Резерв на оплату отпусков

Содержание

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения организация может создавать резервы <1>, в том числе на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год. Сегодня речь пойдет именно о резерве на оплату отпусков (два последних из названных учитываются в аналогичном порядке и поэтому на них мы особо останавливаться не будем).

<1> О других резервах, предусмотренных НК РФ, наш журнал уже рассказывал: о резерве на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание — в N 3, 2008, о резерве по сомнительным долгам — в N 4, 2008.

Как правило, работники идут отдыхать "неравномерно" — например, количество отдыхающих в летний период гораздо выше, чем в другие времена года. Кроме того, есть предприятия с сезонным циклом работы, после окончания которого сотрудники массово уходят в отпуск.

Создание резерва позволит предприятию списывать расходы на оплату отпускных равномерно в течение всего налогового периода. Поэтому дополнительные трудозатраты бухгалтера с лихвой окупятся экономией на налоге на прибыль — ведь часть расходов по оплате отпускных будет учтена в расходах до того, как они будут фактически выплачены.

Мы не случайно затронули эту тему именно в последнем номере, чтобы бухгалтер, прочитав данную статью, узнал для себя что-то новое и, если необходимо, успел внести изменения в свою учетную политику.

Создание резерва

Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков отражен в ст. 324.1 НК РФ. Налогоплательщик, принявший решение о создании такого резерва, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения следующие моменты:

  • способ резервирования;
  • предельную сумму отчислений в резерв;
  • ежемесячный процент отчислений в резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков (включая сумму ЕСН). Процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Расчет ежемесячного процента можно выразить формулой:

% = (Отпуск + ЕСН) / (ОТ + ЕСН) x 100%.
план план

Пример 1. ООО "Феникс" в учетной политике на 2008 г. закрепило положение о создании резерва на предстоящую оплату отпусков, предположив, что за год его расходы составят: на оплату труда (без учета отпускных) — 1 100 000 руб., на оплату отпускных — 99 000 руб.

Начисление ЕСН производится по максимальной ставке 26% (п. 1 ст. 241 НК РФ).

Определим предполагаемую сумму расходов на оплату труда (без отпускных)
с учетом ЕСН за год (ОТ + ЕСН). Она составит 1 386 000 руб.
план
(1 100 000 руб. + 1 100 000 руб. x 26%).
Затем определим предельную сумму отчислений в резерв (то есть сумму,
которую предполагается выплатить в течение года в качестве отпускных с
учетом ЕСН) — Отпуск + ЕСН. Она будет равна 124 740 руб.
план
(99 000 руб. + 99 000 руб. x 26%).

Рассчитаем ежемесячный процент отчислений в резерв: 124 740 руб. / 1 386 000 руб. = 9%.

Расчет (смета) резерва на оплату отпусков на 2008 г.

N
строки
Показатель Значение,
руб.
1 Предполагаемая сумма отпускных за год 99 000
2 ЕСН с предполагаемой суммы отпускных за год
(стр. 1 x 26)
25 740
3 Предельная сумма отчислений в резерв (стр. 1 + стр. 2) 124 740
4 Предполагаемая сумма расходов на оплату труда за год
(без учета отпускных)
1 100 000
5 ЕСН с предполагаемой суммы расходов на оплату труда
за год (стр. 4 + 26%)
286 000
6 Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда
с учетом ЕСН (стр. 4 + стр. 5)
1 386 000
7 Процент ежемесячных отчислений в резерв
(стр. 3 / стр. 6 x 100%)
9%

При составлении расчета (сметы) учитываются следующие моменты. Во-первых, в соответствии со ст. 120 ТК РФ при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском. В связи с этим процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков, включая расходы на оплату суммированных дней основных и дополнительных отпусков, к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда (Письмо УМНС по г. Москве от 17.06.2003 N 26-12/32465).

Во-вторых, взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Суммы исчисленных в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ <2> страховых взносов не включаются в расходы налогоплательщика на оплату труда. Не включаются данные суммы и в состав расходов на уплату ЕСН. При этом они подлежат отражению как прочие расходы и, следовательно, учитываются в составе косвенных расходов. Таким образом, расходы организации в виде взносов по обязательному пенсионному и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и не учитываются при формировании резерва предстоящих расходов на оплату отпусков (Письмо УМНС по г. Москве от 30.07.2004 N 26-12/50943).

<2> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В-третьих, при определении процента отчислений в резерв на оплату отпусков предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда должен включать в себя предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков. По мнению Минфина (Письмо от 08.09.2008 N 03-03-06/1/511), учитывая, что предполагаемые расходы на оплату труда, включая оплату отпусков, планируются в размере, при котором применяется регрессивная шкала ставок ЕСН, в состав указанных расходов может быть включен ЕСН с учетом регрессии.

С одной стороны, это увеличит трудоемкость расчетов, с другой — условие произвести расчет в резерв с учетом регрессии НК РФ не предусмотрено. Однако если предприятие не воспользуется рекомендациями Минфина, это может привести к спорам с налоговой инспекцией.

Итак, в 2008 г. ежемесячные отчисления в резерв составят.

