Проверка кассового аппарата

Об административном регламенте по контролю за полнотой учета выручки денежных средств

Новый Административный регламент по исполнению Федеральной налоговой службой государственной функции контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденный Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее — Приказ N 133н), вступил в силу в феврале 2012 г.

В Административном регламенте определена процедура проведения налоговыми органами проверок своевременности и полноты отражения в учете выручки наличных денежных средств, полученных налогоплательщиками — организациями и индивидуальными предпринимателями. Периодичность таких проверок не установлена, поэтому налоговые органы самостоятельно решают вопрос о количестве проверок в соответствующих структурах в течение года.

Представители проверяемых организаций могут присутствовать при проведении проверок и знакомиться с их результатами. Однако они должны обеспечить проверяющим беспрепятственный доступ:

  • к контрольно-кассовой технике (ККТ), к использованным контрольным лентам, к накопителям фискальной памяти, к программно-аппаратным средствам;
  • к автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и соответствующие документы.

При этом налогоплательщики должны сообщить проверяющим пароли ККТ и представить документацию, связанную с приобретением, регистрацией и вводом ККТ в эксплуатацию.

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления поручения на проверку (п. 19 Приказа N 133н). Он устанавливается руководителем или заместителем руководителя налоговой инспекции.

Проверка проводится по следующим этапам:

  1. предъявляется поручение на проведение проверки;
  2. просматриваются документы;
  3. проверяется полнота учета выручки денежных средств;
  4. оформляются результаты проверки.

Первый этап связан с решением руководителя (или заместителя) налоговой инспекции о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств (п. 22 Приказа N 133н).

Проверяющие, прибыв в организацию, предъявляют поручение и служебные удостоверения. Представитель организации (уполномоченное лицо) ставит на поручении отметку об ознакомлении, указывает свою должность и дату предъявления поручения проверяющими (п. 23 Приказа N 133н). При отказе поставить отметку об ознакомлении специалисты налоговых органов делают соответствующую отметку в поручении и проводят проверку учета полноты выручки.

Второй этап проверки связан с рассмотрением (ознакомлением) документов, а именно:

  • приходных и расходных кассовых ордеров;
  • журналов регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
  • авансовых отчетов;
  • кассовой книги;
  • распорядительных документов об установленном лимите остатка наличных денежных средств;
  • иных первичных документов и регистров бухгалтерского учета, необходимых для осуществления проверки.

Документы запрашиваются в зависимости от проверяемого периода (не более 60 дней) с момента начала проверки, так как специалисты налоговых органов могут привлечь к административной ответственности за нарушение порядка работы с наличными денежными средствами только в течение 2 мес. со дня обнаружения нарушения.

Если организация для расчетов наличными деньгами применяет ККТ, то она должна представить проверяющим (помимо ранее перечисленных) следующие документы:

  • журнал кассира-операциониста;
  • акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
  • журнал регистрации показаний счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
  • контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и на электронном носителе;
  • справку-отчет кассира-операциониста.

Если организация не применяет ККТ, то оформляются бланки строгой отчетности при наличных расчетах с населением, а проверяющий должен затребовать следующую информацию:

  • бланки строгой отчетности, корешки документов;
  • информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;
  • акт приемки бланков строгой отчетности и книгу учета бланков строгой отчетности;
  • акт о списании бланков строгой отчетности.

Следует отметить, что проверяющим запрещено требовать те документы, которые не относятся к предмету проверки (п. 30 Приказа N 133н).

В соответствии с новым Административным регламентом организация (индивидуальный предприниматель) должна представить проверяющим оригиналы документов или копии, заверенные уполномоченным лицом. Нотариально заверять документы не следует.

Необходимо отметить, что при уплате единого налога на вмененный доход (ЕНВД) организации и индивидуальные предприниматели при расчетах наличными денежными средствами не выдают покупателям ни чеков ККТ, ни бланков строгой отчетности. В этом случае специалисты налоговых органов проверяют те документы, которые связаны с выдачей товарных чеков, квитанций, подтверждающих прием денежных средств за товары (работы, услуги).

На основании полученных документов специалисты налоговых органов проводят оценку информации и определяют объем и состав проверочных действий.

Проверка может производиться сплошным или выборочным способом. При сплошном — проверяются все финансовые операции организации, при выборочном — только часть из них.

