Проводки в бюджетном учете
Содержание
Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется
Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.
П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).
Таблица 1
Вид госорганизации |
Приказ, утверждающий соответствующий план счетов |
Автономные учреждения |
Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н |
Бюджетные учреждения |
Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н |
Казенные учреждения |
Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н |
Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).
В феврале 2019 года были внесены правки в некоторые КОСГУ. Какие проводки изменились для бюджетных, унитарных и казенных учреждений, узнайте в обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Структура счета бюджетного учета
Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.
Таблица 2
Номер разряда счета |
Значение |
1–17 |
Классификационный признак поступлений и выбытий |
Финансовое обеспечение |
|
19–21 |
Объект учета |
Группа объекта учета |
|
Вид объекта учета |
|
24–26 |
Вид поступлений, выбытий объекта учета |
1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.
18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.
О составлении плана счетов бюджетного учета читайте .
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
Проводки в бюджетном учете в 2020–2021 годах
Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2020 — 2021 годах бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 28.12.2019 № 297н.
Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.
Пример
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).
Таблица 3
Наименование хозяйственной операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб. |
КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» |
КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» |
6 750 |
Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб. |
КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов» |
КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» |
1 750 |
Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб. |
КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате» |
КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» |
754 000 |
Удержан НДФЛ с зарплаты |
КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» |
КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц» |
98 020 |
Зарплата выплачена на банковские карты работникам |
КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» |
КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» |
655 980 |
Начислены страховые взносы с зарплаты |
КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда» |
КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты» |
227 708 |
Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь |
КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты» |
КИФ 020111610 |
325 728 |
Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца |
КБК 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» |
КРБ 040120200 «Расходы экономического субъекта» |
983 458 (1 750 + 754 000 +227 708) |
Примеры проводок также можно найти на нашем сайте в статьях:
- «Бюджетный учет основных средств в 2020 — 2021 годах (нюансы)»;
- «Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)».
Итоги
Законодатель предусмотрел широкий перечень типовых проводок для ведения бюджетного учета. Приложение 1 к инструкции № 162н, учитывающее все последние изменения, внесенные в план счетов, поможет бухгалтеру правильно отразить хозяйственные операции на счетах учета.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Какие в бюджетном учреждении необходимо сделать бухгалтерские проводки при постановке на учет одежды для детей-сирот, оплаченной по статье 263 КОСГУ?
20 января 2020
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расчеты с поставщиком при приобретении одежды для детей-сирот могут учитываться с применением счета 302 63 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме». Одежда, приобретенная учреждением в целях бесплатной выдачи детям-сиротам, может учитываться на счете 105 36 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». При списании стоимости одежды, выданной детям-сиротам, применяется счет 0 401 20 263 (0 109 ХХ 263).
Обоснование вывода:
С 1 января 2019 года при отражении расходных операций учреждения применяют положения приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Порядок N 209н).
Расходы на приобретение одежды для детей-сирот в положениях Порядка N 209н прямо не поименованы. Вместе с тем специалисты финансового ведомства неоднократно отмечали, что закупка товаров, услуг для обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот, детей-сирот и лиц из их числа обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отражается по подстатье 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» КОСГУ (смотрите, к примеру, Информацию Минфина России от 13.05.2019 «Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)», письмо Минфина России от 06.03.2019 N 02-05-11/14993).
В то же время порядок учета одежды для детей-сирот Инструкциями N 157н и N 174н прямо не предусмотрен. Какие-либо разъяснения по данному вопросу в настоящее время специалистами финансового ведомства не доведены. Поэтому выбранный вариант отражения бухгалтерских записей в учете подлежит согласованию в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н, и закреплению учетной политикой учреждения.
Приобретенную одежду до выдачи непосредственным получателям необходимо оприходовать в состав материальных запасов. Согласно п. 118 Инструкции N 157н одежда учитывается на счете 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь».
Но вместе с тем следует учитывать, что отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса (письмо Минфина России от 22.05.2019 N 02-08-10/37166, пп. 11.4 п. 11 Порядка N 209н). Согласно пп. 11.4.6 п. 11 Порядка N 209н по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ отражаются расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам. Перечень таких материальных запасов исчерпывающим не является.
Поскольку в рассматриваемой ситуации учреждение приобретает одежду не для нужд учреждения, а в целях выдачи соответствующим получателям, на наш взгляд, учет одежды может быть организован в составе прочих материальных запасов на счете 0 105 36 000. Аналогичный подход используется при отражении в учете приобретения молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (смотрите Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», доведенные письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075).
Таким образом, по аналогии с молоком, расчеты с поставщиком при приобретении одежды для детей-сирот могут учитываться с применением счета 302 63 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме». Одежда, приобретенная учреждением в целях бесплатной выдачи детям-сиротам, может учитываться на счете 105 36 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». При списании стоимости одежды, выданной детям-сиротам, применяется счет 0 401 20 263 (0 109 ХХ 263).
Таким образом, хозяйственные операции, связанные с приобретением и бесплатной выдачей одежды детям-сиротам, могут отражаться в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением следующих корреспонденцией счетов:
1. Дебет 0 105 36 346 Кредит 0 302 63 73Х
— отражена задолженность перед поставщиком за поставленную одежду;
2. Дебет 0 302 63 83Х Кредит 0 201 11 610
одновременно увеличение забалансового счета 18 (КВР 323, КОСГУ 263)
— погашена задолженность учреждения перед поставщиком за поставленную одежду;
3. Дебет 0 401 20 263 (0 109 ХХ 263) Кредит 0 105 36 446
— фактическая стоимость одежды, выданной детям сиротам, отнесена на расходы учреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна
Ответ прошел контроль качества