Публичное должностное лицо это 115 ФЗ

Субъекты Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон №115-ФЗ) обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению, среди физических лиц (это могут быть клиенты, представители клиентов, выгодоприобретатели или бенефициарные владельцы клиентов), находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание:

  • иностранных публичных должностных лиц (далее — ИПДЛ);
  • должностных лиц публичных международных организаций (далее — ДЛПМО);
  • лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном Банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (далее — РДПЛ).

Иностранное публичное должностное лицо — любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе, для публичного ведомства или государственного предприятия.

К данной категории могут быть отнесены следующие граждане иностранных государств:

  • Лица, на которые возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций, а именно:
  • Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;
  • Министры, их заместители и помощники;
  • Высшие правительственные чиновники;
  • Должностные лица судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;
  • Государственный прокурор и его заместители;
  • Высшие военные чиновники;
  • Руководители и члены Советов директоров Национальных Банков;
  • Послы;
  • Руководители государственных корпораций;
  • Члены Парламента или иного законодательного органа.
  • Лица, облеченные общественным доверием, в частности:
  • Руководители, заместители руководителей международных организаций (ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный Банк и т.д.), Члены Европарламента;
  • Руководители и члены международных судебных организаций (Суд по правам человека, Гаагский трибунал и др.)

Необходимо учитывать, что вышеприведенный перечень должностей, по которым определяется принадлежность к ИПДЛ, не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от государственного устройства той или иной страны. Принадлежность лица к категории ИПДЛ определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

Должностное лицо публичной международной организации — означает международного гражданского служащего или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени:

1. Руководители, заместители руководителей международных и наднациональных организаций:

  • Организация Объединенных Наций (ООН),
  • Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР)
  • Экономический и Социальный Совет ООН
  • Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК)
  • Международный олимпийский комитет (МОК)
  • Всемирный банк (ВБ)
  • Международный валютный фонд (МВФ)
  • Европейская комиссия
  • Европейский центральный банк (ЕЦБ)
  • Европарламент;
  • и другие.

2. Руководители и члены международных и наднациональных судебных организаций:

  • Международный суд ООН
  • Европейский суд по правам человека
  • Суд Европейского союза
  • и другие.

Принадлежность лица к категории должностного лица публичной международной организации определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

Российское публичное должностное лицо – физическое лицо, находящееся или принимаемое на обслуживание и замещающее (занимающее) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном Банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации:

  • Президент Российской Федерации
  • Председатель Правительства Российской Федерации
  • Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  • Министр Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
  • Министр Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  • Федеральный министр
  • Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)
  • Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)
  • Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
  • Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
  • Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
  • Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания
  • Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания
  • Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
  • Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
  • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
  • Судья Конституционного Суда Российской Федерации
  • Председатель Верховного Суда Российской Федерации
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
  • Судья Верховного Суда Российской Федерации
  • Генеральный прокурор Российской Федерации
  • Председатель Следственного комитета Российской Федерации
  • Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации
  • Уполномоченный по правам человека
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
  • Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
  • Председатель Счетной палаты
  • Заместитель Председателя Счетной палаты
  • Аудитор Счетной палаты
  • Председатель Центрального банка Российской Федерации
  • Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  • Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  • Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)
  • Председатель федерального суда
  • Заместитель председателя федерального суда
  • Судья федерального суда
  • Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

При выявлении РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ используются следующие источники информации:

  • документы и сведения, полученные при идентификации клиента; в частности, информация о статусе клиента может быть получена из документа, удостоверяющего личность (например, дипломатический паспорт), из документа, подтверждающего право пребывания на территории РФ (например, въездная виза). Если информация о занимаемой должности будет указана самим клиентом, у него рекомендуется получить документы, подтверждающие его статус «иностранного публичного должностного лица».
  • сведения, полученные в результате собственного изучения общедоступных источников, таких как поисковые сервисы в Интернете, периодические издания и т.п.;
  • официальные списки (если подобные списки будут разработаны и доведены до некредитных финансовых организаций Росфинмониторингом, Министерством иностранных дел РФ, Банком России или иным государственным органом Российской Федерации или некоммерческой организацией, которой будет предоставлено право на создание таких списков);
  • коммерческие списки, разрабатываемые третьими лицами.

