Проведение годовой инвентаризации

Все статьи Инвентаризация основных средств бюджетного учреждения: механизм проведения, сроки, документооборот (Беспалов М.В.)

Вопросы, связанные с проведением инвентаризации основных средств бюджетных учреждений, приобретают особую актуальность в конце календарного года — перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. При этом, несмотря на унифицированность процедуры проведения инвентаризации, на практике возникает много вопросов, связанных с документальным оформлением ее результатов.
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом самостоятельно, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), установленных законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.
С учетом положений Налогового кодекса РФ (НК РФ) в учетной политике организации следует прописать обязательное проведение инвентаризации в следующих случаях:
— при передаче имущества организации в аренду, выкупа, продажи, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
— при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
— при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
— в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных российским законодательством или нормативными актами Минфина России;
— при смене руководителя коллектива, при выбытии из коллектива более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (при наличии в организации установленной коллективной материальной ответственности).
Отражение выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием единиц основных средств и данными регистра бухгалтерского учета проводится в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Для проведения инвентаризации в обязательном порядке создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем организации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации учреждения, специалисты бухгалтерской службы и др. Специалисты других организаций, например аудиторы, включаются в нее на основании договора об оказании услуг. Численность комиссии также определяется объемами работы, но количество членов комиссии по общему правилу должно быть нечетным. Членами инвентаризационной комиссии не могут быть материально ответственные лица, руководитель экономического субъекта.
Инвентаризационную комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство. Поскольку решение комиссии принимается всеми членами, то отсутствие хотя бы одного из них при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Следовательно, работа комиссии должна актироваться с указанием поименного списка присутствующих и ставящих подписи членов комиссии.
Инвентаризация проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя учреждения при наступлении случаев, указанных выше, а также при наступлении случаев, дополнительно установленных в учетной политике.

