Реформа ЖКХ переселение граждан

После корректировки нацпроекта к 2024 году предполагается увеличить объемы строительства до 90 млн кв. м, к 2030 году — до 120 млн кв.м. Ежегодно улучшать жилищные условия должны будут 5 млн семей. При этом с 2024 по 2030 год существеннее всего — на 800 тысяч — должно вырасти число семей, ежегодно покупающих жилье. Примерно на 70 тысяч увеличится число тех, кто строит индивидуальные дома. В число улучшающих жилищные условия также входят россияне, арендующие жилье на длительный срок на рыночных условиях, получающие его по договорам социального найма, те, в чьих домах проведен капремонт, а также переселенцы из аварийного жилищного фонда.

Содействовать расселению аварийных домов может привлечение к этому Фонда защиты прав дольщиков. Сейчас после достраивания Фондом проблемных объектов в домах остаются свободные квартиры, которые не успел продать застройщик-банкрот. В целом по России уже сейчас таких квартир около 3 тысяч. Это жилье можно было бы предоставлять для переселения из аварийных домов, сказал на заседании замгендиректора Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства Артем Саркисян. При этом, отметил замгендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олег Рурин, необходимо учитывать востребованные переселенцами метражи (это зависит от прежнего жилья переселяемых), а также необходимость сдавать жилье с отделкой. Это, по мнению Саркисяна, можно обеспечить при корректировке проектов перед завершением строительства домов.

Всего сейчас в России насчитывается 3030 проблемных домов, до конца года фонд планирует принять решения по 750 стройкам. И хотя после перехода отрасли на проектное финансирование число проблемных домов будет постепенно уменьшаться, новые приостановленные стройки все еще могут появляться, решение проблем дольщиков и достраивание домов, по мнению Саркисяна, продлится до 2026 года.

С 2008 года в стране было ликвидировано более 17 млн кв.м аварийного жилья, отметил гендиректор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин. Ныне действующую программу по расселению около 40 регионов могут закончить уже в 2021-2022 годах, а не в 2024, как было запланировано. Планы этого года выполнили уже 39 регионов, еще 16 также закончат ее досрочно. 54 региона подали заявки на финансирование расселения на 2021 год. Регионам, которые досрочно завершат программу, могут предоставить дальнейшее финансирование на расселение аварийных домов без учета давности признания их аварийными, такое предложение обсуждается, сообщил Цицин.

Кроме того, обсуждается предложение дать возможность жителям аварийных домов переезжать не только в многоквартирные дома, но и в частный сектор. Особенно это актуально в небольших городах.

Также Фонд содействия реформированию ЖКХ планирует уделять большее внимание повышению энергоэффективности строящегося жилья. Ведутся переговоры с Главгосэкспертизой об усилении посвященного этому раздела проектной документации. Необходимо увеличивать привлечение внебюджетных средств к модернизации коммунальной инфраструктуры. В этом году были одобрены 22 проекта по модернизации на 4,3 млрд рублей, сообщил Цицин. Из них 2,3 млрд рублей — инвестиции.

В разделе «Аварийный жилищный фонд» представлены сведения по аварийным домам, подлежащим расселению.

В разделе «Контроль качества домов» представлены построенные дома, по которым имеются обращения, указывающие на конкретные недостатки качества жилых помещений.

В разделе «Контракты на переселение» представлены заключенные контракты по переселению граждан из аварийного жилья, включая: контракты на строительство многоквартирных домов, участие в долевом строительстве, покупку помещений у застройщика, покупку помещений на вторичном рынке, выкуп помещений у собственников, а также другие контракты.

В разделе «Строящиеся дома» представлен перечень строящихся домов по программам переселения граждан из аварийного жилья.

В разделе «Построенные дома» представлен перечень построенных домов по программам переселения граждан из аварийного жилья.

В разделе «Ранг субъектов» представлен рейтинг субъектов по реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также итоговый показатель выполнения программ.

Вся информация собрана на основании мониторинга расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 1 января 2012 года и подлежащего сносу или реконструкции в связи с физическим износом.

О муниципальной адресной программе «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж»

ВОРОНЕЖСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2010 года N 150-III
О муниципальной адресной программе «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж»

(с изменениями на 19 февраля 2020 года)

В целях повышения уровня и качества жизни населения городского округа город Воронеж на основе комплексного решения проблемы сноса и реконструкции ветхого, морально устаревшего жилого фонда и переселения граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, в благоустроенные жилые помещения, соответствующие установленным санитарным и техническим требованиям, проведения эффективной градостроительной политики на территории городского округа город Воронеж и в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации Воронежская городская Дума решила:

1. Утвердить муниципальную адресную программу «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж» согласно приложению.