Кроме этого согласно методическим рекомендациям об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц, утв. Банком России 27.06.2017 г. №13-МР в целях повышения эффективности мер по выявлению ПДЛ и выполнению требований Федерального закона №115-ФЗ при их приеме на обслуживание и обслуживании сотрудникам Общества, взаимодействующим с клиентами, необходимо реализовывать комплекс обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер, определенных в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направленных на выявление среди физических лиц, принимаемых на обслуживание или находящихся на обслуживании, лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона №115-ФЗ, использования при этом информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и отражения информации о предпринятых мерах в анкете (досье) клиента и рекомендует организациям осуществлять следующие мероприятия:

В отношении определения понятий ИПДЛ и ДЛПМО принимать во внимание информацию, содержащуюся в письме Банка России от 18.01.2008 г. №8-Т.

В целях выявления при приеме на обслуживание РПДЛ использовать следующие источники информации:

  • в отношении государственных должностей Российской Федерации — Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 г. №32 «О государственных должностях Российской Федерации»;
  • в отношении должностей членов Совета директоров Банка России — информацию, размещенную на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В отношении должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных в Российской Федерации на основании федеральных законов, включенных в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации — самостоятельно осуществлять мониторинг соответствующего законодательства Российской Федерации.

Анализировать информацию, размещаемую органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», использовать информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, которые заинтересованные лица, в том числе организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, могут использовать в своей деятельности, в том числе в рамках исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, таких, как, например, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО «Интерфакс» (система СПАРК, «Центр раскрытия корпоративной информации»), ООО «Интерфакс — Ди энд Би» (система DBAI, GRS, отчеты «Знай своего клиента»), ЗАО «СКРИН», а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.

Принимать на обслуживание ИПДЛ допускается исключительно на основании письменного решения руководителя или его заместителя, которому руководителем организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.

Для фиксирования информации по РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ в анкетах (досье) клиентов должны быть предусмотрены специальные разделы (пункты), в которых отражается информация о принадлежности клиента к категории РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ.

Обновление информации по клиентам, относящимся к категории РПДЛ, ДЛМПО и ИПДЛ, производится не реже одного раза в год, а также при получении любой информации, как от клиента, так и из внешних источников, влияющей на публичный статус иностранного должностного лица.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ сотрудники организации, взаимодействующие с клиентами обязаны:

  • принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ);
  • регулярно обновлять имеющуюся в распоряжении организации информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ), должностных лиц публичной международной организации (ДЛМПО) и российских публичных должностных лиц (РПДЛ);
  • уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании у Общества иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в Общества.

В случае, если операциям клиента — должностного лица публичной международной организации либо лица, замещающего (занимающего) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном Банке Российской Федерации, государственной корпорации или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, включенную в соответствующий перечень должностей, определяемый Президентом Российской Федерации, Обществом, присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, к операциям такого клиента применяются следующие требования:

  • принимать на обслуживание РПДЛ и ДЛПМО только на основании письменного решения руководителя Общества либо его заместителя, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;
  • принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества данной категории лиц;
  • на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании РПДЛ и уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании данной категории лиц.

При осуществлении специальных мер контроля сотрудникам следует обращать внимание на следующие особенности обслуживания ПДЛ и связанных с ними лиц:

  • отказ ПДЛ в представлении разъяснений в отношении источников происхождения поступающих в его пользу денежных средств либо наличие сомнений в достоверности его объяснений;
  • предоставление иностранным гражданином противоречивой информации о родственных связях с ПДЛ;
  • получение из официальных источников информации, позволяющей квалифицировать иностранного гражданина как ПДЛ или его родственника в случаях, когда при заключении договора с клиентом не была представлена (была скрыта) подобная информация.

