Реорганизация в форме выделения

Содержание

37. Реорганизация юридического лица. Способы реорганизации.

Реорганизация ООО, или иными словами реорганизация фирмы может выполняться пятью различными способами, которые различны по своему содержанию. Вот они:

Слияние; Разделение; Выделение; Присоединение; Преобразование.

Способы реорганизации юридических лиц.

Слияние.

Такая форма реорганизации организации как слияние, подразумевает собой создание нового юр.лица, которое примет все имущественные и неимущественные обязанности и права участников слияния. Организации, которые приняли участие в слиянии, более не существуют в виде отдельных юридических лиц.

Разделение.

Эта форма реорганизации ООО полностью противоположна первой. Эта форма — организация юридических лиц совершенно новых, имеющих свои права и обязанности, созданных из одного юр.лица, которое ранее работало, но в свою очередь прекращает существовать.

Выделение.

Чем-то похоже на разделение, однако же, есть одна деталь — первоначальное юр.лицо продолжает деятельность. Подобная процедура характерна для предприятий, у которых во владельцах несколько человек, которые желают вести бизнес самостоятельно.

Присоединение.

Очередной способ реорганизации фирм. Суть такова: одно или несколько предприятий просто вливаются в уже функционирующее другое, одновременно с этим передавая ему свои права и обязанности. Как правило, такая процедура характерна для крупных холдингов, а также при объединении фирм, что функционируют в одной отрасли, или же когда поглощаются конкуренты.

Преобразование.

Последняя форма, реорганизации организаций. Преобразование представляет собой переход юр.лиц из одной организационно-правовой формы в другую. Теперь, когда мы с вами понимаем, какие существуют виды реорганизаций ООО (или например ЗАО), можно идти дальше.

Порядок реорганизации юридических лиц.

Общий порядок проведения самого процесса реорганизации юр.лиц закреплен непосредственно в Федеральном законе «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Планирование, подготовка, проведение, сопровождение процесса реорганизации юридического лица – процесс крайне трудоемкий, и требует специальных юридических знаний, посему рекомендую для проведения реорганизации обратиться к специалистам (желательно из крупных городов, например, таких как Москва), ибо они уже долгое время занимаются вопросом реорганизации, как с теоретической, так и с практической стороны. Цена у каждого специалиста своя, поэтому не могу её точно обозначить. Так как процесс реорганизации, повторюсь, крайне трудоемкий, то руководитель должен быть к нему хорошо подготовлен. Предлагаю рассмотреть процесс проведения реорганизации поэтапно.

Этапы реорганизации:

Принятие решения о реорганизации.

Принимается оно на общем собрании учредителей или акционеров, составляется план реорганизации, получаем справочку об отсутствии задолженности в пенсионном фонде.

Далее идет этап уведомления о реорганизации.

С для принятия решения о реорганизации, в течение трех дней надлежит уведомить налоговую о начале реорганизации, на основании этого уведомления ИФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о начале реорганизации. В течение пяти дней со дня направления уведомления, оповещаются кредиторы, о том, что начата реорганизация. После того, как внесена запись о начале реорганизации в ЕГРЮЛ, в «Вестнике государственной регистрации» публикуется уведомление о реорганизации, публикуется дважды, по разу в месяц.

Инвентаризация.

Срок инвентаризации назначает приказом руководитель организации, если он не утвержден решением учредителей.

Затем идет этап составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

После составляем передаточный акт (для присоединения, слияния, преобразования) или составляем разделительный баланс (для разделения, выделения).

Необходимо отметить, что к передаточному акту прилагают акты инвентаризации и бухгалтерскую отчетность.

Получаем учредительные документы, которые вновь возникли в результате реорганизации общества.

Составляем заключительную отчетность реорганизованного юридического лица:

начисляем зарплату работникам;

рассчитываем амортизацию по основным средствам и активам нематериальным;

списываем расходы будущих периодов, которые невозможно будет включить в наш передаточный акт;

закрываем счета учета затрат наших прибылей и убытков, обязательно выводим чистую прибыль со дня составления промежуточной отчетности до того дня, который предшествовал дате исключения юр.лица из ЕГРЮЛ;

составляем заключительную бухгалтерскую отчетность всех ликвидированных ЗАО или ООО;

передаем архив документов материально ответственным лицам наших вновь образованных обществ;

передаем ценности и материальные активы новому обществу.

  1. Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.

Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.

Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса).

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

Для чего нужно выделение

Для чего нужна реорганизация путем выделения? Это процедура, которая позволяет сформировать новую компанию и передать ей часть своей ответственности и активов. Выделением нельзя воспользоваться как альтернативной ликвидацией, так как в этом случае образуется новое юридическое лицо, а старое не закрывается и не меняет свой статус.

Но такая форма преобразования организационно-правовой структуры компании может служить одним из этапов сложной альтернативной ликвидации. Случаи, когда из компании выводятся все пассивы (кредиторская задолженность), а затем она без проблем закрывается, хоть и редки, но имеют место. Такую реорганизацию провести затруднительно, ведь правоохранительным и налоговым органам легко проследить историю компании и понять, что движет руководителями.

Тем не менее, при наличии четкого плана «очистить» бизнес и оздоровить его удается даже при исполнительном производстве на должника.

Причины для выделения обычно бывают такие:

  • Финансовое оздоровление предприятия;

  • Разрешение конфликта интересов между учредителями;

  • Раздел компании;

  • Продажа части активов предприятия.

