Расходы в налоговом учете

В налоговом учете расходы делятся на расходы, связанные с производством и реализацией и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя (ст. 253 НК РФ):

√ расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

√ расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

√ расходы на освоение природных ресурсов;

√ расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

√ расходы на обязательное и добровольное страхование;

√ прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Внереализационные расходы определены законодателем через критерий отсутствия непосредственной связи с производством и реализацией и через конкретный перечень статей, которые могут быть учтены в составе внереализационных расходов. Перечень расходов является не закрытым. Поэтому любые обоснованные расходы, иные, чем прямо перечисленные, которые не связаны непосредственно с производством и реализацией, могут быть учтены в составе внереализационных расходов.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются в целях налога на прибыль на (ст. 253 НК РФ):

● материальные расходы;

● расходы на оплату труда;

● суммы начисленной амортизации;

● прочие расходы.

Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе относятся расходы расходов (п. 4 ст.

Сравнительный анализ расходов в бухгалтерском и налоговом учете

252 НК РФ).

Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию подразделяются на прямые и косвенные (ст. 318 НК РФ). В связи с внесением изменений в 2005 г. в гл. 25 НК РФ с 1 января 2005 г. организациям предоставляется право самим определять перечень прямых расходов, закрепив свое решение в учетной политике для целей налогообложения.

Налоговым кодексом предусмотрены следующие прямые расходы:

√ материальные затраты в части затрат на:

■ приобретение сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

■ приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;

√ расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

√ суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров (работ, услуг).

К прямым расходам относятся также стоимость покупных товаров (ст. 320 НК РФ), реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров в случае, если данные расходы не включены в цену приобретения этих товаров. В связи с внесением изменений в 2005 г. в гл. 25 НК РФ с 1 января 2005 г. организациям предоставляется право формировать стоимость покупных товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 «Внереализационные расходы» НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

В соответствии с п. 2 ст. 318 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 315 НК РФ должны быть обособленно учтены следующие расходы, произведенные в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающие сумму доходов от реализации:

1) на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав, за исключением расходов, указанных в пп. 2 – 6 этого пункта;

2) понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3) понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

4) понесенные при реализации покупных товаров;

5) связанные с реализацией основных средств;

6) понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).

«Загадочный» пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ

Бухгалтеры организаций — плательщиков налога на прибыль, использующих метод начисления, неизбежно сталкиваются с необходимостью применения пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, который регулирует момент признания отдельных видов внереализационных и прочих расходов. Эта норма предлагает три варианта на выбор. В чем они заключаются? Какой из них предпочесть в каждом конкретном случае?

Прежде чем комментировать рассматриваемое положение НК РФ, считаем необходимым привести его.

«7. Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено ст. ст. 261, 262, 266 и 267 настоящего Кодекса:

…3) дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода — для расходов:

в виде сумм комиссионных сборов;

в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги);

в виде арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;

в виде иных подобных расходов».

Какие расходы?

Правилу пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ подчиняются прочие расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ), а также внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ), среди которых прямо названы:

  • комиссионные сборы;
  • стоимость выполненных работ, оказанных услуг;
  • арендные (лизинговые) платежи.

При этом сам перечень расходов открыт, поскольку содержит указание на иные подобные расходы. Интересующие нас расходы возникают в подавляющем большинстве случаев из возмездных договоров с контрагентами. В частности, расходы на оплату услуг и работ сторонних организаций учитываются в налоговой базе по правилам пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. Среди них можно назвать расходы на сертификацию услуг, обеспечение пожарной безопасности и нормальных условий труда, на услуги по подбору персонала, услуги связи, на информационные, консультационные, юридические, аудиторские, бухгалтерские, банковские, маркетинговые, рекламные услуги, на нотариальное оформление, обучение работников. К иным подобным расходам Минфин в своих разъяснениях относит:

  • вступительные, членские взносы, а также взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации согласно пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо от 01.04.2010 N 03-03-06/1/207);
  • премии (скидки), выплаченные (предоставленные) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, в соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ (Письмо от 26.04.2010 N 03-07-11/145).

Следует учитывать, что стоимость некоторых услуг и работ, оказанных и выполненных сторонними предприятиями для организаций ЖКХ, является не прочими и внереализационными расходами, а материальными затратами, если это услуги и работы производственного характера (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Так, к работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы. Для таких расходов абз. 3 п. 2 ст. 272 НК РФ установлено императивное правило: они учитываются на дату подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ). В связи с этим налоговики указывают, что наличие акта является пусть и формальным, но необходимым условием для признания расходов на работы и услуги производственного характера, поскольку его отсутствие не позволяет определить отчетный период, в котором расходы могли бы уменьшать размер налогооблагаемой прибыли (Письмо от 29.12.2009 N 3-2-09/279). Если же стоимость услуг квалифицируется как прочие или внереализационные расходы, для ее учета в налоговой базе достаточно счета на оплату с детализацией объема услуг (в этом случае расходы могут быть признаны в периоде получения счета, являющегося согласно договору расчетным документом).

