Расчет количества учителей и персонала в школе

В преддверии окончания учебного года и всех связанных с ним забот – проверки выполнения учебной нагрузки, расчета отпускных, составления начальных тарификационных списков следующего года – важно уточнить проведенные расчет почасовой оплаты, убедиться в их полноте и правильности. О применимости почасовой оплаты и особенностях ее исчисления напомним в статье.

Основания применения почасовой оплаты.

Стандартным порядком заработная плата педагогических работников определяется проведенной тарификацией – программными часами, дополнительными курсами и факультативами, классным руководством, иной учебной нагрузкой и целевыми показателями. Тарифицированный размер заработной платы постоянен в течение рабочего года, не зависит от нагрузки в конкретном месяце работы и пропорционален только фактически отработанному времени. В отдельных случаях рассчитывается и оплачивается каждый час работы педагога, это случаи:

  • замещения, когда педагог выполняет нагрузку своего отсутствующего коллеги, например, из‑за болезни или по иной причине. Отметим, что почасовая оплата труда педагога замещения применяется при сроке не более двух месяцев, в противном случае такое замещение необходимо тарифицировать;
  • работы с обучающимися, находящимися на лечении, восстановлении или по иной причине осваивающими образовательные программы на дому, в лечебном учреждении. Если к началу учебного года известно о необходимости работы с такими учениками, то учебная нагрузка педагогов тарифицируется, но если необходимость в обучении на дому возникла в середине учебного года, то она оплачивается сверх объема, установленного при тарификации;
  • педагогической работы на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год. Как правило, к такой работе привлекается административно-управленческий персонал образовательного учреждения, а также высококвалифицированные специалисты сторонних предприятий, учреждений и организаций, которые также могут быть приглашены на педагогическую работу для чтения уникальных и (или) специфических курсов. Отметим, что педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год не является совместительством, не потребует заключения трудового договора при условии, что она осуществляется с согласия работодателя (пп. «в» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»). В этом случае к трудовому договору оформляется дополнительное соглашение на условиях почасовой оплаты с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении названного объема педагогической нагрузки с работником следует заключить договор совместительства.

Оплата замещения.

Часы замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей оплачиваются дополнительно, сверх установленной тарификации (п. 2.7 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601).

Расчет стоимости часа замещения приведен в Письме Минобразования РФ от 29.12.1995 № 87‑М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях» (далее – Письмо Минобразования РФ № 87-М). В нем говорится, что размер оплаты одного часа педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.

В свою очередь, среднемесячное количество рабочих часов определяется, согласно Письму Минобразования РФ от 09.11.1995 № 75‑М, путем умножения нормы часов педагогической нагрузки в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Если в году имеются предпраздничные дни, у которых продолжительность сокращена на 1 час, то их также необходимо учесть в формуле.

Например, для учителей 5 – 11‑х классов норма рабочего времени составляет 18 часов в неделю. В 2019 году 247 рабочих дней и 6 предпраздничных дней сокращенной продолжительности. Среднемесячное количество часов равно 73,6 ч (18 ч х 247 дн. / 5 дн. — 6) / 12 мес. В отношении месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС отметим следующее. Оплата труда педагога, работающих в образовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждениях, регулируется нормативными документами, изданными органами власти субъекта, органами местного самоуправления. Как правило, это положения об оплате труда, применяемые для работников учреждений, подведомственных соответствующему органу власти. Такими положениями устанавливаются:

  • размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих или профессиональных стандартов для профессиональных квалификационных групп работников по квалификационным уровням;
  • размеры надбавок за работу при наличии особых условий труда территориального и бытового характера (работу в сельской местности, районах Крайнего Севера);
  • перечень выплат компенсационного характера;
  • перечень выплат стимулирующего характера.

В месячную ставку для расчета оплаты часов замещения включаются надбавки за квалификационную категорию, надбавки за почетное звание и стаж, доплаты за специфику работы в организации за установленную норму часов педагогической работы в неделю. При этом оплата труда педагога производится по стоимости часа того преподавателя, который замещает отсутствующего сотрудника.

Контроль проведения замен осуществляется учебной частью учреждения и фиксируется в соответствующем журнале, книге учета, табеле, то есть документе, установленном для этих целей самим учреждением.

Учитель русского языка и литературы замещал в мае 2019 года своего заболевшего коллегу. Должностной оклад по ПКГ в данном муниципальном образовании для должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня составляет 11 200 руб. Замещающий учитель имеет первую квалификационную категорию с повышением должностного оклада на 20 %, также ему установлена надбавка в размере 15 % от должностного оклада за ведение уроков с углубленным изучением предмета (за специфику работы в учреждении). Согласно журналу замещения учитель провел 7 часов учебных занятий.

Стоимость 1 педагогического часа у него составит 210 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 / 73,6 ч).

Размер оплаты часов замещения – 1 470 руб. (210 руб. х 7 ч).

Оплата часов работы на дому.

Мы уже отмечали, что учебные часы обучения детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также часы занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, включаются в учебную нагрузку учителя общеобразовательного учреждения, для которого оно является местом основной работы на общих основаниях (Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенные Письмом Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004). Но в случаях необходимости обучения на дому в середине учебного года, то есть после того, как тарификационные списки утверждены, и при условии продолжительности такого обу­чения не более 2 месяцев, оплата данного обучения будет производиться также по часам.

Нетарифицированные часы обучения на дому оплачиваются по правилам, установленным уже упомянутым Письмом Минобразования РФ № 87‑М, как произведение расчетной оплаты одного часа и количества часов индивидуального обучения. При этом согласно п. 6.1.11 Письма Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 20 %.

Воспользуемся данными примера 1 и включим в расчет еще один повышающий коэффициент 1,2 (за индивидуальное обучение на дому).

Стоимость одного педагогического часа составит 252 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 х 1,2 / 73,6 ч).

Размер оплаты часов работы на дому – 1 764 руб. (252 руб. х 7 ч).

Оплата педагогической работы не более 300 часов в год.

