Принципы стратегии

Стратегическое соответствие как часть стратегического планирования

Стратегическое планирование предполагает четкое представление о соответствии целей и ценностей, ресурсов и способностей, организационной структуры и систем компании и экономической среды, в которой происходит ее деятельность. Для выяснения этого используется фундаментальное понятие стратегического соответствия, которое является непреложным условием стратегического планирования.

Определение понятия

Под стратегическим соответствием понимается соответствие управленческих действий стратегическим целям компании. Оно существует, когда различные бизнесы, входящие в компанию, имеют родственные производственные циклы.

Основные положения анализа стратегического соответствия

Анализ на предмет стратегического соответствия должен выяснить следующие моменты:

  1. В каких подразделениях совпадают звенья цепочек ценности, которые можно объединить для повышения эффективности и снижения издержек.
  2. В каких подразделениях совпадение цепочек ценности позволяет обмениваться опытом, навыками, технологиями и другими формами интеллектуального капитала.
  3. Какие подразделения могут совместно использовать имя компании для укрепления доверия со стороны потребителей.
  4. Какие подразделения обладают стратегическим соответствием, которое позволяет создать новые конкурентно-ценные возможности или эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.

При анализе также необходимо установить все ли подразделения компании соответствуют ее долгосрочным стратегическим целям. Если подразделение обладает элементами стратегического соответствия, но не соответствует рынкам сбыта, потребительским группам, товарным категориям, или для его успешной деятельности требуются значительные капиталовложения, то стратегическая привлекательность подразделения снижается и его целесообразно вывести из портфеля бизнеса компании.

На практике стратегическое соответствие помогает определить, насколько потенциал компании отвечает ее целям, направлениям развития и помогает ответить на жизненно важные вопросы: — существует ли у компании потенциал для обслуживания мировых рынков;
— может ли компания выйти за пределы нынешней зоны действия;
— требуется ли для этого увеличить количество мест дислокации;
— какие ресурсы нужны для этого;
— следует ли изменять или корректировать клиентов или свой взгляд на них;
— существуют ли другие группы клиентов, которым интересны существующие предложения;
— какие новые продукты и услуги можно увязать с уже существующими;
— существуют ли стратегии ценообразования, дистрибуции или обслуживания, которые могут основываться на тех, которые осуществляются в настоящее время;
— какие стратегии, радикально отличающиеся от тех, которые реализуются в настоящее время, могут быть созданы в этих областях;
— существует ли для этого возможность.

Синергетический эффект

Другим важным понятием из области стратегического планирования является синергия.

Синергия (от греческого synergos) — вместе действующий.

В бизнесе это совместное действие для достижения общей цели, основанное на принципе, что целое представляет нечто большее, чем сумма его частей. Так, например, доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности. Синергетический эффект в деятельности компании может возникнуть в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему. Синергетический эффект еще называют эффектом 2+2=5.

Для определения синергетического эффекта от объединения двух бизнесов используется следующая формула: Vав > Vа + Vв
SE = Vав – (Vа + Vв)

Vа – стоимость компании А;
Vв – стоимость компании Б;
Vав – стоимость объединенной компании;
SE – синергетический эффект.

Или NAV = (Vав – (Vа + Vв)) – Р — Е

NAV – чистая стоимость приобретения;
Р – премия, выплачиваемая за компанию Б;
Е – издержки проведения сделки.

Прямая и косвенная выгоды

Синергетический эффект, возникший от слияний или поглощений, может выражаться в прямой и косвенной выгоде.

Прямая выгода- это увеличение чистых денежных потоков реорганизованных компаний. Ее подсчет производится в три этапа:

— оценка стоимости предприятия на основе прогнозируемых денежных потоков до реорганизации;
— оценка стоимости объединенной компании на основе денежных потоков после реорганизации;
— расчет добавленной стоимости.

Косвенная выгода – это увеличение рыночной стоимости акций или изменение мультипликатора Р/Е.

Операционный синергетический эффект

Синергетический эффект может быть операционный (от сокращения расходов или увеличения доходов), финансовый, налоговый, управленческий. Сам факт объединения компаний может вызвать информационных эффект, в результате чего стоимость акций возрастает еще до того, как начнут осуществляться реальные экономические преобразования.

Синергетический эффект в результате увеличения доходов влечет за собой: — увеличение клиентской базы;
— выход на новые рынки сбыта;
— более эффективные методы и системы продаж как результат внедрения преимуществ одного бизнеса в другой;
— проведение более эффективной маркетинговой политики;
— создание новой продукции с использованием передовых технологий.

Синергетический эффект в результате сокращения расходов позволяет: — сократить персонал;
— экономить затраты на приобретение товаров и услуг;
— оптимизировать производственные расходы, затраты на маркетинг и рекламу;
— сокращать общехозяйственные административные расходы;
— эффективно использовать ресурсы.

