Проверки малого бизнеса в 2019

Документ, принятый в рекордно короткие сроки, вводит норму о том, что плановые проверки для предприятий и индивидуальных предпринимателей, значащихся в налоговом реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся вплоть до конца 2020 года.

Магазины, парикмахерские, различные консультации планово проверять не будут

Правило не распространяется на компании, имеющие категорию риска или эксплуатирующие опасные производственные объекты. Кроме того, проверок не удастся избежать тем, кто в последние три года был уличен в грубом административном нарушении, которое стало причиной дисквалификации руководителя или отзыва лицензии.

По-прежнему будут проводиться плановые проверки предприятий, которым необходима лицензия для работы. Не отменяется и государственный надзор в области радиационной безопасности, обеспечения защиты государственной тайны, контроля качества работы аудиторских организаций, использования атомной энергии и пробирного надзора.

Простой бизнес — магазины, парикмахерские, салоны красоты, различные консультации — планово проверять не будут. А если контролеры все-таки проведут проверку, это будет считаться грубым нарушением законодательства. Результаты такой проверки аннулируют.

Для организаций, предоставляющих услуги по водоснабжению и водоотведению, закон устанавливает свои правила. Так, плановые проверки на таких предприятиях могут проводиться только раз в год. Если юридическое лицо только-только зарегистрировано, надзорные органы должны будут выждать тоже минимум год до назначения первой проверки.

Напомним, малыми предприятиями по российскому законодательству могут считаться компании, где работает не более 100 человек, а их годовой доход не превышает 800 миллионов рублей.

Возобновление работы бизнеса повлекло много вопросов относительно возможности проверок его деятельности. Бизнес не всегда понимает, на какие проверки не распространяется действие «карантинного» моратория.

Об этом Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины указало на своей странице в Фейсбук.

Две категории проверок

Первая категория, на которую действует мораторий во время карантина — это государственный надзор(контроль) в сфере хозяйственной деятельности. Он идентифицируется по сферам контроля, а НЕ по органам. То есть у той же Госпотребслужбы около 15 сфер контроля, и одни из них подпадают под действие моратория (например, защита растений), другие — нет (например, отдельно выделено государственное регулирование цен). Под мораторий подпадают проверки пожарной безопасности, охраны труда, экологические проверки и тому подобное (всего больше 80 сфер). Весь этот вид контроля регулируется Законом № 877 «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Законом установлены все базовые правила проведения проверок, а также именно на этот вида контроля распространяется действие интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) — так называемый Инспекционный портал. На нем для таких проверок публикуются планы, результаты, отчеты о выполнении планов.

Вторая категория — это проверки, которые осуществляются в сферах, которые не подпадают под действие данного Закона (ст. 2 Закона № 877), :

1. валютного контроля;

2. налогового контроля;

3. таможенного контроля;

4. государственного экспортного контроля (кроме некоторых вопросов космической деятельности);

5. контроля за соблюдением бюджетного законодательства;

6. банковского надзора;

7. государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции;

8. государственного надзора (контроля) в отрасли телевидения и радиовещания;

9. государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг;

10. законодательство в сферах энергетики и коммунальных услуг;

11. государственного рыночного надзора и контроля непищевой продукции.

Вся информация о текущих налоговых изменениях доступна в новом модуле НАЛОГИ-2020, многие материалы которого открыты для свободного доступа. Больше информации о том, как предупредить кризисные ситуации бизнеса уже сегодня получайте в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Важно!

Отдельно стоит остановиться на государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции. Контроль в этой сфере осуществляют 7 органов согласно перечню видов продукции, которая подлежит контролю. Среди этих органов Гоструда, ГСЧС, Госпотребслужба. Все они, с одной стороны, находятся под мораторием для большинства из их сфер контроля, но могут осуществлять любые проверки в части рыночного надзора.

Законами 530-ІХ и 533-ІХ на время карантина запрещены плановые проверки для первой категории и налоговые проверки с некоторыми исключениями.

Следовательно, три важных вывода о проверках:

— проверки во время карантина возможны;

— проверки второй категории НЕ подпадают под мораторий (за исключением налоговых, запрещенных отдельно);

— проверки второй категории НЕ отображаются на Инспекционном портале.

Напомнит предпринимателям, когда платить налоги и подавать отчеты бот-бухгалтер ReporTах. Кроме того, бот самостоятельно проверяет нет ли у вас налоговых долгов и штрафов перед государством. После проверки — поможет оплатить долг мгновенно.

