Разрешение сброс

Содержание

БРЯНСКАЯ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2010 года N 1571-п

Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в системы канализации города Брянска и поселка городского типа Белые Берега

Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод,
сбрасываемых абонентами в системы канализации города Брянска
и поселка городского типа Белые Берега

(с изменениями на 4 февраля 2011 года)

________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Брянской городской администрации от 04.02.2011 N 174-п.
________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», в целях обеспечения охраны водных объектов от загрязнения, улучшения экологической обстановки, обеспечения безопасной эксплуатации и предотвращения нарушений в работе сетей и сооружений канализации города Брянска и поселка городского типа Белые Берега
постановляю:
1. Утвердить прилагаемые нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в системы канализации города Брянска и поселка городского типа Белые Берега.
2. Считать утратившим силу приложение N 2 к постановлению администрации города Брянска от 27.10.1999 N 1278 «Об утверждении «Правил приема сточных вод в систему коммунальной канализации г. Брянска».
3. Настоящее постановление опубликовать в муниципальной газете «Брянск».
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы городской администрации по городским коммуникациям и градостроительству В.А. Воронина.

Глава администрации
С.М.Смирнов

Утверждены
постановлением
Брянской городской администрации
от 24 июня 2010г. N 1571-п

Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в системы канализации города Брянска и поселка городского типа Белые Берега

1.1 Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в системы канализации города Брянска и поселка городского типа Белые Берега обязательны для всех абонентов организации водопроводно-канализационного хозяйства далее — (ВКХ), независимо от их форм собственности.
1.2 В настоящих нормативах водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в системы канализации города Брянска и поселка городского типа Белые Берега, применяются следующие сокращения:
ВКХ – водопроводно-канализационное хозяйство;
НДС – нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные организации ВКХ природоохранными органами;
ПДК – предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации со сточными водами абонентов.
1.3 Нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами абонентов в системы канализации города Брянска и поселка городского типа Белые Берега разработаны с учетом следующих требований:
— достижение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты (НДС), утвержденных природоохранными органами для организации ВКХ;
— обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях канализации;
— техническая и технологическая возможность очистных сооружений канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
— защита сетей и сооружений канализации.
1.4 Нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами абонентов содержат:
— нормативные показатели общих свойств сточных вод абонентов, принимаемых в системы канализации;
— нормативы предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в системы канализации (таблица N 1).

Нормативные показатели общих свойств сточных вод абонентов.

2.1 Общие свойства сточных вод устанавливаются едиными для всех сточных вод и всех категорий абонентов.
2.2 Приему в систему канализации подлежат сточные воды абонентов, если их общие свойства соответствуют следующим установленным показателям:
— pH в приделах 6,5-8,5;

-краткость разбовления, при которой исчезает окраска стоков в столбике

Нормативы предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов

3.1 Нормативы предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов устанавливаются дифференцированными с учетом категорий абонентов.
3.2 Приему в системы канализации подлежат сточные воды абонентов, в которых содержание загрязняющих веществ не превышает установленных допустимых концентраций, указанных в таблице N 1.
3.3 Сброс загрязняющих веществ со сточными водами абонентов, не указанных в таблице N 1, запрещен.
3.4 Жиры и нефтепродукты допускаются к сбросу в системы канализации только в растворенном или эмульгированном состоянии.

Таблица N 1

Нормативы
предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ
в сточных водах абонентов города Брянска и рабочего
поселка Белые Берега

(в ред. постановления Брянской городской администрации от 04.02.2011 N 174-п)

Заместитель начальника отдела
коммунального хозяйства комитета
по жилищно-коммунальному хозяйству
городской администрации
С.В. Ботаговский
Председатель комитета
по жилищно-коммунальному хозяйству
городской администрации
В.В. Тюканько
И.о заместителя Главы
городской администрации,
руководителя аппарата
А.А. Рославицкий

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

Сброс сточных вод на рельеф в 2016 году запрещен в соответствии с документами:

  1. Статьи 1 и 77 №7-ФЗ от 10/01/2002 «Об охране окружающей среды”
  2. Приказа Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»
  3. Судебная практика, в частности решение № 2-125/2015 2-125/2015~М-8/2015 М-8/2015 от 11 февраля 2015 г. по делу № 2-125/2015

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», даны следующие определения:

  • вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
  • загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
  • негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
  • качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
  • нормативы в области охраны окружающей среды – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

В составе сбрасываемых сточных вод могут присутствуют различные химические вещества, в том числе поверхностно-активные вещества, фенолы, нормативы качества окружающей среды для которых не установлены.

