Разработка профессиональных стандартов

Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23

«О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»

(в редакции, актуальной с 3 октября 2014 г.,

с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,

согласно постановлению Правительства РФ от 23.09.2014 г. № 970)

В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

2. Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных настоящим постановлением.

4. Реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов

(утв. постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации координирует разработку профессиональных стандартов.

3. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (далее — разработчики).

4. Пункт 4 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. № 970.

5. Пункт 5 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. № 970.

II. Разработка и утверждение профессиональных стандартов

6. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

7. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке.

8. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации перечнем профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее — Национальный совет), на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

9. Проект профессионального стандарта, по которому проведено обсуждение с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, представляется разработчиком в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

10. Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта и следующие документы:

а) пояснительная записка к проекту профессионального стандарта;

б) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;

в) информация о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций.

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также если этот проект не соответствует методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта.

12. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика об отклонении проекта профессионального стандарта или о принятии его к рассмотрению.

13. Проект профессионального стандарта размещается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на официальном сайте (www.regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 календарных дней со дня его поступления для проведения общественного обсуждения. Информация о размещении проекта профессионального стандарта для проведения общественного обсуждения направляется координаторам сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в государственные компании и государственные корпорации, образованные в соответствии с федеральными законами. Срок общественного обсуждения составляет 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта.

Одновременно проект профессионального стандарта направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, который направляет в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации свои замечания и предложения.

Информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработчику в течение 7 календарных дней со дня поступления в Министерство такой информации.

Профессиональные стандарты в вопросах и ответах

Проект профессионального стандарта, информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, направляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Национальный совет для проведения экспертизы.

15. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета в течение 7 календарных дней со дня его получения принимает решение об утверждении проекта профессионального стандарта либо отклонении проекта профессионального стандарта и информирует разработчика о принятом решении.

16. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета с рекомендациями о его одобрении.

17. Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке.

18. Внесение изменений в профессиональные стандарты осуществляется в порядке, предусмотренном для их разработки и утверждения.

19. Информация об утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональных стандартах и внесенных в них изменениях направляется в Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 10 дней со дня их вступления в силу для учета при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

20. Пункт 20 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. № 970.

21. Пункт 21 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. № 970.

22. Пункт 22 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. № 970.

23. Пункт 23 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. № 970.

24. Пункт 24 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. № 970.

III. Порядок применения профессиональных стандартов

25. Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Все статьи Профессиональный стандарт: правила разработки и утверждения (Комиссарова Т.Ю.)

Квалификация работника в Трудовом кодексе упоминается неоднократно, при этом никакого определения ей до 15.12.2012 не давалось. Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ <1> (далее — Закон N 236-ФЗ) данный пробел был восполнен. Кроме того, было введено новое понятие, характеризующее квалификацию, — «профессиональный стандарт». А в январе 2013 г. Правительством РФ были утверждены Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.
———————————
<1> «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании».

Квалификация работника

Согласно новой ст. 195.1 ТК РФ квалификация работника — уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.
Квалификация в первую очередь связана с трудовой функцией работника. В силу ст. 57 ТК РФ под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, с профессией, со специальностью с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов

До принятия профессиональных стандартов для определения трудовой функции за основу берутся:
— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее — ЕТКС), который включает в себя тарифно-квалификационные характеристики, содержащие определения основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих;
— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС), который включает в себя квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, а также требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
Оба справочника утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787.
При этом если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
От квалификации работника в первую очередь зависит его заработная плата (ст. 132 ТК РФ). Кроме того, работники с более высокой квалификацией имеют преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников (ст. 179 ТК РФ). А несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя. В этом случае несоответствие работника должно быть подтверждено результатами аттестации.
Каждый работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами (ст. ст. 21, 197 ТК РФ). При этом при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 187 ТК РФ).

