Проводки по субсидиям

Содержание

Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат на оплату лизинговых платежей, связанных с приобретением основных средств в рамках осуществления дорожной деятельности

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2019 года N 118
Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат на оплату лизинговых платежей, связанных с приобретением основных средств в рамках осуществления дорожной деятельности

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 г. N 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг», решением Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 г. N 5/113 «О бюджете Волгограда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», руководствуясь статьями 7, 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления субсидии на возмещение затрат на оплату лизинговых платежей, связанных с приобретением основных средств в рамках осуществления дорожной деятельности.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Волгограда
В.В.ЛИХАЧЕВ

Порядок предоставления субсидии на возмещение затрат на оплату лизинговых платежей, связанных с приобретением основных средств в рамках осуществления дорожной деятельности

Утвержден
постановлением
администрации Волгограда
от 31.01.2019 N 118

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет общие положения, условия и порядок предоставления субсидии на возмещение затрат на оплату лизинговых платежей, связанных с приобретением основных средств в рамках осуществления дорожной деятельности (далее — субсидия), требования к отчетности, требования к осуществлению контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии и ответственности за их нарушение.

1.2. Целью предоставления субсидии является возмещение затрат на оплату лизинговых платежей, связанных с приобретением основных средств в рамках осуществления дорожной деятельности.

1.3. Департамент городского хозяйства администрации Волгограда (далее — департамент) — главный распорядитель бюджетных средств Волгограда является уполномоченным органом по предоставлению субсидии.

1.4. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту на текущий финансовый год за счет средств бюджета Волгограда.

1.5. Получателями субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим критериям отбора:

осуществление деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории городского округа город-герой Волгоград в соответствии с заключенными муниципальными контрактами (договорами);

наличие на праве собственности или на ином законном основании основных средств, приобретенных на основании договоров финансовой аренды (лизинга), заключенных до 01 января 2017 г., в рамках осуществления дорожной деятельности (далее — основные средства);

наличие производственной базы, обеспечивающей техническое обслуживание, ремонт и хранение основных средств.

2. Условия и порядок предоставления субсидии

2.1. Условия предоставления субсидии:

2.1.1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели должны соответствовать критериям отбора, указанным в пункте 1.5 раздела 1 настоящего Порядка.

2.1.2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели должны вести раздельный бухгалтерский учет затрат на оплату лизинговых платежей, связанных с приобретением основных средств в рамках осуществления дорожной деятельности, осуществляемых с предоставлением субсидии.

2.1.3. Получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, должны соответствовать следующим требованиям:

у получателей субсидии должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет Волгограда субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом Волгограда;

получатели субсидии — юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидии — индивидуальные предприниматели не должны прекращать деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

получатели субсидии не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50%;

получатели субсидии не должны получать средства из бюджета Волгограда на основании иных муниципальных правовых актов Волгограда на цели, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка.

2.1.4. Получатели субсидии должны дать согласие на осуществление департаментом, органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.

2.2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям отбора, указанным в пункте 1.5 раздела 1 настоящего Порядка, для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии представляют в департамент заявку на предоставление субсидии по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

К заявке на предоставление субсидии прилагаются следующие документы:

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей);

копии документов, подтверждающих право собственности и иные вещные права на основные средства;

копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании, сертифицированной производственной базы, обеспечивающей техническое обслуживание, ремонт и хранение основных средств;

расчет затрат на оплату лизинговых платежей, указанных в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка.

2.3. Департамент:

регистрирует заявки на предоставление субсидии в день приема;

в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявки на предоставление субсидии проверяет в порядке очередности представленные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями документы;

на 10-й рабочий день со дня регистрации заявки на предоставление субсидии принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении.

2.4. Размер субсидии определяется на основании расчета затрат на оплату лизинговых платежей, указанных в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, и не может превышать сумму бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств Волгограда в бюджете Волгограда.

2.5. В случае соответствия получателя субсидии требованиям и условиям предоставления субсидии, указанным в пунктах 2.1, 2.2 настоящего раздела, департамент в течение трех рабочих дней направляет получателю субсидии два экземпляра проекта соглашения о предоставлении субсидии (далее — Соглашение), оформленного в соответствии с Типовой формой соглашения (договора) о предоставлении из бюджета Волгограда субсидии юридическому лицу (за исключением муниципального учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу — производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, утвержденной приказом департамента финансов администрации Волгограда от 16 января 2017 г. N 6-ОД «Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из бюджета Волгограда субсидии юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг».

Получатель субсидии в течение пяти рабочих дней со дня получения проектов Соглашений подписывает их и возвращает один экземпляр департаменту.

2.6. В случае несоответствия юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям и условиям предоставления субсидии, указанным в пунктах 2.1, 2.2 настоящего раздела, департамент в течение трех рабочих дней направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю письменный мотивированный отказ (заказным письмом либо вручается под подпись уполномоченному лицу юридического лица, индивидуального предпринимателя). Допускается направление письменного мотивированного отказа на адрес электронной почты в случае указания его в заявке на предоставление субсидии.

Основаниями для отказа юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в предоставлении субсидии являются:

отсутствие в текущем финансовом году в бюджете Волгограда бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств за счет средств бюджета Волгограда, предусмотренных в установленном порядке департаменту на цели, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка;

несоответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя условиям предоставления субсидии, указанным в пункте 2.1 настоящего раздела;

несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным пунктом 2.2 настоящего раздела, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;

наличие недостоверных сведений в представленных документах.

2.7. Принятие департаментом решения о перечислении субсидии осуществляется по мере поступления от получателя субсидии заявки на перечисление субсидии по форме, определенной Соглашением, в размере фактически понесенных затрат в соответствии с договорами финансовой аренды (лизинга) на основании документов, подтверждающих фактически понесенные затраты, связанные с оплатой лизинговых платежей, указанных в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка.

