Проект профстандарта логопеда

Новая редакция Ст. 331 ТК РФ

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Комментарий к Статье 331 ТК РФ

Педагогическая деятельность может осуществляться как в специальных образовательных учреждениях, так и индивидуально. Статьей 331 ТК предусмотрено наличие образовательного ценза для заключения трудового договора. Данная норма имеет силу в случаях, когда в качестве работодателя выступают образовательные учреждения соответствующих типов и видов. Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством РФ, в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании».

Для заключения трудового договора с иными работодателями образовательный ценз не является обязательным.

Перечень образовательных учреждений, предусматривающих наличие образовательного ценза для педагогических работников, определяется Правительством РФ при утверждении типового положения об образовательном учреждении. На данный момент Правительством РФ утверждены следующие Типовые положения (положения):

о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237;

об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233;

о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420;

об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610;

об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612;

об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676;

о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677;

об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612;

о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;

об учреждении начального профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650;

о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;

о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288;

об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117;

об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204;

о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427;

об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867;

об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046;

о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 650;

о межшкольном учебном комбинате, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437;

об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160;

об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117;

об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196;

об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264.

Под образовательным цензом понимается наличие профессионального образования начального, среднего или высшего, а также послевузовского профессионального образования. К педагогической деятельности в высшем учебном заведении и образовательном учреждении повышения квалификации допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (п. 77 Типового положения о вузе, п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования). К педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование (п. 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования).

Чаще всего образовательный ценз не содержит уточнения о специальности или направлении профессиональной подготовки, кроме работников образовательных учреждений среднего специального и общего образования. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Вместе с тем понятием «образовательный ценз» не предусматривается дифференциации высшего профессионального образования по ступеням (бакалавр, дипломированный специалист, магистр).

Образовательный ценз включен в квалификационные требования для занятия соответствующих должностей педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Однако допускаются отступления от этого правила. В частности, привлечение для ведения преподавательской деятельности специалистов-практиков не требует наличия у них образовательного ценза.

Министерством образования установлен порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников в соответствии с Положением Минобразования России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258. Приказом от 26 июня 2000 г. N 1908 Минобразования России утверждено Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, закрепляющее порядок аттестации по должностям, тарифно-квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий. Квалификационные категории вторая, первая и высшая присваиваются педагогическим работникам сроком на пять лет. Для работников высших учебных заведений присвоение квалификационных категорий не установлено. Наличие квалификационных категорий в настоящее время предусмотрено для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений дошкольного, дополнительного образования детей, среднего общего, начального и среднего профессионального.

Статья 331 ТК не предусматривает принятия специального федерального закона, содержащего перечень негативных условий, отсылая к уже установленным действующим федеральным законом. Часть запретов предусмотрена Законами об образовании и о высшем профессиональном образовании. Одновременно с тем перечень медицинских противопоказаний специально не утвержден. Однако некоторые запреты содержатся в законодательстве о психиатрической помощи.

Статья 331 ТК предусматривает, что подобный запрет может быть введен только федеральным законом. Но в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ перечень медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ.

В случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью, осуществление педагогической деятельности может быть запрещено приговором суда в случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Педагогическая деятельность может быть запрещена лицам, имеющим судимость за определенные преступления. Перечень преступлений устанавливается федеральным законом. В данный момент статьей 53 Закона об образовании определены категории преступлений в зависимости от их характера и степени общественной опасности, а не конкретные составы преступлений. В частности, педагогическая деятельность запрещается лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Тяжкие преступления — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает 10 лет лишения свободы. Под особо тяжкими преступлениями понимаются умышленные деяния, за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание. К числу тяжких преступлений относятся как умышленные, так и неосторожные деяния. Педагогическая деятельность запрещена только лицам, имеющим судимость за умышленные тяжкие преступления.

Другой комментарий к Ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья содержит специальные требования для осуществления педагогической деятельности. Закон предусматривает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, и не допускаются лица, которые в качестве уголовного наказания лишены права заниматься педагогической деятельностью, имеют судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, недееспособны и имеют отдельные виды заболеваний.

