Рнп реестр недобросовестных

Содержание

Реестр недобросовестных поставщиков (сокращенно РНП) – интернет ресурс, публикующий сведения о неблагонадежных поставщиках, который ведет ФАС России.

Рынок государственных закупок является одним из самых крупных в России, общим ежегодным объемом около шести с половиной триллионов рублей, крупнее только корпоративные закупки с объемом в двадцать триллионов рублей. Такое колоссальное количество денежных средств естественным образом порождает крайне высокую конкуренцию среди участников закупок, в ходе которой не все представители бизнеса готовы использовать добросовестные методы борьбы.

Это чрезвычайно негативно влияет на общественные интересы, которые заключаются в исполнении государственного заказа в соответствии с установленными требованиями. Неисполнение победителем торгов взятых на себя обязательств приводит к невыполнению государством своих функций и обязанностей, формирует негативное представление общества о государстве, порождает социальные проблемы. Поэтому участники закупок, допустившие подобное поведение, вполне обоснованно должны быть отстранены от данного рынка. Механизмом, регулирующим данный вопрос, как раз и является рассматриваемый нами реестр недобросовестных поставщиков.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и для чего он нужен?

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это специальный информационный сервис, являющийся одним из элементов единой информационной системы в сфере закупок, адрес расположения которого в сети Интернет знаком многим участникам закупок — zakupki.gov.ru.

Становление реестра недобросовестных поставщиков берет свое начало в 2006 году, в период действия Закона о размещении заказа, он же 94-ФЗ. В то время реестр недобросовестных поставщиков создавался на базе официального сайта ФАС (Федеральной антимонопольной службы РФ) и действовал вплоть до конца 2015 года, поскольку Закон о контрактной системе внедрил РНП в механизм единого информационного ресурса о закупках – ЕИС, а сведения, включенные в старый реестр, были действительны в течение двух лет после включения.

При этом, несмотря на схожесть и единое место расположения на самом деле существует два реестра РНП – это реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ и реестр недобросовестных поставщиков 223-ФЗ.

Интересным моментом является тот факт, что реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ является намного более активно использующимся, в отличие от реестра недобросовестных поставщиков 223-ФЗ, поскольку в РНП 44-ФЗ на данный момент включены недобросовестные поставщики в количестве 9600 записей, а в РНП 223-ФЗ содержится всего 553 записи. Это смотрится весьма неоднозначно, учитывая, что рынок 223-ФЗ больше рынка госзаказа почти в пять раз, а список недобросовестных поставщиков меньше в семнадцать раз.

Это однозначно не свидетельствует о том, что участники в корпоративных закупках являются более добросовестными, нежели участники государственного заказа, скорее это говорит, о наличии строгих критериев признания поставщика недобросовестным, закрепленных 44-ФЗ, чего не имеется в 223-ФЗ.

При этом, несмотря на свое прямое предназначение, а именно не допуск участника на рынок государственных закупок, реестр недобросовестных поставщиков используется далеко не только государственными и муниципальными заказчиками. В силу того, что информация, содержащаяся в реестре, предоставляется безвозмездно и находится в открытом доступе, она активно используется всеми участниками бизнес-сообщества, для проверки своих контрагентов. Тщательное внимание РНП уделяют также и банки, при оценке своих потенциальных заемщиков, и формировании условий кредитования. Все это свидетельствует о том, что внесение записи об организации в РНП несет в себе огромные репутационные и финансовые риски. Соответственно необходимо знать условия и процедуры включения организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Но включение информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков не является окончательным и бесповоротным исключением организации с рынка госзаказа, поскольку Законом о контрактной системе предусмотрено, что установление требования об отсутствии информации об участнике в РНП устанавливается на усмотрение заказчика, и является его правом. Соответственно, если заказчик не устанавливает данное требование, то участник и не должен ему соответствовать. Так же иные неконкурентные способы закупок остаются для участника открытыми.

Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков?

Ведением реестра недобросовестных поставщиков занимается непосредственно Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации. Это стоит учитывать, поскольку многие ошибочно считают, что этим вопросом занимаются территориальные органы ФАС. Однако это не так. Территориальные органы рассматривают поступившее заявление о включении организации в РНП, принимают решение по данному заявлению и направляют в ФАС, где данное решение дополнительно проверяется и принимается окончательное решение о включении информации об организации в РНП. Официальный сайт ФАС при этом более не содержит актуального реестра, вся информация реестра недобросовестных поставщиков находится по адресу http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html. Полномочия ФАС по ведению РНП закреплены в части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Основания для включения сведений об участнике в РНП

Участникам закупок стоит помнить о том, что направление информации об участнике для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его злым умыслом, соответственно, даже если вины организации в допущении условий для направления информации нет, заказчик все равно должен направить эту информацию.