Для принятия департаментом решения о перечислении субсидии получатель субсидии направляет в департамент заявку на перечисление субсидии в размере фактически понесенных затрат с приложением следующих документов:

отчета о затратах на оплату лизинговых платежей, связанных с приобретением основных средств в рамках осуществления дорожной деятельности, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (далее — отчет) с приложением заверенных копий унифицированных форм первичной учетной документации, подписанных юридическим лицом и организациями, с которыми заключены договоры финансовой аренды (лизинга);

копий платежных документов, подтверждающих перечисление получателем субсидии платежей, в соответствии с заключенными договорами финансовой аренды (лизинга);

иных документов, подтверждающих фактически понесенные затраты, связанные с оплатой лизинговых платежей, указанных в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка.

2.8. Департамент по окончании проверки документов, представленных в соответствии с пунктом 2.7 настоящего раздела, и при отсутствии замечаний в течение 10 рабочих дней принимает решение о перечислении субсидии за фактически понесенные затраты посредством подписания отчета.

При наличии замечаний департамент направляет получателю субсидии письмо, содержащее мотивированный отказ в перечислении субсидии.

2.9. Основаниями для отказа получателю субсидии в перечислении субсидии являются:

представление документов, не соответствующих требованиям пункта 2.7 настоящего раздела;

представление документов, содержащих недостоверные сведения;

непредставление документов, указанных в пункте 2.7 настоящего раздела.

2.10. Документами, подтверждающими возникновение денежных обязательств департамента по Соглашению, являются подписанные департаментом отчеты.

2.11. Для оплаты денежных обязательств департамента по Соглашению осуществляется постановка на учет бюджетных и денежных обязательств в установленном департаментом финансов администрации Волгограда порядке.

Оплата денежных обязательств за счет средств бюджета Волгограда производится в пределах принятых на учет денежных обязательств.

2.12. Для оплаты денежных обязательств департамент формирует заявку на оплату расходов и направляет ее в департамент финансов администрации Волгограда для санкционирования в установленном департаментом финансов администрации Волгограда порядке и дальнейшей оплаты.

2.13. Для обеспечения оплаты денежных обязательств департамент формирует распорядительные заявки в порядке, установленном департаментом финансов администрации Волгограда.

2.14. Перечисление субсидии осуществляется на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателями субсидии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях.

3. Требования к отчетности

Получатели субсидии обязаны обеспечить ведение учета и представление отчетности по формам и в сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Порядком и Соглашением.

4. Требования к осуществлению контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии и ответственности за их нарушение

4.1. Департамент, органы муниципального финансового контроля осуществляют проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателями субсидии.

4.2. В случае установления по итогам проверок, проведенных департаментом, органами муниципального финансового контроля, факта нарушения условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение субсидии, получатель субсидии в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанных нарушений уведомляется о выявленных нарушениях и необходимости возврата полученной субсидии письмом департамента, которое вручается под подпись лично получателю субсидии либо представителю по доверенности или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Получатель субсидии обязан произвести возврат полученной субсидии в бюджет Волгограда в течение семи рабочих дней со дня получения письменного уведомления департамента.

До окончания финансового года, в котором предоставлена субсидия, возврат субсидии осуществляется получателем субсидии на лицевой счет департамента, открытый в департаменте финансов администрации Волгограда в установленном порядке. В случае возврата субсидии по истечении финансового года, в котором предоставлена субсидия, данные средства подлежат перечислению в доход бюджета Волгограда.

В случае отказа от добровольного возврата средств предоставленной субсидии они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Департамент городского хозяйства
администрации Волгограда

Приложение 1. Заявка на предоставление субсидии на возмещение затрат на оплату лизинговых платежей, связанных с приобретением основных средств в рамках осуществления дорожной деятельности (Форма)

Приложение 1
к Порядку
предоставления субсидии
на возмещение затрат на оплату
лизинговых платежей, связанных
с приобретением основных
средств в рамках осуществления
дорожной деятельности,
утвержденному постановлением
администрации Волгограда
от 31.01.2019 N 118

Форма

ЗАЯВКА

на предоставление субсидии на возмещение затрат на оплату

лизинговых платежей, связанных с приобретением основных средств

в рамках осуществления дорожной деятельности

Прошу предоставить субсидию в сумме ___________________________________

(цифрами и прописью)

на возмещение затрат на оплату лизинговых платежей, связанных с

приобретением основных средств в рамках осуществления дорожной деятельности

п/п

Наименование и реквизиты договора финансовой аренды (лизинга)

Наименование и реквизиты унифицированной первичной учетной документации (в том числе платежных поручений)

Сумма понесенных затрат (руб.)

Перечень техники

Итого

Подтверждаю, что _____________________________________________________:

(наименование юридического лица,

Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)

не находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не

имеет ограничения на осуществление хозяйственной деятельности;

не является иностранным юридическим лицом, а также российским

юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия

иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является

государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством

финансов Российской Федерации перечень государств и территорий,

предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не

предусматривающих раскрытия и представления информации при проведении

финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в

совокупности превышает 50%;

согласен на осуществление главным распорядителем бюджетных средств,

органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок

соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Подтверждаю, что у ____________________________________________________

(наименование юридического лица,

Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)

отсутствует просроченная задолженность по возврату в бюджет Волгограда

субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии

с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом

Волгограда.

Приложение *:

1. ___________________________________________________________________.

2. ___________________________________________________________________.

__________________

* Документы в соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 Порядка

предоставления субсидии на возмещение затрат на оплату лизинговых платежей,

связанных с приобретением основных средств в рамках осуществления дорожной

деятельности, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 00

января 2019 г. N 00 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на

возмещение затрат на оплату лизинговых платежей, связанных с приобретением

основных средств в рамках осуществления дорожной деятельности».

Руководитель ________________________ ______________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

«__» ___________ 20__ г.