Месяц Фактические
расходы на
оплату
труда, руб.
ЕСН, руб.
(гр. 2 x 26%)
Сумма отчислений
в резерв, руб.
((гр. 2 + гр. 3)
x 9%)
Сумма
резерва
на конец
месяца, руб.
1 2 3 4 5
Январь 90 000 23 400 10 206 10 206
Февраль 90 000 23 400 10 206 20 412
Март 90 000 23 400 10 206 30 618
Апрель 100 000 26 000 11 340 41 958
Май 100 000 26 000 11 340 53 298
Июнь 100 000 26 000 11 340 64 638
Июль 110 000 28 600 12 474 77 112
Август 110 000 28 600 12 474 89 586
Сентябрь 110 000 28 600 12 474 102 060
Октябрь 120 000 31 200 13 608 115 668
Ноябрь 120 000 31 200 9 072 <*> 124 740
Декабрь 120 000 31 200 0 124 740

<*> Предельная сумма отчислений в резерв составляет 124 740 руб. Отчисления в резерв в январе — октябре составили 115 668 руб., поэтому в ноябре они составят 9 072 руб. (124 740 — 115 668).

Использование резерва

В соответствии с п. 24 ст. 255 НК РФ отчисления в резерв на оплату отпусков включаются в состав расходов на оплату труда. Таким образом, организация ежемесячно будет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль на сумму отчислений в резерв, рассчитанную на основании сметы, а не на сумму отпускных, начисленных по факту.

В конце налогового периода НК РФ обязывает налогоплательщика провести инвентаризацию резерва (абз. 1 п. 3 ст. 324.1 НК РФ).

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и, соответственно, сумму ЕСН, по которым ранее не создавался указанный резерв (абз. 3 п. 3 ст. 324.1 НК РФ).

Пример 2. Воспользуемся данными примера 1 и предположим, что работники ООО "Феникс" находились в отпусках только в летний период с июня по август. За этот период было начислено отпускных в размере 115 000 руб., ЕСН 26% — 29 900 руб.

В расходы на оплату труда ООО "Феникс" будут включаться: в январе — 10 206 руб., в феврале — 10 206 руб. и т.д. (см. графу 4 таблицы), всего за год — 124 740 руб.

В конце года после проведения инвентаризации резерва было обнаружено, что средств фактически начисленного резерва недостаточно. Поэтому сумма в размере 20 160 руб. (115 000 — 29 900 — 124 740) подлежит включению в расходы на оплату труда.

Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода (абз. 2 п. 3 ст. 324.1 НК РФ). На основании п. 7 ст. 250 НК РФ эти суммы отражаются в составе внереализационных доходов организации.

Пример 3. Воспользуемся данными примера 1 и предположим, что работники ООО "Феникс" находились в отпусках только в летний период с июня по август. За этот период были начислены отпускные в размере 90 000 руб., ЕСН 26% — 23 400 руб. При этом организация посчитала нецелесообразным создание резерва на оплату отпусков на 2009 г.

В расходы на оплату труда ООО "Феникс" будут включаться суммы: в январе — 10 206 руб., в феврале — 10 206 руб. и т.д. (см. графу 4 таблицы), всего за год — 124 740 руб.

В конце года после инвентаризации резерва было обнаружено, что осталось недоиспользовано 11 340 руб. (124 740 — 90 000 — 23 400). Эта сумма подлежит включению во внереализационные доходы.

Хотелось бы обратить внимание читателей на один важный момент. Дело в том, что абз. 2 п. 3 ст. 324.1 НК РФ указывает на обязательное включение в состав налоговой базы текущего налогового периода недоиспользованной суммы резерва. Одновременно в п. 5 ст. 324.1 НК РФ установлено, что сумма остатка указанного резерва на конец года включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода, если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Отсюда следует вывод.

Внимание! Если организация не меняет учетную политику в отношении создания резерва на оплату отпусков на следующий налоговый период, то на конец отчетного налогового периода она может иметь определенный результатами инвентаризации остаток недоиспользованного резерва (Письма Минфина России от 09.07.2004 N 03-03-05/2/46, МНС РФ от 18.08.2004 N 02-5-11/142@, Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 N 14295/04).

В соответствии с п. 4 ст. 324.1 НК РФ резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка <3>) и обязательных отчислений ЕСН.

<3> Положение об особенностях порядка исчисления средней дневной заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.

Неиспользованные дни отпуска за конкретный календарный год могут быть определены только по состоянию на последний день календарного года. Таким образом, уточнение резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в течение налогового периода (на конец каждого отчетного периода) не производится (Письмо МНС РФ от 18.08.2004 N 02-5-11/142@).

С 1 января 2008 г. п. 4 ст. 324.1 НК РФ дополнен новым абзацем <4>, в котором установлено следующее.

Резерв на оплату отпусков

Если по итогам инвентаризации сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года (НО), превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года (ОНР), то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. То есть если НО > ОНР, разница = расходы на оплату труда. Соответственно, если НО < ОНР, разница = внереализационный доход.

<4> Абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Следует отметить, что данный абзац не вносит никаких новшеств в методику уточнения резерва исходя из количества дней неиспользованного отпуска, а всего лишь закрепляет в НК РФ порядок, действовавший ранее.