Профессиональный стандарт

О введении государственных профессиональных стандартов вопрос ставился еще в 1996 г., о чем свидетельствует Программа социальных реформ в РФ на период 1996 — 2000 годов, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 N 222.
А в Концепции действий на рынке труда на 2003 — 2005 годы содержались положения о создании такой системы стандартов, которая смогла бы заложить требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ (Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2003 N 568-р). Да и существующие квалификационные справочники должностей сегодня уже не отвечают требованиям, предъявляемым работодателями к уровню знаний и квалификации работников.
И вот спустя довольно долгие годы усилия, направленные на создание профессиональных стандартов, наконец-то дали результат. Первый шаг к введению самого понятия «профессиональный стандарт» и установлению порядка его разработки сделан.
Итак, согласно ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 утверждены Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (далее — Правила). Данным Постановлением также определено, что:
— функцию по установлению тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, выполняет Минтруд с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
— Минтруд дает разъяснения по вопросам применения Правил;
— реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий, установленных настоящим Постановлением, осуществляется в пределах регламентированной Правительством РФ предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

Разработка, утверждение и применение профессионального стандарта

Согласно Правилам проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (далее — разработчики).
Согласование проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрение и подготовку экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов осуществляет экспертный совет по профессиональным стандартам (далее — экспертный совет), созданный Минтрудом.
Экспертный совет формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций.
Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом методическими рекомендациями за счет собственных средств разработчиков в инициативном порядке.
Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с перечнем групп занятий (профессий), утверждаемым Минтрудом с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений экспертного совета, на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Проект профессионального стандарта представляется разработчиком в Минтруд одновременно со следующими документами:
— пояснительная записка;
— сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
— информация о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций.
Если комплект документов неполный, проект профессионального стандарта отклоняется.
Минтруд в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика об отклонении или о принятии к рассмотрению проекта профессионального стандарта.
В случае принятия проект в течение 10 дней размещается на официальном сайте Минтруда в Интернете для общественного обсуждения.
Срок общественного обсуждения составляет не более 30 календарных дней со дня размещения проекта, по истечении которых проект профессионального стандарта по определенной группе занятий (профессий) направляется Минтрудом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, который, в свою очередь, в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта направляет в Минтруд свои замечания и предложения.
После этого проект направляется в экспертный совет, который его рассматривает в течение 30 календарных дней. По результатам рассмотрения проекта профессионального стандарта экспертный совет готовит заключение с рекомендациями об утверждении, отклонении или о доработке проекта профессионального стандарта.
На основании заключения Минтруд в течение 7 дней принимает решение об утверждении профессионального стандарта, либо о направлении проекта профессионального стандарта на доработку, либо об отклонении проекта профессионального стандарта.
Проект, требующий доработки с учетом заключения экспертного совета, направляется разработчику в течение 7 календарных дней со дня принятия соответствующего решения.
В свою очередь, доработанный проект профессионального стандарта направляется разработчиком в Минтруд для его повторного рассмотрения экспертным советом.
Если решением Минтруда проект утверждается, сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, ведение которого осуществляется Минтрудом в установленном им порядке.
В профессиональные стандарты допускается вносить изменения. Внесение изменений осуществляется в порядке, предусмотренном для их разработки и утверждения.
Правилами также установлен порядок применения профессиональных стандартов. Они применяются работодателями при:
— формировании кадровой политики и управлении персоналом;
— организации обучения и аттестации работников;
— разработке должностных инструкций;
— тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
Кроме этого, в Правилах указано, что профессиональные стандарты применяются организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ, а также при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Поскольку вопрос о создании профессиональных стандартов в РФ обсуждался уже давно, на сегодняшний день в некоторых отраслях они уже были разработаны, например в области авиастроения, информационных технологий, индустрий гостеприимства и питания и т.д.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2015 г. планируется разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
Отметим, что принятие профессиональных стандартов на сегодняшний день не влечет отмены ЕТКС и ЕКС, поскольку, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых Правительством РФ (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Кроме того, процесс установления тождественности должностей и профессий не очень быстрый. Возможно, придется вносить в законодательство еще не одно изменение и дополнение, о чем мы будем своевременно информировать наших читателей.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Профессиональные стандарты: правила разработки, утверждения и применения

Как определяет Трудовой кодекс профессиональные стандарты? Какими нормативными документами должны руководствоваться работодатели при их установлении? Какие Уровни квалификации были утверждены Минтрудом? На эти и другие вопросы мы ответили в статье.

Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт». Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» текст Трудового кодекса был дополнен ст. 195.1, в которой даны определения понятий квалификации работника и профессионального стандарта:

  • квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;
  • профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Названной статьей предусмотрено, что порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с поручением Правительства от 12 декабря 2012 г. о подготовке предложений по реализации Федерального закона N 236-ФЗ Минтрудом было подготовлено Постановление от 22.01.2013 N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее — Правила).

Для чего нужны профессиональные стандарты? На основании пп. «а» п. 25 Правил профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Каков порядок разработки профессиональных стандартов? Правилами предусмотрено, что профессиональные стандарты будут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями, иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций. При этом координация разработки профессиональных стандартов возложена на Минтруд.

В целях согласования методической документации по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также проведения экспертизы разработанных проектов профессиональных стандартов при Минтруде будет создан экспертный совет, сформированный из представителей объединений работодателей, профессиональных сообществ, саморегулируемых организаций, иных некоммерческих организаций, профессиональных союзов (их объединений), образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, других заинтересованных органов и организаций.

Кроме того, Правилами предусматривается проведение общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов и размещение их на официальном сайте Минтруда. Проекты профессиональных стандартов будут рассматриваться также соответствующими отраслевыми федеральными органами исполнительной власти.

На основании заключений экспертного совета с рекомендациями об утверждении, отклонении или о доработке проекта профессионального стандарта Минтруд принимает одно из соответствующих решений.

Утвержденные Минтрудом профессиональные стандарты вносятся в реестр профессиональных стандартов, ведение которого также осуществляется данным Министерством.

Разработка проектов профессиональных стандартов будет осуществляться в инициативном порядке разработчиками за счет собственных средств. Также она может производиться за счет средств федерального бюджета в соответствии с перечнем групп занятий (профессий), утвержденным Минтрудом с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Экспертного совета, на основе государственных контрактов (в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и культуры).

Обратите внимание! Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций (п. 6 Правил).

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. В соответствии с п. 6 Правил Минтруд Приказом от 12.04.2013 N 148н утвердил Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Они применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника. Они приведены в разд. II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Приведем описание уровней квалификации.