Департамент городского хозяйства
администрации Волгограда

Приложение 2. Отчет о затратах на оплату лизинговых платежей, связанных с приобретением основных средств в рамках осуществления дорожной деятельности (Форма)

Приложение 2
к Порядку
предоставления субсидии
на возмещение затрат на оплату
лизинговых платежей, связанных
с приобретением основных
средств в рамках осуществления
дорожной деятельности,
утвержденному постановлением
администрации Волгограда
от 31.01.2019 N 118

Форма

ОТЧЕТ

о затратах на оплату лизинговых платежей, связанных с приобретением

основных средств в рамках осуществления дорожной деятельности

от «__» ____________ 20__ г.

В соответствии с соглашением о предоставлении субсидии на возмещение

затрат на оплату лизинговых платежей, связанных с приобретением основных

средств в рамках осуществления дорожной деятельности, от «__» _________

20__ г. N ____ (далее — соглашение) _______________________________________

__________________________________________________________________________,

(наименование юридического лица (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)

именуемый в дальнейшем получатель субсидии, произвел следующие затраты на

оплату лизинговых платежей, связанных с приобретением основных средств в

рамках осуществления дорожной деятельности:

п/п

Наименование и реквизиты договора финансовой аренды (лизинга), унифицированной первичной документации

Плановый объем затрат всего по договору финансовой аренды (лизинга) (руб.)

Фактический объем по договору финансовой аренды (лизинга) затрат всего (руб.)

Оплачено получателем субсидии на дату представления отчета (руб.)

Подлежит перечислению (руб.)

Первичные документы, подтверждающие затраты на оплату лизинговых

платежей, связанных с приобретением основных средств в рамках осуществления

дорожной деятельности, находятся у получателя субсидии

(наименование и адрес получателя субсидии)

1. ____________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________

Руководитель _______________________ ________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Главный

бухгалтер _______________________ ________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

М.П.

Отметка о проверке отчета представителем департамента городского

хозяйства администрации Волгограда:

Понятие субсидий в бюджетном учреждении и их виды

ВВЕДЕНИЕ

С 2010 года началась реформа бюджетной системы, основанием которой послужил Федеральный закон № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Данный закон призван расширить объем прав и повысить самостоятельность бюджетных учреждений, вследствие чего, изменяются механизмы их финансового обеспечения. Бюджетные учреждения переходят с бюджетной сметы на финансирование субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания. Основным документом, отражающим функционирование бюджетного учреждения, является план финансово-хозяйственной деятельности, преследующей цели: планирование общих объемов поступлений и выплат; определение сбалансированности финансовых показателей; планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение учреждения; планирование мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности учреждения и управление доходами и расходами учреждения.

Выявленные бухгалтером плановые показатели по выплатам отражаются в разрезе следующих направлений расходов: оплата труда и начисления на оплату труда, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, арендную плату за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества, прочие услуги, приобретение основных средств, приобретение нематериальных активов, приобретение материальных запасов, приобретение ценных бумаг, прочие выплаты, иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Объектом данной работы является муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1 им. В.И.Ленина».

Предметом выступает финансово-хозяйственная деятельность рассматриваемого учреждения.

Цель работы — исследование бюджетного учреждения путём рассмотрения информации о финансовом положении предприятия: финансовых результатах и их изменениях. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:


1.Изучить теоретические аспекты функционирования бюджетных учреждений на основе нормативно-правовых актов и данных научной литературы.

2.Проанализировать фактическое поступление субсидий по отношению к плану за отчетный период и к предыдущему году путем получения данных о финансовых результатах.

3.Определить пути повышения эффективности использования бюджетных средств в учреждении.

Проведение анализа плана финансово-хозяйственной деятельности на основе рассматриваемых данных ( поступления денежных средств по плану за отчетный год к предыдущему периоду и анализ их целевого расходования) необходимо для определения направлений к использованию денежных средств, и ,соответственно, эффективного ведения финансовой деятельности.

Понятие субсидий в бюджетном учреждении и их виды

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: федерального, регионального и местного. Наполняемость соответствующих уровней бюджетов определяется доходами от внешнеэкономической деятельности, сбора налогов ,иных поступлений. При обратном процессе, федеральный бюджет может выделять бюджетам других уровней дополнительные денежные средства – трансферты — в виде дотаций, субсидий и субвенций.

При этом федеральный бюджет предоставляет эти средства региональному бюджету, а региональный – местному бюджету, нуждающемуся в них.

Дотации предоставляются без всяких условий и целей, этими суммами бюджет-получатель волен распорядиться по своему усмотрению и потратить так, как считает нужным. Субвенции выделяются также на условиях безвозмездности и безвозвратности, но на определенные цели. Эти суммы могут быть потрачены только целевым назначением и в установленные сроки. При невыполнении этих условий бюджет-получатель должен вернуть субвенцию в тот бюджет, который ее выделил.

Определение понятию «Субсидия» дается в свободной энциклопедии «ВикипедиЯ» Латинское происхождение этого слово трактуется как subsidium — помощь, поддержка . Это выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Необходимо выделить соответствующие понятию «субсидия» три основных свойства :

1. безвозмездная передача средств (возможен возврат средств)

2. целевой характер

3. софинансирование ( на условиях долевого финансирования)

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии со ст.78.1 » Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 3.11.2015) из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Орган, осуществляющий функции учредителя с соответствии с предусмотренными учредительными документами утверждает государственные( муниципальные) задания, от выполнения которого оно не вправе отказаться. В соответствии с рассматриваемой ст. 9.2 Федерального Закона от 12.01.1996 » О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ, уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение данного государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

В связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ изменилась форма предоставления бюджетных средств из бюджета бюджетным и автономным учреждениям. К новым формам финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений относятся:

1. Субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (п.1 ст. 78.1 БК РФ)

  1. Субсидии на иные цели (абзац 2,п.1 ст. 78.1 БК РФ)
  2. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности в соответствии с пунктом (п.5 ст. 79 БК РФ).