Пример 4. Воспользуемся данными примера 3, согласно которому сумма недоиспользованного резерва составила 11 340 руб. При этом ООО "Феникс" планирует создание резерва на 2009 г.

Предположим, что директор организации не полностью использовал очередной отпуск. Вместо 28 календарных дней он отгулял только три дня. Средний дневной заработок для оплаты отпуска директора составляет 800 руб.

Сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска (без ЕСН) равна 20 000 руб. (800 руб. x (28 кал. дн. — 3 кал. дн.)). Вместе с ЕСН она составит 25 200 руб. (20 000 руб. + 20 000 руб. x 26%).

Таким образом, НО (25 200 руб.) > ОНР (11 340 руб.). Разница в размере 13 860 руб. (25 200 — 11 340) будет учтена в расходах на оплату труда.

И.Н.Гурина

Эксперт журнала

"Налог на прибыль:

учет доходов и расходов"

Предыстория

 До 2011 года формирование резервов на оплату отпусков в бухгалтерском учете не было обязательным и регулировалось исключительно учетной политикой организации.

В соответствии с Инструкцией к Плану счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) резервы под предстоящую оплату отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации квалифицировались как резервы предстоящих расходов, отражаемые по кредиту балансового счета 96.

Кроме этого, порядок формирования резервов предстоящих расходов был закреплен в п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (далее — ПВБУ № 34н).

С 2011 года п. 72 был исключен из ПВБУ № 34н. В связи с этим возник вопрос о возможности формирования резервов на оплату отпусков в качестве резервов предстоящих расходов. В письме от 14.06.2011 № 07-02-06/107 Минфином было высказано мнение, что исходя из Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010), утв. приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н, обязательства организации в связи с возникновением у работников права на оплачиваемые отпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации являются оценочными обязательствами.

Согласно п. 3 приказа Минфина № 167н ПБУ 8/2010 применяется начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Обратите внимание! ПБУ 8/2010 может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированными некоммерческими организациями (п. 3 ПБУ 8/2010).

Резервы на оплату отпусков как оценочное обязательство

 В "Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год" (письмо от 27.01.2012 № 07-02-18/01) определена позиция Минфина РФ в отношении формирования резервов на оплату отпусков в бухгалтерском учете, заключающаяся в следующем.

В соответствии с ПБУ 8/2010 оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете организации в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения (погашения) обязательства по состоянию на отчетную дату или для перевода обязательства на другое лицо по состоянию на отчетную дату.

Указанное следует иметь в виду при определении аудируемым лицом величины оценочного обязательства, связанного, например, с реализацией работниками права на ежегодные оплачиваемые отпуска в соответствии с Трудовым кодексом РФ, в частности, необходимость учета таких обстоятельств, как утвержденный график отпусков, различия в условиях оплаты труда и дней отпуска отдельных категорий работников, необходимость уплаты страховых взносов в связи с предоставлением работникам оплачиваемых отпусков и пр.

Порядок начисления и списания резервов на оплату отпусков

 В "Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год" (письмо от 29.01.2014 № 07-04-18/01) Минфин разъясняет следующее.

В соответствии с ПБУ 8/2010 оценочные обязательства отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов. При признании оценочного обязательства в зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива.

Величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также, при необходимости, мнений экспертов. Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки.

В течение отчетного года при фактических расчетах по признанным оценочным обязательствам в бухгалтерском учете организации отражается сумма затрат организации, связанных с выполнением организацией этих обязательств, или соответствующая кредиторская задолженность в корреспонденции со счетом учета резерва предстоящих расходов.

В случае недостаточности суммы признанного оценочного обязательства затраты организации по погашению обязательства отражаются в бухгалтерском учете организации в общем порядке.

Учитывая изложенное, в случае превышения суммы, исчисленной в отчетном периоде для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, над суммой признанного оценочного обязательства сумма указанного превышения относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива.

Отвечаем на вопросы читателей

 Можно ли резерв на оплату отпусков создавать на последнее число каждого квартала в расчете на каждого работника?

Оценочное обязательство от обычного обязательства организации перед другими лицами отличается неопределенностью величины и (или) срока исполнения (п. 4 ПБУ 8/2010).

Одним из условий признания в бухгалтерском учете оценочного обязательства является существование у организации на 31 декабря отчетного года обязанности, явившейся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать (п. 5 ПБУ 8/2010).

Цель формирования оценочного обязательства в годовой бухгалтерской отчетности – отразить влияние на финансовое положение организации и финансовые результаты ее деятельности возможного (с вероятностью более 50%) возникновения у организации обязательства в связи с произошедшим в отчетном году событием.

Тем самым при формировании годовой бухгалтерской отчетности часть нераспределенной прибыли резервируется и отражается уже не в составе собственного капитала, а в обязательствах.

«НВ» неоднократно писали, что в отношении резервов на оплату отпусков понятие оценочного обязательства не применимо. Выплата работникам отпускных связана с обычной хозяйственной деятельностью организации. Обязательство организации по выплате работникам отпускных не отвечает условию неопределенности величины и (или) срока исполнения.

Тем не менее, поскольку официальная позиция Минфина не совпадает с позицией «НВ», при формировании резервов на оплату отпусков как оценочного обязательства организации необходимо руководствоваться нормами ПБУ 8/2010, а именно:

— формировать резерв по состоянию на 31 декабря отчетного года в полном размере под предстоящие выплаты отпускных в следующем году;

— размер сформированного резерва должен быть документально подтвержден.