Значит, управляющей организации следует отличать услуги и работы, заказанные у сторонних компаний в целях исполнения договора управления многоквартирным домом (например, по вывозу ТБО, по дезинсекции и дератизации, ремонту общего имущества), от аналогичных услуг и работ, заказанных для собственных нужд (например, в рамках эксплуатации здания, в котором расположена организация). Расходы на их оплату различаются порядком учета в налоговой базе и требованиями к документальному подтверждению.

Какие моменты?

Прежде чем обсуждать три варианта определения момента признания расходов согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, нужно оговориться, что названная норма конкретизирует общее правило, сформулированное в п. 1 ст. 272 НК РФ, о том, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Указание на три даты признания расходов означает, что законодатель установил правило определения того периода, к которому относятся те или иные расходы, подпадающие под действие пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. Однако вопросы у бухгалтеров остаются.

Забегая вперед, скажем, что независимо от момента, названного в рассматриваемой норме, в налоговой базе учитываются только понесенные налогоплательщиком расходы, каковыми не являются выданные контрагентам авансы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Дата расчетов

Следует обратить внимание, что в Налоговом кодексе речь идет не о фактической дате расчетов, а о дате расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров. Такое правило развивает положение абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ о признании расходов в периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Самый яркий пример — включение в расходы лизинговых платежей, осуществляемых по графику, утвержденному как приложение к договору лизинга (Письмо Минфина России от 15.10.2008 N 03-03-05/131, Постановление ФАС СЗО от 15.10.2009 по делу N А56-1901/2009). Иначе говоря, у налогоплательщика возникают расходы в моменты, обозначенные в графике лизинговых платежей. Причем известны случаи, когда суд признавал правомерным включение в расчет налоговой базы лизинговых платежей, произведенных контрагенту до получения предмета лизинга в пользование (Постановление ФАС ЦО от 26.08.2009 по делу N А62-5750/2008).

К сведению. Лизинговые платежи включаются в состав расходов на даты, указанные в графике.

Заметим, что ранее финансисты давали другие разъяснения — о необходимости равномерного признания расходов независимо от условий, установленных графиком внесения лизинговых платежей, ссылаясь при этом на абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ (Письмо от 31.05.2007 N 03-03-06/1/349). Однако пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ является специальной нормой по отношению к п. 1 ст. 272 НК РФ, поэтому более оправданным представляется первый вариант.

Дата предъявления документов

Второй возможный момент признания рассматриваемых расходов — дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов. Здесь также можно усмотреть связь с положением абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ. Однако Налоговый кодекс не уточняет, какую дату следует понимать в данном случае. Разъяснения Минфина на этот счет сводятся к тому, что под датой предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, следует понимать дату составления указанных документов (Письмо от 26.01.2007 N 03-03-06/2/10). От того, когда документ фактически был представлен налогоплательщику, момент признания расходов не зависит (Письмо Минфина России от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183, Постановления ФАС СЗО от 14.01.2010 по делу N А05-3208/2009, от 29.04.2009 по делу N А13-5211/2008).

Впрочем, на этот счет существует и другое мнение: не имея документов, подтверждающих расходы, налогоплательщик не вправе уменьшать налогооблагаемую прибыль. Соответственно, получив расчетные документы в следующем налоговом периоде, он с полным правом отражает расходы, пусть даже документы датированы прошедшим годом, о допущенных искажениях расчета налоговой базы говорить не приходится (см. Постановления ФАС МО от 18.12.2009 N КА-А40/14263-09, от 16.11.2009 N КА-А40/12057-09, ФАС ЦО от 30.03.2010 по делу N А35-447/2008).

Вместе с тем на практике бывает, что по тем или иным причинам документ датирован текущим периодом, но подтверждает расходы, осуществленные в прошедшем периоде (например, акт от 31.03.2010 составлен на услуги, оказанные в ноябре 2009 г.). В данной ситуации предписание пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ вступает в противоречие с общим правилом, сформулированным в п. 1 этой же статьи. Чтобы правильно признать расходы, нужно определить, в какой момент они были осуществлены — при фактическом выполнении работ (например, документ не был составлен вовремя) либо на дату составления документа (работы, выполненные в ноябре 2009 г., по тем или иным причинам были приняты заказчиком только 31.03.2010).

Кроме того, не исключен и такой вариант, когда услуга фактически оказана (а значит, и принята) в одном отчетном (налоговом) периоде, а в расчетных документах указана дата, следующая за этим периодом (в соответствии с правилами документооборота конкретного контрагента). В Письме от 11.03.2009 N 16-15/021311 московские налоговики сообщили, что расходы для целей налогообложения прибыли учитываются по дате фактического оказания услуги и при условии наличия у организации иного документального подтверждения оказанных услуг. Получается, что, если у организации есть акт об оказании услуг, а счет на оплату датирован более поздней датой, она должна признать расходы, руководствуясь актом, — такого мнения придерживаются чиновники. Если же у налогоплательщика нет иных подтверждающих расходы документов помимо расчетных, датированных следующим после оказания услуги периодом, он вынужден учитывать расходы на дату составления документа.

На заметку. Имея акт об оказании услуг и расчетный документ с разными датами, предпочтение целесообразно отдать акту и признать расходы на дату фактического оказания услуг.