Возьмите под контроль все риски, с которыми сталкивается ваша компания. Попробуйте LIGA360 — экосистему облачных продуктов ЛІГА:ЗАКОН для эффективной работы бизнеса в условиях кризиса. LIGA360 интегрировала все продукты компании ЛІГА:ЗАКОН в единое информационное пространство, чтобы объединить всю команду для общего управления рисками и поиска новых возможностей в режиме удаленной работы.

Заказать полный тестовый доступ на 4 суток к LIGA360 и ключевых продуктов ЛІГА:ЗАКОН можно .

На период с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся малыми предприятиями, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Но есть основания, по которым проверку могут провести несмотря на действие моратория. В связи с этим необходимо удостовериться, что организация не подпадает под исключительные случаи, когда статус малого предпринимательства не избавит от проверки.

Сведения о том, включена ли ваша организация в план проверок, можно получить на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ по адресу: http://plan.genproc.gov.ru/plan2019/.

Данный запрет не распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды деятельности, указанные в части 9 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые проверки бизнеса проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения и с даты окончания проверки, по результатам которой принято такого решение, прошло менее 3-х лет

Кроме того, мораторий не распространяется на плановые проверки в рамках федерального государственного надзора в области радиационной безопасности, использования атомной энергии, федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, федерального государственного пробирного надзора, внешнего качества работы аудиторских организаций, а также проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проведение плановой проверки вопреки указанным положениям является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципальных контроля».

Давайте разбираться, на какой период отложены проверки малого бизнеса: на 5 лет или на 3 года.И действует ли мораторий на проверки малого бизнеса в 2018 году.

В соответствии с перечнем поручений по реализации послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 04.12.2014 № Пр-2821 от 05.12.2014 был подписан закон «О внесении изменений…» от 13.07.2015 № 246-ФЗ, который внес крайне важные для малой коммерции коррективы в закон № 294-ФЗ. Так, ст. 26.1 определила, что в отношении мелкой коммерции, за исключением субъектов, о которых шла речь выше, запланированные проверки не проводятся с 01.01.2016 по 31.12.2018. Следовательно, общий период моратория составил 3 полных года.

Рассматриваемое правило породило ряд прав и обязанностей для обеих сторон проверочного процесса. Так, субъект вправе обратиться в контролирующие госорганы с заявлением об исключении из годичного графика проверок. Если информация подтвердится, то организация исключается из графика проверочных.

В обязанность государственных органов входит проверка отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства, в том числе при структурировании ежегодных графиков проверочных мероприятий. Если в результате оказывается, что проверки в отношении организации проводить нельзя, такая фирма исключается из графика. Если же тот факт, что организация относится к субъектам малого предпринимательства, устанавливается в ходе проверочных мероприятий (то есть тогда, когда проверка уже начата), контролирующий орган обязан в силу ст. 26.1 ФЗ № 294 прекратить проверку.

«Надзорные каникулы»

13 июля 2015 года Президентом России Владимиром Путиным был подписал закон № 246-ФЗ , направленный на введение «надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства. Закон устанавливает запрет на проведение органами государственного контроля и муниципального контроля плановых проверок в отношении определенных субъектов МСП. Согласно действующему законодательству с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не проводятся плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением плановых проверок:

1) проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора),
по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов
к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;

2) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих следующие виды деятельности:

а) оказание амбулаторно-медицинской помощи;

б) оказание стационарной медицинской помощи;

в) оказание скорой медицинской помощи;

г) розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях;

д) оптовая торговля лекарственными средствами;

е) дошкольное и начальное общее образование;

ж) основное общее и среднее полное) общее образование;

з) деятельность детских лагерей на время каникул;

и) предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

3) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии
с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом
от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет;

4) проводимых по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

5) проводимых в рамках:

а) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

б) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

в) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

г) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

д) федерального государственного пробирного надзора.

Кроме того, контролирующие органы вправе включить в ежегодный план проведения плановых проверок субъекты малого предпринимательства, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения или в отношении которых было приостановлено и (или) аннулировано действие лицензии, и с даты проведения проверки, на основании которой было вынесено соответствующее решение (постановление), прошло менее трех лет.

