Регулирование ВЭД

Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности

Как уже отмечалось, государственному регулированию внешнеэкономической деятельности отводится значительная роль. Не случайно в Законе о внешнеторговой деятельности многие главы и статьи посвящены государственному регулированию внешнеторговой деятельности. Глава 2 Закона содержит нормы о полномочиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности, гл. 4 — об основных положениях государственного регулирования внешнеторговой деятельности, гл. 5 — о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами, гл. 6 — о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли услугами, гл. 7 — о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственности, гл. 8 — об особых видах запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Как видим, тема публично-правового режима осуществления внешнеэкономической деятельности настолько обширна, что, по существу, является самостоятельным предметом исследования. Поэтому остановимся только на методах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, исчерпывающий перечень которых сформулирован в ст. 12 Закона о внешнеторговой деятельности.

Итак, в силу п. 1 ст. 12 Закона государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

  1. таможенно-тарифного регулирования;
  2. нетарифного регулирования;
  3. запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  4. мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Законом.

Таможенно-тарифное регулирование. В соответствии со ст. 19 Закона о внешнеторговой деятельности в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины. Так, согласно ст. 3 ТК ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин по общему правилу определяются Правительством РФ. Отдельные исключения содержатся в ст. 3 ТК. Например, в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании Кодекса.

Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных ст. 21—24, 26 и 27 Закона о внешнеторговой деятельности, при соблюдении указанных в них требований (ст. 20 Закона о внешнеторговой деятельности). Таким образом, меры нетарифного регулирования существуют в пределах административного усмотрения. Они представляют собой правовые средства запретительного, ограничительного и разрешительного характера.

Статья 21 Закона о внешнеторговой деятельности посвящена количественным ограничениям, устанавливаемым Правительством РФ в исключительных случаях. Как правило, импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений. Однако Правительство РФ в исключительных случаях может устанавливать ограничения и запреты.

При этом Закон содержит правило (ст. 22) о недискриминационном применении количественных ограничений. Так, в случае если Законом о внешнеторговой деятельности допускается установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта товара, такие ограничения применяются вне зависимости от страны происхождения товара, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

О недискриминации участников внешнеторговой деятельности по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке говорится в ст. 23 Закона о внешнеторговой деятельности при распределении квоты.

Специальные разрешения в сфере внешней торговли товарами осуществляются посредством лицензирования (ст. 24 Закона).

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в случаях:

  1. введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
  2. реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  3. предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
  4. выполнения Российской Федерацией международных обязательств.

Отсутствие лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.

Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 26 Закона).

Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, определяются федеральными законами. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензии, которая выдается Минэкономразвития России.

В силу п. 4 ст. 26 Закона о внешнеторговой деятельности сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт товаров, являются ничтожными. С учетом общего правила о ничтожности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам (ст. 168 ГК), можно было и не указывать в Законе о внешнеторговой деятельности на ничтожность такой сделки.

Организации, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями (п. 5 ст. 26 Закона).

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это отрасль хозяйственной деятельности, которая осуществляется в производственной, научно — технической сфере, экспорте, импорте товара и выходе предприятий на международный рынок сбыта.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Формы внешнеэкономической деятельности

Основные формы внешнеэкономической деятельности:

  • государственное регулирование внешнеэкономической деятельности;

  • внешнеторговая деятельность предприятия, организации;

  • международная кооперация производства.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является составляющей частью экономической политики государства.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства в лице его органов с целью формирования благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках.

Эти меры направлены на совершенствование механизма экспортных операций по реализации товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, готовой продукции на международных рынках, а также на поддержку положительного сальдо внешнеторгового баланса и обеспечение хозяйственной безопасности в национальном масштабе.

Цели государственного регулирования ВЭД

При осуществлении внешнеэкономической деятельности на уровне государства, основной целью является межгосударственные отношения, поддержка правовых, торговых и политических институтов, которые увеличивают эффективность сотрудничества. Эффективная внешнеэкономическая деятельность государства приводит к увеличению роста национального дохода, усовершенствованию научно- технического прогресса, роста производства и повышения капиталовложений.