В арбитражной практике единый подход по этому вопросу не сложился. Так, некоторые суды настаивают на отражении расходов в периоде фактического оказания услуг независимо от даты подтверждающего документа — Постановление ФАС МО от 02.09.2009 N КА-А41/8622-09 (расходы на оплату юридических услуг, оказанных в 2006 г., что подтверждено актом от 01.01.2007, признаются в налоговой базе 2006 г.). Однако это вовсе не следует из пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ (в нем нет ссылки на дату фактического оказания услуги), который является специальной нормой по отношению к п. 1 ст. 272 НК РФ. И данная позиция также находит сторонников среди арбитров:

  • Постановление ФАС ВСО от 11.02.2009 N А33-15569/06-Ф02-216/09 (счета-фактуры за аренду транспортных средств за III — IV кварталы 2002 г. были датированы 2003 г. и выставлены в 2003 г., следовательно, расходы должны быть отражены в 2003 г.);
  • Постановление ФАС МО от 22.04.2010 N КА-А40/3571-10 (фактическое пользование товарным знаком имело место в 2003 — 2004 гг., а основание для уплаты роялти в виде претензионного письма возникло только в 2006 г., значит, роялти уменьшают налогооблагаемую прибыль 2006 г.);
  • Постановление ФАС УО от 25.01.2010 N Ф09-11166/09-С3 (налогоплательщик правомерно отразил в 2007 г. в составе расходов затраты по услугам хранения, оказанным в 2006 г., поскольку акт приемки-передачи услуг, счет-фактура составлены и получены только в 2007 г., оплата услуг произведена обществом также в 2007 г.).

Выходит, выбирать тот или иной момент налогоплательщику следует самостоятельно, главное — нельзя признавать в расходах стоимость услуг ранее момента их фактического оказания.

Далее, отметим один нюанс, нашедший отражение в разъяснениях чиновников, касающийся учета так называемых условно-постоянных расходов. Под такими затратами понимаются издержки, которые практически не зависят от объема производства продукции, в отличие от условно-переменных расходов. Так, в Письме от 06.09.2007 N 03-03-06/1/647 финансисты вспомнили, что по правилам бухгалтерского учета ежемесячные расходы, такие как, например, расходы на оплату коммунальных услуг и услуг связи, могут быть учтены в том месяце, в котором получены первичные документы, подтверждающие данные расходы, при условии, что такой порядок отражен в учетной политике организации. И в заключение разъяснения представители Минфина сделали вывод: по нашему мнению, для целей налогообложения прибыли расходы, являющиеся условно-постоянными (в том числе коммунальные платежи), также могут быть учтены в том месяце, в котором получены документы, подтверждающие эти расходы. Позднее аналогичное разъяснение было дано московскими налоговиками в Письме от 03.08.2009 N 16-15/079275.

Последнее число периода

Третий возможный вариант — признавать внереализационные и прочие расходы на последнее число отчетного (налогового) периода. Однако законодатель не уточнил, какой период имеется в виду: период, в котором должны быть произведены расчеты или были предъявлены расчетные документы, либо период, в котором расходы были осуществлены исходя из условий сделок, то есть услуги были оказаны, а работы выполнены. Поэтому ни в разъяснениях контролирующих органов, ни в арбитражной практике нам не удалось найти примеров применения данного варианта определения момента признания расходов.

Как сделать выбор?

Итак, в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ названы три альтернативных варианта определения момента признания расходов. Как налогоплательщику сделать свой выбор? Ответа на этот вопрос законодатель не дает. Официальные органы, видимо, тоже не могут окончательно определиться. Например, в Письме от 16.02.2010 N 03-03-06/1/70 финансисты высказали мнение о том, что расходы признаются на одну из перечисленных в пп. 3 п. 7 ст.

Прочие расходы в налоге на прибыль

272 НК РФ дат в зависимости от того, какая из них наступила раньше.

В то же время в Письме от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183 Минфин рекомендовал иной вариант: один из трех способов признания расходов в виде оплаты сторонним организациям за предоставленные ими услуги, относимых к внереализационным и прочим расходам, налогоплательщик должен закрепить в учетной политике. Однако с таким подходом можно поспорить: арбитры не поддержали инспекцию в ее требовании к налогоплательщику о необходимости закреплять в учетной политике один из способов признания расходов (Постановление ФАС МО от 18.09.2006, 25.09.2006 N КА-А40/8766-06).

Более того, в другом разъяснении, касающемся порядка учета расходов в виде премии покупателю (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ), финансисты предложили использовать метод исключения: если договором купли-продажи (поставки) не установлена дата выплаты (предоставления) премии (скидки), указанные расходы налогоплательщика не могут быть учтены на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров. В связи с этим расходы продавца (поставщика) по выплате (предоставлению) премии (скидки) покупателю вследствие выполнения определенных условий договора признаются на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (Письмо от 26.04.2010 N 03-07-11/145). Иначе говоря, чиновники рекомендуют быть последовательными: если есть информация о датах расчетов, нужно руководствоваться ею, в ее отсутствие необходимо перейти к следующему варианту и смотреть на дату составления расчетного документа.