Соответственно основные усилия участника должны быть уже направлены не на взаимодействие с заказчиком, а на взаимодействие с территориальным органом ФАС, который и будет рассматривать ситуацию по существу.

Давайте теперь рассмотрим с вами основания для включения сведений об организации в рассматриваемый реестр.

Во-первых, информация об участнике включается в РНП, если он стал победителем торгов, но уклонился от подписания госконтракта, при этом такой контракт в итоге был подписан, но со следующим после победителя участником.

Во-вторых, если участник стал единственным допущенным к участию в торгах, но уклонился от заключения контракта, то есть не исполнил своих законом возложенных обязанностей, например, предоставил обеспечение с нарушением установленных условий, или не предоставил его вовсе.

В-третьих, если госконтракт с участником был расторгнут по решению суда. Здесь стоит учитывать, что нарушения со стороны контрагента должны быть предельно существенными, чтобы суд принял подобное решение.

Так же информация об участнике направляется в реестр недобросовестных поставщиков, если заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, и по итогу контракт был расторгнут по инициативе заказчика, в связи с нарушениями его положений контрагентом.

Поскольку в выше обозначенных случаях требуется направлять информацию в РНП при расторжении контракта, то стоит отметить, что при расторжении контракта по обоюдному согласию сторон, этого делать не потребуется, на что было дополнительно обращено внимание в письме Минэкономразвития РФ № Д28и-436 направленном 26.02.2016 г.

Таким образом, рассмотрев общие основания для включения сведений об участнике в реестр, стоит дополнительно оговариваться об исключениях из этих общих правил.

Так, не считается уклонившимся участник, чьей заявке был присвоен второй номер и соответственно информацию о таком участнике не направляется в реестр недобросовестных поставщиков. Именно такая позиция сформирована в письмах Министерства экономического развития и ФАС (письмо от 10.07.2015 г. № Д28и-1968, от 08.12.2014 г. № АЦ/50130/14).

Так же, если основания для включения в РНП возникли в отношении участника закупок, информация о котором уже содержится в реестре, то в таком случае, несмотря на абсурдность ситуации, заказчик все равно обязан направить информацию для включения ее в РНП.

Так же стоит отметить следующее. Обязанность по заключению контракта в соответствии с Законом о контрактной системе возникает только у победителя торгов, и у участника под вторым номером в случае проведения процедуры запроса котировок. У остальных участников торгов есть право отказаться от заключения контракта. Но что если данные участники согласились на заключение контракта, причем форма такого согласия не установлена, а впоследствии передумали и, например, не предоставили обеспечение контракта? Стоит ли направлять и включать информацию о таких участниках в реестр недобросовестных поставщиков? Данный вопрос является дискуссионным в профессиональных кругах и характерен только для Закона о контрактной системе, поскольку в 94-ФЗ были иные правила, для вторых участников заключение контракта было обязательным.

Помимо указанного, основные проблемы и сложности могут возникнуть у организаций с обеспечением исполнения контракта, поскольку любое неисполнение требования законодательства в этой сфере может повлечь включение в реестр. Помимо очевидного непредоставления обеспечения исполнения, существует так же несколько ситуаций, широко распространённых на практике, которые могут привести к включению участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Так, если организация предоставила обеспечение в виде перечисления денежных средств на счет заказчика и направила заказчику скан-копию платежного поручения, но денежные средства на момент подписания контракта не поступили на его счет, участник не признается надлежаще исполнившим свою обязанность по предоставлению обеспечения. Поэтому крайне рекомендуется заранее уточнять у заказчика по вопросу поступления денег на счет, и при возникновении такой ситуации немедленно обращаться в банк для скорейшего решения данной проблемы.

С банковской гарантией в качестве обеспечения исполнения контракта тоже есть сложности. Дело в том, что Закон о контрактной системе устанавливает ряд требований к ней, к которым банки относятся крайне негативно. Поэтому многие банки стараются включить в банковскую гарантию условия, которые помогут им в дальнейшем избежать исполнения своих обязанностей, и которые при этом противоречат требованиям законодательства. Так же подобные ошибки часто случаются по недосмотру банковских работников. В конечном итоге ответственность за данные нарушения понесет не банк, а контрагент. Поскольку если при проверке банковской гарантии заказчик выявит нарушение положений Закона 44-ФЗ, то для него это будет равнозначно не предоставлению обеспечения исполнения контракта, и соответственно информация об организации будет направлена в ФАС, что бы они произвели внесение в реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ информации о таком участнике.