Особенности реорганизации выделением

Реорганизационные процедуры предполагают создание нового юридического лица, которое по своим документам не будет связано с компанией, из которой оно появилось. Новая фирма не обязана указывать в уставе о том, что была создана через реорганизацию.

Выделение можно провести двумя способами:

  • Добровольно;

  • Принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по желанию самих учредителей компании. Принудительная возможна, если решение было принято в судебном порядке. Нельзя обязать компанию к реорганизации или ликвидации иначе, чем через суд. Иск может подать антимонопольный орган, если имущество предприятия превышает определенную сумму. Цель такого выделения — поддержание конкурентоспособности в данной сфере бизнеса. Выполняется принудительное выделение или самим антимонопольным органом, или руководством предприятия.

Ответственность и активы изначальной компании распределяются между ней и отделившимися обществами посредством разделительного баланса. Он составляется на основе инвентаризации всего имущества, которое принадлежит обществу. В разделительном балансе отражается не только движение уставного капитала, но и обязанностей компании: кредиторской, дебиторской и налоговой задолженностей.

Пошаговая инструкция по проведению выделения

Осуществляется реорганизация последовательно, в несколько шагов. Каждый из них требует существенной подготовки и наличия знаний по данному вопросу. Если вы планируете провести реорганизацию своего предприятия, но не имеете опыта в этом вопросе, то рекомендации компетентного юриста помогут разрешить все сложности. Компания «Ригби» предоставляет юридические услуги по полному сопровождению реорганизации в форме выделения.

1. Начинается процесс с собрания учредителей и принятия решения о необходимости реорганизации. Проведение встречи обязательно сопровождается ведением протокола. Он пригодится в качестве основного подтверждения принятия решения о проведении процедуры;

2. На собрании нужно обсудить несколько важных моментов: ход проведения, назначение ответственных лиц, распределение капитала и имущества;

3. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения, которое зафиксировано в протоколе собрания участников, нужно уведомить налоговую инспекцию. Это важно, так как при нарушении данного срока органы ФНС начисляют штраф;

4. Уведомление налоговых органов сопровождается подачей первого пакета документов. Сотрудник ФНС принимает бумаги и выдает расписку в их получении. Далее в реестр вносится запись о том, что данное юридическое лицо находится в состоянии реорганизации. На этом первая часть выделения завершена.

Проведение выделения: вторая часть процедуры

1. В течение 5 рабочих дней после того, как в реестре появится запись о смене статуса компании, нужно уведомить всех кредиторов. Им полагается послать письменные сообщения с уведомлением о вручении. Все уведомления следует тщательно хранить, так как эти документы могут пригодиться (о них налоговые органы не всегда спрашивают);

2. Теперь нужно дать две публикации с интервалом в один месяц в специальных СМИ. Там следует написать о том, что компания находится в стадии реорганизации в форме выделения. Необходимо указать контактные данные и полное наименование, а также способ принятия претензий;

3. Пока проходит время, отведенное на публикации в СМИ, проводится инвентаризация, готовятся учредительные документы для новой компании. Переходный период характеризуется тем более активной и не всегда упорядоченной деятельностью, чем меньше времени было потрачено на подготовку к реорганизации. Если компания заранее позаботилась обо всем, то в течение этого периода все идет спокойно;

4. Готовится окончательная версия разделительного баланса. Данные, отраженные в нем, важны не только для выделяемого общества, но и для остающегося. На этом документе основываются сведения об уменьшении доли в уставном капитале ООО.

Окончание реорганизации путем выделения

Фаза окончания реорганизации характеризуется регистрацией нового общества и передачей ему части уставного капитала.

1. Как зарегистрировать новое общество? Делается это точно так же, как и создание обычного предприятия. Учредители основного общества решают, кто становится участником выделенного. Это могут быть как физические лица, так и юридические, допустимо, чтобы компанию основала сама фирма, из которой происходит выделение;

2. Проводится собрание учредителей. На нем принимается решение, утверждаются учредительные бумаги, назначаются руководящие органы. После этого второй пакет документов нужно подготовить для подачи в налоговые органы;

3. ФНС принимает бумаги и регистрирует новую компанию. Если нужно выбрать систему налогообложения при регистрации, то следует приложить заявление о переходе на нее;

4. Осталось зарегистрировать фирму в ПФР, ФСС и Росстате, изготовить для нее печать и открыть банковские счета.

Если речь идет о реорганизации выделением для колхоза, садового товарищества или ЖСК, важную роль играет передача прав на земельный участок или отчуждение части зданий. Изменение права на собственность участка регистрируется в Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Это занимает около 30 календарных дней.

Обычно реорганизацию выделением удается завершить в течение 2-3 месяцев.

>Реорганизация в форме выделения

Реорганизация в форме выделения

Реорганизация юридического лица в форме выделения кардинально отличается от других способов реорганизация организаций. Она является единственным вариантом, при котором первоначальное (реорганизуемое) предприятие не только не прекратит свое существование, но и продолжит после выделения осуществление экономической деятельности на прежних условиях. Данный способ преобразования – реорганизация в виде выделения — позволяет юридическому лицу после выделения сохранить свои, учредительные документы, действующую печать, открытые в кредитных учреждениях расчетные счета.