Если организация использует ККТ, то проверяющие осматривают технику, сверяют сумму выручки по данным ККТ с кассовой книгой, а при необходимости проводят экспертизу с помощью привлеченных экспертов. При этом проверяющие обязательно должны провести инвентаризацию денежных средств в денежном ящике ККТ, снять остатки денежных средств и составить акт о проверке денежной наличности в двух экземплярах — один экземпляр передается проверяемой организации, второй — прилагается к акту проверки.

В акте должна быть оформлена расписка кассира-операциониста для подтверждения наличия (отсутствия) в денежном ящике ККТ личных денег, для подтверждения данных приходных кассовых ордеров о сданной выручке, сведениях о показаниях счетчиков ККТ и сумме выручки. При этом основное внимание при проведении проверки обращается на проверку полноты учета выручки денежных средств. Такая проверка проводится методом сравнения суммы наличных денег в денежном ящике ККТ с суммами, отраженными:

  • в контрольной ленте ККТ;
  • в фискальном отчете;
  • в журнале кассира-операциониста.

В свою очередь, записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, с данными кассовой книги, а также книги учета доходов и расходов и с кассовыми отчетами.

Перед снятием фискального отчета и сменного отчета ККТ проверяющие должны сверить заводской номер ККТ и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации (индивидуального предпринимателя) с данными, внесенными в карточки регистрации ККТ (п. 38 Приказа N 133н).

На контрольной ленте проверке подлежат все порядковые номера кассовых чеков, а затем номера и суммы чеков на контрольной ленте сверяются с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков.

Далее специалисты налоговых органов проверяют количество и сумму возвращенных денежных средств по неиспользованным кассовым чекам. Для этого сверяются данные фискального отчета ККТ с данными журнала кассира-операциониста и актами о возврате денег покупателям, а также с расходными ордерами. При обнаружении расхождений проверяющие должны получить письменное объяснение.

Если организация (индивидуальный предприниматель) не применяет ККТ, то она выдает покупателям бланки строгой отчетности, которые подлежат проверке по видам и по номерам (начальным и конечным).

По результатам проверки составляется (в двух экземплярах) акт фактического наличия бланков строгой отчетности.

Полнота учета выручки денежных средств проверяется на основании книги учета бланков документов, а также актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков.

Далее фактическое количество использованных бланков (корешков документов) сверяется с книжными данными и актами, а суммы использованных бланков строгой отчетности сверяют с величиной выручки денежных средств.

У плательщиков ЕНВД, которые не применяют ККТ и не выдают бланки строгой отчетности покупателям, проверке подлежат товарные чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие прием денежных средств за товары (работы, услуги).

По результатам проверки полноты учета выручки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается представителями организации и налоговых органов (п. п. 44, 48 Приказа N 133н). Акт оформляется на бумажном носителе, в нем не должно быть неоговоренных помарок, подчисток и исправлений.

В акте должны быть указаны:

  • дата составления;
  • полное наименование организации, ее ИНН и код причины постановки на учет;
  • фамилии, имена, отчества и должности проверяющих;
  • дата составления и номер поручения акта на проверку;
  • период проверки;
  • дата ее начала и окончания;
  • адрес проверяемой организации;
  • факты нарушений, выявленных в ходе проверки, с указанием нормативных и правовых актов, положения которых были нарушены.

По фактам нарушений организация может оформить свои возражения в письменном виде, о чем должна быть сделана запись в акте проверки.

При выявлении в ходе проверки нарушений законодательства РФ специалисты налоговых органов возбуждают производство по делу об административных правонарушениях и составляют протокол, на основании которого оформляется постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Указанное постановление может быть обжаловано в региональном налоговом управлении ФНС России либо в арбитражном суде. Как следует из ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законному представителю этого физического лица, законному представителю юридического лица, в отношении которого вынесено постановление или которое является потерпевшим, а также защитникам и представителям этих лиц.

Частью 1 ст. 30.3 и ст. 31.1 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.

Налогоплательщик может обжаловать постановление и в досудебном порядке, приложив при необходимости копии документов (п. 71 Приказа N 133н).

Срок подачи жалобы 3 мес. с момента, когда организация узнала о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 Налогового кодекса Российской Федерации).

Жалоба рассматривается в течение 30 дней с момента ее регистрации (п. 72 Приказа N 133н).

Готовимся к проверке ККТ и полноты учета выручки (Каменная Ю.Ю.)

По результатам рассмотрения налогоплательщику направляется письменный ответ.

Утверждение Административного регламента позволяет Федеральной налоговой службе четко осуществить государственную функцию по контролю за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, что обеспечивает равномерность и полноту бюджетных поступлений.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  2. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей: Приказ Минфина России от 17.10.2011 N 133н.