В нормативные затраты на оказание бюджетными и автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг включаются затраты, прямо или косвенно связанные с оказанием услуги, в том числе:

-оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда,

-затраты на приобретение расходных материалов,

-техническое обслуживание,

-оплата коммунальных услуг,

-сигнализация, охрана и т.п.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным (автономным) учреждением учредителем или приобретенных бюджетным (автономным) учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В соответствии с частью 15 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на возмещение нормативных затрат, осуществляются без представления по месту открытия соответствующего лицевого счета: в территориальный орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования), документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (остатки субсидий на возмещение нормативных затрат), используются в очередном финансовом году на те же цели (пункт 17 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

К затратам, финансируемым путем предоставления субсидиина иные цели можно отнести:

-затраты на осуществление капитального ремонта и приобретение основных средств, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания,

-затраты на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации,

-затраты на организацию разовых мероприятий, проводимых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, не включаемые в государственное (муниципальное) задание,

-иные затраты, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, а также не относящиеся к бюджетным инвестициям и публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме.

Расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом (п. 16 ст. 30 ФЗ № 83-ФЗ). Остатки средств, неиспользованные в текущем финансовом году подлежат перечислению в соответствующий бюджет, а также могут быть возвращены в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего ГРБС (главного распорядителя бюджетных средств)

Возможность осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений допускается согласно ст.79 Бюджетного кодекса РФ. При этом предоставление бюджетных инвестиций бюджетному учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления бюджетного учреждения. Бюджетные инвестиции не входят в состав субсидий на иные цели, т.е. представляют собой особую форму финансового обеспечения.

Следует различать понятия прямых и косвенных субсидий. В первом случае субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику).

Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. (Государство практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, так же государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов)

Таким образом, условием предоставления субсидии, также выделяемой на конкретные цели как и субвенция, является долевое участие бюджета-получателя. Т.е. если, например, федеральный бюджет выделяет деньги областному бюджету на строительство транспортного узла, этот объект возводится и за счет средств областного бюджета, и за счет полученной субсидии.

Опираясь на вышеозначенное, субсидия и субвенция в отличие от дотаций имеют целевой характер. Между собой субвенции и субсидии различаются долей в финансировании: субвенция составляет 100%-ное финансирование на определенную цель, а субсидия – только частичное.

2. Сравнительный анализ фактического поступления субсидий на текущие затраты по отношению к плану за отчетный период и к предыдущему году

В современных экономических условиях существенно возрастает значение финансовой информации, достоверность и объективность которой позволяют всем участникам образовательного процесса а так же иным интересующимся лицам представить и понять финансовой состояние и финансовые результаты хозяйственной деятельности рассматриваемого учреждения.

Говоря о бюджетном учреждении, стоит отметить, что подобный статус имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:

1. В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.

2. В качестве цели создания бюджетной организация в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы на обеспечение реализации предусмотренной законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправлении в сферах науки, образования или здравоохранения, культуры или социальной защиты, занятости, физической культуры и спорта и иные. Основная масса бюджетных организаций осуществляет те или иные виды платной деятельности и получает, таким образом, средства, необходимые для своего развития. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации. А все самостоятельно заработанные ею средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.

3. Бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на выполнение предоставленного государственного заказа.

Гимназия №1 имени В.И. Ленина является муниципальным бюджетным образовательным учреждением ,которое осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом путем оказания услуг в сфере образования.

Все бюджетные средства расходуются в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Гимназия обеспечивает исполнение своих обязательств в рамках выделенного финансирования на выполнение государственного задания.

Финансирование образовательного учреждения осуществляется от таких источников как:

1.Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 3.11.2015) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

2.Согласно той же статье из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

3.Согласно п.4 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ » О некоммерческих организациях» в установленном порядке оказывает услуги, относящиеся к основным видам деятельности на платной основе.

4.Спонсорская помощь на проведение мероприятий.

В учреждении налажен внутренний контроль состояния бухгалтерского и налогового учета, достоверности учета данных и формирования отчетности. Руководит всей деятельностью бухгалтерии, несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение задач и функций, осуществляет в пределах своей компетенции функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль за соблюдением платежной и финансовой дисциплины, нормативного регулирования ведения бухгалтерского учета, используя соответствующие инструкции, а также формирует в соответствии с законодательством учетную политику главный бухгалтер учреждения.

В соответствии с Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н план финансово-хозяйственной деятельности составляется на финансовый год, если закон о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон о бюджете утверждается на финансовый год и плановый период. В план финансово-хозяйственной деятельности включаются показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах и обязательствах), плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.

Таким образом, исходя из представленных данных муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 1 им. В.И.Ленина»(далее МБОУ «Гимназия № 1 им. В.И.Ленина») можно представить картину ведения учета финансово-хозяйственной деятельности организации. ( см. «Таблица 1»)

Таблица 1. Фиксированные данные о поступлении бюджетных средств в МБОУ «Гимназия № 1 им. В.И.Ленина» (руб.)

Поступления бюджетных средств Факт 2014 год 2015 год Отклонения
План Факт Факт на 2014 год к факту на 2015год Факт на 2015год к плану на 2015год
± ∆ % ± ∆ %
Всего поступлений, в т.ч: 56000268.00 49309500.00 56936695.08 +936427.08 +1.7 +7627195.8 +15.5
По субсидиям на выполнение государственного(мун) заказа 53649698.00 44149500.00 53741791.18 +92093.18 +0.2 +92273.18 +21.8
По субсидиям на иные цели 3524667.00 1933900.00 2843782.90 -680884.1 -19.3 +909882.9 +46.9
По бюджетным инвестициям
Иные доходы 2411786.72 3266100.00 3511121.00 + 1099334.8 +14.6 +245021 +7.5

В части бухгалтерской отчетности более распространен горизонтальный анализ, при котором берется показатель (строчка) и выслеживается его изменение в течение двух либо более периодов отчета о прибылях и убытках либо соотношение плановых показателей с фактическими.

При горизонтальном анализе употребляют два подхода:

1.Сопоставление изменение в абсолютных величинах (к примеру, рублях),
2.Сопоставление конфигураций в относительных (процентных) величинах.

