Роль государственных институтов в обеспечение национальной безопасности

Руденко Ф.Г.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.4. РОЛЬ ВЛАСТНЫХ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Руденко Ф.Г., судья Арбитражного Суда Краснодарского края

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Теоретическое осмысление особенностей правового регулирования многих вопросов, связанных с ролью органов государственной власти и ветвей власти в системе национальной безопасности России, автор намерен осуществить с краткого обозначения ситуации, которая включает в себя и сегодняшнее нормативно-правовое «обрамление» этого вопроса.

Во-первых, интересы страны и ее граждан, международные связи и отношения «защищаются силой» российских законов, международными нормами права и концептуально находятся в рамках норм и форм, относящихся к функционированию субъекта международных отношений, которым является Россия.

Во-вторых, социальная ситуация в стране, в области национальной безопасности, является тревожной. Это связано с «расширением» НАТО на Восток, а также с тем, что в стране огромное число бедных граждан.1

В них с различных точек зрения, в теоретическом плане, раскрываются вопросы межгосударственных отношений, региональной политики, взаимоотношения центра и регионов, субъектов Российской Федерации между собой и т.д.

В них дается сравнительный анализ уровня социально-экономического развития, политического устройства страны, который не во всём соответствует требованиям, предъявляемым к современному уровню национальной безопасности .

В-четвертых, реальное положение дел в деле функционирования и развития системы национальной безопасности, объективно свидетельствует, что необ-

1 . См.: М. Воробьев Не туда идет Россия // Время новостей. -№230. — 9 декабря 2005.

2 . См.: Абдулатипов Г.Р. Россия на пороге XXI века: Состояние и перспективы устройства. М., 1998; Абдупатипов Г.Р., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., Республика, 1994; Еремин Е.В. Становление федеративных отношений в России: проблемы, основные направления. М., 1999; Зотова З.М. Политические аспекты государственного управления: федеральный и региональный уровни //Политические аспекты государственного управления: федеральный и региональный опыт. М., 1997; Ларина Н.И. Мировой опыт региональной политики: Учеб. пособие. Новосибирск, 1996; Лексин В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997; Любовный В.П. Территориальное управление в условиях формирования рыночных отношений //Государство и право, 1999, № 9; Тавадов Г.Т. Современные федерации и их субъекты //Социально-политический журнал, 1997, № 1 и др.

ходимо совершенствовать правовые вопросы по статусу и функциям органов государственной власти и её институтов в системе национальной безопасности, а также реально изменять социальную ситуацию в стране, повышая уровень жизни и благосостояние её граждан.

Вот таковы исходные компоненты исследуемой проблемы. Учитывая их определимся с понимаем сути и содержанием социальной роли власти, ибо без этого нельзя обосновать какие функции могут исполнять органы и институты государственной власти, обеспечивая национальную безопасность страны.

Рассматривая роль органов и институтов государственной власти в системе национальной безопасности России, учтём исторические особенности развития страны и связанные с этим отношения граждан с властью и с решением вопросов защиты Отечеству.

Вспомним, сколько раз на нашу страну накатывались волны вражеских нашествий, то с юга, то с запада, то с востока. Причем каждое такое нашествие ставило вопрос: быть или не быть России?

В связи с этим в России складывался совершенно иной тип общественных отношений: не «договорные», не «правовые», а — «служебные».

«В службе — честь!», а также: «Служить до смерти»

— вот принципы, которые определяли жизнь и деятельность всех сословий и классов нашей страны. Собственно говоря, у всех было только одно неоспоримое право: сложить голову за свою страну, за свою Родину.

Все следовало подчинять службе. Таков утверждался принцип. Даже родственные чувства не заслоняли этого принципа. Государственные руководители в первую очередь обязаны были думать о благе народном, а не об интересах своих близких.

Таким образом, сложился очень своеобразный симбиоз правовой и морально-административной регуляции деятельности государственных учреждений, сотрудников этих учреждений, военнослужащих и граждан по защите страны и обеспечению безопасности человека, гражданина и общества.

Вместе с тем, современные реальные события и процессы, происходящие в мире, значительно воздействовали и воздействуют на изменение социальных ролей как самой государственной власти в деле укрепления безопасности страны, так и отдельных ее ветвей. Формально и реально изменилось отношение к праву, к законодательной, исполнительной и судебной властям. Это проявляется как в деятельности государственных органов, так и в общественном сознании, сознании и поведении отдельных граждан и общества в целом.

