Расходы на обучение

Помощь: Участие в семинарах: как правильно учесть расходы

УЧАСТИЕ В СЕМИНАРАХ: КАК ПРАВИЛЬНО УЧЕСТЬ РАСХОДЫ

Одной из форм повышения квалификации работников строительной отрасли является участие их в специализированных семинарах (в т.ч. и зарубежных). Целью участия работника организации в любом семинаре по тем или иным проблемным вопросам является получение им новых знаний, навыков, умений, полезной информации, необходимых в процессе деятельности этого работника в данной организации или деятельности организации в целом.

При направлении работника на семинар перед организацией встает вопрос: каким образом учесть понесенные в связи с этим расходы для целей бухгалтерского и налогового учета?

Далее рассмотрен порядок учета вышеуказанных расходов в соответствии с действующим законодательством.

Обучение или консультация?

В первую очередь необходимо определить, что происходит на семинаре: обучение или консультирование.

Положение о порядке осуществления повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников утверждено постановлением Совета Министров РБ от 12.03.2008 № 379 (далее — Положение № 379).

Положением о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 24.01.2008 № 101 (далее — Положение № 101), установлен порядок и размеры оплаты работникам, проходящим в т.ч. повышение квалификации.

Согласно п.9 Положения № 379 продолжительность повышения квалификации работников составляет от 1 до 2 недель. Общее количество часов по учебному плану — от 36 до 80 учебных часов.

Кроме того, согласно Положению № 379 повышение квалификации относится к дополнительному образованию и обеспечивает углубление профессиональных знаний и навыков работников на соответствующих уровнях полученного ранее основного образования и подтверждается свидетельством о повышении квалификации установленного образца.

Таким образом, сотрудник строительной организации, окончив курс повышения квалификации, обязательно получает какой-либо документ, удостоверяющий пройденное обучение. Следовательно, участие работников в семинарах нельзя отнести к повышению квалификации в соответствии с нормами Положения № 379, а необходимо рассматривать как консультационные и (или) информационные услуги — в зависимости от тематики семинара.

Понятия научно-технической информации приведены в Законе РБ от 05.05.1999 № 250-З «О научно-технической информации» и означают:

научно-техническая информация — это сведения о документах и фактах, получаемых в ходе научной, научно-технической, инновационной и общественной деятельности;

документированная научно-техническая информация — это зафиксированная на материальном носителе научно-техническая информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

ресурсы научно-технической информации — документированная научно-техническая информация, организованная в справочно-информационные фонды и базы научно-технических данных;

научно-техническая информационная продукция — материализованный результат информационной научно-технической деятельности, предназначенный для обеспечения информационных потребностей пользователей (потребителей) научно-технической информации.

Согласно Закону РБ от 06.09.1995 № 3850-XII «Об информатизации» (с учетом изменений и дополнений):

информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах;

документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

информационный ресурс — организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах;

информационная продукция — материализованный результат информационных процессов, предназначенный для обеспечения информационных потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц;

информационные услуги — информационная деятельность по доведению до пользователя информационной продукции, проводимая в определенной форме.

В соответствии со ст.2 этого же Закона информатизация — это организационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации.

Совокупность документированной информации, включая базы данных и знаний, организованной по определенным принципам и тематической направленности и используемой субъектами правоотношений в своей деятельности, создает информационные ресурсы.

В настоящее время на законодательном уровне отсутствует определение понятий консультационных услуг.

Ранее определения понятий консультационных, информационных и маркетинговых услуг содержались в Разъяснении порядка включения в себестоимость продукции (работ, услуг) информационных, консультационных и маркетинговых услуг Минэкономики РБ от 10.12.1998 № 13-11/7128, Минфина РБ от 10.12.1998 № 30 и Минюста РБ от 16.12.1998 (далее — Разъяснение). Однако с 1 июня 2006 г. названный документ постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минюста РБ от 18.08.2006 № 135/98/44 признан утратившим силу.

Вместе с тем, по нашему мнению, данными определениями можно руководствоваться и в настоящее время.

К консультационным услугам, согласно Разъяснению, относятся услуги, имеющие своей целью консультирование на договорной основе субъектов хозяйствования по вопросам их производственно-хозяйственной деятельности (составление договоров, ведение бухгалтерского учета, участие в консультационных семинарах, юридические и правовые консультации и другие).

Аналогично, согласно Разъяснению, к информационным услугам относятся услуги по предоставлению субъектам хозяйствования на договорной основе деловой (биржевой, финансовой, коммерческой, экономической, статистической, нормативно-правовой и т.д.), научно-технической (документальной, библиографической, реферативной информации и данных в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности), политической и потребительской информации (информирование о проходящих научных конференциях и симпозиумах, банковской информации и т.д.), затраты по приобретению, в т.ч. подписке, периодических и непериодических изданий, приобретению методической, справочной литературы, нормативных документов.

Предоставление информации может осуществляться в устной форме, в виде печатных изданий и компьютерных (электронных) банков и баз данных, их электронных (магнитных) копий, в т.ч. с использованием каналов связи (электронная почта, телетекст и др.).

Если работники организации направлены на семинар, темой которого, к примеру, являются особенности налогообложения долевого строительства или особенности оплаты труда работников строительной отрасли и т.п., то расходы на участие в таких семинарах следует рассматривать как получение консультационных услуг.

Если же, например, организацией приобретено новое оборудование и работники, которые будут его эксплуатировать, направлены в командировку на предприятие, где такое оборудование уже эксплуатируется, для изучения особенностей эксплуатации такого оборудования, нормирования сырья при использовании этого оборудования и т.п., то расходы на такую командировку относить к информационным или консультационным услугам нет оснований. Это обычная командировка, связанная с производственной деятельностью организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что целью консультации является получение необходимой информации по конкретному вопросу или проблеме, при этом документы об уровне образования и (или) квалификации в этом случае не выдаются. Целью же обучения является приобретение знаний путем изучения учебных материалов и прослушивания лекций (разъяснения) с дальнейшим получением документа, подтверждающего обучение.

Например, инженер-сметчик строительной организации направлен на курсы, окончив которые он получил квалификационный аттестат (в соответствии с постановлением Минстройархитектуры РБ от 22.04.2003 № 11 «Об утверждении инструкции о профессиональной аттестации специалистов в области строительства» он выдается Минстройархитектуры). В данном случае имеет место обучение.

