Проверка бухгалтерской отчетности

Зачем нужна проверка

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности (АПБО) — это санкционированный независимый контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения, представленных в отчетных регистрах бухгалтерии.

Цели проверки:

  • подтверждение полноты и достоверности данных, отраженных в предоставленных отчетах;
  • контроль за соблюдением норм и правил действующего бухгалтерского, налогового и гражданского законодательства;
  • удостоверение целесообразности движения денежных средств, исходя из функционального предназначения финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • выявление резервных средств.

Осуществлять аудит бухгалтерской отчетности организации и выдавать заключения имеют право только аудиторы, непосредственно представляющие аудиторские организации (п. 2 ст. 7 ФЗ-119 от 07.08.2001).

АПБО нормируется положениями ФЗ № 307 от 24.12.2008, ПП РФ № 696 от 23.09.2002, НК РФ, ГК РФ, рекомендациями, приказами и постановлениями Минфина РФ, а также правилами аккредитованного профессионального объединения аудиторов.

Виды и методы

АПБО может быть двух видов:

  • обязательный аудит бухгалтерской финансовой отчетности;
  • инициированный руководством предприятия (внеплановый).

Обязательный проводится ежегодно не позднее 3-х месяцев после завершения отчетного года (периода). Заключение о состоянии БО предоставляется вместе с экземплярами проверенной бухотчетности в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой выдачи заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ФЗ № 402 от 06.12.2011).

Как проводятся

Первый этап — планирование и непосредственно организация АПБО. Проверяющий знакомится с деятельностью предприятия и на основании проведенных наблюдений разрабатывает программу предстоящей ПБО.

Второй этап — сбор и обработка данных. Аудитор изучает уставную документацию и финансовые отчеты (прибыли и убытки, баланс, статотчетность), ищет отклонения и искажения информации. Проверяются кассовые книги, журналы-ордера, результаты инвентаризаций.

На третьем этапе сведения анализируются и выводится заключение. Затем аудитор сообщает результаты контроля руководителю, подтверждая или опровергая полноту и достоверность отчетных данных.

Кто проводит АПБО

Обязательный аудит бухгалтерской отчетности, в соответствии с ч. 2 ст.

Подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность предприятия

5 307-ФЗ, ежегодно должны проводить следующие предприятия:

  • акционерные общества;
  • кредитные организации;
  • страховые компании;
  • НПФ или управляющее им учреждение;
  • профессиональные участники рынка ЦБ.

Для всех остальных хозяйствующих субъектов, государственных (муниципальных) учреждений, в том числе казенных, автономных и бюджетных, а также некоммерческих организаций, АПБО проводить не обязательно. Контрольные мероприятия проводятся только в том случае, если:

  • учреждение составляет консолидированную БО (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продаж за период, предшествующий отчетному, свыше 400 млн рублей. Исключение — сельскохозяйственные кооперативы и их союзы, а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • итоговая сумма активов в балансе на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 млн руб. Исключения аналогичны предыдущему пункту;
  • эта обязанность закреплена другими федеральными законами;
  • учредитель или наблюдательный совет бюджетного (автономного) учреждения инициирует проверку.

Читая аудиторские отчеты, не устаешь удивляться человеческой выдумке. А ведь данные документы жестко регламентированы и имеют общественную значимость. Для чего же нужен аудиторский отчет? Его основная цель – повысить доверие к финотчетности субъектов предпринимательства. То есть аудитор фактически предоставляет обществу услугу, которая состоит в том, что он выражает (или нет) доверие финотчетности, на основании которой в дальнейшем принимаются экономические решения. Исходя из вышесказанного, подход к подготовке аудиторского отчета должен быть исключительно скрупулезным. Для конкретного предпринимателя это означает, что вся его бухгалтерия просто обязана быть идеальной, и при этом должны отсутствовать проблемы с налоговой службой и иными контролирующими органами. Добиться этого можно, если регулярно получать актуальную и достоверную информацию по законодательству, бухучету, налогам и организации хозяйственной деятельности предприятия с сайта http://uteka.ua/channel/Rabota-s-chastnym-predprinimatelyami.

Направленность аудиторского отчета

Существует мнение, что аудиторский отчет адресован всем, кто имеет возможность с ним ознакомиться. Таким образом, аудиторский отчет, опубликованный в СМИ либо на общедоступном ресурсе в сети Интернет, по идее адресован всему обществу. К сожалению, это одно из глобальных заблуждений. В действительности он является частью финотчетности, относительно которой он выдавался. В свою очередь, согласно концептуальной основе МСФО, важнейшей качественной характеристикой для информации, которая представлена в финансовых отчетах, является ее ясность для пользователей. Поэтому допускается, что пользователи имеют необходимые знания относительно бизнеса, экономической деятельности, бухгалтерского учета, а значит, они стремятся изучать информацию достаточно скрупулезно. В общем, как и финотчетность, аудиторский отчет адресован профессиональным пользователям, которые обладают достаточными знаниями для его грамотной и беспристрастной интерпретации.

