Риски налоговых проверок

Оценка риска налоговой проверки (новые возможности «1С:Бухгалтерии 8»)

Узнать, насколько велики шансы проведения выездной налоговой проверки, компания может самостоятельно на основании показателей, разработанных ФНС. Критерии общедоступны, но разобраться в них не просто. Поэтому фирма «1С» решила автоматизировать этот процесс. О том, как с помощью «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0 проверить, насколько вероятна налоговая проверка, читайте в материале экспертов 1С.

Чтобы оценить вероятность выездной налоговой проверки, нужно проанализировать 12 показателей, которые содержатся в Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). О том, что проверка в ближайшее время возможна, просигнализирует, к примеру, низкий уровень (по сравнению со средним по отрасли) налоговой нагрузки предприятия, наличие убытков в отчетности, внушительные суммы налоговых вычетов по НДС, маленькая средняя заработная плата, частая смена налоговых инспекций и др.

Как видите, показателей, нуждающихся в анализе, много, и такая работа займет много человеко-часов. Упростить процесс самостоятельной оценки рисков поможет новый отчет Оценка рисков налоговой проверки, который появился в конфигурации «1С:Бухгалтерия предприятия 8» ред. 3.0. Найти его можно через раздел Отчеты в группе Анализ учета (рис. 1).

Рис. 1. «Оценка рисков налоговой проверки» в «Отчетах»

После открытия формы отчеты нужно выбрать период, который вы хотите проанализировать и нажать на кнопку Выполнить проверку. Программа выдаст вам результат (рис. 2).

Рис. 2. Результат проверки

В отчете результат оценки по каждому из критериев сопровождается пиктограммой одного из трех цветов. Зеленый цвет показывает, что критерий выдержан, то есть риск налоговой проверки непосредственно по этому критерию отсутствует; желтый – что отсутствуют данные для сравнения (определения критерия); красный – что критерий не выдержан и по данному параметру может быть назначена налоговая проверка (рис. 3, 4).

Рис. 3. Расшифровка показателя, анализирующего уровень вычета по НДС

Рис. 4. Детализация показателя рентабельности

Результаты отчета основываются на информации базы данных и уже созданных ранее регламентированных отчетах. Если такие отчеты еще не сформированы, это можно сделать непосредственно из отчета Оценка риска налоговой проверки. Учтите, что для формирования полноценного отчета, то есть для сравнения данных за несколько периодов, в информационной базе должны быть сведения соответствующих периодов. К примеру, чтобы получить достоверный отчет за 2014 год, необходимы данные за 2013 год.

При использовании данного отчета следует иметь в виду, что его алгоритм отвечает критериям, определенным в вышеуказанном нормативном документе, но при этом не является стопроцентным индикатором того, что проверка будет назначена. То же можно сказать и об обратной ситуации, когда все проверенные пункты соответствуют критериям. Данные отчета – это всего лишь ориентир для бухгалтера и руководителя, диагностика данных хозяйственной жизни организации и не служит гарантией назначения или не назначения выездной налоговой проверки.

ОБЩЕДОСТУПНЫЕ КРИТЕРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ В ПРОЦЕССЕ ОТБОРА ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ОТ 25.06.2007

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 1.

Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

По налогу на прибыль организаций.

Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:

1) Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) www.gks.ru.

2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.).

3) По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации).

4) Официальные Интернет-сайты Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Информация об адресах Интернет-сайтов Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части единого сельскохозяйственного налога.

Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

— доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов. В части упрощенной системы налогообложения. Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

— доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;

— средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;

— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;

— предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 24,8 млн. рублей.

В части единого налога на вмененный доход.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:

— площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;

— площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв. метров;

— количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;

— общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

По налогу на доходы физических лиц.

Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 НК РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного п. п. 4 п. 1 статьи 31 НК РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 2.

В части налога на прибыль организаций:

Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

Приложение 1
к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков
для налогоплательщиков, используемым
налоговыми органами в процессе
отбора объектов для проведения
выездных налоговых проверок

Вид экономической деятельности Налоговая нагрузка, %
1 2
Всего 11,6
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — всего 5,5
Рыболовство, рыбоводство 13,7
Добыча полезных ископаемых — всего 45,1
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего 49,4
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 14,4
Обрабатывающие производства — всего 7,2
производство пищевых продуктов, включая напитки 13,1
текстильное и швейное производство 5,7
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 4,9
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 3,5
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 3,7
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 12,5
производство кокса и нефтепродуктов 3,2
химическое производство 4,4
производство резиновых и пластмассовых изделий 4,7
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 8,9
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 6,7
производство машин и оборудования 11,8
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 7,8
производство транспортных средств и оборудования 5,5
прочие производства 4,8
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды — всего 7,3
производство, передача и распределение электрической энергии 7,0
производство и распределение газообразного топлива 4,2
производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 1,1
Строительство 11,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3,8
Гостиницы и рестораны 10,7
Транспорт и связь — всего 11,7
из него — деятельность железнодорожного транспорта 8,1
связь 16,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 18,2
Образование 42,6
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 37,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 16,8
из них — деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 15,3

Приложение 2
к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков
для налогоплательщиков, используемым
налоговыми органами в процессе
отбора объектов для проведения
выездных налоговых проверок

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАННЫХ ТОВАРОВ, ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ И АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2006 ГОДУ, В ПРОЦЕНТАХ

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг <*> Рентабельность активов <**>
1 2
Всего в том числе: 14 9,3
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 9,0 4,0
рыболовство, рыбоводство 7,4 6,5
добыча полезных ископаемых 30,9 16,5
в том числе:
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 29,5 16,5
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 41,8 16,3
из нее добыча металлических руд 50,9 17,6
обрабатывающие производства 15,9 15,1
из них:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 9,3 7,3
текстильное и швейное производство 3,4 2,7
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 6,5 4,0
обработка древесины и производство изделий из дерева 5,3 2,4
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 13,1 11
в том числе:
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий 15,5 11,7
из них
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 8,2 9,1
производство кокса и нефтепродуктов в 17,9 24,3
том числе:
производство кокса 13,9 19,4
производство нефтепродуктов 17,9 24,4
химическое производство 17,0 14,2
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,9 12,7
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 19,7 17,2
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 31,9 25,7
том числе:
металлургическое производство 36,3 27,8
производство готовых металлических изделий 7,2 7
производство машин и оборудования 8,8 6,5
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 9,9 8,3
производство транспортных средств и оборудования 6,3 3,1
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,8 3,1
из них производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды 3,8 3,3
из них:
производство, передача и распределение электроэнергии 5,8 3,0
производство и распределение газообразного топлива 3,2 11,8
строительство 5,6 4,0
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 11,5 9,9
в том числе:
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 5,3 13,7
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 14,1 10,0
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 4,9 7,3
гостиницы и рестораны 16,3 12,6
транспорт и связь 14,3 5,0
из них:
деятельность железнодорожного транспорта 6,7 1,4
транспортирование по трубопроводам 19,7 10,5
связь 33,5 13,4
финансовая деятельность 17,6 3,9
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 11,6 3,6
из них
научные исследования и разработки 11 5,1
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 1,0 8,6
образование 6,6 6,2
здравоохранение и предоставление социальных услуг 7,2 5,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 12,4 8,2
из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 17,7 22,3

<*> Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг — соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный — имеет место убыточность.

<**> Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный — имеет место убыточность.

Утверждены критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) налоговой проверки

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Утверждены критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) налоговой проверки

В соответствии с пунктом 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса и статьей 137 Налогового кодекса совместным приказом Министра финансов РК от 28 ноября 2018 года № 1030 и Министра национальной экономики РК от 28 ноября 2018 года № 86 утверждены критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска (далее — Критерии оценки).

Критерии оценки степени риска для налоговых проверок формируются посредством объективных и субъективных критериев.

В целях определения объективных критериев проводится группировка и распределение субъектов (объектов) налоговой проверки по степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).

К высокой степени риска относятся следующие субъекты (объекты) налоговой проверки:

1) налогоплательщики, зарегистрированные в качестве юридических лиц.

Для структурных подразделений критерий оценки степени риска рассчитывается по юридическому лицу.

2) налогоплательщики, по которым период, не охваченный комплексной проверкой по вопросам исполнения налогового обязательства, равен трем годам и более.

Для налогоплательщиков, состоящих на мониторинге крупных налогоплательщиков, период равен четырем годам и более.