Документальным подтверждением величины резерва являются:

— график отпусков на следующий год;

— сведения о неиспользованных в отчетном году отпусках;

— расчет среднедневной заработной платы для определения размера отпускных;

— регистр-расчет суммы резерва.

В бухгалтерской учетной политике необходимо закрепить алгоритм формирования резерва.

Локальным документом организации предусмотрена единовременная доплата к отпуску. В случае использования ежегодного оплачиваемого отпуска по частям доплата выплачивается один раз за каждый рабочий год при уходе в отпуск. Размер доплаты определяется при утверждении сметы расходов в начале каждого календарного года (на 2014 год – в январе 2014). Таким образом, получается, что при формировании резерва по оплате отпусков на 31 декабря 2013 г. еще не известен размер доплаты к отпуску в 2014 г. В каком размере учесть доплату к отпуску при формировании резерва по состоянию на 31 декабря?

Согласно п. 18 ПБУ 8/2010 при определении величины оценочного обязательства принимаются в расчет последствия событий после отчетной даты в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98).

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (п.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков

2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (п. 1ст .23 НК РФ).

Поскольку размеры доплаты работникам к отпуску определяются организацией в январе года, следующего за отчетным, то указанное обстоятельство должно быть учтено при формировании резервов на оплату отпусков по состоянию не 31 декабря отчетного года.

Иногда работникам предоставляются отпуска авансом. Правильно ли организация поступает, списывая в бухгалтерском учете суммы фактической оплаты за такие отпуска за счет счетов затрат, а не за счет имеющегося резерва?

Оценочные обязательства формируются по состоянию на 31декабря отчетного года в полной сумме обязательств, предполагаемых к исполнению в следующем году. В связи с этим в общей величине резервов должны быть учтены причитающиеся к выплате работникам суммы отпускных в соответствии с графиком отпусков, утвержденным на год, а также суммы отпускных по неиспользованным за прошлые годы отпускам.

Поскольку организация формирует резервы по каждому работнику, то расходы на оплату отпусков, под которые такие резервы не созданы, относятся напрямую на соответствующие счета учета затрат.

При увольнении работников им выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. Допускается ли в бухгалтерском учете суммы компенсации за неиспользованный отпуск списывать за счет резерва (данная норма закреплена в учетной политике)?

В соответствии со ст. 126 Трудового кодекса РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

В соответствии со ст. 127 Трудового кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Размеры резервов на оплату отпусков определяются с учетом неиспользованных работниками отпусков за прошлые и текущий периоды. Соответственно, суммы компенсации, выплаченные работнику за неиспользованные отпуска, списываются за счет резервов.

Лето — пора отпусков. В статье мы рассмотрим правила расчета отпускных в связи с уходом работников в отпуск, а также обратим внимание на отражение данной операции в учете за счет созданного резерва расходов будущих периодов. 

Право на отдых является конституционным правом (ст. 37 Конституции РФ). Порядок предоставления ежегодных отпусков для лиц, работающих по трудовому договору, регламентирован гл. 19 ТК РФ. 

Примечание. В соответствии со ст. 114 ТК РФ ежегодный отпуск предоставляется работникам с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. 

Напомним, что согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления работникам оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. На основании ст. 115 ТК РФ минимальная продолжительность отпуска — 28 календарных дней в год. 

О расчете среднего заработка 

Расчет среднего заработка производится в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение N 922).

В расчет включаются все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда в данном учреждении (п. 2 Положения N 922). 

Обратите внимание! Не участвуют в расчете выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, командировочные, оплата коммунальных услуг, отдыха и иные аналогичные выплаты) (п. 3 Положения N 922). 

Средний заработок исчисляется исходя из фактически начисленной зарплаты и фактически отработанного сотрудником времени за последние 12 календарных месяцев, предшествующих началу отпуска. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно) (п. 4 Положения N 922).

В силу ст. 139 ТК РФ средний дневной заработок работника для оплаты отпуска исчисляется путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3, где 29,3 — среднемесячное число календарных дней.

Сумма отпускных определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате (п. 9 Положения N 922). 

Обратите внимание! Сумма отпускных выплачивается работнику за три дня до ухода в отпуск (ст. 136 ТК РФ). 

О резерве предстоящих расходов для оплаты отпусков 

Как правило, большая часть работников старается отдохнуть в летний период, в связи с чем у организации увеличиваются расходы на выплату среднего заработка в отпускной период. Поэтому в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат деятельности учреждения может создаваться резерв предстоящих расходов (п. 302.1 Инструкции N 157н <1>, Письма Минфина России от 14.01.2016 N 02-07-10/604, от 02.09.2015 N 02-07-05/50540).

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н. 

Примечание.

Инвентаризация резерва предстоящих расходов на оплату отпусков

Если организация примет решение о формировании указанного резерва, она должна зафиксировать данный факт в своей учетной политике. 

Кроме принятого решения о формировании резерва на оплату отпусков, учреждение в рамках формирования учетной политики устанавливает:

— детализацию счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" по аналитическому коду вида синтетического счета;

— порядок формирования резервов (их виды, методы оценки обязательств, дату признания в учете и т.д.).