Как видим, единого алгоритма выбора между тремя вариантами не предлагает ни Налоговый кодекс, ни контролирующие органы. А это может указывать на отсутствие такого алгоритма. Следовательно, по нашему мнению, налогоплательщик в каждом конкретном случае вправе выбирать наиболее удобный вариант из возможных трех. Так, например, в Постановлении ФАС ПО от 16.07.2009 по делу N А55-18692/2008 сказано: указанная норма является диспозитивной и предусматривает возможность использования банком любого из трех вариантов (см. также Постановление ФАС ПО от 17.09.2009 по делу N А65-17304/2008). На практике же налогоплательщики чаще всего вносят специальное условие в учетную политику, принимаемую для целей налогообложения.

* * *

Расходы на услуги и работы сторонних организаций подлежат включению в расчет налогооблагаемой прибыли по правилам пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, только если они квалифицируются как прочие или внереализационные, поскольку учет расходов на работы и услуги производственного характера строится согласно п. 2 ст. 272 НК РФ.

Законодатель предлагает на выбор три момента отражения прочих и внереализационных расходов в налоговой базе: на дату расчетов, на дату предъявления (фактически — составления) расчетных документов и на последнее число периода. Единый подход по вопросу, как применять каждый из них и какой вариант выбрать в конкретном случае, в настоящее время не сложился ни в арбитражной практике, ни в разъяснениях специалистов, что дает организациям полную свободу. Наиболее часто налогоплательщики выбирают один из вариантов на свой вкус и прописывают его в учетной политике.

Д.В.Дурново

Главный редактор

издательства «Аюдар Пресс»

«Прочие расходы» в налоговом учете

Расходы на сертификацию

В силу пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на сертификацию продукции и услуг. На основании ст. 18 Закона N 184-ФЗ целью подтверждения сертификации является удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров.

На практике у налогоплательщиков возникает вопрос о правомерности учета расходов на проведение сертификации системы менеджмента качества при исчислении налога на прибыль организации.

Согласно Письму Минфина России от 07.07.2008 N 03-03-06/1/308 расходы по проведению сертификации системы менеджмента качества в порядке, установленном Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон N 184-ФЗ), отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, могут быть включены в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Аналогичные выводы содержатся в Письме ФНС России от 27.06.2006 N 02-1-08/123@.

Судебная практика по данному вопросу поддерживает указанную позицию.

Пример 3 (по материалам Постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2008 N Ф09-5057/08-С3).

Суть дела

Налоговым органом по результатам налоговой проверки принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о необоснованном включении налогоплательщиком в нарушение пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав расходов затрат на проведение сертификации менеджмента качества.

Считая указанное решение незаконным, налогоплательщик обратился с соответствующим заявлением в суд.

Позиция суда

В силу ст. 252 НК РФ расходы — обоснованные и документально подтвержденные затраты (в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом НК РФ не устанавливает перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных расходных операций, не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению). Решение вопроса о возможности учета тех или иных расходов при наличии их связи с деятельностью налогоплательщика по извлечению прибыли в целях налогообложения прибыли зависит от того, подтверждают документы, имеющиеся у налогоплательщика, факт осуществления заявленных им расходов или нет.

Также НК РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиком расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.

Согласно п. 2 разд. 5.4 Методических рекомендаций по применению гл. 25 НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, расходы на сертификацию продукции и услуг, произведенные в порядке, установленном Законом N 184-ФЗ, включаются в состав расходов для целей налогообложения прибыли в течение срока, на который выдан сертификат.

Материалами дела подтверждено, что налогоплательщиком заключены договоры с контрагентом, в соответствии с условиями которых налогоплательщику оказываются услуги по «проведению инспекционной проверки N 1 (N 2) системы качества и оценке ее соответствия стандарту ИСО 9001:2000». Оказанные услуги включают в себя подготовку рабочего плана инспекционной проверки системы качества, проведение инспекционной проверки видов деятельности, связанных с системой качества, проведение инспекционной проверки документированной системы качества, проведение оценки соответствия системы качества стандарту ИСО 9001:2000, подготовку отчетов об оказанных услугах. Согласно акту о выполнении работ по договору указанные услуги выполнены. Факт проведения работ по сертификации системы менеджмента и оплаты услуг налоговым органом не оспаривается. Данные расходы обусловлены производственными целями, экономически оправданны, направлены на проверку систем качества услуг, оказываемых налогоплательщиком, проведены в порядке, установленном Законом N 184-ФЗ, и соответствуют критериям ст. 252 НК РФ.

Следовательно, налогоплательщик правомерно учел указанные расходы при исчислении налога на прибыль организаций.

Заявление подлежит удовлетворению.

Аналогичные выводы изложены в Постановлении ФАС Московского округа от 07.11.2008 N КА-А40/10247-08.

Расходы в целях заключения договора

В силу ст. 650 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

Договор аренды зданий или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Таким образом, права и обязанности сторон по договору аренды здания или сооружения возникают с момента государственной регистрации.

В правоприменительной практике между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают споры, являются ли расходы, понесенные налогоплательщиком в целях заключения договора (расходы по инвентаризации и изготовлению технического паспорта здания или сооружения), экономически обоснованными на основании ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль организации.

Исходя из Письма Минфина России от 02.03.2006 N 03-03-04/4/42 расходы налогоплательщика, понесенные в связи с заключением договора (расходы по оценке и страхованию оборудования, а также по оплате услуг нотариуса), являются экономически обоснованными.

Аналогичную позицию занимают и суды при решении данного вопроса.

Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2007 N А56-8506/2006 указано, что наличие гарантии по обязательствам заемщика являлось необходимым условием для заключения кредитного соглашения, в связи с чем расходы на приобретение гарантии являются экономически оправданными.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 16.03.2007 N А82-16032/2005-15 признаны экономически обоснованными затраты, связанные с получением кредита.

В Определении ВАС РФ от 20.07.2007 N 8285/07 подтверждена правомерность данных выводов.

Пример 4 (по материалам Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2008 N А56-27963/2007).

Суть дела

Налоговый орган провел налоговую проверку, по результатам которой принял решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в виде штрафа. Также налогоплательщику доначислен налог на прибыль и пени за несвоевременную уплату данного налога.

В ходе проверки налоговым органом выявлено, что налогоплательщик при исчислении налога на прибыль в нарушение положений п.

Ю.М.Лермонтов. «ПРОЧИЕ» РАСХОДЫ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ: СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА. 2007

1 ст. 252 НК РФ в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, включил экономически необоснованные затраты, произведенные на оплату услуг по инвентаризации и изготовлению технического паспорта на здание. Налоговый орган посчитал данные расходы экономически необоснованными, поскольку на момент их осуществления указанное здание налогоплательщиком не арендовалось и на балансе не числилось.

Считая решение налогового органа частично нарушающим его права и законные интересы, налогоплательщик обратился с заявлением в суд.

Позиция суда

В силу пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относится оплата услуг уполномоченных органов, специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.

Как следует из материалов дела, налогоплательщик, выступая арендатором, заключил с контрагентом договор аренды объекта нежилого фонда, являющегося объектом культурного наследия. Данный объект недвижимости был необходим налогоплательщику для использования под офисные, лабораторные, бытовые помещения и общежитие.

Предварительно в целях заключения договора аренды данного помещения налогоплательщик и номинальный балансодержатель здания заключили договор с бюро технической инвентаризации на инвентаризацию указанного здания и предоставление технических паспортов.

Оплата выполненных работ произведена налогоплательщиком, что подтверждается платежным поручением как лицом, заинтересованным в заключении договора аренды.

Таким образом, спорные затраты произведены налогоплательщиком с целью заключения договора аренды помещений, необходимых ему для ведения деятельности, поэтому являются экономически обоснованными. Из договора аренды следует, что нежилое помещение арендовано для размещения в нем офиса и лаборатории общества, а потому все расходы, связанные с заключением названного договора, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение налогоплательщиком дохода.

То обстоятельство (о чем указывает налоговый орган), что расходы по инвентаризации и изготовлению технического паспорта были понесены налогоплательщиком до заключения договора аренды, в данном случае правового значения не имеет, поскольку из материалов дела усматривается, что расходы понесены именно в целях заключения договора, необходимого для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Исходя из изложенного, заявление налогоплательщика подлежит удовлетворению.

Ю.Борисов

Консультант Минфина России

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Порядок признания расходов для целей налогообложения

В настоящее время гл. 25 Налогового кодекса РФ вообще не рассматривает себестоимость в качестве категории налогового права. Себестоимость остается основным экономическим и производственным показателем эффективности деятельности предприятия, но как таковой для целей налогообложения этот термин уже не используется.

До завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету.

По общему правилу расход — это тот показатель, на который организация может уменьшить свой доход (п. 1 ст. 252 НК РФ). Однако не все произведенные организацией расходы уменьшают полученные доходы.

Во-первых, существует перечень расходов, которые в принципе не принимаются для целей налогообложения. Этот перечень установлен ст. 270 НК РФ.

Во-вторых, для того, чтобы расходы можно было учесть, они должны соответствовать требованиям, которые установлены п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 49 ст. 270 НК РФ).

Вот те требования, которым должны отвечать произведенные организацией расходы:

1) расходы должны быть обоснованны;

2) расходы должны быть документально подтверждены;

3) расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода;

4) расходы должны быть сопоставимы с доходами.

Эти требования являются обязательными для принятия произведенных расходов в уменьшение доходов. Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то такой расход для целей налогообложения не учитывается (п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ).

Обоснованность расходов

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Причем понятие экономической оправданности не раскрыто ни в одном акте действующего законодательства. Поэтому при оценке произведенных расходов на предмет их экономической оправданности нужно исходить из конкретных обстоятельств финансово-экономической деятельности организации.

Могут подтверждать обоснованность и экономическую оправданность затрат в конкретной ситуации следующие доказательства:

■ необходимость осуществления затрат по экономическим, юридическим, экологическим, социальным или иным основаниям;

■ связь затрат с получением дохода (или возможностью его получения);

■ обусловленность затрат особенностями производственного процесса.

При этом налогоплательщик вправе приводить любые доказательства обоснованности (разумности, целесообразности, необходимости) конкретных расходов, тогда как налоговая инспекция должна опровергнуть его аргументы.

Нужно учитывать, что не могут быть обоснованными расходы, которые связаны с ведением деятельности, нарушающей нормы законодательства. Например, не являются экономически оправданными расходы компании в связи с запретом компетентных органов на продажу ее продукции, поскольку она не соответствует установленным требованиям закона.

