Профессиональная пригодность

Профессиональная пригодность (профпригодность)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ (англ. vocational adjustment) — совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда; в понятие П. п. входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

П. п. не врожденное качество: она формируется в самой трудовой деятельности человека. В ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность; складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями межгруппового и внутригруппового общения и т. п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток на внешний облик (габитус) человека.

Время, необходимое для формирования П. п., зависит, при прочих равных условиях, от природных данных человека, его профессиональной мотивации и соответствующей профессиональной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных уровнях мастерства каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине П. п. человека. Это означает, что формирование П. п. — всегда индивидуальный процесс, при организации которого можно создать условия для достижения лицами, вступающими на трудовой путь, более или менее разного уровня профессиональной подготовки и положительной профессиональной мотивации. Этого нельзя сказать относительно природных данных человека. Учитывая то, что на протяжении многих тысячелетий человек как биологическое существо остается практически неизменным, хотя мир профессий постоянно меняется, можно полагать, что природные предпосылки его трудовой деятельности достаточно универсальны, профессионально нейтральны и пластичны, что позволяет ему овладевать весьма широким кругом профессий. Однако эти возможности небезграничны, поэтому процесс овладения профессией и сама трудовая деятельность сохраняет в большей или меньшей степени черты индивидуальности. К тому же, как показывает практика, не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. П. п. к таким профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.

При изучении П. п. необходимо исходить из психологических, психофизиологических, собственно мед., антропологических и др. критериев. Для установления достигнутого в каждый данный момент уровня сформированности П. п. используется разнообразный арсенал методических средств: тесты, диагностирующие степень овладения профессиональными знаниями и навыками (тесты достижений), тесты, диагностирующие уровень развития профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и пр. Исследования показывают, что высокий уровень профессионального мастерства м. б. результатом сочетания не одинаковых по своей функциональной природе и по психологической модальности индивидуальных особенностей.

Большой психологический словарь 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР →← ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Понятие профпригодности, методы профотбора

Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Профессиональная пригодность — не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность.

профессиональная пригодность

Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т. п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток даже на внешний облик (габитус) человека (профессиональная деформация).

Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности человека. Это означает, что формирование профпригодности — всегда индивидуальный процесс. Далеко не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к этим профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.

Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.

Профпригодность отражает реальный уровень развития профессионально значимых качеств человека, которые свойственны конкретной трудовой деятельности. Профпригодность определяется уровнем удовлетворенности трудом, его процессом и результатами. На сегодняшний день удовлетворенность трудом и своей профессией зависит не только от самого процесса, но и от внешних факторов. К такого рода факторам относятся условия деятельности, сложившийся микроклимат в коллективе, мотивационный уровень, престиж профессии, вовлеченность в профессию и т.д.

Понятие «профессиональная пригодность» используется только для характеристики человека с позиции его соответствия требованиям трудовой деятельности. Профессиональная пригодность к определенной выбранной трудовой деятельности непосредственно отражает, насколько человек видит себя в этой профессии, комфортно ли ему осознавать себя в данной среде, тем самым предопределяя успешность в выбранной специальности.

Для того чтобы оценить профессиональную пригодность человека, необходимо ознакомиться с элементами единой системы подготовки человека к трудовой деятельности и обеспечения максимально успешной ее реализации на протяжении всего профессионального пути.

Процесс формирования профессиональной пригодности проходит несколько этапов:

1) трудовое воспитание и обучение – этап, на котором происходит подготовка к труду и выбору профессии. На этом этапе необходимо воспитать у ребенка любовь к труду, помочь в овладении простейшими орудиями и способами труда, сформировать готовность к труду, потребность и понимание его необходимости, развитие общетрудовых навыков;

2) при профессиональной ориентации помощь в основном оказывается в виде профессионального просвещения, знакомства с профессиями, анализа желаний и способностей того, кому предоставляется консультация;

3) профессиональный отбор – определение степени пригодности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии, возможно также решение задач распределения специалистов, комплектование учебных и профессиональных групп, подбор специалиста к функционирующей группе и т. д.;