При этом, с достаточной долей обоснованности можно утверждать, что сегодня многие аспекты процесса укрепления национальной безопасности России становятся все более значимыми не только для исполнительной власти, но для законодательной и судебной. Как подчеркивал Президент страны, суд влияет на все стороны жизни общества. Его компетенция распространяется на все, без исключения, дела государства.

Что могут и должны сделать органы государственной власти в защите национальных ценностей граждан, общества и государства? Как они могут и обязаны обеспечивать оптимальное и эффективное функционировании «элементов», составляющих систему национальной безопасности России, их связей друг с другом? Как, каким образом органы государственной

Пробелы в российском законодательстве

2’2008

власти смогут действенно воздействовать на развитие общественных отношений внутри страны и на международной арене для поднятия их на такой уровень, который обеспечивал бы достойную жизнь граждан, исключение экспансии в страну и общество на уровне угроз и агрессий? Что должна делать сама государственная власть, а также граждане страны, политические и гражданские объединения для совершенствования «механизма» обеспечения национальной безопасности страны? Как, каким образом должна государственная власть, её ветви реформироваться, какие необходимо для этого решить мировоззренческие и теоретические задачи и проблемы, чтобы сформулировать направления и пути ее совершенствования? Вопросов много.

Прежде чем рассмотреть и раскрыть те роли, которые выполняют органы государственной власти, именно в правовом аспекте, в системе национальной безопасности России, определимся с содержанием данного понятия, с корректностью его использования применительно к ветвям государственной власти, дадим авторское понимание роли законодательной, исполнительной, судебной властей в деле обеспечения национальной безопасности .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В научной литературе3 принято считать, что в «ролевом» описании жизнедеятельности человека, социальных групп, учреждений, социальных институтов и других структурных элементов общества, каждый из них предстает в виде набора определенных социальных позиций, находясь в которых они обязаны «повиноваться» социальному заказу или ожиданиям (экс-пектациям) других людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот социальный заказ, любой, ранее названный нами «элемент» общества исполняет один из возможных вариантов поведения, действия, проявления активности (если речь идет о человеке) в соответствии с определенной совокупностью норм, правил.

Другими словами, понятие «социальная роль» связана с определенным набором ограничений и допущений, которые складываются исторически или устанавливаются в пределах наличествующего у человечества различного вида и уровня знания, а также совокупностью действий, операций и поведения для достижения определенной цели, создания или защиты конкретных ценностей.

Автор, обращаясь к данному понятию для раскрытия возможностей судебной власти в деле формирования и укрепления национальной безопасности России, каждого гражданина страны, акцентирует внимание читателя на том факте, что при «чисто» ролевом подходе вне анализа и оценки могут остаться ряд возможностей социального субъекта действия. К ним можно отнести следующие:

— новаторская творческая деятельность субъекта общественных отношений, созидающая новые нормы и новые роли;

— специфически ситуативные действия и отношения субъекта общественных отношений и деятельности;

— индивидуальность субъекта действия;

— несоответствие между возможностями, потенциалом действия субъекта и реальным воплощением этого потенциала в жизнь, выступающим как фактор.

Данное замечание важно для того, чтобы в законотворческом плане можно было предложить необходимые направления действий государственной власти в целом, позволяющие более полно и всесторонне использовать государственные органы и институты в деле обеспечения насущных вопросов национальной безопасности.

Рассмотренное позволяет сформулировать авторское понимание социальной роли, которую должны исполнять ветви государственной власти и её институты в системе национальной безопасности страны. Под ней, социальной ролью, мы будем понимать относительно устойчивую совокупность норм и правил, предопределяющих конкретное поведения и действия всех учреждений и людей, включенных в систему судебной власти, которые обусловлены их статусом, позициями, а также само реальное проявление этого поведения и действия.

3 . Понятие «социальная роль» для субъектов общественных отношений была предложена независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х годах ХХ столетия. Один из них трактовал данное понятие как «единицу общественных отношений в виде заданной системы норм». Второй, понимал содержание данного понятия как «усвоение социальных норм в ходе непосредственного взаимодействия людей». — См.: Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. — М., 1969.

УДК 316.4

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ1

Шаповалова Анна Михайловна

Кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: a.shapovalova@mail.ru

Данелюс Денис Владимирович

Аспирант, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: danelyus@mail.ru

В статье рассматривается общественная безопасность как составляющая национальной безопасности. Общественная безопасность является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности. Особое место занимают органы местного самоуправления, они являются наиболее приближенной к населению властью, обладают необходимыми полномочиями и ресурсами для привлечения граждан к осуществлению общественного порядка, повысить их социальную активность в создании достойных условий жизни на определенной территории.