Наши эксперты разработали уникальные документы для оформления процедуры приема на обслуживание публичных должностных лиц, которые можно приобрести в один клик.

Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание — это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.

Документ будет направлен в день оплаты в формате .doc (MS Word). По любому вопросу звоните по телефону +7(800) 100-49-90 (звонок бесплатный по всей России) или пишите на электронную почту info@law115.ru.

Ассоциация российских банков обратилась в Банк России (письмо Директору Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Ю.Полупанову; письмо от 29.07.2016 № А-02/5-361) с вопросами, связанными с практическим применением кредитными организациями норм противолегализационного законодательства.

Ассоциация российских банков направила следующие вопросы:

  • может ли кредитная организация при осуществлении идентификации клиентов – физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, зафиксировать сведения об адресе их места жительства (регистрации) или места пребывания без документального подтверждения, в том числе со слов (устно)?
  • какие сведения об акционерах, владеющих более чем 1 % акций клиента – юридического лица, кредитная организация должна фиксировать в анкете (досье) клиента и каким документом должны быть подтверждены такие сведения?
  • отдельные вопросы идентификации выгодоприобретателя клиента бенефициарного владельца клиента;
  • отдельные вопросы идентификации при совершении операций с использованием платежной (банковской) карты без участия уполномоченного сотрудника кредитной организации – эквайрера или иной кредитной организации, не являющейся кредитной организацией – эмитентом;
  • вопросы по порядку заполнения полей отчета в виде электронного сообщения по коду операции 1008 «Внесение физическим лицом в уставный (складочный капитал) организации денежных средств в наличной форме»;
  • вопросы по порядку контроля за операциями по коду 4001 «Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя».

Предлагаем ознакомиться с текстом Письма АРБ от 29.07.2016 № А-02/5-361

от 29.07.2016 № А-02/5-361

Директору Департамента
финансового мониторинга и
валютного контроля
Банка России
Полупанову Ю.А.

Уважаемый Юрий Алексеевич!

Ассоциация российских банков выражает Вам свое почтение и просит рассмотреть следующие вопросы, связанные с практическим применением кредитными организациями норм противолегализационного законодательства.

Порядок проведения идентификации клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев

1. В соответствии с пунктом 1.1 Положения Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение № 499-П) кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать физическое лицо, которому она оказывает услугу на разовой основе либо которое принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении банковских операций и других сделок, указанных в статье 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках), а также при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Абзацем первым пункта 3.2 Положения № 499-П предусмотрено, что для целей идентификации в кредитную организацию представляются оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии. При этом согласно абзацу третьему пункта 3.2 Положения № 499-П отдельные сведения, подтверждение которых не связано с необходимостью изучения кредитной организацией документов, удостоверяющих личность физического лица (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация), могут представляться клиентом без их документального подтверждения, в том числе со слов (устно).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения № 499-П при идентификации клиента – физического лица кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к данному Положению, в том числе запрашиваются сведения об адресе места жительства (регистрации) или места пребывания.

Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1) установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в определенные сроки и порядке.

Так, статьей 5 Закона № 5242-1 установлено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение, в связи с чем на практике возникают ситуации, когда на момент обращения в кредитную организацию гражданин не может документально подтвердить сообщаемые данные о своем месте жительства или месте пребывания.

При этом в соответствии со статьей 3 Закона № 5242-1 регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, отказ кредитной организации в приеме на обслуживание гражданина, который не может документально подтвердить данные об адресе места жительства (регистрации) или места пребывания, может быть расценен как нарушение кредитной организацией указанной нормы Закона № 5242-1, что приведет к возникновению правового риска.

Тем не менее в действующем законодательстве Российской Федерации не установлена обязанность кредитных организаций контролировать сроки регистрации граждан по месту пребывания.