Суть такой формы реорганизация юридических лиц путем выделения, заключается в образовании (создании) путем выделения из первоначального одного или нескольких предприятий с передачей им определенной части прав и обязанностей реорганизуемых юридических лиц. Это позволяет провести под видом реорганизация и выделения фактическую ликвидацию части кредитных обязательств юридических лиц, которые при определенных обстоятельствах могут полностью перейти на вновь образованную путем выделения организацию.

Практическими причинами реорганизация в юридических лиц в форме выделения могут являться:

  • финансовое оздоровление в форме оптимизации деятельности предприятия путем выделения проблемных обязательств и передачи их вновь образованному юридическому лицу в процессе реорганизация (выделения);
  • возникновение конфликта между учредителями юридических лиц, повлекшего невозможность дальнейшей совместной работы без реорганизация и требующего выделения;
  • расширение сферы деятельности юридических лиц и выделения их на новые регионы и территории путем проведения реорганизация (выделения).

В процессе реорганизация в виде выделения создается, как минимум, одно совершенно новое юридическое лицо, которое не будет иметь никакого отношения к первоначальной организации.

Реорганизация юридического лица в форме выделения

Процесс реорганизация юридических лиц путем выделения начинается с принятия решения о реорганизация. Решение о реорганизация в виде выделения юридических лиц может быть принято по трем основаниям:

  • реорганизация с помощью выделения в добровольном порядке – решение о реорганизация лиц в форме выделения принимается общим собранием учредителей или решением единственного участника юридического лица;
  • реорганизация с помощью выделения в судебном порядке – реорганизация по иску антимонопольного органа с целью повышения уровня конкуренции в определенном сегменте экономической деятельности;
  • Принятие решения о реорганизация с помощью выделения в добровольном порядке подразумевает, что всех участники организации дали согласие на реорганизация компании в форме выделения.

Вынесение судебного решения о принудительной реорганизация в виде выделения исполняется в форме и сроки, указанные в судебном акте. Процедура реорганизация в виде выделения в этом случае осуществляется собственником юридических лиц либо иным органом, получившим данные полномочия.

Каждое из вновь образованных юридических лиц после реорганизация в виде выделения получает определенный объем прав и обязанностей первоначального юридического лица. Статья 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что при реорганизация в виде выделения из состава юридических лиц одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с передаточным актом.

Требования и обязательные условия передаточного акта при реорганизация в виде выделения определены в статье 59 Гражданского кодекса: передаточный акт при реорганизация в виде выделения должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства при реорганизация с помощью выделения в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт реорганизация.

Данные требования обязательно должны присутствовать в передаточном акте при реорганизация лиц в форме выделения, в противном случае регистрирующий орган вынесет решение об отказе в государственной регистрации реорганизация в виде выделения.

Процедура проведения реорганизация лиц в форме выделения состоит из нескольких этапов

Первый этап. Проведение общего собрания учредителей юридического лица и принятие решения о реорганизация лиц в форме выделения.

Решение о реорганизация компании в форме выделения оформляется протоколом общего собрания учредителей или единоличным решением единственного участника. Данные документы должны содержать условия и порядок распределения имущества при реорганизация, прав и обязательств, сроки подготовки и утверждения передаточного акта, общий срок проведения процедуры реорганизация в виде выделения.

Второй этап. Подготовка к составлению передаточного акта, проведение внутренней инвентаризации имущества и активов для выделения лица при реорганизация.

В процессе инвентаризации происходит оценка всех активов организации: определяется общая стоимость имущества и финансовых активов.

Третий этап. Утверждение передаточного акта для реорганизация.

По итогам проведения инвентаризации составляется передаточный акт реорганизация, который предусматривает разделения всех активов лица при реорганизация организации в форме выделения.

Четвертый этап. Уведомление регистрирующего органа о начале процедуры реорганизация компании в форме выделения.

Не позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о начале реорганизация компании в форме выделения юридическое лицо обязано уведомить об этом Инспекцию Федеральной налоговой службы. Такое уведомление оформляется заявлением по форме Р12003. Регистрирующий орган внесет сведения о начале реорганизация лиц в форме выделения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Пятый этап. Уведомление кредиторов лица о начале процедуры реорганизация компании в форме выделения.

На этом этапе юридическое лицо обязано уведомить всех кредиторов о начале реорганизация в виде выделения. Кредиторы, у которых право требования по обязательствам возникло до момента начала процедуры реорганизация компании в форме выделения, имеют право потребовать досрочного исполнения обязательств. Если досрочное исполнение обязательств невозможно, кредитору получают право требовать досрочного прекращения обязательства и возмещения всех убытков.

Шестой этап. Публикация объявления о проведении процедуры реорганизация компании в форме выделения в официальном печатном издании, «Вестнике государственной регистрации».

Реорганизуемое юридическое лицо обязано дважды публиковать подобное объявление о реорганизация, второй раз – спустя месяц после публикации первого сообщения.

Седьмой этап. Утверждение учредительных документов каждого выделенного юридического лица, формирование структуры их управления и назначение исполнительных органов этих организаций.

Восьмой этап. Государственная регистрация юридических лиц, созданных в процессе реорганизация компании в форме выделения.