Привлечение к педагогической работе в объеме не более 300 часов в год с почасовой оплатой, как мы уже отмечали, не является совместительством. Если дополнительную педагогическую работу выполняет лицо, с которым у работодателя уже заключен трудовой договор, выполнение такой работы может быть оформлено в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ, которая допускает поручение работнику с его письменного согласия выполнения в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Дополнительная работа поручается путем совмещения профессий (должностей) (например, в случае привлечения к педагогической работе сотрудников административно-управленческого персонала (должность заместителя директора совмещается с должностью учителя)), а также путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ). В письменном соглашении с работником указываются срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание, объем, а также размер доплаты (ч. 3 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ) – количество часов педагогической работы и стоимость часа. Он будет рассчитываться по правилам, изложенным выше (см. Письмо Минобразования РФ № 87‑М).

Подчеркнем еще раз, что рассмотренный вариант оформления дополнительной работы возможен только в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени – основное рабочее время и с согласия работодателя (ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ, п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41). Если преподаватель будет выполнять дополнительную педагогическую работу за пределами предусмотренного для него рабочего времени, то потребуется оформить трудовой договор на внутреннее совместительство.

В образовательном учреждении работать на условиях почасовой оплаты труда могут как внутренние преподаватели-почасовики, так и приглашенные внешние специалисты. Из пункта 2 Постановления Минтруда РФ № 41 следует, что если педагогическая работа на условиях почасовой оплаты осуществляется в объеме не более 300 часов в год, то заключения трудового договора не требуется, однако не сказано, как должны быть оформлены взаимоотношения между учреждением и внешними преподавателями-почасовиками. Отсутствуют разъяснения и в других нормативных документах. Но поскольку привлечение к работе, выполнение работы, наконец, оплата работы в принципе невозможны без правовых оснований, взаимоотношения должны быть оформлены.

Нередко с преподавателями-почасовиками заключаются договоры возмездного оказания услуг. Это крайне неверное решение, так как гражданско-правовые договоры оформляются на выполнение разовых работ, для получения разового результата. Гражданско-правовой договор не предусматривает обязанности работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять трудовую функцию, определенную штатным расписанием. Действующее законодательство содержит прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 2 ст. 15 ТК РФ). Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке. В случае такого нарушения работодателю грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб., а в случае повторного нарушения – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. (п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Таким образом, и с преподавателями-почасовиками, приглашенными в учреждение извне, следует оформлять трудовые отношения. В штатном расписании должна быть предусмотрена ставка (часть ставки). На практике часто возникают вопросы об оформлении преподавателя на почасовую работу, для которого нет ставки в штатном расписании. Мы считаем такую ситуацию надуманной. Если учебные планы и программы предусматривают педагогические часы, значит, в штатное расписание должна быть включена ставка (доля ставки) на эти часы педагогической нагрузки.

Письмом Минобразования РФ № 87‑М предусмотрена возможность руководителям образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовой оплаты, установленных Постановлением Минтруда РФ от 21.01.1993 № 7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании». В настоящее время этот документ отменен, но главный посыл Письма Минобразования РФ № 87‑М, по нашему мнению, сохранен и сегодня: для оплаты труда высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебных часов, а также при оплате труда лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений учреждение может применять повышенные часовые ставки, если финансовые возможности учреждения позволяют такое увеличение.

В случае, когда учебная нагрузка, определенная учебным планом, не была тарифицирована по причине вакантности ставок и к выполнению такой работы был привлечен преподаватель на условиях почасовой оплаты, расчет стоимости часа его работы производится в обычном порядке.

На преподавателя-совместителя учреждения среднего профессионального образования возложена учебная нагрузка по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в объеме 108 часов на 2018 – 2019 учебный год.

Преподаватель имеет первую квалификационную категорию с надбавкой в размере 20 %. Положением об оплате труда работников учреждений, подведомственных органу власти субъекта РФ, установлен должностной оклад по ПКГ четвертого квалификационного уровня в размере 17 500 руб. Норма часов за ставку заработной платы – 72 часа в месяц.

Согласно сведениям учебной части преподаватель в мае 2019 года провел 6 часов учебных занятий.

Стоимость одного педагогического часа работы преподавателя составит 291,67 руб. (17 500 руб. х 1,2 / 72 ч).

Заработная плата за май равна 1 750,02 руб. (291,67 руб. х 6 ч).

Отметим, что и для преподавателя-почасовика сохраняются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством (в частности, право на оплачиваемый отпуск). Расчет отпускных будет производиться из сумм фактического заработка за проведенные часы.

* * *

Возможность применения почасовой оплаты работы педагога ограничена исчерпывающим перечнем случаев. Общим же порядком учебная нагрузка тарифицируется, и такая система оплаты труда в большей степени защищает интересы работников.

При применении почасовой оплаты важен не только расчет стоимости часа, но и оформление выполняемой работы. Порядок начисления почасовой оплаты труда должен быть предусмотрен в локальном нормативном акте учреждения. Кроме того, конкретные часовые ставки должны быть указаны в трудовом договоре с работником.

Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2019 год

Как назначить классного руководителя

Вы вправе требовать от педагога выполнения тех трудовых обязанностей, которые прописаны в его трудовом договоре и должностной инструкции (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2019 № 273-ФЗ). Однако классное руководство нельзя прописать в должностной инструкции педагога по основной должности. Такую работу вы можете поручить только с письменного согласия работника и должны оплачивать дополнительно (с. 60.2 ТК и п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени педагогических работников, утв. приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Скачать образец «Заявление о согласии на классное руководство».

Институт новых технологий в образовании предлагает дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации в любое удобное время без отрыва от работы:

  • Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в условиях реализации ФГОС
  • Внеурочная деятельность классного руководителя в системе начального и основного общего образования: инновационные технологии и практика реализации
  • Педагогика современного семейного воспитания
  • Консультант (координатор) по инклюзивному образованию
  • Профилактика наркомании и токсикомании в образовательной среде

Смотреть полный список программ .

Ситуация: может ли завуч быть классным руководителем?

Да, может.