С учетом изложенного возникает вопрос, может ли кредитная организация при осуществлении идентификации клиентов – физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, зафиксировать сведения об адресе их места жительства (регистрации) или места пребывания без документального подтверждения, в том числе со слов (устно)?

2. В соответствии с подпунктом 2.4 пункта 2 приложения 2 к Положению № 499-П к дополнительным сведениям, получаемым в целях идентификации клиента – юридического лица, относятся сведения об органах юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица, за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников) юридического лица, владеющих менее чем 1 % акций (долей) юридического лица).

Согласно пункту 5.1 Положения № 499-П такие сведения подлежат фиксированию кредитной организацией в анкете (досье) клиента.

В этой связи возникает вопрос, какие сведения об акционерах, владеющих более чем 1 % акций клиента – юридического лица, кредитная организация должна фиксировать в анкете (досье) клиента и каким документом должны быть подтверждены такие сведения?

3. В соответствии с пунктами 1.1, 1.5 Положения № 499-П кредитная организация обязана идентифицировать выгодоприобретателя клиента.

Согласно пункту 2.1 Положения № 499-П при идентификации выгодоприобретателя клиента кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к данному Положению. Такие сведения фиксируются кредитной организацией в анкете (досье) клиента (пункт 5.1 Положения № 499-П).

Исходя из содержания пункта 2.1, абзаца первого пункта 3.2 Положения № 449-П, а также подпункта 1.4 пункта 1 приложения 1 к Положению 499-П, в случае если клиент указал в анкете выгодоприобретателя физическое лицо, то для его идентификации в кредитную организацию клиентом должен быть представлен оригинал документа, удостоверяющего личность физического лица – выгодоприобретателя, или надлежащим образом заверенная копия указанного документа. При этом действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность выгодоприобретателя клиента представлять надлежащим образом заверенную копию указанного документа клиенту и (или) кредитной организации, обслуживающей клиента.

Зачастую в соответствии с внутрибанковскими правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ сведения о выгодоприобретателе, в том числе реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица – выгодоприобретателя, представляются клиентом в виде анкеты выгодоприобретателя, и достоверность таких сведений подтверждается клиентом посредством их заверения своей подписью и печатью (при наличии) (при предоставлении анкеты на бумажном носителе) либо электронной подписью клиента (при предоставлении анкеты в электронном виде).

Согласно пункту 2.2 Положения № 499-П кредитная организация при идентификации выгодоприобретателя, а также при обновлении сведений, полученных в результате его идентификации, для установления сведений об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, использует соответствующие информационные ресурсы, размещаемые на официальном сайте МВД России (ранее – на сайте Федеральной миграционной службы) в сети Интернет либо в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

С учетом изложенного возникают следующие вопросы:

3.1) должна ли кредитная организация в обязательном порядке требовать представления клиентом надлежащим образом заверенной копии документа, удостоверяющего личность физического лица – выгодоприобретателя, подтверждающего достоверность сведений о нем, указанных и подтвержденных клиентом в анкете выгодоприобретателя посредством их заверения своей подписью;

3.2) какие копии документа, удостоверяющего личность физического лица – выгодоприобретателя, можно считать «надлежащим образом заверенными копиями» для целей Положения № 499-П;

3.3) должна ли кредитная организация отказать в принятии на обслуживание клиента или в выполнении распоряжения о совершении операции уже принятого на обслуживание клиента, руководствуясь пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) в случаях, если клиент не может представить надлежащим образом заверенную копию документа, удостоверяющего личность физического лица – выгодоприобретателя, и (или) если в результате проведения проверки реквизитов документа, удостоверяющего личность выгодоприобретателя (паспорта), с использованием официального сайта МВД России будет установлено, что паспорт выгодоприобретателя клиента является недействительным?

4. Согласно абзацу первому пункта 2.1 Положения № 499-П при идентификации выгодоприобретателя кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к Положению № 499-П, документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок.

В этой связи возникает вопрос, должна ли кредитная организация в обязательном порядке требовать представления клиентом оригиналов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок (в том числе агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления) при выявлении выгодоприобретателя в процессе обслуживания клиента?

