Расчет тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом

АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БИЛИБИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 26 декабря 2014 года № 1204 г. Билибино
Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных тарифов на перевозку пассажиров городского и пригородного сообщения
Руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Решением Совета депутатов муниципального образования Билибинский муниципальный район от 16 июня 2008 года № 2 «О регулировании цен и тарифов», Уставом муниципального образования Билибинский муниципальный район, Администрация муниципального образования Билибинский муниципальный район
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Методику расчета экономически обоснованных тарифов на перевозку пассажиров городского и пригородного сообщения согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в «Информационном вестнике Билибинского района» и разместить его на официальном сайте муниципального образования Билибинский муниципальный район.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район — начальника Управления промышленной и сельскохозяйственной политики Петрова А.В.
Глава Администрации А.А. Зобов
Приложение
к Постановлению Администрации
муниципального образования
Билибинский муниципальный район
от 26 декабря 2014 года № 1204
Методика расчета экономически обоснованных тарифов на перевозку пассажиров городского и пригородного сообщения
1. Общие положения
1.1. Настоящая Методика расчета экономически обоснованных тарифов на перевозку пассажиров городского и пригородного сообщения (далее — Методика) разработана в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Решением Совета депутатов муниципального образования Билибинский муниципальный район от 16 июня 2008 года № 2 «О регулировании цен и тарифов».
1.2. Методика распространяется на перевозки пассажиров в городском и пригородном пассажирском транспорте, осуществляемые организациями любой формы собственности и индивидуальными предпринимателями.
1.3. При разработке Методики использованы следующие понятия:
— экономически обоснованный тариф на пассажирские перевозки — ставка платы за перевозку одного пассажира, обеспечивающая минимально необходимый уровень возмещения затрат, в том числе затрат на воспроизводство с учетом принятой собственником программы развития предприятия;
— тариф для населения на пассажирские перевозки — ставка платы за перевозку одного пассажира, утвержденная на определенный период;
— тарифная политика — порядок установления и регулирования тарифов;
— перевозчик — предприятие, организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие регулируемую деятельность непосредственно по перевозке пассажиров на маршрутах;
— пассажиропоток — общее количество пассажиров, перевозимых по маршруту за единицу времени;

— помаршрутный тариф — расчетная величина, обеспечивающая возмещение рациональных затрат и нормативную доходность при работе на соответствующем маршруте регулярного сообщения;
— организатор пассажирских перевозок — Администрация муниципального образования Билибинский муниципальный район;
— период регулирования — временной интервал, принимаемый для расчета показателей, включаемых в предложения по установлению тарифа;
— маршрут — путь следования транспортного средства между начальным и конечным пунктом;
— пассажир — физическое лицо, пользующееся услугами городского и пригородного пассажирского транспорта;
— расчетный тариф — величина тарифа, рассчитанная на основе себестоимости перевозки 1 пассажира и норматива рентабельности для каждого маршрута городских и пригородных пассажирских перевозок;
— поселенческие маршруты — маршруты городского и пригородного сообщений, обеспечивающие перевозки пассажиров в границах поселения;
— отдельные категории населения — граждане, которым в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также решениями органов местного самоуправления в качестве меры социальной поддержки предоставлено право проезда по социальным проездным билетам в городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси).
2. Методика расчета тарифа
2.1. Методика расчета тарифа включает в себя:
— паспортизацию регулярных автобусных маршрутов городского и пригородного пассажирского транспорта. Паспорт составляется перевозчиком, утверждается организатором перевозок, содержит полный перечень качественных и количественных характеристик маршрута. По результатам паспортизации устанавливаются технико-эксплуатационные показатели работы применительно к рациональному типу транспортного средства (Приложение 2 к Методике);
— расчет себестоимости перевозки одного пассажира по каждому маршруту городского и пригородного пассажирского транспорта;
— определение расчетного тарифа по каждому маршруту. Расчетный тариф устанавливается на основе себестоимости перевозки одного пассажира на маршруте и величины прибыли, рассчитанной по установленному нормативу рентабельности. Расчетный тариф определяет ту величину платы за проезд одного пассажира, которая обеспечивает равную выгодность перевозки пассажиров на различных маршрутах городского и пригородного пассажирского транспорта.
3. Расчет экономически обоснованного тарифа на пассажирские перевозки
3.1. Составляющими экономически обоснованного тарифа являются:
— средняя себестоимость перевозки одного пассажира, определяемая исходя из нормативных затрат на оказание услуг, их анализа, сопоставления с фактическими затратами, мероприятий по экономии средств;
— рентабельность, величина которой определяется в зависимости от необходимости развития предприятия, но не более 5%.
3.2. Расчет себестоимости производится по следующим статьям затрат:
— заработная плата водителей и кондукторов;
— отчисления на социальные нужды;
— расходы на автомобильное топливо;
— смазочные и прочие эксплуатационные материалы;
— ремонт и восстановление автошин;