Формат аудиторского отчета

Следующее заблуждение звучит приблизительно так: «чем объемней аудиторский отчет, тем он лучше». Зачастую у особо «продвинутых» аудиторов он превышает объем финотчетности. Надо знать, что его формат в первую очередь регламентируется международными стандартами аудита (МСА). Они не только четко регламентируют формат аудиторского отчета, но и жестко ограничивают формулировки аудиторского мнения. Поэтому отчет аудиторов обычно не превышает трех страниц. Отчет по аудиту, сделанный по МСА, повышает доверие к нему. К тому же это облегчает понимание аудиторского отчета. Существуют и дополнительные законодательные требования, предъявляемые к аудиторскому отчету. Они были разработаны разными регуляторными органами – например, Центробанком. Аудитор обязан выполнять эти требования, но только в рамках МСА и в ситуациях, установленных законодательными актами.

Зачастую аудиторы проявляют излишнее «усердие» и дополнительно раскрывают информацию, которая не требуется. Например, когда готовиться аудиторское заключение для компаний, управляющих активами, аудиторы часто применяют требования, исходящие от госкомиссии по ценным бумагам, хотя они не распространяются на данный вид бизнеса.

Аудит бухгалтерской отчетности организации

Они относятся только лишь к эмитентам, акции и облигации которых активно торгуются на фондовой бирже. Также типичной ошибкой является выполнение «по привычке» требований нормативных актов, утративших силу. В любом случае аудиторский отчет, даже сделанный по разным законодательным и регулирующим требованиям, обычно не превышает двух-пяти страниц. Удачи!

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности

Статья 5. Обязательный аудит

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

(см.

Бухгалтерский аудит: задачи, методы и порядок проведения

текст в предыдущей )

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в , установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 01.05.2017 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

(часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

Программа аудита — документ, составляемый аудитором при проведении аудиторской проверки, определяющий последовательность, совокупность приемов и методов аудиторской проверки, состав исполнителей и сроки проведения проверки.

Программа аудита – часть документирования аудиторской проверки, является внутренним документом аудитора. Содержание программы опирается на внутрифирменные правила (стандарты).

Программа аудита включает в себя перечень аудиторских процедур, применяемых в конкретной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей. Программа аудита включает в себя всю деятельность, необходимую для планирования, организации и проведения аудитов.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

Программа аудита — это документ, содержащий перечень задач в определенной последовательности их выполнения, с помощью которых получаются достаточные и надежные аудиторские доказательства в соответствии с целью проверки соответствующих данных клиента. Иными словами, программа аудита — это подробные инструкции, которым должны следовать работники аудиторской фирмы в процессе осуществления аудита финансовой отчетности или выполнении других задач.

Для разработки программ можно использовать стандартные аудиторские программы или контрольные листы по проведению аудита, которые разрабатываются аудиторской фирмой. Стандартные аудиторские программы являются собственными разработками аудиторской фирмы, они воплощают в себе накопленный профессиональный опыт выполнения различных видов работ и поэтому является своеобразным ноу-хау.

Вместе с тем невозможно разработать универсальные программы проверки, потому что нет полностью похожих предприятий, даже если они работают в одной отрасли, имеют схожие производственные и организационные структуры. Всегда будут существовать обстоятельства по конкретному предприятию, которые формируют факторы неотъемлемого риска и риска существенных искажений. Поэтому когда используются стандартные программы или контрольные листы, необходимо их дорабатывать в соответствии с условиями конкретной задачи.

Программа аудита является развитием плана аудита и представляет собой перечень аудиторских процедур, которые необходимы для каждой конкретной части проверки. Аудиторские программы бывают двух видов:

  1. программы тестов контроля, которые содержат процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия;
  2. программы проверки остатков на счетах, которые содержат процедуры для сбора информации непосредственно об остатках на счетах.