5. В соответствии с пунктом 1.2 Положения № 499-П кредитная организация (за исключением случаев, установленных Законом № 115-ФЗ и Положением № 499-П) обязана принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца.

Согласно пункту 2.1 Положения № 499-П при идентификации бенефициарного владельца кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложением 1 к Положению № 499-П.

Зачастую в соответствии с внутрибанковскими правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ сведения о бенефициарном владельце, в том числе реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица – бенефициарного владельца, предоставляются клиентом в виде анкеты бенефициарного владельца, входящей в анкету (досье) клиента. Достоверность указанных в анкете данных подтверждается клиентом посредством их заверения своей подписью и печатью (при наличии) (при предоставлении анкеты на бумажном носителе) либо электронной подписью клиента (при предоставлении анкеты в электронном виде).

Вместе с тем пунктом 3.2 Положения № 499-П предусмотрено, что для целей идентификации в кредитную организацию должны представляться оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии.

Кроме того, согласно пункту 2.2 Положения № 499-П кредитная организация при идентификации бенефициарного владельца, а также при обновлении сведений, полученных в результате его идентификации, для установления сведений об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, использует соответствующие информационные ресурсы, размещаемые на официальном сайте МВД России либо в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

В этой связи возникают следующие вопросы:

5.1) учитывая, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность бенефициарного владельца клиента представлять надлежащим образом заверенную копию документа, удостоверяющего личность, клиенту и (или) кредитной организации, обслуживающей клиента, должна ли кредитная организация требовать представления клиентом нотариально заверенной копии такого документа, подтверждающего достоверность сведений о бенефициарном владельце, указанных в анкете бенефициарного владельца;

5.2) какие данные о бенефициарном владельце кредитная организация должна включить в анкету (досье) клиента в случае непредставления клиентом нотариально заверенной копии документа, удостоверяющего личность бенефициарного владельца, и (или) в случае, если в результате проведения кредитной организацией проверки реквизитов документа, удостоверяющего личность бенефициарного владельца с использованием официального сайта МВД России, будет установлено, что паспорт является недействительным?

6. В соответствии с пунктом 1.1 Положения № 499-П кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать физическое или юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, которому кредитная организация оказывает услугу на разовой основе либо которое принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении банковских операций и других сделок, указанных в статье 5 Закона о банках.

Согласно статье 5 Закона о банках к другим сделкам, которые вправе осуществлять кредитная организация, относится, в том числе, оказание информационных услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», Указанием Банка России от 11.12.2015 № 3893-У «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй посредством обращения в кредитную организацию» (далее – Указание № 3893-У) и Указанием Банка России от 31.08.2005 № 1610-У «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения на официальный сайт Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» (далее – Указание № 1610-У) банк может на разовой основе оказывать услуги:

по предоставлению субъекту кредитной истории (пользователю кредитной истории, финансовому управляющему), обратившемуся в банк с запросом, информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, либо об отсутствии такой информации, из Центрального каталога кредитных историй (далее – ЦККИ);

по направлению в ЦККИ заявки обратившегося в Банк субъекта кредитной истории о формировании (изменении) кода субъекта кредитной истории, об аннулировании кода субъекта кредитной истории, о формировании дополнительного кода субъекта кредитной истории.

При этом в соответствии с Указанием № 3893-У идентификация субъекта кредитной истории (пользователя кредитной истории, финансового управляющего), которую должен осуществить банк в рамках оказания вышеназванных разовых услуг, ограничивается представлением определенных документов. Например, в случае, если субъект или пользователь кредитной истории являются физическим лицом, то в соответствии с пунктами 2 и 3 Указания № 3893-У идентификация личности субъекта кредитной истории осуществляется на основании паспорта гражданина Российской Федерации или при его отсутствии – иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного возникает вопрос, обязан ли банк при идентификации субъекта кредитной истории (пользователя кредитной истории, финансового управляющего) выполнять требования к идентификации, установленные Положением № 499-П, в том числе идентифицировать его бенефициарного владельца, осуществлять сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к Положению № 499-П, а также фиксировать полученные сведения в анкете клиента, приведенные в приложении 3 к Положению № 499-П?

