Профсоюзный контроль

Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя учитывать мнение профсоюзной организации (ст.ст. 371, 372, 373). Напомним, в каких случаях работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа:

  • введения режима неполного рабочего времени на срок до шести месяцев и его отмены (ч. 5,6 ст. 74 ТК РФ);
  • привлечения работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 ТК РФ (ч. 3 ст. 99 ТК РФ);
  • определения перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст.101 ТК РФ);
  • разделения рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы (ч. 3 ст. 105 ТК РФ);
  • определения порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они привлекались к работе (ст. 112 ТК РФ);
  • привлечения работников к работам в выходные и нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч .2. ст. 113 ТК РФ (ч. 5 ст. 113 ТК РФ);
  • установления дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством (ст. 116 ТК РФ);
  • определения очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ч. 1ст. 123 ТК РФ);
  • утверждения формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ);
  • введения системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135 ТК РФ);
  • установления различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок работников государственных и муниципальных учреждений (ч. 5 ст. 144 ТК РФ);
  • установления конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также в ночное время (ч. 3 ст. 147, ч. 3 ст. 154 ТК РФ);
  • применения системы нормирования труда (ст. 159 ТК РФ);
  • принятия локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ч. 1 ст. 162 ТК РФ);
  • принятия необходимых мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ч. 4 ст. 180 ТК РФ);
  • утверждения правил внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору (ч. 1 ст. 190 ТК РФ);
  • определения форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждения перечней необходимых профессий и специальностей (ч. 3 ст. 196 ТК РФ);
  • разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда для работников (ч. 2 п. 21 ст. 212 ТК РФ);
  • установления норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовым нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ч. 2 ст. 221 ТК РФ);
  • утверждения порядка применения вахтового метода (ч. 4 ст. 297 ТК РФ);
  • увеличения в исключительных случаях на отдельных объектах продолжительности вахты до трех месяцев (ч. 2 ст. 299 ТК РФ);
  • утверждения графика работы на вахте (ч. 1 ст. 301 ТК РФ);
  • определение размера, условий и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у других работодателей (за исключением лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях) (ч.8 ст.325 ТК РФ);
  • определение размера, условий и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей (за исключением лиц, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов) (ч. 5 ст. 326 ТК РФ);
  • расторжения трудового договора в соответствии с пунктами 2,3 или 5 части первой статьи 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профсоюза (ст.373 ТК РФ);
  • принятия локальных нормативных актов (ст.372 ТК РФ)

Важный момент!

Федеральным законом от 28.06.2014 N 199-ФЗ внесены изменения в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации, которой в новой редакции предусмотрено, что увольнение в соответствии с пунктами 2 или 3 части первой статьи 81 ТК РФ с работником, являющимся руководителем (его заместителем) первичной профсоюзной организации, не освобожденной от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 ТК РФ, вышеназванных работников, допускается помимо общего порядка увольнения только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Коллективным договором или соглашением могут быть установлены иные случаи учета мнения профсоюзного органа.

Следует отметить, что если, например, коллективным договором предусмотрен порядок установления системы оплаты труда, то в таком случае учитывать мнение профсоюзного органа в соответствии с требованиями ст. 372 ТК РФ не нужно, поскольку данный вопрос уже урегулирован коллективным договором.

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ § 3. Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда

.

§ 3. Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда

Трудовой кодекс закрепил право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства в ст. 370, открывающей гл. 58 «Защита трудовых прав работников профессиональными союзами».

Почти 60 лет (с 1933 г.) советские профсоюзы, получив от государства при ликвидации Наркомтруда его право государст­венного надзора и контроля за соблюдением трудового законода­тельства и охраны труда, осуществляли это государственное над­зорное право, а следовательно, имели определенные властные полномочия. Ныне Российское государство, ратифицировав Кон­венцию МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда, создало фе­деральную инспекцию труда в структуре Минтруда России с ее органами на местах, поскольку указанная Конвенция МОТ обя­зывает государства, к ней присоединившиеся, иметь государст­венный орган такого надзора. Поэтому от профсоюзов государст­венный надзор за соблюдением трудового законодательства и ох­раны труда был передан государственной инспекции труда. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовой кодекс (ст. 370) сохранили право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законо­дательства, давая большую возможность выборным профсоюзным органам организации активно защищать права работников при осуществлении повседневно данного контроля.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получе­ния требований об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмот­рения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства общероссийские профсоюзные орга­ны и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмот­ренными положениями об этих инспекциях, утверждаемыми об­щероссийскими профсоюзами и их объединениями.