В.А.Терехова

Д. э. н.,

профессор

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации,

заслуженный работник

высшей школы Российской Федерации

Об административном регламенте по контролю за полнотой учета выручки денежных средств

Письмо Федеральной налоговой службы
№АС-4-2/4547 от 19.03.2013

О надзоре за соблюдением требований к ККТ

Федеральная налоговая служба <…> сообщает следующее.

Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденный Приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н (далее — Административный регламент № 132н), разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".

Согласно пункту 28 Административного регламента № 132н специалисты инспекции предоставляют проверяемому объекту поручение на исполнение государственной функции и служебные удостоверения.

Проверяемый объект фиксирует факт предъявления поручения на исполнение государственной функции подписью с указанием своей должности и даты предъявления в поручении на исполнение государственной функции.

В случае отсутствия либо уклонения проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения на исполнение государственной функции эти действия отражаются специалистами инспекции в поручении на исполнение государственной функции.

Следует учитывать, что положениями Административного регламента № 132н не предусмотрены основания для приостановления и продления сроков исполнения государственной функции.

Таким образом, отсутствие либо уклонение проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения на исполнение государственной функции не может являться основанием для неисполнения государственной функции.

В этой связи в случае отсутствия уполномоченного представителя организации или индивидуального предпринимателя в момент проведения контрольных мероприятий и фиксации данного факта в поручении на исполнение государственной функции должностное лицо налогового органа вправе ознакомить с указанным поручением работника (кассира-операциониста, продавца и т.д.) организации (индивидуального предпринимателя), осуществившего наличные денежные расчеты за реализованный товар (оказанную услугу или выполненную работу), с одновременным направлением проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции через организации почтовой связи, что не противоречит положениям Административного регламента № 132н.

Действительный государственный советник Российской Федерации III класса С.Н. Андрющенко

Комментарий эксперта

О порядке проведения проверки ККТ

Правильность применения ККТ и полноту учета выручки проверяют налоговые органы (ст. 7 Закона N 54-ФЗ <1>, п. 1 ст. 7 Закона N 943-1 <2>). И все же это разные виды проверок, хотя они и могут проводиться одновременно. Акты по их итогам составляются отдельно. Порядок проведения названных проверок регулируется разными документами:

— для проверок ККТ утвержден Административный регламент N 132н <3>;

— для проверок полноты учета выручки утвержден Административный регламент N 133н <4>.

<1> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

<2> Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

<3> Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н.

<4> Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н.

Данный материал представляет собой тест для бухгалтеров и руководителей организаций. Оцените, насколько вы готовы к проверкам.

Вопросы для проверки

 

Проверка ККТ

1. Каков срок давности для привлечения к административной ответственности за неприменение ККТ?

А. Два месяца со дня совершения указанного нарушения.

Б. Один год со дня совершения указанного нарушения.

2. Какая ответственность грозит юридическим лицам за неприменение ККТ?

А. Административный штраф от 30 000 до 40 000 руб.

Б. Предупреждение или административный штраф от 40 000 до 50 000 руб.

3. Какая ответственность грозит индивидуальным предпринимателям за неприменение ККТ?

А. Административный штраф от 30 000 до 40 000 руб.

Б. Административный штраф от 3000 до 4000 руб.

4. Как складывается судебная практика по вопросам правомерности проведения налоговиками контрольных закупок?

А. В пользу налоговиков.

Б. В пользу проверяемых лиц.

5. Можно ли составить акт проверки, если должностных лиц нет на месте или они уклоняются от его подписания?

А. Да.

Б. Нет.

6. Какова максимальная длительность проверок ККТ?

А. Не более 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту соответствующего поручения.

Б. Не более 5 рабочих дней с даты выписки соответствующего поручения.

Проверка полноты учета выручки

1. Какая ответственность грозит юридическим лицам за нарушение порядка ведения кассовых операций?

А. Предупреждение или административный штраф от 30 000 до 40 000 руб.

Б. Административный штраф от 40 000 до 50 000 руб.

2. Какая ответственность грозит индивидуальным предпринимателям за нарушение порядка ведения кассовых операций?

А. Административный штраф от 40 000 до 50 000 руб.

Б. Административный штраф от 4000 до 5000 руб.

3. Какова максимальная длительность проверки полноты учета выручки?

А. Не более 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту соответствующего поручения.

Б. Не более 30 календарных дней с даты предъявления проверяемому объекту соответствующего поручения.

4. Какой период может охватывать проверка?

А. Два месяца.

Б.

Проверка полноты учета денежных средств

Любой.