Цели государственного регулирования ВЭД заключаются в:

  • формировании благоприятного правового климата для осуществления в рамках действующего законодательства и международных договоренностей, деятельности национальных хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами;

  • создании условий экономического стимулирования внешнеторговых операций, с целью поступления валютной выручки и формирования национального дохода государства, по приоритетным направлениям;

  • обеспечении условий эффективной внешнеэкономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта;

  • координации участия страны в условиях глобализации мирового хозяйства в международном разделении и кооперировании труда и выходе ее на новые рынки, в первую очередь с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, которая должна быть основой экспортного потенциала страны;

  • совершенствовании структуры внешнеэкономической деятельности путем повышения удельного веса в экспортных операциях доли услуг (туризм, сервисное обслуживание, техническое содействие на коммерческой основе), машинотехнической продукции, разрабатываемой на базе новейших достижений науки и техники, и патентов, лицензий при последовательном курсе на снижение поставок необработанного сырья, природных ископаемых и вынужденного импорта отходов от переработки поставленного ранее радиоактивного сырья:

  • регулировании торговых отношений между странами и на региональном уровнях;

  • содействии отечественным экспортерам за рубежом, оказание им различного рода информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении операций с зарубежными контрагентами, контроль за сохранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле;

  • регулировании платежного баланса страны в части операций, относимых к внешнеэкономической деятельности, и своевременном погашении внешней задолженности при осуществлении контроля за сохранением независимого от иностранных кредиторов, развития экономики;

  • обеспечении соблюдения приоритета национальных экономических интересов в процессе участия государства в мировом хозяйстве.

Внешнеторговая деятельность предприятия

Предприятие является самостоятельным субъектом, который занимается производством и реализацией своей продукции и оказанием услуг.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это сфера деятельности, которая направлена на расширение внешних границ для реализации своего товара.

Осуществление внешнеэкономической деятельности предприятия основано на подписании контрактов с иностранными контрагентами.

Развитие внешнеэкономической деятельности позволяет предприятию расширить рынок сбыта, свободу действий в принятии решений для осуществления производственных задач.

Мероприятия предприятий по осуществлению внешнеэкономической деятельности

Внешнеторговая деятельность предприятия осуществляется в виде обмена товаров или услуг за получение соответствующего вознаграждения.

К комплексу услуг по осуществлению внешнеэкономической деятельности, можно отнести следующие мероприятия:

  • изучение внутреннего рынка, того государства куда планируют ввезти товар;

  • изучение конъюнктуры рынка;

  • проведение рекламных мероприятий по продвижению своего товара;

  • рассмотрение дополнительных коммерческих предложений с целью расширения рынку сбыта;

  • проведение переговоров с иностранными контрагентами;

  • заключение новых контрактов на поставку товаров или оказание услуг.

Виды внешнеторговых операций

В международной практике выделяют следующие виды внешнеторговых операций, а именно:

  • Экспорт – это режим, при котором товары вывозятся за таможенную территорию своего государства.

  • Импорт – это режим, при котором товар ввозится в нашу страну.

  • Реэкспорт – продажа товара с вывозом его за территорию страны ранее импортированного, но который не был дополнительно переработан или реализован.

  • Реимпорт – покупка товара с ввозом его из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося дополнительной переработке или реализации.

Международная кооперация производства

Международная кооперация производства – это совместная производственно-экономическая, научно-техническая деятельность, направленная на разделение основных обязанностей по сбытовой деятельности.

Основные преимущества МКП:

  • увеличение объемов взаимных поставок комплектующих материалов между субъектами внешнеэкономической деятельности, что приводит к увеличению объема реализованных товаров;

  • экономия валютных средств предприятия;

  • увеличение технического оснащения производственных процессов.

Сегодня, учитывая особенности действующего законодательства в области валютного регулирования и валютного контроля Российской Федерации, клиенты зачастую до момента подписания внешнеторгового договора обращаются в банк за консультационными услугами относительно соответствия проекта внешнеторгового договора требованиям валютного законодательства РФ. При этом специалистам банка приходится обращать внимание клиента не только на необходимость отражения в условиях договора положений, связанных с требованиями валютного законодательства РФ, но и на четкое определение в договоре таких важных положений, как базис поставки, оплата банковских комиссий, рассмотрение споров, форс-мажорные обстоятельства, с тем чтобы избежать как временных, так и финансовых потерь при исполнении сделки.