Закон не запрещает поручать заместителю директора функции классного руководителя. Законодательство не определяет статус классного руководителя и не устанавливает квалификационных требований. Поэтому каждая школа самостоятельно регулирует вопросы классного руководства в локальных актах. ЦК Профсоюза работников народного образования и науки также считает, что при необходимости обязанности классного руководителя можно возложить на учителей из числа руководящих и других работников образовательной организации.

Ситуация: нужно ли разрабатывать должностную инструкцию классного руководителя?

Нет, не нужно

Классное руководство – не должность, а совокупность дополнительных функций, которые педагог выполняет за дополнительную плату. Эту обязанность нельзя прописать в должностной инструкции учителя, ее можно поручить только с его письменного согласия (п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени педагогических работников, утв. приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Права и обязанности классного руководителя можно закрепить в локальном акте школы. Пропишите в нем его функции, задачи и формы работы. Ориентируйтесь на Методические рекомендации Минобрнауки. Закрепите, в какой форме и с какой периодичностью классные руководители должны отчитываться о своей работе. К примеру, укажите, что годовой отчет классный руководитель должен формировать на основании своего годового плана работы. Примерную структуру отчета классного руководителя смотрите в таблице.

В помощь классным руководителям Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой предлагает электронные уроки по всем школьным предметам с 1 по 11 класс, видео сказки, уроки патриотизма, электронные уроки по дополнительному образованию, иностранным языкам, русской словесности, бесплатный электронный семейный журнал «ЭлектроникУМ».

Ситуация: можно ли поручить классному руководителю проверку условий жизни учеников?

Да, можно.

Орган опеки и попечительства может передать школе свои полномочия по выявлению учеников, которые остались без попечения родителей. Для этого нужно посещать семьи учеников, которые оказались в группе риска, и проверять условия их жизни: состояние здоровья, семейное окружение, жилищно-бытовые условия. Кому поручить эту работу школа решает самостоятельно – это может быть и классный руководитель, и социальный педагог. Ознакомьте работника с приказом Минпросвещения от 10.01.2019 № 4, чтобы он знал, в каком порядке проводить проверку и как составить акт обследования условий жизни несовершеннолетнего.

Как оформить доплату за классное руководство

Если работник выполняет функции, которые не входят в его должностные обязанности, то их надо оплачивать дополнительно (ч. 1 ст. 151 ТК). Доплата за классное руководство – это выплата компенсационного характера за работу в условиях, которые отклоняются от нормальных (ст. 149 ТК). Чтобы изменить условия оплаты труда, нужно подписать дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 и ч. 2 ст. 151 ТК).

Скачать образец «Дополнительное соглашение к договору».

В дополнительном соглашении укажите срок, в течение которого учитель будет выполнять функции классного руководителя, содержание работы и размер доплаты. Доплату можно установить как в твердой денежной сумме, так и в процентах к тарифной ставке, окладу или зарплате работника. Ориентируйтесь на нормативный акт учредителя, если он урегулировал это на муниципальном уровне. Дополнительное соглашение составьте в двух экземплярах. На вашем экземпляре педагог должен подписью подтвердить, что получил свой экземпляр соглашения, и указать дату.

После того как подпишите с работником дополнительное соглашение, издайте приказ о назначении классного руководителя. Укажите в нем, что поручаете учителю дополнительную работу – классное руководство. Утвержденной формы приказа нет, поэтому разработайте свою. Ознакомьте работника с приказом под подпись, а копию передайте в бухгалтерию. На основании табеля учета рабочего времени и этого приказа работнику будут начислять доплату.

Скачать образец «Приказ о назначении классного руководителя».

Ситуация: нужно ли устанавливать критерии эффективности работы классного руководителя?

Нет, не нужно.

Показатели и критерии эффективности работы устанавливают, чтобы назначить работнику стимулирующие выплаты. Однако нельзя устанавливать стимулирующую выплату к доплате за дополнительную работу, в том числе – за классное руководство.

Доплата за увеличение объема работы – это выплата компенсационного характера за работу в условиях, которые отклоняются от нормальных (ст. 149 ТК). Выплата за достижение показателей эффективности – это стимулирующая выплата. Выплаты стимулирующего и компенсационного характера – разные виды выплат (ст. 129 ТК). Трудовой кодекс не предусматривает возможности устанавливать стимулирующие выплаты к компенсационным. Более того, подобное использование премиального фонда проверяющие могут признать нецелевым расходованием.

Как отменить классное руководство

Вы вправе досрочно отменить поручение выполнять дополнительную работу, как и работник – досрочно отказаться от нее. При этом нужно письменно предупредить другую сторону минимум за три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК). Для этого учитель должен написать заявление, а вы – уведомление о прекращении классного руководства. Таким образом, отказ от классного руководства – право работника, которым он может воспользоваться в любое время, предупредив вас об этом в трехдневный срок.

После того как вы уведомили педагога о прекращении полномочий классного руководителя, издайте приказ в произвольной форме и ознакомьте с ним работника. Приказ подтвердит, что обе стороны знают об отмене, зафиксирует его дату, а также проинформирует всех заинтересованных лиц. Например, на основании приказа бухгалтерия прекратит начислять работнику доплату за дополнительную работу. Заключать отдельное дополнительное соглашение к трудовому договору об отмене классного руководства не обязательно – ведь стороны ни о чем не договариваются. Классное руководство, как и совмещение, отменяют в одностороннем уведомительном порядке без согласия второй стороны.

Скачать образец «Уведомление о прекращении классного руководства».

Скачать образец «Приказ об отмене классного руководства«.

В преддверии майских праздников Институт новых технологий в образовании дарит скидочный ПРОМОКОД учителям, воспитателям, преподавателям, гос. служащим, специалистам разных направлений и всем желающим на программы профессиональной переподготовки!

Стоимость любой программы по промокоду от 5800 руб.!!! Успейте воспользоваться промокодом с 20 по 30 апреля.

ISSN 1029-3388

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Федосеева И.А., Малиновская М.П.

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профессия учителя является одной из ведущих в формировании человека нового тысячелетия, личности готовой жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.