-техническое обслуживание (ТО), эксплуатационный ремонт (ЭР) транспортных средств;
— амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава;
— общехозяйственные расходы.
3.3. Не подлежат включению в состав себестоимости следующие виды затрат:
— затраты по созданию новых и совершенствованию применяемых технологий;
— затраты на проведение модернизации и реконструкции объектов основных средств;
— затраты на проведение мероприятий по охране здоровья и организации отдыха, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе;
— затраты, связанные с ревизией или аудиторской проверкой, проводимой по инициативе учредителя предприятия;
— затраты на выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию культурно-бытовых и других непроизводственных объектов, а также работ, выполняемых в порядке помощи и участия в деятельности других предприятий;
-платежи за превышение предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду;
— затраты на оплату процентов по ссудам, взятым на приобретение основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов.
3.4. Расчет себестоимости перевозки одного пассажира.
3.4.1. Расчет расходов на заработную плату водителей и кондукторов производится согласно тарифной ставке рабочего первого разряда основной профессии в организациях автомобильного транспорта с учетом тарифного коэффициента, устанавливаемого для водителей и кондукторов. Включаются расходы на доплаты за классность, резерв на отпуск, премии в соответствии с действующим на предприятии Положением о премировании, не более 50%.
3.4.2. Отчисления на социальные нужды определяются по ставке единого социального налога, а также включают в себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев и производственных травм в процентах от фонда оплаты труда согласно действующему законодательству.
3.4.3. Расчет расхода топлива (всех видов используемого топлива) производится в соответствии с Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (руководящий документ распоряжение Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23). Значения базовых норм расхода топлива на 100 км пробега по основным рациональным типам автотранспорта берутся в соответствии с приложением N 4 к Методике.
К базовой норме расхода топлива устанавливаются надбавки:
— зимнее время года (с 15 октября по 15 апреля на обогрев двигателя) — 20%;
— работа транспорта в горных условиях (нижнегорье) – 5%;
— работа в городах и других населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. чел. – 5%;
— коэффициент износа для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км — до 5%; более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс.км – до 10 %.
Допускается на основании приказа руководителя предприятия:
— на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах).

3.4.4. Расчет расходов на смазочные материалы устанавливается на 100 литров общего расхода топлива в соответствии с Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Эксплуатационные нормы расхода смазочных материалов для рациональных типов автотранспорта приведены в приложении N 5 к Методике.
3.4.5. Расчет затрат на ремонт и восстановление автошин производится в соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденными Минтрансом РФ от 04.04.2002. Для расчета используются показатели среднестатистического пробега шин (приложение N 6 к Методике).
3.4.6. Затраты на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта осуществляются в соответствии с нормативными документами:
— Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденное Минавтотрансом РСФСР от 20.09.1984;
— Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобилей, указание Минавтотранса РСФСР от 30.05.1984 N 60-ц.
Расчет расходов на техническое обслуживание и ремонт производится на основании удельного веса годовых затрат на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт по конкретной марке автобуса, принятого в качестве рационального типа автотранспорта, к стоимости транспортных средств.
3.4.7. Расчет затрат по статье «Амортизационные отчисления» регламентируется Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Начисление амортизации прекращается после истечения нормативного срока службы подвижного состава при условии полного перенесения всей их стоимости на издержки производства. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости транспортных средств линейным методом.
3.4.8. Общехозяйственные расходы включают:
— заработную плату аппарата управления;
— расходы по содержанию зданий, сооружений, оборудования и инвентаря предприятия;
— заработную плату вспомогательного персонала;
— текущие затраты по соблюдению техники безопасности;
— расходы на оплату услуг связи;
— канцелярские и почтово-телеграфные расходы;
— услуги банка;
-налоги, относимые на себестоимость согласно действующему законодательству;
— прочие общехозяйственные расходы.
Затраты на общехозяйственные расходы рекомендуются не более 15% от суммы прямых затрат.
4. Расчет тарифов на пассажирские перевозки
4.1. После расчета себестоимости перевозок определяется помаршрутный тариф на перевозку одного пассажира по каждому маршруту городских и пригородных пассажирских перевозок (приложение N 3 к Методике). Расчетный тариф используется в качестве экономического показателя, характеризующего такую величину платы за проезд, которая обеспечивает перевозчику, обслуживающему соответствующий маршрут, не только возмещение экономически обоснованных затрат, но и позволяет получить экономически обоснованную величину прибыли. Экономически обоснованная величина прибыли регулируется применяемым при формировании тарифа значением рентабельности.