В случае, если инженеру-сметчику объяснили основные моменты перехода на применение ресурсно-сметных норм в ценах 2006 г., — это консультация.

Отражение расходов на участие работника в семинаре

В большинстве случаев семинары проводятся в виде консультаций.

Согласно подп.2.2.10.6 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), в себестоимость включаются расходы на информационные и консультационные услуги. При этом указанные расходы в себестоимость включаются в фактически произведенных размерах.

Согласно подп.4-2.12 п.4-2 ст.3 Закона РБ «О налогах на доходы и прибыль» при налогообложении прибыли консультационные и информационные услуги учитываются в пределах норм, установленных Указом Президента РБ от 15.06.2006 № 398 «Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров».

Надо отметить, что вышеназванным Указом норматив на консультационные и информационные услуги установлен по совокупности с расходами на рекламу и маркетинговые услуги.

В бухгалтерском учете данные расходы отражаются следующим образом:

Д-т 97 — К-т 60 — получены консультационные услуги;

Д-т 18 — К-т 60 — НДС, выделенный в подтверждающих документах;

Д-т 20 — К-т 97 — ежемесячно списываются расходы на консультационные услуги в пределах нормативов;

Д-т 20 — К-т 97 — сторнировочная запись в случае снижения показателя выручки, определяемого нарастающим итогом с начала года.

Пример

ООО «Строитель» решило направить заместителя директора на семинар, посвященный вопросам обязательной сертификации в области строительства. Семинар проводит Министерство архитектуры и строительства. Стоимость семинара составляет 236 000 руб., в т.ч. НДС — 36 000 руб., оплата произведена 6 октября 2008 г. Семинар состоялся 10 октября 2008 г.

В бухгалтерском учете необходимо произвести следующие записи:

6 октября 2008 г.:

Д-т 60 — К-т 51 — 236 000 руб. — перечислены деньги за семинар;

10 октября 2008 г.:

Д-т 26 — К-т 51 — 2 000 тыс.руб. — отражены расходы по участию заместителя директора в семинаре;

Д-т 18 — К-т 60 — учтен НДС по семинару.

Выездной семинар

Нередко на практике организации посылают работника на выездной семинар. В данной ситуации надо обратить внимание на следующие моменты.

При направлении работников в командировки необходимо соблюдать нормы трудового законодательства.

В соответствии со ст.91 Трудового кодекса РБ (далее — ТК) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы.

На работников, находящихся в служебной командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха, установленный по месту служебной командировки, но средний заработок сохраняется за все рабочие дни недели по графику постоянного места работы (ст.92 ТК).

Направление работников в служебную командировку оформляется приказом (распоряжением) нанимателя с выдачей командировочного удостоверения установленной формы (ст.93 ТК).

В договоре с организацией — организатором семинара может быть указана только оплата самого обучения, а проезд, питание, проживание сотруднику возмещает организация, участвующая в семинаре. В таком случае затраты на проезд, проживание и суточные включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении, а культурная программа и питание в состав затрат не включается. Напомним: суточные необходимо учитывать в налоговом учете только в пределах норм, установленных действующим законодательством Республики Беларусь.

Возможна и обратная ситуация, когда в договорах и первичных документах указывается общая стоимость услуг без расшифровки (разбивки). В этом случае организация может принять все расходы в налоговом учете как консультационные.

04.11.2008 г.

Валентина Прохожая, экономист

Журнал «Главный Бухгалтер. Строительство» № 11, 2008 г.

От редакции: В постановление Министерства архитектуры и строительства РБ от 22.04.2003 № 11 «Об утверждении Инструкции о профессиональной аттестации специалистов в области строительства» на основании постановления Министерства архитектуры и строительства от 08.12.2008 № 53 внесены изменения.

Департамент общего аудита по вопросу учета расходов на участие сотрудника в семинаре

Ответ

Как следует из представленных документов Исполнитель (ИП) оказывает Вашей Организации информационно-консультационные услуги в форме участия одного сотрудника в консультационном семинаре по теме «Воинский учет: организация и ведение».

Прежде всего, рассмотрим, подлежит ли лицензированию оказание данного вида услуг.

С 07.11.13 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28.10.13 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее – Постановление № 966).

Данное Постановление устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение (пункт 1 Постановления № 966).

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 966 образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.

Таким образом, лицензируется не вся образовательная деятельность, а только включенная в перечень.

Данный перечень включает в себя следующие виды образовательных программ:

1. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2. Реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования

3. Реализация основной общеобразовательной программы основного общего образования

4. Реализация основной общеобразовательной программы среднего общего образования

5. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих <*>

6. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена <*>

7. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы бакалавриата <*>

8. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы специалитета <*>

9. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы магистратуры <*>

10. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) <*>

11. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы ординатуры <*>

12. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы ассистентуры-стажировки <*>

13. Реализация основной программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих <*>

14. Реализация основной программы профессионального обучения — программы переподготовки рабочих, служащих <*>

15. Реализация основной программы профессионального обучения — программы повышения квалификации рабочих, служащих <*>

16. Реализация дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных общеразвивающих программ

17. Реализация дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных предпрофессиональных программ

18. Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации

19. Реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки

<*> Реализация образовательных программ осуществляется в соответствии с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации.

На основании указанного перечня можно сделать вывод о том, что лицензированию подлежат следующие виды образовательных программ:

-основные общеобразовательные (школы);

-основные профессиональные образовательные (обучение на определенную специальность в колледже, техникуме, ВУЗе);

-основные профессионального обучения (переподготовка или повышение квалификации специалистов, т.е. получение новой специальности или усовершенствование умений);

-дополнительные общеобразовательные программы;

-дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации или переподготовки).

Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

При этом согласно той же статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы подразделяются на основные и дополнительные.

В данном случае, мы не будем рассматривать основные общеобразовательные, профессионально образовательные и программы профессионального обучения, так как такие программы, как правило, реализуются специализированными учебными заведениями и с ними не возникает вопросов в отношении необходимости их лицензирования.

Рассмотрим возможность квалификации информационно-консультационного семинара в качестве дополнительной профессиональной программы, подлежащей лицензированию.