2. Педагогическая деятельность может осуществляться как в специальных образовательных учреждениях, так и индивидуально. По смыслу ст. 331 ТК РФ наличие образовательного ценза предусмотрено законом для заключения трудового договора, если в качестве работодателя выступают образовательные учреждения соответствующих типов и видов. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством РФ (ст. 56). Для заключения трудового договора с иными работодателями образовательный ценз не является обязательным. В числе требований к работнику может быть предусмотрено наличие определенных умений или навыков, но не образовательного ценза.

3. Перечень образовательных учреждений, которые предусматривают наличие образовательного ценза для педагогических работников, определяется Правительством РФ при утверждении Типового положения об образовательном учреждении. В настоящее время Правительством РФ утверждены следующие Типовые положения:

об учреждении начального профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650;

о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237;

об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233;

о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420;

об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610;

об общеобразовательной школе-интернате, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612;

об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676;

о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677;

о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;

о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;

о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288;

об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117;

об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204;

о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427;

об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867;

об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046;

о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 650;

о межшкольном учебном комбинате, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437;

об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160;

об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196;

об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264.

4. Под образовательным цензом понимается наличие профессионального образования: начального, среднего или высшего, а также послевузовского профессионального образования. Например, к педагогической деятельности в высшем учебном заведении и образовательном учреждении повышения квалификации допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (п. 77 Типового положения о вузе, п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования), к педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование (п. 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования).

5. Образовательный ценз, как правило, не содержит уточнения о специальности или направлении профессиональной подготовки, за исключением работников образовательных учреждений среднего специального и общего образования. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Понятие «образовательный ценз» не предусматривает дифференциации высшего профессионального образования по ступеням (бакалавр, дипломированный специалист, магистр).

6. Квалификационные требования для занятия соответствующих должностей педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, как правило, включают образовательный ценз. Вместе с тем допускаются и отступления от этого правила. Так, привлечение для ведения преподавательской деятельности специалистов-практиков не предусматривает наличия у них образовательного ценза.

Министерство образования и науки устанавливает порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников (Положение о Минобрнауки России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258). В настоящее время указанные функции выполняются Министерством образования и науки РФ (п. 5.2.12 Постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280) Минобразования России Приказом от 26 июня 2000 г. N 1908 утвердило Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, закрепляющее порядок аттестации по должностям, тарифно-квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий. Квалификационные категории первая, вторая и высшая присваиваются педагогическим работникам сроком на пять лет. Наличие квалификационных категорий в настоящее время предусмотрено для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений дошкольного, дополнительного образования детей, среднего общего, начального и среднего профессионального образования (см., например, п. 53 Типового положения о среднем специальном учебном заведении). Для работников высших учебных заведений присвоение квалификационных категорий не установлено.

7. Статья 331 ТК РФ не предусматривает принятия специального федерального закона, содержащего условия, по которым лица не допускаются к педагогической деятельности, а отсылает к тем запретам, которые уже установлены действующими федеральными законами либо могут быть приняты по отдельным вопросам. В частности, часть запретов предусмотрена законами об образовании и о высшем профессиональном образовании. Перечень медицинских противопоказаний специально не утвержден, но некоторые запреты содержатся в законодательстве о психиатрической помощи.

Статья 331 предусматривает, что перечень заболеваний утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. В настоящее время таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития (п. 1 Положения о Минздравсоцразвития России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321). Вид нормативного акта определяется полномочиями и видом актов, издаваемых министерством. Поскольку ранее данный перечень устанавливался исключительно федеральным законом, законодатель понизил уровень нормативного акта, устанавливающего перечень заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности.

8. Осуществление педагогической деятельности может быть запрещено приговором суда в случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК). Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

9. Педагогическая деятельность запрещается лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК РФ и УК РСФСР. Данная норма полностью совпадает с требованиями ст. 53 Закона об образовании. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ст. 15 УК).

В действующей редакции законодатель более корректно обращается к понятию уголовно-правового института судимости. Ранее действовавшая редакция запрещала занятие педагогической деятельностью всем лицам, которые имели судимость, т.е. всем лицам, когда-либо осужденным за тяжкие или особо тяжкие преступления. Между тем п. 6 ст. 86 УК предусматривает, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Следовательно, по смыслу уголовного закона погашение или снятие судимости устраняет препятствия для занятия педагогической деятельностью. В соответствии со ст. 86 УК судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении 6 лет, а в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — 8 лет после отбытия наказания. Судимость может быть снята и ранее указанных сроков. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то суд может по ходатайству осужденного снять с него судимость ранее истечения срока ее погашения.

