Приказ 33 н специальная оценка условий труда

Содержание

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» вступил в силу 1 января 2014 года, однако, как именно ее проводить никто не знает. Образовался некоторый ступор как среди организации — потенциальных заказчиков, так и среди центров, которые должны эту процедуру проводить. Некоторые находили выход через запоздалое проведение аттестации, оформляя договоры задним числом, но и это не может длиться бесконечно.

Буквально на прошлой неделе Минтруд разместил на своем сайте пару очень ожидаемых документов, а именно Приказ Минтруда России №32н от 24 января 2014 г. «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда» и Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г.«Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». В настоящее время данные документы проходят регистрацию в Минюсте, а до тех пор, пока не будут в установленном порядке зарегистрированы, соответственно, применению не подлежат. Второго, пожалуй, ждали больше всего.

Что же получается, прошел январь, февраль также мчится и остается только гадать, когда же данные документы увидят законный свет? В настоящее время нет ни аккредитованных организаций, ни методики проведения спецоценки, ни специалистов – ничего, чтобы начать работу по проведению специальной оценки труда в организациях. Даже если методика проведения спецоценки будет утверждена Минюстом в ближайшее время, потребуется еще немало времени, что бы аккредитованные (на проведение аттестации!) центры включились в работу, да и без ошибок не обойдется, а кто будет эти ошибки исправлять? Учитывая то, что проведение госэкспертизы результатов нововведенной процедуры стоит денег, кстати пока непонятно каких, то неизвестно каким образом данные результаты обернуться для работодателя и для работника.

Молчит пока и Фонд социального страхования, а ведь именно с февраля-марта, как правило, начинается кампания по «раздаче» средств на осуществление мероприятий по охране труда: обучения, приобретения СИЗ, проведение медосмотров и аттестации рабочих мест и т.д..

О проведении специальной оценки условий труда

Вопрос, а будет ли ФСС давать деньги на спецоценку волнует многих, но ответа пока нет.

Вот и получается, что закон как бы есть, но он никак не работает, а время идет. Тем не менее Трудовым кодексом, а конкретнее статьей 212 закреплена обязанность работодателя провести специальную оценку условий труда, чего на практике он сделать никак не может, отсюда нарушения.

Так когда же заработает специальная оценка условий труда? Сложный вопрос, думается, что на него не смогут ответить даже законодатели, так как одно дело принять закон, а другое сделать так, чтобы он работал и был применим на практике. Хочется надеяться, что в ближайшее время Минюст все-таки зарегистрирует приказы, и мы сможем говорить о спецоценке уже более конкретно.

Скачать Приказ 33н Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению

Дата актуализации: 01.01.2018

Приказ 33н

Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению

Обозначение: Приказ 33н
Обозначение англ: Directive 33н
Статус: действует
Название рус.: Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению
Дата добавления в базу: 01.10.2014
Дата актуализации: 01.01.2018
Дата введения: 08.04.2014
Оглавление: Приложение № 1. Методика проведения специальной оценки условий труда
I. Общие положения
II. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
III. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
IV. Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов
V. Результаты проведения специальной оценки условий труда
Приложение № 1. Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии химического фактора
Приложение № 2. Перечень веществ раздражающего действия
Приложение № 3. Перечень высокоопасных аллергенов
Приложение № 4. Перечень умеренно опасных аллергенов
Приложение № 5. Перечень противоопухолевых лекарственных средств, гормонов (эстрогенов)
Приложение № 6. Перечень наркотических анальгетиков
Приложение № 7. Перечень ферментов микробного происхождения
Приложение № 8. Перечень вредных химических веществ однонаправленного действия с эффектом суммации
Приложение № 9. Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (только в отношении рабочих мест организаций, имеющих разрешительные документы (лицензии) на право выполнения работ с патогенными биологическими агентами (ПБА) I — IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней)
Приложение № 10. Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии аэрозолей преимущественно фиброгенного действия
Приложение № 11. Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии виброакустических факторов
Приложение № 12. Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии параметров микроклимата при работе в помещении с нагревающим микроклиматом
Приложение № 13. Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда в зависимости от величины ТНС-индекса (°С) для рабочих помещений с нагревающим микроклиматом
Приложение № 14. Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии параметров микроклимата при работе в помещении с охлаждающим микроклиматом
Приложение № 15. Балльная оценка условий труда на рабочем месте по фактору микроклимата
Приложение № 16. Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии световой среды
Приложение № 17. Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии неионизирующих излучений
Приложение № 18. Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии неионизирующих электромагнитных излучений оптического диапазона (лазерное, ультрафиолетовое)
Приложение № 19. Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии ионизирующего излучения (в зависимости от значения потенциальной максимальной дозы при работе с источниками излучения в стандартных условиях), мЗв/год
Приложение № 20.

Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда по тяжести трудового процесса
Приложение № 21. Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса
Приложение № 22. Итоговая оценка условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности
Приложение № 2. Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов
Приложение № 3.

Труд-Эксперт.Управление

Отчет о проведении специальной оценки условий труда
Приложение № 4. Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда

Утверждён: 24.01.2014 Министерство труда и социальной защиты РФ (33н) Издан: Российская газета (от 28.03.2014 г. № 71) Расположен в: Нормативные ссылки:
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»
  • СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях»
  • СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи»
  • ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»
  • ГН 2.2.6.2178-07 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в воздухе рабочей зоны»
  • ГН 2.2.5.2308-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»
  • СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности»
  • СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)»
  • Приказ 1034н «Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности»
  • Федеральный закон 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»

Скачать Приказ 33н

Специальная оценка условий труда — обязанность каждого работодателя

В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Федерального закона №426-ФЗ от 28 декабря 2013 года специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

После вступления в силу с 01.01.2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" на всех без исключения работодателей, в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда. 

Специальная оценка условий труда (СОУТ) заменила аттестацию рабочих мест (АРМ) и государственную экспертизу условий труда. 

Специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится на рабочих местах в течение 6 месяцев с момента создания, ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем мест проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. 

СОУТ обязательна для всех рабочих мест, кроме надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Сведения о результатах проведенной специальной оценки в обязательном порядке должны отражаться в отчете 4-ФСС (таблица 10) начиная с отчета за первый квартал 2014 года. 

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п.1 ст.3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кто обязан проводить специальную оценку условий труда?

Специальную оценку условий труда рабочих мест обязаны проводить все работодатели, а также Индивидуальные предприниматели (ИП), принявшие на работу сотрудников. Это следует из статьи 212ТК РФ (в новой редакции) и из части 1статьи 8 Закона № 426-ФЗ.

Стоимость СОУТ 

Стоимость работ по специальной оценке условий труда для одного рабочего места находится в диапазоне от 1 000 до 3 000 рублей и зависит  от нескольких  факторов, главные из которых:

  • Тип профессиональной деятельности организации
  • Общее количество рабочих мест (РМ)
  • Наличие аналогичных рабочих мест (бесплатно)*
  • Количество факторов, подлежащих замерам (оценке)
  • Число вредных и опасных факторов на РМ
  • Наличие технологического оборудования
  • Местоположение предприятия 
  • Количество производственных площадок

 * Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. (Статья 9,  п.6 №426-ФЗ)

 При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем 2-х рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. (Статья 16,  п.1. №426-ФЗ)

 В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным статьей 9 настоящего Федерального закона, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными. (Статья 16,  п.5. №426-ФЗ) 

 Консультации и предварительный расчет стоимости специальной оценки условий труда бесплатно.

Декларация соответствия условий труда 
государственным нормативным требованиям охраны труда

В соответствии с изменениями в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», Приказ Минтруда №80 от 07.02.2014 г. "О  форме  и  порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда …" внесенными Федеральным законом от 01.05.2016 №136-ФЗ  и Приказом Минтруда от 14.11.2016 № 642н установлена обязанность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми (действие данного положения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года); 

Работодателю, по результатам проведения специальной оценки условий труда, необходимо подать в Государственную инспекцию труда по месту своего нахождения Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

 Декларация оформляется на каждое рабочее место, на котором по результатам проведения идентификации вредные факторы не установлены, а также условия труда на которых по результатам проведения исследований в рамках специальной оценки условий труда признаны допустимыми или оптимальными (1 или 2 класс условий  труда).

Декларация действительна в течение пяти лет с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда с возможностью ее продления на последующие пять лет. 