Уровень Показатели уровней квалификации Основные пути
достижения уровня
квалификации
Полномочия и
ответственность
Характер умений Характер знаний
1 Деятельность под
руководством.
Индивидуальная
ответственность
Выполнение
стандартных
заданий (обычно
физический труд)
Применение
элементарных
фактических знаний
и (или)
ограниченного
круга специальных
знаний
Краткосрочное
обучение или
инструктаж.
Практический опыт
2 Деятельность под
руководством с
элементами
самостоятельности
при выполнении
знакомых заданий.
Индивидуальная
ответственность
Выполнение
стандартных
заданий.
Выбор способа
действия по
инструкции.
Корректировка
действий с учетом
условий их
выполнения
Применение
специальных знаний
Основные
программы
профессионального
обучения,
программы
профессиональной
подготовки по
профессиям
рабочих,
должностям
служащих,
программы
переподготовки
рабочих, служащих
(как правило, не
менее двух
месяцев).
Практический опыт
3 Деятельность под
руководством с
проявлением
самостоятельности
при решении
типовых
практических
задач.
Планирование
собственной
деятельности
исходя из
поставленной
руководителем
задачи.
Индивидуальная
ответственность
Решение типовых
практических
задач.
Выбор способа
действия на основе
знаний и
практического
опыта.
Корректировка
действий с учетом
условий их
выполнения
Понимание
технологических
или методических
основ решения
типовых
практических
задач.
Применение
специальных знаний
Основные
программы
профессионального
обучения —
программы
профессиональной
подготовки по
профессиям
рабочих,
должностям
служащих,
программы
переподготовки
рабочих,
служащих,
программы
повышения
квалификации
рабочих, служащих
(до одного года).
Практический опыт
4 Деятельность под
руководством с
проявлением
самостоятельности
при решении
практических
задач, требующих
анализа ситуации
и ее изменений.
Планирование
собственной
деятельности и
(или)
деятельности
группы работников
исходя из
поставленных
задач.
Ответственность
за решение
поставленных
задач или
результат
деятельности
группы работников
Решение различных
типов практических
задач.
Выбор способа
действия из
известных на
основе знаний и
практического
опыта.
Текущий и итоговый
контроль, оценка и
коррекция
деятельности
Понимание научно-
технических или
методических основ
решения
практических
задач.
Применение
специальных
знаний.
Самостоятельная
работа с
информацией
Образовательные
программы
среднего
профессионального
образования —
программы
подготовки
квалифицированных
рабочих
(служащих).
Основные
программы
профессионального
обучения —
программы
профессиональной
подготовки по
профессиям
рабочих,
должностям
служащих,
программы
переподготовки
рабочих,
служащих,
программы
повышения
квалификации
рабочих,
служащих.
Практический опыт
5 Самостоятельная
деятельность по
решению
практических
задач, требующих
самостоятельного
анализа ситуации
и ее изменений.
Участие в
управлении
решением
поставленных
задач в рамках
подразделения.
Ответственность
за решение
поставленных
задач или
результат
деятельности
группы работников
или подразделения
Решение различных
типов практических
задач с элементами
проектирования.
Выбор способов
решения в
изменяющихся
(различных)
условиях рабочей
ситуации.
Текущий и итоговый
контроль, оценка и
коррекция
деятельности
Применение
профессиональных
знаний
технологического
или методического
характера.
Самостоятельный
поиск информации,
необходимой для
решения
поставленных
профессиональных
задач
Образовательные
программы
среднего
профессионального
образования —
программы
подготовки
специалистов
среднего звена,
программы
подготовки
квалифицированных
рабочих
(служащих).
Основные
программы
профессионального
обучения —
программы
профессиональной
подготовки по
профессиям
рабочих,
должностям
служащих,
программы
переподготовки
рабочих,
служащих,
программы
повышения
квалификации
рабочих,
служащих.
Дополнительные
профессиональные
программы.
Практический опыт
6 Самостоятельная
деятельность,
предполагающая
определение задач
собственной
работы и (или)
подчиненных по
достижению цели.
Обеспечение
взаимодействия
сотрудников и
смежных
подразделений.
Ответственность
за результат
выполнения работ
на уровне
подразделения или
организации
Разработка,
внедрение,
контроль, оценка и
корректировка
направлений
профессиональной
деятельности,
технологических
или методических
решений
Применение
профессиональных
знаний
технологического
или методического
характера, в том
числе
инновационных.
Самостоятельный
поиск, анализ и
оценка
профессиональной
информации
Образовательные
программы высшего
образования —
программы
бакалавриата.
Образовательные
программы
среднего
профессионального
образования —
программы
подготовки
специалистов
среднего звена.
Дополнительные
профессиональные
программы.
Практический опыт
7 Определение
стратегии,
управление
процессами и
деятельностью, в
том числе
инновационной, с
принятием решения
на уровне крупных
организаций или
подразделений.
Ответственность
за результаты
деятельности
крупных
организаций или
подразделений
Решение задач
развития области
профессиональной
деятельности и
(или) организации
с использованием
разнообразных
методов и
технологий, в том
числе
инновационных.
Разработка новых
методов,
технологий
Понимание
методологических
основ
профессиональной
деятельности.
Создание новых
знаний прикладного
характера в
определенной
области.

Порядок применения профстандартов

Определение
источников и поиск
информации,
необходимой для
развития области
профессиональной
деятельности и
(или) организации

Образовательные
программы высшего
образования —
программы
магистратуры или
специалитета.
Дополнительные
профессиональные
программы.
Практический опыт
8 Определение
стратегии,
управление
процессами и
деятельностью (в
том числе
инновационной) с
принятием решения
на уровне крупных
организаций.
Ответственность
за результаты
деятельности
крупных
организаций и
(или) отрасли
Решение задач
исследовательского
и проектного
характера,
связанных с
повышением
эффективности
процессов
Создание новых
знаний
междисциплинарного
и межотраслевого
характера.
Оценка и отбор
информации,
необходимой для
развития области
деятельности
Программы
подготовки
научно-
педагогических
кадров в
аспирантуре
(адъюнктуре),
программы
ординатуры,
программы
ассистентуры-
стажировки.
Образовательные
программы высшего
образования —
программы
магистратуры или
специалитета.
Дополнительные
профессиональные
программы.
Практический опыт
9 Определение
стратегии,
управление
большими
техническими
системами,
социальными и
экономическими
процессами.
Значительный
вклад в
определенную
область
деятельности.
Ответственность
за результаты
деятельности на
национальном или
международном
уровнях
Решение задач
методологического,
исследовательского
и проектного
характера,
связанных с
развитием и
повышением
эффективности
процессов
Создание новых
фундаментальных
знаний
междисциплинарного
и межотраслевого
характера
Программы
подготовки
научно-
педагогических
кадров в
аспирантуре
(адъюнктуре),
программы
ординатуры,
программы
ассистентуры-
стажировки.
Дополнительные
профессиональные
программы.
Практический опыт