Аналитический учет по счету 401 60 000 ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов по видам создаваемых резервов. 

Обратите внимание! Формирование резервов на оплату отпусков, включая суммы на оплату труда (отложенные обязательства по оплате отпусков за фактически отработанное время), следует производить независимо от источника финансового обеспечения указанных выплат (Письмо Минфина России N 02-07-10/604). 

О методах формирования резерва на оплату отпусков 

В соответствии с разъяснениями, приведенными в Приложении 3 к Письму Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998, оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года). Для этого используются данные кадровой службы о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату.

Резерв расходов рассчитывается ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) как сумма:

— оплаты отпусков работников за фактически отработанное ими время на дату расчета;

— страховых взносов во внебюджетные фонды (в ПФР, ФСС, ФФОМС).

Далее чиновники предлагают использовать одну из трех методик, которые приведены в Приложении 3 к названному Письму:

— расчет резерва расходов на оплату отпусков производится персонифицированно по каждому сотруднику;

— расчет резерва расходов на оплату отпусков осуществляется исходя из средней заработной платы, определяемой в целом по учреждению;

— расчет резерва расходов на оплату отпусков производится исходя из средней заработной платы, определяемой по отдельным категориям сотрудников (группам персонала).

Что касается резерва расходов на уплату страховых взносов, он определяется с учетом методики, выбранной учреждением для расчета резерва расходов на оплату отпусков. Таким образом, сумма страховых взносов при формировании резерва может быть рассчитана:

— по каждому работнику индивидуально;

— в среднем по учреждению;

— по каждой категории работников (группе персонала).

Также финансисты в Письме N 02-07-07/28998 допускают, что сумма страховых взносов может быть рассчитана с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов на основании информации за предшествующий период, а также применяемого повышающего коэффициента. 

Для справки. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1265 предусмотрено, что в 2016 г.:

— предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ФСС, на 2016 г. составляет 718 000 руб.;

— предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, на 2016 г. равна 796 000 руб.

Страховые взносы в ФФОМС начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений в пользу физических лиц без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов. 

Предлагаем рассмотреть пример расчета резерва на оплату отпуска. 

Пример 1. Школа олимпийского резерва приняла решение о формировании резерва расходов на оплату отпусков. В учетной политике утвержден метод расчета суммы резерва на основе среднего дневного заработка и количества предполагаемых дней отпуска по учреждению в целом. Резерв формируется на последнее число каждого квартала.

Общий годовой фонд оплаты труда, учитываемый при расчете отпускных, составляет 10 500 000 руб. В организации работают 35 человек. Рассчитаем сумму резерва расходов на оплату отпусков на 2016 г.

1. Для определения суммы резерва используем формулу, приведенную в Письме N 02-07-07/28998: 

Резерв расходов на оплату отпусков = К x ЗПср, 

где К — общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы по дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗПср — средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом.

2. Определяем количество дней отпуска, подлежащих оплате, в 2016 г. В соответствии со ст. 115 ТК РФ минимальная продолжительность отпуска — 28 календарных дней в год. Таким образом, количество дней отпуска, приходящихся на 35 работников, составляет 980 кал. дн. (28 кал. дн. x 35 чел.).

3. Рассчитываем средний дневной заработок. Согласно ст. 139 ТК РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков исчисляется за последние 12 календарных месяцев. Он рассчитывается путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3, где 29,3 — среднемесячное число календарных дней. Следовательно, по учреждению данная сумма составит 853,24 руб. (10 500 000 руб. / 12 мес. / 29,3 кал. дн. / 35 чел.).

4. Определяем общую сумму резерва расходов на оплату отпусков на 2016 г. Она будет равна 836 175,2 руб. (853,24 руб. x 980 кал. дн.).

5. Рассчитываем сумму страховых взносов, необходимую для включения в резерв расходов на оплату отпусков. Она составит 250 852,56 руб. (836 175,2 руб. x 30%), где 30% — совокупный тариф на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды в рамках предельной величины базы в 2016 г. (в ПФР — 22%, в ФСС — 2,9%, в ФФОМС — 5,1%).

6. Определяем квартальную сумму резерва, подлежащую начислению. Она составит:

— на оплату отпусков — 209 043,8 руб. (836 175,2 руб. / 4 кварт.);

— на уплату страховых взносов — 62 713,14 руб. (250 852,56 руб. / 4 кварт.).

О порядке начисления и расходовании резерва 

Бухгалтерские записи, которые отражают формирование сумм резервов, начисление расходов за счет этих сумм, приведены в п. п. 124.1, 124.2 Инструкции N 162н <2>, п. 160.1 Инструкции N 174н <3>, п. 189 Инструкции N 183н <4>.

<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н. 

Ниже приведем корреспонденцию счетов в таблице. 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено ежемесячное начисление суммы резерва по отпускным

0 109 00 211

0 401 20 211

0 401 60 211

Отражено ежемесячное начисление суммы резерва по страховым взносам с отпускных

0 109 00 213

0 401 20 213

0 401 60 213

Начислены отпускные

0 401 60 211

0 302 11 730

Начислены страховые взносы с отпускных

0 401 60 213

0 303 02 730

0 303 06 730

0 303 07 730

0 303 10 730

Рассмотрим пример по отражению в бухгалтерском учете операций по начислению сумм отпускных за счет созданного резерва. 

