной медико-генетической консультации включает подсистемы, отвечающие задачам каждой из них. Отдельные программы комплекса, с одной стороны, автономны, а с другой стороны, представляют собой единую региональную информационную систему, позволяющую проводить анализ эпидемиологической ситуации и работы медико-генетической службы для принятия управленческих решений.

3.4. В комплекс, устанавливаемый в региональной медико-генетической консультации, в зависимости от обслуживания одной или нескольких административных территорий и особенностей организации территориальной медико-генетической службы, должны входить программы, функционирующие на локальной сети и обеспечивающие:

3.4.1. Сбор и обработку региональных данных, в разрезе административных районов, о контингентах больных с врожденными и наследственными заболеваниями и пороками.

3.4.2. Анализ регионального уровня и структуры врожденных и наследственных заболеваний и пороков на основе данных о впервые выявленных больных.

3.4.3. Диспансерное наблюдение за контингентами детей с врожденными и наследственными заболеваниями и пороками, проживающими в зоне обслуживания медико-генетической консультации.

3.4.4. Сбор и обработку региональных данных по результатам массового неонатального скиринга на наследственные заболевания и врожденные пороки.

3.4.5. Медико-генетическое консультирование семей по прогнозу потомства;

3.4.6. Анализ эффективности лабораторных и инструментальных методов скринирования и диагностики врожденных и наследственных заболеваний и пороков.

Формирование, внедрение и функционирование региональных программных комплексов

4.1. Головным учреждением федерального уровня по созданию и внедрению комплексов программ для системы мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков является Московский НИИ педиатрии и детской хирургии (МНИИПиДХ).

4.2. МНИИПиДХ, как головное учреждение федерального уровня, через Центр информационной поддержки Федерального генетического регистра обеспечивает научно-методическое руководство работой с программными комплексами, разработку пакета инструктивно-методических документов, регламентирующих их деятельность, в том числе соответствующих учетных форм и выходных данных единого унифицированного программного обеспечения системы эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков. Ежегодно осуществляет свод и анализ аккумулированной в региональных базах данных информации, подготовку аналитических материалов с представлением их в Министерство здравоохранения Российской Федерации;

4.3. Компьютеризированные комплексы функционируют на базе медико-генетических консультаций субъектов Российской Федерации. Работы по поддержке и развитию системы компьютеризированного генетического регистра, а также поддержку телекоммуникационных обменов в вопросах консультации больных в федеральных медико-генетических центрах и получения информации по организационно-методическим вопросам в рамках корпоративной медико-генетической сети осуществляет Центр информационной поддержки Федерального генетического регистра в Московском НИИ педиатрии и детской хирургии (приложение 2). Во внедрении и текущей поддержке функционирования программных комплексов участвуют также территориальные медицинские информационно-вычислительные центры.

4.4. Сбор, накопление и хранение информации на территориальном уровне осуществляется на основе формализованных специальных медицинских документов. Программным обеспечением предусматривается для определенных разделов медико-генетической информации санкционированный доступ.

4.5. На территориальном уровне должностным лицом, ответственным за функционирование регистра и качество входных и выходных данных, является директор (главный врач) медико-генетической консультации. Информация из баз данных регионального программного комплекса ежегодно представляется в Центр информационной поддержки Федерального генетического регистра в Московском НИИ педиатрии и детской хирургии.

4.6. Передача информации между различными уровнями системы осуществляется в рамках создаваемой корпоративной сети с использованием сервера обмена данными (SQL Server) по сети «MedNet» или на магнитных (магнитооптических) носителях (резервный вариант).

4.7. Техническое обеспечение, необходимое для работы территориального сетевого программного комплекса медико-генетической консультации, в соответствии с решаемыми задачами:

— для эпидемиологического анализа врожденных и наследственных заболеваний и пороков в регионе на текущий момент и в сравнительном аспекте, обработки данных по раннему выявлению (пренатальная диагностика угрожаемых контингентов беременных, анализ данных массового неонатального скиринга и селективных скринингов) — 3 ПЭВМ.

— для диспансерной работы, полицевого слежения за контингентами — количество ЭВМ определяется в зависимости от численности наблюдаемых в медико-генетической консультации детей (минимум — 2 ПЭВМ).