(п. 1 в ред. решения Воронежской городской Думы от 28.05.2019 N 1137-IV)

2. Утратил силу. — Решение Воронежской городской Думы от 28.05.2019 N 1137-IV.

3. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Утратил силу. — Решение Воронежской городской Думы от 28.05.2019 N 1137-IV.

Глава городского
округа город Воронеж
С.М.КОЛИУХ

Приложение. Муниципальная адресная программа «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж»

Приложение
к решению
Воронежской городской Думы
от 14.07.2010 N 150-III

(в ред. решений Воронежской городской Думы от 28.05.2019 N 1137-IV, от 19.02.2020 N 1367-IV)

Паспорт программы

Наименование программы

Муниципальная адресная программа «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж»

Основание для разработки программы

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Жилищный кодекс Российской Федерации;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

постановление Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I «Об Уставе городского округа город Воронеж»;

решение Воронежской городской Думы от 19.12.2008 N 422-II «Об утверждении Генерального плана городского округа город Воронеж»;

решение Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж»;

постановление администрации городского округа город Воронеж от 25.04.2012 N 319 «О развитии застроенных территорий в городском округе город Воронеж»

Заказчик программы

Управление строительной политики администрации городского округа город Воронеж

Основные разработчики программы

Управление строительной политики администрации городского округа город Воронеж

Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж

Управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж

Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж

Основная цель программы

Привлечение внебюджетных средств для переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда и обеспечение устойчивого развития застроенных территорий городского округа с комплексным обеспечением их объектами социального, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры

Основные задачи программы

1. Развитие застроенных территорий городского округа, занятых ветхим и аварийным жилым фондом.

2. Обеспечение переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в благоустроенные жилые помещения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Создание условий для приведения жилищного фонда, социальной и коммунальной инфраструктуры застроенных территорий в соответствие стандартам качества, обеспечивающим комфортные условия проживания

Сроки и этапы реализации программы

Программа реализуется в течение 2017 — 2030 годов

Основные мероприятия программы

1. Принятие решений о развитии застроенной территории.

2. Проведение аукционов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий.

3. Переселение жителей из ветхого и аварийного жилищного фонда в благоустроенные жилые помещения, снос и осуществление реконструкции ветхих и аварийных жилых домов в соответствии с градостроительным регламентом.

4. Строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, победителем аукциона (инвестором) в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории.

5. Осуществление постоянного контроля за развитием застроенных территорий в соответствии с условиями заключенного договора о развитии застроенной территории

Источники финансирования программы

Источником финансирования мероприятий по развитию застроенных территорий будут являться средства инвесторов-застройщиков как победителей аукционов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий в городском округе город Воронеж

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Обеспечение территории, подлежащей развитию, документацией по планировке территории.

2. Расселение и снос ориентировочно 360,6 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья.

3. Строительство ориентировочно 2647,35 тыс. кв. м нового жилья (будет уточняться на основании документации по планировке территории).

4. Привлечение инвестиций в экономику городского округа город Воронеж

(в ред. решения Воронежской городской Думы от 19.02.2020 N 1367-IV)

Обоснование необходимости разработки программы

Многолетнее недофинансирование ремонта многоквартирных жилых домов, особенно относящихся к типовой послевоенной застройке 1940 — 1970 годов, привело к преждевременному обветшанию и зачастую к аварийности. Техническое состояние инженерной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, низким коэффициентом полезного действия и большими потерями энергоносителей.

При этом нынешние экономические условия не позволяют массово решить вопрос расселения аварийного и ветхого жилого фонда за счет средств бюджета.

Создание условий для обеспечения жильем граждан городского округа город Воронеж, проживающих в ветхих и аварийных домах, требует преобразований, на осуществление которых и направлена программа.

Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм привлечения внебюджетных средств к расселению ветхих и аварийных многоквартирных домов через механизм развития застроенных территорий.

Комплексный подход к развитию застроенных территорий даст возможность массово решить проблему расселения ветхих и аварийных жилых домов без привлечения средств бюджета, обеспечить строительный комплекс объемами работ на несколько лет вперед, создать на месте деградирующих кварталов высококачественную градостроительную среду, обеспечивающую устойчивое развитие данных территорий, удобную для проживания жителей, с совершенствованием социальной и инженерной инфраструктур.

На территории города расположено 32 территории, подлежащие развитию, общей площадью около 196,1 га.

(в ред. решения Воронежской городской Думы от 19.02.2020 N 1367-IV)

В результате освоения этих территорий общий выход нового жилого фонда составит ориентировочно 2647,35 тыс. кв. м, убыль ветхого и аварийного — примерно 360,6 тыс. кв. м.