Зачастую в отчете аналитики употребляют оба подхода. При всем этом более «приятным» подходом выступает анализ конфигурации в процентах к предшествующему (либо первому) периоду (к примеру, «за последние три месяца доходы увеличились на 20%»).

Ознакомившись со структурой доходов учреждения, стоит заметить отклонение в фактических данных, представленных в отчете бюджетного образовательного учреждения о финансово-хозяйственной деятельности на начало 2015 года от планируемого показателя. В данном случае оно будет положительным:

П(факт) — П(план) = 7627195.08 рублей → ∆ П (поступлений) ≈ 16 %

Аналогичная ситуация наблюдается при сопоставлении показателей отчетного периода по состоянию на 1.01.2015 года к показателям предыдущего периода:

П(2015 г)/П(2014 г)×100-100% →Т пр (темп прироста) ≈1.7 %

Найденный показатель интенсивности изменения уровня ряда позволяет увидеть, во сколько раз увеличился уровень бюджетных поступлений по сравнению с базисным. В данном случае темп прироста будет иметь незначительную величину 1,7 %,которая все же показывает положительную динамику.

Наглядным выводом по поступлении бюджетных средств на текущие расходы учреждения в МБОУ «Гимназия № 1 им. В.И. Ленина» может служить гистограмма, отражающая подобные данные, охватывая несколько периодов.( » Гистограмма 1″)

Гистограмма 1

В 2015 году наблюдается тенденция увеличения доходов образовательной организации в части полученных средств в виде субсидий на обеспечение государственного задания по отношению к 2013 и 2014 году.

Увеличение доходов бюджета вызвано увеличением контингента обучающихся, а также это объясняется получением дополнительных государственных работ (проведение олимпиад, ремонт помещений). Одной из причин увеличения размера субсидии также может служить, к примеру, изменение размеры суммы выплат на предоставление меры социальной поддержки малообеспеченных семей ,чьи дети обучаются в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории МО «город Ульяновск».Данное повышение зависит от величины прожиточного минимума при сравнительно не изменяющимся уровнем минимального размера оплаты труда родителей обучающихся.

Бюджетным учреждениям, помимо субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам, предоставляются субсидии на иные цели (ст. 78.1 БК РФ). О том, какими бухгалтерскими записями отражаются операции по учету основных средств, приобретенных за счет этого источника финансирования, и пойдет речь в нашей статье.

Общие положения о предоставлении субсидий на иные цели

Порядок предоставления субсидий бюджетным учреждениям на иные цели утверждается:

– в отношении средств федерального бюджета – органом государственной власти, выполняющим функции учредителя. В качестве примера можно привести приказы Минкультуры РФ от 16.01.2012 № 3 «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидии Государственному Эрмитажу», ФНС РФ от 27.04.2012 № ММВ-7-5/281@ «Об утверждении Правил предоставления в 2012 – 2014 годах из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых Федеральная налоговая служба осуществляет функции и полномочии учредителя, субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг», Минсельхоза РФ от 17.01.2012 № 70 «Об утверждении Правил предоставления Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 2012 – 2014 годах из федерального бюджета субсидий подведомственным федеральным образовательным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели»;

– в отношении средств бюджетов субъектов РФ – органом власти субъекта РФ. В качестве примера такого нормативного акта можно привести Постановление Правительства МО от 17.04.2012 № 507/14 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Московской области»;

– в отношении средств бюджетов муниципалитетов – муниципальным органом управления (см., например, постановления администрации Чеховского муниципального района МО от 10.04.2012 № 421/10‑1 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным учреждениям здравоохранения Чеховского муниципального района», администрации г. Н. Новгорода от 13.02.2012 № 505 «Об утверждении порядка определения объема и условия предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям города Нижнего Новгорода на иные цели»).

В нормативном акте, устанавливающем правила предоставления бюджетным учреждениям субсидий на иные цели (далее – Порядок предоставления субсидий на иные цели), прописывается, что субсидия предоставляется учреждению в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на соответству-ющий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке бюджетному учреждению. Предоставление субсидии учреждению осуще-ствляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и учреждением. Необходимость наличия соглашения и перечень условий, которые должны в нем содержаться, прописываются в Порядке предоставления субсидий на иные цели. Обычно соглашение предусматривает следующие условия:

  • объем, сроки (периодичность) перечисления субсидии (в том числе по месяцам), цели предоставления субсидии;
  • обязательства учреждения по целевому использованию субсидии;
  • перечень документов, необходимых для предоставления субсидии;
  • право органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных соглашением;
  • обязательства учреждения по возврату субсидии, использованной не по целевому назначению;
  • порядок, сроки и форма представления учреждением отчетности об использовании субсидии;
  • порядок и условия расторжения соглашения, внесения в него изменений и дополнений;
  • ответственность за несоблюдение сторонами условий соглашения.

Перечисление субсидий на иные цели осуществляется на отдельный лицевой счет учреждения. Санкционирование оплаты денежных обязательств по этим субсидиям производится в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 16.07.2010 № 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Об использовании субсидий на иные цели (не на возмещение нормативных затрат на выполнение задания учредителя) учреждение представляет органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, отчетность в сроки, установленные соглашением. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии подлежат возврату в бюджет. В соответствии с решением органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о наличии потребности в не использованной на начало текущего финансового года субсидии остатки указанной субсидии могут быть использованы учреждением в текущем финансовом году для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления субсидии. В случае нарушения условий предоставления субсидии ее перечисление приостанавливается. Если субсидия будет использоваться на цели, не соответствующие условиям их выделения, она подлежит взысканию в доход бюджета.

Мы рассмотрели общие вопросы предоставления бюджетному учреждению субсидий на иные цели. Однако в рамках статьи нас в первую очередь интересуют вопросы учета основных средств, приобретенных за счет данных субсидий. Ниже остановимся на этом подробнее.

Можно ли приобретать основные средства за счет сумм субсидий?