— для работы по генетическому консультированию семей для предупреждения рождения детей с врожденными пороками и наследственными заболеваниями (минимум — 1 ПЭВМ).

— для цитогенетического обследования — 1 ПЭВМ.

Для совместной работы всего комплекса в локальной вычислительной сети необходим сервер, сетевое оборудование (сетевые платы, концентраторы, кабели и др.) и сетевое программное обеспечение.

Не так давно в статье мы рассматривали планируемые изменения в Инструкцию № 157н*(1). Инструкции № 162н, 174н и 183н*(2) также в будущем ожидают изменения. И это вполне ожидаемо, потому что нормативные правовые акты в части бухгалтерского (бюджетного) учета взаимосвязаны. Изменяется ли один документ или принимается новый законодательный акт — тут же в части взаимозависимых показателей в другие нормативные правовые акты вносятся изменения. В нашей новой статье мы рассмотрим планируемые изменения в Инструкции № 162н, 174н и 183н.

Где можно ознакомиться с проектами приказов?

Сразу оговоримся, что изменения, о которых пойдет речь в статье — планируемые. Проекты Приказов, вносящих изменения в Инструкции № 162н, 174н и 183н, расположены на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (https://regulation.gov.ru). Это:

  • Проект Приказа «О внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»» (от 26.07.2019);
  • Проект Приказа «О внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»» (от 23.08.2019);
  • Проект Приказа «О внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»» (от 28.08.2019).

В то же время в каждом проекте фигурирует фраза, что «настоящий приказ применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского (бюджетного) учета, начиная с 2019 года». То есть по вступлении изменений в силу, они будут применяться «задним числом».

Отметим, что в Инструкции № 162н, 174н и 183н планируется внести немало изменений. Рассмотрим наиболее интересные.

Планируемые изменения в Инструкцию № 162н

Прежде всего хотим обратить внимание на планируемые изменения в Приложение № 1 к Приказу Минфина России от 06.12.2010 № 162н — План счетов бюджетного учета. В Приложении № 1 отражены номера счетов бюджетного учета с указанием 24-26 разрядов номеров счетов. Планируемые изменения призваны конкретизировать информацию, указываемую в 24-26 разрядах, в соответствии с положениями Порядка № 209н*(3). То есть «узаконенные» номера счетов позволят реже обращаться к Порядку № 209н в части определения кода КОСГУ, отражаемого в 24-26 разрядах номеров счетов бюджетного учета. Это значительно снизит трудозатраты при выборе кодов КОСГУ, указываемых в 24-26 разрядах номеров счетов, когда речь идет о статьях 560, 660, 730 и 830 КОСГУ.

Кроме того, такие уточнения информации, указываемой в 24-26 разрядах номеров счетов, позволяют разрешить некоторые спорные ситуации. Например, теперь можно четко ответить на вопрос: что указывать в 24-26 разрядах номера счета 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда». Это код 737/837.
К примеру, в Приложении № 1 планируется отразить следующие номера счетов:

  • 0 205 61 560/660 «Увеличение/уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» уточняется на 0 205 61 561/661 «Увеличение/уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 0 206 11 560/660 «Увеличение/уменьшение дебиторской задолженности по заработной плате» уточняется на 0 206 11 567/667 «Увеличение/уменьшение дебиторской задолженности по заработной плате»;
  • 0 210 82 000 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному» уточняется на 0 210 82 181 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному»;
  • 0 304 03 730/830 «Увеличение/уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда» уточняется на 0 304 03 737/837 «Увеличение/уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда».

В Инструкцию № 162н планируется внести уточнение номера счета для оприходования неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации — 0 401 10 199 «Доходы от прочих безвозмездных неденежных поступлений».

Также в Инструкции № 162н при отражении начисления сумм доходов, требующих уточнения органами казначейства, администраторами невыясненных поступлений в настоящее время используется счет 0 210 02 189 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет прочим доходам». При этом планируется его изменение на счет 0 210 02 181 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет невыясненным поступлениям».

Планируемые изменения в Инструкции № 174н и 183н

Аналогично Приложению № 1 к Приказу Минфина России № 162н, отражающему номера счетов бюджетного учета, Приказы Минфина России № 174н и 183н утверждают планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений (они также именуются Приложениями №1 к названным приказам). И в них тоже планируется внести правки, уточняющие номера счетов бухгалтерского учета в части указания информации в их 24-26 разрядах.