Аудиторская программа включает в себя:

  • график работы аудиторов: предельные сроки подготовки и представления материалов, полученных в ходе проверки, для составления аудиторского заключения и других документов;
  • затраты времени на отдельные виды и участки проверок с учетом и в пределах ожидаемого вознаграждения, чтобы обеспечить получение прибыли;
  • подробные процедуры. В письменном виде детально описываются все процедуры, необходимые для реализации плана аудиторской проверки, а также цели и задачи, относящиеся к каждому участку проверки. Подробность программы объясняется тем, что она, как правило, является своего рода инструкцией для сотрудников, участвующих в аудите, а также инструментом контроля правильности выполнения работы;
  • контроль работы по аудиту. Программа предполагает, что все члены аудиторской группы знают, какие требования им предъявляются.

    Как проводится аудит бухгалтерской отчетности предприятия

    Программа является одновременно и базовым документом для контроля выполнения заданий младшими аудиторами и ассистентами в аудиторской группе;

  • определение численности и обязанностей персонала. В программе определяются численность необходимого для аудита персонала, объем и последовательность его работы. Как правило, аудиторская группа состоит из основного аудитора, младших аудиторов и ассистентов.

Компания «СТИМУЛ» предлагает услуги аудиторской проверке предприятия ООО на выгодных условиях для сотрудничества. Индивидуальный подход и оперативность позволяет нам проводить анализ отчетности, бухгалтерии и финансовой деятельности организации с учетом всех норм и требований российского законодательства.

Когда требуется проведение аудиторской проверки ООО?

Аудиторская проверка ООО бывает двух видов: инициативной и обязательной. В первом случае в аудиторскую компанию за услугами может обратиться любой участник или руководитель предприятии, все затраты также компенсирует инициатор. Решение принимается на собрании.

Обязательна ли аудиторская проверка? – обязательна, если компания отвечает следующим требованиям:

  • если товарооборот за отчетный период превышает 400 млн. рублей;
  • активы на конец отчетного периода превышают 60 млн. рублей;
  • акции и ценные бумаги участвуют в торгах на биржах;
  • если предоставляется сводная отчетность за прошедший год;
  • обязательный аудит ООО проводится в случае, если предприятие относится к кредитным и банковским учреждениям, пенсионным фондам, страховым фирмам.

Узнать, обязательна ли аудиторская проверка для вашей фирмы вы всегда можете у специалистов нашей компании.

(495) 917-27-78
(495) 621-59-77
Москва, метро Китай-город, ул. Солянка, д.9, стр.1

Сколько стоит аудиторская проверка ООО?

Аудит бухгалтерской отчетности: цели и порядок проведения

Стоимость обязательного аудита ООО и ОАО для каждой организации рассчитывается индивидуально, но в любом случае мы предлагаем лучшие предложения на рынке, гарантируем качественный результат и правильно составленное заключение.

При расчете цены обязательного аудита для ООО учитываются следующие критерии:

1. Финансовая составляющая:

  • товарооборот предприятия за отчетный период;
  • себестоимость имущества (итоговый баланс);
  • какой используется режим налогообложения.

2. Масштабы деятельности.

3. Какой предстоит обработать объем документации.

В компании «СТИМЛ» комплексный подход к каждому клиенту, что позволяет найти максимально эффективное решение по доступной цене.

Сколько занимает времени аудиторская проверка ОАО и ООО?

Назвать сразу точное время на проведения аудита ОАО и ООО для конкретной организации нельзя, так как сроки зависят от объема документального оборота и товарооборота. Количество финансовых сделок за отчетный период также сказывается на времени, ведь компания может совершить 10 сделок по 1 млн. руб., а может 10 000 по 1000 рублей. Во втором случае понадобится больше дней, чтобы проверить всю отчетность.

Продолжительность аудиторской проверки предприятия ООО может увеличиваться по следующим причинам:

  • если имеются МПЗ и запасы товаров, в этом случае аудиторы должны лично присутствовать при инвентаризации;
  • при нестандартной деятельности – это относится к микро финансовым организациям, ломбардам и негосударственным пенсионным фондам;
  • при наличии сложных операций: кредитов, лизингов и так далее;
  • если предприятие попадает под дополнительный контроль в соответствии с ФЗ №307 части 3 статьи 5.

Обязательная аудиторская проверка ООО – это не только работа специалистов в офисе, проверяемой организации, 30% времени уходит на составления отчетов, анализов и оформление документов.

При обращении в аудиторскую компанию «СТИМУЛ» мы гарантируем качественный результат и заключение, отражающее реальное положение дел, что позволит избежать не только штрафных санкций, но и исправить все недочеты в бухгалтерии. Наши специалисты всегда рады оказать квалифицированную помощь уже на этапе разговора по телефону и ответить на вопросы по срокам и ценам аудиторской проверки предприятия ООО.

 

Позвоните нам прямо сейчас!

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Телефон/факс:  +7 (495) 917-27-78,

г. Москва, ул. Солянка, д.9, стр.1.