5. Возможна ли повторная проверка полноты учета выручки за один и тот же период?

А. Невозможна.

Б. Возможна.

6. Каков срок давности привлечения к ответственности за превышение лимита кассы?

А. Два месяца со дня совершения указанного нарушения.

Б. Два месяца со дня обнаружения указанного нарушения.

Ответы и комментарии

N вопроса

Правильный ответ

Пояснения

Проверка ККТ

А

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения ККТ не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения

А

За неприменение ККТ юридические лица несут ответственность в виде штрафа от 30 000 до 40 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ)

Б

За неприменение ККТ индивидуальные предприниматели наказываются штрафом в размере, установленном для должностных лиц, — от 3000 до 4000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). То, что в данном случае ИП привлекаются к ответственности как должностные лица, следует из ст. 2.4 КоАП РФ

А

В отношении правомерности контрольной закупки судебная практика противоречива. Однако необходимо учитывать, что п. 7 Административного регламента N 132н обязывает налоговиков осуществлять контроль выдачи кассовых чеков. Согласно п. 23 названного Регламента эта обязанность представляет собой приобретение товара, его оплату наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт и установление факта оформления либо неоформления документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар. Верховный Суд в Постановлении от 11.05.2012 N 45-АД12-4 разрешил налоговикам проводить контрольную закупку, отметив, что результаты данных мероприятий являются допустимыми доказательствами, подтверждающими факт совершения административного правонарушения (см. также Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу N А41-44443/15).

Поэтому оспорить штраф за неприменение ККТ по ст. 14.5 КоАП РФ, ссылаясь на неправомочность проведения контрольной закупки налоговиками, будет проблематично

А

В соответствии с п. 49 Административного регламента N 132н в случае, если проверяемый объект или его представитель отсутствуют либо уклоняются от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта. Таким образом, данный факт не поможет избежать составления акта и наложения штрафа

Б

Согласно п. 19 Административного регламента N 132н максимальный срок проверки порядка применения ККТ составляет не более пяти рабочих дней с даты выписки соответствующего поручения

Проверка полноты учета выручки

Б

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций юридическими лицами влечет наложение административного штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ)

Б

За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций ИП наказываются штрафом в размере, установленном для должностных лиц, — от 4000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ). То, что в данном случае ИП привлекаются к ответственности как должностные лица, следует из ст. 2.4 КоАП РФ

А

Проверка полноты учета выручки не может длиться более 20 рабочих дней с даты предъявления поручения о проведении проверки (п. 19 Административного регламента N 133н)

Б

Для выездных налоговых проверок период, который может быть проверен, не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ). Но проверка полноты учета выручки имеет свой предмет и к налоговым проверкам не относится, поэтому налоговики могут проверить любой период. Однако привлечь к ответственности за нарушения может получиться не всегда, поскольку существует срок давности привлечения к ответственности (Письмо ФНС России от 12.09.2012 N АС-4-2/15195)

Б

Действующими нормативными правовыми актами периодичность проведения проверок полноты учета выручки денежных средств в организациях и у ИП не ограничена. Данный факт констатировали представители ФНС в Письме от 12.09.2012 N АС-4-2/15195

А

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности за превышение лимита кассы составляет два месяца со дня совершения указанного нарушения

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

ККТ-проверки: новые полномочия ФНС

Мерката — умная онлайн касса > Новости > Полномочия ФНС при проверке онлайн ккт

С появлением требований по использованию онлайн-касс у налоговых органов появились новые полномочия в части проведения кассовых проверок. Так, например, теперь к их компетенции относится контрольная закупка. Об этих и других "проверочных" новшествах 54-ФЗ журналу Главкнига рассказала Юлия Куковская, Управление оперативного контроля ФНС РФ.

Юлия Александровна, в Законе № 54-ФЗ появились новые формы кассовых проверок. Поясните, пожалуйста, вкратце, что они из себя представляют.

— Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ происходит в следующих формах: мониторинг, удаленная проверка, наблюдение, контрольная закупка, проверка полноты учета выручки.

Мониторинг — это проведение контроля за расчетами через онлайн-ККТ с помощью автоматизированной информационной системы ФНС, анализ поступающих фискальных данных.

Удаленная проверка — это проверка применения ККТ, полноты учета выручки в организациях (у ИП), проверка деятельности операторов фискальных данных по месту нахождения налоговых органов на основе имеющейся информации, а также запрос необходимых пояснений, справок, сведений и документов.

Наблюдение — визуальный контроль проверяющих за применением ККТ при продаже товаров (оказании услуг, проведении работ) покупателям (клиентам) с привлечением свидетелей, понятых.