7. Пунктом 4.2 Положения № 499-П определено, что при совершении операций с использованием платежной (банковской) карты без участия уполномоченного сотрудника кредитной организации – эквайрера или иной кредитной организации, не являющейся кредитной организацией – эмитентом, идентификация клиента проводится кредитной организацией на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов и паролей.

Такие сведения подлежат фиксированию кредитной организацией в анкете (досье) клиента (пункт 5.1 Положения № 499-П).

В соответствии с пунктами 2–7 приложения 3 к Положению № 499-П в анкету (досье) клиента также включаются иные сведения, в том числе сведения о результатах проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности, сведения о степени (уровне) риска клиента, дата начала отношений с клиентом, дата прекращения отношений с клиентом, дата оформления анкеты.

Вместе с тем на практике нередко имеет место ситуация, когда физические лица совершают через банкоматы банка операции по снятию (взносу) наличных денежных средств с использованием платежных (банковских) карт, эмитированных другими кредитными организациями. В таком случае банк на основе реквизитов платежных (банковских) карт, а также кодов и паролей не может установить сведения о клиентах, предусмотренные приложением 1 к Положению № 499-П. Указанные сведения могут быть получены только при идентификации клиентов – физических лиц в банка-эмитентах.

В этой связи возникают следующие вопросы:

7.1) какие сведения должен установить банк в отношении физических лиц, осуществляющих через его банкоматы операции по снятию (взносу) наличных денежных средств с использованием платежных (банковских) карт, эмитированных другими кредитными организациями;

7.2) должна ли составляться анкета клиента с фиксированием сведений, предусмотренных приложением 3 к Положению № 499-П?

Порядок заполнения полей отчета в виде электронного сообщения по коду операции 1008 «Внесение физическим лицом в уставный (складочный капитал) организации денежных средств в наличной форме»

8. В соответствии с действующим законодательством существуют следующие способы оплаты участниками общества с ограниченной ответственностью дополнительных вкладов в уставный капитал общества:

внесение наличных денежных средств участником общества в кассу общества;

внесение наличных денежных средств участником общества на расчетный счет общества, открытый в кредитной организации;

безналичное перечисление денежных средств участником общества на расчетный счет общества, открытый в кредитной организации.

Согласно абзацу 7 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ подлежит обязательному контролю операция по внесению физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами (в объеме, определенном подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).

Согласно пункту 11 приложения 3 к Положению Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение № 321-П) при представлении сведений об операции по внесению физическим лицом в уставный (складочный) капитал создаваемой организации денежных средств в наличной форме с использованием счета в кредитной организации под лицом, совершающим операцию, следует понимать лицо, вносящее указанные денежные средства, под получателем указанных денежных средств следует понимать кредитную организацию, в которой открыт счет для зачисления первоначальных взносов учредителей. При этом в поле DESCR_1 указывается предполагаемое наименование организации, в уставный (складочный) капитал которой вносятся денежные средства. В случае, когда юридическое лицо, чей уставный капитал формируется, прошло государственную регистрацию, под получателем денежных средств следует понимать указанное юридическое лицо (код операции 1008).