Межрегиональные и территориальные организации профсою­зов на территории субъектов Федерации могут создавать право­вые и технические инспекции, действующие на основании поло­жений, принимаемых этими профсоюзами в соответствии с Типо­вым положением общероссийского объединения профсоюзов. Правовая инспекция труда проверяет соблюдение трудового зако­нодательства, а техническая — охрану труда. В Федеральном зако­не закреплено право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (ст. 19) и за охраной труда (ст. 20). Со­действие осуществлению этого общественного контроля является одним из принципов государственной политики в области охраны труда. Техническая инспекция труда контролирует соблюдение правил охраны труда, а правовая — трудового законодательства о трудовом договоре, оплате труда, рабочем времени и т. д. Проф­союзные органы осуществляют повседневный контроль за соблю­дением трудового законодательства и правил охраны труда.

Государственный надзор и контроль и общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства об охране труда рас­пространяются на организации всех видов и форм собственности.

Ныне на уровне Трудового кодекса (ст. 370) закреплены пра­ва профсоюзных инспекторов и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов. Они имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями тру­дового законодательства;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспе­чения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать от администрации организаций информацию о со­стоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе;

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работни­ков. Как видим, здесь права профсоюзных инспекторов труда та­кие же, как и у государственных инспекторов труда, т. е. власт­ного характера;

направлять работодателям представления об устранении вы­явленных трудовых правонарушений, обязательные для рассмот­рения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных кол­лективными договорами и соглашениями;

принимать участие в качестве независимых экспертов в рабо­те комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производ­ственных объектов и средств производства;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связан­ных с нарушением законодательства об охране труда, обяза­тельств по коллективным договорам и соглашениям, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нор­мативных актов об охране труда и согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ; обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудо­вого законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профес­сиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предло­жения об устранении выявленных нарушений требований охра­ны труда.

Анализируя указанные права профсоюзных инспекторов тру­да и доверенных лиц профсоюзов по охране труда, мы видим, что Трудовой кодекс (т. е. Закон, а не только Положение, утвер­жденное высшим профсоюзным органом) предоставил им суще­ственные права по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. И если бы профсоюзы более активно, нежели сейчас, использо­вали эти права, то на практике имелось бы значительно меньше — трудовых правонарушений.

.

(Петров А. Я.)

(«Трудовое право», 2007, N 5)

ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА И ГАРАНТИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Я. ПЕТРОВ

Петров А. Я., доктор юридических наук, профессор, Государственный университет «Высшая школа экономики».

Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями и дополнениями) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности (далее — Закон о профсоюзах, Закон).

В статье 6 Закона «Правовая основа деятельности профсоюзов» закреплено, что права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

Нетрудно заметить определенную непоследовательность и некоторую несогласованность статей 1 и 6 анализируемого Закона.

В связи с этим уместно подчеркнуть, что правовую основу деятельности профсоюзов определяют: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», иные федеральные законы.

Поэтому было бы целесообразным и обоснованным приведение указанных положений Закона о профсоюзах прежде всего в соответствие со статьей 15 Конституции Российской Федерации, статьей 10 Трудового кодекса Российской Федерации, в которых предусмотрены не только международные договоры Российской Федерации, но и общепризнанные принципы и нормы международного права. Их, очевидно, нельзя игнорировать, например Всеобщую декларацию прав человека, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в форме резолюции, в которой сформулированы основные права и свободы человека, в том числе право на создание профсоюзов и вступление в них.

Особенно симптоматично это касается Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (Женева, июнь 1998 г.). В пункте 2 Декларации МОТ закреплено, что все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанные Конвенции, имеют обязательства, вытекающие из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций, а именно:

а) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

б) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

в) действенное запрещение детского труда;

г) недопущение дискриминации в области труда и занятости.

Следовательно, не совсем правильно сужать положение в Законе о профсоюзах (пункт 3 статьи 6) до «международных договоров Российской Федерации, конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией».

Иной аспект несовершенства данной правовой нормы — это указание лишь на «конвенции МОТ», а рекомендации МОТ? Так, Рекомендация МОТ N 91 «О коллективных договорах» (1951 г.) отмечает важную роль организаций трудящихся как стороны в коллективных переговорах. Прямые переговоры между работодателями и его наемными работниками, в обход существующих представительных организаций, могут в некоторых случаях наносить ущерб принципу, гласящему, что переговоры между работодателями и организациями трудящихся должны поощряться и развиваться. Под представительными организациями понимаются главным образом профсоюзы.

Также полагаю необоснованным не учитывать и иные международные правовые стандарты в сфере труда, в том числе региональные, например конвенции Совета Европы. Ибо, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Наряду с этим принятие Трудового кодекса Российской Федерации — фундаментального источника современного трудового права и Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ (о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ) обусловливают необходимость и целесообразность дальнейшего совершенствования Закона о профсоюзах.

В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу РФ. В случае противоречий между Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ.

В статье 6 Трудового кодекса РФ закреплено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности:

— основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

— основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определения правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

— обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников;

— основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений.