4.2. Для повышения уровня экономического управления общественными пассажирскими перевозками, кроме расчетного тарифа на перевозку одного пассажира на маршруте пассажирского транспорта, целесообразно определять тариф на 1 км, 1 пассажиро-километр, 1 час работы транспортного средства.
4.3. Расчеты средневзвешенного тарифа по маршрутам производятся на основании расчетного тарифа на перевозку одного пассажира на маршруте пассажирского транспорта по формуле:
Тсв = SUM (Трмi x Пмi) / SUM Пмi,
где
Трмi — расчетный тариф i-го маршрута;
Пмi — расчетный пассажиропоток i-го маршрута;
i — общее количество маршрутов.
Средневзвешенный тариф характеризует расчетную величину платы за проезд, позволяющую возмещать общие затраты на перевозку пассажиров на всех маршрутах и обеспечивающую экономически обоснованную величину доходности перевозчиков.
4.4. Тариф на перевозку одного пассажира в пассажирском транспорте принимается равным средневзвешенному тарифу (с округлением до целого рубля).
5. Материалы, представляемые для утверждения тарифа
5.1. Для утверждения тарифов на пассажирские перевозки перевозчик в обязательном порядке представляют в Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район следующие материалы:
1) юридические лица, применяющие обычную систему налогообложения:
— бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за предшествующий период;
— положение об учетной политике предприятия;
— штатное расписание;
— расчет минимальной балансовой прибыли;
2) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход:
— налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход за предшествующий период;
3) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения:
— декларацию по единому налогу за предшествующий период;
4) все юридические лица и предприниматели:
— пояснительную записку за подписью руководителя с указанием причин изменения уровня тарифов;
— основные показатели работы (среднесписочное количество автобусов, в том числе по каждому маршруту, количество плановых рейсов по каждому маршруту, количество оборотных рейсов, общий пробег, нулевой пробег, пассажиропоток и т.д.);
— расчет себестоимости пассажирских перевозок;
— расчет затрат на топливо;
— расчет затрат на смазочные материалы;
— расчет затрат на заработную плату;
— подробную расшифровку прочих затрат;
— расчет затрат на замену шин;
— расчет ремонтного фонда;
— расчет амортизации;
— расчет фактически сложившейся себестоимости услуг; количество выполненных рейсов по каждому маршруту, количество оборотных рейсов, общий пробег, нулевой пробег, пассажиропоток и т.д.;
— перечень, балансовую стоимость и дату ввода основных средств.
5.2. В случае необходимости, Администрация муниципального образования городское поселение Билибино может запросить у перевозчика дополнительные сведения для обоснования пересмотра действующих тарифов.
5.3. Перевозчики обязаны вести раздельный учет затрат по видам пассажирских перевозок и рассчитывать тарифы исходя из этого раздельного учета.