Таким образом, при сбросе сточных вод на почву негативно изменяет качество окружающей среды, то есть причиняет вред окружающей среде вследствие ее загрязнения.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

Как МПР №238 объясняет вред сброса сточных вод для почв

Исчисление размера вреда, причиненного почвам, осуществляется на основании Приказа Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».

Размер вреда, определяемый в рублях, зависит от степени химического загрязнения почвы, которая определяется как соотношение фактического содержания конкретного химического вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.

При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды (ПДК, ОДК) для почв (для конкретного химического вещества) в качестве норматива качества применяется значение концентрации этого химического вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Для поверхностно-активных веществ, фенолов, нефтепродуктов, сбрасываемых в составе сточных вод на почву, нормативы качества окружающей среды не установлены, в незагрязненной почве данные вещества не встречаются. Таким образом, при исчислении вреда окружающей среде вся масса данных веществ, сброшенных после очистки на почву, будет учтена при определении размера вреда.

В связи с вышеизложенным, любая степень очистки сточных вод от фенолов, ПАВ и нефтепродуктов, за исключением стопроцентной, недостаточна для предотвращения вреда, причиненного почвам при сбросе сточных вод на рельеф. (Для примера, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими заключениями на очистные сооружения марки «Топас», эффективность очистки хозяйственно-бытовых сточных вод по нефтепродуктам составляет менее 100%, сведения об эффективности очистки по фенолам, ПАВ не представлены).

Так же не представляется возможным рассчитать степень очистки сточных вод от загрязняющих веществ, концентрация которых представлена в мг/дм3, достаточную для не превышения нормативов качества окружающей среды для почв по данным веществам, выражаемых в мг/кг. Эффективность очистки установленных очистных сооружений может быть определена только по результатам мониторинга загрязнения почв в районе сброса сточных вод.

Судебная практика не оправдывает сброс сточных вод на рельеф

Кроме того, существует обширная судебная практика в части сброса сточных вод на рельеф и загрязнения почв, исходя из которой, можно сделать вывод о полном запрете сброса сточных вод на рельеф местности.

В Решении по делу 33-9771/2013 указано, что хозяйственная и иная деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, запрещены. Так же, сброс сточных вод на рельеф местности приравнивается к размещению отходов. Сброс отходов на почву запрещен.

Для решения проблемы сброса сточных вод на рельеф, мы предлагаем устанавливать аккумулирующие емкости для сбора хозяйственно-бытовых сточных вод с последующим вывозом и передачей накопленных стоков организациям водопроводно-канализационного хозяйства.

Ориентировочные затраты на данные услуги по результатам запросов организациям, осуществляющим вывоз сточных вод, составят 1500-2500 руб. за 1 м3 вывезенных сточных вод.

По предварительным данным, организации, осуществляющие вывоз сточных вод, берут на себя обязательства по разбавлению сточных вод для выполнения требований организаций водопроводно-канализационного хозяйства к составу принимаемых сточных вод.

Срок разработки: от 6 месяцев Стоимость: от 150 000 рублей

Оформление разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект является обязательным для всех юридических лиц и ИПБОЮЛ, которые осуществляют любые виды хозяйственной и иной деятельности, сопровождающиеся сбросами загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Разрешение на сброс – документ, где определены нормативы сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов для каждого выпуска сточных вод действующего предприятия, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, который может быть использован при разработке ПЭК.