Самым важным этапом в проведении процедуры реорганизация лиц в форме выделения является подача документов в регистрирующий орган по поводу реорганизация. Законодательством определен список обязательных документов, которые требуются для государственной регистрации реорганизация в виде выделения юридического лица:

  • заявление по поводу выделения в Инспекцию Федеральной налоговой службы по форме Р12001;
  • изменения в учредительные документы юридического лица по поводу выделения;
  • передаточный акт по поводу выделения;
  • документы, подтверждающие факт надлежащего уведомления кредиторов юридического лица о реорганизация лица в форме выделения;
  • устав вновь создаваемой в результате выделения организации;
  • протоколы общих собраний учредителей (реорганизуемого и вновь образовавшегося в результате выделения юридического лица);
  • документ, подтверждающий публикацию уведомления по поводу выделения в «Вестнике государственной регистрации»;
  • документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за совершение регистрационных действий по поводу выделения.

Сведения о государственной регистрации вновь образованных юридических лиц вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. Также регистрации подлежат изменения в учредительные документы организаций, участвующих в реорганизация компании в форме выделения. Регистрационные действия осуществляет Инспекция Федеральной налоговой службы.

Девятый этап. Уведомление о факте выделения во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; территориальный фонд обязательного медицинского страхования).

Данное уведомление происходит автоматически с регистрацией вновь образованных в результате выделения юридических лиц.

Десятый этап. Получение из регистрирующего органа документов, подтверждающих факт государственной регистрации реорганизация лиц в форме выделения.

На завершающей стадии реорганизация юридические лица получат от регистрирующего органа следующие документы:

  • свидетельство о государственной регистрации вновь образованного в результате выделения юридического лица;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет вновь образованного в результате выделения юридического лица;
  • свидетельство о внесении изменений в учредительные документы реорганизованного с помощью выделения юридического лица;
  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (в отношении каждой организации);
  • копии учредительных документов с внесенными изменениями по поводу выделения.

После этого вновь созданные организации получают полную правоспособность юридического лица: открывают расчетные счета в кредитных учреждениях, заказывают печать, получают статистические коды в органах Росстата.

Реорганизация путем выделения нового юридического лица

С учетом двух месяцев, отведенных на процедуру публикации объявлений в «Вестнике государственной регистрации» по поводу выделения, общий срок реорганизация лиц в форме выделения составляет почти три месяца. Официальным окончанием процедуры реорганизация лиц в форме выделения является момент государственной регистрации выделенных юридических лиц и внесение по итогам выделения сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц.

В ходе реорганизация компании в форме выделения могут возникать спорные ситуации относительно раздела имущества и обязательств между юридическими лицами. Дело в том, что реорганизуемое юридическое лицо может полностью избавиться от кредиторской задолженности, передав ее выделенному юридическому лицу. Именно поэтому законодательство устанавливает жесткие требования по уведомлению кредиторов реорганизуемого общества.

Требования кредиторов, предъявленные на стадии уведомления, могут привести к длительным судебным процессам и затянуть на неопределенный срок окончание реорганизация компании в форме выделения. Нередко тяжба с кредиторами заставляет учредителей реорганизуемого юридического лица прекратить процедуру реорганизация в виде выделения и отложить ее на неопределенный срок.

Если вновь создаваемая организация в результате выделения, по сути, проходит полную процедуру государственной регистрации, то для реорганизуемого лица реорганизация его в форме выделения подразумевает только внесение изменений в устав в части изменения размера уставного капитала, а также отражение сведений по итогам выделения в Едином государственном реестре юридических лиц.

Правом подачи заявления в инспекцию Федеральной налоговой службы о преобразовании в форме выделения лица обладает единоличный исполнительный орган реорганизуемого предприятия (руководитель). Также на совершение данных действий может быть уполномочено иное лицо путем выдачи нотариальной доверенности.

Срок на проведение регистрационных действий в регистрирующем органе не должен превышать пять рабочих дней. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем преобразования в форме выделения, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого лица.

Статьей 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции от 03 июля 2016 года) предусмотрены случаи отказа в государственной регистрации при реорганизации юридического лица в форме выделения:

  • непредставления организацией документов, необходимых для регистрации, за исключением случаев предоставления документов или сведений по межведомственному запросу регистрирующего органа (Инспекции Федеральной налоговой службы) или органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации лица;
  • представления документов для регистрации преобразования в форме выделения в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
  • подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации по поводу выделения или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
  • несоответствия наименования выделяемого лица требованиям федерального закона;
  • несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
  • если в течение срока, установленного для государственной регистрации выделения, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом действий по регистрации реорганизация лиц в форме выделения;
  • если физическое лицо – учредитель выделяемой коммерческой организации, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
  • если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени лица, является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
  • при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений;
  • неисполнения юридическим лицом в процессе преобразования в форме выделения обязанности уведомить кредиторов;
  • несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры реорганизация лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации выделения юридического лица.

Ряд указанных оснований может быть оперативно устранен (например, изменено наименование выделяемого юридического лица). Однако большинство подобных случаев представляют существенное нарушение законодательства Российской Федерации, которое вынуждает организацию начать процедуру выделения заново.

Решение об отказе в государственной регистрации выделения в течение одного рабочего дня выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариальной доверенности.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения. Вынесение отказа в совершении регистрационных действий может быть обжаловано заявителем путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу Федеральной налоговой службы, а затем и в судебном порядке.

Статьей 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что государственная регистрация преобразования в форме выделения не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизация юридического лица, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока может прерываться по различным основаниям.