Приложение 1
к методике расчета экономически
обоснованного тарифа на перевозку
пассажиров городского и пригородного
сообщения
Порядок расчета экономически обоснованного тарифа
№ п/п Статьи затрат Ед. измерения Сумма
1 Плановое количество часов час.
2 Плановый пробег км
3 Затраты на оплату труда водителей с отчислениями руб.
4 Затраты на топливо руб.
5 Затраты на смазочные материалы руб.
6 Затраты на ремонт и восстановление шин руб.
7 Затраты на ремонт и техническое обслуживание руб.
8 Амортизационные отчисления на полное восстановление руб.
9 Общехозяйственные расходы, в том числе: руб.
10 — заработная плата аппарата управления руб.
11 — расходы на содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря руб.
12 — заработная плата вспомогательного персонала руб.
13 — текущие затраты по соблюдению техники безопасности руб.
14 — расходы на оплату услуг связи руб.
15 — канцелярские и почтово-телеграфные расходы руб.
16 — услуги банка руб.
17 — налоги, относимые на себестоимость руб.
18 — прочие общехозяйственные расходы руб.
19 ИТОГО ЗАТРАТ руб.
20 Количество перевезенных платных пассажиров пас.
21 Себестоимость перевозки одного пассажира руб.
22 Установленный уровень рентабельности, % руб.
23 Экономически обоснованный тариф на перевозку одного пассажира руб.
Приложение 2
к методике расчета экономически
обоснованного тарифа на перевозку
пассажиров городского и пригородного
сообщения
Технико-эксплуатационные показатели работы на маршруте
1 Наименование маршрута
2 Количество графиков на маршруте
3 Протяженность маршрута
4 Количество остановок
5 Рациональное транспортное средство
6 Вместимость (чел.)
7 Расчетная загрузка (чел.)
8 Время в наряде (час.)
9 Эксплуатационная скорость (км/час)
10 Средний дневной пассажиропоток
11 Количество пассажиров в час
Приложение 3
к методике расчета экономически
обоснованного тарифа на перевозку
пассажиров городского и пригородного
сообщения
Помаршрутный расчет тарифа на перевозки
№ п/п Показатели Ед. измер. №
маршрута №
маршрута №
маршрута
1 Затраты, всего
в том числе:
— оплата труда
— отчисления на социальные нужды
— топливо
— смазочные материалы
— автошины
— ТО и ТР
— амортизация
2 Общехозяйственные расходы
3 Пассажиры
4 Себестоимость 1 пассажира
5 Рентабельность
6 Экономический тариф
Приложение 4
к методике расчета экономически
обоснованного тарифа на перевозку
пассажиров городского и пригородного
сообщения
Базовые нормы расхода топлива
Модель, марка автобуса Базовая норма
(л/100 км) Вид топлива
Приложение 5
к методике расчета экономически
обоснованного тарифа на перевозку
пассажиров городского и пригородного
сообщения
Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (литров)
и смазок (кг) на 100 литров общего расхода топлива
Модель, марка автобуса Моторные Трансмиссионные Специальные Пластичные
Приложение № 6
к методике расчета экономически
обоснованного тарифа на перевозку
пассажиров городского и пригородного
сообщения
Среднестатистический пробег шин автобусов
Марка, модель автобуса Типоразмер Модель шины Пробег, тыс. км

Перевозка товаров в составе сборного груза — отличный способ оптимизировать расходы на транспортировку без значительного изменения сроков, однако есть ряд нюансов, которые могут как увеличить, так и уменьшить стоимость доставки.

Вряд ли стоит говорить о том, насколько важно для бюджета понимать стоимость доставки груза до конечного получателя, поэтому мы и не будем. Расскажем о том, как получить наиболее достоверную информацию и не ошибиться в расчетах при планировании транспортировки по территории России.

Один из самых простых способов — онлайн-калькулятор. Он есть на сайтах большинства транспортных компаний, и, внеся минимальные параметры груза, город отправки и назначения, можно получить ориентировочную стоимость доставки. Ключевое слово в этом предложении — ориентировочную. К сожалению, параметров, которые учитываются при формировании ставки за доставку сборного груза, достаточно много, и если пытаться уместить их все в формулу расчета, то получится очень громоздкая конструкция, пользоваться которой будет довольно сложно. Поэтому в большинстве случаев вы видите упрощенную модель подсчета ставки и, соответственно, примерную стоимость.

Чтобы получить более полную информацию, как ни крути, придется предоставить менеджерам компании сведения как о весогабаритных характеристиках (ВГХ), так и о других параметрах груза: стоимости, особенностях перевозки (например, только в строго горизонтальном положении), температурном режиме, классе опасности и пр.

Возьмем схему расчета стоимости доставки, принятую в компании «ТРАСКО». В общем случае она выглядит так:

  1. Расчет по весу (тариф за 1 кг по указанному маршруту умножается на количество).
  2. То же самое, но по объему (тариф за 1 м3, умноженный на количество кубов, +10 % на укладку).
    Полученные цифры сравниваются, и выбирается наибольшее значение.
  3. Следующим этапом наши специалисты проводят проверку на негабаритность. Тут следует оговориться, что в каждой компании процедура своя, поэтому озвученные значения не являются нормативными. Но алгоритм такой: при превышении определенных параметров добавляются поправочные коэффициенты, тем самым компенсируя излишне используемое место в ТС или весовую нагрузку.

Простой пример: груз легкий, но длинный — пластиковая труба, допустим, 5 м и весом 120 кг. Или наоборот, 1 европалета с подшипниками весом более 1 тонны. Или же высокий шкаф с электротехническим оборудованием 0,8 х 0,8 х 2,3 м, 200 кг, который нельзя кантовать.