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Бюджетным учреждением спорта на 30.06.2016 были начислены резервы предстоящих расходов за счет средств, субсидии, полученной на выполнение государственного задания:

— на оплату отпусков — 209 043,8 руб.;

— на уплату страховых взносов — 62 713,14 руб.

В июле 2016 г. пяти работникам были начислены отпускные в сумме 160 500 руб., сумма страховых взносов равна 48 150 руб.

В бухгалтерском учете будут составлены следующие проводки: 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены затраты на создание резерва расходов на оплату отпусков

4 109 60 211

4 109 60 213

4 401 61 211

4 401 61 213

209 043,8

62 713,14

Отражены в учете обязательства по формированию резервов расходов на оплату отпусков по выплатам, производимым сотрудникам, и страховым взносам

4 506 90 211

4 506 90 213

4 502 99 211

4 502 99 213

209 043,8

62 713,14

Июль 2016 г.

Начислены отпускные работникам

4 401 61 211

4 302 11 730

160 500

Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды

4 401 61 213

4 303 02 730

4 303 06 730

4 303 07 730

4 303 10 730

48 150

Приняты обязательства текущего года по выплате работникам отпускных

4 506 10 211

4 506 10 213

4 502 11 211

4 502 11 213

160 500

48 150

Уменьшено отложенное обязательство по оплате отпуска за фактически отработанное время методом "красное сторно"

4 506 90 211

4 506 90 213

4 502 99 211

4 502 99 213

(160 500)

(48 150)

* * * 

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Очередность предоставления работникам оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков.

2. За время отпуска за работником сохраняются средний заработок и занимаемая должность.

3. Отпускные начисляются согласно Положению N 922.

4. В целях равномерного признания расходов на оплату отпусков учреждением может формироваться резерв предстоящих расходов.

5. Решение о формировании резерва на оплату отпусков прописывается в учетной политике. В ней же делается указание о применяемых методах и датах признания его в учете.

6. Отпускные выплачиваются работнику за три дня до начала отпуска.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Резервы предстоящих расходов бюджетных и автономных учреждений

1 января 2012 г. начали действовать поправки, внесенные в НК РФ Федеральным законом N 235-ФЗ <1>, в части формирования резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций. Какие резервы предстоящих расходов могут создавать бюджетные и автономные учреждения в связи с внесенными в налоговое законодательство изменениями? Об этом мы поговорим в данной статье.

<1> Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности".

Федеральный закон N 235-ФЗ с 1 января 2012 г. предоставил некоммерческим организациям, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, право формировать резерв предстоящих расходов, которые осуществляются в рамках приносящей доход деятельности и учитываются для целей налогообложения прибыли. Решение о создании резерва предстоящих расходов автономное учреждение принимает самостоятельно и фиксирует его в налоговой учетной политике. Размер и порядок определения данного резерва устанавливаются вновь введенной в Налоговый кодекс ст. 267.3 "Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций".

Исходя из положений п. 2 ст. 267.3 НК РФ перечень расходов, в отношении которых бюджетное и автономное учреждение вправе сформировать указанный резерв, не конкретизирован, в связи с чем в своей учетной политике учреждение должно указать, в отношении каких видов расходов он будет формироваться. При этом, учитывая положения п. 1 ст. 252 НК РФ, отчисления в резерв должны отвечать критериям экономической обоснованности.

Затраты на формирование резервов предстоящих расходов, определенные в размере и порядке, которые установлены ст. 267.3 НК РФ, включаются в состав внереализационных расходов (пп. 19.3 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит еще ряд статей, посвященных правилам формирования тех или иных резервов. Например, ст. 266 НК РФ определяет правила формирования резервов предстоящих расходов по сомнительным долгам, ст. 267.2 НК РФ — резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, ст. 324 НК РФ содержит порядок определения резервов предстоящих расходов на ремонт основных средств, ст. 324.1 НК РФ — порядок учета расходов на формирование резервов предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др.

Возникает закономерный вопрос: могут ли некоммерческие организации создавать резервы, руководствуясь этими статьями?

Статья 267.3 НК РФ не содержит каких-либо указаний или ссылок на то, что формирование резерва предстоящих расходов должно производиться в соответствии с порядком формирования резерва по отдельным видам расходов, предусмотренным указанными статьями НК РФ. Поэтому формирование резерва некоммерческими организациями производится только в соответствии с положениями ст. 267.3 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 252 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов. В связи с этим формирование в отношении одних и тех же расходов двух резервов (например, резерва на ремонт основных средств в соответствии со ст. 324 НК РФ и резерва предстоящих расходов в соответствии со ст. 267.3 НК РФ) неправомерно. Аналогичное мнение содержится в Письмах Минфина России от 28.05.2012 N 03-03-06/4/53, от 31.05.2012 N 03-03-06/4/56.

В случае если автономное учреждение приняло решение о создании резерва предстоящих расходов, списание расходов, в отношении которых сформирован указанный резерв, осуществляется за счет суммы последнего. Размер создаваемого резерва предстоящих расходов определяется на основании разработанных и утвержденных учреждением смет расходов на срок, не превышающий трех календарных лет.