10. Недееспособность как препятствие к осуществлению педагогической деятельности в качестве самостоятельного основания встречается впервые. Поскольку признание гражданина недееспособным производится вследствие наличия психического расстройства, которое приводит к неспособности гражданина понимать значение совершаемых им действий и руководить ими (ст. 29 ГК РФ), постольку такое препятствие являлось подразумеваемым и, как правило, охватывалось перечнем медицинских заболеваний. Специального указания, запрещающего занятие педагогической деятельностью, в решении суда о признании гражданина недееспособным не требуется, порядок и основания признания лица недееспособным устанавливаются гражданским (ст. 29 ГК РФ) и гражданско-процессуальным (гл. 31 ГПК) законодательством.

  • Авторы
  • Резюме
  • Рецензия
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Евтушенко И.В. 1 Левченко И.Ю. 1 1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Актуальным вопросом общего и специального образования является разработка, общественное обсуждение и внедрение профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)», определяющего квалификационные требования к содержанию обобщенных трудовых функций, действий и иных профессиональных характеристик специальных педагогов. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога направлен на упорядочение профессиональных обязанностей, с учетом их вариативности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья разного возраста, с расстройствами сенсорных, двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих механизмов. В статье представлены результаты исследований, проведенных Московским педагогическим государственным университетом в инициативном порядке на выполнение работ в рамках реализации Распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р, связанных с обсуждением основных положений профессионального стандарта педагога-дефектолога с представителями работодателей и педагогической общественности. 1291 KB 1042 KB 162 KB профессиональный стандарт дети с ограниченными возможностями здоровья педагог-дефектолог 1. Борозинец Н.М. Оценка результатов подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» на основе компетентностного подхода // Специальное образование. – 2014. — № 2 (34). – С. 75-82. 2. Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. – М., 2006. – 144 с. 3. Герасимова С.Н., Евтушенко И.В. Готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2015. — № 12-5. – С. 860-864. 4. Данилова А.М. Коррекционная направленность уроков краеведческого характера в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. — № 11. – С. 227-233. 5. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. К оценке уровня нравственной воспитанности обучающихся с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. — URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24421 (дата обращения: 28.04.2017). 6. Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. — URL: http://www.science-education.ru/113-10919 (дата обращения: 27.04.2017). 7. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Спутник+, 2014. – С. 58-78. 8. Евтушенко И.В. Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов : учебник для учреждений высшего профессионального образования / И.В. Евтушенко, В.В. Надвикова, В.И. Шкатулла / под ред. В.И. Шкатулла. – М.: Прометей, 2017. – 578 с. 9. Евтушенко И.В. Формирование профессионально-правовой компетентности учителя-дефектолога // Коррекционная педагогика. — 2008. — № 1 (25). — С. 57-66. 10. Евтушенко И.В., Герасимова С.Н. Формирование специальных (дефектологических) компетенций у студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2016. — № 1-1. – С. 102-106. 11. Олигофренопедагогика : учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 400 с. 12. Орлова О.С. Нарушения голоса : учебное пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 220 с. 13. Приходько О.Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом : автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.03) / МГПУ. – М., 2001. – 24 с. 14. Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии : дис. … д-ра психол. наук (19.00.10) / НГПУ. – Нижний Новгород, 2005. – 439 с. 15. Туманова Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2004. — № 5. — С. 34-41. 16. Чернышкова Е.В. Эстетическое воспитание глухих учащихся младших классов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20623 (дата обращения: 09.04.2017). 17. Яковлева И.М. Подготовка педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. – М.: Спутник+, 2012. – 133 с.