Обращаем Ваше внимание, что нормами Закона № 246-ФЗ закрепляется право юридического лица или индивидуального предпринимателя подать в контрольный (надзорный) орган заявление об исключении его из ежегодного плана проверок, если данное лицо или предприниматель полагает, что проверка по нему включена в ежегодный план проверок в нарушение положений Закона № 246-ФЗ.

Также нужно иметь в виду, что «надзорные каникулы» распространяются не на все виды контрольных (надзорных) мероприятий.

Таким образом, в течение трех ближайших лет субъект малого предпринимательства может на законном основании быть освобожден от плановых проверок со стороны, к примеру, трудовой инспекции, ФМС, Роспотребнадзора и т.п., если субъект малого предпринимательства:

  • не входит в список исключений, для которых Правительством РФ предусмотрен особый порядок проведения контрольных мероприятий;
  • в рамках своей деятельности не эксплуатирует объекты повышенной опасности и не представляет угрозы окружающей среде;
  • не привлекался к административной ответственности и не подвергался приостановке (аннулированию) лицензии в течение трех последних лет.

Вместе с тем Закон № 246-ФЗ не избавит субъекты малого предпринимательства от всех существующих видов государственного контроля. В частности, в указанный трехлетний период налоговые органы, органы ФСС, ФФОМС, ПФР, прокуратура и др. вправе назначить плановую проверку субъекта малого предпринимательства.

Внеплановые проверки остались

Обращаем Ваше внимание, что послабляющие меры, вводимые для стимулирования развития малого бизнеса Законом № 246-ФЗ, касаются только освобождения от плановых проверок. Что касается внеплановых проверок, то для инициирования такой проверки достаточно, в частности, обращения в контролирующий орган любого гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица в случаях:

  • возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Напоминаем, что основания для назначения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и процедура ее проведения регулируются нормами части 10 Закона № 294-ФЗ.

Где получить информацию о внеплановой проверке?

Отметим, что любая организация может получить информацию о том, собирается ли к ней внеплановая проверка, на сайте proverki.gov.ru. На данном интернет-ресурсе размещен единый реестр плановых и внеплановых проверок ФМС, инспекций Минтруда, МЧС и других контролирующих органов. Для получения информации необходимо ввести в специальной форме название организации и ее ИНН и кликнуть кнопку «Найти».

В реестре сведения о внеплановых проверках публикуются не позднее трех рабочих дней после издания приказа о назначении проверки, за исключением проверок, инициированных жалобами потребителями или угрозами причинения вреда жизни и здоровью. В таком случае сведения о проверках появляются в реестре уже после их начала.

Вместо штрафа — предупреждение

С 4 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ, и теперь штраф за административное правонарушение, совершенное впервые и выявленное в ходе государственного или муниципального контроля, подлежит замене на предупреждение. Это касается тех случаев, когда в Кодексе об административных правонарушениях РФ наказание в виде предупреждения не предусмотрено.

При этом важно, что замена штрафа предупреждением допустима, если нарушение не наносит имущественный ущерб, не причиняет вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия.

Кроме того, есть отдельные исключения, когда предупреждение вместо штрафа не назначается, например при недобросовестной конкуренции, подделке документов, незаконнном вознаграждении от имени юридического лица.

Профилактика правонарушений в бизнесе

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ внесены изменения в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В целях профилактики нарушений органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля должны:

  • размещать на своих сайтах перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также тексты этих правовых актов;
  • информировать юрлиц и ИП посредством опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и иными способами;
  • в случае изменения обязательных требований — распространятьт комментарии об изменениях, сроках и порядке вступления их в действие;
  • не реже одного раза в год публиковать обобщение практики деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указывая наиболее часто встречающиеся нарушения и рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься юрлицами, ИП в целях недопущения таких нарушений;
  • выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Последние будут выдаваться хозсубъектам, если орган получил информацию о возможности нарушения, которое не приводит к фатальным или катастрофическим последствиям (законом перечислено, к каким).

К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа с юрлицами и ИП, относятся:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;
  • административные обследования объектов земельных отношений;
  • исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга;
  • измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в интернете и СМИ;
  • наблюдение посредством анализа информации о деятельности либо действиях юрлица и ИП, обязанность по представлению которой возложена на такие лица.

В случае выявления при этом нарушений надзорные органы принимают в пределах своей компетенции меры по их пресечению, а могут и назначить внеплановую проверку юрлица или ИП. Если нарушение не грозит фатальными или катастрофическими последствиями, то орган может ограничиться предостережением.