PROVIDING OF PUBLIC SAFETY AT THE LOCAL GOVERNMENT LEVEL

Shapovalova Anna M.

Danelyus Denis V.

Postgraduate student, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: danelyus@mail.ru

1 Статья выполнена в рамках внутреннего гранта ЮФУ № 213.01 -07-2014/15ПЧВГ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи».

Ключевые слова: безопасность, общественная безопасность, местное самоуправление, полномочия органов местного самоуправления.

Keywords: safety, public safety, local self-government, powers of local self-government authorities.

Российское общество находится в стадии постоянного реформирования системы государственного управления и разных сфер жизни общества: культуры, политики, экономики и социальной политики. Уровень общественной удовлетворенности и спокойствия зависит в большей степени от личной и общественной безопасности, которые зависят от поддерживаемого государством порядка и безопасности в обществе.

Особенно актуальной становится задача по обеспечению безопасности личности, общества и государства в целом. В настоящее время Россия оказалась перед необходимостью поиска и выработки новых представлений о направлении дальнейшего развития .

Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» определяет понятие «национальная безопасность» как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства . Совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и есть национальные интересы.

Как отмечает А.А. Прохожев, «национальная безопасность -чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам, как внутренними, так и внешними. При этом взаимодействии и противоборстве интересы и угрозы постоянно испытывают воздействие со стороны других элементов системы национальной безопасности, факторов внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей системы. В качестве целевой функции этой системы выступает степень защищенности данных интересов от угроз» . Таким образом у национальной безопасности в зависимости от уровня (государственный, региональный или муниципальный) могут быть существовать свои вызовы и угрозы, некоторые из них могут касаться одного из уровней, а некоторые — затрагивать каждый из перечисленных .

Национальная безопасность распространяется на всю территорию страны и проживающих на ней нации и народности. Национальную безопасность и ее виды можно рассматривать как состояние жизненно важных национально-государственных интересов, которые возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, военной, общественной, информационной и др. В этом смысле эта категория тождественно понимается в большом количестве стран, которые претендуют на статус мировых держав, включая Россию, США, Германию, Китай и др. .

По мнению А.М. Воронова, «безопасность Российской Федерации, как и ее всемерное обеспечение, представляет сложный, конкретно-исторический, социально-правовой, организационный, культурологический и т. п. феномен, исследование которого предполагает комплексный, с учетом данных различных отраслей научного знания, подход.

Общественная безопасность Российской Федерации, в частности, прямо связана с реализацией различных функций государства: прежде всего, с обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан; созданием условий нормальной жизнедеятельности и защищенности от внутренних и внешних угроз. Реализация государством правоохранительной функции предполагает установление в нормативных правовых актах комплекса правовых средств обеспечения общественной безопасности Российской Федерации, которые должны иметь упреждающий характер и иметь алгоритмы при возникновении угроз, посягающих на общественную безопасность» .

Говоря об общественной безопасности, следует заметить, что в сферу общественной безопасности включают отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения, производства строительных работ в общественных местах, пожарной безопасности, пользования предметами, а также с соблюдением правил ввоза и вывоза товаров, грузов, транспортных средств и животных.

По мнению Л.М. Розина, общественная безопасность представляет систему отношений, складывающихся в соответствии с правовыми нормами при использовании объектов, представляющих повышенную опасность для общества, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами . Однако данным определением охвачены не все элементы общественных отношений.

По мнению В.А. Осипова, в структуру общественных отношений входят не столько общественные отношения в различных сферах жиз-

недеятельности, сколько общественная идеология и социальные нормы различного характера .

Напротив, Г.А. Туманов и В.И. Фризко дают более широкое определение общественной безопасности — это совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими, техническими и организационными нормами с целью предотвращения и устранения угрозы жизни, здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде .

Некоторые авторы приводят такое определение общественной безопасности. Общественная безопасность представляет собой такое состояние общества (систему его свойств, способность), при котором за счет внутренних социальных механизмов, опосредованных функционированием различных государственных и общественных институтов, сохраняется его устойчивое состояние и развитие, обеспечиваются условия для реализации интересов личности, общества и государства и одновременно их защищенность (при наличии осознания ее людьми) от угроз, исходящих от противоправных посягательств, а также в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера .

Таким образом, общественная безопасность находится в тесном взаимоотношении с другими видами социальной безопасности — личной и государственной, обусловленном наличием общего объекта охраны и защиты. Но вместе с тем специфика общественных отношений, составляющих их содержание, особенности правового регулирования, позволяет определить сферы рассматриваемых явлений, что имеет значение для установления границ правоохранительной деятельности соответствующих органов.