Инвентаризация в бюджетном учреждении

С приказом должны быть ознакомлены все без исключения члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица под личную подпись.
Если в организации отсутствует положение о единой постоянно действующей инвентаризационной комиссии или регламент проведения инвентаризации, то приказ может быть достаточно объемным.
В приказе необходимо отразить:
— сроки представления бухгалтером инвентаризационной комиссии рабочих документов;
— когда материально ответственное лицо и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества, дают расписки;
— каким образом и в какие сроки материально ответственное лицо сдает материальные ценности и кому;
— порядок работы инвентаризационной комиссии вплоть до установления приемов опечатывания помещений, в которых хранятся материальные ценности;
— сколько времени отводится на экспертизу материальных ценностей (если таковая потребуется);
— какие формы заполняются при выявлении расхождений;
— каким образом запрашиваются объяснения у материально ответственного лица;
— как проводятся заседания инвентаризационной комиссии и т.д.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи (акты инвентаризации), составленные не менее чем в двух экземплярах.
Фактическое наличие имущества определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может быть определено на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей.
Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. Выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагаются к описи.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Члены инвентаризационной комиссии имеют право непосредственно запрашивать разъяснения. В случае невыясненных обстоятельств у материально ответственного лица запрашиваются письменные объяснения.
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны. Не допускается оставлять незаполненные строки. На последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей зачеркиванием одной чертой неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц сдавший имущество дает расписку в описи в сдаче инвентаризационной комиссии, а принявший имущество расписывается в описи в получении по окончании сверки фактического наличия. Такое действие не исключает оформления бухгалтерией накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. ОС-2).
В случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны незамедлительно (до открытия места хранения) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия обязана проверить указанные факты и в случае их подтверждения исправить выявленные ошибки.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, в которых хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий описи должны храниться в закрывающемся ящике или отсеке в закрытом помещении, в котором проводится инвентаризация.
Для контроля работы инвентаризационной комиссии по окончании инвентаризации могут быть проведены и контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Они проводятся исключительно до открытия помещений, в которых проводилась инвентаризация. В этих проверках в обязательном порядке участвуют члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей по унифицированной форме (ф. ИНВ-24), подлежащим регистрации в книге учета контрольных проверок (ф. ИНВ-25).
Унифицированные формы инвентаризационных документов утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации". Также необходимо учитывать формы, утвержденные Постановлениями Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" и от 27.03.2000 N 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией". Унифицированные формы можно дополнять графами и строками, другой информацией, но не изменять имеющуюся в них структуру и текст.
В целях подготовки годового отчета рекомендуется также проверить:
— наличие и состояние инвентарных карточек (ф. ОС-6), инвентарных книг (ф. ОС-6б), описей (ф. ИНВ-1) и других регистров аналитического учета;
— наличие и состояние технических паспортов или другой технической эксплуатационной документации;
— наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду или на ответственное хранение.
На практике инвентаризационной комиссии наиболее удобно использовать распечатанные бухгалтерией инвентаризационные описи (ф. ИНВ-1) с данными бухгалтерского учета. Результаты осмотра объектов основных средств комиссия заносит в описи. При этом для выяснения возможных расхождений комиссия сверяется с подготовленными инвентарными карточками, техническими паспортами, а при необходимости и с товарными накладными.
При наличии выявленных комиссией расхождений бухгалтерия на основании описей составляет сличительную ведомость (ф. ИНВ-18 и ИНВ-19).
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям — указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь, число этажей, год постройки.
Если в процессе инвентаризации выявлены неучтенные объекты движимого и недвижимого имущества, то комиссия с привлечением специалистов и экспертов проводит оценку объектов по рыночным ценам на момент обследования с учетом степени износа по действительному техническому состоянию. В этом случае к инвентаризационной описи прилагается оценочный акт с подписями всех членов комиссии.
В случае когда комиссия при осмотре установила, что работы капитального характера или частичная ликвидация строений и сооружений не отражены в бухгалтерском учете, необходимо обратиться к исполненным договорам на произведенные работы (либо к проектно-сметной документации, актам приема выполненных работ, приема в эксплуатацию) и по ним определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
В случае отсутствия основного средства в месте нахождения организации в период проведения инвентаризации, обусловленного спецификой основной деятельности экономического субъекта (судна, автомобили и т.п.), такие основные средства инвентаризуются по состоянию на дату выхода в рейс.
При обнаружении основных средств, не пригодных к эксплуатации и не подлежащих восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности:
— порча;
— полный износ.
К описи прилагается обоснование непригодного для эксплуатации состояния в виде акта (заключения) технической экспертизы и письмо-ходатайство материально ответственного лица о списании. Опись и приложенные к ней документы обоснования будут являться основанием для принятия решения и оформления акта о списании.
Документальное оформление инвентаризации находящихся на ответственном хранении или арендованных основных средств проводится в том же порядке с использованием тех же форм, что и для собственных основных средств. Однако по ним ведется отдельный учет, поэтому и инвентаризационная опись, и акт результатов для них составляются отдельно. На титульном листе описи указывается не только то, что они находятся на ответственном хранении или арендованы, но и делается письменная ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Подписанные всеми членами инвентаризационной комиссии описи на последнем листе должно подписать материально ответственное лицо. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества обратно на ответственное хранение.
При обнаружении недостач основных средств председатель инвентаризационной комиссии должен запросить объяснения у материально ответственного лица. Если причина недостачи не проясняется, председатель инвентаризационной комиссии должен инициировать проведение служебной проверки не позднее 1 мес. после дня установления факта недостачи. Если объяснения материально ответственного лица не получены в предложенный срок или материально ответственное лицо отказывается представить их, то инвентаризационная комиссия должна составить акт о непредставлении объяснений или об отказе дачи объяснений.
В заключительном акте инвентаризационной комиссии должны быть предложения по обращению в следственные или судебные органы при выявлении виновных лиц. Это относится к случаям, когда недостачи выявлены в процессе текущей инвентаризации.
После оформления заключительного акта инвентаризационной комиссии председатель комиссии должен оформить ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф. ИНВ-26). В ней отражаются все результаты работы комиссии с основными средствами и предложения по списанию или взысканию ущерба (с указанием количества и сумм) согласно заключительному акту инвентаризационной комиссии. Оба документа направляются в бухгалтерию для подписи главным бухгалтером, а затем руководителю организации для принятия окончательного решения и утверждения заключительного акта и подписи ведомости учета.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Особенности бухгалтерского и налогового учета основных средств при применении упрощенной системы налогообложения // Все для бухгалтера. 2010. N 8. С. 2 — 9.
2. Беспалов М.В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 14. С. 2 — 9.
3. Беспалов М.В. Особенности бухгалтерского учета общепроизводственных и общехозяйственных расходов организации // Все для бухгалтера. 2010. N 5. С. 12 — 15.
4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
6. URL:http://www.consultant.ru.
7. URL:http://www.garant.ru.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Инвентаризация: готовимся к составлению годовых отчетных форм

Инвентаризация имущества и обязательств

1. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязаны выполнять:

а) все работники организации;

2. Ответственность за достоверность содержащейся в документе информации несут:

а) руководитель (???);

3. Использование первичных учетных документов предполагает:

в) использование документов, разработанных организацией и утвержденных руководителем при наличии обязательных реквизитов в случае отсутствия унифицированных форм.