В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может составлять менее чем пять дней.

Решение о приостановлении государственной регистрации выдается или направляется заявителю способом, которым были представлены документы на регистрацию.

В отношении процедуры реорганизация в форме выделения акционерного общества существует ряд дополнительных особенностей:

  • на стадии принятия решения о преобразования в форме выделения лица следует указать способ конвертации акций общества в ценные бумаги вновь создаваемого акционерного общества, сроки такой конвертации, порядок перераспределения акций между участниками, а также порядок государственной регистрации выпуска акций;
  • при подготовке учредительных документов выделяемого акционерного общества необходимо сформировать список членов ревизионной комиссии каждого вновь создаваемого общества либо предоставить в регистрирующий орган сведений о ревизоре этих организаций;
  • в регистрирующий орган следует предоставить список коллегиального органа управления выделяемого акционерного общества.

Похожие услуги по теме

  • Реорганизация в форме разделения
  • Реорганизация в форме слияния
  • Реорганизация в форме присоединения
  • Реорганизация в форме преобразования

Особенность процесса выделения

Главной особенностью реорганизации компании, производимой в форме выделения из нее другой компании, является то, что во время этого процесса не происходит ликвидации. При реорганизации во всех остальных формах какое-либо из реорганизованных лиц заканчивает свое функционирование.

Реорганизация в форме выделения также сопровождается передачей созданной компании части прав и обязанностей первоначального предприятия. Как правило, решение о подобной реорганизации принимается уполномоченным органом предприятия, если:

  • требуется разделить или расширить сферы деятельности;
  • необходимо упростить систему налогообложения;
  • нужно разделить бизнес между собственниками;
  • в каких-либо других ситуациях.

При этом передачу прав и обязанностей по передаточному акту следует производить справедливо; передаваемые обязательства должны соответствовать и обеспечиваться передаваемыми активами (см. определение ВС РФ от 02.07.2015 № 301-ЭС15-7649 по делу № А43-16145/2012).

Более того, передаточный акт должен четко определять правопреемников. Эти требования обусловлены защитой прав кредиторов. В случае если вышеуказанный принцип распределения не будет соблюден, то к ответственности в солидарном порядке может быть привлечена начальная организация (постановление пленума «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» ВАС РФ от 18.11.2003 № 19).

Этапы реорганизации

Прежде чем начинать реорганизацию компании, необходимо понять, какие действия потребуется произвести. В целом операция по реорганизации в форме выделения схожа с остальными видами реорганизации. Для прохождения этой процедуры потребуется совершить следующие действия:

  1. Уполномоченному органу необходимо принять решение о проведении инвентаризации имущества путем создания инвентаризационной комиссии. Это необходимо для понимания того, сколько у реорганизуемого лица имеется имущества, задолженностей, прав и обязанностей.
  2. По результатам инвентаризации составляется передаточный акт, в котором должно быть отражено, какие права и обязанности остаются у первоначального предприятия, а что переходит новоиспеченной компании.
  3. Уполномоченный орган фирмы должен принять соответствующее решение о выделении (в зависимости от организационного вида фирмы этим органом может быть конференция, члены союза, общее собрание учредителей или акционеров, собственник имущества, государственный орган и т. п.).
  4. Далее следует сообщить о реорганизации в регистрационный орган, кредиторам, опубликовать сообщение в СМИ. Согласно п. 1 ст. 60 ГК РФ публикация должна быть произведена дважды, временной промежуток между публикациями должен составлять 1 месяц.
  5. Затем нужно согласовать передаточный акт, произвести регистрацию в уполномоченном госоргане.

Перечисленные этапы лишь в общих чертах характеризуют операцию по реорганизации в форме выделения. На практике она может быть осложнена какими-то дополнительными условиями.

Выделение по решению государственного органа

Законодательством РФ предусмотрена возможность принудительной реорганизации в форме выделения на основе постановления уполномоченного государственного органа и суда. Специальный нормативный акт, обуславливающий эту возможность, — федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Так, ст. 38 этого закона предусматривает, что, если организация, которая занимает доминирующее положение, постоянно осуществляет монополистическую деятельность, антимонопольный орган имеет право обратиться в суд с иском. По результатам рассмотрения такого искового заявления суд может утвердить решение о выделении из состава такой организации одного или более новых предприятий.

Подобное ограничение прав обуславливается целью развития конкурентных отношений на рынке. Суд способен принять акт о реорганизации коммерческого предприятия в форме выделения, если имеются одновременно следующие условия:

  1. Структурные подразделения реорганизовываемого лица обособлены или их можно сделать обособленными.
  2. Организации, сформированные в результате выделения, смогут самостоятельно функционировать на определенном рынке продукции.
  3. Между структурными подразделениями реорганизовываемого юридического лица отсутствует взаимосвязь в технологическом плане.

Решение суда подлежит исполнению собственником имущества предприятия, при этом срок для исполнения не должен быть меньше 6 месяцев.

Налоговые обязательства при выделении

Обязанности в сфере уплаты налогов компании, которая подлежит реорганизации, предопределяются ст. 50 Налогового кодекса РФ (часть 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Указанная норма гласит, что эти обязанности возлагаются на правопреемников, причем независимо от того, знали они или нет о наличии неисполненных обязательств, штрафов или пени.

Примечательно, что процесс реорганизации предприятия не оказывает никакого влияния на течение сроков, в которые правопреемник обязан исполнить эти обязательства.