Контрольная закупка — проводится для проверки оформления и/или выдачи (направления) кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих оплату. Закупку проводят путем приобретения товаров (работ, услуг), их оплаты, совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных и/или электронных денег.

Получается, что проверка полноты учета выручки — это только удаленная проверка?

— Не обязательно. Полнота учета выручки может проверяться и по месту нахождения организации (ИП), и удаленно — по месту нахождения налоговых органов (на основании имеющихся документов, сведений, информации, данных).

От чего зависит, придет ли инспектор в офис организации или проверка будет происходить в инспекции?

— В большинстве случаев это зависит от вменяемого нарушения и наличия доказательственной базы. Приведу пример: неприменение ККТ и отсутствие в кассовом чеке обязательного реквизита. В первом случае для доказывания нарушения требуется провести контрольную закупку либо привлечь свидетеля или понятых. А это возможно только при проверке на месте совершения правонарушения. Во втором случае проверка может быть проведена как в ИФНС (ведь при использовании онлайн-кассы неправильный чек имеется в распоряжении налогового органа), так и на территории пользователя ККТ (в большинстве случаев при применении ККТ в автономном режиме).

Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что документооборот между пользователями и налоговиками должен происходить через кабинет ККТ. А если кассовая проверка проводится по месту нахождения компании (ИП), то как проверяющие должны запрашивать кассовые документы? В какие сроки компании (ИП) обязаны представить эти документы (можно ли это сделать на следующий день)? Ведь для представления ответа через кабинет ККТ у пользователей есть 3 рабочих дня с момента поступления запроса.

— Указанная норма Закона № 54-ФЗ не распространяется на случай кассовой проверки по месту нахождения организации (ИП). Перечень случаев для документооборота через кабинет ККТ установлен Приказом ФНС от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@, в котором сказано, что информация и документы могут быть представлены не только через кабинет ККТ, но и на бумажном носителе.

Сроки и порядок запроса налоговым органом документов (информации), а также сроки и порядок представления налогоплательщиками документов (информации) устанавливаются административным регламентом, который сейчас находится в процессе разработки.

Могут ли налоговики проконтролировать применение ККТ, а также проверить кассовые документы при проведении обычной выездной налоговой проверки?

— Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Тогда как применение ККТ не относится к налоговому законодательству. Поэтому проконтролировать применение ККТ в рамках выездной налоговой проверки налоговые органы не могут.

Вместе с тем это не означает, что при проведении выездной налоговой проверки не могут быть запрошены кассовые документы.

А могут ли при контрольной закупке, кроме выдачи чеков, проверить наличие кассовой книги и других кассовых документов?

— Да, могут проверить любые документы, относящиеся к кассовой дисциплине, в том числе КУДиР и др. Иных ограничений законодательством о применении ККТ не предусмотрено.

А как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?

— Отбор претендентов для проведения кассовых проверок основан на риск-ориентированном подходе. То есть с помощью разработанных налоговыми органами алгоритмов происходит автоматический анализ поступающих в налоговые органы сведений, в том числе фискальных данных, сообщений (жалоб) от покупателей, информации от других органов госвласти и т. д.

При этом следует отметить, что в настоящее время в целях поэтапного перехода на онлайн-ККТ налоговыми органами проводится очень мало проверок, поскольку акцент с контрольного направления сместился на информационно-разъяснительный.

Может ли компания сама оценить риск проверки? Например, если данные через онлайн-ККТ поступают непостоянно — это повод для проверки?

— Риск проверки зависит от самих компаний (ИП) и их деятельности. К примеру, если организация периодически не пробивает и не выдает кассовые чеки покупателям, то высока вероятность того, что один из покупателей (клиентов) на это пожалуется. И в результате налоговый орган может инициировать проверку.

Что касается второго вопроса, то это не всегда повод для проверки.

Проверка кассовой дисциплины

Например, развозная торговля часто ведется в местностях, где имеются перебои в работе Интернета. Поэтому характер деятельности также учитывается при риск-ориентированном подходе при отборе кандидатов для проверки.

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с примечанием к ст. 14.5 КоАП компания (ИП) может быть освобождена от ответственности при соблюдении определенных условий.

Должны ли налоговые органы заранее ставить в известность компанию (ИП) о начале кассовой проверки?

— Нет, не должны. Это не предусмотрено законодательством РФ, в том числе Законом № 54-ФЗ. К примеру, на кассовую проверку не распространяется Закон о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля, где предусмотрено обязательное предупреждение о дате начала проверки не позднее чем за 3 рабочих дня.