Традиционно наиболее распространенной формой международных экономических отношений является внешнеторговая деятельность, на долю которой из всего объема внешнеэкономических отношений приходится около 80%.

Кроме товаров, экспортироваться (импортироваться) могут работы, услуги, информация, интеллектуальная собственность, так как понятие «внешнеторговая деятельность» российским законодательством определяется в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон № 164-ФЗ) как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Необходимо обратить внимание на то, что к участникам внешнеторговой деятельности в соответствии с Законом № 164-ФЗ теперь относятся не только юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, и физические лица — резиденты РФ, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но также и физические лица — резиденты РФ. Основным документом внешнеторговой деятельности, регулирующим договорные отношения между сторонами в процессе исполнения своих обязательств, является внешнеторговый договор — документ, подтверждающий факт заключения международной сделки и имеющий утвержденный в международном и национальном законодательствах порядок оформления, фиксирующий согласованные условия, на которых заключается сделка, и закрепляющий обязательства за сторонами сделки для их исполнения. Сегодня с учетом рекомендаций по минимальным требованиям, предъявляемым к внешнеторговым договорам, зафиксированным в Письме Комитета по торговле РФ от 09.11.95 № 1-1492/32-21 «О рекомендациях по составлению договоров», а также в Письме Банка России от 15.06.96 № 300 «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов», внешнеторговый договор приобрел унифицированный вид и должен содержать как минимум следующие согласованные разделы.

1. Предмет договора
В данном разделе обозначается вид товара или услуги (результаты интеллектуальной деятельности). Для товаров в договоре рекомендуется также указывать коды товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Сегодня при таможенном оформлении товара используется Товарная Номенклатура Внешнеэкономической Деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ).

2. Стоимость товара (оказываемых услуг, результатов интеллектуальной деятельности)
В случае «смешанного» внешнеторгового договора купли-продажи, когда проводимая сделка охватывает проведение операций, включая товар, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, необходимо отдельное четкое выделение стоимости всех составляющих сделки — товара, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

3. Качество и количество товара (количество подтверждается актом экспертизы веса (количества единиц), сертификатом качества — качество)
В договорах часто используется понятие «до», например «объем поставки — до 10 тонн». Международная практика трактует это понятие как +(-) 5–10%. Количество должно быть точно определено к моменту поставки или открытию аккредитива, для того чтобы избежать взаимных претензий; например, когда идет поставка видов товара, которые могут быть использованы только «вместе», и отклонение в «-» по одному виду товара при отклонении в «+» по другому (в пределах возможного колебания) приведет к тому, что поставленный товар будет непригоден к использованию.

4. Базисные условия поставки (FOB, CIF, FCA, и др.)
Во внешнеторговом договоре должен быть указан базис поставки товара. Зачастую сторонам по договору неизвестны различия в торговой практике страны-партнера. С этой целью Международная торговая палата издает свод международных правил (ИНКОТЕРМС, «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» и т.д.) торговых и финансовых обычаев.

Действующие в настоящее время базисные условия поставки классифицированы в Международных правилах толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС (далее — ИНКОТЕРМС). Сегодня действует редакция ИНКОТЕРМС 2000 года. Фирмы должны всегда с пониманием пользоваться этим документом, с тем чтобы оценить величину возможных собственных рисков и обязательств. ИНКОТЕРМС регламентирует обязанности и расходы как продавца, так и покупателя, риск случайной порчи или гибели товара. Все термины по ИНКОТЕРМС разделены на четыре группы, начиная с условия, когда продавец предоставляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях (термины группы E — отгрузка с завода, включает EXW), согласно терминам группы F (основная перевозка не оплачена), включающей FCA, FAS, FOB, продавец предоставляет товар в распоряжение перевозчика, которого обеспечивает покупатель, согласно терминам третьей группы — группы С (основная перевозка оплачена), включающей CFR, CIF, CPT, CIP, продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели (повреждения) товара или иных дополнительных расходов после отгрузки товара. И, наконец, четвертая группа D (прибытие), включающая DAF, DES, DEQ, DDU, DDP, в соответствии с которыми продавец несет все расходы и принимает на себя риски до момента доставки товара в страну назначения.