Нормативно-правовая база для получения разрешения на сброс

  • Федеральный закон N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  • Водный кодекс РФ.Кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ
  • ГОСТ 17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения
  • ГОСТ 17.1.1.02-77. Охрана природы. Гидросфера. Классификация водных объектов
  • ГОСТ 17.1.1.03-78. Охрана природы. Гидросфера. Классификация водопользования
  • ГН 2.1.5.1315-03 «ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»
  • ГН 2.1.5.1316-03 «ОДУ химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»
  • Приказ Росрыболовства России от 18.014.2010г. № 20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения»
  • Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»
  • Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (зарегистрирован в Минюсте России 21.02.2008, N 11198)
  • Правила охраны поверхностных вод (типовые положения). Утв. Госкомприроды СССР 21.02.1991 г.

Согласно природоохранному законодательству РФ все юридические лица, имеющие стационарные источники сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации сбросов вредных загрязняющих веществ в водные объекты и разработку проекта НДС, после согласования и утверждения которого выдается разрешение на сброс.

Перечень документов, необходимых для получения (продления) разрешения на сброс в Перми

Для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ (исключая радиоактивные) в территориальный орган Росприроднадзора представляется следующий пакет документов:

  • заявление с реквизитами заявителя;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юр. лиц (для юр. лица);
  • копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для ИП);
  • копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
  • утвержденные нормативы допустимых сбросов с приложением данных о фактическом сбросе веществ по каждому выпуску;
  • решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса;
  • ранее установленные лимиты на сбросы (при их установлении).

Срок действия разрешения на сброс

Разрешение выдается на срок действия утвержденных нормативов допустимых сбросов на 3 года при установлении нормативов с учетом разбавления или на 5 лет при установлении нормативов на уровне нормативов качества вод водного объекта.
При невозможности соблюдения НДС выдается разрешение с лимитами. Для этого представляется согласованный план снижения сбросов и отчет о выполнении указанного плана с приложением данных аналитических исследований. Срок действия разрешения с лимитами — 1 год.

Ответственность за отсутствие разрешения на сброс

За осуществление сбросов загрязняющих веществ без специального разрешения на сброс ЗВ предусматривается административная ответственность в соответствии со статьей 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов» Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которой подвергаются как физические, так и юридические лица.

Специалисты компании Глобэкс окажут профессиональную поддержку в получении разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Позвоните!

Какого решения ждать от территориального органа Росприроднадзора, подавая заявление на выдачу разрешения на сброс в пределах нормативов допустимых сбросов в случае, если по ряду веществ они не обеспечиваются?

Цель получения права на сброс сточных вод в водный объект достигается в несколько этапов:

1) оформление решения о предоставлении водного объекта в пользование;

2) утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (далее — НДС);

2.1) разработка и согласование плана снижения сбросов (в случае если НДС не достигаются);

3) получение разрешения на сброс в пределах НДС и (или) в пределах лимитов на сбросы.

Нередко водопользователи заблуждаются, будучи уверены, что наличие утвержденных НДС является гарантией получения разрешения на сброс в пределах НДС, включающего весь перечень веществ, в отношении которых НДС утверждены.

Однако вспомним процедуру утверждения НДС.

Водопользователь обращается в Росводресурсы с заявлением об утверждении НДС. При этом фактическое качество сточных вод по отдельным веществам может не соответствовать разработанным нормативам допустимых сбросов (иными словами, не достигаются НДС).

По результатам рассмотрения пакета документов водопользователя (в т.ч. согласования НДС с уполномоченными органами) административный орган утверждает НДС, после чего водопользователь обращается в Росприроднадзор за получением разрешения на сброс.

Следует подчеркнуть, что НДС утверждаются водопользователю вне зависимости от их достижения или недостижения.

Об этом свидетельствует то обстоятельство, что водопользователь в случае недостижения НДС разрабатывает и согласовывает с Росприроднадзором план поэтапного достижения утвержденных НДС (с целью дальнейшего установления лимитов на сбросы).