К налогоплательщикам, отнесенным к высокой степени риска по объективным критериям, применяются субъективные критерии.

По показателям степени риска субъект (объект) налоговой проверки относится:

1) к высокой степени риска — при показателе вероятности свыше 51%;

2) не отнесенной к высокой степени риска — при показателе вероятности 51% и ниже.

Налоговые проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени риска, исходя из приоритетности субъектов (объектов) с наибольшим показателем вероятности.

Совместный приказ вводится в действие с 10 декабря 2018 года, при этом совместный приказ Министра финансов РК от 20 февраля 2018 года № 251 и и. о. Министра национальной экономики РК от 24 февраля 2018 года № 74 признается утратившим силу.

Оценка риска налоговой проверки

В настоящее время существует двенадцать критериев, по которым налоговые органы осуществляют мониторинг организаций для составления плана выездных налоговых проверок. Руководители организаций, у которых нет ни одного попадания в перечень критериев, скорее всего, могут не ждать визита налоговой инспекции. Отметим и то, что наличие несоответствий требованиям налоговых органов также совсем не обязательно должно повлечь за собой проверку. Налоговые инспекторы понимают, что организации с проблемными показателями могут оказаться законопослушными налогоплательщиками, и, вполне возможно, ограничатся объяснениями с организацией, которые ей необходимо подготовить заранее.

Организации и самой выгодно систематически анализировать свою финансово-хозяйственную деятельность, используя следующие предложенные методики по каждому критерию, которые в большей степени распространяются на организации, применяющие общий режим налогообложения.

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Данный критерий применяется только для организаций, использующих общий режим налогообложения.

Нагрузка определяется в процентах как соотношение суммы уплаченных налогов к выручке организаций (форма N 2 «Отчет о прибылях и убытках», стр. 2110, графа 3) без учета НДС и акцизов. В расчет не включаются страховые взносы в Пенсионный фонд и на «травматизм», а также налоги, которые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент (НДФЛ и удержанный с других лиц НДС).

Уровни среднеотраслевых налоговых нагрузок опубликованы в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Следует отметить, что в расчете используются суммы уплаченных, а не начисленных налогов. Поэтому рекомендуем проводить сверки с налоговым органом, чтобы деньги организации не «висели в невыясненных поступлениях», а были учтены налоговым инспектором при расчете критерия.

Пример. В 2010 г. ООО «Солнце» уплатило налоги в сумме 200 тыс. руб., выручка организации составила 3 млн руб. Следовательно, налоговая нагрузка составит 6,67% (200 тыс. руб. : 3 млн руб. x 100%).

Основной вид деятельности ООО «Солнце» — сельское хозяйство. Средняя нагрузка для данной отрасли в 2010 г. — 4,2%.

Получается, что налоговая нагрузка общества выше среднеотраслевой. Если данный показатель будет меньше, то в отношении организации может быть проведена выездная проверка.

2. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2 календарных лет и более. Налоговые органы считают, что убыток в финансово-хозяйственной деятельности без выраженных в течение нескольких календарных лет тенденций к его погашению или уменьшению — это наиболее вероятный признак искажения показателей деятельности организации с целью занижения суммы налогов.

При организации бизнеса убытки безусловно возможны, но «работать» с ними можно только до тех пор, пока организация выходит на запланированные обороты.

Пример. По итогам 2010 г. ООО «Солнце» получило убыток, в связи с чем налоговая инспекция попросила представить объяснения. Проанализировав структуру своих расходов, было составлено следующее пояснение: «Организация в 2010 г. развивала новое направление продаж. Для того чтобы занять определенную нишу на рынке, организацией была проведена большая работа по поиску потенциальных клиентов, для чего был создан новый отдел и увеличен штат сотрудников, что привело к увеличению расходов на оплату труда. Были привлечены заемные средства, что повлекло за собой появление расходов на уплату процентов». Налоговый инспектор принял пояснения и в план проверок на 2011 г. ООО «Солнце» не включил.

3. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев. Данный критерий рассчитывается на основании данных налоговой декларации по НДС и представляет собой отношение общей суммы НДС, подлежащей вычету (графа 3 стр. 220 разд. 3 декларации по НДС), к сумме начисленного НДС (графа 5 стр. 120 разд. 3 декларации по НДС), умноженное на 100%. Результат не должен быть больше 89%.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Данный критерий подразумевает проверку двух показателей:

а) налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов.