Финансовая синергия и ее выгоды

Финансовая синергия – это экономия за счет изменения источников финансирования, стоимости финансирования и прочих выгод. Финансовая синергия дает компании следующие выгоды:

  1. При объединении двух денежных потоков уменьшается их волатильность, снижаются риски, укрепляется платежеспособность и сокращается необходимость в заемных средствах.
  2. Более низкий риск способствует снижению процентной ставки при заимствовании.

Полученный синергетический эффект способствует процветанию компании и помогает ей создавать ценности большие, чем ценности конкурентов.

Конкурентные преимущества

Выгода может стать конкурентным преимуществом для компании, если она позволит привлечь внимает потенциальных покупателей и будет способствовать увеличению продаж. Одна из задач любой компании – стать победителем в конкурентной борьбе на рынках. Конкурентные преимущества помогают достичь этой цели.

Ссылки

  1. Виктор Шитулин. «Объединение предприятий: расчет синергии и гудвилла»
  2. Николай Демин. «Синергия слияний»
  3. Андрей Серпилин. «Стратегия крупным планом»
  4. Геннадий Газин. «Наука поглощений»
  5. Дмитрий Норка. «Устойчивое конкурентное преимущество компании»

Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

Рост ВВП на 6,5%, радикальное сокращение бедности, увеличение инвестиций в человеческий капитал — такие цели ставились более десяти лет назад в Концепции развития России до 2020 года. РБК изучил, что получилось, а что нет Читать в полной версии Фото: Дмитрий Ловецкий / AP

В 2020 году истекает формальный срок действия Концепции долгосрочного социально-экономического развития России от 2008 года. По ряду целевых показателей документа дедлайн фактически продлен — они стали национальными целями, закрепленными майским указом президента Владимира Путина в 2018 году.

Стратегия-2020

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, разработанная Минэкономразвития, была утверждена правительством в ноябре 2008 года.

На первом этапе — до 2012 года — предполагалось создание базовых нормативных документов и начало их реализации. Однако в 2008 году из-за глобального финансового кризиса цели концепции во многом стали нереализуемыми уже на старте.

В 2011–2012 годах эксперты ВШЭ и РАНХиГС разрабатывали новый документ, ставший известным как Стратегия-2020. Как пояснял Владимир Путин, программу по второму этапу концепции 2008 года необходимо было откорректировать в связи с изменениями, которые внес финансовый кризис.

В марте 2012 года авторы представили итоговый доклад из более чем 800 страниц, предполагавший переход России на постиндустриальную модель развития и рост ВВП минимум на 5% в год. Но Стратегия-2020 так и не была рассмотрена и утверждена правительством. А концепция долгосрочного социально-экономического развития, принятая в 2008 году, не была упразднена и формально остается действующей.

Россия в пятерке мировых лидеров по ВВП

«В 2015–2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности)», — говорилось в концепции.

  • Россия по доле в мировом ВВП на протяжении многих лет делила пятое-шестое место с Германией, в 2011–2014 и 2016 годах опережала ее.
  • Вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира закреплено в качестве национальной цели майским указом 2018 года. Согласно прогнозным расчетам МВФ, Россия в предстоящие годы все-таки обойдет Германию по доле в мировом ВВП, но к 2024 году уступит место в пятерке Индонезии.

Устойчивый рост ВВП на 6,5%

За счет создания «модели инновационного социально ориентированного развития» в совокупности с традиционными конкурентными преимуществами в энергосырьевом секторе экономика должна к 2020 году выйти «на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4–6,5% в год», говорилось в концепции.

Концепция обещала прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализацию экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий и развитие высокотехнологичных производств.

  • Фактические темпы роста экономики оказались далеки от спрогнозированных в 2008 году. Среднегодовой рост ВВП в 2014–2018 годах составил лишь 0,5%. В 2019–2020 годах рост, согласно прогнозу Минэкономразвития, составит 1,3–1,7%.
  • Ускорение экономики ожидается только с 2021 года, до 3,1–3,3%, но при условии реализации обширной программы улучшения делового климата, снижения административных барьеров для бизнеса, цифровизации и т.д.
  • К 2020 году по сравнению с 2012 годом реальный ВВП должен был вырасти на 64–66%, следует из концепции. Но если проанализировать фактическую динамику ВВП с 2012 года, то получится, что в 2013–2019 годах он вырос на 5,8% (с учетом последних прогнозов властей по текущему году).

Реальным доходам обещали рост на 70%

Концепция декларировала цель увеличить реальные располагаемые доходы населения по итогам 2020 года на 64–72% по сравнению с 2012 годом. Однако если в 2007–2013 годах доходы населения росли (на 22% в общей сложности), то с 2014 года началось их сокращение.