Извлечение
из Административного регламента

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги

19. Перечень прилагаемых к заявлению документов, необходимых для получения разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы:
согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы согласно Приложению 3 к настоящему Регламенту (в случае если их достижение Заявителем не обеспечивается);
отчет о выполнении указанного плана согласно Приложению 4 к настоящему Регламенту с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий;
предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный НДС не достигается, подготовленные в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС.

Таким образом, согласование плана достижения НДС и установления лимитов на сбросы на период достижения НДС невозможно в отсутствие утвержденных НДС по каждому веществу, по которому НДС не достигается.

Итак, перед водопользователем встает вопрос выбора линии поведения:

1) разработать, согласовать план поэтапного достижения НДС для установления лимитов на сбросы в отношении веществ, по которым не достигается НДС;

2) обратиться в Росприроднадзор за получением разрешения на сброс в пределах НДС, невзирая на то, что НДС по ряду веществ не достигается.

Нередко водопользователи выбирают второй путь и представляют в административный орган заявление на выдачу разрешения на сброс в пределах НДС, ожидая на выходе увидеть в разрешении весь перечень веществ, для которых утверждены НДС.

Как должен повести себя государственный орган, получив подобное заявление?

Извлечение
из Административного регламента

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов
20. Для рассмотрения вопроса получения разрешения на сбросы Заявителем по собственной инициативе предоставляются:

НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленных в установленном порядке;

Административная процедура «Выдача разрешения на сбросы»

45. В случае если Заявителем по собственной инициативе не предоставлены документы, указанные в пункте 20 настоящего Регламента, ответственным исполнителем формируется и направляется межведомственный запрос в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Формирование и направление межведомственного запроса осуществляется ответственным исполнителем в срок, не превышающий 3 рабочих дня.

Обозначим три предполагаемых варианта развития событий:

1) административный орган выдает заявителю разрешение на сброс в пределах НДС, несмотря на то, что по некоторым веществам НДС не достигается;

2) административный орган выдает заявителю разрешение на сброс в пределах НДС только в отношении тех веществ, по которым достигается НДС;

3) административный орган отказывает заявителю в выдаче разрешения на сброс в пределах НДС по всем веществам.

На практике территориальные органы Росприроднадзора, не обнаружив в составе представленной документации согласованного плана снижения сбросов и предложений по лимитам на сбросы в отношении веществ, по которым НДС не достигаются, принимают одно из следующих решений:

1) кардинальное — решение об отказе в выдаче разрешения на сброс ввиду представления водопользователем недостоверной информации (под недостоверной информацией понимается умалчивание водопользователем того обстоятельства, что качество сточных вод не отвечает утвержденным НДС);

2) лояльное — решение о выдаче разрешения на сброс в пределах НДС только по тем веществам, по которым НДС достигается.

В большинстве случаев оба варианта решения не устраивают водопользователя, не озаботившегося разработкой плана снижения сбросов и получением разрешения на сброс в пределах лимитов на сбросы.

Так, в первом случае водопользователь полностью лишен права на сброс сточных вод в водный объект по причине отсутствия разрешения на сброс.

Во втором — водопользователь может правомерно сбрасывать в водный объект только те загрязняющие вещества, НДС для которых установлены разрешением на сброс. Применительно же к остальным веществам, присутствующим в сточных водах, водопользователь фактически будет осуществлять их сброс в отсутствие разрешения, что с точки зрения платы за негативное воздействие на окружающую среду приравнивается к сверхлимитному загрязнению.

Разумеется, второй вариант принятия решения территориальным органом Росприроднадзора менее болезненный для водопользователя, т.к. все же санкционирует сброс сточных вод в водный объект (хотя и с «усеченным» составом).

Однако многие водопользователи подобный результат предоставления соответствующей государственной услуги рассматривают как недопустимый произвол административного органа, обязанного — по их убеждению — выдавать разрешение на сброс в пределах НДС без оглядки на фактическое качество сточных вод.

Для поиска объективного варианта вновь обратимся к положениям Административного регламента.