4. Инвентаризация осуществляется на основании:

а) приказа руководителя;

5. Инвентаризации подлежат:

а) все имущество организации независимо от его местонахождения;

6. Количество инвентаризаций в отчетном году устанавливается:

а) руководителем;

7. Проверка фактического наличия инвентаризуемых объектов проводится:

а) при обязательном участии материально ответственных лиц;

8. Сличительные ведомости составляются:

б) в случае выявления отклонений от учетных записей;

9. Унифицированные формы первичной учетной документации являются:

б) обязательными к применению;

10. Порядок документирования хозяйственных операций в бухгалтерском учете и хранения первичных документов определен:

а) Законом «О бухгалтерском учете»;

11. Достоверность совершившихся хозяйственных операций в организации подтверждается:

в) первичными документами.

12. Распорядительные документы служат основанием для учетной записи на счетах:

б) нет;

13. Оправдательные документы служат основанием для учетной записи на счетах:

а) да;

14. График документооборота в организациях составляет:

б) главный бухгалтер;

15. Документооборот представляет собой:

в) движение документов с момента их составления до сдачи в архив после соответствующей обработки и отражения в учете.

16. Исправления в первичных документах:

в) допускаются, кроме исправлений в кассовых и банковских документах.

17. Последовательность обработки бухгалтерских документов:

б) проверка;

г)таксировка;

а) отметка об использовании;

е) группировка.

в) запись в учетном регистре;

д)сдача в архив;

18. Основные этапы документооборота:

в) составление и оформление документов;

б) движение документов по рабочим местам;

а) поступление документов в бухгалтерию;

д) обработка документов в бухгалтерии.

г) передача документов в архив;

19. К внутренним документам относятся:

г) приходный кассовый ордер.

20. К внешним документам относятся:

г) товарно-транспортная накладная.

21. В случае несоответствия фактического наличия имущества учетным данным составляется:

в) сличительная ведомость;

22. Излишки, выявленные при инвентаризации, подлежат:

б) принятию к учету;

23. Недостача материальных ценностей отражается на счетах:

6)94;

24. Соответствие реквизитов первичных документов:

1. Постоянные г) табельные номера работников д) номер расчетного счета е) наименование организации 2. Переменные а) количественная и стоимостная оценка хозяйственной операции б) дата составления в) содержание хозяйственной операции

25. Соответствие документов классификационным признакам:

1. Оправдательные з) выписка из банка л) акт выполнения работ н) рапорт о выработке о) накладная п) больничный лист   2. Распорядительные а) распоряжение б) приказ и) доверенность   3. Комбинированные д) авансовый отчет е) платежное поручение ж) приходный и расходный кассовые ордера 4. Бухгалтерского оформления в) ведомости распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов г) ведомость начисления амортизации, справки и расчеты, составленные бухгалтерией м) накопительные ведомости

26. По степени охвата хозяйственных операций документы подразделяются:

1. Разовые а) кассовые ордера в) чеки д) платежные поручения е) требования 2. Накопительные б) лимитно-заборная карта г) наряд на сдельную работу  

27. Классификация бухгалтерских документов:

1. По назначению д) бухгалтерского оформления е) оправдательные ж) распорядительные з) комбинированные 2. По порядку отражения операций в) первичные г) сводные 3. По способу охвата операций и) накопительные м) разовые 4. По количеству учетных записей а) однострочные к) многострочные   5. По месту составления б) внешние л) внутренние  

28. Одним из обязательных реквизитов в документе является:

а) дата составления документа;

29. Первичный документ составляется:

б) в момент совершения хозяйственной операции, а при отсутствии такой возможности — сразу же после ее окончания;

30. Составляющими первичного наблюдения объектов бухгалтерского учета являются:

б) документация и инвентаризация;

31. Проведение инвентаризации обязательно:

б) в случае ликвидации организации;

32. Недостача в пределах норм естественной убыли учитывается в:

б) себестоимости продукции;

33. Инвентаризация это:

б) контроль за сохранностью собственности организации, обеспечивающей достоверность фактических данных;

34. Инвентаризация в зависимости от полноты охвата объектов бывает:

в) полной и частичной.

35. В состав инвентаризационной комиссии входят:

в) представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты.

36. Соответствие документа уровням нормативного регулирования:

1. Первый уровень б) Закон «О бухгалтерском учете»
2.

Годовая инвентаризация в бюджетных учреждениях и организациях

Второй уровень

д) положения по бухгалтерскому учету
3. Третий уровень в) План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению г) Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов
4. Четвертый уровень а) положение о премировании в организации

37. Этап обработки бухгалтерских документов с указанием корреспонденции между счетами называется:

б) контировкой документов;

38. Таксировка бухгалтерских документов означает:

в) выражение натуральных показателей в денежной оценке, подсчет итогов.

39. Реквизиты бухгалтерских документов представляют собой:

а) показатели, характеризующие хозяйственные операции и придающие документу юридическую силу;

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 4254 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте: