Режим государственной границы

Содержание

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

В.В. Лобода*

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА РЕЖИМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА

Ключевые слова: пункт пропуска через Государственную границу, органы пограничного контроля, правила пересечения границы, правила пропуска через границу, административное правонарушение, преступление.

V.V. Loboda. Legal Protection of Regime of the Russian Federation State Border at the Checkpoints

Государственная граница СССР являлась своего рода «неприступной стеной» с незначительным числом пунктов пропуска. Существовавшая правовая среда, а также относительно низкий пассажиропоток давали возможность контролировать каждого иностранного гражданина, а также эффективно пресекать в пунктах пропуска любые попытки контрабанды и незаконного въезда (выезда) в страну. Надежное прикрытие Государственной границы в пунктах пропуска обуславливало попытки организации контрабандных каналов, заброски диверсантов и переправки незаконных мигрантов непосредственно через линию границы на участках со сложными географическими и климатическими либо иными условиями снижающими эффективность охраны границы войсковым способом. Политические события, произошедшие в начале 1990-х гг., коренным образом изменили образ границы и приоритеты в ее охране. За ис-

* Аспирант Тихоокеанского государственного университета.

ключением военной сферы, основные угрозы безопасности России в пограничной сфере с линии границы переместились в пункты пропуска. Это обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, действовавшие нормы права, регулировавшие пропуск через границу не соответствовали вновь принятой Конституции Российской Федерации и общественно-политической обстановке. Во-вторых, в условиях правового вакуума перманентно резко возрос пассажиропоток через границу, в том числе за счет увеличения числа пунктов пропуска через государственную границу. Своего рода «открытие границы» в условиях недостаточно четкого нормативно-правового регулирования вопросов пропуска через государственную границу и передвижения граждан по территории России привело к тому, что преступные группы стали организовывать каналы контрабанды, незаконной миграции и иной противоправной деятельности преимущественно в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

Недостаточная изученность общественных отношений, защиту которых обеспечивают нормы УК РФ и КоАП РФ, является первой причиной актуальности затрагиваемой темы. Так, положения Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»1 (далее — Закон «О Государственной границе РФ») в виде цитат активно используются в комментариях к ст. 322 УК РФ и ст. 18.1 и 18.14 КоАП РФ. Однако к Закону «О Государственной границе РФ» комментариев нет, также не раскрываются положения данного закона используемые в комментированных кодексах. Аналогичная ситуация с положениями Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»2 (далее — ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»). Вторым обстоятельством, актуализирующим необходимость рассмотрения правовой наукой вопроса защиты государственной границы уголовным и административно-юрисдикционным законодательством, является факт наличия большого числа противоречий выражающихся в коллизиях норм права, а также не соответствия правых норм характеру регулируемых ими общественных отношений.

Порядок пропуска через Государственную границу регулируется Законом РФ «О Государственной границе РФ» и ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Анализ данных нормативных правовых актов и практической деятельности пограничных органов ФСБ России позволяет выделить несколько аспектов, формирующих содержание правил пропуска через Государственную границу РФ.

1. Пропуск лиц через государственную границу является одним из совокупности правил, формирующих режим Государственной границы РФ. Содер-

1 СПС «КонсультантПлюс».

2 СПС «КонсультантПлюс».

жание правила пропуска заключается в признании законности пересечения линии Государственной границы РФ при следовании в пункт пропуска либо в получении разрешения на пересечение линии государственной границы1.

2. Пропуск осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в которых пограничными органами проводится процедура пограничного контроля, направленная на установление наличия либо отсутствия оснований для выезда из России или въезда на ее территорию. Проверка оснований для пропуска имеет целью установить принадлежность документа предъявителю и соответствие документа официальному описанию, наличие визы (иного разрешения), действительность срока действия документа, удостоверяющего личность и визы, отсутствие отметок об ограничении въезда в РФ. Не соответствие какому-либо параметру будет являться основанием для непропуска гражданина.

3. По результатам пограничного контроля принимается решение о пропуске либо непропуске гражданина. В случае положительного решения в соответствующем документе проставляется отметка с указанием даты и места прохождения пограничного контроля (даташтамп). Вопреки сложившемуся мнению даташтамп не является отметкой о пересечении линии границы, а лишь фиксирует факт получения от пограничных органов разрешения на въезд (выезд). Во время нахождения лица в режимной зоне пункта пропуска отметка является разрешением для дальнейшего следования на территорию России либо следования к линии границы по завершению прохождения оставшихся видов контроля.

4. Нарушение порядка пересечения линии границы и следования от пункта пропуска и в обратном направлении не является нарушением правила пропуска. Указанное нарушение посягает на правила пересечения линии границы. Однако необходимо отметить, что в теории уголовного и административного права, а также значительной частью сотрудников правоохранительных органов пропуск через границу и пересечение Государственной границы отождествляются. В связи с чем существует ошибочное мнение о том, что прохождение паспортного контроля является пересечением Государственной границы РФ.