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателей за прошлый и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются на основании налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

При этом необходимо проанализировать структуру доходов и расходов и выяснить причины расхождений.

Причины могут быть следующими: цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырье и комплектующие; рост заработной платы персонала, коммунальных расходов; уплата процентов по привлеченным займам и (или) кредитам и др.;

б) пропорция между расходами и доходами, отраженными в налоговой и финансовой отчетности, должна сохраняться.

«Бухгалтерские» доходы и расходы определяются из формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» суммированием строк (2110, 2320, 2310, 2340) и (2120, 2210, 2220, 2330, 2350) графы 4 соответственно. Затем полученные итоги сопоставляются.

Если есть несоответствия, то они могли возникнуть из-за различий в отражении хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете (например, разные оценки ТМЦ, способы начисления амортизации основных средств, формирование резервов и др.). Правила ведения бухгалтерского и налогового учета устанавливаются в приказе об учетной политике организации, принимая во внимание специфику ее хозяйственной деятельности.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации предлагается получать из органов статистики (в частности, с официальных интернет-сайтов, из статистических сборников и по запросам), а также из органов ФНС России.

Если данный критерий заинтересовал налоговые органы, необходимо представить максимальное количество фактов и документов, показывающих оправданность невысоких доходов работников. Причиной низкой заработной платы могут служить: неполный рабочий день сотрудников (это должно быть видно из табелей учета рабочего времени); недолгий опыт работы в организации; низкая квалификация работников (об этом, в частности, свидетельствует трудовой стаж).

Расчет средней заработной платы производится следующим образом:

Средняя з/п = Фонд оплаты труда : Средняя численность x Количество месяцев расчетного периода.

6. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Относительно данного кредита налоговые органы ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», в соответствии с которым:

налоговая выгода может быть признана необоснованной, если для целей налогообложения учтены операции, проведенные не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);

налоговая выгода не может быть признана обоснованной и в случаях, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной деятельности.

Сформулированы критерии, по которым судьи арбитражных судов могут прийти к выводу о необоснованности налоговой выгоды:

невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных им операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности за неимением управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций;

совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Как видим, приведенные высшей судебной инстанцией формулировки весьма неоднозначны. Налоговые органы могут истолковать их так, как им удобно. Однако в то же время суд может не согласиться с мнением инспекторов и признать правоту налогоплательщика.

Другими словами, необходимо убедить суд в том, что «спорный» факт хозяйственной деятельности действительно имел место, т.е. его осуществление было обеспечено наличием достаточного времени, оборудования соответствующей мощности, материалов, площадей для хранения, транспортных средств, трудовых ресурсов. Все процессы, отраженные в бухгалтерском учете должны представлять собой логичную, оправданную хозяйственной необходимостью цепь событий.

7. Непредставление налогоплательщиком пояснений относительно уведомления налогового органа о выявлении несоответствия в показателях деятельности.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налогоплательщик, получив уведомление налогового органа, обязан представить в течение пяти дней необходимые пояснения по изложенным в нем вопросам или внести в отчетность исправления. Основаниями для направления уведомления могут быть выявленные в ходе камеральной проверки следующие факты: ошибки в налоговой декларации (расчете); противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах; несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа.

Целесообразно не оставлять без внимания желание налогового органа разобраться в ситуации, не выезжая с проверкой в организацию. Необходимо поддерживать отношения с налоговой инспекцией на расстоянии, это в интересах самой организации.

8. Неоднократная (2 раза и более) «миграция» между налоговыми органами.

Данный критерий не предусматривает смену адресов вообще. Он подразумевает смену адресов в моменты проведения выездных налоговых проверок, причем с изменением места постановки на учет (переход в другую налоговую инспекцию).

Хотелось бы отметить, что «переезды» всегда настораживают налоговый орган. Помочь в работе с данным критерием должен реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), который позволяет отследить перемещения организаций.

Риск стать претендентом на выездную проверку традиционно остается у организации, которая указывает при регистрации в качестве адреса места нахождения так называемый адрес массовой регистрации.

9. Отклонение как минимум на 10% уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Два этих показателя рассчитываются по данным бухгалтерского учета (рентабельность продаж и рентабельность активов).