Обратите внимание: в Приложениях № 1 к приказам № 174н и 183н планируется «узаконить» информацию, отражаемую в 24-26 разрядах номера счета 210 03. По этому вопросу в виду его неурегулированности и неоднозначности были различные мнения. С учетом планируемых изменений это коды 561/661 КОСГУ.

Приведем примеры:

  • счет 0 111 41 350/450 «Увеличение/уменьшение стоимости прав пользования жилыми помещениями» уточняется на 0 111 41 351/451 «Увеличение/уменьшение стоимости прав пользования жилыми помещениями»;
  • 0 205 52 560/660 «Увеличение/уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» уточняется на 0 205 52 561/661 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»;
  • 0 209 43 560/660 «Увеличение/уменьшение дебиторской задолженности по доходам от страховых возмещений» уточняется на 0 209 43 565/665 «Увеличение/уменьшение дебиторской задолженности по доходам от страховых возмещений»;
  • 0 210 03 560/660 «Увеличение/уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам» уточняется на 0 210 03 561/661 «Увеличение/уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам».

Также планируется внести дополнения в части счетов:

  • 0 304 84 732/832 «Увеличение/уменьшение кредиторской задолженности по консолидируемым расчетам года, предшествующего отчетному»;
  • 0 304 94 732/832 «Увеличение/уменьшение кредиторской задолженности по консолидируемым расчетам иных прошлых лет»;
  • 0 304 86 732/832 «Увеличение/уменьшение иных расчетов года, предшествующего отчетному»;
  • 0 304 96 732/832 «Увеличение/уменьшение иных расчетов прошлых лет».

Кроме номеров счетов меняется и часть корреспонденций.

А именно, в настоящее время Инструкцией № 174н предусмотрено отражение изменения стоимости земельных участков, ранее принятых к бухгалтерскому учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления». Планируемой нормой предусматривается отражение изменения стоимости земельных участков, ранее принятых к бухгалтерскому учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 176 «Доходы текущего года от оценки активов и обязательств». Это соответствует п. 9.7.6 Порядка № 209н, согласно которому к коду 176 «Доходы от оценки активов и обязательств» КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат от оценки финансовых и нефинансовых активов и обязательств, в том числе основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов.

Еще одна интересная норма, которой планируется дополнить Инструкции № 174н, 183н. В настоящее время в Инструкции № 174н подобная норма есть, а в Инструкции № 183н ее нет. Итак, действующая норма Инструкции № 174н говорит о том, что при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят.

При этом планируемая норма предусматривает, что при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят, за исключением оборотов по счетам, имеющим в 24-26 разрядах номера счета Рабочего плана счетов следующие статьи кодов КОСГУ:

  • 540 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям», 640 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям»;
  • 550 «Увеличение стоимости иных финансовых активов», 650 «Уменьшение стоимости иных финансовых активов»;
  • 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности»;
  • 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности».

Обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств и содержащие в 24-26 разрядах номера указанные статьи КОСГУ, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года переносятся по соответствующим подстатьям увеличения прочей дебиторской задолженности или увеличения кредиторской задолженности соответствующих статьей КОСГУ.

В Инструкции № 174н, 183н планируется внести бухгалтерские записи, отражающие финансовый результат от оценки основных средств, нематериальных активов. При этом будет применяться счет 0 401 10 176 «Доходы текущего года от оценки активов и обязательств». Что прямо соответствует описанию подстатьи 176 КОСГУ (п. 9.7.6 Порядка № 209н).

В настоящее время операции по начислению амортизации на права пользования активами на объекты учета операционной аренды отражаются с применением счетов 0 401 20 224, соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 224. В проектах приказов о внесении изменений в Инструкции № 174н, 183н перечень счетов для отражения данной хозяйственной ситуации расширяется на счета 0 401 20 229, 0 109 00 229.

Итак, мы рассмотрели наиболее интересные, с нашей точки зрения, изменения, которые планируется внести в Инструкции № 162н, 174н и 183н. Как известно, предупрежден — значит вооружен. Поэтому будьте всегда в курсе новшеств — на шаг впереди всех, а мы Вам в этом поможем!

Опубликовано 09.10.2019