ВАЖНО! Вышеописанные условия правопреемства являются общим правилом и не распространяются на реорганизацию, проводимую способом выделения, которая в рамках налогового права является своего рода исключением.

Так, согласно налоговому законодательству, при выделении новое юридическое лицо не делается правопреемником реорганизованного. Последнее, в свою очередь, продолжает нести обязанности по уплате налогов. Вместе с тем если в результате этой процедуры реорганизованная компания не сможет исполнить свои обязательства перед налоговой службой и если будет доказано, что реорганизация была произведена с целью уйти от такого исполнения, то суд может обязать выделившиеся компании исполнить обязательство солидарно с первоначальной организацией.

Регистрация выделения

Ст. 5 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — Закон о регистрации) содержит перечень данных, которые должны быть в государственном реестре (ЕГРЮЛ). В том числе это информация:

  • о способе образования компании — путем реорганизации или создания;
  • о правопреемниках при реорганизации;
  • о том, что предприятие пребывает в процессе реорганизации.

Именно этим объясняется требование законов предупреждать регистрирующий орган о начале реорганизации. Ст. 13.1 Закона о регистрации устанавливает, что уведомление должно быть направлено в уполномоченный орган не позже 3 рабочих дней с момента принятия соответствующим органом компании решения о реорганизации.

Для регистрации организации, создаваемой путем выделения, в уполномоченный орган потребуется представить следующие бумаги:

  1. Заявление по установленной форме по количеству новых организаций.
  2. Учредительные документы образованного лица.
  3. Передаточный акт.
  4. Квитанция об уплате госпошлины.
  5. Если новое лицо образовывается в форме АО — справку, свидетельствующую о присвоении регистрационного номера выпускам акций.

Завершается реорганизация в форме выделения после того, как последнее выделяемое предприятие пройдет процесс государственной регистрации.

Реорганизация в форме выделения, как и другие виды, регламентируется множеством нормативно-правовых актов. В зависимости от организационной формы компании, которая планирует провести выделение, следует применять и специальные нормативные документы, регулирующие деятельность того или иного вида юридического лица.

Среди этих актов следует отметить федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ и другие. В этих документах можно найти нюансы реорганизации предприятия определенного вида.

>Как провести реорганизацию в форме выделения нового юридического лица?

Когда нужна?

Когда нужна реорганизация путем выделения нового юридического лица?

Выделение – одна из форм реорганизации, при которой на базе самостоятельной организации появляется новое предприятие (одно или несколько), имеющее часть ее прав и обязанностей.

В результате этой процедуры в государственном реестре появляется запись об одном или нескольких новых экономических субъектах. При этом компания, из которой они выделились, продолжает свою деятельность.

Наиболее распространенные ситуации, при которых может понадобиться проведение реорганизации путем выделения:

  1. Предприятие занимается разными видами деятельности, одна из которых (или несколько) перейдут к новой организации (а про изменение видов деятельности ООО читайте ).

    В этом случае выделение позволит оптимизировать систему налогообложения и упростит учет деятельности обеих компаний.

  2. Организация стремится реструктуризировать свои долги. Поскольку к вновь созданному предприятию переходят некоторые права и обязанности прежнего, долгов это тоже касается – их часть тоже может перейти к выделенному субъекту.
  3. Между собственниками компании возникли неразрешимые споры или конфликты, вследствие которых они не могут продолжать дальнейшую совместную работу. В этом случае выделение является единственным способом решения проблемы, при котором сохраняется бизнес и соблюдаются права всех участников.
  4. Компания стремится расширить свою быстрорастущую деятельность при помощи передачи части активов другому субъекту.

Вне зависимости от оснований и формы собственности компаний, процедура реорганизации путем выделения должна проводиться с соблюдением всех законодательных требований.

Если налоговые органы обнаружат при этом явное стремление уклониться от уплаты налогов или других долгов, собственники могут понести серьезную ответственность.

Далее представлена реорганизация путем выделения пошаговая инструкция.

Пошаговая инструкция процедуры

Как и любая другая форма реорганизации, процедура выделения ООО имеет свой алгоритм действий:

  1. Принятие решения собственниками предприятия о проведении реорганизации и выбор его конкретной формы.
  2. Проведение инвентаризации и формирование разделительного баланса.
  3. Сбор и подготовка необходимых документов, которые нужны для начала процедуры (решение или протокол собрания и заявление).
  4. Уведомление о предстоящей процедуре регистрирующих органов.
  5. Уведомление кредиторов о том, что фирма находится в процессе реорганизации в форме выделения.

    Это делается двумя способами: при помощи рассылки всем известным кредиторам письменных извещений о предстоящем выделении и путем публикации сообщения в СМИ (в Вестнике). Публикации делаются дважды, с периодичностью раз в один месяц.

  6. Формирование необходимой отчетности: итоговой, переходной и вступительной.
  7. Подготовка документов для проведения процедуры.
  8. Подача регистрирующих документов в налоговый орган.
  9. Внесение в госреестр сведений о новом предприятии.

Образец уведомления кредиторов о реорганизации.

На этом моменте процедура реорганизации завершается.

Далее выделенное предприятие становится отдельным хозяйственным звеном, независимым от других организаций.

Обычно реорганизация путем выделения, как и другие ее формы, занимает порядка 2-3 месяцев.