Извлечение
из Административного регламента

Описание результата предоставления государственной услуги
14. При наличии утвержденных НДС и при условии, что достижение НДС обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов, если лимиты на сбросы не устанавливались.
15. Если НДС не обеспечиваются и при наличии лимитов на сбросы срок действия разрешения на сброс составляет один год с даты выдачи разрешения.

Следует обратить внимание, что, начиная с первых положений Административного регламента, госорган ограничен в выборе варианта положительного результата рассмотрения материалов, представленных водопользователем:

1) выдать разрешение на сброс в пределах НДС на срок действия утвержденных НДС;

2) выдать разрешение на сброс в пределах лимитов на сбросы сроком на 1 год.

Извлечение
из Административного регламента

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

25. Основаниями для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах утвержденных НДС являются:

г) выявление превышений установленных НДС (с учетом погрешности измерений) любого загрязняющего вещества, для сбросов которых не требовалось установление лимитов;

26. Основаниями для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы являются:

в) отсутствие согласованного с территориальным органом Росприроднадзора плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы;

Так, если территориальный орган Росприроднадзора обнаруживает, что:

  • фактическое качество сточных вод (по каким-либо веществам) не отвечает НДС;
  • в составе материалов отсутствует согласованный план снижения сбросов, предусматривающий поэтапное достижение НДС по данным веществам;
  • отсутствуют предложения по лимитам на сбросы в отношении веществ, для которых не обеспечивается достижение НДС,

то он не вправе в отношении данных веществ:

  • выдать разрешение на сброс в пределах НДС (т.к. выявлены превышения НДС, запрос на установление лимитов отсутствует);
  • выдать разрешение на сброс в пределах лимитов (т.к. отсутствует согласованный план снижения сбросов).

Однако в соответствии с абз. 9 п. 26 Административного регламента основания для отказа в выдаче разрешения в пределах лимитов на сбросы в отношении загрязняющих веществ, сбросы которых не обеспечивают НДС, не могут служить основанием для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах утвержденных НДС других загрязняющих веществ, присутствующих в сбросах Заявителя и обеспечивающих НДС.

Таким образом, территориальный орган Росприроднадзора не вправе отказать заявителю в выдаче разрешения на сброс в пределах НДС по тем веществам, по которым НДС обеспечивается.

Получается, что действия территориальных органов Росприроднадзора по выдаче разрешений на сбросы только в отношении тех веществ, для которых обеспечивается достижение НДС, правомерны. И напротив, водопользователи не вправе претендовать на выдачу административным органом разрешения на сброс в пределах НДС по тем веществам, по которым НДС не достигается.

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2.

Здесь и далее выделено автором.

Выделено автором.

Обратите внимание: условием выдачи такого разрешения на сброс является достижение НДС.

Водным кодексом РФ сброс стоков без очистки запрещен, но эта норма имеет ограниченную область применения. Докажем это в статье.

В соответствии с водным законодательством сброс сточных вод в водный объект — это законный вид водопользования, при этом не регламентируется, какова должна быть степень очистки стоков перед сбросом. Превышение норматива допустимого сброса приводит к начислению дополнительной платы, но не является запретом на водопользование.

Подпункт 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ запрещает сброс стоков без очистки. Проанализируем эту норму с точки зрения ее однозначности.

— Реклама —

Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) — самые крупные водопользователи, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоотведения (ЦСВ) городов и населенных пунктов, отвод сточных вод, их очистку (при наличии соответствующих очистных сооружений) и сброс в водные объекты.

Преимущественно сбросы хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляются в природные водные объекты естественного характера — реки, протоки, моря.

Сброс сточных вод требует определенного пакета разрешительной документации, что регламентируется нормативными правовыми актами.

Основными документами для оформления сброса сточных вод из ЦСВ в водные объекты являются:

▸решение на право пользования водным объектом для сброса;
▸проект нормативов допустимого сброса;
▸комплексное экологическое разрешение или декларация о воздействии на окружающую среду.