Полученные данные сравниваются со средними показателями по основному виду деятельности налогоплательщика, которые приведены в Приложении N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. При существенном отклонении (рентабельность налогоплательщика меньше среднеотраслевой на 10% и более) может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций за соответствующий период.

Рентабельность продаж. Рентабельность продаж рассчитывается как отношение величины сальдированного финансового результата от продаж (строка 2200 «Прибыль (убыток) от продаж» формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках») к полной себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (сумма строк 2120 «Себестоимость продаж», 2210 «Коммерческие расходы» и 2220 «Управленческие расходы» формы N 2).

Основными причинами низкой рентабельности продаж могут служить: маленькая торговая наценка; скидки или другие сбытовые мероприятия по привлечению клиентов; высокая конкуренция (нельзя продать товар дороже рыночной цены); значительное удорожание сырья; привлечение более квалифицированной рабочей силы и др.

Рентабельность активов. Под рентабельностью активов понимается соотношение сальдированного финансового результата (строка 2400 «Чистая прибыль (убыток)» формы N 2) и стоимости активов организации (средняя арифметическая величина валюты баланса на начало и на конец периода).

Причинами низкой рентабельности активов могут служить: большое количество непрофильных активов (социальные объекты, вспомогательные цеха и т.д.); большой объем дебиторской задолженности (неплатежи либо отсрочка платежей); наличие на балансе большого объема неликвидного имущества.

10. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Данный критерий раскрывает наиболее типичные схемы ухода от налогообложения. В Приложении N 5 к Приказу ФНС России N ММ-3-06/333@ приведены следующие четыре схемы.

  1. Схема связана с получением необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-однодневок. В цепочку хозяйственных связей включаются лица, не исполняющие свои налоговые обязательства. В результате этого создаются фиктивные расходы, уменьшающие прибыль для целей налогообложения, и необоснованно получаются вычеты по НДС.
  2. Схема популярна в организациях, работающих с недвижимостью (агентства недвижимости, инвесторы, страховые компании), — вексельная схема. Покупатель квартиры, заключивший договор инвестирования на строительство жилья, расплачивается с застройщиком (агентством недвижимости) векселем, приобретенным у организации, зависимой от застройщика. Это позволяет всем участникам незаконно минимизировать свои налоговые обязательства.
  3. Схема способствует получению необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной продукции (водки). Специфика данной схемы связана с тем, что налоговая нагрузка по акцизу при производстве из спиртосодержащей продукции гораздо ниже, чем при производстве из этилового спирта.
  4. Схема подходит организациям, штат которых наполовину состоит из инвалидов. Формально такая организация соответствует условиям, позволяющим быть освобожденной от уплаты НДС, но при этом такая организация производит продукцию силами не инвалидов, а персонала, привлеченного по договорам аутсорсинга.

Можно рекомендовать налогоплательщикам, у которых риски налоговой проверки достаточно высоки, но желающим их снизить, следующее: исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период, уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых для снижения рисков (уточнении налоговых обязательств), для того чтобы налоговый орган смог принять во внимание этот факт при отборе организаций для проведения выездных налоговых проверок.

Уведомить — это значит подать в свою инспекцию уточненные декларации по налогам за те периоды, в которых выявлено осуществление деятельности с высоким налоговым риском.

В дополнение к декларациям предлагается написать пояснительную записку (в Приложении N 5 к Приказу ФНС России N ММ-3-06/333@ приведена ее форма), из которой следует, что организацию призывают добровольно признаться в недостаточной осмотрительности при выборе контрагентов. Можно еще обратиться с просьбой к налоговому органу учесть «добровольное раскаяние», чтобы избежать проверки.

Надеемся, что обзор приведенных методик не только дал представление об объеме соответствующей работы, но и позволил вникнуть в ее суть и убедил в ее необходимости. Решившись на ведение такой аналитической работы, организация получает возможность:

регулярно занимаясь самоконтролем с помощью приведенных критериев, определить свой гибкий стиль общения с налоговым органом, в каких-то вопросах идти навстречу требованиям налогового инспектора, а в отношении других — уверенно держаться собственной позиции;

углубленно заняться налоговым планированием, заранее предвидя реакцию налоговых органов.

О.Ежова

Главный бухгалтер

ООО «Веда Плюс»