Чтобы ограничить риски при заключении договора, очень важно четко определить:

  • кто организует и оплачивает перевозку товара;
  • кто несет риск в момент перевозки груза;
  • кто несет риск гибели (порчи) товара.

Распределение вышеуказанных рисков между продавцом и покупателем производится в соответствии с правилами толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС. Каждый термин ИНКОТЕРМС обозначает определенное распределение между продавцом и покупателем рисков, расходов и ответственности. ИНКОТЕРМС является нормативным документом в том случае, если на них сделана прямая ссылка в договоре, при условии, что в договоре не предусмотрено иное, чем в ИНКОТЕРМС. Ссылку рекомендуется делать всегда, даже в договорах с партнерами из таких стран, как Австрия, Германия, Франция, в которых условия ИНКОТЕРМС относятся к международным торговым обычаям и используются даже тогда, когда это в договорах специально не оговорено.

В текст договора разумно включать фразу «При толковании настоящего договора имеют силу условия ИНКОТЕРМС в действующей на момент подписания редакции». В случае если в договоре не указана редакция документа, то применяется редакция, действовавшая на дату заключения договора. Однако в случае если в договоре предусмотрены специальные условия, противоречащие базисным условиям ИНКОТЕРМС, то действие первых имеет преобладающее значение.

Основной задачей ИНКОТЕРМС является определение набора условий (обязательств), при которых считается, что продавец выполняет свои обязательства так, что товар может считаться поставленным продавцу.

При подписании договора нельзя упускать из вида, что вопросы перехода права собственности на товар, а также нарушение контрактных условий стороной по договору не регулируются ИНКОТЕРМС.

5. Сроки поставки (оказания услуг, передачи информации и прав на результаты интеллектуальной собственности)
Указывается дата (график) поставки товара оказания услуг, передачи информации и прав на результаты интеллектуальной собственности. В связи с тем, что «Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров» (далее — Конвенция) ООН, принятая в 1980 году в Вене (Россия с 24 декабря 1991 г. является участником данной Конвенции, продолжая членство СССР, как правопреемник), являющаяся основным унификационным документом, регулирующим сделки купли-продажи товаров на мировом рынке, не содержит регламентов сроков поставки. Для российского экспортера будут применяться нормы ГК РФ.

При подписании договора необходимо обращать внимание на то, что в соответствии со ст. 508 ГК РФ в случае предусмотрения в договоре сторонами поставки товаров в течение срока действия договора отдельными партиями, при отсутствии сроков поставки отдельных партий (периодов поставки), товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательств или обычаев делового оборота.

6. Условия платежа
В данном разделе указываются сроки оплаты, валюта платежа, формы международных расчетов (банковский перевод, аккредитив, инкассо; смешанные формы расчетов).

Защитной мерой против курсовых потерь может служить фиксирование стоимости товара в свободно конвертируемой валюте, а валюты платежа — в валюте страны плательщика по согласованному сторонами курсу пересчета (на практике для пересчета в основном используется курс, устанавливаемый центральным банком плательщика).

Российским законодательством также предусмотрена возможность определения стоимости товара в иностранной валюте (условных денежных единицах) при исполнении денежного обязательства в российских рублях. В соответствии со ст. 317 ГК РФ эквивалент суммы, подлежащей уплате в российских рублях, определяется по официальному курсу иностранной валюты (условных денежных единиц) на день платежа, если иной курс или дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. С тем чтобы не допустить нарушения требований валютного законодательства РФ, сроки оплаты при внешнеторговых экспортных операциях должны определяться с (до) даты оформления документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности (в т.ч. исключительных прав на них), а также с даты вывоза товаров с таможенной территории РФ.

7. Рекламация и санкции за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора
В данном разделе указывается порядок направления рекламации, а также санкции за ненадлежащее исполнение обязательств по договору (нарушение сроков поставки, сроков оплаты, ненадлежащее количество, качество).

8. Рассмотрению споров, неурегулированных сторонами самостоятельно
В данном разделе указывается место арбитража и применяемое сторонами право при судебном разрешении возникших споров. Наиболее компромиссным вариантом для сторон по договору является предусмотрение арбитража в стране ответчика.