  • По данным Росстата, с 2014 года наблюдается непрерывная отрицательная динамика, которая сменилась околонулевым ростом только в 2018 году.
  • В третьем квартале 2019 года Росстат зафиксировал резкий рост реальных доходов — сразу на 3% (к соответствующему периоду прошлого года). Это озадачило экономистов, указавших на «нестыковки» этих данных с отрицательной динамикой других экономических показателей.
  • В общей сложности, с 2012 года к третьему кварталу 2019 года реальные располагаемые доходы россиян сократились примерно на 5%.

Бедных станет вдвое меньше

Еще одна цель концепции на 2020 год — снижение уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007 году до 6–7%, а также увеличение среднего класса до более половины населения.

  • Уровень бедности снижался с 2008 по 2012 год, когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума опустилась до 10,7%. Затем количество бедных опять стало расти и по итогам 2016 года составило 13,3%.
  • После снижения в 2017–2018 годах в нынешнем показатель начал вновь подниматься: по итогам второго квартала 2019 года Росстат зафиксировал рост до 12,7%: за чертой бедности живут 18,6 млн человек.

Цель, обозначенная в концепции, сохраняется, но ее продлили до 2024 года. Согласно майскому указу президента, к этому времени уровень бедности должен снизиться в два раза, то есть до 6,6%. Вице-премьер Татьяна Голикова называла эту задачу самой сложной из всех обозначенных в указе.

Что касается среднего класса, то сейчас к нему можно отнести порядка 38% россиян, подсчитали в ВШЭ. При этом полностью соответствуют всем критериям среднего класса лишь 10,3 млн человек, или 7% по всей стране. В свою очередь, экономисты Альфа-банка утверждают, что доля среднего класса в России сократилась до минимума за 15 лет и составила в 2018 году 30%.

Больше квартир и меньше насилия

Концепция гласит, что уровень смертности от насильственных причин должен снизиться к 2020 году примерно вдвое.

  • Согласно данным Росстата, в 2007 году от внешних причин, куда входят как насильственные смерти, так и несчастные случаи, умерли 259,4 тыс. человек.
  • В 2018 году количество таких смертей составило 144,6 тыс., что в 1,8 раза меньше показателя 2007 года. В расчете на 100 тыс. человек населения смертность от внешних причин снизилась до минимума с 1965 года.
  • Впрочем, демографы предполагают, что часть насильственных смертей может маскироваться за показателем «повреждений с неопределенными намерениями», который в последние годы растет.

Средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году должен был достигнуть 28–35 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью). По данным Росстата, в 2018 году в среднем на одного человека приходилось 25,8 кв. м жилья.

Рост инвестиций в человеческий капитал

Концепция предусматривала перераспределение бюджетной системы в пользу расходов на развитие человеческого потенциала — с 8,6% ВВП в 2007 году до 11–11,7% ВВП в 2020 году. В частности, расходы на здравоохранение должны увеличиться с 3,6% ВПП до 5–5,5%, на образование — с 4 до 5–6% ВВП.

О том, что цели остались невыполненными, недавно напомнил глава Счетной палаты Алексей Кудрин во время первого чтения проекта бюджета на 2020–2022 годы в Госдуме. «Помните, у нас была Концепция долгосрочного развития, мы ее еще называли «План Путина», принята в 2008 году? Там заложен бюджетный маневр — рост расходов бюджетной системы на здравоохранение и образование — до 5% ВВП по каждому», — сказал он.

По словам Кудрина, «вообще такое решение когда-то принималось» на уровне правительства и «Единой России». «Но мы пока находимся на уровне меньше, чем было 11 лет назад», — констатировал он.

Расходы на развитие образования в ближайшие три года планируются в среднем на уровне 3,7% ВВП, на здравоохранение — 2,9% ВВП, указывает Счетная палата в заключении на проект бюджета. Для сравнения аудиторы приводят данные по странам «Большой семерки»:

  • в Великобритании в 2018–2019 финансовом году расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, на образование — 4,2% ВВП;
  • в США на 2020–2022 годы на обязательные расходы по здравоохранению предусмотрено 10,1% ВВП ежегодно;
  • во Франции в 2020 году на здравоохранение заложено 8% ВВП, на образование — 4,7% ВВП.

Почему стратегия осталась нереализованной

В 2008 году, когда утверждалась Концепция долгосрочного развития, реальность виделась по-другому, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. До 2008 года экономика в среднем росла на 7% в год, и после кризиса 2008–2009 годов многие экономисты были уверены, что Россия вернется на траекторию шестипроцентного роста, напоминает она.