(в ред. решения Воронежской городской Думы от 19.02.2020 N 1367-IV)

Основанием для включения в перечень застроенных территорий, в отношении которых осуществляются мероприятия по принятию решений о развитии, зданий, строений, сооружений, находящихся на планируемых к развитию застроенных территориях в городском округе город Воронеж и планируемых к сносу, реконструкции, является:

1) признание многоквартирных домов в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

2) принадлежность многоквартирных домов к типовым проектам постройки 1946 — 1970 годов;

3) наличие высокой степени физического износа (более 70%) многоквартирных домов.

На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие исключительно функционирование многоквартирных домов, а также объекты коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур, необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих в таких домах. Включение в границы такой территории земельных участков и расположенных на них объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов, допускается по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных районов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Развитие застроенных территорий в городском округе город Воронеж осуществляется в границах элементов планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), а также в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей согласно перечню планируемых к развитию застроенных территорий в городском округе город Воронеж.

Перечень застроенных территорий для развития

(в ред. решения Воронежской городской Думы от 19.02.2020 N 1367-IV)

N п/п

Наименование участка

Ориентировочная площадь участка

Жилой квартал в районе переулка Вишневый

4,25 га

Жилой квартал, ограниченный улицами Транспортная — 45 стрелковой дивизии — переулок Здоровья

4,3 га

Жилой квартал, ограниченный улицами Транспортная — Бурденко — Рабочий проспект

3,82 га

Жилой квартал, ограниченный улицами Керамическая — Торпедо — Загородная — Машиностроителей

6,8 га

Жилой квартал, ограниченный улицами Машиностроителей — Загородная — Подклетенская — Керамическая

3,8 га

Жилой квартал, ограниченный улицами 9 Января — Семилукская — Краснодонская — Малаховского

5,2 га

Жилой квартал, ограниченный улицами 9 Января — Бородина — Семилукская — Краснодонская

4,8 га

Жилые кварталы, прилегающие к улице 9 Января

1,0 га

Жилые кварталы, ограниченные улицами 9 Января — Торпедо — Гайдара — Жемчужной

16,7 га

Жилые кварталы, прилегающие к улицам Ростовской — Менделеева

39,4 га

Жилой квартал, ограниченный улицами 45 стрелковой дивизии — Транспортная — переулок Здоровья

3,17 га

Жилые кварталы, прилегающие к улице Ленинградская

35,6 га

Территория, ограниченная улицами Солнечная — Утренняя — переулок Партизанский — Вольная — проспект Труда

3,95 га

Территория, ограниченная улицами Московский проспект — 45 стрелковой дивизии — Славы — переулок Ракетный

3,9 га

Жилые кварталы, ограниченные Московским проспектом — улицами 45 стрелковой дивизии — Беговая

9,07 га

Жилой квартал в районе улиц Беговая — Московский проспект

1,73 га

Жилой квартал, прилегающий к проспекту Труда

3,75 га

Жилой квартал, прилегающий к улицам Артамонова — Б. Хмельницкого

5,5 га

Жилой квартал, ограниченный переулком Солнечный — улицей Солнечная

2,4 га

Территория, прилегающая к улице Беговая и переулку Солнечный

0,9 га

Жилой квартал, ограниченный улицей Б. Хмельницкого — переулком Б. Хмельницкого

5,3 га

Жилой квартал, ограниченный улицами Димитрова — Обручева — Уточкина — Клинская и Димитрова — Витебская — Чаплыгина — Калачеевская

9,5 га

Жилой квартал, ограниченный улицами Димитрова — Клинская — Окружная — Ржевская

2,37 га

Жилой квартал, ограниченный переулком Политехническим — улицей Елецкая

1,91 га

Жилой квартал, прилегающий к переулку Отличников

0,98 га

Жилой квартал, ограниченный улицами Конструкторов — Крымская — Пирогова

1,6 га

Территория, ограниченная улицами Конструкторов — Крымская — Пирогова

3,1 га

Жилой квартал, ограниченный улицами Киевская — Солнечная

0,79 га

Жилой квартал, ограниченный улицами Героев Стратосферы — Меркулова — Кулибина и Ленинский проспект

1,1 га

Жилой квартал, ограниченный улицами Защитников Родины — Мосина — Романтиков — Силикатная

3,2 га

Жилой квартал, ограниченный улицами Ворошилова — Летчика Колесниченко — 121 стрелковой дивизии

3,21 га

Жилой квартал, ограниченный улицами Брянская — 303 стрелковой дивизии

3,0 га

Итого

196,1 га

Площадь территорий является ориентировочной и будет уточняться при принятии решения о развитии территории конкретно по каждой площадке.

Комплексное решение проблем программными методами на основе Генерального плана городского округа город Воронеж окажет положительное влияние на развитие социальной сферы, повысит уровень жизни населения, инвестиционную привлекательность города, приведет к развитию отрасли строительства и смежных с ней отраслей экономики, увеличит количество рабочих мест.

Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

Целью программы является привлечение внебюджетных средств для переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда и обеспечение устойчивого развития застроенных территорий городского округа с комплексным обеспечением их объектами социального, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры.

В ходе реализации мероприятий программы предполагается решение следующих задач:

— разработка и утверждение градостроительной документации на территории, в отношении которых приняты решения о развитии;

— обеспечение переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в благоустроенные жилые помещения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

— осуществление жилищного строительства и объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования, зонирования и документации по планировке территории.

Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на решение поставленных задач в отношении жилых домов, планируемых к сносу и реконструкции, расположенных на 32 территориях. Перечень ветхих домов не является окончательным и по мере проведения обследования и инвентаризации жилищного фонда может расширяться и (или) изменяться.

(в ред. решения Воронежской городской Думы от 19.02.2020 N 1367-IV)

Сроки реализации мероприятий программы — 2017 — 2030 годы.

Перечень домов, планируемых к сносу и реконструкции при реализации мероприятий по развитию территорий, указаны в приложении к программе.

Технические характеристики жилых домов будут уточняться на момент принятия решения о развитии застроенной территории в городском округе город Воронеж в соответствии с процедурами, предусмотренными постановлением администрации городского округа город Воронеж от 25.04.2012 N 319.

Характеристика мероприятий программы

Программа включает в себя следующие мероприятия:

3.1. Принятие решений о развитии застроенных территорий и о проведении аукциона на право заключения договора о развитии.

3.2. Проведение аукционов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий.

3.3. Разработка и утверждение градостроительной документации на территорию, в отношении которой принято решение о развитии.

3.4. Переселение жителей из ветхого и аварийного жилищного фонда в благоустроенные жилые помещения.

3.5. Снос или реконструкция ветхих и аварийных жилых домов, расположенных на территории, в отношении которой принято решение о развитии.

3.6. Строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, победителем аукциона (инвестором) в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории.

3.7. Строительство объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

3.8. Осуществление постоянного контроля за развитием застроенных территорий в соответствии с условиями заключенного договора о развитии застроенной территории.

Механизм реализации программы

Программа «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж» реализуется в соответствии с федеральным, региональным законодательством и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по вопросам разработки комплексных программ и решения актуальных проблем социально-экономического развития.

Механизм реализации программы включает следующие элементы:

— принятие решений о развитии застроенных территорий и проведение аукционов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий в городском округе город Воронеж;

— заключение договоров о развитии застроенных территорий в городском округе город Воронеж;

— реализация комплекса мероприятий по развитию застроенных территорий в соответствии с обязательствами, предусмотренными условиями заключенных договоров о развитии застроенных территорий в городском округе город Воронеж.

Контроль за ходом реализации программы осуществляется управлением строительной политики администрации городского округа город Воронеж по согласованию с заместителем главы администрации по градостроительству.

Ресурсное обеспечение программы

Источником финансирования мероприятий по развитию застроенных территорий будут являться средства инвесторов — победителей аукционов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий в городском округе город Воронеж.

Оценка эффективности реализации программы

Реализация мероприятий программы базируется на материалах Генерального плана городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 N 422-II, и позволит осуществить принцип развития города за счет внутренних территориальных резервов, повысить эффективность использования территорий, а также увеличить объемы жилищного строительства и объектов коммунальной инфраструктуры и, как следствие, повысить доступность жилья.

Реализация мероприятий программы позволит:

— создать условия для нового строительства на застроенной территории;

— обеспечить благоустроенным жильем граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, за счет средств инвестора;

— расселить или реконструировать около 360,6 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья;

(в ред. решения Воронежской городской Думы от 19.02.2020 N 1367-IV)

— создать условия для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие стандартам качества, обеспечивающим комфортные условия проживания;

— обеспечить значительную территорию городского округа документацией по планировке территории;

— привлечь инвестиции в экономику городского округа город Воронеж.

Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

Общее руководство и текущее управление реализацией мероприятий программы осуществляет управление строительной политики администрации городского округа город Воронеж.

При необходимости возможно продление срока реализации программы, а также корректировка программы.

Муниципальная адресная программа «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж» является основанием для принятия главой городского округа город Воронеж решения о развитии застроенных территорий в соответствии со ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Глава городского
округа город Воронеж
В.Ю.КСТЕНИН

Председатель Воронежской городской Думы
В.Ф.ХОДЫРЕВ

Приложение. Адресный перечень домов, планируемых к сносу и реконструкции

Приложение
к муниципальной адресной программе
«Снос и реконструкция
многоквартирного жилищного фонда
в городском округе город Воронеж»

(в ред. решения Воронежской городской Думы от 19.02.2020 N 1367-IV)