Анализ источников базы свидетельствует о том, что данной проблемой занимаются многие ученые: педагоги, философы, психологи, учителя-практики (О. С. Анисимов, В. П. Беспалько, Б. З. Вульфов, Е. И. Исаев, Л. В. Митина, А. И. Мищенко, Е. П. Морозов, М. Н. Миронова, В. А. Сластёнин, С. А. Смирнов, Н. Н. Никитина, П. И. Пидкасистый, С. А. Тангян, В. К. Шаповалов и др.). Этой теме посвящены кандидатские и докторские работы. Вопросы «Каким быть учителю XXI века?», «Какими профессионально-личностными качествами должен обладать учитель в современной России?» свидетельствуют о возрастающем интересе как со стороны философов, социологов, практикоориентированных педагогов, ученых-исследователей, так и со стороны психологии, медицинского сообщества. Устойчивый интерес объясняется значимостью учителя в жизни общества. Именно от его профессионализма, нравственных качеств, гражданского сознания зависит не только социальное воспитание личности, но и будущее страны. Существующая либерально-рыночная политика в России утверждает ценности, не соответствующие истинной роли человека, его исторической культуре. Размышляя по этому поводу, В. П. Бедерханова пишет, что «сегодня в российском обществе существует разрыв между декларируемыми общечеловеческими ценностями, ценностями русской духовной культуры и реальными ценностями личности и общества» . Это означает, что от того, какие мировоззренческие установки, нравственные ценности, позиции воспримет и переосмыслит молодое поколение, в решающей степени зависит будущее нашего государства.

Об учителе, его личностных качествах, гражданской позиции, под влиянием которых ребенок становится полноценной личностью, способной самостоятельно и нестандартно мыслить, писал основоположник педагогической науки Я. А. Коменский. «Какими дети рождаются — это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими, — это в нашей власти» . К. Д. Ушинский сравнивает воспитателя с художником, а школу — с мастерской. Немецкий педагог Ф. А. В. Дистервег утверждал, что «ценность школы равняется ценности ее учителя. Покажи мне своих учеников, — и я увижу тебя» .

Актуальными остаются разработанные в советское время положения Концепции развития педагогического образования, подготовленной ведущими учеными отечествен- 6

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

ной педагогики (В. А. Сластёнин, Н. Д. Никандров, Е. П. Белозерцев, В. А. Кан-Калик, Е. Н. Шиянов и др.), акцентирующими внимание на значимости профессии учителя. В представленном документе подчеркивается, что «учитель — это не только профессия, цель которой — транслировать знания. Это высокая миссия, предназначение которой — сотворение личности, утверждение человека в человеке» . Речь идет о том, что «совершенный учитель» является выразителем всего лучшего, накопленного в историческом опыте конкретного народа и нарождающегося нового, соответствующего логике развития человеческой культуры.

Зарождение и развитие представлений о назначении учителя, сущности педагогической профессии, профессиональном взращивании педагога апеллируют к древним памятникам культуры, устному народному творчеству, произведениям русского фольклора. Важнейшими из сохранившихся и дошедших до наших времен являются:

1. «Слово о полку Игореве» (XII в.).

2. «Голубиная книга».

3. «Золотая книга».

4. «Слово о погибели русской земли».

5. «Повесть временных лет» — летописный свод Нестора (1050-е гг.).

6. «Поучение детям» Владимира Мономаха (XI в.) и др. .

В числе наиболее известных памятников — произведение В. Мономаха «Поучение детям», в котором уделяется воспитанию нравственных качеств: милосердия, сострадания, уважения к старшим, милостивости, находчивости, самообладания. «Не мсти, терпи, сам помогай обиженным, больного проведай, ни единого человека не пропусти без доброго слова» . С точки зрения В. Мономаха, соблюдение таких норм является критерием воспитанности человека, его способности жить в обществе.

Отметим, что смыслообразующим стержнем воспитания на Руси являлось моральное начало, «русская духовность», лежала в глубинных пластах национального самосознания, ассоциировалась с российским менталитетом. «Русская духовность» давала определенный толчок прогрессивному развитию общества, представляла уровень развития государства, помогала ему побеждать, бороться, выживать в военные годы разрухи и голода, периода кризисов и катастроф. Этому вопросу были посвящены труды Н. А. Бердяева, Н. Я. Данилевского, И. А. Ильина, В. О. Ключевского, А. Ф. Лосева, М. К. Мамардашвили, В. В. Розанова, В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского и др.

Понятие «духовный» производное от категории «дух», которое в традиционном (религиозно-мистическом) понимании относится к сфере Духа. Во втором случае понятие «дух» используется метафорически, отождествляясь с внутренней энергией человека, придающей особый импульс его деяниям. И. А. Ильин пишет: «Дух есть самое главное в человеке… есть сила личного самоутверждения в человеке» . Духовность в русле светского гуманитарного представления означает внутреннее свойство человека, «состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными» .

Рассуждая по этому поводу, отметим, что духовность принято соотносить с позитивными проявлениями активности духа, этим и определяется словосочетание «духовно-нравственное воспитание». Духовность проявляется в стремлении человека проде- 7

ISSN 1029-3388

лать внутреннюю работу, связанную с нравственным усовершенствованием, на основе самосознания, самоопределения, свободного выбора. Духовная активность «прорастает в деятельностных актах, связанных с высшими смыслами Истины, Добра, Красоты, Справедливости. Именно духовная цельность способствует выживанию человека, его эффективному взаимодействию с окружающим миром» .

В раннехристианской Руси (до XVII в.) школой духовно-нравственного воспитания являлась церковь во главе со священником, который вел богослужение, проповедовал земные истины. Об идеях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, подготовке учителя размышляет белорусский мыслитель, писатель, общественный деятель Симеон Полоцкий. По его мнению, истинный учитель должен уметь «три вещи»: «первое — искусно наставлять, — тогда он не учит, а людей прельщает; второе — должен слово свое украсить правдою, действием, чтобы приятным быть; третье — следует преклонять сердце к творению дел, и к ним же других увещать…» .

Отметим, что педагогическое образование во все времена соответствовало социальной политике государства, находясь с ним в неразрывной связи и вместе с тем выполняя его заказ по формированию личности определенного типа. Образование, в том числе воспитание, будет способствовать либо творению личности высокого духовного порядка, либо формированию узкого специалиста, с определенным набором компетенций, с жестким функционалом, живущего в условиях «торжества» рынка.