4) профессиональная подготовка является своего рода ядром всего обучающего процесса, в нее, как правило, входят не только программы, по которым будет проводиться обучение, но и тренинги, тренажеры, а также методы, по которым будет проходить оценка новичка в новой области деятельности;

5) профессиональная адаптация направлена на полное вхождение новичка в новую сферу деятельности, при этом существуют своеобразные методы оценки особенности того или иного человека в адаптации к новому;

6) профессиональная деятельность – обеспечение рациональной организации, условий и процесса трудовой деятельности, высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом;

7) профессиональную аттестацию еще иногда называют оценкой профессиональных навыков и соответствием квалификации человека занимаемой должности. По итогам аттестации аттестационная комиссия выносит решение: соответствует занимаемой должности, соответствует занимаемой должности при условии повышения квалификации и не соответствует занимаемой должности;

8) профессиональная реабилитация – восстановление функционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний при развитии стойких отрицательных доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач и т.д.

Нужно отметить, что содержание каждого этапа очень своеобразно и специфично, если рассматривать их с точки зрения целей, задач, методов, средств и сроков их реализации.

Но есть то, что их объединяет, – общее между всеми восемью этапами, а именно, необходимость определения тех показателей, которые являются критериями эффективности и рационализации проведения процедуры диагностики.

Нельзя забывать о том, что творческий подход к работе, удовлетворенность трудом, система финансовых и моральных стимулов помогают в формировании профессиональной пригодности. Данный аспект имеет большое значение в сложных, требующих особой ответственности и физической выносливости, видах труда. По мере накопления опыта и его трансформации в трудовую деятельность можно говорить о становлении профессиональной пригодности того или иного индивида.

Профессиональная консультация делает акцент на профессиональные требования к индивиду как носителю профессии, например, на медицинские и психологические показаниях и противопоказания к данному виду деятельности.

Профотбор – это процедура оценки профессиональных, личностных и иных качеств работника на соответствие установленным в организации требованиям. Только после прохождения процедуры профотбора можно принимать решение о зачислении претендента на вакантную должность, место. Чаще всего для определения профессиональной пригодности используют тесты. Можно выделить пять категорий тестов, используемых при профотборе.

1.  Интеллектуальные тесты.

Короткие, время проведения – от 12 до 30 мин, и простые. Данный тип тестов был специально создан для изучения низшего и среднего персонала в промышленности. Такие тесты могут иметь сравнительно высокую валидность для определенных профессий или вообще не иметь никакой валидности.

Существуют и более сложные тесты на интеллект, но такого рода тесты требуют профессиональной квалификации психолога и больших затрат времени. В основном применяются для оценки и отбора менеджеров высшего звена.

2.  Тесты способностей.

Необходимость профотбора и обучения способствовала созданию большого количества тестов на способности.

В отличие от интеллектуальных тестов, тесты на способность признаны выявить способности работника к быстрому и эффективному обучению.

3.  Психомоторные тесты.

Направлены на оценку скорости и точности моторной координации. Большинство таких тестов проходят на реальной аппаратуре или тренажерах.

4.  Личностные тесты и тесты интересов.

В основе таких тестов лежит предположение о том, что индивид будет более успешным работником, если структура его личности и интересов будет схожа с той, которой обладает человек, достигший высот в профессиональной деятельности и карьере.

Главный недостаток такого рода тестов в том, что многие испытуемые могут исказить ответы или неискренно отвечать на вопросы.

5.  Проективные тесты.

Используются тестовые материалы с размытым, неопределенным смыслом, к примеру, черные пятна, незаконченное предложение, сюжетные картинки и т. д.

Первоначально эти тесты создавались клиническими психологами для анализа аномалий человека. В целом валидность такого рода тестов невелика.

Значимые свойства личности подразумевают определение набора профессионально значимых свойств личности.

В рамках определенного производства складываются определенные критерии приема на работу, основными из которых являются личностные характеристики работника. Можно выделить основные качества личности, которые наиболее востребованы в современных условиях:

1) коммуникабельность;

2) целеустремленность;

3) ответственность;

4) высокое интеллектуальное развитие и хорошая обучаемость;

5) соответствие психологических особенностей профилю работы.