Отдельно стоит отметить, про расторжение контракта по решению суда. Поскольку такое расторжение не во всех случаях может быть произведено по причине нарушения поставщиком существенных условий контракта, то и не все случаи такого расторжения могут повлечь включение информации о контрагенте в РНП.

Внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков: последовательность действий, информация

Сроки направления информации заказчиком в территориальный орган зависят от основания ее направления. Заказчику дается три рабочих дня после подписания контракта со вторым участником на то, чтобы направить информацию об уклонившемся победителе. И здесь стоит вспомнить о том, что заключение контракта для второго участника является правом, от которого он вполне может отказаться. В таком случае складывается ситуация при которой у заказчика отсутствует начало течения срока для направления информации в реестр недобросовестных поставщиков. Немного больше составляет срок, а именно пять рабочих дней, после истечения срока подписания контракта со стороны участника, если он в данный срок не подписал контракт. Так же 3 рабочих дня дается заказчику после расторжения контракта по вышеуказанным основаниям.

Заказчик направляет информацию в территориальный орган ФАС на бумажном носителе или в виде электронного документа. За неисполнение данной обязанности на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в сумме двадцать тысяч рублей. Информация, направляемая заказчиком и включаемая в РНП, содержит не только сведения об индивидуальном налоговом номере юридического или физического лица, но так же и сведения об учредителях юридического лица, членах его коллегиального органа.

Наличие оснований для направления информации в ФАС, еще не означает наличие оснований для включения сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков. Информация, направленная заказчиком, подлежит рассмотрению по существу специально созданной территориальным органом ФАС комиссией, которая может оценить доводы и принять решение о не включении информации о поставщике, если посчитает их достаточно уважительными и установит отсутствие признаков недобросовестности в действиях участника.

Например, если участник не подписал вовремя контракт по причине сбоев в работе сети Интернет, или проблем с компьютерной техникой, то, скорее всего, это будет достаточным доводом для комиссии. Главное в такой ситуации, это сформировать полную доказательную базу добросовестности своих действий. Поэтому очень важно присутствие представителей поставщика на заседании комиссии. По общему правилу, сведения об участнике в реестре недобросовестных поставщиком действительны в течение двух лет со дня вынесения комиссией решения, которое можно обжаловать в течение трех месяцев в суде.

Как подтвердить отсутствие сведений об участнике в РНП?

При установлении требований об отсутствии сведений об участнике закупок в РНП, участник не должен предоставлять каких либо подтверждающих документов, поскольку заказчик самостоятельно должен проверить участника, для чего он может зайти в реестр недобросовестных поставщиков и проверить по ИНН присутствие сведений об участнике. Но, также, не лишним будет предоставить в составе заявки такой документ, как — справка об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. Такую справку можно оформить самостоятельно. В ней участник в свободной форме декларирует об отсутствии сведений о нем в реестре недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ

Учитывая, что реестр недобросовестных поставщиков возник гораздо раньше введения в действие закона 223-ФЗ, опыт его внедрения и использования практически дословно был использован и для корпоративных закупок. Основания, порядок направления информации, порядок ведения реестра установлен Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1211, положения которого повторяют положения о реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ. Несмотря на идентичность, это все такие разные реестры, но заказчик по 223-ФЗ имеет право установить требование об отсутствии сведений об участнике и в РНП 44-ФЗ.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Черный список госзакупок

Жасмин Баяндинова, помощник прокурора г. Усть-Каменогорска

Постановлением Правительства РК № 281 от 2 апреля 2010 г. внесены изменения и дополнения в Закон РК «О государственных закупках» от 21 июля 2007 г. Согласно им закуп товаров, работ и услуг должен осуществляться только в электронном формате.

Участники, признанные судом недобросовестными, вносятся в реестр — так называемый черный список. В него попадают те фирмы и компании, которые постоянно не выполняют своих обязательств по госзаказам, но тем не менее регулярно выигрывают очередные тендерные конкурсы. Такой список есть и в нашей области. По данным официального электронного сайта государственных закупок www.goszakup.gov.kz, в сентябре нынешнего года реестр недобросовестных участников госзакупок включал в себя 94 поставщика (по республике — 2287).