По словам Орловой, концепция представляла собой «оптимистичный сценарий, со ссылкой на историю прошлого десятилетия» . Концепция писалась в то время, когда исходили из совершенно других экономических, геополитических, социальных предпосылок, солидарна руководитель направления Deloitte по оказанию услуг финансовым институтам России и СНГ Екатерина Трофимова. «На фоне кризиса и санкций ситуация полностью поменялась. Объективно это был маловероятный план для исполнения», — отмечает она.

Санкции, введенные против России после присоединения Крыма, повлияли на замедление экономики лишь отчасти, считает Орлова. «Ежегодно мы из-за санкций по состоянию на 2018 год теряли 0,5% ВВП, а с точки зрения потенциального роста — 0,3%. Это не тот масштаб проблемы, которая могла бы объяснить расхождение между желаемыми 6% и фактическими 1–2% роста», — сказала она.

Экономика растет медленнее из-за структурных ограничений, например, демографических, и спада инвестиционной активности, пояснила экономист. «Инвестиционный рост до 2008 года был гораздо более интенсивным, особенно частного сектора. После 2008 года инвестиции росли, но в большей степени за счет госсектора», — отметила она.

По мнению Орловой, долгосрочные стратегии развития пишутся не для выполнения на 100%, а для создания образа будущего, исходя из которого государство будет планировать свои действия. И на момент создания в 2008 году концепция развития до 2020 года была вполне оптимальной.

«Проблемы возникают тогда, когда мы стратегию цементируем, 10 лет живем с каким-то планом, а потом смотрим — не выполнили. Стратегия должна быть живой, это некий ориентир, она должна постоянно обновляться в процессе прихода каких-то новых событий, новой статистики. Реальность же меняется постепенно, и эти изменения нужно в стратегию инкорпорировать, — подчеркивает Орлова. — У нас есть такая проблема, что мы формируем стратегию, потом о ней забываем, через пять лет достаем, выясняем, что она не сбылась, говорим, что она плохая, и придумываем новую».

Планирование в России часто основывается на «ожиданиях и пожеланиях», а не на просчитанных макроэкономических прогнозах, замечает Трофимова. «Уровень выполнения таких стратегий достаточно низкий. Кроме того, у нас все еще очень волатильная макроэкономическая ситуация, и это осложняет прогнозирование», — заключает она.

Любая компания на рынке имеет свою стратегию работы от продвижения до сокращения. Стратегическое управление заключается не только в правильном алгоритме действий, но и в первую очередь, в соблюдении 5 основных принципов работы для всего предприятия.

Принцип первый: Перспективность

Стратегическое управление ориентировано на долгосрочную перспективу. Последствия принимаемых стратегических решений играют определяющую роль в судьбе компании на протяжении длительного времени. Нужно помнить, что стратегические ошибки очень сложно исправить. Более того, их последствия нельзя исправить никакими оперативными методами.

Практический кейс: В некой компании возник дефицит производственных мощностей по одной из продуктовых групп. Недолго думая, руководство приняло решение о приобретении дополнительной производственной линии. Все делалось очень быстро, ничего не просчитывалось, поскольку, как всегда, на это не хватало времени. После покупки линии выяснилось, что или маркетологи дали слишком оптимистические прогнозы, или продавцы сработали не так, как надо, или были другие причины, но возник избыток производственных мощностей. Надо сказать, что, принимая решение о покупке, директор не поскупился, поэтому приобретенная производственная линия была очень качественная, но дорогая в обслуживании. В итоге финансовый результат компании сразу же резко «просел», и никакие оперативные мероприятия помочь в этой ситуации уже не смогли. Проблему удалось решить только после того, как в компании уже на системной основе стали внедрять стратегическое управление. Было решено реализовать ряд проектов по выходу на новые рынки сбыта (в данном случае в новые регионы), что позволило загрузить линию и действительно заработать больше прибыли, как и планировалось ранее. То есть в данном случае проблему, возникшую в результате стратегической ошибки, смогли решить только благодаря продуманной стратегии развития.