Обратите внимание! Размер отчислений в резерв предстоящих расходов, формируемый в соответствии со ст. 267.3 НК РФ, нормируется. Он не может превышать 20% от суммы доходов отчетного (налогового) периода, учитываемых при определении налоговой базы. При этом, если резерв предстоящих расходов сформирован несколькими сметами расходов, налогоплательщик самостоятельно распределяет в налоговом учете сумму отчислений в резерв между сметами расходов.

Из содержания п. 4 ст. 267.3 НК РФ следует:

  • если созданного резерва оказалось недостаточно, сумма превышения фактических расходов над суммой резерва учитывается при определении базы по налогу на прибыль;
  • если сумма резерва не полностью использована учреждением для осуществления расходов, предусмотренных сметой, она включается во внереализационные доходы на последнее число налогового (отчетного) периода, на который приходится дата окончания сметы расходов.

Сумма отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Как отмечалось выше, создавая резерв в соответствии со ст. 267.3 НК РФ, учреждение в своей учетной политике должно указать, в отношении каких видов расходов он будет формироваться. Это могут быть расходы на оплату отпусков, на ремонт основных средств и пр. Преимуществом создания резерва по правилам ст. 267.3 НК РФ является то, что учреждения могут создавать резервы на любые расходы, а не только на те, которые предусмотрены ст. ст. 266, 324, 324.1 НК РФ и т.д.

Также отметим, что формировать резервы предстоящих расходов — это право, а не обязанность некоммерческих организаций.

Мнение автора. При формировании налоговой учетной политики бюджетными и автономными учреждениями в отношении конкретных видов резервов, которые предусмотрены Налоговым кодексом помимо ст. 267.3 (например, на оплату отпусков, ремонт основных средств), можно взять за основу принципы их создания и использования из соответствующих статей с учетом правил, установленных ст. 267.3 НК РФ.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков

Если бюджетные или автономные учреждения создают резерв на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в рамках приносящей доход деятельности, то, как мы уже выяснили, первое правило, которое действует в отношении каждого резерва, — это указание в налоговой учетной политике намерения его создать, например, с целью равномерного включения в расходы при налогообложении прибыли предстоящих затрат на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Кроме самого намерения, в учетной политике указываются:

  • способ резервирования;
  • предельная сумма отчислений;
  • ежемесячный процент отчислений.

Все расчеты должны быть представлены в форме сметы либо специального расчета. Размер ежемесячных отчислений определяется исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с данных расходов. При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда с учетом установленного ст. 267.3 НК РФ общего размера отчислений в резерв предстоящих расходов.

В конце налогового периода обязательно проводится инвентаризация указанного резерва. Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

Резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете

При недостаточности резерва фактические расходы на оплату отпусков и, соответственно, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включаются в расходы на последний день налогового периода.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений.

Далее мы рассмотрим некоторые вопросы использования и создания резерва, наиболее часто встречающиеся на практике.

Можно ли выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работников списывать за счет резерва на оплату отпусков?

По мнению Минфина, выраженному в Письме от 03.05.2012 N 03-03-06/4/29, такие расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ, в частности компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении, признается расходом единовременно (п. 8 ст. 255, п. 4 ст. 272 НК РФ). Исходя из положений ст. 255 НК РФ расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ (п. 7 ст. 255 НК РФ), и денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством РФ (п. 8 ст. 255 НК РФ) являются разными видами расходов на оплату труда.

Таким образом, суммы компенсаций за неиспользованные отпуска, выплачиваемые работникам при увольнении в соответствии с ТК РФ, не могут быть списаны за счет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

Можно ли использовать текущий резерв на выплату вознаграждений за предыдущий год?

Бюджетные и автономные учреждения вправе предусмотреть резерв на выплату годового вознаграждения в соответствии со ст. 267.3 НК РФ. Обычно вознаграждение за год выплачивается по истечении года, то есть в следующем году. В данном случае речь идет о ситуации, когда в предыдущем году резерв на оплату отпусков и выплату годового вознаграждения не формировался, а вознаграждение за предыдущий год выплачивается в текущем году.

По мнению Минфина, выраженному в Письмах от 02.04.2012 N 03-03-06/4/25 и от 24.01.2012 N 03-03-06/1/31, в этой ситуации организация вправе использовать сформированный в текущем году резерв на выплату годового вознаграждения по итогам работы за предыдущий год. При этом Минфин обращает внимание, что такое использование будет правомерным, если в предыдущем году указанный резерв не формировался, а выплата вознаграждения за предыдущий год предусмотрена в текущем году. Например, приказ о премировании работников датирован текущим годом, а тот факт, что резерв был сформирован для выплаты вознаграждений за текущий год, не имеет значения.

Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств

Для создания данного резерва бюджетное или автономное учреждение может самостоятельно определить несколько нормативных величин и утвердить их в учетной политике для целей налогообложения, например:

  • совокупная стоимость основных средств. По мнению автора, в данном случае учреждение должно учитывать основные средства, приобретенные в рамках приносящей доход деятельности и участвующие в ней;
  • норматив отчислений в резерв.