Особое значение имеет соответствие психологических особенностей профилю работы, поскольку разные профессии выдвигают различные требования в отношении психологических особенностей, например, в социальной работе важны доброжелательность, умение слушать и желание помочь людям; в военных специальностях – патриотичность, ответственность, дисциплина и моральная стойкость.

Для определения набора профессионально значимых свойств личности существуют определенные методики, как в образовательных учреждениях, так и в психологических службах на производстве, они обычно состоят из прохождения тестов и собеседования с кандидатами. Важнейшим качеством личности при приеме на работу является ответственность.

Ответственностьпроявляется в контроле субъекта труда за качеством выполнения определенных обязанностей с учетом определенных норм и правил, установленных на предприятии. Во многом ответственность базируется на трудовой мотивации, профессиональной идентификации, принятии культуры, норм и ценностей определенного профессионального сообщества.

На многих предприятиях от личной ответственности сотрудников зависят жизнь других людей, сохранность оборудования и безопасность людей, проживающих в непосредственной близости от предприятия.



Управление персоналом
Словарь-справочник

Профессиональная пригодность (профпригодность)

Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Профессиональная пригодность — не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность. Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т.п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток даже на внешний облик (габитус) человека (См.

Определение профессиональной пригодности

Профессиональная деформация).

Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности. Ее формирование — всегда индивидуальный процесс. Далеко не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к этим профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.

Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.

Вернуться к оглавлению »»»

Профессиональная пригодность. Профессионально-важные качества

Каждая профессия (специальность) отличается определенным набором трудовых задач или функций, выполнение которых предъявляет определенные требования к качествам человека. Отсутствие этих качеств или недостаточная степень их выраженности делает работу малоэффективной и обременительной для человека. Правда многие качества могут формироваться в процессе самой профессиональной деятельности. Существует также возможность компенсации одних качеств другими.

Эффективность профессиональной деятельности специалиста, его профессиональные достижения зависят от многих факторов: организации и условий труда, состояния оборудования и техники, особенностей взаимоотношений между работниками, стилем руководства, психологическим климатом в коллективе.

Профессиональная пригодность

Эти обстоятельства мало зависят от качеств самого работника, но их анализ важен для определения причин низкой эффективности труда. Для психолога наибольший интерес представляет особая группа качеств, которые также определяют продуктивность и качество работы. Имеются ввиду индивидуальные свойства работников, которые принято называть профессионально-важные качества (ПВК).

Профессионально важные качества – это индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. Профессионально важные качестваотличаются относительной устойчивостью, имеют природную обусловленность, они мало подвержены развитию и тренировке.

Большинство специалистов относят к ПВК индивидуально-типологические свойства в первую очередь свойства нервной системы, особенности сенсорных процессов и психомоторику, а также другие свойства, индивидуальные особенности которые определяются свойствами нервной системы. Например, все характеристики внимания определяются типологическими особенностями нервной системы и поэтому мало изменяются. Никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характеристик внимания.

Экспертный метод выявления ПВК. Для выявления ПВК используются различные методы. Метод экспертных оценок является одним из эмпирических методов психологического исследования. Метод широко используется при определении профессионально важных качеств (ПВК). Одним из важнейших этапов проведения метода, от которого зависит его результативность, является подбор экспертов. Эксперты – это компетентные в анализируемой профессии лица, квалифицированные специалисты с большим (не менее 8 лет) стажем. Как правило, для проведения определения ПВК конкретной специальности формируется группа экспертов. С помощью оценочных листов, включающих списки индивидуально-психологических качеств (например, анкеты Липпмана), эксперты оценивают ПВК специалистов по конкретным профессиям. Существуют разные способы организации работы экспертов: они могут работать индивидуально, затем их оценки обрабатываются с использованием методов математической статистики. В простейшем случае оценки усредняются.

Следует заметить, что только наличие у человека ПВК не является достаточным условием его профессиональной успешности. Важную роль играют отношения личности, ценности и мотивы.

Неверно считать, что для каждой конкретной профессии подходит один-единственный набор индивидуально-типологических и личностных качеств. Хороший работник способен сознательно или неосознанно, использовать свои личностные качества, которые обеспечивают успех, и компенсировать или подавлять качества, препятствующие достижению успеха (Климов,1997).