В соответствии со статьей 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Таким образом, дополнительная профессиональная программа образования направлена на получение новых профессиональных знаний по специальности (должности), указанной в квалификационном справочнике и предусматривает проведение итоговой аттестации.

Соответственно, можно предположить, что образовательные программы, которые не удовлетворяют указанным критериям (например, информационные семинары) не требуют лицензирования.

В рассматриваемом случае, Организация направляет своего сотрудника на консультационный семинар, в связи с чем заключен соответствующий договор.

Согласно пункту 1.1 Договора Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию на возмездной основе информационно-консультационных услуг.

Оказание информационно-консультационных услуг проводится в форме консультационного семинара (Приложение 1 к договору).

В день оказания услуг участвующему сотруднику выдается сертификат (пункт 2.1 Договора).

Из Приложения № 1 к Договору следует, что семинар направлен на ознакомление с законодательством о воинском учете, порядке его организации и ведении и не предполагает получение (или повышение квалификации) по определенной специальности, а также проведение аттестации.

Кроме того, как следует из договора рассматриваемый семинар представляет собой информационно-консультационную услугу, а не образовательную программу согласно статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, организуемый семинар не требует получения лицензии в области образования.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализаций, относятся расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи.

При этом данные расходы учитываются, если (пункт 3 статьи 264 НК РФ):

1) обучение осуществляется на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

2) обучение проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года.

Между тем, как было изложено нами ранее, консультационный семинар не является образовательной программой.

По нашему мнению, расходы Организации на участие в указанном семинаре могут быть учтены в составе прочих расходов на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Так, в соответствии с указанным подпунктом в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией учитываются консультационные и аналогичные услуги.

Аналогичный вывод содержится в Письме УФНС РФ по г. Москве от 28.06.07г. № 20-12/060987.

При этом согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В Письме УФНС РФ по г. Москве от 28.06.07г. № 20-12/060987 приведен минимальный набор документов, подтверждающих расходы по участию в семинаре:

«В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на консультационные и иные аналогичные услуги.

При этом в статье 252 НК РФ определено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. То есть к учету принимаются оказанные консультационные услуги по документам, содержащим все обязательные реквизиты.

Так, минимальный объем таких документов для консультационных услуг в форме семинара включает договор, план (содержание) семинара, акт оказанных услуг по проведению семинара.

Содержание указанных документов должно подтверждать экономическую обоснованность затрат, а именно их связь с получением дохода организацией. Таким доказательством являются документы, оформленные по результатам оказанных услуг.

Например, в случае, если консультационные услуги оказаны в форме устной консультации, следует обратить внимание на отчет, в котором рекомендуется подробно указать перечень вопросов, которым была посвящена консультация».

В Постановлении ФАС Московского округа от 08.10.10г. № КА-А40/10448-10 в качестве подтверждающих документов судом приняты во внимание: договор, акт об оказании услуг, сертификат.

Таким образом, документами, подтверждающими факт оказания услуг по проведению консультационного семинара, могут быть:

— договор;

— программа семинара;

— акт оказанных услуг, составленный в произвольной форме, с указанием обязательных реквизитов;

— сертификат об участии в семинаре;

— раздаточный материал;

— приказ руководителя о направлении работника на семинар;

— и т.п.

В рассматриваемой ситуации в качестве подтверждающих факт оказания услуг документов представлены:

— договор с Исполнителем;

— программа семинара;

— акт оказания услуг;

— сертификат;

— приказ руководителя.

Указанных документов, по нашему мнению, достаточно для документального подтверждения понесенных Организацией затрат по участию в консультационном семинаре.

В отношении возникновения у работника дохода, облагаемого НДФЛ, отметим следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата за него организацией обучения в интересах налогоплательщика.

Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников.

В соответствии со статьей 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Таким образом, если оплата Организацией за своих работников стоимости консультационного семинара производится в связи с производственной необходимостью, то она подпадает под действие пункта 3 статьи 217 НК РФ и не подлежит налогообложению НДФЛ.

Аналогичный вывод содержится в Письме УФНС РФ по г. Москве от 19.12.07г. № 18-11/3/212690@.

В Письме Минфина РФ от 14.10.13г. № 03-04-06/42692 указано следующее:

«Согласно п. 3 ст. 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников.

В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Статьей 21 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» установлено, что профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Таким образом, если обучение работников производилось в связи с производственной необходимостью по распоряжению работодателя на условиях, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, то суммы оплаты такого обучения не облагаются налогом на доходы физических лиц».

Применительно к рассматриваемой ситуации в связи с тем, что участие сотрудника в консультационном семинаре производится в интересах Организации и на основании ее распоряжения (приказ руководителя), то у работника не возникает налогооблагаемого дохода.

Пунктами 1, 2 и 4 статьи 9 «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 № 402-ФЗ установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Назад в раздел

Обучение работников – забота работодателя

Из статьи Вы узнаете:

1. Как документально оформить направление сотрудника на обучение за счет работодателя.

2. Какие расходы на обучение можно учесть для целей налогообложения.

3. В каком порядке исчисляется НДФЛ и страховые взносы со стоимости обучения сотрудников.

«Кадры решают все!» — для дальновидных работодателей эта фраза не просто лозунг из коммунистического прошлого, а один из основных принципов деятельности. Действительно, кадровый ресурс, пожалуй, самый ценный ресурс компании. Но, вместе с тем, и самый «капризный», причем как в прямом, так и в переносном смысле. Кроме того, что с работниками нужно договариваться, соблюдать их законные права и интересы, работодателям нередко приходится вкладывать средства в развитие знаний и навыков своих сотрудников, то есть в их обучение. Например, организация выходит на международный уровень, в связи с чем топ-менеджменту требуется свободное владение английским языком для проведения переговоров с партнерами, а бухгалтерам требуется знание МСФО для составления отчетности по международным стандартам. Или планируется запуск нового производственного оборудования, что требует переподготовки рабочих, и т.д. Назначение, форма, длительность и другие параметры обучения сотрудников могут быть абсолютно разными, как и его стоимость. Что бухгалтеру требуется знать об обучении сотрудников, чтобы правильно отразить соответствующие расходы в учете, — рассмотрим в этой статье.