Порядок предоставления субсидий на иные цели обязательно устанавливает направления расходования субсидий (указывается, на что учреждение вправе израсходовать средства субсидий). В частности, Порядком предоставления субсидий на иные цели, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 16.01.2012 № 3, определено, что субсидия предоставляется на:

а) выплаты стимулирующего характера по итогам отчетного периода;

б) мероприятия, связанные с материально-техническим оснащением бюджетного учреждения, а именно:

– приобретение оборудования и разработку проектной документации;

– приобретение основных средств, за исключением приобретаемых в целях оказания государственных услуг (выполнения работ), предусмотренных учредительным документом бюджетного учреждения;

в) капитальный ремонт и ремонтно-реставрационные работы на объектах имущественного комплекса бюджетного учреждения;

г) разработку проектно-сметной документации по объектам, подлежащим капитальному ремонту и реставрации;

д) реализацию мероприятий, предусмотренных программой энергоэффективности бюджетного учреждения;

е) другие мероприятия, установленные вышеназванным приказом.

Анализ нормативных актов, устанавливающих Порядок предоставления субсидий на иные цели, показал, что в отдельных случаях такая субсидия выделяется учреждению на приобретение основных средств, а в каких-то случаях ее предоставление имеет совсем другие цели. В частности, Порядком предоставления субсидий на иные цели, утвержденным Приказом Минсельхоза РФ от 17.01.2012 № 70, установлено, что учреждению предоставляется целевая субсидия на приобретение оборудования, сельскохозяйственной техники и транспортных средств в целях обеспечения осуществления основных видов деятельности учреждения, пре-дусмотренных его уставом. Порядком предоставления субсидий на иные цели, утвержденным Приказом Росжелдора от 25.01.2012 № 17,определено следующее. Субсидия предоставляется учреждениям в том числе на приобретение оборудования, не используемого непосредственно при оказании государственной услуги (выполнении работы). Постановлением администрации Коломенского муниципального района МО от 28.12.2011 № 2725, утверждающим Порядок определения объема и условий предоставления из бюджета Коломенского муниципального района муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Коломенского муниципального района субсидий на иные цели, установлено, что средства субсидий могут быть потрачены на приобретение основных средств, не включаемых в нормативные затраты на оказание муниципальных услуг Коломенского муниципального района.

Таким образом, если субсидия на иные цели выделяется на приобретение основных средств, учреждение обязано эти основные средства приобрести. Здесь же хотелось бы рассмотреть следующий вопрос. Вправе учреждение закупать основные средства за счет сумм субсидий, выделенных ему на возмещение нормативных затрат, по заданию учредителя или основные средства могут приобретаться учреждением только за счет сумм субсидий на иные цели и за счет бюджетных инвестиций? Ведь если посмотреть хотя бы на те нормативные акты, которые упомянуты нами чуть выше, видно, что в каких-то случаях основные средства приобретаются за счет субсидий на иные цели для выполнения задания учредителя, а в каких-то – для деятельности, не связанной с выполнением задания учредителя. Попробуем ответить на поставленный вопрос, обратившись к правилам финансового обеспечения выполнения задания учредителя.

Согласно нормам ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 10 Порядка формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

То есть учредитель исходя их методики определения норматива затрат на одну единицу услуги (работы) и объема услуг (работ), которые учреждение должно оказать в планируемом периоде, определяет размер субсидий. Далее учреждение распределяет сумму субсидии по своему усмотрению.

В отношении бюджетных учреждений органом власти, выполняющим функции учредителя, разрабатывается и утверждается (закрепляется нормативным актом) порядок определения нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и содержание имущества. Анализ таких нормативных актов показывает, что, как правило, при расчете нормативных затрат на оказание единицы услуги (работы) учредителем не учитывается стоимость основных средств. Например, Порядок определения нормативных затрат на оказание государственной услуги и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта не предусматривает включение стоимости основных средств в расчет норматива затрат. Росморречфлот предполагает, что при расчете нормативных затрат следует учитывать лишь затраты на техническое обслуживание оборудования, непосредственно используемого в оказании государственной услуги. В свою очередь, Порядок определения нормативных затрат на оказание образовательными, научно-исследовательскими и иными учреждениями в сфере культуры, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности, подведомственными Минкультуры РФ, государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание их имущества предусматривает учет в расчете нормативных затрат стоимости основных средств. Нормативный акт, который бы совершал некую «увязку» между расчетом нормативных затрат на услуги (работы) и направлениями распределения субсидий, отсутствует. Более того, чиновники, давая разъяснения по этому вопросу, говорят, что ориентироваться на методику расчета нормативных затрат учреждению при распределении субсидий не нужно. Учреждение свободно в расходовании данных средств. Одновременно чиновники указывают, что расходовать субсидии, выделенные учредителем на возмещение нормативных затрат, на приобретение основных средств нельзя, даже если эти основные средства в дальнейшем будут использоваться для выполнения задания учредителя. По нашему мнению, приобретение основных средств за счет сумм субсидий, выделенных учреждению на выполнение задания учредителя, возможно, в случае если это предусмотрено методикой расчета нормативных затрат. Учреждение может аргументировать совершение данной операции (приобретение основных средств) не только необходимостью этих основных средств для выполнения задания учредителя (при условии, что учредителем не выделяются денежные средства на приобретение этих основных средств по целевой субсидии), но и тем, что изначально такие расходы были включены учредителем в себестоимость единицы услуги (работы).

Как мы говорили выше, расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, осуществляются за счет средств субсидий на выполнение задания учредителя. То есть в субсидиях на иные цели обычно не учитываются расходы по содержанию имущества (ремонту, уплате налога на имущества и т. п.), приобретенного за счет данного источника финансирования. Именно поэтому основные средства, приобретаемые учреждением за счет средств субсидий на иные цели и отражаемые в учете по коду вида деятельности 5 «Субсидии на иные цели», переводятся на код вида деятельности 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания».