Принцип второй: Приоритетность

Выбирая ту или иную стратегию, руководство компании должно быть готово последовательно ее придерживаться, подчиняя свои тактические действия стратегическим приоритетам. Вместе с тем, ввиду своей долгосрочности, стратегическое управление осуществляется в области высокой неопределенности, поэтому руководство организации всегда должно быть готово к проведению корректирующих изменений, которые, однако, обязательно должны носить осмысленный характер — не следует допускать, чтобы они выходили за рамки согласованной концепции развития компании. Долгосрочная стратегическая линия определяет всю последующую работу предприятия. Выбранная стратегия развития и пути ее реализации служат основой для построения всех оперативных планов деятельности. И здесь, к сожалению, очень часто происходит сбой: в ситуации, когда необходимо быстро принять решение, текущие интересы часто берут верх над стратегическими, несмотря на утвержденный стратегический план. Поэтому умению СЛЕДОВАТЬ разработанной стратегии нужно учиться.
КЕЙС

В одной компаний при помощи внешних консультантов разработали стратегию, подразумевающую фокусировку только на двух направлениях деятельности как приоритетных, однако два акционера из трех – директора функциональных подразделений – «отвоевали» каждый свой кусок финансового пирога, который не позволил в полной мере инвестировать в согласованные на этапе разработки стратегии направления развития. Этим воспользовались конкуренты, и уже через пару лет, компании полностью пришлось пересматривать стратегию и больше заботиться уже о выживании, нежели о росте.

Принцип третий: Реализуемость

При постановке долгосрочных целей и определении стратегии их достижения учитываются реальные возможности компании. Цели должны быть достижимыми, а задачи — напряженными, но выполнимыми. Когда компания только внедряет систему стратегического менеджмента, то цели можно чуть-чуть занизить, чтобы быть уверенными в возможности их реализации. Очень важно, чтобы механизм заработал. С работающим механизмом можно будет наверстать небольшие потери, возникшие из-за смещения акцента с текущей деятельности на стратегическую. Иными словами, на начальном этапе может возникнуть ощущение, что потраченные на решение стратегических задач время и усилия не окупаются: текущие финансовые результаты ухудшаются, но при этом и долгосрочные цели не достигаются. Поэтому при внедрении стратегического управления очень важно, чтобы менеджеры почувствовали: эта система работает! Конечно, в планировании всегда присутствует волевой элемент: при утверждении плановых показателей руководитель компании старается нацелить сотрудников на достижение более высоких результатов.

Стремление к лучшему — это, несомненно, очень ценное качество менеджера, но такое стремление должно опираться на реальные возможности как во внешней среде, так и внутри компании.

Принцип четвертый: Интерактивность (поэтапность)

Внедрение стратегии в жизнь происходит поэтапно: решение долгосрочных задач осуществляется через реализацию среднесрочных и краткосрочных инициатив. Таким образом, достижение конечной стратегической цели — последовательный многоэтапный процесс, который необходимо постоянно контролировать.

Для более эффективного управления реализацией стратегии:

  • разрабатываются стратегические проекты развития,
  • по каждому из них определяются цели и результаты,
  • составляется план работ,
  • формируется проектная команда,
  • определяется система мотивации и т. д.

Принцип итеративности в стратегическом управлении означает еще и необходимость многократного повторного анализа всего цикла стратегического менеджмента. Компании вынуждены это делать потому, что, к сожалению, в циклическом процессе нет начала. А значит, нельзя точно определить, с чего следует начинать разработку стратегического плана — с анализа или постановки целей. Чтобы определить цель, нужны результаты анализа, чтобы провести анализ, необходимы ориентиры по целям. Единственный способ разорвать этот замкнутый круг — использовать итерационный подход к разработке стратегического плана компании.

Принцип пятый: Комплексность

Всесторонний анализ и учет информации позволяют своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Для того чтобы разработать эффективную стратегию, необходимо учесть большое число факторов. При этом изучение внешней среды важнее, хотя и про компанию (внутреннюю среду) забывать нельзя. Надо отслеживать все узкие места или «БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ», чтобы знать, каким внутренним ресурсом компания сейчас располагает, сможет ли реализовать задуманную стратегию.

В то же время необходимо помнить, что особенно поначалу она не должна захлебнуться в большом объеме информации, поэтому все ненужное следует сразу же отсекать, сосредотачиваясь при разработке стратегии только на приоритетных в настоящий момент факторах.

Для выбора приоритетности факторов помогает коучинговая техника «9 шагов анализа» факторов, влияющих на достижение стратегических целей компании

Дзюба Наталья
Компания: Life&Business (все статьи компании)

дение рыночной деятельности по проверке соответствия проектной документации этим регламентам.

Необходимо предоставлять застройщикам для целей жилищного строительства сформированные земельные участки в собственность на торгах и до начала инвестиционно-строительного процесса. Это обеспечит возможность привлечения застройщиками кредитных ресурсов на строительство жилья под залог земельных участков и возводимого жилья. Существенную роль в этом процессе призваны играть органы местного самоуправления, ответственные за развитие территорий муниципалитетов.

С целью создания заинтересованности органов местного самоуправления производить работы по формированию земельных участков и подготовке исходно-разрешительной документации для их предоставления под жилищное строительство с применением конкурсных процедур необходимо принятие законодательных мер, обеспечивающих поступление в местные бюджеты в полном объеме средств от продажи сформированных земельных участков.