Функция водопользования предусматривает необходимость экологических платежей за сброс, реализацию природоохранных и водохозяйственных мероприятий, соблюдение значительного количества нормативных правовых актов федерального и местного значения.

Контроль за сбросами предприятий ВКХ и наличием у них пакета разрешительной документации осуществляют надзорные структуры: бассейновая природоохранная прокуратура, Росприроднадзор, БВУ и т. д.

Если предприятие имеет современные очистные сооружения канализации (ОСК), то у него меньше возникает проблем с надзорными органами, экологические платежи за сброс минимальны. Но, к сожалению, таких предприятий ВКХ в России мало.

На практике эффективная система очистки у среднестатистического водопользователя — это редкость. Если и имеются ОСК, то они либо выработали свой эксплуатационный ресурс, либо не отвечают современным экологическим требованиям.

Большинство предприятий ВКХ в России не имеют никаких систем очистки сточных вод. Соответственно, с определенной периодичностью при проверках таким предприятиям выписывают административные штрафы, потому что, по мнению надзорных органов, такой сброс является нарушением водного законодательства.
Какая же норма закона, с точки зрения представителей Минприроды России, Росприроднадзора и прокуратуры, запрещает осуществлять сброс сточных вод без очистки в реки, протоки, моря? В большинстве случаев основанием для такого запрета и вменения административных санкций является подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ.

ВОДНЫЙ КОДЕКС РФ

СТАТЬЯ 60. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ, ВВОДЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ, ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ


6. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:
1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

Согласно данной норме, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

На первый взгляд, действительно, запрещается. Однако при внимательном изучении нормы становится ясно, что не все так однозначно.

Отметим, что рассматриваемая норма подп. 1 ч. 6 ст. 60 — одна из наиболее интересных и специфических в Водном кодексе РФ и рассчитана она на наличие у тех, кто ее применяет, специальных познаний в области гидрологии, водопользования и очистки сточных вод. И в этом стоит разобраться более подробно.

Кому адресована норма

Согласно начальной формулировке: «при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается…», рассматриваемая норма направлена на регулирование деятельности исключительно организаций, осуществляющих эксплуатацию водохозяйственной системы.

Что же такое водохозяйственная система, является ли она водным объектом и в чем ее отличие от других водоемов?

Согласно п. 11 ст. 1 Водного кодекса РФ, водохозяйственная система — это комплекс водных объектов и гидротехнических сооружений (ГТС), предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов. Такими водными объектами являются водохранилища, каскады водохранилищ, каналы (мелиоративные), образованные ГТС: гидроузлами, дамбами и плотинами.

Русло реки частично перекрывается дамбой (плотиной), и речная вода заполняет естественное углубление рельефа, образуя тем самым водохранилище.

ГТС в данном случае предназначены для регулирования речного стока или использования воды в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения (в том числе резервирования воды).

Получается, что водохозяйственная система — это, как правило, искусственный водный объект в виде непроточного водоема, представляющий собой инженерную инфраструктуру на естественном водотоке.

Реки и протоки являются природными естественными водотоками, сброс в которые разрешен вне зависимости от наличия системы очистки, за исключением особо опасных веществ: радиоактивных веществ, ядохимикатов, пестицидов (ст. 56 Водного кодекса РФ).

Таким образом, в анализируемой норме ст. 60 Водного кодекса РФ речь идет не о естественном водотоке, а об искусственном водном объекте, образованном в целях рационального водопользования и охраны водных ресурсов. Обычно водохранилища выполняют функцию действующего либо резервного источника водоснабжения. Также их используют в качестве демпфера, для плавного регулирования водного стока реки, из которого оно заполняется, например в паводковые периоды, после чего водохранилище постепенно срабатывает.

Организацией работы таких водохранилищ и их эксплуатацией занимаются специализированные организации.

При эксплуатации водохранилища обычно выполняются две основные функции: контроль и поддержание заданного уровня воды и очистка водоема.