Могут ли проводить проверку при отсутствии руководителя компании?

— Контрольная закупка (проверка полноты учета выручки) может проводиться как в присутствии, так при отсутствии руководителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя. Налоговый инспектор должен:
— ознакомить с поручением на проведение проверки того работника, который работает с наличными, и получить его подпись об ознакомлении;
— сделать в поручении (акте проверки, протоколе) отметку об отсутствии директора (ИП);
— само поручение (акт проверки, протокол) отправить в адрес организации (ИП) по почте.

Кстати, оспорить в суде штраф из-за того, что проверку начали в отсутствие директора (ИП), обычно не удается. Общий смысл судебных решений таков: достаточно, чтобы директор (ИП) или законный представитель был ознакомлен с актом проверки и присутствовал при подписании протокола либо был надлежащим образом извещен о месте и времени его подписания. Тогда права организаций (ИП) не нарушены, так как у них есть возможность представить свои объяснения и возражения.

Если же директор (ИП) присутствует, но отказывается ставить подпись в поручении, инспекторы должны в нем сделать отметку об этом.

Как часто могут проводиться кассовые проверки? Ограничена ли их периодичность законом?

— Никаких ограничений по частоте проведения проверок по соблюдению законодательства о применении ККТ не существует.

А продолжительность кассовой проверки также не ограничена?

— Регламенты проведения проверок № 132н и № 133н устанавливают следующие сроки:
— по проверкам ККТ — 5 рабочих дней с даты выписки поручения до дня составления акта по результатам проверки;
— по проверкам полноты учета выручки — 20 рабочих дней с даты предъявления поручения до дня составления акта по результатам проверки.

Однако оговорюсь, что эти регламенты составлены в соответствии со старым порядком применения ККТ и будут изменены в соответствии с новым порядком. А пока этого не произошло, следует руководствоваться вышеназванными сроками.

Какой период времени охватывает проверка?

— Год, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о применении ККТ составляет 1 год.

Если у организации есть несколько торговых точек, то в поручении на проверку должны быть перечислены все эти точки. Правомерно ли составление одного акта проверки по двум торговым точкам одного юрлица?

— Если у юрлица проверяются две торговые точки, расположенные по разным адресам, то должно быть два поручения на проверку, а значит, проводятся две проверки. И соответственно, по каждому адресу оформляется свой акт проверки.

Узнать больше о привлечении к административной ответственности за неприменение или нарушение в применении ККТ, а также о том, как оспаривать такое привлечение к ответственности по ст.14.5 КоАП РФ вы можете на вебинаре, который Мерката.Умная касса проводит 12 апреля 2018 года. Узнать больше о вебинаре и зарегистрироваться можно здесь. Участие бесплатное.

Подпись
Пресс-служба Меркаты

Хэштег, источник

Как проверяют ККМ

Если ваша фирма или вы как предприниматель принимаете наличные деньги, вы должны использовать контрольно-кассовую технику (ККМ). Не применять ККМ могут:

  • предприятия, оформляющие прием денег на бланках строгой отчетности (например, почтовые отделения, авиационные компании и т. д.);
  • фирмы, перечисленные в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Кого проверяют чаще всего

В первую очередь налоговики проверяют фирмы (предпринимателей):

  • на которые поступают сигналы из милиции, торговой инспекции о нарушении правил применения ККТ;
  • которые уже нарушали правила применения ККМ;
  • которые должны применять ККМ, однако не зарегистрировали машины в налоговой инспекции;
  • которых не проверяли в течение последних 1,5–2 лет.

Во вторую очередь проверяют фирмы (предпринимателей), у которых ранее были выявлены нарушения порядка применения ККМ и им был дан определенный срок для их устранения.

Как проходит проверка

В проверке участвуют не менее двух налоговых инспекторов.
Помимо плановых (обычных) проверок налоговики проводят «челночные», «перекрестные» и «рейдовые» проверки.

Вашу торговую точку инспекторы могут проверить несколько раз в течение дня, иначе говоря, провести «челночную» проверку. Расчет, видимо, сделан на то, что после первого визита проверяющих вы расслабитесь и начнете нарушать правила применения ККМ (не выдавать покупателям чеки, указывать в них заниженную стоимость товаров и т. д.). А налоговики придут повторно и обнаружат эти нарушения.