9. Непреодолимая сила (форс-мажор)
Это единственный случай, когда стороны освобождаются от ответственности за неисполнение договора. В данном разделе указывается перечень обстоятельств, которые стороны соглашаются считать форс-мажорными. В случае если перечень не прописан, то действует общий стандартный принцип определения форс-мажорных обстоятельств.

10. Срок действия договора
В договоре обязательным является указание полного (а также сокращенного) официального наименования фирм, заключающих договор, с обязательным указанием правовой организационной формы и их адресов (указывается полный адрес с обязательным указанием страны, города, рекомендуется также указывать номер почтового ящика). Также в договоре указываются реквизиты банков, обслуживающих фирмы, через счета в которых будут проводиться валютные расчеты по сделке.

В соответствии с Конвенцией признаком международной сделки купли-продажи товара является нахождение сторон по договору в разных государствах. Не признается международной сделка, заключенная между находящимися на территории одного государства фирмами разной государственной принадлежности.

Объектом договора может являться только движимое имущество (за исключением имущества, приобретаемого для личного, семейного или домашнего использования). Не применяется Конвенция к аукционным продажам, продажам фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег, при поставе судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке и электроэнергии, а также исключается продажа в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона. Конвенция не применяется в отношении довольно распространенной внешнеторговой операции — переработки давальческого сырья (ст. 3 Конвенции).

При заключении договора стороны вправе отступить от любых положений Конвенции, но это должно быть четко сформулировано. В соответствии со ст. 11 Конвенции договор купли-продажи товара может быть заключен в письменной, устной, частично в письменной и частично в устной формах. Однако в международной практике устная договоренность по сделкам, заключенным по телефону, на бирже, аукционе, впоследствии подтверждается письменно — договором. В Конвенции есть изъятие касательно формы заключения сделки, которое закрепляет, что если внутренним законодательством государства, подписавшим Конвенцию, предусмотрена письменная форма, то сделка должна быть заключена письменно. Форма внешнеэкономических сделок, совершаемых российскими юридическими лицами, независимо от места их совершения, определяется российским законодательством и должна быть произведена в письменной форме. Иная форма заключения сделки недопустима. Пунктом 3 ст. 162 ГК РФ устанавливается, что несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность.

Договор считается заключенным в письменной форме, если составляется один документ, подписанный сторонами, а также если производится обмен документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ). При этом письменная форма считается соблюденной, если по письменному предложению лицом, получившим оферту, в срок, установленный для акцепта, будут совершены действия по выполнению указанных в ней условий договора, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Необходимо отметить, что возможность подписания договора вышеперечисленными электронными средствами возможна при условии включения в договор данного пункта. Обычно на практике предприятия, подписывая внешнеэкономические договоры, включают в контракт условие о необходимости замены подписанного электронным способом договора на оригинал в течение недолгого (обычно двух недель) времени. Конвенция предусматривает только сделки в форме «оферта-акцепт» (ст. 14–24 Конвенции). При совершении таких сделок оферта должна иметь существенные условия: конкретного адресата, намерения оферента считать себя связанным в случае акцепта, обозначение (наименование) товара, количество и цену товара (либо порядок их определения). Заявление или иное подтверждение адресата оферты, выражающее согласие с офертой, является акцептом.

Согласно Конвенции заявление о расторжении договора имеет силу лишь в том случае, если оно сделано другой стороне посредством извещения. При отсутствии такого извещения договор продолжает действовать.

Например, иностранный партнер (нерезидент РФ) не произвел авансовый платеж в пользу российского юридического лица в установленный срок.

Резидент согласно условиям договора считает это нарушение достаточным, чтобы считать договор расторгнутым, но нерезидент производит платеж по истечении указанного в оферте срока и ждет поставки товара резидентом. В случае непоставки товара резидентом судебный иск нерезидента к резиденту может быть удовлетворен (правда, не исключен также встречный иск резидента к нерезиденту).

Конвенция не дает ответа на вопрос касательно законности исполнения договора после истечения срока его действия. Арбитражная практика показывает, что в случае исполнения сторонами договора после истечения срока его действия договор считается фактически действующим.