Более детально о разделении ООО на два ООО читайте в этом материале.

Подготовительный этап

Этот этап охватывает все действия, которые совершаются перед началом процедуры реорганизации. Первым необходимым действием является проведение общего собрания участников (учредителей) предприятия, которое реорганизуется. Результатом этого собрания будут следующие документы:

1. Решение о проведении процедуры реорганизации (если собственником является один человек). Законодательно установленной формы этого документа не предусмотрено, однако на практике в нем обычно содержатся такие сведения:

  • форма реорганизации (в данном случае — выделение);
  • название нового предприятия (или предприятий, если их несколько);
  • срок и порядок проведения инвентаризации имущества;
  • величина и порядок формирования уставного капитала нового сообщества;
  • перечень имущества, а также прав и обязательств, которые передаются новому предприятию.

Образец решения о проведении процедуры реорганизации.

Образец решения об уменьшении уставного капитала.

2. Протокол собрания – если собственников несколько. В нем фиксируется порядок проведения собрания, а также результаты голосования и принятое в итоге решение. В основном протокол содержит ту же информацию, что и решение о выделении.

После принятия решения в регистрационный орган подается заявление о начале процедуры реорганизации, к которому прикладывается копия решения о выделении или протокола проведенного собрания. Срок подачи заявления – 3 дня с момента принятия решения о реорганизации.

Образец протокола общего собрания.

Регистрационные действия

Уведомление регистрирующего органа путем подачи соответствующих документов – наиболее важное действие при всей процедуре реорганизации.

Этот этап имеет условное разделение на две части:

1. Действия, которые совершаются в начале процедуры реорганизации юридического лица. К ним относятся:

  • подача заявления и решения о реорганизации в регистрационный орган;
  • уведомление территориального налогового органа (состав необходимых документов в этом случае уточняется в конкретном отделении ФНС).

2. Действия, которые совершаются в конце процедуры. После второй публикации в Вестнике можно подготовить пакет документов:

  • заявления (ф. Р12001, Р13001 и Р14001), которые должны быть нотариально заверены;
  • устав нового предприятия (в двух экземплярах);
  • обновленная редакция устава реорганизуемого предприятия;
  • гарантийное письмо на юридический адрес той организации, которая создается;
  • протокол собрания или решение о проведении процедуры реорганизации;
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию новой организации;
  • разделительный баланс;
  • копии страниц Вестника с опубликованными извещениями о предстоящей процедуре;
  • справка из ПФР, подтверждающая отсутствие задолженности;
  • доказательства извещения кредиторов (например, почтовые квитанции).

Все эти документы подаются генеральным директором реорганизуемого общества в регистрационный орган. В течение пяти дней после этого должны быть готовы все документы – как на новое предприятие, так и на основное. Их можно забрать лично или же при помощи доверенного лица.

Если в назначенный день за документами в регистрационный орган никто не приходит, они высылаются по почте на юридический адрес организации. Моментом завершения процедуры реорганизации является внесение в ЕГРЮЛ записи о новом предприятии.

Образец устава нового предприятия.

Образец решения об утверждении устава и назначении генерального директора.

Образец гарантийного письма той организации, которая создается.

Образец передаточного акта при реорганизации путем выделения.

Также вы можете найти на нашем сайте образец передаточного акта при реорганизации путем присоединения, преобразования ЗАО в ООО и разделения читайте .

Разделительный баланс

Каждая форма реорганизации предусматривает составление основного обязательного документа, на основании которого происходит эта процедура. Для тех форм, в результате которых одно предприятие делится на несколько (или одно выделяется из другого), им выступает разделительный баланс.

Он представляет собой документ, в котором отображается распределение активов и передача их части новому экономическому субъекту.

Разделительный баланс не имеет законодательно утвержденной формы, но к его содержанию предъявляются определенные требования:

  • наличие информации о реорганизации (название основного предприятия и его правопреемника, их организационно-правовые формы, дата проведения процедуры);
  • указание величины активов, собственного капитала и обязательств предприятия, которое реорганизуется, а также порядок их распределения для новой компании;
  • приложение к балансу бухгалтерской отчетности, составленной на последний отчетный период перед реорганизацией (на ее основании и составляется разделительный баланс).

Перед составлением документа стоит провести инвентаризацию – это позволит наиболее точно учесть и оценить стоимость всего имущества, которое есть в наличии у реорганизуемого предприятия.

Образец разделительного баланса.

Предлагаем вашему вниманию материалы о смене паспортных данных генерального директора ООО или смене учредителя, о внесении изменения в ОКВЭД ИП, в учредительные документы, о слиянии ООО путем присоедениения, о реорганизации ЗАО в ООО.

Кадровые проблемы

Один из многих важных вопросов, который может возникнуть при выделении – это распределение работников главного предприятия во вновь созданном. Как и при любой другой форме реорганизации, для персонала такая процедура может повлечь ряд изменений. Стоит отметить наиболее важные моменты и действия, которые нужно выполнить при выделении предприятия:

  1. Составление штатного расписания. Этот документ создается в соответствии с новой организационной структурой и потребностью в кадрах. Необходимо четко определить, сколько сотрудников понадобится для работы нового предприятия и как будут разделены их должностные обязанности.
  2. Передача кадровой документации. Все документы на сотрудников, которые переводятся на новое предприятие, с момента завершения процедуры выделения должны храниться в его кадровой службе.
  3. Извещение о предстоящей процедуре работников. Это требование касается только тех из них, чьи условия труда существенно изменятся после процедуры. Если работники согласны на продолжение трудовых отношений, то к их контракту подписывается дополнение с внесением в договор изменений и делается соответствующая запись в трудовой книжке.