Профессиональная подготовка учителя начинается в стенах вуза. И от профессиональных установок (ценностей), которые формирует система высшего профессионального образования, создавая условия для поиска личностного смысла профессии, зависит отношение студента к педагогической деятельности, его способность к формированию личностно-профессиональных качеств.

В связи выше изложенным, нам было интересно проанализировать обращение к наследию педагогов-классиков и современных студентов. Соотнести понимание профессии педагога современных юношей и девушек с требованиями, предъявляемыми к учителю мыслителей прошлого.

В профессиональном сообществе в качестве диагностического инструментария используется методика «Незаконченное предложение». Будущим педагогам были предложены незаконченные высказывания великих людей об учителе и дано задание дописать фразы. По результатам предложенного задания можно было судить о понимании профессионально значимых качеств личности педагога на разных этапах обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нами были проанализированы ответы студентов НГПУ 1 и 3 курсов 3-х факультетов (иностранных языков, психологии, культуры и дополнительного образования) в количестве 215 чел. 8

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

Таблица 1

Информация, предложенная студентам для осмысления

Высказывания мыслителей Незаконченные предложения

Учитель — это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна (Хаббард Элберт Грин) Учитель — это человек, который

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным (Лев Николаевич Толстой) Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем (Конфуций) Кто тот может быть учителем

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель (Лев Николаевич Толстой) Если учитель соединяет в себе

он —

совершенный учитель

Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому (Валентин Григорьевич Распутин) Для учителя, может быть, самое важное

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником (Максим Горький) Учитель, если он честен, всегда должен быть

Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны (доктор Арт-Онг Джумсаи — член парламента Таиланда, ученый НАСА) Учителю принадлежит самая главная роль в

Размышляя над дополнением предложенных утверждений, студенты определяли разные составляющие портрета учителя, представляя свое понимание о функциях, качествах, профессиональных ролях современного учителя.

Так, по мнению студентов, учитель — это человек, который:

— учит — то есть, прежде всего, «делится своими знаниями с детьми» (в кавычках приводятся высказывания студентов без изменений), «несет знания другим людям», «дает знания и стимулирует желание к получению знаний» — 22%;

— воспитывает, развивает, социализирует — таким образом, реализует разные функции образования, в том числе, и функцию обучения («непосредственно участвует в процессе воспитания и обучения ребенка, а также в процессе становления его личности»; «учит и воспитывает одновременно»; «помогает развиваться духовно, умственно, физически») — 22%;

— поддерживает, помогает — то есть, выполняет не только сугубо профессиональные действия, но и заботится о ребенке, оказывает ему поддержку в разных сложных ситу- 9

ISSN 1029-3388

ациях («является для ученика опорой после родителей»; «подводит ученика к верному решению»; «всегда может выслушать, дать совет»; «приходит всегда на помощь») — 18%;

— любит детей — «живет детьми, их победами и неудачами»; «предан своей профессии, любит детей»; «получает удовольствие от радости своих учеников» -2% ;

— имеет профессиональные качества и умения, позволяющие ему успешно справляться с педагогической деятельностью — («очень много знает по своей специальности, умеет ладить с детьми, хорошо объясняет»; «умеет найти подход к каждому ребенку и доходчиво объяснять»; «может завладеть вниманием ученика, завлечь его, «заразить» тягой к знаниям» — 16%.

Анализируя высказывания студентов, можно сделать вывод, что учитель будущими педагогами воспринимается, прежде всего, как профессионал. Речь идет о том, что зна-ниевая парадигма в образовательно-воспитательном процессе является доминирующей, поскольку в перечне характеристик практически не встречаются личностные качества.

Несколько иной образ учителя представлен в тезисе «Кто… тот может быть учителем» и «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть…».

Демонстрируя сущностные характеристики истинного учителя, в числе приоритетных, будущие специалисты отмечают:

— мотивы профессиональной деятельности, которые заключены в:

• желании, стремлении, призвании («помочь и стать другом для ребенка»; «взращивать любовь к знаниям»; «учить и воспитывать детей»; «работать с детьми»; «помочь им познать мир»; «к учительству и всему тому, что связано с профессией учитель»»; «особый клик души») — 47%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• любви к детям («готов себя посвятить детям»; «готов отдать себя ребенку»; «видит в детях только достоинства и хочет развить их») — 25;

• любви к профессии («любовь к своей профессии»; «преданность своему делу»; «любит профессию учителя») — 2%.

Размышляя над незаконченным предложением «Если учитель соединяет в себе. он — совершенный учитель», часть студентов подобно Л.Н. Толстому объединяет самые главные «двигатели» педагогического дела: любовь к детям и своей профессии (деятельности) -16%.

Наиболее значимыми качествами, по мнению студентов, являются:

— доброе сердце (доброта) — 25%,

— любовь к детям — 25% ,

— знание предмета — 12% ,

— понимание — 14% чел.,

— преданность профессии — 14% ,

— ум — 4%,

— справедливость — 4% ,

— строгость — 2% .

Нередко студенты, составляя портрет совершенного учителя, объединяли противоположности («твердость своих намерений в достижении результатов и мягкость по отношению к детям»; «строгого преподавателя и отзывчивого и понимающего наставника»).

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

Характерно также очерчивание образа педагога через роли, которые он, как идеальный учитель, должен реализовывать. Студенты назвали следующие сочетания:

• «маму, папу, бабушку, дедушку, братика, сестру, психолога и энциклопедию»;

• «психолога, педагога, друга и родителя»;

• «философа, поэта, психолога, юмориста, дрессировщика, укротителя, обществоведа и т.д.»;

• «наставника, друга и просто строгого учителя»;

• «2-е роли: роль учителя и роль родителя»;

• «человека науки и человека дружелюбного, коммуникабельного»;

• «друга и наставника».