Конвенция и торговые обычаи не содержат норм, регулирующих момент перехода права собственности на товар. Если нет ссылки в договоре о моменте перехода права собственности, то данный момент регулируется национальным правом. Также Конвенция не регулирует нарушение договорных условий стороной по договору.

При составлении внешнеэкономического договора рекомендуется точно соблюдать стандарты, формулировки, сложившиеся в практике ВЭД, поскольку данная сфера деятельности не терпит вольного и легкого изложения, которое может привести к ошибочному толкованию пунктов договора и, как следствие, судебному урегулированию возникших разногласий.

Законом № 164-ФЗ дается следующее определение понятия «внешняя торговля услугами»: «Оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 Закона № 164-ФЗ, в том числе когда услуга оказывается на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг или на территории иностранного государства российскому заказчику услуг». Таким образом, сегодня в российском законодательстве закрыт пробел в определении понятия «внешнеторговая услуга» и дается четкое определение этому термину, то есть идет привязка к субъектному составу (становому) — резидент Российской Федерации и нерезидент Российской Федерации.

Факт оказания услуг, выполнения работ, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности должен подтверждаться документом, определенным в Письме Банка России от 11.09.97 № 518 «О перечне документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок». Под термином «внешняя торговля товарами» Законом № 164-ФЗ устанавливается импорт и(или) экспорт товаров. Перемещение товаров с одной части таможенной территории РФ на другую часть таможенной территории РФ, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией РФ, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами. Таким образом, признаком внешнеторговой сделки является пересечение товаром границы Российской Федерации. При проведении российскими фирмами экспортных операций в расчетах с иностранными покупателями особое внимание должно уделяться своевременному поступлению выручки, причитающейся экспортеру по заключенному договору. Это обстоятельство следует учитывать при подписании договора, когда оговариваются формы платежа, порядок и сроки расчетов между покупателем и продавцом. Оговаривая условия расчетов с иностранными покупателями, фирмы должны особое внимание обращать на финансовое положение фирм. Первоначально даже «с фирмой с самой хорошей репутацией» рекомендуется работать на аккредитиве. Задачей валютного регулирования и валютного контроля Российской Федерации является обеспечение соблюдения норм валютного законодательства РФ всеми резидентами и нерезидентами на территории страны. В области валютного регулирования главенствующее положение занимает Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ). Этим Законом на резидентов РФ возлагается обязанность обеспечения своевременного поступления экспортной выручки при осуществлении экспортной внешнеторговой деятельности в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (если иное не предусмотрено Законом № 173-ФЗ).

Для снижения риска неоплаты в договорах необходимо предусматривать получение гарантий первоклассных зарубежных банков, страховых обществ, обеспечивающих выполнение обязательств по оплате перед российскими фирмами по экспортным операциям.

В данной теории в качестве объекта анализа выступает не отдельная страна, а международная фирма. Объективной основой такого подхода является общепризнанный экономической наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций фактически представляет собой внутрифирменный обмен: на внутрифирменные связи в настоящее время приходится около 70 % всей мировой торговли товарами и услугами, 80-90% продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала.

Внутрифирменная торговля базируется на обмене полуфабрикатами и запасными частями, используемыми при сборке изделия, предназначенного для реализации на мировом рынке. При этом внешнеторговая статистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстро расширяется между странами, где находятся крупнейшие транснациональные корпорации.