Кроме того, ПВК не даются изначально человеку от рождения и не определяют фатально его пригодность к конкретным профессиям. Свойства человека как субъект труда и личность являются динамическими образованиями, со временем они изменяются. Важнейшим фактором, определяющим их формирование, развитие является сама деятельность, в которую человек вовлечен. По мнению Е.А. Климова до начала осуществления деятельности в наличии имеются только отдельные разрозненные качества, составляющие некоторый исходный «стройматериал» для всей системы профпригодности. ПВК развиваются по мере овладения профессией, формируются приемы их компенсации, совершенствуется структура ПВК. Являясь предпосылкой профессионально деятельности, они «шлифуются» в ходе самой деятельности.

На начальных этапах освоения профессиональной деятельности продуктивность зависит в значительной степени от наличия профессиональных способностей. На последующих этапах профессионализации, для которых характерна более высокая профессиональная успешность и усложнение выполняемых профессиональных задач, эффективность деятельности определяется наличием определенных ПВК имеющих высокий уровень развития. Эти качества развиваются наиболее интенсивно. Другие ПВК, менее значимые для данной деятельности, могут стабилизироваться и даже регрессировать. В дальнейшем, при достижении уровня профессионального мастерства, ПВК индивидуализируются, изменяется структура связей между ними.

По мере профессионализации успешность деятельности все в большей степени начинает определяться не отдельными качествами, а всей структурой ПВК. Возрастает роль свойств личности.

Особое значение для понимания взаимосвязи между психологическими и психофизиологическим качествами человека и успешностью его профессиональной деятельности имеет концепция индивидуального стиля деятельности разработаная Е.А. Климовым на основе работ Павлова И.П., Теплова Б.М., Мерлина В.С.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД)это устойчивая система приемов и способов, обусловленная определенными личными качествами, которая обеспечивает приспособление к объективным требованиям профессиональной деятельности. Имеющийся у человека комплекс индивидуальных особенностей (особенности высшей деятельности, темперамент, задатки и способности) может лишь частично соответствовать требованиям какой-либо профессии. Сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для работы качества, человек старается компенсировать, сгладить каким-то образом те качества, которые препятствуют достижению успеха. Результатом является выработка ИСД – уникальная совокупность способов и приемов осуществления деятельности, благодаря которой он может достигать достаточно высоких результатов. Например, человек с инертным типом нервной системы будет испытывать трудности при выполнении работы, требующей выполнение трудовых операций в высоком темпе и предполагающей быстрый переход от одного состояния к другому. Приспособление к таким условиям труда может происходить за счет повышения предусмотрительности, систематичности, основательности в работе. В результате выработки ИСД эффективность деятельности будет на таком же уровне, как и у человека с подвижным типом нервной системы.

Возможность выработки ИСД расширяет границы профессиональной пригодности. Пригодность к конкретной профессии не требует наличия у человека определенного обязательного набора свойств и качеств, можно утверждать только об их желательности. По мнению Климова пригодность может быть сформирована только в деятельности. Такой взгляд на соотношение индивидуальных особенностей и требований деятельности предполагает необходимость переноса акцента в профориентацинной работе с определения у выбирающих профессию пригодности или непригодности на основе только оценки имеющихся психологических и психофизиологических особенностей на формирование качеств, которые будут обеспечивать эффективное сознательное приспособление к требованиям профессии.

Теории профпригодности К.М. Гуревича дополняет концепцию Климова. Профпригодность определяется Гуревичем как качество личности, представляющее собой совокупность индивидуaльно-психологических и психофизиологических особенностей человека, обеспечивающих общественно необходимую трудовую эффективность и удовлетворенность своим трудом.

Рис.7. Гуревич К.М.

Пригодность не определяется исключительно природными свойствами, а формируется в процессе стaновления профессионaлa. То насколько быстро она сформируется, зависит от трех факторов – природных дaнных, особенностей профессионaльной мотивaции, полноты и aдеквaтности специaльных знaний и умений. Важно поэтому не ограничиваться профотбором, а обращать внимание на те качества психики, которые можно развивать, нa возможности создaния индивидуaльного стиля деятельности.