Виды обучения сотрудников

Понятие «обучение работников» очень широкое, оно включает в себя и повышение квалификации на курсах и получение высшего образования. Поэтому, прежде чем перейти к учету расходов на обучение сотрудников, необходимо определить, какие виды обучения и соответствующие им программы существуют в РФ (Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Вид обучения

Программы

Характеристика

Профессиональное обучение
  • Профессиональная подготовка по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • переподготовка рабочих, служащих;
  • повышение квалификации рабочих, служащих.
Не влечет изменение уровня образования; направлено на выполнение определенных трудовых, служебных функций, работу с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.
Профессиональное образование Среднее профессиональное образование:

  • подготовка квалифицированных рабочих, служащих,
  • подготовка специалистов среднего звена.

Высшее профессиональное образование:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • специалитет;
  • аспирантура (адъюнктура);
  • ординатура;
  • ассистентура-стажировка
Влечет изменение уровня образования; лица, освоившие эти программы, могут выполнять профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) работать по конкретной профессии или специальности.
Дополнительное профессиональное образование
  • Повышение квалификации;
  • профессиональная переподготовка
Не влечет повышения уровня образования; направлено на профессиональное совершенствование

Трудовой кодекс РФ объединяет профессиональное обучение и профессиональное образование в понятие «подготовка» работников. При этом необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования для собственных нужд работодатель определяет самостоятельно.

! Обратите внимание: Для определенных видов деятельности обучение сотрудников является не правом, а обязанностью работодателя в силу федеральных законов (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). Например, работодатель обязан предоставить возможность пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование следующим категориям работников:

  • медицинские работники (пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ);
  • гражданские служащие (п. 2 ч. 16 ст. 48, ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • нотариусы, стажеры, помощники нотариусов (ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1);
  • аудиторы (п. 9 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»)

Документальное оформление обучения

Законодательно порядок документального оформление направления сотрудников на обучение не установлен. Поэтому работодатель может самостоятельно его разработать и закрепить в соответствующем локальном акте (Положении об обучении сотрудников и т.д.). В общем случае порядок документального оформления направления работника на обучение за счет работодателя выглядит следующим образом:

  • Заключение договора с образовательной организацией, где сотрудник будет обучаться.

Забегая вперед, отметим, что для того чтобы расходы на обучение в дальнейшем можно было принять к налоговому учету, российская организация, проводившая обучение, должна иметь действующую лицензию на образовательную деятельность. Поэтому уже на этапе заключения договора имеет смысл запросить копию лицензии. Если обучение проводит иностранная образовательная организация, то она должна обладать соответствующим статусом. То есть необходимо запросить документы, подтверждающие такой статус.

К договору должна также прилагаться учебная программа образовательного учреждения (с указанием количества часов посещения).

  • Издание приказа руководителя о направлении сотрудника на обучение.

Приказ составляется в произвольной форме, при этом в нем необходимо отразить тот факт, что обучение проводится в интересах и за счет работодателя, а также указать, чем вызвана потребность работодателя в обучении сотрудника.

Скачать Образец Приказа о направлении работника на обучение

  • Заключение соглашения об обучении с работником.

Если обучение проводится по инициативе работодателя, то составление соглашения об обучении с работником необязательно, достаточно приказа руководителя. Однако в ряде случаев, оформление такого соглашения выгодно для самого работодателя, например, как способ обезопасить себя от финансовых потерь в виде стоимости обучения работника, который решит уволиться.

! Обратите внимание: В случае увольнения работник обязан возместить работодателю расходы на свое обучение только в том случае, если увольнение произошло без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя (ст. 249 ТК РФ). Какие именно причины увольнения считаются «уважительными» ТК РФ не конкретизирует, поэтому их целесообразно прописать в трудовом договоре или в соглашении об обучении. Таким образом, если трудовой договор не содержит указанных сведений (причины увольнения и срок отработки после обучения за счет работодателя), то в интересах работодателя заключить соглашение об обучении с сотрудником, в котором они будут указаны.

Кроме того, работодатель-организация имеет право заключить с работником ученический договор. Обычно ученический договор работником заключается, если обучение носит длительный и дорогостоящий характер (например, получение высшего образования). Следует иметь в виду, что одним из условий ученического договора является выплата работнику стипендии за период обучения.

Скачать Образец Соглашения об обучении работника

  • Оформление служебной командировки сотрудника (если обучение предполагает командировку).

Порядок оформления служебных командировок Вы можете посмотреть в этой статье.

Гарантии работникам на период обучения

Обучение сотрудника может проходить без отрыва от работы или с отрывом от работы. В том случае если профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование проводится с отрывом от работы, работодатель по основному месту работы сотрудника обязан (ст. 187 ТК РФ):

  • сохранить за работником место работы (должность);
  • выплачивать среднюю заработную плату (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»);
  • оплатить командировочные расходы, связанные с направлением на обучение.

Если работник совмещает обучение с работой на условиях неполного рабочего времени, то ему выплачивается заработная плата, рассчитанная пропорционально отработанному времени или в зависимости от объема выполненных работ (ч. 2 ст. 93 ТК РФ). Также работникам, совмещающим работу с получением профессионального образования, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ (гл. 26 ТК РФ). К таким гарантиям относится, например, предоставление учебного отпуска, то есть дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка.

Кроме того, как уже упоминалось, если сотрудник обучается по ученическому договору, то за период ученичества ему выплачивается стипендия, а также оплачивается работа, выполненная на практических занятиях (ст. 204 ТК РФ). Месячный размер стипендии, установленной работнику, не может быть ниже МРОТ.

Налоговый учет расходов на обучение сотрудников

Налогоплательщики, как на ОСНО, так и на УСН (с объектом «доходы – расходы») имеют право принять к налоговому учету расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников (пп. 23 п. 1 ст. 264, п. 3 ст. 264, пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом должны выполняться следующие условия (Письма Минфина РФ от 11.11.2013 № 03-04-06/48063, от 23.03.2009 № 03-11-06/2/48):

  • расходы на обучение сотрудников являются экономически обоснованными, то есть обучение проводится в интересах работодателя;
  • российская образовательная организация, осуществляющая обучение, имеет лицензию на образовательную деятельность, либо иностранная образовательная организация обладает соответствующим статусом;
  • с работником (в т. ч. совместителем), направленным на обучение, заключен трудовой договор. Кроме того в расходах могут быть учены затраты на обучение лиц, с которыми налогоплательщик заключил договор, по которому они обязуются заключить трудовой договор в течение трех месяцев после окончания обучения и отработать не менее года.