Прежде чем рассмотреть на примере перемещение основных средств между видами деятельности, хотелось бы заметить, что некоторые специалисты, давая разъяснения по вопросам перевода основных средств между видами деятельности, предлагают осуществлять его не тогда, когда стоимость объекта сформирована на счете 0 101 00 000 «Основные средства», а когда объект еще учитывается на счете 0 106 01 000 «Вложения в основные средства». По нашему мнению, если направлением расходования субсидии на иные цели является приобретение основного средства, следует сначала сформировать стоимость основного средства в учете и отразить ее на счете 0 101 00 000, а затем осуществить перевод. В этом случае, представляя учредителю отчетность об использовании субсидий, учреждение покажет, что им были приобретены основные средства, а не вложения в основные средства, как того и требовал учредитель. Ведь основные средства и вложения в основные средства не одно и то же, в частности, это следует из положений п. 23 Инструкции № 157н. В нем сказано, что стоимость объекта, отражаемого в учете как объект основных средств, включает в себя сумму фактических вложений в его приобретение, сооружение

или изготовление (создание) с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

Бухгалтерский учет

Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению учреждением основных средств за счет средств целевой субсидии.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н, расходы по приобретению основных средств относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Учредитель выделил своему подведомственному учреждению субсидию на иные цели в размере 800 000 руб. Субсидия предоставлена в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке учредителю, в том числе и на приобретение оборудования, не используемого непосредственно при оказании государственной услуги (выполнении работы). За счет средств субсидии учреждение приобрело оборудование стоимостью 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.). В силу того что денежные средства на содержание оборудования предоставляются учреждению в виде субсидий на возмещение нормативных затрат на выполнение задания учредителя, учреждение перевело оборудование с кода вида деятельности 5 на код вида деятельности 4. Приобретенное оборудование относится к категории «особо ценное движимое имущество».

В бухгалтерском учете операции по приобретению и переводу оборудования отразятся следующим образом:

— Когда мне позвонили из мэрии и сказали, что я должен вернуть субсидию, я подумал, что это шутка. Полгода назад я отчитался о том, как истратил деньги, и давно забыл о субсидии. Но оказалось, что это не шутка. Новость настолько выбила меня из колеи, что две недели я не находил себе места, не мог нормально работать, — Эдуард Петухов заметно нервничал.

Эдуард Петухов

Мы встретились с одним из 32 петрозаводских предпринимателей, попавших в крайне непростую ситуацию, в районе завода «Авангард» рядом с цехом металлоконструкций и художественной ковки. Петухова, как и еще несколько десятков инициативных граждан, угораздило в конце 2013 года получить в петрозаводской мэрии субсидию на поддержку малого предпринимательства. Теперь эта поддержка может серьезно подкосить его скромное дело. Эдуард Петухов убедился, что «игры с государством» для простого гражданина чреваты самыми неожиданными последствиями.

Шутки в сторону

Облаченный в спецовку высокий мужчина с открытым добродушным лицом и крупными руками со следами ожогов не вписывался в привычный образ индивидуального предпринимателя. Передо мной стоял человек, для которого будни состояли из тяжелого физического труда.

У меня руки без ожогов бывают только раз в году, когда я детишек на Черное море отвожу,

— перехватив мой взгляд, объяснил Эдуард Петухов.

Цех вместе с другом петрозаводский предприниматель открыл в 2013 году.

Мы узнали, что мэрия предоставляет субсидию предпринимателям, которые с нуля открыли свое дело и отработали меньше года. Я позвонил в мэрию. Мне объяснили, какие нужно подготовить документы. Я прекрасно знаю, что с государством в азартные игры играть нельзя. Я у чиновников мэрии сразу же спросил, не получится ли так, что я сейчас куплю станок, а потом что-нибудь произойдет и вы потребуете вернуть деньги? Мне объяснили, что мои опасения напрасны, мол главное — это целевое использование денег, дескать, купите станок, покажете документы и все,

— рассказал Петухов.

Предприниматель подписал договор с мэрией и получил субсидию в размере 300 тысяч рублей. В тексте договора его ничего не насторожило.

— Любой нормальный человек, не имеющий юридического образования, прочитав договор, не обнаружит никаких подводных камней. В договоре есть единственный внятный пункт, где говорится, что возврат денег в полном объеме подразумевается при нецелевом использовании субсидии, — заметил Петухов.

Поверив в свою счастливую звезду, Эдуард Петухов приобрел на средства субсидии электрогидравлический пресс, необходимый для кузнечного производства. Доставленный из Челябинска станок, способный выгибать металлопрокат по заданным формам, обошелся даже дороже выделенной субсидии, но позволил уйти от тяжелого ручного труда, занимающего много времени и не позволяющего достигать идеально правильных форм.

Станок, приобретенный на средства субсидии

В 2014 году экономическая ситуация в стране резко изменилась и указанные в бизнес-плане показатели я выполнить не смог. Мы планировали нанять двух сотрудников, но случился кризис, рухнул рубль, у нас резко упали заказы. Людям стало не до художественной ковки, они стали скупать телевизоры и холодильники. В тот момент нанимать новых сотрудников было бессмысленно, заказов все равно не было. Я как чувствовал и предварительно спрашивал у сотрудников администрации, что будет, если выполнить показатели мне не удастся. Мне сказали, чтобы я не волновался, а при составлении итогового отчета указал, почему не смог добиться показателей, сославшись на кризис.

Я так и сделал, сдал в январе 2015 года отчет, его приняли, сказали, что все хорошо. Естественно, я и думать забыл о давно истраченной субсидии. А летом в мэрии проснулись и стали требовать обратно деньги, так как я не выполнил показателей бизнес-плана,- рассказал Эдуард Петухов.

Что делать дальше, он не знает.

— Если бы я заключал договор с банком, я бы, конечно, предварительно дал почитать его юристу. Но от государства такого подвоха я не ожидал. Фактически меня ввели в заблуждение, потому что пункт об обязательном выполнении показателей прописан настолько хитро, что на него просто не обращаешь внимания. Если бы мне заранее все объяснили, я бы ни за что не брал этих денег. Я хотел свой станок привезти в мэрию, пусть забирают. Но там требуют деньги. Станок имеет столь узкую специализацию, что его не продать. Я обратился к уполномоченному по защите прав предпринимателей РК Елене Гнетовой и действительно почувствовал поддержку. Но чем все закончится, неизвестно, — сказал Петухов.