Муниципалитеты, заинтересованные в увеличении объемов жилищного строительства, должны обеспечивать предложение земельных участков для жилищного строительства, обустроенных базовой инженерно-коммунальной инфраструктурой. Начальное финансирование может обеспечиваться за счет муниципальных зай-

мов на развитие инфраструктуры, а возврат средств — за счет продажи прав на земельные участки и установление прозрачного и регулируемого муниципалитетами тарифа за подключение к инфраструктуре. Возможно делегирование ответственности за развитие коммунальной инфраструктуры частным операторам объектов коммунальной инфраструктуры. Кроме того, считаем целесообразным развитие девелопмента в целях увеличения объемов жилищного строительства.

Реализация указанной системы управления на практике позволит существенно расширить платежеспособный спрос населения на жилье, увеличить предложение жилья, в том числе за счет жилищного строительства, и обеспечить доступность жилья для основных групп населения. При этом среди основных направлений развития и совершенствования РДЖ приоритетное место должно занять использование эффекта мультипликатора инвестиций.

Литература:

1. http://www.gks.ru. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: .

2. http://www.rost.ru. Официальный сайт приоритетных национальных проектов: .

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Авакумова Н.Н., доцент Орловского государственного института экономики и торговли

Стратегический план, включающий основные направления социального и экономического развития, помогает региону выделить приоритетные направления развития и сконцентрировать имеющиеся ресурсы на этих направлениях.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегический план социально-экономического развития региона, принципы и этапы разработки стратегического плана, мониторинг.

THE STRATEGIC PLAN AS THE BASIC TOOL OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION

Avakumova N., the senior lecturer of the Orel state institute of economy and trade

Эффективными методами современного менеджмента являются стратегическое планирование и прогнозирование. Эти методы широко применяются в рыночной экономике и решают задачи развития коммерческих фирм или осуществления коммерческих проектов.

Стратегическое планирование зародилось в недрах корпоративного мира, что наложило специфические особенности на его принципы и методы и отражает недоверие к человеческим способностям предсказывать будущее. Из этого проистекает существенное отличие стратегического планирования от всеобъемлющего, заключающееся в том, что первое никогда не имеет логического завершения, а всегда касается частного и заранее выбранного. Стратегическое планирование основывается на презентации случайностей и способности указать на необходимость организационной интеграции и координации для адекватного реагирования на возникающие случайности . Как показывает практика, стратегическое планирование может с успехом применяться не только в коммерческой, но и в других сферах общественной деятельности.

На современном этапе стратегическое планирование все чаще применяется в качестве одного из основных инструментов регионального управления. Научно разработанные и обоснованные стратегические планы, объективно необходимые в рыночной экономике, позволяют с минимальными затратами достичь цели общественного развития в каждый конкретный промежуток времени, служат основой для создания эффективной сбалансированности социально-экономических систем. Необходимость планирования социально-экономического развития региона обусловлена тем, что наличие долгосрочного стратегического плана, включающего основные

направления иориентиры создания политически стабильного и устойчиво развивающегося общества, позволит региону выделить приоритетные направления развития и сконцентрировать имеющиеся ресурсы на этих направлениях.

Сущность стратегического планирования социально-экономического развития региона можно определить как деятельность представительных и исполнительных органов власти по реализации централизованного начала управления с целью обеспечения эффективного функционирования в долгосрочной перспективе с учетом изменяющихся условий внешней среды, а также обеспечения баланса отраслевых и региональных интересов в решении совокупности проблем социально-экономического реформирования и комплексного развития региона. Первостепенными являются проблемы, связанные с существенным улучшением качества жизни населения.

Из этого следует, что главная задача в сфере планового регулирования социально-экономического развития региона состоит в создании научно обоснованной системы стратегического планирования. Разработка действий, направленных на улучшение дел в экономике, социальной сфере, не видя перспектив на ближайшие 1015 лет, нецелесообразна. Тезис о приоритетности стратегии над тактикой в полной мере подтверждается мировой практикой. В связи с этим особую актуальность приобретает задача формирования документов стратегического характера, содержащих замысел социально-экономического развития региона.

Понятие стратегического планирования в литературе трактуется по-разному. Иногда стратегическое планирование отождествляется с выработкой долгосрочных целей с детальным всесторон-

ним комплексным планом, предназначенным для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Сущность стратегического планирования социально-экономического развития региона нами рассматривается в трех плоскостях.

Во-первых, «собственно стратегическое планирование» понимается как документально представленное выражение о желаемом будущем социальноэкономическом состоянии региона и о системе мер и ресурсов, используемых для приближения этого будущего.