Роструд сообщил, в какие сроки нужно провести спецоценку рабочих мест в офисе

В трудовом договоре должен быть указан класс условий труда, который устанавливается только по итогам спецоценки условий труда (СОУТ) (статья 57 ТК РФ). Под условиями труда понимается отнесение рабочего места к классам условий труда (оптимальным, допустимым, вредным, опасным). Поэтому если работодатель еще не провел аттестацию рабочих мест или СОУТ в офисе, он должен провести спецоценку условий труда в «кратчайшие сроки» и вписать соответствующий класс в тексты договоров с работниками.

Приказ Минтруда от 24.01.2014 г. N 33н

Подробности — в письме Роструда от 20.11.15 № 2628-6-1. Работодатели, которые не проводили аттестацию или спецоценку рабочих мест в офисе, должны провести спецоценку условий труда в «кратчайшие сроки». И только после этого они могут указать в трудовом договоре класс условий труда. Сведения об условиях труда, которые отсутствовали на момент заключения трудового договора, после проведения спецоценки вносятся непосредственно в текст трудового договора, а гарантии и компенсации (в случае, если будут выявлены вредные или опасные условия труда) прописываются в приложении к трудовому договору либо отдельном соглашении сторон.

 

 

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н
"Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"

Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 N 31689.

Начало действия документа 08.04.2014.

Установлены обязательные требования к процедурам специальной оценки условий труда.

В целях реализации Федерального закона "О специальной оценке условий труда" утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных или опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда, и инструкция по ее заполнению.

Методика устанавливает обязательные требования к процедурам:

идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов;

исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных или опасных производственных факторов;

отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных производственных факторов;

оформлению результатов специальной оценки условий труда.

В приложениях к Методике приведены, в частности:

таблица отнесения условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии химического фактора;

перечень веществ раздражающего действия;

перечень высокоопасных аллергенов;

балльная оценка условий труда на рабочем месте по фактору микроклимата;

таблица отнесения условий труда по классу (подклассу) условий труда по тяжести трудового процесса.

Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета, который подписывается всеми членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда и утверждается председателем комиссии.

Приказ Минтруда РФ от 24.01.2014 №33н (ред. от 14.11.2016) «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

Комментарий Российской газеты:

Эти документы должны стать настольной книгой для специалистов по охране труда, работающих на предприятиях, а также для аттестующих организаций, которые имеют специальную лицензию на такого рода деятельность. В стране аттестующих организаций, по данным минтруда, насчитывается около тысячи. У них есть все необходимое оборудование и специалисты для профессиональной оценки вредных факторов производства — их идентификации и объемам загрязнений.

По результатам проведения исследований и измерений вредных или опасных факторов эксперты определяют степень вредности (опасности) на конкретном рабочем месте. Новый закон предусматривает четыре класса условий труда: оптимальные, допустимые, вредные, опасные. В зависимости от интенсивности воздействия вредных факторов существует еще несколько подклассов.

В зависимости от того, к какому классу (подклассу) эксперты отнесут рабочее место, будет определяться тариф, по которому работодатель делает отчисления в Пенсионный фонд.

Логика проста: чем безопаснее условия труда, тем меньше отчисления.

Методика проведения СОУТ «Приказ Минтруда России 33 н от 24.01.2014 г.» — презентация

Кроме того, по результатам специальной оценки условий труда будет устанавливаться объем различных компенсаций работнику за вредные (опасные) условия: повышенная зарплата, дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, досрочная пенсия.

Согласно законодательству спецоценка должна проводиться не реже одного раза в пять лет. При этом существовавшая прежде аттестация рабочих мест тоже проводилась раз в пять лет. В минтруде поясняют: если с момента аттестации по старым правилам пять лет не прошло, то ее результаты действительны до истечения срока. Однако же, если работодатель за это время улучшил условия труда и снизил воздействие вредных (опасных) факторов, ему есть прямой смысл провести на улучшенных рабочих местах досрочную специальную оценку и сэкономить на взносах в Пенсионный фонд и на компенсациях работникам.

Напомним, что уже с прошлого года за работников, работающих во вредных условиях по первому и второму спискам, работодатели начали делать дополнительные отчисления в Пенсионный фонд. С 2014 года тарифы повысились: для списка 1 — до 6 процентов, для списка 2- до 4-х. А с 2015 года тарифы составят соответственно 9 и 6 процентов. Но если условия труда будут улучшаться, дополнительные взносы платить не придется.