5. Пересечение линии границы не всегда является основанием для осуществления процедуры пограничного контроля. Например, не рассматривается как выезд из РФ и въезд в Россию пересечение Государственной границы РФ при следовании с одной части территории РФ на другую часть ее территории через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда либо при следовании на российских судах через исключительную экономическую зону Российской Федерации или через открытое море без захода в иностранные порты.

1 См.: Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. М., 2008. С. 506-507.

Анализ статей УК РФ и КоАП РФ в ракурсе изложенных аспектов показывает, что данные статьи главным образом направлены на защиту Государственной границы РФ путем привлечения к ответственности за нарушение правил пресечения границы и следования до (от) пунктов пропуска через границу. В связи с этим необходимо более подробно рассмотреть содержание деликтов, посягающих на установленный порядок пропуска (въезда/выезда) и выделить обстоятельства, снижающие эффективность правовой защиты режима Государственной границы.

Посягательство на установленный порядок пропуска выражается в том, что при прохождении пограничного контроля лица пытаются выехать из России (въехать) по недействительным документам, удостоверяющим личность, либо визам (иным разрешениям) с истекшим сроком действия (ранее срока предусмотренного визой). То есть пытаются получить разрешение на выезд из РФ, (въезд) не имея на то оснований. Так, 30 декабря 2006 г. в ходе пограничного контроля в железнодорожном пункте пропуска «Наушки» было выявлено 29 граждан КНР пытавшихся выехать из России по визам с истекшим сроком действия более чем на 1 год.

В рамках административно-юрисдикционной деятельности пограничных органов наработана большая практика привлечения к административной ответственности за попытки выезда (въезда) по недействительным документам при отсутствии в их деяниях состава преступления. В данных случаях должностными лицами пограничных органов выносятся постановления о назначении административного наказания за совершение правонарушения предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ. Так, в 2009 г. в пунктах пропуска расположенных на участке Пограничного управления ФСБ России по Республике Бурятии и Забайкальскому краю к административной ответственности за нарушение режима границы привлечено 480 иностранных граждан на сумму 618 900 рублей и 96 граждан РФ на сумму 171 000 рублей.

Статья 18.1 КоАП РФ, призванная защищать режим Государственной границы РФ, содержит усеченную диспозицию относительно названия статьи, так как не предусматривает ответственности за нарушение правила пропуска. То есть, несмотря на имеющуюся практику, отсутствуют юридические основания привлечения к административной ответственности при посягательстве на режим Государственной границы РФ в части, касающейся оснований для пересечения границы.

Так, в случае предоставления лицом на паспортный контроль недействительного документа (с истекшим сроком действия, пришедшего в негодность, не соответствующего установленному образцу и т.д.) или разрешения на выезд (въезд) с территории РФ оно не должно подлежать административно-правовой ответственности.

Изложенное указывает на противоречие, существующее между нормой права и практической деятельностью государственного органа. Причина данного противоречия видится в том, что имеется необходимость урегулирования законом сложившихся общественных отношений. Данная необходимость обоснована характером общественной опасности деликтов, посягающих на установленный порядок пропуска через Государственную границу РФ. Исходя из названия ст. 18.1 КоАП РФ причину снижения эффективности правовой защиты можно охарактеризовать наличием пробела права.

Диспозиция ст. 322 УК РФ, на первый взгляд, является универсальной. Однако более глубокое рассмотрение части первой и примечания к ней указывают на направленность статьи преимущественно на защиту правил пересечения Государственной границы РФ. Комментированные кодексы также не рассматривают объективную сторону преступления, совершенного в кабине паспортного контроля.

Сложностей с квалификацией преступления в пункте пропуска не возникает в случаях попыток выезда (въезда) в конструктивных особенностях транспортного средства. Это связано с тем, что отличие от попытки пересечения границы на местности будет лишь в используемых ухищрениях и орудиях преступления. Однако существующая формулировка ст. 322 УК РФ стала причиной ряда дискуссий в уголовно-правовой науке, касающихся момента совершения преступления и необходимости дополнительной квалификации по ст. 327 кодекса1.

Состав преступления, предусмотренного ст. 322, является формальным, т.е. считается оконченным в момент пересечения линии Государственной границы РФ. Вместе тем при попытке незаконного въезда (выезда) умысел преступника направлен не на пересечение линии Государственной границы РФ, а на получение разрешения на въезд (выезд) в Россию. Кроме того, фактически реализация преступного умысла осуществляется не на линии границы, а в кабине паспортного контроля. При следовании на въезд в Россию до прохождения паспортного контроля у злоумышленника есть время отказаться от реализации преступного умысла (например, сообщить, что документы утеряны при следовании от самолета до «накопителя»). С другой стороны, при следовании на выезд из РФ после прохождения процедуры пограничного контроля по подложному документу «нарушитель границы» имеет возможность беспрепятственно проследовать до линии границы, пересечение которой в данной ситуации будет формальностью. Изложенные обстоятельства указывают на то, что имеющаяся формулировка ст. 322 УК РФ вступает в противоречие с нормами права, определяющими порядок пропуска, а также положениями общей части УК РФ2.

2 См.: Лобода В.В. Особенности квалификации незаконного пересечения Государственной границы в пункте пропуска // Вестник Сибирского юридического института МВД. 2008. № 2. С. 176-179.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие дополнительных квалифицирующих признаков состава преступления, определяющих ответственность за нарушение установленного порядка въезда в Россию и выезда с ее территории, создает основу для ведения споров о необходимости дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 327 УК РФ незаконного пересечения границы по поддельным либо подложным документам. При совершении преступления в пункте пропуска в качестве орудия преступления выступают подложные, поддельные либо чужие документы, удостоверяющие личность. В связи с чем было бы логичным считать, что умысел ст. 322 УК РФ охватывает умысел ч. 3 ст. 327 Кодекса. На практике в настоящее время нет однообразия в квалификации незаконного пересечения границы, и в каждом субъекте федерации данный вопрос решается по-своему.

Положительным примером является ст. 188 УК РФ, защищающая установленный порядок пропуска через Государственную границу грузов, товаров и животных. Диспозиция данной статьи определяет как преступление обманное использование документов, в связи с чем нет необходимости отдельной квалификации по ч. 3 ст. 327 УК РФ.

Изложенное указывает на необходимость расширения диспозиций статей как КоАП РФ, так и УК РФ с целью включения в составы административного правонарушения и преступления посягательства на установленный порядок пропуска через Государственную границу РФ. Кроме того, видится необходимым уточнить само понятие «пропуска». Законодательное закрепление за пропуском обязанности лица предоставить на паспортный контроль действительные документы и разрешение на въезд, снимет вопрос о разграничении «пропуска» и «пересечения».

Эффективность защиты установленного порядка пропуска через Государственную границу РФ в рамках административно-юрисдикционной деятельности пограничных органов обусловлено также несовершенством отдельных статей главы 18 КоАП РФ. Так, нарушение правил въезда включено в ст. 18.8 КоАП РФ, касающуюся в первую очередь режима пребывания в России. Учитывая отсутствие в пунктах пропуска миграционного контроля1, а также то, что, согласно ст. 28.3 и 23.10 КоАП РФ, рассмотрение правонарушений, предусмотренных ст. 18.8 Кодекса, не входит в компетенцию должностных лиц Пограничной службы ФСБ России (далее ПС ФСБ России), положение о защите установленного порядка въезда является нерабочей нормой права. Выше рассматривался вопрос о целесообразности внесения дополнений в ст. 18.1 КоАП РФ, касающихся установления ответственности за нарушение правил въезда и выезда, в связи с чем решение рассматриваемого противоре-

1 СПС «КонсультатПлюс».

чия видится в исключении из ст. 18.8 КоАП РФ фразы «.правил въезда в РФ либо.».

Для совершенствования законодательства в пограничной сфере необходимо также исключить ст. 18.14 КоАП РФ, так как данная правовая норма создает ряд проблем, при этом имеет крайне низкую эффективность правовой защиты режима Государственной границы РФ.

Первая проблема затрагивает правоприменительную деятельность и выражается в том, что ст. 18.14 КоАП РФ отсылает к несуществующим нормам права. Так, в настоящее время нет нормативно-правового акта, определяющего перечень мер, которые должны быть предприняты собственниками (иными лицами) транспортных средств по недопущению покушения на режим Государственной границы РФ с использованием их собственности. Данное обстоятельство подтверждено тем, что в период с 2002 г. по настоящее время в Забайкалье и на Дальнем Востоке отсутствует практика привлечения к административной ответственности по ст. 18.14 КоАП РФ.

Деятельность транспортных компаний направлена на получение прибыли от оказания услуг по перевозке пассажиров. Очевидно, что транспортными компаниями будут приниматься все возможные меры по пресечению безбилетного проезда, а следовательно, проникновения на транспортное средство посторонних лиц. Выявление в ходе пограничного контроля на судне, в транспортном средстве или поезде нарушителей границы приведет к задержке рейса, что обернется для транспортной компании потерей денежных средств. Разработка каких-либо дополнительных специальных мер нецелесообразна, так как интересы охраны границы и перевозчика в данном случае совпадают. Аналогичная ситуация с физическими лицами, так как без ведома хозяина вряд ли посторонний человек окажется в его транспортном средстве. То есть в действительности существует крайне малая вероятность того, что транспортное средство любого вида может быть использовано нарушителем границы без ведома лица, управляющего транспортным средством, либо сотрудников транспортной компании, осуществляющей перевозку.

Неэффективным будет также введение в качестве меры по недопущению незаконного въезда или выезда с использованием транспортного средства перевозчика (иной организации) обязанности осуществления проверки у пассажира документов на право пересечения границы. Во-первых, потребуется подготовить огромное количество специалистов по профилю пограничного контроля. Во-вторых, создать оперативную систему информирования транспортных компаний об изменениях правил пропуска отдельных категорий лиц. В-третьих, создать условия по обеспечению транспортных компаний техническими средствами проверки документов. То есть для реализации данной меры потребуются баснословные финансовые затраты как со стороны государства, так и

частных компаний. Противоречие в данном случае следует из того, что, с одной стороны, нет реальной возможности реализовать на территории РФ указанные выше условия, с другой стороны, в каждом случае прибытия на пограничный контроль лица с недействительными документами формально образуется состав административного правонарушения, субъектом которого является собственник транспортного средства.