На основе анализа профессий по степени сложности и требованиям, предъявляемым к человеку Гуревич выделил два вида профпригодности: абсолютную профпригодность и относительную профпригодность. Абсолютной профпригодности требуют профессии группы А, в которыхтрудовая деятельность не поддается программированию или при выполнении самой деятельности могут возникать непреодолимые для некоторых лиц трудности. К группе А относятся профессии, связанные с риском, предъявляющие высокие требования к физическому и психическому здоровью. Требуется жесткий набор определенных качеств человека, возможность какой-либо компенсации абсолютно исключается. Профессии группы Б (относительная профпригодность) допускают компенсацию недостаточного развития одних качеств развитием других. За счет пластичности природных особенностей человек может активно приспособиться ко многим видам профессионального труда, однако подготовка к профессии и профессиональная деятельность будут складываться по-разному у людей с разными природными особенностями.

Из теории Гуревича следует, что работа специалиста должна заключаться в том, чтобы помочь соотнести психологические и психофизиологические особенности человека с его жизненным делом, с его профессией, что позволит найти эффективные способы формирования пригодности и предотвратить возможные ошибки при выборе профессии.

Вопросы по теме

1. Чем отличаются между собой профессия, специальность и должность? Приведите примеры.

2. Какие методы используются в профессиографии?

3. Что входит в содержание профессиограммы?

4. Пользуясь профессиографическими источниками, составьте профессиограмму врача, ветеринара, мастера по ремонту телевизоров, строителя.

5. Какие особенности личности по Голланду лежат в основе профессионального типа личности?

6. К какому типу профессий относятся профессии водителя, юриста, садовника, врача, телерепортера в классификации профессий Е.А. Климова. К какому типу профессиональной среды относятся эти профессии в классификации Голланда?

7. Каким профессиям соответствует формула РКС (реалистический, конвенциональный, социальный) по Голланду?

8. Составьте перечень профессионально важных качеств для профессии юриста, водителя, повара, машиниста электровоза.

9. Пользуясь профессиографическими источниками составьте формулы следующих профессий (тип, класс, профессии по Климову): маляра, тракториста, геолога, менеджера.

10. Что такое индивидуальный стиль деятельности, как он формируется?

11. Каким образом концепции индивидуального стиля деятельности и профпригодности могут использоваться в профориентационной работе со школьниками?

12. Что такое «психофизиологическая цена профессии»?

13. Для каких профессий необходима абсолютная профессиональная пригодность, для каких относительная?

14. Составьте формулу профессии юрист по описанию:

Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ….Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).

Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), бытовые (иногда – если это юрист-следователь, милиционер – то на открытом воздухе).

Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика), … иногда – автоматизированные (компьютер).

Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента – сортировать, классифицировать), … Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).

http://www.proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=308:2009-11-13-22-23-34&catid=12:2009-10-08-07-49-57

Литература по теме

1. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М.: Наука, 1979.

2. Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.

3. Мир профессий. М., 1985–1988.

4. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Изд-во: Питер, 2008.

5. Степанов А.Н., Соломин И.Л., Калугин С.В. Методика экспресс-профориентации клиентов службы занятости. – СПб, 1994.

Вопросы для самопроверки

(??)Основы профессиоведения(??)

(??)По Д. Голланду тип профессиональной среды, связанный с созданием материальных ценностей, обслуживанием техники и технологических процессов.

(?)Предпринимательская

(?)Конвенциональная

(!)Реалистическая

(?)Исследовательская

(??)Какие типы личности являются наиболее схожими с социальным типом по Голланду.

(?)Реалистический и Конвенциональный

(?)Исследовательский и Предпринимательский

(?)Социальный и Артистический

(!)Предпринимательский и Артистический

(??)Составная часть профессиограммы, включающая в себя сведения о системе требований профессии к человеку, а также о медицинских и психофизиологических противопоказаниях.

(?)Профессиональный личностный профиль

(?)Психометрика

(!)Психограмма

(?)Психотип

(??)Индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения

(?)Психотип

(?)Индивидуальный стиль деятельности

(?)Профессиограмма

(!)Профессионально важные качества

(??)Врач-окулист – это

(?)Профессия

(?)Должность

(!)Специальность

(?)Квалификация