Кроме того, расходы на обучение работников должны быть документально подтверждены. Для этого необходимы следующие документы (Письма Минфина РФ от 09.11.2012 № 03-03-06/2/121, от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77):

  • договор с образовательной организацией на оказание платных образовательных услуг. Такой договор может быть заключен как работодателем, так и самим работником (Письмо Минфина РФ от 17.02.2012 № 03-03-06/1/90);
  • приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение;
  • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений;
  • акт об оказании услуг образовательной организацией;
  • копия аттестата, свидетельства, сертификата или другого документа, подтверждающего, что работник прошел обучение (завершил этап обучения).

НДФЛ и страховые взносы со стоимости обучения

Сумма платы за обучение работника по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку, не подлежит обложению НДФЛ, если

  • обучение проводится российской организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность, или иностранной образовательной организацией, обладающей соответствующим статусом (п. 21 ст. 217 НК РФ).

Страховые взносы в ПФР, ФСС и ФФОМС со стоимости обучения работника не начисляются, если

  • обучение проводится в рамках основных профессиональных образовательных программ или дополнительных профессиональных программ (п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, пп. 13 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ).

Что касается выплат работникам за период обучения, то средняя заработная плата, выплачиваемая за период обучения с отрывом от работы, облагается НДФЛ и страховыми взносами в том же порядке, что и заработная плата. А стипендия, выплачиваемая по ученическому договору, облагается НДФЛ (Письма Минфина РФ от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123, от 24.08.2007 № 03-04-06-02/164), однако не облагается страховыми взносами (Письмо ПФ РФ № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014).

Расходы на обучение бухгалтера

И «на десерт» предлагаю рассмотреть особенности расходов на обучение нас с Вами — бухгалтеров.

  • Расходы на специальную учебную подготовку для получения аттестата профессионального бухгалтера могут быть учтены для целей налогообложения прибыли и при УСН при условии их соответствия общим критериям признания в налоговом учете расходов на обучение сотрудников, которые мы рассмотрели выше (Письмо Минфина РФ от 01.11.2010 № 03-03-06/1/676, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2007 № А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1). Однако расходы на сдачу квалификационного экзамена, а также на уплату ежегодных членских взносов в Институт профессиональных бухгалтеров России, если их уплачивает работодатель, учесть в расходах не получится (Письмо Минфина РФ от 01.11.2010 № 03-03-06/1/676).
  • Расходы на обучение МСФО также могут быть учтены для целей налогообложения, если они отвечают критериям признания в налоговом учете расходов на обучение сотрудников (Письмо Минфина РФ от 06.10.2006 № 07-05-06/244).
  • Расходы на обучение в форме однодневных семинаров, лекций и т.д., как правило, не подпадают под критерии, установленные НК РФ для учета расходов на обучение сотрудников. Так, продолжительность таких обучающих мероприятий не позволяет классифицировать их как повышение квалификации (менее 16 часов), кроме того, у организаторов зачастую отсутствует лицензия на образовательную деятельность. Однако выход есть: учесть такие расходы как консультационные и принять к налоговым расходам по налогу на прибыль на основании пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ. В этом случае целесообразно, чтобы все подтверждающие документы (договор, акт об оказанных услугах) также содержали формулировку «консультационные услуги». Кроме того, имеет смысл приложить программу (содержание) семинара, лекции и т.д. – как подтверждение обоснованности расходов.
  • Расходы на дистанционное обучение через Интернет: участие в вебинарах, онлайн конференциях и курсах по бухгалтерскому учету и налогообложению и т.д. Такие расходы почему-то вызывают больше всего вопросов относительно порядка их принятия к налоговому учету. При этом НК РФ не содержит каких-либо ограничений к форме, в которой проводится обучение сотрудника. Поэтому расходы на «удаленное» обучение могут учитываться в том же порядке, что и расходы на «живое» обучение. Однако, в качестве подтверждения того, что услуги по обучению фактически были оказаны желательно иметь наглядное подтверждение, например, в виде скриншотов экрана, подтверждающих тему вебинара и участие в нем работника организации (в т.ч. его общение в чате), а также видеозаписи вебинара (если есть такая возможность) – такого мнения придерживаются суды (Постановления ФАС Московского округа от 03.02.2011 № КГ-А40/210-11, Уральского округа от 25.08.2010 № Ф09-6734/10-С3).

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Остались вопросы – задавайте их в комментариях к статье!

Нормативная база

  1. Трудовой кодекс РФ
  2. Налоговый кодекс РФ
  3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  6. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»
  7. Письмо ПФ РФ № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014
  8. Письма Минфина РФ

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе Полезные сайты

Как правильно оформить учебу сотрудников

Итак, вы решили оплатить обучение работника. Например, ваша фирма купила грузовик с прицепом, а у водителя нет прав, которые позволили бы ему управлять таким транспортом. Значит, надо работнику получать права с другой категорией сложности — D. А для этого придется отправить его в автошколу. Да мало ли еще случаев, в которых необходимо научить работника чему-то новому!

Начнем с того, что вам необходимо заключить договор с образовательным учреждением. О том, что нужно в нем указать, сказано в гл.39 Гражданского кодекса РФ. В первую очередь там описывают услугу, которую оказывает учебное заведение. Еще в договоре нужно определить цену этой услуги и, конечно же, срок обучения.

Также нужно издать приказ руководителя, а в нем указать причины, по которым сотрудник был направлен на учебу. Этот документ понадобится, чтобы подтвердить расходы на обучение при расчете и начислении налогов.

Кроме того, вы можете заключить с работником дополнительное соглашение к трудовому договору — именно об оплате обучения (ст.197 Трудового кодекса РФ). В данном документе укажите, какую профессию, специальность, квалификацию приобретет ученик. А если занятия надо посещать в рабочее время, то в соглашении следует прописать, как будут оплачиваться эти часы.

Зачем же нужна такая бумага? Во-первых, с ее помощью вы сможете документально обосновать свои расходы, учитывая их при налогообложении. Во-вторых, если вы хотите оговорить какие-то дополнительные условия, то их как раз и приводят в данном соглашении. В основном здесь предусматривают случаи, в которых организация рискует потратиться впустую. Допустим, предприятие оплатило работнику обучение. Однако, закончив учебу, сотрудник решил уволиться. Так вот, вернуть фирме истраченные деньги поможет данное соглашение. Для этого в нем необходимо записать, что по окончании учебы сотрудник должен отработать на предприятии определенный срок. Если он отказывается от своих обязательств, то ему придется возместить организации затраты.