С учетом изложенного возникают следующие вопросы, связанные с формированием Отчета в виде электронного сообщения (далее – ОЭС) по коду операции 1008 в случае оплаты участниками общества с ограниченной ответственностью дополнительных взносов в уставный капитал общества путем внесения наличных денежных средств в кассу общества с последующем внесением полученных обществом наличных денежных средств руководителем (представителем) общества на расчетный счет общества по объявлению на взнос наличными:

8.1) обязан ли банк устанавливать и идентифицировать физических лиц – участников общества, внесших в кассу общества наличные денежные средства в оплату дополнительных взносов в уставный капитал общества, в случае, если поступившие наличные денежные средства вносятся руководителем (представителем) общества на расчетный счет общества единой суммой без указания в объявлении на взнос наличными физических лиц – участников Общества, оплативших взносы в уставный капитал;

8.2) какую дату следует считать датой совершения операции: дату внесения наличных денежных средств участником в кассу общества либо дату внесения поступивших в кассу общества наличных денежных средств на расчетный счет руководителем (представителем) общества;

8.3) кого следует указывать в полях «Сведения о плательщике», «Сведения о представителе плательщика»: физическое лицо, внесшее наличные денежные средства в кассу общества, либо физическое лицо, внесшее наличные денежные средства на расчетный счет общества по объявлению на взнос наличными);

8.4) кого следует указывать в полях «Сведения о плательщике», «Сведения о представителе плательщика», если наличные денежные средства в оплату дополнительных долей в уставном капитале были внесены несколькими участниками общества отдельно, а на расчетный счет общества поступившие наличные денежные средства вносятся руководителем (представителем) общества по объявлению на внос наличными единой суммой;

8.5) сколько следует формировать ОЭС: одно сообщение о внесении на расчетный счет руководителем (представителем) общества наличных денежных средств в оплату участниками общества дополнительных взносов в уставный капитал либо отдельные сообщения по каждому участнику общества, оплатившему дополнительный взнос в уставный капитал наличными на сумму от 600 000 руб.;

8.6) в случае допустимости формирования единого ОЭС, следует ли и в каких полях указывать физических лиц – участников общества, оплативших дополнительный взнос в уставный капитал наличными на сумму от 600 000 руб.;

8.7) в случае допустимости формирования единого ОЭС, каким образом следует заполнять поле «Сумма операции»: указывать общую сумму, указанную руководителем (представителем) общества в объявлении на взнос наличными, либо указывать общую сумму от сложения сумм дополнительных взносов участников – физических лиц в уставный капитал общества наличными на сумму от 600 000 руб.)?

Порядок контроля за операциями по коду 4001 «Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя»

9. В связи с неоднозначным правовым регулированием возникает вопрос, подлежат ли обязательному контролю и направлению в уполномоченный орган сведения об операциях с кодом 4001 «Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя» по перечислению клиентом банка денежных средств со своего расчетного счета, открытого в банке, на счет 521, открытый в другой кредитной организации, с назначением платежа «В оплату по договору выдачи депозитных сертификатов на предъявителя дата», если банк не является кредитной организацией, выпустившей депозитный сертификат на предъявителя.

По мнению Ассоциации, подобная операция не подлежит обязательному контролю, так как в момент совершения операции банк не располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении клиентом операции, подлежащей обязательному контролю с кодом 4001 «Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя». У банка отсутствуют достоверные сведения о дате зачисления денежных средств на депозитный счет (средства могли быть зачислены на счет до выяснения); указанная дата является датой совершения операции, которая указывается в ОЭС. Также банк не имеет достоверных сведений о том, что банком – получателем средств выписаны, а клиентом получены депозитные сертификаты на предъявителя.

Считаем, что при включении сведений об операции с кодом 4001 в ОЭС необходимо учитывать следующие особенности:

датой совершения операции необходимо считать дату зачисления денежных средств во вклад (депозит);

в качестве лица, размещающего вклад (депозит), указывается клиент банка, который совершает операцию;

в качестве получателя денежных средств указывается банк, принявший средства во вклад (депозит).

В этой связи возникает вопрос, по коду 4001 «Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя» банк обязан направлять сведения в Росфинмониторинг только в том случае, если банк является эмитентом депозитного сертификата?

Ассоциация просит Вас высказать официальную позицию Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России по вышеуказанным вопросам и выражает уверенность в дальнейшем эффективном сотрудничестве с Банком России в сфере ПОД/ФТ.

С уважением,
Президент
Г. А. Тосунян