Осуществляется в том числе очистка поверхности водохранилища от плавающего мусора, ведется расчистка береговой линии, удаление донных отложений, прочистка соединительных каналов от мусора, скос водной растительности с ее последующим удалением и т. д. Одна из целей данных мероприятий — предотвращение смыва поверхностными водами с берега мусора в водный объект и предупреждение накопления осадков и мусора на дне водоемов и каналов. Мусор, попадая в водохранилище, ухудшает качество воды, и далее такая вода при сработке водохранилища будет загрязнять реку, в которую идет сброс.

Если вблизи водохранилища обнаруживают биологические отходы, то службы эксплуатации их удаляют либо обезвреживают.

Иногда водохранилища, особенно в южных регионах, за вегетативный сезон зарастают водной растительностью, ее также необходимо регулярно удалять.

Водохранилища небольших объемов следует регулярно опорожнять и производить откачку донных отложений и осадка.

Правила использования водохранилищ установлены приказом Минприроды России от 24.08.2010 № 330, отражены в РД 33−3.2.08−87 «Типовые правила эксплуатации водохранилищ емкостью 10 млн куб. м и более» и т. д.

Удаление осадка сточных вод в реку категорически запрещено. Он откачивается в специальные котлованы с последующей утилизацией.

Периодически часть воды из водохранилища через шиберные и иные устройства в плотине может сбрасываться в водный объект, на котором оно расположено. При этом загрязнения с поверхности водохранилища или с его дна в виде сточных вод с содержанием отходов и мусора не должны быть сброшены в другие водные объекты. Плавающий мусор не должен при сбросах попадать обратно в водный объект, который сформировал водохранилище.

Эксплуатация разных типов водохранилищ в зависимости от их объема, места расположения, назначения, климатических и иных условий осуществляется специализированными организациями различными способами. Также применяются разные способы удаления из водохранилищ мусора и отходов.

Таким образом, действие именно таких организаций и регулирует положение подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ. Необходимо исключить ситуацию, при которой мусор, осадки в виде отложений либо иные отходы в результате ненадлежащей эксплуатации водохозяйственной системы попадают в водотоки.

Что понимается под санитарной очисткой и обезвреживанием сточных вод

Положение подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ содержит такой специфический термин, как «санитарная очистка и обезвреживание сточных вод». Многие воспринимают его как обязательное требование к водопользователю по устройству ОСК.

В действующем ГОСТ 25 150–82 «Канализация. Термины и определения» в разделе «Очистка сточных вод» представлены термины и определения следующих видов очистки: механической, биологической, химической, глубокой очистки (доочистки).
Термин «санитарная очистка сточных вод» в терминологических классификаторах и технических документах, касающихся канализации, отсутствует.

Термин «санитарная очистка» обычно используется применительно к территориям населенных пунктов, это мероприятия по сбору, удалению и обезвреживанию отходов.

В рассматриваемой норме законодатель применил термин «санитарная очистка» к водам водохранилищ либо образованному при очистке водохранилища осадку. Такие воды, получается, также подвергаются санитарной очистке путем извлечения из них отходов, осадков, растительности и мусора.

Аналогичный смысл имеет и «обезвреживание сточных вод».

Упомянутый ранее ГОСТ 25 150–82 для сточных вод предусматривает так называемое обеззараживание, то есть обработку сточных вод в целях удаления из них патогенных и санитарно-показательных микроорганизмов.

Термин «обезвреживание» используется в основном применительно к отходам производства, в том числе и радиоактивным.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

В анализируемой норме законодатель применил термин «обезвреживание» к воде водохранилища и к удаляемым в процессе его эксплуатации донным отложениям, мусору и другим видам отходов.

Для санитарной очистки сточных вод водохранилищ применяются различные механические устройства и специальное оборудование: земснаряды, понтонные экскаваторы и др. Их перечень достаточно значительный, но не имеет никакого отношения к классическим ОСК.

Поэтому положение подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ не предусматривает наличия ОСК и не требует их установки.

Об ответственности предприятий ВКХ

Рассматриваемая норма имеет еще более глубокий смысл.