«Российская газета»

« все новости

Введение специальной оценки условий труда (СОУТ) позволили оптимизировать трудовой процесс и облегчить прохождение лабораторного контроля. Однако немногие полностью осведомлены в этом вопросе, особенно в нюансах организации и проведения оценки. Попробуем прояснить ситуацию.

Проведение СОУТ утверждено законодательно в 2013-2014 годах, для осуществления внедрения разработана специальная методика. Первую проверку все компании и предприятия должна пройти до 2018 года, и в принципе проходить ее с периодичностью в каждые пять лет.

Юридически и административно за не прохождение процедуры или просрочку предусматриваются наказания согласно соответствующих кодексов РФ. И ответственность ложиться полностью на плечи работодателя-руководителя производства. Именно поэтому так важно разобраться в нюансах и понять этапы проведения процедуры оценки, как к ней подготовиться, чем это выгодно и во сколько может обойтись.

Последовательность процедуры оценки

Т.к. весь процесс регламентирован законодательно (Приказ Министерства труда № 33Н от 24.01.2014.), то ознакомившись с документом можно выделить несколько этапов, которые необходимы для проведения оценивания:

  • поиск оценщика – стороннего лица, который уполномочен проводить данную процедуру. При этом он должен иметь лицензию от министерства;
  • подготовка необходимой документации о местах, на которых предполагается проведение оценки с обязательным декларированием наличия/отсутствия проф. заболеваний и внештатных ситуаций;
  • анализ вредных производственных факторов с предоставлением подробного перечня и методов нейтрализации воздействий;
  • оформление результатов на основе отчета оценочной компании или ее представителя;
  • ознакомление сторон с результатами оценивания, доведение со сведения сотрудников и ответственных лиц итогов;
  • сохранение итогов СОУТ подтвержденных соответствующей документацией.

Инициатором этой проверки является владелец, поскольку в случае невыполнения ответственность (в том числе и юридическая) будет на его плечах. Нужно помнить, что с выбранной организацией необходимо обязательно заключается договор о сотрудничестве. Затем по предприятию выходит Приказ – положение о специальной оценке условий труда, в котором указан состав оценочной комиссии и приложен список проверяемых рабочих мест.

Расходы компании при проведении СОУТ

Работодатель должен быть готов к тому, что проведение СОУТ пополнит статью его расходов, в том числе руководитель должен обеспечить транспортные расходы оценщика (поэтому имеет смысл выбрать наиболее приближенную территориально компанию из имеющих соответствующую лицензию). Однако с учетом невысокой периодичности проведения данного мероприятия (раз в 5 лет) и законодательно обоснованной необходимости процедуры данные расходы не должны смущать и лучше их изначально закладывать в смету.

Действия оценочной комиссии и оформление результата

При наличии всех необходимых документов оценщик поэтапно производит проверку и анализ согласно регламенту действий. Первый этап – оценка наличия и степени выраженности вредных и опасных для производства и здоровья сотрудников факторов (таких, как концентрация токсических веществ, попадание в нормы предельно допустимых концентраций, наличие излучений, уровень шума, освещенности и общую тяжесть рабочего процесса). Второй этап – это составление протокола по каждому рабочему месту индивидуально, протокол должен включать в себя все результаты испытаний и подписан всеми членами комиссии. После обязательного ознакомления сотрудников с результатами проверки отчет передается в соответствующие гос.

33н методика проведения специальной оценки условий труда

структуры для утверждения и регистрации факта проведения оценки трудовых условий на данном предприятии.

Экземпляр итогов оценки остается у руководителя, он должен быть в свободном доступе для сотрудников и в случае каких-либо проверок предприятия. Также отчет предоставляется при прохождении следующей плановой проверки трудовых условий.

Штрафы в случае неправильного проведения оценивания

Как уже упоминалось выше, руководитель и компания – оценщик несут персональную ответственность за качество проведенной проверки, что подкреплено нормами законодательства. В случае нарушения процедуры им грозит наказание в виде штрафов (от 5 тысяч рублей для частных лиц и индивидуальных предпринимателей до 200 тысяч рублей для оценочных организаций) или же отстранение от трудовой деятельности сроком до трех лет. В отдельных случаях систематических нарушений предполагается полная дисквалификация и отзыв лицензии оценочных предприятий.