В настоящее время государством реализуется комплекс мер, направленных на увеличение объемов пропуска, одной из задач которого является снятие различного рода обременений для перевозчиков и упрощение процедуры пропус-ка1. Однако ст. 18.14 КоАП РФ вводит обязанность, в выполнении которой нет объективной необходимости. Так, независимо от того, будут ли транспортной компанией приняты все возможные меры по недопущению проникновения на транспортное средство и укрытия в нем посторонних лиц, или не будет вообще ничего предприниматься, пограничные органы в любом случае обязаны, согласно абзаца 5 ст. 11 Закона «О Государственной границе РФ», осуществить досмотр транспортного средства в целях обнаружения и задержания нарушителей границы.

Учитывая вышеизложенное, очевидно противоречие ст. 18.14 КоАП РФ положениям Закона «О Государственной границе», а также интересам государства, общества и личности в пограничной сфере. Данное обстоятельство указывает на необходимость исключения ст. 18.14 из КоАП РФ. Вместе с тем исключение рассматриваемой статьи не нанесет ущерб интересам охраны границы, так как предусмотренные ее диспозицией общественные отношения охватываются ч. 5 ст. 33 (пособничество) и ст. 322 УК РФ.

Рассматривая вопрос правовой защиты режима государственной границы, необходимо также выделить признаки, разграничивающие составы преступления и административного правонарушения.

Исходя из положений ст. 11 Закона «О Государственной границе РФ» основанием для признания законности пересечения границы либо получения разрешения на выезд из России является наличие действительных документов. Соответственно деяние, выраженное в попытке въезда (выезда) без действительных документов или предъявление на паспортный контроль недействительных документов и (либо) визы (иного разрешения) будет являться покушением на установленный порядок пропуска через Государственную границу РФ. Действительность документа и разрешения определяется следующими параметрами: соответствие описанию, утвержденному Постановлением правительства РФ, или описанию, полученному по линии Министерства иностранных дел

1 См.: Проничев В.Е. О мерах по совершенствованию нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы защиты и охраны Государственной границы российской Федерации // Право и безопасность. 2005. № 2(15).

РФ; действительность срока действия, в том числе и визы; виза должна быть выдана к предъявляемому документу, а стикерная виза вклеена на страницу, «погашенную» печатью консульского учреждения выдавшего разрешение на пропуск в РФ. Соответствие описанию подразумевает, что документ имеет строго определенные размеры, количество страниц и все степени защиты (голограммы, ламинированные покрытия, водяные знаки, рисунки, иллюмини-стирующие в ультрафиолетовых лучах, специальные шрифты и «дефекты» и т.д.); имеет все необходимые реквизиты; прошит соответствующей нитью; обложка изготовлена из соответствующего материала и имеет нужный цвет, рисунок и надписи; имеет место для простановки даташтампа; не деформирован вследствие воздействия высокой температуры, жидкостей, огня и т.д. При предъявлении документов с вышеуказанными дефектами документ в зависимости от степени и характера повреждений может быть признан недействительным либо поддельным. Наравне с данной категорией недействительными для пересечения границы признаются документы, выданные предъявителю в установленном порядке, но на чужие установочные данные, а также документы, принадлежащие третьему лицу.

Главным критерием, разграничивающим преступление и правонарушение, совершенные в кабине паспортного контроля, будет являться вина. Преступление характеризуется прямым умыслом, а административное правонарушение неосторожностью в виде легкомыслия. Имея умысел незаконно въехать в Россию или выехать с ее территории, на стадии подготовки злоумышленники подыскивают орудие преступления, в основном тремя способами:

— берут документ у знакомых (родственников) похожих внешне и по возрасту;

— берут чужой паспорт и меняют в нем фотографию на свою либо вносят в свой паспорт чужие установочные данные;

— обращаются в компетентные органы за документами, указывая в заявлении чужие установочные данные и прилагая свою фотографию.

Реализуя преступный умысел, предъявляют подложный (поддельный) документ на паспортный контроль. Административные деликты характеризуются тем, что на паспортный контроль предъявляются документы, удостоверяющие личность, с истекшим сроком действия либо просроченной более чем на 3 суток визой (иным разрешением). Неосторожная форма вины вызвана тем, что лица, имея действительные документы, удостоверяющие личность, полагают, что этого достаточно для законного пересечения границы. Чаще всего административное правонарушение совершается иностранными гражданами, которые пытаются выехать из России по просроченной визе, ошибочно полагая, что для выезда достаточно в пункте пропуска оплатить штраф за нарушение режима пребывания в РФ.

Таким образом, защита режима Государственной границы РФ нормами уголовного и административного права сопряжена с рядом проблем. Существующие противоречия в большей степени связаны с несовершенством нормативно-правового регулирования порядка пропуска через Государствен-ную границу РФ, а также пробелами и коллизиями, содержащимися в Уголов-ном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях. Ликвидация выяв-ленных противоречий позволит усовершенствовать процедуру пропуска через границу и механизм привлечения к ответственности за нарушение установленных правил пересечения Государственной границы РФ в соответствии с принципами российского законодательства и интересами общества.

*

Н.В. Виноградова

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА

ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: информация, право на информацию, защита информации, правонарушения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Защита прав и свобод человека и гражданина является стадией их реализации, и, учитывая, что в отношении прав человека полемики практически нет, а дискуссии касаются преимущественно их защиты, ст. 18 Конституции РФ в полной мере распространяется на сферу защиты прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, можно констатировать, что такая защита определяет деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. В данном случае применен функциональный и уровневый критерии группировки правозащитных субъектов. Каждый из названных частных субъектов самостоятелен в реализации данной обязанности в пределах установленной законом компетенции. Значимость ст. 18 Конституции России в регулировании защиты прав и свобод человека и гражданина трудно переоценить, поэтому логичнее было бы установить статью

* Заместитель начальника отдела Следственного комитета при МВД России.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 447-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 468-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 504-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 15 июня 2006 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2006 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ, вступившего в силу по истечении месяца со дня официального опубликования)

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 105-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу через три месяца со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 1996 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 августа 1994 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 7. Определение режима Государственной границы Республики Казахстан

Режим Государственной границы Республики Казахстан устанавливается с целью регулирования всех вопросов, связанных с взаимоотношениями Республики Казахстан и сопредельных государств на границе. Он регламентирует порядок пересечения Государственной границы Республики Казахстан, плавания и пребывания казахстанских и иностранных невоенных судов и военных кораблей в казахстанской части вод пограничных рек и иных водоемов, их захода и пребывания во внутренних водах Республики Казахстан, содержание Государственной границы Республики Казахстан, ведение различных работ, промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности на Государственной границе Республики Казахстан. Режим Государственной границы определяется настоящим Законом, актами Президента и Правительства Республики Казахстан и международными договорами.

Примечание

Статья 8. Содержание Государственной границы Республики Казахстан

Содержание Государственной границы Республики Казахстан осуществляется в соответствии с актами о демаркации Государственной границы и другими документами, определяющими ее прохождение на местности.

Примечание

Порядок содержания Государственной границы Республики Казахстан, не установленный международными договорами Республики Казахстан, определяется Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

Статья 9. Пересечение Государственной границы Республики Казахстан

Примечание

1. Железнодорожное, автомобильное, морское, воздушное и иное сообщение через Государственную границу Республики Казахстан осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, определяемых Правительством Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан.

2. В пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан создаются контрольно — пропускные пункты Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, таможенных и других органов, осуществляющих контроль на Государственной границе Республики Казахстан.

3. Невоенные суда и военные корабли пересекают Государственную границу Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

4. Воздушные суда пересекают Государственную границу Республики Казахстан в специально выделенных воздушных коридорах входа (выхода) в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Пролет Государственной границы Республики Казахстан вне воздушных коридоров допускается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 10. Вылет (выход), посадка (заход) невоенных воздушных (морских) судов

Примечание

Вылет казахстанских и иностранных воздушных судов из Республики Казахстан, а также посадка в Республике Казахстан производятся в аэропортах (на аэродромах), открытых для международных полетов, где имеются контрольно — пропускные пункты Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и таможенные органы. Иной порядок вылета и посадки воздушных судов допускается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Примечание

Иностранные невоенные суда могут заходить на рейды и в порты Республики Казахстан, открытые для захода таких судов. Перечень открытых для захода иностранных невоенных судов рейдов и портов, порядок захода и пребывания в них — производства грузовых и пассажирских операций, сообщения судов с берегов, схода на берег членов экипажа судна, посещение судов лицами, не являющимися членами экипажа судна, и другие правила, связанные с заходом иностранных невоенных судов во внутренние воды и порты Республики Казахстан, в казахстанскую часть вод пограничных рек и иных водоемов и пребыванием в этих водах, устанавливаются законодательством Республики Казахстан.

Примечание

Иностранные невоенные суда и военные корабли во время плавания и пребывания в территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан обязаны соблюдать правила радиосвязи, навигационные, портовые, таможенные, экологические, санитарные и иные правила. Иностранные невоенные суда и военные корабли в случае вынужденного захода в территориальные воды (море), внутренние воды Республики Казахстан или в случае вынужденного несоблюдения правил плавания и пребывания в этих водах обязаны немедленно сообщить об этом администрации ближайшего порта Республики Казахстан.

Примечание

Любая промысловая, исследовательская и изыскательская деятельность иностранных летательных аппаратов, невоенных судов и военных кораблей в территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан запрещается, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан или на основании международных договоров Республики Казахстан.

Примечание

В территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан решением государственных органов Республики Казахстан могут быть установлены районы, в которых временно запрещается плавание и пребывание казахстанских и иностранных невоенных судов и военных кораблей.

Примечание

Об определении таких районов объявляется в установленном порядке.