Пример 1. Покровская Т.И. работает в ОАО «Радуга» бухгалтером. Руководство организации решило отправить Покровскую Т.И. на курсы «Бухгалтер — оператор ПК». Обучение оплачивает ОАО «Радуга».

Между ОАО «Радуга» и Покровской Т.И. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору. Там указано, что по окончании обучения сотрудница обязана отработать в ОАО «Радуга» год. Если же Покровская Т.И. нарушит данное условие, то ей придется возместить организации все расходы на обучение.

Обучение стоит 5000 руб. Поскольку учебное заведение (некоммерческая организация) имеет лицензию и проводит занятия по специальной программе, то согласно п.14 ст.149 Налогового кодекса РФ плата за обучение не облагается НДС.

Закончив учиться, Покровская Т.И. отказалась работать в ОАО «Радуга» и вернула всю сумму, истраченную на ее обучение. В бухгалтерском учете ОАО «Радуга» делаются такие проводки:

Дебет 26 Кредит 76 субсчет «Расчеты с учебным заведением»

  • 5000 руб. — отражена задолженность ОАО «Радуга» по обучению;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с учебным заведением» Кредит 51

  • 5000 руб. — перечислена плата за обучение;

Дебет 73 субсчет «Расчеты по возмещению убытков» Кредит 91 субсчет «Прочие доходы»

  • 5000 руб. — отражена задолженность Покровской Т.И. исходя из условий договора;

Дебет 50 Кредит 73 субсчет «Расчеты по возмещению убытков»

  • 5000 руб. — внесена в кассу ОАО «Радуга» плата за обучение в связи с неисполнением обязательств.

——————————————————————¬
¦ Образец ¦
¦ ¦
¦ Соглашение N 234 ¦
¦ с работником для его обучения в учебном заведении ¦
¦ ¦
¦ г. Москва «25» августа 2003 г.¦
¦ ¦
¦ ОАО «Радуга», именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице¦
¦генерального директора Власова Петра Николаевича, действующего¦
¦на основании устава, с одной стороны, и гражданка Покровская¦
¦Татьяна Ивановна, именуемая в дальнейшем «Работник», с другой¦
¦стороны, заключили настоящее Соглашение о следующем: ¦
¦ ¦
¦ 1. Предмет соглашения ¦
¦ ¦
¦ 1.1. Работодатель направляет Работника, занимающего¦
¦должность бухгалтера, на обучение по специальности¦
¦»бухгалтер — оператор ПК» с сохранением за ней прежнего места¦
¦работы. ¦
¦ 1.2. Работник направляется на обучение в¦
¦Учебно-методический центр обучения и переподготовки бухгалтеров¦
¦(регистрационный N 345765, зарегистрирован Министерством¦
¦образования РФ 10 декабря 1998 г., лицензия на образовательную¦
¦деятельность N 1234556 выдана 10 декабря 1998 г.) для¦
¦прохождения курса по программе «Бухгалтер — оператор ПК». ¦
¦ 1.3. Продолжительность обучения составляет пять месяцев. ¦
¦ 1.4. По окончании обучения Работник получает специальность¦
¦»бухгалтер — оператор ПК». ¦
¦ ¦
¦ 2. Права и обязанности сторон ¦
¦ ¦
¦ 2.1. Работодатель обязан: ¦
¦ — обеспечить Работнику возможность обучения в соответствии¦
¦с условиями настоящего Соглашения; ¦
¦ заключить с учебным заведением, указанным в п.1.2¦
¦настоящего Соглашения, договор на оказание образовательных¦
¦услуг; ¦
¦ — сохранить за Работником место работы, занимаемое им у¦
¦Работодателя до заключения настоящего Соглашения; ¦
¦ — своевременно оплачивать стоимость обучения в соответствии¦
¦с условиями договора, заключенного с учебным заведением; ¦
¦ — компенсировать Работнику все расходы, понесенные им при¦
¦покупке учебной литературы, а также транспортные расходы; ¦
¦ — составить график работы Работника таким образом, чтобы¦
¦Работник не пропускал учебные занятия. ¦
¦ 2.2. Работодатель вправе осуществлять контроль за¦
¦успеваемостью Работника в процессе обучения, а также требовать¦
¦от Работника предоставления всех документов, подтверждающих его¦
¦дополнительные расходы на учебу (чеки, квитанции, подтверждающие¦
¦расходы на книги, учебные пособия, проездные билеты и т.д.). ¦
¦ 2.2.1. В период действия настоящего Соглашения Работодатель¦
¦не вправе привлекать Работника к сверхурочным работам,¦
¦направлять его в служебные командировки, не связанные с¦
¦ученичеством. ¦
¦ 2.3. Работник обязан: ¦
¦ — выполнять учебный план, соблюдать учебную дисциплину,¦
¦получить диплом об окончании учебного заведения; ¦
¦ — представлять по требованию Работодателя необходимые¦
¦документы об успеваемости (справки и т.п.); ¦
¦ — после получения диплома об окончании учебного заведения¦
¦проработать не менее одного года у Работодателя; ¦
¦ — полностью возместить денежные средства, перечисленные¦
¦Работодателем на оплату обучения, включая денежные средства,¦
¦полученные в качестве стипендии за все время обучения, в¦
¦случаях: ¦
¦ 1) отчисления Работника по инициативе учебного заведения за¦
¦нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка¦
¦учебного заведения; ¦
¦ 2) отчисления Работника из учебного заведения по¦
¦собственному желанию без уважительных причин; ¦
¦ 3) увольнения Работника по собственному желанию без¦
¦уважительных причин до истечения установленного настоящим¦
¦Соглашением срока обучения и обязательной работы, а также за¦
¦нарушение трудовой дисциплины, совершение других виновных¦
¦действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение¦
¦с работы; ¦
¦ — в свободное от учебы время выполнять работу по должности,¦
¦занимаемой Работником до заключения настоящего Соглашения. ¦
¦ 2.4. Работник вправе не являться на работу в часы учебных¦
¦занятий — с 9.30 до 14.00, а также в дни подготовки к сдаче¦
¦экзаменов. Продолжительность подготовки к сдаче экзаменов, при¦
¦которой Работник вправе не являться на место работы, не должна¦
¦превышать 5 дней. ¦
¦ ¦
¦ 3. Ответственность сторон ¦
¦ ¦
¦ 3.1. При неисполнении или ненадлежащем исполнении Сторонами¦
¦обязательств, принятых на себя в соответствии с настоящим¦
¦Соглашением, Стороны несут ответственность в соответствии с¦
¦Трудовым кодексом (ст.ст.207, 249 ТК РФ) и иным¦
¦законодательством Российской Федерации. ¦
¦ ¦
¦ 4. Условия расторжения соглашения ¦
¦ ¦
¦ 4.1. Настоящее Соглашение расторгается по основаниям,¦
¦предусмотренным для расторжения Трудового договора N 118 от¦
¦10 января 2001 г. ¦
¦ ¦
¦ 5. Условия оплаты труда и учебы ¦
¦ ¦
¦ 5.1. В период обучения Работнику ежемесячно выплачивается¦
¦заработная плата в размере 70% от суммы, установленной Трудовым¦
¦договором N 118 от 10 января 2001 г. ¦
¦ ¦
¦ 6. Заключительные положения ¦
¦ ¦
¦ 6.1. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, по¦
¦одному для каждой Стороны. Оба экземпляра имеют одинаковую¦
¦юридическую силу. ¦
¦ 6.2. Настоящее Соглашение является дополнительным к¦
¦Трудовому договору N 118 от 10 января 2001 г. ¦
¦ 6.3. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его¦
¦подписания и действует до окончания обучения, продолжительность¦
¦которого предусмотрена п.1.3 настоящего Соглашения. ¦
¦ 6.4. Возникшие по настоящему Соглашению споры разрешаются¦
¦путем переговоров. При недостижении согласия споры разрешаются в¦
¦установленном законодательством порядке. ¦
¦ 6.5. Действие настоящего Соглашения продлевается на время¦
¦болезни Работника, а также в других случаях, предусмотренных¦
¦Трудовым кодексом и иным действующим законодательством¦
¦Российской Федерации. ¦
¦ 6.6. Вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением,¦
¦разрешаются в порядке, установленном действующим¦
¦законодательством. ¦
¦ ¦
¦ 7. Реквизиты сторон ¦
¦ ¦
¦ Работодатель: ОАО «Радуга», г. Москва, ул. Профсоюзная,¦
¦д. 51, тел. 357-25-32, факс 357-25-31. ¦
¦ Работник: Покровская Татьяна Ивановна, паспорт серия 3465,¦
¦N 876543, выдан ОВД «Вешняки» г. Москвы 3 августа 2001 г.,¦
¦зарегистрирована: г. Москва, ул. Кетчерская, д. 3, кв. 65. ¦
¦ ¦
¦ Подписи сторон: ¦
¦ ¦
¦ Работодатель: (генеральный директор ОАО «Радуг໦
¦ Власов П.Н.)¦
¦ ¦
¦ М.П. ¦
¦ ¦
¦ Работник: (Покровская Т.И.)¦
L——————————————————————