Только за полугодие Специализированным межрайонным экономическим судом ВКО рассмотрено 227 гражданских дел такого рода. Для 128 предпринимателей суд закончился не в их пользу. Этих бизнесменов признали недобросовестными участниками государственных закупок. Большая часть нарушений наблюдается при заключении договоров.

К примеру, решением СМЭС было отказано в удовлетворении иска ГУ «Центр обслуживания населения № 2 г. Семей». Однако после протеста прокурора решение суда было отменено с направлением дела на новое рассмотрение. Суть такова. Предприниматель выиграл тендер на поставку офисной бумаги формата А4 для ЦОНа. Заказчик отправил ему договор. Однако исполнитель отказался от заключения договора и поставки товара.

Между тем согласно п. 11 ст. 31 Закона РК о государственных закупках поставщик обязан подписать договор в течение пяти рабочих дней.

При этом уже не допускается никаких изменений в этом договоре. Но на деле получается, что, пройдя конкурсную процедуру, выиграв тендер, поставщик без объяснения причин отказывается от заказа либо начинает менять ценовое предложение, сроки поставки и т.п. Одно дело, когда сделка касается поставки канцелярских принадлежностей: с одной стороны, можно найти и другого поставщика. Но опять же, с другой стороны, теряется время, которое стоит гораздо дороже, чем коробка бумаги и пачка ручек. И совсем другая ситуация, когда речь идет о строительстве школы или больницы. И таких примеров в суде также предостаточно.

Здесь уместно отметить, что согласно тому же закону потенциальные поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок, не допускаются к участию в государственных закупках в течение восемнадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками государственных закупок. А поставщики, не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие договор о государственных закупках, не допускаются к участию в государственных закупках в течение тридцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.

Закон обязывает заказчика включить участника в РНП, если участник уклоняется от заключения контракта или не исполняет свои обязательства. Это обязанность, а не право заказчика! И за неисполнение этой обязанности существует строгая ответственность.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов. Разберем, как не попасть и что делать, если попали.

Как попадают в Реестр недобросовестных поставщиков?

Документы для включения поставщика в РНП готовит сам заказчик, затем направляет их в контролирующий орган для принятия решения.

И только после рассмотрения материалов ФАС принимает решение и включает (или не включает, такое тоже случается) информацию о поставщике в Реестр.

Ситуация 1. Победитель уклонился от заключения контракта, но контракт может быть заключен со следующим участником

Победитель торгов уклоняется от заключения контракта. Если в этом случае есть претендент на заключение контракта (второй участник), то с ним и будет заключен контракт. Действия заказчика — направить в ФАС информацию и документы в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником закупки. Это нужно для того, чтобы обосновать, почему заказчик не заключил контракт с победителем.

Ситуация 2. Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта

От заключения контракта уклонился единственный участник закупки. Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет информацию и документы в ФАС.

Ситуация 3. Заказчик расторгает действующий контракт

Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, то он может быть расторгнут по суду или в одностороннем порядке. В этом случае заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направить в уполномоченный орган информацию и документы.

Условия подачи и проверки документов

Заказчик направляет документы в ФАС в бумажном виде с сопроводительным письмом с подписью заказчика или уполномоченного должностного лица. Заказчик может отправить документы и в электронной форме, с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

Контролирующий орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком.

Документы и информация для включения в РНП

Заказчик подает следующие сведения об участнике (эта информация впоследствии будет включена в реестр):

  • наименование организации и ее место нахождения (для юридического лица), ФИО, ИНН;
  • ФИО учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
  • даты проведения открытого электронного аукциона и других закупочных процедур в случае, если поставщик-победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2017 г.);
  • основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Сроки направления информации в РНП не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора — в случае уклонения от подписания; не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора — в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.

В случае представления неполного пакета информации и документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты поступления, с указанием причин возврата. Информация о недобросовестном поставщике в реестр пока не включается.

ФАС проверяет информацию и документы на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Поставщик может направить оправдательные документы, может принять участие в рассмотрении дела для того чтобы доказать свою добросовестность.

Если решение о включении в Реестр принято – обжаловать его можно только в суде. Причем обжаловать можно как сам факт включения в РНП, так и состав информации о нарушении и нарушителе.