Г.И.Демидов

Эксперт журнала

«Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Первые современные профессиональные стандарты были разработаны Федерацией рестораторов и отельеров (frio.ru) в 2007 г.

Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23

для работников производства и обслуживания в сфере индустрии питания. В результате был успешно апробирован предложенный Центром изучения проблем профессионального образования (cvets.ru) метод функционального анализа, который затем был рекомендован к использованию РСПП.

Пока не создана нормативная база, ПС разрабатываются крупными промышленными компаниями по собственной инициативе. Корпоративные профессиональные стандарты способны заменить отраслевые в силу того, что многие крупные компании фактически являются отраслеобразующими. В настоящее время такой опыт имеют ОК РУСАЛ, «Тюменская нефтяная компания (ТНК-ВР)», «Российские железные дороги (РЖД)», «Уральская горно-металлургическая компания (УГМК)» и др.

Корпоративный профессиональный стандарт (КПС) представляет собой требования к содержанию и качеству выполнения трудовой деятельности (функциям) работников различных квалификационных уровней в рамках определенной профессии/области профессиональной деятельности, разработанные с учетом корпоративных потребностей, особенностей организации производства, труда и управления, прав и ответственности работников компании/отрасли.

Содержание профессионального стандарта для профессии или области профессиональной деятельности составляют единицы, каждая из которых соответствует трудовой функции. При этом каждая единица содержит перечень действий, входящих в данную трудовую функцию, необходимые знания и умения, а также указание на степень сложности этих действий и уровень ответственности и самостоятельности при их выполнении.

Такая структура ПС обеспечивает измеримость заложенных требований и возможность формирования на их основе механизмов оценки и сертификации квалификаций.

Профессиональные стандарты позволяют выявить тот набор единиц, который является необходимым и достаточным для получения соответствующей квалификации, подтверждающей право человека на осуществление конкретной профессиональной деятельности в должностной иерархии.

Профессиональный стандарт отражает минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ.

Профессиональные стандарты — это продукт коллективной деятельности работодателей, объединенных по видам экономической деятельности.

Профессиональные стандарты: правила разработки, утверждения и применения

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.04.2016 № 148н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1144н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по анализу и диагностике технологических комплексов термического производства»


(51,45 кБ)

Регламент взаимодействия участников процесса разработки и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования в соответствии с принимаемыми профессиональными стандартами


(1 019,25 кБ)

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ЗАНЯТИЙ Russian Classification of Occupations ОК 010-93


(196,29 кБ)

ОКВЭД — группировка — 80 ОБРАЗОВАНИЕ


(98,12 кБ)

Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»


(108,16 кБ)

Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»


(281,44 кБ)

Приказ Минтруда России №294 от 4 июля 2013 г.

An error occurred.

О внесении изменений в приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 мая 2013 г. № 200 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счет средств федерального бюджета


(186,66 кБ)

Статья-обращение от разработчика профессионального стандарта Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании)


(711,37 кБ)

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные Министерством труда и социальной защиты РФ


(311,46 кБ)

Макет профессионального стандарта, утвержденный Министерством труда и социальной защиты РФ


(546,41 кБ)

Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ


(19,15 МБ)

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 ноября 2012 г. N 565 «Об утверждении плана-графика подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах»

Нет файлов

Справка к постановлению от 22 января 2013 года №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»

Нет файлов

О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 января 2013 г. №23

Нет файлов

План разработки профессиональных стандартов на 2012 — 2015 годы РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 ноября 2012 г. N 2204-р

Нет файлов