Уменьшение дохода на сумму произведенных расходов означает, что расходы должны выступать результатом конкретной операции (совокупности операций) налогоплательщика. Не допускается уменьшение дохода на сумму планируемых или прогнозируемых расходов, которые не нашли своего фактического или формального воплощения в деятельности организации. Как указано в абз. 2 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, расходами признаются только те затраты и убытки, которые реально осуществлены (понесены) налогоплательщиком.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ — «Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме».

Под экономически оправданными затратами следует понимать затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Отметим, что экономическая оправданность затрат является оценочной категорией, а это означает, что само установление оправданности или неоправданности приводит к острым налоговым конфликтам между налогоплательщиками и налоговыми органами. Ведь может случиться так, что если по мнению налогоплательщика его расходы будут оправданными, то налоговый инспектор может посчитать обратное и исключить те или иные затраты из сформированных расходов (одновременно с соответствующим начислением недоимки, пени и штрафа).

Введение категории «экономическая оправданность» в систему исчисления налога на прибыль вызывало жесткую критику специалистов еще на стадии разработки и обсуждения проекта гл. 25 Налогового кодекса РФ. Тем не менее, законодатель не прислушался к аргументам противников данного положения и установил рассматриваемое положение. По нашему мнению, появление в Кодексе подобных оценочных категорий никак не согласуется с положением п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которому «Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».

Поэтому всем плательщикам налога на прибыль необходимо учитывать, что с 1 января 2002 г. все налогоплательщики должны быть готовы всегда четко и однозначно раскрыть и доказать обоснованность своих расходов. И особенно тех, которые способны вызвать пристальное внимание представителей налогового контроля.

Конкретные критерии экономической обоснованности и экономической оправданности расходов вырабатываются в практике применения различных норм (причем огромное значение имеет судебная практика). Однако, по нашему мнению, можно выделить два основных аспекта — оправданность размера расходов и оправданность самих расходов как таковых, т.е., грубо говоря, их нужность или ненужность для предприятия.

Во-первых, любая обоснованность и оправданность расходов должна подтверждаться позитивными последствиями для производственной и финансово-экономической деятельности налогоплательщика. То есть, при обосновании расходов необходимо четко показать, как это в перспективе благотворно повлияло на его экономическое положение в будущем. Иными словами, налогоплательщик должен однозначно доказать, что в динамике его производственной деятельности та или иная операция была необходима и оправданна. Если таких обстоятельств представлено не будет, можно быть уверенным, что налоговая инспекция покажет бесперспективность и ненужность тех или иных затрат для организации, чем и сможет доказать «экономическую необоснованность» тех или иных расходов (с одновременным их исключением из налогооблагаемой прибыли).

Во-вторых, экономическая оправданность тех или иных расходов должна быть основана на их разумности. Вместе с тем, разумность или неразумность тоже являются оценочными категориями, но хотелось бы отметить, что эта категория уже находит свое закрепление в праве. В частности, это следует из п. 3 ст. 53, п. 2 ст. 72, п.

Учет прочих доходов и расходов

2 ст. 76, п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса РФ. Более того, гражданское право вообще защиту прав участников гражданского оборота ставит в прямую зависимость от разумного и добросовестного осуществления этих прав и отказывает в их защите в случае выявленного злоупотребления правом (ст. 10 Гражданского кодекса РФ).

В любом случае разумность и добросовестность действий налогоплательщика также имеет прямое отношение к его деятельности по несению обоснованных и оправданных расходов.

Разумность расходов должна обозначать, в первую очередь, соразмерность затрат по их стоимостной оценке, а также по степени участия этих затрат в производственной деятельности.

Положения абз. 3 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ имеют непосредственное отношение к применению положений ст. 40 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым налоговые органы при определенных условиях могут пересчитать цену сделки для целей налогообложения «в сторону повышения или в сторону понижения».

Причем, необходимо учитывать, что вышеуказанная корректировка затрат по ст. 40 и п. 1 ст. 252 Налогового кодекса имеет принципиальные отличия, в том числе, если при перерасчете по ст. 40 происходит доначисление налога и пени, то при перерасчете по ст. 252 Налогового кодекса РФ будет применен штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, повлекшее занижение Налоговой базы (согласно п. 3 ст. 120 Налогового кодекса РФ).

В-третьих, на практике возможно возникновение конфликтных ситуаций с налоговыми органами в случае, когда налогоплательщик несет затраты по однородным договорам, т.е. когда у организации есть несколько договоров со сторонними организациями по одному и тому же предмету. В других случаях налоговые органы могут оспорить обоснованность затрат по договорам со сторонними организациями тогда, когда у налогоплательщика есть аналогичные службы и подразделения.

Вместе с тем организации при заключении «параллельных» договоров или договоров, которые дублируют деятельность собственных служб (или деятельность иных партнеров предприятия), должны, во избежание конфликта с налоговыми органами, обосновать различие в предметах деятельности (или оказания услуг), чтобы подтвердить экономическую оправданность соответствующих расходов.

Нельзя не отметить и то, что среди претензий налоговых органов по вопросу обоснованности расходов в некоторых случаях встречается и указание на убыточность деятельности предприятия. В качестве основания таких претензий выступает норма п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ о том, что расходы организации должны производиться для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В то же время следует учитывать, что само по себе получение убытка не может свидетельствовать о необоснованности расходов, поскольку предпринимательская деятельность есть деятельность рисковая и не всегда имеет своим результатом прибыль. Учитывая это обстоятельство, законодатель и предусмотрел возможность включения в налоговую базу и убытков.