Требования по ведению РНП:

Обучение для поставщиков по 44-ФЗ Повышение квалификации онлайн, 128 ак.часов, Удостоверение Посмотреть программу

  • Сведения, содержащиеся в РНП должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы;
  • Сведения, содержащиеся в РНП, по истечении 2 лет со дня их внесения в РНП, исключаются из этого реестра. Никакие заслуги поставщика или отлично исполненные контракты не помогут участнику сократить этот срок. Единственный способ покинуть реестр досрочно – на основании решения суда.
  • Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике, с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в РНП может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке;
  • Заказчики вправе предусматривать в Положениях о закупках и документации требование об отсутствии сведений об участниках в РНП (ч. 7 ст. 3 Закона).

Соблюдайте правила торгов и условия контракта и тщательно готовьте необходимую документацию, чтобы не оказаться в РНП.

В России планируется введение государственного реестра недобросовестных заказчиков по аналогии с реестром недобросовестных поставщиков.

В Единый реестр недобросовестных заказчиков будут попадать организации, нарушившие свои обязательства заказчика при выполнении закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Работать данный «черный список» будет по такому же принципу как и действующий на сегодняшний день реестр недобросовестных поставщиков, который доступен по ссылке:

Появление нового реестра для заказчиков планируется в ближайшее время на сайте Госзакупок:

Основные причины, по которым заказчик может попасть в этот список, схожи с причинами внесения организации в реестр недобросовестных поставщиков. Все они сводятся к уклонению заказчика от залючения контракта.

Сроки нахождения организации в этом перечне пока неизвестны.

Решение о внесении информации об учреждении в реест недобросовестных заказчиков принимать будет, как всегда, ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Обычно это происходит по заявлению одного из участников закупки.

На сегодняшний день существует неофициальный реестр недобросовестных Заказчиков Казахстана, который вы можете просомтреть по ссылке: http://reestrnz.kz

По мере появления новой информации, мы будем публиковать нововведения на нашем сайте. Чтобы всегда быть в курсе событий, рекомендуем подписаться на нашу официальную страницу в Вконтакте.

Проверьте законны ли основания, по которым Вас внесли в реестр недобросовестных участников государственных закупок

В ст. 12 Закона РК «О государственных закупках» определен перечень оснований, по которым поставщик может быть включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок (далее – Реестр недобросовестных участников).

К ним относятся:

  • Поставщики, с которыми Заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в следствие того, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации или предоставил недостоверную информацию, что позволило ему стать победителем конкурса.
  • Потенциальные поставщики, определенных победителями или потенциальные поставщиков, занявших второе место, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках.
  • Поставщики, не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

Таким образом, если Вы попали в реестр недобросовестных поставщиков, то необходимо тщательно проверить и оценить основание для включения в реестр на предмет законности. В случае, если поставщик не соответствует вышеуказанным признакам, то ему необходимо обжаловать в судебном порядке решение государственного органа, с требованием признания данного решения незаконным.

Например, в нашей практике мы столкнулись с ситуацией, когда нашего клиента внесли в реестр недобросовестных участников, как уклонившегося от заключения договора о государственных закупках, согласно пп. 2 п. 4 ст. 12 Закона РК «О государственных закупках». Проанализировав его ситуацию, было выяснено, что наш клиент являлся вторым победителем на конкурсе. Заказчик направил ему на подписание проект договора о государственных закупках после истечения 6 месяцев со дня проведения конкурса. Клиенту было разъяснено, что в статье 43 Закона РК «О государственных закупках» установлены четко фиксированные сроки подписания договора о государственных закупках, а именно:

  • Заказчик обязан направить на подписание второму победителю проект договора в течение двух рабочих дней со дня уклонения первым победителем от подписания Договора, а также
  • Второй победитель обязан подписать Договор в течение трех рабочих дней со дня предоставления ему проекта договора о государственных закупках.
  • В свою очередь проект договора о государственных закупках должен быть удостоверен победителем государственных закупок способами конкурса, аукциона, запроса ценовых предложений посредством электронной цифровой подписи в течение трех рабочих дней со дня поступления на веб-портал государственных закупок уведомления с приложением проекта договора о государственных закупках.

Таким образом, внесение второго победителя в реестр недобросовестных участников после истечения 6 месяцев со дня проведения конкурса, является незаконным и является основанием для обжалования в суде решения государственного органа, который внес Поставщика в реестр недобросовестных участников.

Проверьте сроки исковой давности

В Законе РК «О государственных закупках» установлен срок для включения участника государственных закупок в реестр недобросовестных поставщиков. В пункте 4 статьи 12 Закона РК «О государственных закупках» установлено, что заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок. В случае если заказчик нарушит подобные сроки, то судебные органы могут не признать подобного поставщика недобросовестным, в связи с истечением срока исковой давности.