Будущие специалисты, находясь в начале своего профессионального становления, расставляют приоритеты миссии педагога. Приведем некоторые ответы студентов. Размышляя над высказыванием «Учителю принадлежит самая главная роль в…»

— становлении личности учеников («обучении и развитии ребенка»; «воспитании и развитии личности»; «обучении и воспитании») — 27%;

— судьбе (жизни) ребенка («он определяет путь и всю дальнейшую дорогу жизни ребенка»; «жизненном пути, ведь учителя бывают не только школьные») — 27% ;

— жизни общества в целом, как «строителя» будущего («развитии человечества, а значит и мира»; «жизни общества; он закладывает фундамент нашего развития»; «обществе, ибо передача знаний — самая необходимая вещь в жизни людей, иначе у человечества не было бы будущего»; «формировании будущего своей страны») — 8%;

Исходя из выше изложенного, можно резюмировать, что в основу профессии учителя составляет философия антропоцентризма, основанная на соединении в своих рамках понятий «человек» и «ценность». Данная концепция, признавая человека высшей ценностью, центрирует свои аксиологические ориентиры вокруг него. Реализация антропоцентризма как выражения гуманистической парадигмы жизни, включенности человека в сложнейшую систему информационных, экономических, технологических, этических отношений, руководствуется отношением к миру такими качествами как стремлением к истине, добру и красоте. Это возможно на основе овладения искусством понимания воспитанника, искусством ведения и поддержания диалога и полилога.

Следуя дальнейшей логике рассуждений о профессии учителя, уточним, что сегодня наблюдается процесс отождествления синонимичных понятий учитель-педа-гог-воспитатель. Такие метаморфозы наблюдаем в официально принятом документе «Стандарте педагога». По сути, учитель — это тот, кто учит, наставляет, подает пример. Педагог — это специалист по воспитанию, обучению. Результатом их деятельности является формирование личности, способной успешно социализироваться в обществе. Поскольку образование является основной надстройкой общества, то именно на него возложена ответственность за формирование такого человека, его духовного облика, нравственного становления.

Дальнейший анализ документа «Стандарт педагога» свидетельствует о том, что выполняемые социальные роли учителя, для общеобразовательной школы, педагога (прежде всего в высшей школе), совмещены в одно слово педагог. На первый взгляд, кажется все правильно: в широком смысле целевая установка учителя — педагога — форми-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 1029-3388

рование гармонично развитой личности. Однако фактически прослеживается не здоровая тенденция ухода государства от проблемы воспитания. Попробуем прокомментировать.

Для отечественной педагогики характерно рассмотрение педагогической деятельности в совокупности неразрывно связанных понятий воспитание и обучение. С учетом такого рода условности, обучение представляет технологизируемый процесс, в то время как воспитание, рассматриваемое сквозь призму субъектных отношений, имеет субъектно-личностную окраску. В соответствии с официальным документом (Стандартом педагога), организованную и проводимую работу по совмещению понятий учитель-педагог, сегодня можно рассматривать как попытку «подстроить» действия теоретика педагога под практику учителя в соответствии с прикладным характером социальной политики РФ. Вчерашнему студенту следует осознавать себя не только предметником, но в первую очередь воспитателем, в этом его главное профессиональное назначение.

Школьный учитель — это первый и главный светоч в воспитательно-образовательной жизни школьника, он научает ребенка мыслить, пробуждает у него жажду знаний, воспитывает уважение к науке, культуре, способствует формированию мировоззрения, духовно-нравственного развития. Воспитывая это умение, учитель глубоко проникает в душу ребенка, вдумывается в то, чем он живет, как он смотрит на мир, каковы его жизненные ориентиры. Значимость личностной составляющей такого влияния учителя, обусловлено его авторитетом не только как профессионала, но и как Человека, который «творит время». Ведь годы детства, по мнению В.А. Сухомлинского, это воспитание сердца ребенка. Поэтому педагогика как искусство, занимается, прежде всего, воспитанием человеческих душ, где главная роль принадлежит «инженеру» учителю.

В системе высшей школы педагогика выступает в большей степени как наука, поскольку в вуз приходит уже сформированная личность, со своими взглядами, мировоззрением, установками. Меняется специфика педагогического взаимодействия, влияние педагога как профессионала (со знаниевой парадигмой) в контексте решения образовательных задач, условиях социокультурной динамики (во времени и пространстве). Сегодня подготовка будущего специалиста становится все более актуальной. Процесс воспитания, согласно принципу, бинарных оппозиций (обучение-воспитание) имеет несколько опосредованный характер .

Упразднение понятия «учитель», на наш взгляд, вытесняет личностное участие педагога в неформальном общении, «душевных контактах», «выстраивании сложнейших человеческих взаимоотношений». В этом случае ослабевает воспитательное значение, следствием которого является рост эгоизма, индивидуализма, равнодушия, бездуховности. Вместе с тем российская система образования может и должна использовать свои потенции в консолидации российского общества, сохранения и возрождения единого социокультурного и духовного пространства, его укрепления в эпоху глобализации. В таком случае мы должны опираться на имеющиеся знания и традиции, вступая в диалог с предшественниками и современниками, связывая опыт прошлого с инновациями настоящего времени, сохраняя понятие «учитель».

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

Литература

2. Бедерханова В. П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога: монография. — Краснодар, 2001. — 220 с.

4. Ильин И. А. О русской душе // Педагогика. — 1999. — № 5. — С. 94.

5. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою. Соч. в 10 т. — М., 1995. — Т. 5. — С. 48-49.

7. Концепция педагогического образования (Проект). — М.: ГК СССР по народному образованию, 1988. — 15 с.

Можно долго говорить о трудностях учительской жизни, о горящих глазах, энтузиазме и любви к детям. А также о роли учителя в обществе. Наш блогер Дима Фурманов (который и сам работал в школе) посчитал, сколько нужно трудиться молодому педагогу, чтобы получать более-менее конкурентоспособную зарплату. Стало по-настоящему грустно.

В комментариях к подобным текстам часто встречается мнение, что учителя — это нытики, отговорили свои уроки и бегут домой. Меня всегда коробило от таких заявлений, потому как в идеально выверенной аргументации есть всё — и аналитика рабочего дня, и видение работы учителя со стороны, но нет главного. А главное — это деньги. Учитель — это человек, который хочет есть и которому надо где-то жить.