Подводя итог изучению теорий международной торгов­ли, можно сделать следующий вывод. Теория Рикардо о сравнительных преимуществах и ее современные модифи­кации позволяют объяснить направленность той части меж­дународного товарного обмена, которая связана, в первую очередь, с различиями отдельных стран в наделенности природно-климатическими и минеральными ресурсами. Модель Хекшера-Олина — это те направления специа­лизации, преимущественно межотраслевой, которые связа­ны с использованием квалифицированной и неквалифи­цированной рабочей силы, капитала и сельскохозяйственных угодий. Неотехнологические теории наиболее приемлемы для анализа международной торговли наукоемкими товарами, в том числе внутриотраслевой торговли различными това­рами. Интегрирующей теорией является теория конкурент­ных преимуществ нации М. Портера, дающая ответ на одну из общих проблем внешней торговли — совмещение инте­ресов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Популярным направлением экономической науки становится теорети­ческое обоснование участия стран в международной тор­говле услугами, которое основано как на теориях классической, неоклассической или неотехнологической школ международной торговли товарами (макро- и микроэконо­мический подходы), так и на самостоятельных исследова­ниях ученых (эклектический подход).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международная торговля ─ это обмен товарами и услугами, с помощью которого страны удовлетворяют свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда. Основные теории международной торговли были заложены в конце XVIII начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776г. сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, и могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» 1817 г. доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. При анализе теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: экономические ресурсы материальные, природные, трудовые и др. распределены между странами неравномерно, и эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем, т.е. преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными. Теория абсолютного преимущества. Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом.

Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

1. Теория Д. Рикардо о сравнительных преимуществах и её современные модификации позволяют объяснить направленность той части международного товарного обмена, которая связана, в первую очередь, с различиями отдельных стран в наделённости природно-климатическими и минеральными ресурсами. Модель Хекшера — Олина — Самуэльсона — те направления специализации, преимущественно межотраслевой, которые связаны с использованием квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, капитала и сельскохозяйственных угодий. Неотехнологические теории наиболее приемлемы для анализа международной торговли наукоёмкими товарами, в том числе внутриотраслевой торговли различными товарами.

2. Обмен сходными, близкими по своим характеристикам, но не идентичными товарами связан, прежде всего, с необходимостью более полно удовлетворять дифференцированные потребности, с учётом различий в спросе и вкусах отдельных категорий потребителей.

3. Фирмы и корпорации, активно использующие технологические нововведения, создают новые источники специализации, а страны, в экономике которых существенные позиции занимают такие предприятия, могут подорвать сравнительные преимущества, некогда приобретённые другими развитыми странами.

Теории международной торговли как классические, так и современные, хотя и не могут дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений, но показывают условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и компании завоевывают прочные позиции на мировом рынке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2 Дадалко В.А. Мировая экономика: учебное пособие / В.А. Дадалко – Мн., 2001. С.69-95.

3 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие / Е.Ф Авдокушин — М.: Маркетинг, 1998. C.33, 634.

4 Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория». Под. ред. к.э.н. доцента А.С. Булатова — М.: БЕК, 1999. C.634

6 Статистические материалы: таможенная статистика внешней торговли – БЭЖ –2001. – № 2.

7 Внешнеторговая политика Республики Беларусь: состояние и направления совершенствования / Экономический бюллетень НИЭН Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008 – № 8.

С. 15-16.

9 Миклашевская Н.А., Холопов Д.В. Международная экономика: науч. изд./ Н.А. Миклашевская., Д.В. Холопов. – М: Дело и Сервис, 1998.

10 Едокушин Е.Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф.Едокушин:– М.: Юристь, 1999.

11 Семенов К.А. Международные экономические отношения] / К.А. Семенов – М.: Гардарика, 1999

12 Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: Организация и техника /. Б.И. Синецкий. – М.: Международные отношения, 2007.

14 Курс экономической теории: учебное пособие / М.Н. Чепурин ; под ред. М.Н. Чепурина. – Киров, 1999.

15 Экономическая теория: учебник. / Н.В. Сумцова ; под ред. проф. Н.В. Сумцовой. – М.: ЮНИТИ, 2000.

16 Белорусский экономический журнал. 1999. № 2.

17 Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов . – Минск: БГЭУ, 2006.

18 Волосатов В.В. Проблемы вступления Республики Беларусь во Всемирную Торговую Организацию / Белорусский экономический журнал. – 1999. – №2.

19 Фомичев В.И. Международная торговля: учеб. пособие / В.И.Фомичев. – М.: ИНФРА–М, 1998.

20 Национальный интернет-портал Республики Беларусь / Режим доступа: www.belta.by– Дата доступа: 26.03.2009.

22 Национальный интернет-портал Республики Беларусь / Режим доступа: www.minstat.by – Дата доступа: 26.02.2009.

23 Официальный сайт Конференции Организации объединенных наций по торговле и развитию (ЮНКТАД). – http://www.unctad.org.