Запрещаются:

заход иностранных судов и казахстанских судов загранплавания в порты Республики Казахстан, посадка иностранных и казахстанских воздушных судов в аэропортах (на аэродромах) Казахстана, в которых отсутствуют пункты пропуска через границу;

выход (вылет) из таких портов (аэропортов, аэродромов), не открытых Правительством Республики Казахстан для международных сообщений, казахстанских морских, речных и воздушных судов (кораблей) для следования за границу; остановка транспортных средств, высадка людей, выгрузка предметов и животных вне пунктов пропуска;

спуск на воду плавающих средств, подъем в воздух летательных аппаратов с транспортных средств и прием их на транспортные средства, нахождение средств в подводном положении, подход их к казахстанским берегам, ведение морского (речного) промысла при следовании от границы в пункты пропуска через границу и обратно;

осуществление других действий, запрещенных законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан.

Примечание

Исключением из этих правил являются случаи вынужденного пересечения границы при стихийных бедствиях, катастрофах и авариях, проводке судов, кораблей во льдах, а также при оказании помощи людям, судам, летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

При вынужденных посадках (заходах) казахстанских и иностранных воздушных (морских) судов в непредусмотренных местах пограничный контроль осуществляют органы национальной безопасности Республики Казахстан, а таможенный контроль — таможенные органы совместно с администрацией аэропортов (аэродромов), морских и речных портов с уведомлением ближайших частей (подразделений) пограничного контроля Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и других государственных органов Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Примечание

Статья 11. Контроль при пересечении Государственной границы Республики Казахстан

Примечание

Лица, транспортные средства, грузы и товары при пересечении Государственной границы Республики Казахстан подлежат пограничному, таможенному и другим видам контроля, установленным законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 12. Пропуск лиц, транспортных средств, грузов и товаров через Государственную границу Республики Казахстан

Примечание

1. Пропуск лиц, транспортных средств, грузов и товаров через Государственную границу Республики Казахстан осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, установленных Правительством Республики Казахстан и международными договорами.

2. Пропуск лиц, следующих через Государственную границу Республики Казахстан, осуществляется частями и подразделениями пограничного контроля Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по документам, предоставляющим право пересечения Государственной границы Республики Казахстан.

3. Пропуск транспортных средств, грузов и товаров через Государственную границу Республики Казахстан осуществляется таможенными и другими государственными органами совместно с Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

4. В соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, может быть установлен иной порядок пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров через Государственную границу Республики Казахстан.

Статья 13. Порядок осуществления хозяйственной деятельности на Государственной границе Республики Казахстан

Ведение на Государственной границе Республики Казахстан гражданами Казахстана, иностранцами, лицами без гражданства хозяйственной, промысловой, исследовательской, изыскательской и иной, в том числе совместной, деятельности производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан и осуществляется таким образом, чтобы обеспечивался надлежащий порядок на Государственной границе Республики Казахстан.

Примечание

Порядок осуществления всех видов хозяйственной деятельности на Государственной границе Республики Казахстан устанавливается Правительством Республики Казахстан по представлению Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

Статья 14. Нарушители режима Государственной границы Республики Казахстан

Нарушителями режима Государственной границы Республики Казахстан признаются:

лица, нарушившие порядок содержания Государственной границы Республики Казахстан, ведения различных работ, промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности на Государственной границе;

Примечание

лица, нарушившие порядок пересечения Государственной границы Республики Казахстан при ведении различных работ, промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности на границе, осуществляющие контакты через Государственную границу Республики Казахстан в неустановленном порядке;

Примечание

казахстанские и иностранные невоенные суды и военные корабли, нарушившие порядок плавания и пребывания в территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан и в казахстанской части вод пограничных рек и иных водоемов, ведущие различные работы, промысловую, исследовательскую, изыскательскую и иную деятельность на Государственной границе Республики Казахстан;

Примечание

иностранные невоенные суда и военные корабли, нарушившие порядок плавания и пребывания во внутренних водах и портах Республики Казахстан;

воздушные суды и другие летательные аппараты Республики Казахстан и сопредельных государств, нарушившие правила и порядок полетов при проведении аэрофотосъемок и иной деятельности на Государственной границе Республики Казахстан.

Статья 15. Нарушители Государственной границы Республики Казахстан

Нарушителями Государственной границы Республики Казахстан являются:

лица, пересекшие или пытающиеся пересечь Государственную границу Республики Казахстан любым способом вне пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан или в пунктах пропуска через нее, но с нарушением установленных правил ее пресечения;

лица, проникшие или пытающиеся проникнуть на иностранные или казахстанские средства заграничного следования с целью незаконного выезда из Республики Казахстан;

иностранные невоенные суда и военные корабли, зашедшие в территориальные воды (море) или внутренние воды Республики Казахстан, а также в казахстанскую часть вод пограничных рек и иных водоемов в нарушение установленных правил захода в эти воды. Иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства являются нарушителями Государственной границы Республики Казахстан и в тех случаях, когда они пересекают Государственную границу Республики Казахстан в подводном положении или находятся в этом положении во время плавания и пребывания в водах Республики Казахстан;

Примечание

воздушные суда и другие летательные аппараты, пересекшие Государственную границу Республики Казахстан без соответствующего разрешения или совершившие иные нарушения правил перелета через Государственную границу Республики Казахстан.

Нарушением Государственной границы Республики Казахстан является также пересечение ее любыми другими техническими и иными средствами без надлежащего на то разрешения или в нарушение установленного порядка.

Статья 16. Пограничные представители Республики Казахстан

Для решения вопросов, связанных с поддержанием режима Государственной границы Республики Казахстан, взаимного обмена информацией об обстановке, а также для урегулирования пограничных инцидентов на определенных участках Государственной границы Республики Казахстан из числа офицеров Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан в установленном порядке назначаются пограничные представители Республики Казахстан.

Примечание

Пограничные представители Республики Казахстан руководствуются законодательством Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан.

Не урегулированные пограничными представителями вопросы разрешаются по дипломатическим каналам.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Временная контрольная линия Эстонии, или государственная граница, и ее определение урегулированы в Законе о государственной границе. Государственная граница – непрерывная и замкнутая воображаемая линия и проходящая вдоль нее вертикальная поверхность, ограничивающая территорию, территориальные воды, принадлежащие Эстонии части пограничных водоемов, недра и воздушное пространство Эстонии.

Пограничная полоса – территория шириной 10 метров, проходящая по суше параллельно государственной границе и расположенная в сторону внутренней территории от пограничной линии. Различают два типа пограничной полосы: геометрическая (прямая линия между двумя точками) и орографическая (природная). Пограничной полосой на природной границе является внутренняя территория шириной до 10 метров до объединяющей направленные в сторону внутренней части территории изгибы пограничной реки, ручья или дороги прямой исходной линии и параллельная ей.

На пограничной полосе запрещена любая деятельность, которая не связана с содержанием в порядке и контролем пограничных знаков и пограничной полосы, а также охраной государственной границы или пересечением внутренней границы. На пограничной полосе разрешается также пребывание лиц, осуществляющих заказанные Департаментом полиции и пограничной охраны строительные или сервисные работы.

Временная контрольная линия – непрерывная воображаемая линия и проходящая вдоль нее вертикальная поверхность, отделяющая входящую в юрисдикцию Эстонии территорию Эстонии от не входящей в ее юрисдикцию части Эстонии. Координаты временной контрольной полосы устанавливаются постановлением Правительства республики. В понятии Закона о государственной границе контрольная линия равноценна государственной границе.

Для охраны государственной границы полиция может беспрепятственно передвигаться пешком и на транспортных средствах по граничащим с государственной границей и пограничными водоемами или ведущим к ним временным и частным дорогам, а также береговой полосе без согласия собственника или владельца. Лицо, осуществляющее по заказу ДППО строительные или сервисные работы, обязано согласовать использование временных и частных дорог с их собственником или владельцем.

Обстоятельства обеспечения пограничного режима

Полиция имеет право ограничивать передвижение и пребывание лиц на приграничной территории.

Все лица должны письменно согласовывать с ДППО проводимые ими на расстоянии менее 5 километров от внешней границы взрывные работы, учения, соревнования, облавы и прочие мероприятия, которые могут препятствовать охране государственной границы или нарушать пограничный покой. На пограничных водоемах запрещается использование ядовитых и радиоактивных веществ. Пограничный покой нарушает любая деятельность, воздействие которой может пересекать государственную границу или препятствовать охране государственной границы. Все планируемые на пограничной полосе или поблизости от нее работы необходимо предварительно согласовать и как можно точнее определить место проведения работ (например, номер недвижимости, номер пограничного столба).

Лицо, осуществляющее работы вблизи государственной границы (в том числе временной контрольной линии) или на пограничной полосе, должно предъявить по требованию полицейского (пограничного) чиновника удостоверяющий личность документ и разрешить на месте осмотреть себя, свои вещи и транспортное средство. При необходимости полицейский чиновник может доставить лицо в служебные помещения.

Пребывание вблизи зоны пограничного режима и государственной границы обозначено соответствующими знаками. Согласно постановлению министра внутренних дел № 28 от 06.05.2015 «Форма, конструкции, элементы и размеры знаков, упрощающих обеспечение охраны государственной границы, пограничного контроля и пограничного режима, и порядок их установки».

Вблизи пограничной полосы установлены следующие предупредительные знаки:

Важные ссылки

Регистрация выхода на водоем

Памятка для лица, запускающего беспилотный летающий аппарат, в том числе дрон

Запуск дронов

Ходатайство о разрешении на полеты

Закон о государственной границе

Информация об изменениях:

Статья 9 изменена с 27 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 270-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 9. Пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами

Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

ГАРАНТ:

См. постановление Правительства РФ от 14 февраля 1997 г. N 163

Требования к обозначению и оборудованию участков путей международного железнодорожного, автомобильного сообщения от Государственной границы до пункта пропуска через Государственную границу устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пограничным органам предоставляется право пользования по согласованию с властями сопредельных с Российской Федерацией государств иным порядком пересечения Государственной границы военнослужащими этих органов и другими лицами при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы.

Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Судоходство на пограничных реках, озерах и иных водных объектах с пересечением Государственной границы без захода в порты (на рейды) Российской Федерации и сопредельных государств регулируется договорами Российской Федерации с сопредельными государствами.

Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, российские суда при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, при плавании в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов без захода в порты (на рейды) Российской Федерации обязаны выполнять следующие требования пограничных органов:

показать свой флаг, если он по какой-либо причине не был поднят;

изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения;

сообщить о целях захода на территорию Российской Федерации;

другие требования, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судам, указанным в части седьмой настоящей статьи, при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно запрещаются (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации):

а) заход в порты (на рейды) Российской Федерации, не открытые Правительством Российской Федерации для захода иностранных судов;

б) заход в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения;

в) остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения;

г) другие действия, запрещенные законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 306 запрещается транзитный пролет через территорию Российской Федерации воздушных судов, перемещающих вооружение, военную технику и военное имущество, без совершения посадки на территории Российской Федерации

Воздушные суда пересекают Государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством Российской Федерации и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение Государственной границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме случаев, указанных в частях одиннадцатой и пятнадцатой настоящей статьи, допускается только по разрешению Правительства Российской Федерации.

Воздушным судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство Российской Федерации запрещаются (кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом):

а) посадка в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых Правительством Российской Федерации для международных полетов;

б) вылет из аэропортов, с аэродромов Российской Федерации, не открытых Правительством Российской Федерации для международных полетов. В отдельных случаях при выполнении специальных международных полетов вылет воздушных судов из Российской Федерации, а также их посадка после влета в Российскую Федерацию могут производиться в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых для международных полетов, только по разрешениям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области использования воздушного пространства Российской Федерации, согласованным с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области безопасности, обороны, таможенного дела, осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

О порядке осуществления вылетов воздушных судов, перевозящих продукцию военного назначения, а также летательных аппаратов, являющихся продукцией военного назначения, из аэропортов (с аэродромов), не открытых Правительством РФ для международных полетов, см. постановление Правительства РФ от 16 апреля 2008 г. N 280

в) залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения;

г) другие действия, запрещенные законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

Российские воздушные суда, осуществляющие доставку людей, грузов и товаров с территории Российской Федерации на искусственные острова, установки и сооружения, расположенные в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации, либо с указанных искусственных островов, установок и сооружений на территорию Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу вне выделенных воздушных коридоров без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанным российским воздушным судам запрещается осуществлять влет в воздушное пространство иностранных государств, посадку (прием на борт) лиц, прошедших пограничный контроль при убытии с территории Российской Федерации, а также лиц, не прошедших пограничный контроль при прибытии на территорию Российской Федерации, выгрузку (погрузку) любых грузов, товаров, валюты, животных на суда (с судов), в отношении которых осуществлен пограничный и таможенный контроль при убытии с территории Российской Федерации, а также на суда (с судов), в отношении которых не осуществлен пограничный и таможенный контроль при прибытии на территорию Российской Федерации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации или не вызвано необходимостью спасания людей, судов либо другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых командир российского воздушного судна незамедлительно информирует пограничные и таможенные органы.

При выполнении полетов между территорией Российской Федерации и искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации, вылет воздушных судов с территории Российской Федерации и их посадка после влета на территорию Российской Федерации могут производиться с аэродромов, вертодромов и посадочных площадок Российской Федерации, в том числе не открытых для международных полетов.

В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также по просьбе иностранных государств решением Правительства Российской Федерации пересечение Государственной границы на отдельных ее участках может быть временно ограничено или прекращено с уведомлением властей заинтересованных государств.

При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования (силы) пересекают Государственную границу для локализации и ликвидации таких ситуаций в порядке, определяемом международными договорами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации.

Не является нарушением правил пересечения Государственной границы вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, в том числе заход судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию Российской Федерации, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемые в силу следующих чрезвычайных обстоятельств:

несчастного случая;

аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна (в том числе воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;

сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;

буксировки поврежденного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;

доставки спасенных людей;

оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.

Капитан судна, командир военного корабля, командир воздушного судна в случае вынужденного пересечения Государственной границы или вынужденного несоблюдения определенных настоящим Законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, порядка пребывания в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах, в территориальном море и воздушном пространстве Российской Федерации обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского, речного порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые передают данную информацию в пограничные органы и Вооруженные Силы Российской Федерации, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского, речного судна или командира воздушного судна Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.

Часть семнадцатая (ранее пятнадцатая) утратила силу.

См. текст части семнадцатой (ранее пятнадцатой) статьи 9

Часть восемнадцатая (ранее шестнадцатая) утратила силу.

См. текст части восемнадцатой (ранее шестнадцатой) статьи 9

Части 19-26 утратили силу с 27 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 270-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Российским судам, в отношении которых осуществлен пограничный и таможенный контроль при убытии с территории Российской Федерации, и иностранным судам (за исключением иностранных судов, указанных в статье 9.1 настоящего Закона) запрещается заходить в зоны безопасности, установленные вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации, а также осуществлять высадку (посадку) людей, выгрузку (погрузку) любых грузов, товаров, валюты, животных на указанные искусственные острова, установки и сооружения, если иное не установлено Правительством Российской Федерации или не вызвано необходимостью спасания людей, судов либо другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых капитан судна незамедлительно информирует пограничные и таможенные органы.