Налоги, относимые на затраты

К налогам, относимым на затраты отн-ся: ЕСН, земельный, вводный, на добычу полезных ископаемых. Плательщиками являются:юридические лица и предприниматели, выступающие в качестве работодателей, предприниматели, работающие самостоятельно. Если предприниматель является работодателем, то он должен платить ЕСН. . К выплатам облагаемым налогам относятся:1)заработная плата;2)надбавки и доплаты за выслугу лет, стаж, за работу в ночное время, за совмещений профессий.3)Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;4)Премии и вознаграждения;5) Выплаты и вознаграждения в натуральной форме.. Также все работодатели платят взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на произ-ве и проф. Заболеваний. Начисле-е произв-ся на счета ДТ 20,23,25,26 КТ 69 . Плательщиками налога являются – собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендатора. За земли, переданные в аренду, взимается только арендная плата. В ЧР на основании закона №3 приняты 2 ставки налога:0,3% — в отношении земельных участков:

1)отнесенных к землям с/х назначения или используемые для с/х производства;

2)занятых жилищным фондом или для жилищных строительства;

3) для ЛПХ, садоводство, животноводства или дачного хозяйства;

1,5% — в отношении прочих земельных участков.

ЮЛ рассчитывают налог самостоятельно и уплачивают в течении года в виде авансовых платежей. ФЛ уплачивают налог на основании требований¸ высылаемых налоговыми органами. Начисл-е налога отраж-ся по ДТ счетов затрат в зависимости от наз-я земли ДТ 20,26,44,91 КТ 68

Налогоплат-ми водного налога явл-ся организации и физ.лица, осуществляющие спец. и (или) особое водопользование в соответствии с законо-ом РФ. Не явл-ся налогоплательщиками организации и ф.л., осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Порядок начисления налога:

1 Налогоплательщик исчисляет сумму налогов самостоятельно

2 Сумма налогов по итогам каждого налогового периода исчисляется кА произведение нал. базы и соответствующей ей нал. ставки.

3 Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате снижения суммы налога.

НДПИ введен в действие с 1 янв. 2002 г. и установлен гл. 26 НК. Налогоплательщиками признаются орг-ции и ИП, признаваемые пользователями недр. Они подлежат постановке на учет в кач-ве налогоплательщика НДПИ па месту нахождения участка недр. Объектом НО яв-ся продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси). Сумма налога исчисляется как произведение налоговой ставки и ст-сти добытого пол. иск. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Транспор-й налог-яв-ся регионал-м, поэтому порядок уплаты, ставки, льготы устанав-ся региональ-ми властями. Плательщ-ми налога яв-ся ЮЛ и ФЛ на которых в соотв. с российским закон-ом зарегистр-ны трансп.ср-ва. Потрансп. Ср-м, зарегистр-х на ФЛ, преобрет-м или переданными ими на основании доверенности, плат-ми яв-ся лицо, указанное в доверенности.Объекты н\о: авто, мотоциклы, автобусы, мотороллеры, вертолеты, яхты, самолеты, снегоходы и др. Налоговая база опред-ся в зависимости от объекта налогообо-я: в отнош-и транс. Ср-в, имеющих двигатели-в л.с.; в от-и реактивных двигат, как тяга реактивного двигателя; в отнош-и не самоходных, буксируемых ср-в (баржа), как вместимость в регистровых тоннах; по отн-ю к прочим трансп.ср-м, как единица транс.отрадаеься на счетах затрат тогда, в зависимости где транспорт ездит способами: ДТ 20,26,44 КТ68

19. Ответственность за налоговые правонарушения

В соответствии с Российским законодательством действует 4 вида ответственности за нарушение налогового законодательства:

1. уголовная

2. административная

3. налоговая

4. дисциплинарная

Уголовная ответственность. При доказательстве вины конкретного ф.л. в соответствии с УК РФ ст.199 за налоговое преступление в особо крупном или крупном размере наказание от 2-4 лет лишения свободы. Особо крупным размером считается сумма налогов составляющих за период проверки (3года) для ф.л. более 500000руб., для ю.л.2500000 руб., при условии, что доля не уплаченных налогов более 20% от суммы подлежащей уплате. Уголовное наказание накладывается только судом.

Административная отв-ть. Наступает за совершение административных правонарушений. В отличии от уголовной отв-ти административная отв-ть установлена не только для ф.л., но и для организаций. В отдельных случаях взыскание может быть наложено и на организацию и на должностное лицо.

Отражение прочих расходов в бухгалтерской и налоговой отчетности

В соответствии с КОАП ответственность может возникнуть, например, за нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Для должностных лиц- от 40 до 50 МРОТ на ю.л. от 400-500 МРОТ. За грубое нарушение правил ведения БУ и сроков хранения документов штраф от 20 до 30 МРОТ.

Налоговая ответственность. В соответствии с НК большинство привлекаемых к ответственности, уплачивают штрафы. Штрафы установлены за следующие налоговые правонарушения:

1. за несвоевременное представление налоговой отчетности- штраф 5% от суммы налога, подлежащего уплате на основе деклараций и 10% за каждый полный не полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30%, от суммы и не менее 100руб.