Поэтому, давайте смоделируем, как молодому специалисту осуществить это желание. Для того чтобы наша модель была максимально приближена к среднестатистическому молодому учителю, мы рассматриваем, что это юноша (или девушка), окончивший педагогический институт. Этот объект работает не в Москве и не участвует в программе «Учитель для России». И получать деньги будет исключительно в школе, при этом не имея неофициальных заработков (ведь мы же отговорили уроки и пошли домой).

Возьмём нагрузку в одну ставку

Опыта у нас нет никакого, как и категории. В моём регионе (далее будут цифры именно местные, но учитывайте, что этот регион находится близко к столице) ставка педагога без категории — 12 тысяч рублей в месяц. Для тех, кто не в педагогической лодке: ставка — это 18 часов. То есть примерно четыре урока в день. Если не повезло с шестидневкой — три урока в день.

Как вы, наверное, догадываетесь, к урокам нужно готовиться. Например, материал интересный подобрать, задания. А ещё учителя ведут разные предметы. То есть учителя русского, английского, математики имеют по 4+ уроков в неделю у класса. При 18 часах это три-четыре класса. И подготовиться к ним, на ваш взгляд, сейчас, кажется проще, чем учителю информатики, биологии, географии, у которого один, или, если повезёт, два урока в неделю у класса.

И вот тут очередной сюрприз — далеко не факт, что проще, так как вы не угадаете, будете вы идти по этой программе или нет. Если вы ведёте математику или русский, нужно собирать тетради на проверку. Проверять их. При этом у класса, например, пятого, это нужно делать каждый день. За это, кстати, доплачивают. То ли 3%, то ли 5%. Давайте пять.

Как технарь сообщу вам — от нашей ставки это 600 рублей. ШЕСТЬСОТ. Если вы думаете, что детей, которые сидят ночами в интернете и редко пишут что-то руками, кто-то научил писать красиво и разборчиво, то на вашей планете, наверно, нет проблем с образованием. И зарплатами.

Вам может показаться, что русский и математика выгоднее — там же платят 600 рублей. Но нет. Есть ещё чудесные три буквы. Нет, не ЕГЭ. Нет, не ОГЭ. ВПР

Всероссийские Проверочные Работы. Есть даже метапредметные. Но возьмём как пример предметную. Это работа, в которую включены те задания, которые большие мозголомы из управления образования посчитали нужным включить. И сразу проблема — вы не знаете, что это за задания. Даже тему. А они (ребята из управления) не знают, должны ли вы вообще такую тему проходить. И вот так вы и живёте. Пока запомним, что наша максимальная зарплата сейчас 12600 рублей.

Небольшое отступление для критиков. Ставка 18 часов — это не 13,5 часов работы. Это 36 часов нахождения на рабочем месте, в которые входят 18 уроков в том числе.

Классное руководство

Возвращаемся к моделированию. Многие родители хотят отдать детей в лицей или гимназию. Это же престиж. Для учителей престиж превращается в надбавку 5%. Таким образом, наш потолок зарплаты увеличивается ещё на 600 рублей. Если вы вспомните пирамиду Маслоу, то поймёте, что биологическому виду Учитель Обыкновенный необходимо сперва покушать, а уже потом размножаться. Как же нам позволить себе больше еды и при этом не спать в коробке?

Классика образа педагога-предметника в России — это наличие у него классного руководства. Я продолжаю описывать региональные финансовые радости, поэтому стоит отметить: в моём регионе это поощряется деньгами. 1000 рублей в месяц. Наша зарплата в потолке растёт, уже 14200. Это за 18 уроков в неделю + классное руководство + проверка тетрадей.

Что такое классное руководство? Это когда в теории ты становишься путеводной звездой примерно для 30 слепых котиков

В реальности число слепых котиков возрастает вдвое. Ведь у каждого котика есть свой законный представитель. Первая проблема — с этими представителями нужно как-то контактировать. Если вы не уверены, что они все вменяемы, завести чатик в мессенджере — плохая идея, обречённая на провал. Сразу же. Потому что в текущей временной координате почти не осталось людей, которые предполагают, что педагог не работает 24\7. Что у него есть семья. Что он ходит в отпуск. Или хотя бы в туалет.

Вторая проблема — вы теперь отвечаете за ВСЕ поступки людей, к воспитанию которых на 90% вы отношения не имеете. Небольшое отступление для тех, кто возмущён тем, что учителя основной школы постоянно говорят о том, что воспитание — это не к ним. В своё время я видел одну передачу с участием бывшего КВН-редактора Михаила Марфина. На претензии, что юмор плохо воспитывает детей, он приводил данные американского исследования. Суть этой работы в том, что воспитание на 90% закладывается в семье. 7% — это церковь и школа (при этом первые занимают большую часть, чем вторые), остальные 3% — это искусство (и блогеры с юмористами и рэперами в том числе, да). Поэтому не надо тут.

Так вот, за ВСЕ поступки этих детей отвечаете вы. За переходы в неположенных местах тоже. Даже если это не во время уроков. Даже если у них каникулы, а у вас отпуск. Третья проблема — законные представители. Родители и всякие бабушки\дедушки. Любая их претензия будет аукаться вам. Лично. Вы можете сказать, что с ними всегда можно поговорить. Вы удивитесь, но да. Только если человек адекватен. Большая часть из них в случае претензий не пойдут к вам. Они пойдут к завучу, директору, министру, в управление — в общем, к кому угодно, но не к вам. Даже если претензии к другому учителю. Или претензии к их собственным косякам. Например, они сами о чём-то забыли, а вы им не напомнили.

Да, за всё это 1000 рублей. На это придётся тратить немного больше18 часов в неделю. Оно вам надо вообще? (не надо про любовь к детям, пока мы разбираем, как найти деньги, чтобы кушать. Сперва кушать, а любить детей и прочее — это после).