Непременно обратите внимание на один нюанс: в Трудовом кодексе РФ есть такое понятие, как ученический договор. И многие бухгалтеры считают, что любые договоры об обучении являются ученическими. То есть к ним надо применять те нормы, которые прописаны в гл.32 Трудового кодекса РФ. Но это не так. Дело в том, что ученический договор заключается лишь в том случае, когда сотрудник обучается без отрыва от производства (ст.198 Трудового кодекса РФ). К примеру, когда на предприятии есть своя учебная база. Или, скажем, пришел новый сотрудник и его прикрепили к наставнику — опытному работнику, который в течение какого-то времени будет помогать ему осваивать специальность. На это время и оформляется ученический договор.

Если же работника обучает не само предприятие, а какое-либо образовательное учреждение, то оформлять надо уже не ученический договор, а дополнительное соглашение к трудовому контракту. Кстати, в этом случае работники могут рассчитывать на льготы, которые положены тем, кто совмещает работу с обучением (гл.26 Трудового кодекса РФ). В частности, это дополнительные отпуска на период сессий, а также сокращенный рабочий день <*>.

<*> Подробнее о том, какие гарантии и компенсации предусмотрены для сотрудников, совмещающих работу с обучением, мы рассказывали в журнале «Главбух» N 4, 2003, стр. 64.

Налог на прибыль

В состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, можно включить только стоимость профессиональной подготовки сотрудников. То есть Налоговый кодекс не позволяет отнести сюда оплату среднего и высшего образования. Однако даже расходы на профподготовку можно будет учесть только в том случае, если соблюдено несколько условий, которые перечислены в п.3 ст.264 Налогового кодекса РФ.

Во-первых, договор на обучение сотрудника предприятию надо заключить с российской или иностранной организацией, прошедшей государственную аккредитацию и имеющей соответствующую лицензию.

Во-вторых, работник, проходящий обучение, должен состоять в штате организации. То есть с ним должен быть заключен трудовой договор.

И наконец, программа подготовки должна способствовать повышению квалификации и более эффективной работе специалиста. Вот здесь-то и возникает множество споров между предприятиями и налоговыми инспекторами. Дело в том, что, по мнению налоговиков, под этот критерий не подпадают те, кто обучается смежным и дополнительным профессиям.

С этим можно согласиться, когда, например, организация оплатила бухгалтеру курсы по дизайну интерьера. Ведь вряд ли приобретенные навыки ему пригодятся в работе. Ну а если, например, предприятие отправляет юриста изучать бухгалтерский учет? Фактически он получает новую профессию. Поэтому налоговики скорее всего посчитают, что стоимость такого образования нельзя исключить из налогооблагаемой прибыли.

Однако здесь с чиновниками можно поспорить: изучив бухучет, юрист сможет составлять договоры не только правильные с точки зрения, скажем, Гражданского кодекса РФ, но и более понятные для бухгалтера. Следовательно, труд юриста стал результативнее, и расходы на обучение можно учесть при расчете налога на прибыль.