Во-вторых, «стратегический план социально-экономического развития», трактуется как комплект документов, включающий собственно стратегический план и блок документов по его реализации

— набор стратегических программ и конкретный план мероприятий по осуществлению экономического и социального развития региона.

В-третьих, «стратегический план как процесс», понимается как система документов по стратегическому управлению в совокупности с организационными структурами и процедурами, задающими определенные, постоянно воспроизводимые схемы разработки стратегического плана региона и обеспечивающие реализацию стратегических целей и задач.

В основе стратегического планирования лежит научное обоснование стратегического выбора, разработка технологических подходов и инструментов для реализации выбранного стратегического плана, обоснование, поиск путей и необходимых ресурсов, обеспечивающих достижение стратегических целей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из этого, можно сформулировать следующее определение: стратегический план социально-экономического развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности и предусматривает выдвижение таких целей, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование социально-экономической системы региона в долгосрочной перспективе с учетом изменяющихся условии внешней среды.

Сравнительный анализ алгоритмов стратегического планирования показывает, что они тесно связаны между собой и в целом отражают этапы принятия управленческого решения.

Деятельность по стратегическому планированию региона должна «пронизывать» все звенья национальной экономики от ее первичного звена (хозяйствующего субъекта) до экономики в целом и представлять собой взаимоувязанный комплекс проектов стратегических решений. Эффективность такого комплекса зависит от эффективности механизма, используемого для реализации региональной стратегии, в том числе от степени эффективности взаимодействия органов региональной власти и общественности (представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций и учреждений науки, потенциальных инвесторов) в интересах достижения поставленных в стратегическом плане целей.

Стратегический план социально-экономического развития региона — это индикативный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно. Это — документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса. Это

— не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности .

Основными задачами регионального управления являются, естественно, повышение уровня жизни населения данного региона, анализ и долгосрочное прогнозирование его всестороннего развития, выполнение мероприятий по обеспечению экологической безопасности и защите окружающей среды .

Основополагающими принципами разработки стратегического плана социально-экономического развития региона должны являться:

— обоснование стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития;

— ориентация экономики региона на решение социальных задач, достижение высокого уровня жизни;

— учет взаимосвязей региона, характеризующихся взаимозависимостью с другими регионами и страной в целом;

— формирование высокоэффективной, гибкой и восприимчивой к нововведениям социально ориентированной экономики, сочетающей механизмы рыночного саморегулирования с активным госу-

дарственным воздействием на экономические и социальные процессы;

— сочетание и взаимодействие различных форм собственности и хозяйствования, обеспечивающих устойчивую мотивацию трудовой и предпринимательской активности;

— определение точки равновесия между властными структурами профессиональными и общественными группами населения, относительно стратегических целей и приоритетов развития региона, а также механизмов их практической реализации;

— обеспечение открытости хода и результатов работ по формированию стратегического плана развития региона, привлечение к рассмотрению и экспертизе проектов документов научной общественности и населения;

— учет глобальных мировых тенденций, а также опыта стран и регионов, добившихся скачка в социально-экономическом развитии, в сочетании с традициями и социокультурными особенностями народов, проживающих в регионе.

Этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития региона включают:

1. оценку достигнутого уровня и особенностей социальноэкономического развития региона, предполагающую также проведение анализа региональной ресурсной базы этого развития;

2. определение целей регионального развития с учетом формирования новых и уже имеющихся местных преимуществ в условиях ограниченных ресурсов региона;

3. разработку концепции социально-экономического развития региона, проработку сценариев и механизмов осуществления стратегии с учетом системы межрегиональных связей и взаимосвязей;

4. мониторинг и анализ его эффективности и результативности, корректировку целей и методов достижения.

На первоначальном этапе разработки стратегического плана необходимо провести анализ региональных особенностей экономики и социальной сферы, который обеспечивает базу, как для определения целей регионального развития, так и для выработки стратегического плана, позволяющего достичь поставленных целей. Такой анализ предполагает изучение следующих элементов экономики и социальной сферы:

— макросреды;

— непосредственного окружения;

— внутренней среды региона.

Анализ макросреды и непосредственного окружения включает изучение влияния экономики страны и соседних регионов, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать регион в процессе достижения своих целей.

Главной задачей этапа определения основных целей стратегического плана является установление баланса интересов экономических субъектов, социальных институтов и групп людей, заинтересованных в стабильности и оказывающих влияние на содержание и направленность регионального развития.

После того как определены цели, наступает этап разработки концепции социально-экономического развития региона и проработки сценариев и механизмов ее осуществления. На этом этапе основной задачей является создание необходимых предпосылок для успешной реализации стратегического плана и принятие решения по поводу того, как, какими средствами будет обеспечиваться достижение поставленных целей.