2. за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объекта налогообложения- штраф 5000руб, если это повторно 15000, если это повлекло занижению налоговой базы штраф 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000руб.

Дисциплинарная ответственность. В соответствии со ст.192 ТК РФ- это ответ-ть работника перед своим работодателем. За надлежащее выполнение работником своих прямых должностных обязанностей. Работодатель может наложить следующие меры взыскания: замечания, выговоры, увольнение. Для применения данных мер работодатель должен затребовать от работника объяснения, а в случае отказа составить акт, вынести приказ о наложении взыскания и объявить приказ работнику под расписку.

Дата добавления: 2016-11-03; просмотров: 458 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. Cебестоимость (издержки) включает затраты, связанные с использованием в
  2. II. Затраты на обслуживание работников строительства
  3. III. Затраты на организацию работ на строительных площадках
  4. V. Затраты, не учитываемые в нормах накладных издержек, но относимые в их состав
  5. V. Налоги, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды
  6. Визуализация загруженности ресурса. После того как назначения ресурсов созданы, программа вычисляет материальные затраты и трудозатраты каждого из ресурсов для выполнения каждой задачи и
  7. Включение сумм земельного налога в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении
  8. Власть, взвешивая общественные затраты и выгоды аналогич­но законодательным собраниям? 1 страница
  9. Власть, взвешивая общественные затраты и выгоды аналогич­но законодательным собраниям?

    2 страница

  10. Власть, взвешивая общественные затраты и выгоды аналогич­но законодательным собраниям? 3 страница
  11. Власть, взвешивая общественные затраты и выгоды аналогич­но законодательным собраниям? 4 страница
  12. Затраты на благоустройство строительной площадки


Поиск на сайте:


Подождите, идет загрузка документа…

СОГЛАСНО П. 2 СТ. 272 НК РФ ДАТОЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ ПРИЗНАЕТСЯ: — ДАТА ПЕРЕДАЧИ В ПРОИЗВОДСТВО СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ — В ЧАСТИ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ, ПРИХОДЯЩИХСЯ НА ПРОИЗВЕДЕННЫЕ ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ); — ДАТА ПОДПИСАНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ АКТА ПРИЕМКИ-ПЕРЕДАЧИ УСЛУГ (РАБОТ) — ДЛЯ УСЛУГ (РАБОТ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗУЕТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ. ПРИ ЭТОМ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ) СОСТАВЛЯЕТ АКТ ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПО ИТОГАМ КАЛЕНДАРНОГО ПЕРИОДА НА ОСНОВАНИИ АКТОВ СНЯТИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ У ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (КОНЕЧНЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ) НА ПОСЛЕДНЕЕ ЧИСЛО КАЛЕНДАРНОГО МЕСЯЦА. ТАКИМ ОБРАЗОМ, АКТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОСТАВЛЕН РАНЬШЕ ДАТЫ ОКОНЧАНИЯ КАЛЕНДАРНОГО ПЕРИОДА, К КОТОРОМУ ОН ОТНОСИТСЯ ПРОЦЕСС ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ) ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРЕРЫВНЫМ ПРИМЕНЯЕТСЯ ЛИ П. 2 СТ. 272 НК РФ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УЧЕТА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ УСЛУГ СЕТЕВОЙ КОМПАНИИ, ЕСЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ, ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОТОРОЙ ОНИ ОКАЗАНЫ, РЕАЛИЗОВАНА В ОДНОМ НАЛОГОВОМ ПЕРИОДЕ, А АКТЫ ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ЕЕ ПЕРЕДАЧЕ СОСТАВЛЕНЫ В ДРУГОМ НАЛОГОВОМ ПЕРИОДЕ, ПРИ ЭТОМ В ГРАФЕ «НАИМЕНОВАНИЕ УСЛУГ» АКТА УКАЗЫВАЕТСЯ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЕРИОД ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 3 мая 2011 г. N 03-03-07/14 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о документальном подтверждении расходов, связанных с реализацией электроэнергии, в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее. В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций вправе уменьшить доходы на сумму осуществленных (понесенных) обоснованных и документально подтвержденных расходов (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытков).

Прочие расходы в бухгалтерском учете — это…

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, используемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии относятся к материальным расходам. По общему правилу, установленному п. 1 ст. 272 НК РФ, при использовании метода начисления для целей налогообложения прибыли расходы принимаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от фактической выплаты денежных средств. В соответствии с п. 2 ст. 272 НК РФ датой осуществления материальных расходов признается: дата передачи в производство сырья и материалов — в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги); дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) — для услуг (работ) производственного характера. Если расходы на приобретение электроэнергии фактически произведены в истекшем налоговом периоде, а первичные документы, подтверждающие понесенные расходы, датированы следующим налоговым периодом, то указанные расходы учитываются организацией в составе соответствующих расходов следующего налогового периода, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Учитывая изложенное, расходы на оплату услуг сетевой компании по передаче электроэнергии на основании п. 2 ст. 272 НК РФ учитываются на дату подписания акта об оказании услуг при условии их соответствия положениям п. 1 ст. 252 НК РФ. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 3 мая 2011 г. N 03-03-07/14