При этом чем больше общий вес груза, тем меньше будет тариф за 1 кг или 1 м3. Такая градация типична для рынка, есть она и у нас.

Дополнительная упаковка. Если груз необходимо упаковать, например в жесткую деревянную обрешетку, то стоимость также будет увеличена. Во-первых, в расчет необходимо включить стоимость самой упаковки, во-вторых, изменятся вес и размеры груза, соответственно, стоимость пересчитывается по новым данным или будет добавлен фиксированный коэффициент, например 20 % от базовой стоимости.

Кроме того, необходимо учитывать характер и штабелируемость груза (складывание в несколько ярусов). Например, если груз легкий и хрупкий и не подлежит штабелированию, то у грузоотправителя есть несколько вариантов.

Первый — сделать обрешетку на партии таких мест (например, несколько ящиков), тогда их можно будет разместить в несколько ярусов, но учесть в затратах стоимость обрешетки и измененные ВГХ. Второй — отказаться от упаковки, но тогда с учетом того, что груз не штабелируется и на него ничего поставить нельзя, оплате подлежит неиспользуемое сверху пространство (фактически воздух).

А вот если груз не хрупкий, но легкий, как мешки с тканью, то в этом случае дополнительная упаковка необязательна, ведь товар можно разложить по верхнему ярусу без риска повреждения.

Кстати, если взять оба эти примера и попробовать посчитать на онлайн-калькуляторе, в большинстве случаев при одинаковом весе и объеме стоимость будет идентичной, в то время как по факту в первом случае с учетом характера груза она будет выше.

Отдельно стоит упомянуть о грузах нестандартной формы (с выступами или торчащими деталями). Для измерения размеров они вписываются в правильные геометрические формы: квадрат, куб и т. д.

Другие варианты

В некоторых транспортных компаниях другой подход к формированию стоимости. Используется так называемый приведенный вес, и тарификация идет только по весу — за 1 кг. Особенность состоит в том, что в расчете участвует плотность груза. Причем в разных компаниях она вычисляется по-разному. В авиаперевозках — 167 кг/м3, при автодоставке — 220 или 250 кг/м3, но могут быть и другие значения.

Считают тогда следующим образом. Сначала выясняется, легкий груз или тяжелый.

Например, 1 палета груза размером 1,2 х 0,8 х 1,5 м весит 500 кг, объем — 1,44 м3. Плотность груза в таком случае составляет 500 кг/1,44 м3 = 347 кг/м3. Такие грузы называются тяжелыми, так как полученная цифра превышает установленные значения по плотности (220 или 250 кг/м3). Тогда расчет ведется по весу — 500 кг умножается на тариф за 1 кг.

Как видите, если груз простой и к нему не предъявляется особых требований, то смело можно пользоваться калькулятором, и полученное значение будет близко к фактическому. Если габариты нестандартные, а характеристики груза и требования к перевозке специфичные, то, безусловно, лучше воспользоваться помощью специалистов, которые произведут расчет не по общим данным, а по размерам каждого места, чтобы была возможность выявить негабаритные места, а также подобрать нужный тип транспортного средства и предложить наиболее точную ставку.

Материал подготовлен представителями компании «ТРАСКО»

Примеры употребления слова фрахт в литературе.

Он боролся против графов, маркизов и виконтов, которые все были владельцами плантаций, зеленых полей сахарного тростника и устанавливали тарифные таблицы для фрахта парусников и лодок.

Объявленная американским руководством программа помощи российским реформам на не центов от общей суммы еженедельных валютных поступлений на оплату фрахта до полного погашения задолженности по фрахтовым платежам советским и иностранным судовладельцам.

На одной из стен кофейни он стал вывешивать написанные от руки мелкими буквами объявления, в которых указывались даты ухода и прихода в Лондон кораблей, сведения о погибших судах, цены на товары, ставки на фрахт, размер страховых премий и даже приметы беглых матросов.

Можем взять честный купеческий фрахт — что подвернется, друг мой, что подвернется, иные фрахты оплачиваются лучше иных абордажей.

Когда Лоцманская ассоциация объявила за несколько месяцев вперед, что с первого сентября 1861 года оклады будут повышены до пятисот долларов в месяц, судовладельцы и капитаны сразу подняли фрахт на несколько центов, объяснив приречным фермерам, что это вызвано необходимостью, ввиду предстоящего большого повышения окладов лоцманам.

Источник: библиотека Максима Мошкова