Избыточные требования

Елена Гнетова считает, что к предпринимателям предъявляются избыточные требования. Субсидия, напомнила она, — это безвозмездная и безвозвратная передача средств для возмещения недополученных доходов или финансового возмещения затрат в связи с производственной деятельностью. Требование вернуть субсидию в полном объеме возникает, если предприниматель истратил средства не по назначению или не использовал деньги в течение года. Другими словами, объяснила Гнетова, главным является целевой характер использования субсидии.

По ее словам, субсидия на создание собственного дела была предоставлена Петухову за счет средств бюджета Карелии на основании соглашения, заключенного между петрозаводской администрацией и Министерством экономического развития РК. Елена Гнетова обратила внимание на то, что в соглашении указаны причины, по которым можно потребовать вернуть субсидию. Интересно, что единственной причиной для возврата субсидии является факт нецелевого ее использования.

Эдуард Петухов, как и планировал, приобрел станок художественной ковки, то есть его сложно обвинить в нецелевом использовании средств. Гнетова убеждена, что в данном случае права предпринимателя нарушены, так как не установлено факта нецелевого использования бюджетных средств. По ее мнению, администрация города неправомерно внесла в текст договора с предпринимателями дополнительное условие, связанное с обязательностью выполнения показателей, внесенных в бизнес-план.

Если изучить договор, заключенный между Эдуардом Петуховым и администрацией Петрозаводска, то действительно понимаешь, что из документа прямо не вытекает обязанность вернуть субсидию при неисполнении показателей бизнес-плана. В документе зафиксирована обязанность использовать субсидию «по целевому назначению на финансирование затрат, предусмотренных Бизнес-проектом», а также указано, что получатель субсидии должен обеспечить «комплекс мероприятий, предусмотренных Бизнес-проектом». При этом в договоре прямо названа единственная причина возврата субсидии — установление факта нецелевого использования средств.

В тексте договора вы не найдете четкого указания на то, что невыполнение показателей бизнес-плана влечет за собой необходимость вернуть деньги. Поневоле поверишь, что такой договор может ввести в заблуждение кого угодно.

Ловушка для бизнесмена

Из 59 петрозаводских предпринимателей, получивших субсидию на развитие своего бизнеса, 39 человек не смогли выполнить указанные в бизнес-проекте показатели. Фактически уровень неисполнения своих обязательств составил 66%. Другими словами, история, рассказанная Эдуардом Петуховым, скорее правило, чем исключение.

Между тем администрация Петрозаводска твердо стоит на своем: если бизнес-план не выполнен, предприниматель обязан вернуть деньги в бюджет. Мэрия уже инициировала судебные иски и получила несколько решений в свою пользу.

Руководитель управления экономики и инвестиционной политики петрозаводской администрации Владимир Владимиров рассказал, что на получение субсидии было подано немало заявок, при отборе которых одним из решающих критериев были показатели бизнес-плана. Он рассказал, что Елена Гнетова предложила заключить дополнительное соглашение, чтобы предоставить предпринимателям дополнительное время для достижение злосчастных показателей.

— Это не совсем правильно по отношению к тем предпринимателям, которым было отказано, потому что в таком случае любой предприниматель может завысить в бизнес-плане свои показатели, выиграть конкурс, а потом выполнить что сможет, — сказал Владимиров.

Он сообщил, что администрация нацелена на то, чтобы возвращать деньги через суд. Этой же позиции придерживается и мэр Петрозаводска Галина Ширшина, и руководитель комитета экономики Евгения Сухорукова.

Если отвлечься от того, что в договоре тщательно скрыта связь между неисполнением бизнес-проекта и необходимостью возврата субсидии, возникает и другой существенный вопрос. В ловушку попали предприниматели, которые взяли деньги в конце 2013 — начале 2014 года, когда в экономике еще не пахло «жареным». Крым был не наш, санкции не могли привидеться даже в дурном сне, а курсы мировых валют вели себя относительно корректно по отношению к рублю. Но с тех пор российская реальность изменилась до неузнаваемости. Возможно, нужно сделать скидку по отношению к предпринимателям, которые при всем желании не могли прогнозировать экономического коллапса?

Мы объективно оцениваем экономическую реальность и понимаем, какая она сейчас. Но для того чтобы принимать решения, мы должны получить указание от вышестоящих органов,

— сказал Владимиров.

По его словам, он ставил вопрос о смягчении условий на совещании в Министерстве экономического развития Карелии, но министр экономразвития РК Валентин Чмиль был непреклонен. Свою позицию министерство даже подкрепило официальным письмом в городскую администрацию, в котором потребовало инициировать возврат субсидии в случае невыполнения обязательств, зафиксированных в бизнес-плане.

Судя по массовому неисполнению обязательств, большинство индивидуальных предпринимателей, имеющих небольшие предприятия, чутко реагирующие на изменения потребительского рынка, не смогли реализовать свои планы. Кто в этом виноват? — вопрос открытый и дискуссионный. Нужно ли наказывать за это людей, пытающихся хоть как-то выжить в условиях кризиса и прокормить свои семьи? Ответ, я думаю, очевиден. Почему этого не понимают, а точнее не хотят понимать во властных структурах? Это тоже в принципе ясно. Кому интересны небольшие предприятия, пытающиеся выкарабкаться вопреки государственной политике, давно потерявшей интерес к «малым формам».

Другое дело, если бы чиновников под угрозой потери своей зарплаты обязали довести экономические показатели до докризисного уровня. Но, увы, побывать в «шкуре» человека, который пытается выжить, лавируя между аппетитами банков, непредсказуемостью власти и нестабильностью рынка, им вряд ли когда-то придется. Так что предпринимательской инициативе пока уготовано тихое затухание. Кто не загнется сам, того добьют государственные субсидии.

Антонина Кябелева