С учетом этого можно предположить, что статья 1 Закона о профсоюзах, устанавливающая правовые основы прав и гарантий деятельности профсоюзов, а также статья 6 Закона, предусматривающая норму о том, что «законы субъектов Российской Федерации устанавливают правовую основу деятельности профсоюзов», представляются не бесспорными.

Две важнейшие функции профсоюзов — представительство и защита социально-трудовых прав и интересов работников. В статье 11 Закона о профсоюзах (глава 2 «Основные права профсоюзов») эти функции объединены. В Трудовом кодексе РФ они разделены (соответственно главы 4 и 58), что, думается, более правильно, так как в большей мере отражает систему российского трудового права.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона, профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников, независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

Представляется, что данное положение не совсем соответствует статье 1 Трудового кодекса РФ, одной из задач которого является правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В последние входят, в частности, отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; по разрешению коллективных трудовых споров. Следовательно, редакцию «по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов» целесообразно привести в соответствие со статьей 1 Кодекса (при этом формулировка «индивидуальные трудовые отношения» надуманная, см. статьи 15 — 20 ТК РФ).

В пункте 2 статьи 11 Закона о профсоюзах профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Несложно заметить чрезвычайно узкий подход к вопросу защиты трудовых прав работников.

Достаточно указать на некоторые из основных трудовых прав работников, которые необходимо также защищать профсоюзами.

Так, работник имеет право на:

— рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

— своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

— отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

— полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

— профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации;

— участие в управлении организацией;

— возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда (подробнее см. статьи 2 и 21 Кодекса).

Еще один аспект. Статья 352 Трудового кодекса РФ закрепляет в качестве одного из основных способов защиты трудовых прав и свобод защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.

В главе 58 «Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами» предусмотрены следующие конкретные формы этой защиты:

— профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений;

— профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), и т. д.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений охраны труда.

Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа (подробнее см. статьи 370 — 377 ТК РФ).

Несмотря на определенное несовершенство главы 58 Трудового кодекса РФ, ибо ее название несколько не соответствует содержанию (в частности, здесь не совсем уместна статья 378, предусматривающая ответственность за нарушение прав профессиональных союзов), федеральный законодатель может успешно использовать анализируемую главу Трудового кодекса РФ для более оптимального правового регулирования деятельности профсоюзов, их организаций и объединений путем закрепления соответствующих норм в Законе о профсоюзах.

Статья 12 Закона предусматривает право профсоюзов на содействие занятости. Согласно пункту 4 этой статьи, расторжение трудового договора (контракта) с работником — членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

Данное положение устарело.

В статье 6 Трудового кодекса РФ закреплено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.

Кроме того, в части 2 статьи 82 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что увольнение работников, являющихся членами профсоюзов, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Кодекса, производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 Кодекса.

Принципиальная неточность статьи 12 Закона о профсоюзах в том, что в ней допущено смешение норм двух институтов российского трудового права: 1 — занятости и трудоустройства; 2 — трудового договора.

В пункте 5 статьи 12 Закона предусмотрено, что привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляется с учетом мнения соответственно общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций), организаций профсоюзов. Однако нельзя не заметить, что «рабочая сила» не является субъектом российского права вообще и трудового права в частности, и не может им быть, так как рабочая сила — это способность (способности) к труду. Поэтому целесообразно было бы в пункте 5 статьи 12 Закона о профсоюзах вместо слов «иностранной рабочей силы» записать: «иностранных граждан».

Не менее важно исключить из Закона о профсоюзах смешение прав различных их субъектов. Так, статья 13 называется «Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением».

Вместе с тем статья 29 Трудового кодекса РФ предусматривает, что интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Другой аспект, статья 19 Закона о профсоюзах предусматривает: профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать выявленных нарушений.

В этом контексте нельзя не отметить, что законодательство вообще и, в частности, законодательство о труде содержат не «вопросы», а правовые нормы (правила).

А по сути, очевидно, что статья 19 Закона о профсоюзах не совсем соответствует статье 1 Трудового кодекса РФ. В последней обоснованно закреплено положение о надзоре и контроле (в том числе профсоюзном контроле) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Еще в большей мере заметна коллизия статьи 19 Закона и статьи 370 Кодекса, где предусмотрено право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений.

Наряду с этим в статье 19 Закона о профсоюзах следовало бы учесть нормы статьи 370 ТК РФ о том, что профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений (а не только «должностными лицами в организациях»).

Часть 5 статьи 370 Трудового кодекса РФ закрепляет, что профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц, у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров и соглашений.

Статья 14 Закона о профсоюзах предусматривает право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров, статья 23 — право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров. А не лучше ли и логичнее объединить эти статьи?

Часть 2 статьи 23 устанавливает, что для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации. Это положение не согласуется с названием данной статьи. Но главное в другом — комиссия по трудовым спорам (КТС) не вправе рассматривать и разрешать «другие гражданские права». В соответствии со статьей 385 Трудового кодекса РФ комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.