В настоящее время в нашей стране существенно активизирована деятельность по совершенствованию нормативно-правового сопровождения специального образования: Федеральные нормативно-правовые акты; учебно-методические пособия ; научные статьи по правовой подготовке будущих специальных педагогов. Продолжаются научные исследования, направленные на определение содержания обобщенных трудовых функций специалистов, осуществляющих помощь детям с нарушениями речи ; слуха ; опорно-двигательного аппарата ; интеллекта ; задержкой психического развития ; семьям . Работа над проектом «Профессиональный стандарт педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога)», (далее – Профстандарт) начала осуществляться в 2015 году в соответствии с Госконтрактом № 0195100000315000059-0440942-01 по выполнению Распоряжения Правительства России от 31 марта 2014 г. № 487-р, МГГУ им. М.А. Шолохова, впоследствии МПГУ. Эксперты Минтрудсоцзащиты признали, что представленный проект Профстандарта соответствует Правилам разработки и утверждения профессиональных стандартов, Макету Профстандарта и Методическим рекомендациям по разработке Профстандарта; прошли в установленном порядке общественное обсуждение. Проект Профстандарта получил одобрение у Заказчика, Минобрнауки.

В Пояснительной записке к Профстандарту Разработчиком отмечаются недочеты в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678). Сохранившиеся до настоящего времени лишь два наименования «учитель-дефектолог» и «учитель-логопед (логопед)» не охватывают всего спектра специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всех категорий; в отдельную категорию оказался выделенным только учитель-логопед, в то время как специалисты с квалификациями: «сурдопедагог», «олигофренопедагог», «тифлопедагог» были объединены под названием «учитель-дефектолог». Не представлены в Номенклатуре специалисты по работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития. В проекте Профстандарта Разработчиком предлагается переход от двухуровневого высшего образования (бакалавр-магистр) к одноуровневой подготовке специалистов с последующим повышением уровня квалификации по программам магистратуры при отсутствии бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». По мнению авторов проекта Профстандарта, требования к уровню квалификации для осуществления обобщенных трудовых функций и трудовых функций педагога-дефектолога соответствуют 7 квалификационному уровню (образовательные программы высшего образования – магистратура или специалитет) на основании Приказа Минтруда России № 148н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов Профстандартов».

В ходе общественного обсуждения проекта Профстандарта с заинтересованными сторонами возникли разногласия, суть которых свелась к следующим требованиям: 1) необходимость исключения из наименования вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога педагогической деятельности в обучении по адаптированным основным образовательным программам (АООП) и воспитании обучающихся с ОВЗ и сохранение в наименовании вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога только одного вида деятельности: коррекция нарушений развития и социальная адаптация обучающихся с ОВЗ; 2) необходимость объединения трудовых функций сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога в единые трудовые действия; 3) недостаточность для достижения необходимого уровня квалификации педагога-дефектолога такого уровня образования, как: специалитет или магистратура и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки (в зависимости от обобщенной трудовой функции) в области логопедии; сурдопедагогики; олигофренопедагогики; тифлопедагогики. Для выявления мнения по поводу поддержки основных положений проекта Профстандарта представителями профессионального сообщества в лице работодателей и практических работников (учителей-дефектологов) в ходе его профессионально-общественного обсуждения был разработан Опросник к проекту Профстандарта. В период с 7 февраля по 9 марта 2017 года был проведен опрос по проблемам разработки и апробации проекта Профстандарта. Принять участие в опросе было предложено 1 707 образовательным организациям, осуществляющим обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, путем рассылки по электронным адресам организаций информационного письма, содержащего Опросник к проекту Профстандарта, включающего 10 вопросов. Ответы в виде отсканированных писем поступили от 153 образовательных организаций 47 субъектов РФ. В опросе приняли участие 428 человек: руководители образовательных организаций (ректоры, директора, заведующие); специалисты (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, учителя начальных классов, педагоги-психологи). Письма содержали аргументы участников опроса по проекту Профстандарта с обоснованием позиций (таблица).

Результаты опроса по проекту Профстандарта

№п/п

Вопрос

Да

Нет

Количество ответов

%

Количество ответов

%

Ознакомились ли Вы с проектом Профстандарта, размещенным на сайте ФГБОУ ВО «МПГУ»?

98,7

1,3

Поддерживаете ли Вы дифференциацию должностей, представленную в проекте Профстандарта, а именно: учитель-логопед (логопед); учитель-дефектолог (сурдопедагог); учитель-дефектолог (олигофренопедагог); учитель-дефектолог (тифлопедагог)?