В случае отказа сотрудника продолжать работу в новой компании он может быть уволен из нее на этом основании.

Если же он согласен продолжать работу и его условия труда сохраняются, изменения вносятся только в трудовую книжку и личные карточки.

Запись может касаться изменения названия предприятия, его организационно-правовой формы или просто указывать на факт проведения реорганизации.

Все перечисленные изменения происходят на основании приказов, которые издает руководитель нового предприятия. Эти документы, а также другие кадровые изменения должны соответствовать требованиям действующего законодательства.

Выделение является одной из самых простых с точки зрения проведения форм реорганизации, при помощи которой от одного предприятия могут отделяться другие хозяйственные субъекты (их допустимое количество не ограничено законодательством).

При этом главная организация продолжает свою работу, а новые компании становятся независимыми и самостоятельными – от материнского предприятия они получают лишь часть прав и обязательств.

Формы реорганизации ООО

Для юридических лиц законодательством РФ предусмотрены такие формы реорганизации общества с ограниченной ответственностью:

  • слияние;
  • преобразование;
  • выделение;
  • разделение;
  • присоединение;
  • комбинированная форма (состоит из слияния и присоединения или из разделения и выделения).

Реорганизация ООО через слияние представляет собой процесс создания нового юридического лица, принимающего на себя все права и обязанности предприятий, которые участвуют в этой процедуре. В результате фирмы-участники прекращают существование. Сведения о них исключаются ЕГРЮЛ. Эта форма реорганизации ООО актуальна для ликвидации компании.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования — это способ смены обществом с ограниченной ответственностью организационно-правовой формы (к примеру, ООО становится ЗАО).

Реорганизация ООО через выделение состоит в том, что общество, которое является донором, не подлежит ликвидации и продолжает существовать. К такой форме прибегают в случае наличия в ООО нескольких владельцев, которые не могут продолжать совместную деятельность из-за разногласий.

Реорганизация юридического лица через разделение — это создание нескольких юр. лиц, которые наделены своими правами и обязанностями (из одного ООО). После реорганизации общество-донор перестает существовать. Данные о нем из ЕГРЮЛ исключаются.

Реорганизация ООО присоединением представляет собой объединение нескольких юр. лиц с существующей компанией. Эта форма реорганизации применяется при поглощении крупной фирмой более мелких компаний или при объединении нескольких компаний в холдинг (которые занимаются одним видом деятельности). Все обязанности и права обществ, которые присоединяются, передаются работающему предприятию.

Реорганизация ООО в форме выделения: пошаговая инструкция

Как уже отмечалось, реорганизация ООО через выделение предполагает создание одного (нескольких) обществ, с передачей ему (им) прав и обязанностей общества, которое реорганизуется. Кроме того, форму выделения общества используют для ликвидации компании.

Причины реорганизации ООО в форме выделения следующие:

  • необходимость урегулировать спор между учредителями;
  • необходимость финансово оздоровить предприятие (в результате отделения убыточных форм).

Процедура реорганизации общества с ограниченной ответственностью путем выделения состоит из нескольких этапов:

Этап № 1: Проведение общего собрания участников

На собрании принимают постановление о реорганизации ООО. Кроме того, между участниками распределяются обязательства, определяются сроки проведения процесса реорганизации. Решается вопрос о разделе капитала. После этого все действия заносят в Протокол ООО о выделении.

Этап № 2: Проведение инвентаризации

В процессе проведения инвентаризации, проводят оценку общей стоимости имущества ООО для процедуры выделения.

Этап № 3: Создание разделительного баланса

Разделительный баланс — это бухгалтерский документ, с помощью которого разделяют между выделяемыми и реорганизуемыми обществами:

  • активы;
  • финансы;
  • права.

Этап № 4: Уведомление ФНС о начале процедуры реорганизации общества

Сообщить о начале преобразования нужно не позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации ООО.

Этап № 5: Предоставление сведений о реорганизации кредиторам. Погашение задолженности

Необходимо отправить письменное уведомление не позже пяти рабочих дней с момента подачи уведомления в ФНС.

Этап № 6: Подача объявления о проведении реорганизации в форме выделения

Объявление должно быть подано в «Вестник государственной регистрации». Объявление должно быть опубликованным 60 дней.

Этап № 7: Утверждение устава для каждого выделенного юридического лица

Помимо утверждения устава для каждого из обществ, необходимо назначить органы их контроля и управления.

Этап № 8: Государственная регистрация выделенных компаний

На этом этапе также должны вноситься изменения в уставные документы.

Этап № 10: Получение кодов статистики, изготовление печати и открытие расчетного счета в банке

Как правило, проведение выделения занимает от 2 до 3 месяцев. Со дня государственной регистрации выделенных юридических лиц процесс выделения считается завершенным.

Реорганизация ООО в форме выделения может быть осложнена некоторыми проблемами, которые связаны с судебными спорами, которые возникают из-за раздела собственности или разделения кредиторских обязательств. Возможно принудительное выделение в судебном порядке по иску антимонопольного органа.