Увеличим число часов хотя бы до полутора ставок

Вы, возможно, слышали, что молодые учителя перегружены не меньше, чем дети. Откуда же это берётся? Объясняю. 14 200 рублей — это не те деньги, на которые можно поесть самому. А ещё надо за квартиру платить. Ещё семья должна появиться. А откуда как бы? Секрет прост — взять ещё полставки, например. Да, я знаю, что есть люди, которые имеют 2+ ставки, но мы берём случай баланса денег и выживания (чтобы было время на сон, например). Предположим, у нас есть полторы ставки. Это 27 часов нагрузки. И зарплата наша растёт (увеличивается на 6000 — 6300). В чём минус такой ситуации?

Напомню, ко всем урокам (по-хорошему) надо готовиться. При более чем одной ставке ты так или иначе начинаешь эти уроки делить на более важные и менее важные

К примеру, неважными можно признать уроки (если, конечно, не вести так называемые обязательные предметы, то есть те, по которым экзамен у всех) у классов, которые твой предмет не сдают. Ребятам не нужно, они хотят выпуститься и как бы не надо стараться. Помимо этого подготовка требует определённого труда и в «проблемных» классах, ведь так или иначе меньше времени остаётся на подачу материала, например, из-за того, что тратится время на дисциплину.

Можно сейчас сказать, мол, несправедливо оценивать теми же деньгами классы, которым предмет нужен, и классы, которым на предмет плевать. В общем, рассказываю, существуют «профильные» классы. Это классы, в которых некоторые дисциплины изучаются углублённо. Например, «социально-экономический» класс — обществознание, история, экономика, право; «химико-биологический» — химия, биология, экология; «физико-математический» — алгебра, геометрия, информатика, физика. И (О, чудо!), там эти часы учителям оплачиваются в полтора раза больше. То есть, если у нас есть девять профильных часов, они нам стоят уже не 6000, а целых 9000 рублей. Прекрасно. Правда, ответственности больше (потому что ЕГЭ по этому предмету дети почти наверняка сдают). Надеюсь, становится понятно, почему разговоры «перегруженность учителей часами — это плохо» имеют место?

Дополнительные образовательные услуги

Напомню, в этой модели я разбираю исключительно внутришкольную историю. Легальную. То есть подработки типа «красить дома» или «красить ноготочки» здесь не рассматриваются. Как и ученик, приходящий в школу на репетиторство. Это всё следствия недостаточного заработка внутри школы. Но есть вполне себе легальные дополнительные занятия. Например, кружки или платные образовательные услуги. По условиям эксперимента у нас классное руководство и 27 часов нагрузки, что оценивается не более чем 23 050 рублей в месяц. Кружки и секции — отличная вещь. Она, как правило, связана с предметом. А если постараться, то и детям там интересно. Можно опять же расположить детей к себе. Красотища. А если кружок по ФГОС, то это 1000-2000 рублей (в зависимости от часов).

Платные образовательные услуги — это что за зверь? В общем, хотят родители дополнительный час по предмету и подписывают договор. Это если кратко. И платят за занятие 200-250 рублей за одного ребёнка. Положим, из класса в 35 человек ходит к вам человек 30 (им же надо сдать экзамен, например, ведь платный час по таким поводам «заказывают»). От этих 200-250 рублей до вас школа удерживает 50%. Остальное — ваше. Умножим 30 на 125 — получим 3750 рублей за занятие. Занятий четыре в месяц. Итого 15000 рублей. Сильно.

Да только чтобы такие занятия были, должны «звёзды сойтись» — и школа в вас уверена, и предмет важен, и время можно найти. Только так бывает далеко не всегда. И это плюс ещё одно занятие. Занятие, на котором вы обязаны выкладываться. Потому что тут уже платит не государство. И за эти деньги вполне конкретные люди в случае чего могут и спросить с вас. Итого, исключительно за учебную деятельность (в виде 27 часов нагрузки, класса, двух часов кружка и часа платных занятий) мы имеем максимум 40 050 рублей.

Совмещение должностей в школе

Переходим к части, за которую платят, и которая не совсем связана с уроками. Доплаты за «административную» деятельность. Условно так это назовём. Пункт первый — кабинет. Если у вас кабинет информатики (где много компьютеров), лингофонный класс (иностранный язык), кабинет физики или химии (с оборудованием), то за это оборудование кто-то должен отвечать. Это Вы. И за это вы получите не более 500 рублей в месяц. Относительно не напрягает. Кроме случаев внешних мероприятий в школе типа олимпиад. Но они бывают редко.

Пункт второй. Педагог-организатор. Собственно, ставка педагога-организатора такая же, как и просто педагога — 12 000 рублей. Но не всё так хорошо. Во-первых, вы можете быть им только по совместительству, то есть на полставки, за 6000. Во-вторых, ваши уроки (их часть) летят в тартарары, потому что с детьми надо порепетировать и прочее.

А ещё иногда это надо срочно и придётся детей снимать с уроков (администрация может заставить). И это плохо для успеваемости детей и выполнения вами образовательной программы. А со стороны некоторых предметников (таких, каким был я, например) вас ждёт ненависть.

Пункт третий. Есть такая мерзкая вещь, как электронный журнал. Он сейчас везде. Есть школы, где ведётся ББЖ (БезБумажное ведение Журнала), есть — где к нему прилагается бумажная копия. В любом случае систему должен кто-то администрировать. Потому что и оценки с домашним заданием вовремя не заполняют и кучу всего ещё. И тут есть две ветки развития. Ветвь попроще — иметь 2000 рублей как администратор этой системы. Просто следите за заполнением журнала и системы качества образования, прикрываете чужие «косяки» и не чешетесь. А есть вариант посложнее — совмещать должность замдиректора по какой-нибудь работе (информационной, например, или как это в школе обзовут). Это подороже (ставка около 30 000, но совместительство — это полставки, то есть 15 000). Но сюда в нагрузку идут к журналу и всякие совещания, и системы помимо журнала и прочая гадость, которая (как и классное руководство) отнимет у вас всё свободное время.

Резюме. Если иметь 27 часов нагрузки, классное руководство, кружок, оказывать платные образовательные услуги, изловчиться и попасть на заместительскую должность, отвечать за кабинет, быть педагогом-организатором, можно получать 61050 рублей. Правда, когда жить — неясно. Ведь займёт это куда больше времени, чем 36 часов в неделю.