К «перекрестным» проверкам инспекторы прибегают, когда их начинают узнавать в лицо. Чтобы добавить проверке внезапности, одна инспекция проводит проверку на территории другой, и наоборот. «Рейдовые» проверки – самые масштабные. Они проводятся совместно с милицией и Роспотребнадзором. Проверяют торговые точки определенного профиля, например магазины, торгующие алкоголем.

До того как прийти к вам с проверкой, инспекторы постараются набрать как можно больше чеков. Это нужно, чтобы потом проверить, присутствуют ли суммы, указанные на них, в фискальной памяти и на контрольной ленте ККМ.

На первом этапе проверки инспекторы наблюдают, как работает кассир, всегда ли пробивает чеки. С согласия покупателей контролеры скрытно просматривают выданные им чеки и выясняют, есть ли на них обязательные реквизиты, а также четко ли они пропечатаны. При необходимости инспекторы могут взять у покупателя свидетельские показания.

Обратите внимание: налоговый инспектор не имеет права проводить контрольную закупку. Сотрудники Роспотребнадзора также лишены этого права.

А милиционеры могут провести контрольную закупку только в ходе оперативно-розыскных мероприятий, к которым участие в проверке фирмы не относится.

Перед проверкой инспекторы обязаны предъявить свои удостоверения и поручение на проверку. Затем инспекторы проверяют сам кассовый аппарат. В первую очередь проводят внешний осмотр: не нарушены ли пломбы центра технического обслуживания (ЦТО), как работает табло, пропечатываются ли на чеках все необходимые реквизиты.

Если у налоговиков есть подозрения, что у вашей ККТ что-то не в порядке с фискальной памятью, они могут отправить ее на экспертизу в ЦТО. Оно дает окончательное заключение о том, была ли изменена фискальная память. Если ЦТО подтверждает, что вы применили устройства корректировки фискальной памяти, материалы проверки передаются в милицию. Это ведомство возбуждает уголовное дело по статье 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации» УК РФ. По этой статье вас могут как просто оштрафовать, так и осудить до пяти лет.

После внешнего осмотра контрольно-кассовой техники налоговики проверяют внутренние контрольные ленты (особенно внимательно смотрят в местах обрыва – ищут нестыковки в датах), распечатывают данные фискальной памяти (Z-отчеты), смотрят журнал кассира-операциониста, кассовую книгу.

Если данные Z-отчетов не совпадают с данными кассовой книги, налоговики могут оштрафовать вас за неоприходование денег в кассу (ст. 15.1 КоАП РФ).

Штраф составит:

  • для фирм – от 40 000 до 50 000 рублей;
  • для должностных лиц фирмы – от 4000 до 5000 рублей.

Данные контрольной ленты и фискальной памяти налоговики сравнивают с суммой денег в кассовом ящике. Причем перед пересчетом наличности инспектор должен взять у кассира расписку в том, что кассир представил все квитанции приходных ордеров о сданной выручке и в кассе нет его личных денег. Вы можете отказаться дать такую расписку. Тем более что ответственность за это не предусмотрена.

Затем инспекторы сверят показания на контрольной ленте с кассовой выручкой. Для этого они пробьют контрольный чек, то есть снимут показания Х-отчета.

Выручка любит счет

Разница между суммой контрольного чека в момент проверки и суммой на начало рабочей смены (по записи в книге кассира-операциониста) – это выручка, которую получила фирма в день проверки, применяя ККМ.
Сумма в кассовом ящике должна совпадать с данными контрольной ленты и Х-отчета.
После снятия показаний Х- и Z-отчетов и проверки суммы в кассовом ящике налоговики делают запись в книге кассира-операциониста. Эта запись скрепляется подписями инспектора, кассира и руководителя фирмы (или его представителя).

Излишек наличных денег в кассовом ящике может быть расценен налоговиками как неприменение ККТ (кассир не пробивает чеки).

Если данные кассовых документов не совпадают с данными бухгалтерского учета (например, с данными Главной книги), налоговики могут оштрафовать фирму по статьям Налогового кодекса РФ:

  • за грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ);
  • за неуплату или неполную уплату налога (ст. 122 НК РФ).

За что могут оштрафовать

Ответственность за неприменение ККМ установлена в статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ):

«Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей».

Обратите внимание: ответственность в этой статье установлена за неприменение контрольно-кассовой техники (ККМ).

Однако, даже работая с ККМ, вы не застрахованы от штрафов.