92,16

5,88

Считаете ли Вы возможным объединение трудовых функций вышеперечисленных специалистов в единые трудовые действия?

26,14

69,28

Считаете ли Вы необходимым сохранение профильной подготовки педагогов-дефектологов?

96,08

1,96

Считаете ли Вы возможным подготовку универсального педагога-дефектолога?

25,49

67,32

Считаете ли Вы возможным и необходимым возвращение к специалитету с присвоением соответствующей квалификации по специальностям (ОКСО): 050712 — Тифлопедагогика: Учитель-тифлопедагог; 050713 — Сурдопедагогика: Учитель-сурдопедагог; 050714 — Олигофренопедагогика: Учитель-олигофренопедагог; 050715 — Логопедия: Учитель-логопед; 050716 — Специальная психология: Специальный психолог; 050717 — Специальная дошкольная педагогика и психология: Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии?

84,97

11,76

Считаете ли Вы необходимым сохранение бакалавриата в подготовке педагогов-дефектологов?

47,71

45,75

Считаете ли Вы возможным исключение из наименования вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога педагогической деятельности в обучении по АООП и воспитании обучающихся с ОВЗ?

10,46

87,58

Считаете ли Вы возможным сохранение в наименовании вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога только одного вида деятельности: коррекция нарушений развития и социальная адаптация обучающихся с ОВЗ?

24,183

73,203

Считаете ли Вы возможным для достижения необходимого уровня квалификации педагога-дефектолога предъявление таких требований к образованию и обучению, как: специалитет или магистратура и дополнительное профессиональное образование по программам профпереподготовки (в зависимости от обобщенной трудовой функции) в области логопедии; сурдопедагогики; олигофренопедагогики; тифлопедагогики?

86,93

6,535

Ниже приводятся наиболее характерные аргументы ответов на вопросы, включенные в Опросник к проекту Профстандарта.

Ответы на вопрос 1: просим рассмотреть возможность оставить наименование должности «учитель-дефектолог», т.к. «педагог-дефектолог» отсутствует в «Списке должностей и учреждений для досрочного назначения пенсии в соответствии с п.п. 10 п. 1 Ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Ответы на вопрос 2: поддерживаем дифференциацию должностей, представленную в проекте Профстандарта; среди положительных характеристик современного дефектологического образования выделяется подготовка специалистов, ориентирующихся в смежных областях деятельности, дифференциация должностей необходима для конкретизации круга обязанностей специалистов; квалификации педагогов-дефектологов, необходимые для реализации образовательных технологий при работе со слепыми, слабовидящими, глухими, слабослышащими, позднооглохшими и умственно отсталыми обучающимися, различаются; однако необходимо учитывать новые направления оказания помощи детям с ОВЗ, например обучающимся с расстройствами аутистического спектра (РАС), тяжелыми множественными нарушениями развития.

Ответы на вопрос 3: объединение трудовых функций возможно только при работе с детьми одной категории нарушений развития; объединение трудовых функций считаем невозможным в связи с различными функциональными особенностями и методическими подходами, т.к. каждый специалист проводит коррекционную работу в зависимости от структуры дефекта, в совершенстве владея своим направлением деятельности, что повышает эффективность его работы.

Ответы на вопрос 4: необходимо сохранить профильную подготовку педагогов-дефектологов, поскольку студенты получают глубокое и разностороннее образование; системообразующий критерий, реализующийся при их подготовке, предусматривает включение в единый комплекс научных и практических знаний; антропологический принцип предполагает отбор и обобщение представлений о человеке, его социализации в норме и при отклоняющемся развитии; методологические принципы специальной педагогики конкретизируют предметную область; профильная подготовка педагогов-дефектологов показала свою жизнеспособность.

Ответы на вопрос 5: подготовку универсального педагога-дефектолога считаем невозможной, так как специалист не может быть всеохватным, владеющим методами и приемами, необходимыми для всех категорий лиц с ОВЗ; профессионал сможет помочь, а дилетант нанесет непоправимый вред; в наиболее тяжелых случаях может помочь только квалифицированный узкий специалист; уровень профессиональной подготовки и профессиональной мотивации снижается, если расширять круг требований к профессиональным обязанностям; подготовка универсальных педагогов-дефектологов направлена на реализацию популярной идеи: сокращение расходов на образование.