Организации, осуществляющие эксплуатацию водохранилища, естественно, не должны допускать попадания в него любых неочищенных сточных вод. Ведь из водохранилища стоки попадут в водный объект либо при заборе воды — в ЦСВ.

Сброс стоков без надлежащей очистки в водохранилища должен находиться под жестким государственным экологическим и санитарным контролем, так как водохранилища, в отличие от рек (водотоков), являются водоемами без природного водообмена или протока. Ввиду отсутствия протока попадание стоков без очистки приведет к цветению, загниванию, заболачиванию и т. д. В результате водохранилище перестанет быть источником резервирования воды. Емкость водохранилища придется опорожнять для нового заполнения.

В отличие от предприятий, эксплуатирующих водохозяйственную систему, предприятия ВКХ не осуществляют такую деятельность, а эксплуатируют исключительно ЦСВ городов и населенных пунктов и осуществляют сбросы сточных вод в водные объекты. Осуществляют именно сбросы стоков в водные объекты, а не эксплуатацию водохозяйственной системы. Это очевидно для специалистов, и путать понятия «река» и «водохозяйственная система», «эксплуатация системы» и «сброс сточных вод» невозможно.

Однако надзорные структуры не спешат признавать очевидное и в случае предъявления всех доводов ссылаются на любые, не имеющие отношения нормы.

Несомненно, лучше сбрасывать в водные объекты очищенные сточные воды, чем неочищенные. Однако проблема административного наказания за сброс без очистки не решает задачу улучшения экологической ситуации.

Предприятия ВКХ эксплуатируют только переданные им органами местного самоуправления объекты коммунальной инфраструктуры. Если в перечне переданных объектов отсутствуют современные ОСК, то вина в этом точно лежит не на предприятиях ВКХ.

Строительство ОСК не входит в функции предприятий ВКХ, так как на это у них нет ни финансовых средств, ни правовой обязанности. Основная функция предприятий ВКХ — эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения и частично выполнение капитального ремонта объектов согласно утвержденной уполномоченным органом субъекта РФ производственной программе.

Проблема строительства ОСК актуальна и для промышленных предприятий. Однако без государственной поддержки такие вложения для бизнеса просто неприемлемы. Эта проблема должна решаться на основе экономических, бюджетных и инвестиционных механизмов в рамках действующего водного и экологического законодательств. Для предприятий производственной сферы строительство ОСК могло бы осуществляться в рамках государственно-частного партнерства, когда существенную часть таких расходов принимает на себя местный бюджет.

Устройство ОСК в городах и населенных пунктах РФ должно быть частью государственной политики в сфере экологии и природопользования. Но такая политика требует существенных финансовых вложений и может осуществляться только при достаточной наполняемости федерального бюджета, в период экономического роста и политической стабильности. В ином случае экологические проблемы отходят на задний план.

Хочется верить, что данная статья поможет водопользователям более активно и аргументированно отстаивать свои законные интересы при осуществлении хозяйственной деятельности, а надзорные, природоохранные и правоохранительные структуры также будут действовать в рамках закона и руководствоваться справедливостью по отношению к предприятиям ВКХ.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Решением проблемы правоприменения положения подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ могло бы стать официальное письмо Минприроды России либо его подведомственных структур, которое разъяснило бы смысл данной нормы.

Предприятия ВКХ, которые не имеют в составе имущества, полученного от органов местного самоуправления, ОСК, должны вести хозяйственную деятельность без угрозы административных санкций. Обязанность по устройству систем очистки сточных вод населенных пунктов лежит исключительно на органах местного самоуправления. При этом местные бюджеты не имеют финансов даже для разработки проекта системы очистки. Такие средства получают только из федерального бюджета.

Если государство регулирует тарифы на водоснабжение и водоотведение, а фактически держит их на социально низком уровне, то, по крайней мере, оно могло бы устранить искусственные законодательные препоны и освободить коммунальный бизнес от излишнего администрирования.

Федеральным органам необходимо на законодательном уровне определить четкие критерии получения средств из федерального бюджета на устройство очистных сооружений.