Принцип гласности в муниципальном праве

Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами другой, полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Данный принцип реализуется, с одной стороны, в осуществлении прав населения муниципального образования на доступ к информации его повседневной деятельности, а с другой – в создании необходимых условий для волеизъявления граждан на местном уровне. Эти условия имеют особое значение для проведения местного референдума или муниципальных выборов.

Органы государственной власти России обеспечивают законодательное регулирование информационных отношений. Все это предполагает законодательное закрепление прав физических и юридических лиц, расположенных на территории муниципального образования, на свободный поиск, получение, использование и распространение информации и определенных гарантий реализации этого права, кроме конкретных случаев, установленных законодательством. Государство также устанавливает правовой режим отношений по работе с информацией, обеспечивает необходимые условия для того, чтобы информация была доступна, устанавливает при этом правовые формы защиты информации и гарантии информационной безопасности, а также защиты авторских и иных смежных прав в области информационных отношений.

К числу необходимых условий, обеспечивающих доступ к информации населения муниципального образования, относятся: соблюдение правового режима работы с информацией всех видов; финансовая поддержка в создании и распространении информации в социально значимых областях; проведение фундаментальных исследований по созданию перспективных информационных технологий; технологическая, программная, правовая и организационная совместимость сетей связи и информационных систем и др. Законодательно определены виды информации, которые подлежат ограниченному пользованию, например относящейся к государственной или коммерческой тайне. В остальных случаях законодательство РФ исходит из норм международного права, которые не разрешают ограничение доступа к информации следующего характера:

  • о чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, стихийных бедствиях, катастрофах и их последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и обеспечения правопорядка;
  • о законодательных актах, касающихся прав, свобод и интересов человека и гражданина;
  • о фактах нарушения законности органами и должностными лицами местного самоуправления;
  • о привилегиях и льготах, предоставляемых государственными органами и органами местного самоуправления гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • об имевших место политических преследованиях и репрессиях против кого-либо, и др.

Принцип законности (ст. 15 Конституции РФ) в отличие от верховенства закона означает, что органы государственной власти, в том числе исполнительной, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения равны перед законом и обязаны его соблюдать.

Принцип легитимности тесно связан с принципом демократизма, т.е. оказанием доверия и поддержки народом органам государственной власти и органам местного самоуправления в соответствии со ст. 32, 33, 130, 131 Конституции РФ. Без осуществления этого принципа любые органы государственной власти и местного самоуправления будут функционировать неэффективно, решая преимущественно задачи узкого круга лиц. Наглядный пример неудовлетворительной легитимности (доверия) избирателей к институту советников в г. Москве – выборы 19 декабря 1999 г., когда около 45% бюллетеней по выборам в советники оказались недействительными, так как на них не было никаких отметок ни за конкретного кандидата (кандидатов), ни против всех.

Принцип гласности предполагает не только открытость информации, и прежде всего законодательства, но и доступность и подотчетность органов местного самоуправления и должностных лиц по вопросам, затрагивающим права, свободы и законные интересы граждан. Любые правовые акты органов местного самоуправления, уполномоченных должностных лиц, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения.

Гласность – важный принцип деятельности органов местного самоуправления. Он имеет особое значение для реализации прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе права на местное самоуправление. Органы местного самоуправления обязаны уделять большое внимание реализации данного принципа, который проявляется как право на информацию через свободу печати и слова, собраний, доступ к материалам и документам, отсутствие цензуры в деятельности средств массовой информации, отчеты должностных лиц местного самоуправления перед населением и т.д. Природа местного сообщества как корпоративного территориального образования предполагает определенный уровень доверия, межличностного общения, обмена информацией. Недостаток информированности населения о деятельности органов местного самоуправления создает массу вопросов и ситуаций, затрудняющих функционирование норм муниципального права, искажает демократическую природу отношений в муниципальных образованиях.

Осуществление принципа гласности в организации и деятельности местного самоуправления может иметь и ограниченный характер. Ограничения или отказ в доступе к информации могут быть связаны с:

  • государственной тайной;
  • экономическими (коммерческими) интересами местного самоуправления, отдельных физических и юридических лиц;
  • судебным процессом или предварительным следствием, если только на ознакомление и получение указанных документов не будет дано разрешение компетентными органами;
  • тайной частной жизни, личных дел человека, историей его болезни и т.п.;
  • иной, охраняемой законом тайной.