На основании каких документов поставщиков включают в реестр недобросовестных участников и каков срок обжалования подобных решений

Решением судов, вступивших в законную силу, формируются реестры недобросовестных участников, состоящих из следующих поставщиков:

  • Поставщики, с которыми Заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в следствие того, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации или предоставил недостоверную информацию, что позволило ему стать победителем конкурса,
  • Поставщики, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

Решением уполномоченного органа, формируются реестры недобросовестных участников, состоящих из следующих поставщиков:

  • Потенциальные поставщики, определенных победителями или потенциальные поставщиков, занявших второе место, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках.

Для поставщиков, которых намереваются включить в реестр недобросовестных участников, наиболее предпочтительным будет, чтобы перед включением их в Реестр состоялось судебное заседание, на котором поставщики имел бы возможность озвучить уважительные причины, в случае их наличия, согласно которым они нарушили свои обязательства по Закону РК «О государственных закупках».

В свою очередь, включение в реестр недобросовестных участников, основанного на решении уполномоченного органа, производится автоматически и не предоставляет возможности Поставщику перед включением в Реестр недобросовестных участников оправдать свои действия, которые привели к нарушению им обязательств по Закону РК «О государственных закупках» и которые не учитываются при автоматическом формировании приказа уполномоченного органа.

Однако, несмотря на вышесказанное, Закон РК «О государственных закупках» предоставляет всем поставщикам, которых включили в реестр недобросовестных поставщиков, право на обжалование в судебном порядке решений государственных органов о включении их в реестр недобросовестных участников.

Внимание! Обращаем внимание поставщиков, которых включили в реестр недобросовестных участников, что срок на обжалование в судебные органы составляет 3 месяца со дня, когда им стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов (ст. 294 ГПК РК). Таким образом, Поставщикам важно не пропустить трехмесячный срок исковой давности, потому что судьи могут отказать в принятии заявления Поставщика вследствие пропущенного срока.

Что делать, если Вы не исполняете своих обязательств в установленные законодательством или договором сроки

В Законе РК «О государственных закупках» установлены жесткие сроки подписания Договора о государственных закупках победителями конкурсов, в том числе вторыми победителями (ст. 43 Закон РК «О государственных закупках»). Более того, Поставщик обязан надлежащим образом исполнять свои обязательства по заключенному Договору о государственных закупках, в противном случае Поставщик может быть включен в Реестр недобросовестных участников. Однако, в повседневной жизни, возникают непредвиденные ситуации, согласно которым Поставщик, при всем своем желании, не смог подписать Договор о государственных закупках в трехдневный срок или не смог исполнить свои обязательства, предусмотренные Договором о государственных закупках в сроки, например:

  • по техническим причинам, компьютерные программы прекратили или замедлили свое функционирование, техническая неисправность компьютера;
  • отключение электроэнергии;
  • болезнь должностных лиц.

При наступлении таких случаев, когда Поставщик знает, что не сможет выполнить свои обязательства в сроки, Поставщику необходимо предпринять все действия по письменному уведомлению Заказчика о том, что Поставщик не имеет возможности исполнить свои обязательства в установленные сроки. Более того, Поставщику необходимо будет собрать все документы, подтверждающие уважительные причины нарушения своих обязательств. Например, Поставщик не имел возможности подписать Договор о государственных закупках в трехдневный срок, вследствие технической неисправности компьютера или сбоя электричества. Данные действия необходимы для того, чтобы на судебном заседании, Поставщик смог предоставить судье письменные доказательства о том, что он не выполнил свои обязательства по уважительным причинам, а также для того, чтобы доказать Судье, что Поставщик предпринял все меры по уведомлению Заказчика о том, что Поставщик не сможет выполнить свои обязательства в срок. Основываясь на полученных письменных доказательствах, при совокупности указанных обстоятельств, Судья может прийти к выводу о том, что в действиях Поставщика отсутствуют признаки недобросовестности и вынести Решение об исключении Поставщика из Реестра недобросовестных участников.

Сроки нахождения поставщиков в реестре недобросовестных участников

Срок нахождения поставщика в реестре недобросовестных участников составляет двадцать четыре месяца со дня вступления в законную силу решения суда о признании недобросовестным участником государственных закупок или со дня принятия решения уполномоченным органом о признании недобросовестным участников государственных закупок. После истечения данного срока поставщики не позднее одного рабочего дня автоматически исключаются из Реестра недобросовестных участников.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Получите подробную консультацию по вопросам гос. закупок