Высший Арбитражный Суд (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. № 16) разрешил штрафовать по этой статье, если:

  • фирма применяет ККМ, не зарегистрированную в налоговой инспекции (ст. 4 и 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
  • предприятие использует ККМ, которая не включена в государственный реестр. Если кассовый аппарат исключили из реестра, то фирма может на нем работать, пока не истечет нормативный срок амортизации аппарата;
  • фирма применяет ККМ без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
  • организация использует кассовую машину, у которой отсутствует пломба, либо заметно, что пломба повреждена;
  • кассир пробивает чек на меньшую сумму, чем ему заплатил покупатель.

Если же ККМ неисправна, то оштрафовать по статье 14.5 КоАП РФ налоговики не вправе. Напомним, что под неисправной налоговики понимают кассовую машину, которая:

  • не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает необходимые реквизиты на чеке или на контрольной ленте;
  • не выполняет предусмотренные техническими требованиями операции или выполняет их с ошибками.

Обратите внимание: если наличные были приняты в обход ККМ и не оприходованы в кассу, налоговики могут оштрафовать фирму или предпринимателя только по одной из двух возможных статей: 15.1 или 14.5 КоАП РФ.

Администратор салона-парикмахерской приняла за стрижку 120 руб. наличными и не выдала клиенту бланк строгой отчетности. За это нарушение налоговики оштрафовали владельца салона – предпринимателя Кирьянову как за неприменение ККМ.

Кроме того, инспекция оштрафовала Кирьянову за неоприходование выручки в сумме 120 руб. Суд признал второе решение налоговиков недействительным, поскольку никто не может нести ответственность дважды за одно и то же нарушение (ст. 4.1 КоАП РФ) (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2002 г. № А33-12984/ 01-С3-Ф02-208/02-С1).

Главная » Налоги » Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами в 2018 году

Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами в 2018 году

Вернуться назад на Проверка налогов 2018

Действующие правила позволяют инспекторам организовать такие мероприятия с любой периодичностью без ограничений. То есть налоговик может наведываться к вам практически каждый день. Поскольку проверка кассовой дисциплины налоговыми органами не относится к категории выездных проверок, регламент последних к ним не применяется.

Проверки осуществляются в соответствии с планом, который формирует УФНС. Данный документ рассчитан только для внутреннего использования. То есть получить к нему доступ законным путем невозможно. Обычно проверка кассы налоговой в каждой организации проводится не чаще одного раза в год. Если фирма не попала в «контрольный» список, налоговики обратят на нее внимание только в случае подачи жалобы.

Чаще одного раза в год налоговики проверяют организации в следующих случаях:

• Фирма ранее была замечена в нарушениях кассовой дисциплины.

• Жалобы, например, об отказе в предоставлении чека, о выплате «серых» зарплат и т.д.

• Убыточность предприятия.

Поскольку налоговая проверка обособленного подразделения может быть проведена в любой момент, рекомендуется подготовиться к визиту налоговиков и сформировать определенный пакет документации:

• Паспорт ККТ, в котором должна быть проставлена отметка инспекции.

• Карточка регистрации. Ее необходимо получить в ИФНС.

• Журнал (форма КМ-8).

• Акт (форма КМ-1).

• Кассовая книга (форма КО-4).

• Авансовые отчеты.

• Расходные и приходные ордера (формы КО-1 и КО-2).

• Книги учета расходов и доходов.

• Журнал кассира — операциониста (форма КМ-4).

• Обороты по счетам.

• Документы, которыми устанавливается лимит остатка наличных денег.

• Другие первичные документы и бухгалтерская отчетность.

Существующий регламент запрещает проверять документы, которые не имеют прямого отношения к проверке.

Как инспекторы должны проверять наличную выручку

В отличие от контрольных мероприятий, связанных с исследованием данных отчетности налогоплательщика, проверка налоговой кассовой дисциплины может осуществляться за любой срок. То есть она не ограничена, как другие виды проверок, периодом в три года.

Налоговая проверка кассовой дисциплины 2018 производится в отношении организаций и ИП, которые осуществляют расчеты наличными деньгами и с применением платежных карт. Государственный контроль имеет своей целью проверку полноты учета выручки денежных средств.

Процедура мероприятия включает несколько этапов:

• Принятие решения о проведении проверки. На это уполномочен руководитель налогового органа и его заместитель.

• Налоговый инспектор в течение двух дней предъявляет организации или ИП поручение на проведение проверки, а также служебное удостоверение.

• После предъявления поручения налогоплательщик должен в течение 28 дней предоставить по запросу налогового органа документы, необходимые для осуществления контроля.

• Инспектор определяет перечень контрольных действий, проверяет полноту учета выручки денег, выявляет факты неполного учета выручки. Далее он составляет акт, в котором фиксирует результаты выполненных мероприятий.