Ответы на вопрос 6: возвращение к специалитету при подготовке дефектологов позволит осуществить упорядочение профессиональных обязанностей с учетом их вариативности в работе с детьми разного возраста с различными нарушениями развития; педагоги-дефектологи должны владеть разными профессиональными компетенциями; сокращение, по сравнению со специалитетом, срока обучения и осуществленные качественно-количественные изменения учебного плана бакалавриата не позволяют будущему дефектологу быть полностью компетентным в своей области, частично поможет продолжение обучения в магистратуре, поступление в которую ограничено и предполагает активность в научной деятельности, к которой готовы далеко не все студенты в силу отсутствия склонности к исследованиям; эти противоречия позволяет снять специалитет.

Ответы на вопрос 7: не считаем необходимым сохранение бакалавриата в подготовке педагогов-дефектологов, т.к. учебный план по сравнению со специалитетом изменился не в лучшую сторону из-за четырехлетнего обучения, и соответственно, уровень классификации специалистов снижается; балакавриата недостаточно, специалитет обязателен, т.к. по учебному плану бакалавриата очень мало часов на теорию и практику по дисциплинам предметной подготовки; необходимо увеличение объема времени на освоение медицинских, педагогических и психологических наук; уровень бакалавриата возможен при подготовке воспитателей, тьюторов и для общего развития, как начальный уровень высшего образования; уровень квалификации бакалавров соответствуют 6 уровню, что не предполагает владения умениями и знаниями, требуемыми для осуществления трудовых действий и трудовых функций, предусмотренных Профстандартом; нет, т.к. основная часть образовательных программ бакалавриата – это сокращенные и иначе составленные программы специалитета по тифлопедагогике, сурдопедагогике, олигофренопедагогике, логопедии, специальной психологии, что отражается в качестве подготовки выпускника за 4 года, а не за 5 лет; программа бакалавриата в неполной степени обеспечивает практическую подготовленность педагога-дефектолога к деятельности по образованию лиц с ОВЗ; от 24 до 30 зачетных единиц, выделенных на практику, составляя около 12% от общей трудоемкости ООП, явно недостаточно для формирования у выпускников профессиональной готовности деятельности в образовании обучающихся с ОВЗ.

Ответы на вопрос 8: не считаем возможным исключение из наименования вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога педагогической деятельности в обучении по АООП и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; поскольку педагогическая деятельность дефектолога не может быть разделена, полноценно обучать и воспитывать ребенка с OBЗ невозможно без коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Ответы на вопрос 9: считаем нецелесообразным сохранение в наименовании вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога только одного вида деятельности: коррекция нарушений развития и социальная адаптация обучающихся с ОВЗ, так как обучение, воспитание, коррекция и социальная адаптация являются единым педагогическим процессом, реализующимся педагогом-дефектологом.

Вопрос 10: педагогу-дефектологу необходимо дополнительное профессиональное образование по программам профпереподготовки, специалитета, магистратуры (рисунок).

Результаты опроса по проекту Профстандарта (в процентах)

В заключение можно сделать вывод о том, что участниками опроса не была поддержана точка зрения оппонентов проекта Профстандарта и, напротив, обобщенные результаты опроса полностью подтверждают позиции Разработчика Профстандарта.

Библиографическая ссылка

Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА: ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26501 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» регламентирует деятельность педагога-дефектолога по обучению, воспитанию, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

Профессиональный стандарт определяет основные трудовые действия, необходимые умения и знания для организация деятельности обучающихся с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию; разработке программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с ОВЗ; осуществлению диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений.

Проект профстандарта педагога-дефектолога

Утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Утвержден профессиональный стандарт » Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) »

Файл с текстом стандарта размещен в разделе ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ сайта www.fgosvo.ru

Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550

В соответствии с Государственным контрактом № 0195100000315000059-0440942-01 на выполнение работ по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р, специалисты Института детства Московского педагогического государственного университета (А.А.Алмазова, И.В.Евтушенко, А.В.Кроткова, И.Ю.Левченко, Т.С.Никандрова, О.С.Орлова, Т.А.Соловьева, Е.З.Яхнина и др.) приняли участие в разработке и обсуждении профессионального стандарта.