Совокупная стоимость основных средств равна сумме первоначальной стоимости всех основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. При этом в расчет берется только амортизируемое имущество.

При расчете совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящей главы, учитывается восстановительная стоимость, определенная в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

Для справки. Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество по правилам Налогового кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Норматив отчислений в резерв определяется с учетом предельной суммы отчислений. В свою очередь, предельная сумма отчислений в резерв определяется исходя из периодичности осуществления ремонта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта с учетом установленного ст. 267.3 НК РФ общего размера отчислений в резерв предстоящих расходов.

При накоплении средств на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода предельный размер отчислений в резерв может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период согласно графику проведения указанных видов ремонта, при условии что в предыдущих налоговых периодах указанный либо аналогичный ремонт не осуществлялся.

В течение налогового периода отчисления в резерв списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода, а затраты на проведение ремонта списываются за счет средств указанного резерва. Если сумма указанных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва, то остаток затрат включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

Если на конец налогового периода остаток средств резерва превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода включается в состав доходов налогоплательщика.

Л.Успехова

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Отражение в бухгалтерском учете отпусков за счет резервов

В новой версии программы "1С:Зарплата и управление персоналом 3" добавлена функциональности и возможности для формирования резерва и учета оценочных обязательств, работа с резервами отпусков.

Для последующего учета и формирования проводок в бухгалтерском учете в документ Отражение зарплаты в бухгалтерском учете программы "1С:Бухгалтерия 3.0" и "1С:Зарплата и управление персоналом 3" для формирования в бухгалтерской программе проводок по списанию накопленных ранее обязательств и резервов добавлены следующие виды операций:

  • ежегодный отпуск за счет оценочных обязательств — для отражения отпускных, начисляемых в счет ранее сформированных в бухгалтерском учете обязательств. Таким суммам в бухгалтерской программе может соответствовать проводка, например, в корреспонденции с 96 счетом;
  • ежегодный отпуск — для отражения отпускных, не покрытых сформированными ранее обязательства. Таким суммам в бухгалтерской программе может соответствовать проводка, например, в корреспонденции со счетом затрат;
  • компенсация ежегодного отпуска за счет оценочных обязательств — для отражения компенсации ежегодного отпуска, начисляемой в счет сформированных в бухгалтерском учете обязательств. Таким суммам может соответствовать проводка, например, в корреспонденции с 96 счетом;
  • компенсация ежегодного отпуска — для отражения компенсации ежегодного отпуска, для которой сформированных ранее обязательств оказалось недостаточно. Таким суммам в бухгалтерской программе может соответствовать проводка, например, в корреспонденции со счетом затрат;
  • ежегодный отпуск за счет оценочных обязательств и резервов — для отражения отпускных, начисляемых в счет ранее сформированных в бухучете обязательств и накопленных в налоговом учете резервов;
  • ежегодный отпуск за счет резервов — для отражения отпускных, начисляемых в счет ранее накопленных резервов в налоговом учете.

Данные операции при создании документа "Отражение зарплаты в бухгалтерском учете" могут устанавливаться автоматически, а так же их можно менять в случае необходимости. В зависимости от выбранной операции формируются различные бухгалтерские проводки.

Вопрос списания отпуска за счет резервов

Главный и наиболее частый вопрос у пользователей — какие именно проводки начисления отпуска формируются в зависимости от выбранного типа операции.

Рассмотрим на конкретном примере формирования проводок отражения отпуска в бухгалтерском учете отличия между видами операций Ежегодный отпуск за счет оценочных обязательств, Ежегодный отпуск за счет оценочных обязательств и резервов и Ежегодный отпуск за счет резервов.

В качестве общих входных данных принимаем, что в качестве счета затрат способа отражения зарплаты в бухгалтерском учета выбран счет 20.01, а сумма отпускных составляет 2113.25 руб.

Резерв по отпускам в бухгалтерском учете

Далее все изображения кликабельны — при нажатии открывается в полном масштабе.

Ежегодный отпуск за счет оценочных обязательств

При выбранном виде операции формируется проводка по бухгалтерскому учету счета 96.01.1 и по налоговому учету счета затрат, который указан в способе отражения зарплаты в регламентированном учете.

Точно так же распределяются и проводки по страховым взносам в бухгалтерском и налоговом учетах.

Ежегодный отпуск за счет оценочных обязательств и резервов

Если выбран такой вид операции, распределения проводок между бухгалтерским и налоговым учетом не происходит — все затраты идут за счет Дт96.01 и Дт96.01.2 для страховых взносов.

Ежегодный отпуск за счет резервов

Данная операция практически аналогична Ежегодный отпуск за счет оценочных обязательств с той разницей, что проводка по Дт96 формируется в налоговом учете, а по счету затрат, который указан в способе отражения зарплаты, отражения выполняется в бухгалтерском учете как для суммы отпускных, так и для суммы налогов.

Компенсация ежегодного отпуска за счет оценочных обязательств

В списке операций так же присутствует указанная операция. Структура формируемых проводок аналогична операции Ежегодный отпуск за счет оценочных обязательств

Внедрение и сопровождение "1С:ЗУП" и "1С:Бухгалтерия"

(495) 565-35-66