Мониторинг, оценка и контроль выполнения стратегического плана являются завершающим этапом стратегического планирования. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями регионального развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные задачи любого контроля следующие :

— определение того, что и по каким показателям проверять;

— оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;

— выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;

— осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

В случае мониторинга реализации стратегического плана развития эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности стратегического плана.

В ходе мониторинга стратегического плана решаются следующие задачи:

— стимулировать реализацию плана в целом и отдельных мер;

— оценить степень достижения главной цели и целей стратегического плана, дать информацию для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей;

— оценить степень реализации мер, дать информацию для уточнения и корректировки мер;

— поддержать в рабочем состоянии структуры стратегического планирования.

В результате четкого соблюдения принципов и этапов стратегического планирования, в конечном итоге реализация стратегического плана позволит достичь стабилизации экономической и социальной обстановки, сохранения производственного и кадрового потенциала, создания основ экономики рыночного типа, сочетающей предпринимательскую деятельность с государственным регулированием, формирования предпосылок и условий для устойчивого развития хозяйственного комплекса региона .

Необходимо также отметить, что в процессе стратегического планирования регионального развития в современных условиях полезным может оказаться изучение зарубежного опыта в области прогнозирования и стратегического планирования, региональных

и местных социально-экономических систем.

Возможность использования зарубежного опыта вытекает из существующих сходных проблем в области техники и технологии, экономики и социальной жизни, так как научно-технический прогресс и его пространственная диффузия идут практически по единому сценарию, в результате чего и в разных странах возникают сходные региональные проблемы, в частности, продолжающаяся дифференциация экономической и социальной жизни экономических районов, центра и периферии. Нельзя не согласиться и с тем, что в области осмысления региональных проблем и разработки путей их решения развитые страны продвинулись дальше нас .

Литература:

2.Валдайцев СВ. Оценка бизнеса и инноваций. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. — 336 с.

4. Региональная экономика : Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 666 с. — (Высшее образование).

СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ УПРАВЛЕНИЯ

Егорова Т.Н.

Шманёв С.В., ОрелГИЭТ

В статье рассмотрен процесс управления экономическими системами с позиции системно-синергетического подхода. Основная идея, которого заключается в том, что функционирование части системы оказывает воздействие на функционирование всех других ее частей при этом процесс можно рассматривать как последовательность действий, которые ведут рассматриваемую систему от хаоса к порядку, причем структура управления инвестиционными процессами представлена как совокупность органов управления.

Ключевые слова: Система, самоорганизация, структура управления, объект и субъект управления, синергетика.

THE SYSTEM-SINERGETICHESKY APPROACH TO THE MANAGEMENT PROCESS

Egorova T. Shmanev S., OrelGIET

Keywords: System, self-organizing, management structure, object and the subject of management, synergetic.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Впервые идея системного подхода была сформулирована русским ученым А.А. Богдановым в 1912-1928 гг. Позже в середине 30-х гг. ХХ-века эта идея была возрождена Л. фон Берталанфи, который заложил основания общей теории систем (ОТС), стоящей во главе системных исследований .

Многие ученые и исследователи рассматривают ОТС как своеобразную метатеорию, включающую в себя знания о системах, полученные различными областями науки (в т.ч. системный подход и системный анализ).

В основе общей теории систем лежат два базовых принципа:

1) принцип системности. Часто считается, что «в его содержание входят представления о всеобщей связи явлений, о соотношении целого и частей». Такое понимание содержит определенную неточность — это раскрытие сущности лишь явлений, т.е. внешнего выражения объектов и процессов. На наш взгляд, принцип системности характеризует всеобщность рассмотрения объектов, явлений и процессов как систем со всеми присущими им закономерностями;

2) принцип изоморфизма, под которым понимается наличие сходства у законов, управляющих функционированием различных системных объектов.

Оба принципа указывают на наличие общих системных закономерностей, однако это вовсе не исключает особенности в строении, функционирования, движения и развитии различных систем. При этом целью общей теории систем является выявление общих принципов, характерных для различных объектов.

Системный подход включает в себя совокупность категорий и важнейшее место в ней занимает понятие «система».

Несмотря на тот факт, что ОТС рассматривается как основополагающая теория, включающая в себя базовые определения всех специфических понятий, современные исследования в области системного подхода выявили некоторые ее недостатки. В первую очередь это упрощенное определение понятия «система» («комплекс элементов, находящихся во взаимодействии»), при этом упускаются особенности саморазвивающихся систем, исследование связей, а также условий, при которых возможна модификация форм системы.

В общем виде понятие «система» должно, на наш взгляд, раскрывать не только функциональную и информационную целостность элементов (изучаемых объектов, процессов и явлений), но и единство законов их движения и развития, так как если системный подход трактуется как общенаучная методология, то и определение