Таким образом, в каждом конкретном случае вам придется самостоятельно доказывать, что обучение способствовало более эффективной работе сотрудника. И если вы считаете, что ваши доводы убедительны, то не бойтесь отстаивать свою точку зрения.

Налог на доходы физических лиц

Как и в случае с ЕСН, налогом на доходы физических лиц не облагаются компенсационные выплаты, в том числе расходы на повышение профессионального уровня работников (п.3 ст.217 Налогового кодекса РФ).

Из этого налоговые органы делают такой вывод. Налог на доходы физических лиц следует начислять на стоимость обучения в средних и высших учебных заведениях. Это же касается и тех случаев, когда работник получает смежную и вторую профессию. Данная точка зрения изложена в Письме МНС России от 24 апреля 2002 г. N 04-4-08/1-64-П758.

Однако выводы налоговиков весьма спорны. Поясним почему. Действительно, в п.3 ст.217 Налогового кодекса РФ говорится, что не нужно удерживать налог, только если работник проходит обучение по своей специальности. Однако обратимся еще к одной норме гл.23 Налогового кодекса РФ, а именно к п.2 ст.211. Там сказано, что стоимость обучения надо включить в совокупный доход работника, если эта сумма выплачена в его интересах. Выходит, есть еще один критерий, в соответствии с которым затраты на учебу учитываются при налогообложении, — в чьих интересах проводится обучение.

Рассмотрим такую ситуацию: сотрудник работает на предприятии маркетологом, однако высшего образования у него нет. Поэтому руководство организации решило оплатить ему учебу в вузе по специальности «экономист-маркетолог». Так вот, с точки зрения налоговиков, с данных выплат предприятие должно удержать налог на доходы физических лиц. Однако в обучении заинтересована именно фирма, поэтому налог платить не надо. Подобная позиция приведена и в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июля 2003 г. N А13-7990/02-21.

Как вы понимаете, даже если организация решит, что обучение сотрудника проводится в ее интересах, то далеко не факт, что с этим согласится налоговый орган. Поэтому будьте готовы отстаивать свои интересы в суде.

Обучение на профессионального бухгалтера

Остановимся еще на одном моменте, который интересен многим бухгалтерам. Это налогообложение сумм, израсходованных на получение аттестата профессионального бухгалтера. Как вы знаете, в данном случае приходится платить не только за обучение. Необходимо оплатить еще и сбор за допуск к экзамену, по результатам которого, собственно, и выдается аттестат. Так вот, в отличие от оплаты за обучение суммы этого сбора организации не удастся учесть при расчете налога на прибыль. Причин здесь несколько. В частности, эти деньги перечисляются не образовательному учреждению, а аттестационной комиссии Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБР). А с данной организацией ваше предприятие договор не заключает. Кроме того, нельзя сказать, что эти расходы экономически обоснованны, ведь бухгалтер может работать и без аттестата.

Пример 2. Иванова М.С. работает в ОАО «Люкс» главным бухгалтером. Руководство организации решило отправить ее на специальные курсы, чтобы она получила аттестат профессионального бухгалтера. Расходы на обучение и аттестацию оплачивает ОАО «Люкс».

Между ОАО «Люкс» и Ивановой М.С. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору. В нем указано, что по окончании обучения сотрудница обязана отработать в ОАО «Люкс» хотя бы год. Если Иванова М.С. нарушит это условие, то будет обязана возместить своей организации все расходы.

Обучение стоит 10 000 руб. Экзаменационный сбор — 2000 руб. Поскольку данные бухгалтерские курсы являются некоммерческой организацией и имеют лицензию, плата за обучение НДС не облагается (п.14 ст.149 Налогового кодекса РФ). В бухгалтерском учете ОАО «Люкс» делаются проводки:

Дебет 26 Кредит 76 субсчет «Расчеты с учебным заведением»

  • 10 000 руб. — отражена задолженность ОАО «Люкс» за оказанные услуги по обучению;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с учебным заведением» Кредит 51

  • 10 000 руб. — перечислена плата за обучение;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 51

  • 2000 руб. — уплачен единовременный сбор.

Налогооблагаемый доход ОАО «Люкс» может уменьшить только на расходы по оплате за обучение — 10 000 руб.

В предыдущем разделе мы пришли к выводу, что независимо от того, какое образование получает сотрудник, расходы организации на его обучение не облагаются ни ЕСН, ни страховыми взносами в ПФР. Значит, на средства, истраченные на аттестацию бухгалтера, данный налог и взносы не начисляются.

Однако с экзаменационным сбором, взимаемым при получении аттестата профбухгалтера, дело обстоит несколько сложнее. Загляните в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога. В п.9.1.6.6 этого документа говорится, что на данный сбор надо начислять ЕСН. Но ведь, как мы уже отмечали, эти расходы не уменьшают налогооблагаемый доход предприятия, поэтому и ЕСН они не должны облагаться. Следовательно, позиция МНС России в данном случае необоснованна и вы можете ее проигнорировать, тем более что методички носят рекомендательный характер.

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2. Напомним, что ОАО «Люкс» заплатило:

  • 10 000 руб. — за обучение сотрудницы;
  • 2000 руб. — за допуск к экзамену.

Бухгалтер ОАО «Люкс» не должен включать в базу, облагаемую единым социальным налогом, обе эти выплаты. Но по разным причинам. Так, на стоимость самого обучения — 10 000 руб. — соцналог не начисляется, поскольку это компенсация. Что же касается 2000 руб., то эта сумма не уменьшает налогооблагаемый доход организации.

Перейдем к налогу на доходы физических лиц. Стоимость обучения не надо включать в совокупный доход работника. А вот с суммы экзаменационного сбора налог заплатить придется. Объясняется это так: если обучение проводится в интересах организации, то налог на доходы физических лиц удерживать не надо. Если же в учебе заинтересован только работник, то налог начислять нужно.

Можно сказать, что в обучении на курсах заинтересовано предприятие. Ведь там бухгалтер может узнать что-то новое, что он сможет применить в своей работе. С экзаменационным же сбором ситуация другая, поскольку получение аттестата не повлияет на профессиональный уровень бухгалтера. Однако при трудоустройстве аттестат поможет произвести хорошее впечатление на работодателя. Получается, что сам аттестат выгоден именно бухгалтеру, а не предприятию. Поэтому суммы экзаменационного сбора и облагаются НДФЛ.

В.Ю.Галицкий

Аудитор