Указ Президента РФ от 20.11.2013 г. об утверждении Концепции общественной безопасности в РФ вывел на новый этап развития и организации взаимодействия на местах с органами государственной власти по вопросам общественной безопасности в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концепция представляет систему взглядов по обеспечению общественной безопасности как неотъемлемой части национальной безопасности России. Концепция определяет основные источники угроз общественной безопасности в России, цели, задачи, принципы и основные направления деятельности уполномоченных государственных органов, а также органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности. В число вызовов и угроз национальной безопасности входит достаточно широкий перечень — от угроз на муниципальном и ре-

гиональном уровнях до угрозы фальсификации истории и манипулирования исторической памятью .

Обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности России. Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Российская Федерация при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер:

а) по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, критически важные и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;

б) по профилактике социальных и межнациональных конфликтов;

в) по предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая оказание первой помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

г) по совершенствованию государственного управления в области пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной безопасности;

д) по развитию международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий .

Одним из основным признаком общественной безопасности является то, что безопасность наиболее эффективно обеспечивается при наличии общественного порядка. Без порядка не может быть и безопасности. Смыслом общественного порядка является обеспечение безопасности людей, их прав и интересов. Строгое соблюдение правил

поведения на митингах, демонстрациях, спортивных мероприятиях обеспечивает общественную и личную безопасность.

Необходимым условием для успешного обеспечения общественной безопасности является осуществление комплекса мер в области благоустройства: установка в соответствующих общественных местах светофоров, сооружение подземных переходов, сооружение крытых стоянок на остановках для граждан, ожидающих прибытия общественного транспорта, и т. д. Продуманная система планирования и застройки населенных пунктов или общественных мест, поддержания их в хорошем состоянии, способствующем трудовой деятельности и отдыху граждан, снижает степень угрозы общественной безопасности от возникновения неожиданных и опасных ситуаций. А невнимание к проблемам общественного благоустройства может привести к созданию благоприятных условий для лиц, совершающих правонарушение и посягающих на общественную безопасность.

Здесь основную роль по поддержанию общественного порядка и защиты населения должно взять на себя местное самоуправление. Наряду с оказанием содействия органам государственной власти в решении глобальных проблем безопасности органы местного самоуправления имеют собственные полномочия в сфере общественной безопасности как одной из частей общей системы безопасности.

Местное самоуправление, являясь наиболее приближенной к населению властью, должно решать вопросы местного значения на определенной территории, обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения и поэтому действует в непосредственной связи с населением. Местное самоуправление можно рассматривать как взаимосвязь между субъектами местного самоуправления, между органами местного самоуправления и органами государственной власти, складывающуюся исходя из местных традиций и особенностей, наличия демократических институтов, а также отношений в сфере собственности, самостоятельности и территориальной обособленности .

Основные полномочия органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности и общественного порядка включают в себя:

1) контроль за соблюдением законности на территории муниципального образования (как правило, речь идет о прокурорском надзоре, хотя и иные органы публичной власти могут обладать соответствующими контрольно-надзорными полномочиями);

2) применение мер государственного принуждения (как правило, речь идет о привлечении к административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления);

3) охрана общественного порядка, которая осуществляется преимущественно полицией;

4) обеспечение безопасности граждан.

Так же органы местного самоуправления могут наделяться дополнительными полномочиями в сфере обеспечения общественного правопорядка и защиты прав граждан (ФЗ «О защите прав потребителей»). Защита прав является граждан является важной составляющей обеспечения безопасности как на личностном уровне, так и на уровне всего государства. Чувство защищенности, транслируемое внутрь и вовне государства, можно считать частью привлекательности образа страны за рубежом, тем самым оно является своего рода «мягкой силой» .

На основании ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления должны принимать активное участие в решении большого числа вопросов, связанных с обеспечением общественной безопасности и поддержания правопорядка. Так как часть вопросов имеет статус «вопросов местного значения», а часть — «прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения».

Вопросы местного значения, отнесенные к сфере общественной безопасности: участие в профилактике терроризма и экстремизма , а также в минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в муниципальных границах; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организация охраны общественного порядка; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и др. .

В пределах своих полномочий органы местного самоуправления содействуют судебным органам, прокуратуре в их работе по обеспечению законности на своей территории. Органы местного самоуправления могут привлекать граждан к осуществлению охраны общественно-

го порядка, общественные организации, предприятия, используя разного рода правовые формы. Например, могут быть народные дружины. Местное самоуправление обладает необходимыми ресурсами и механизмами для инициирования сознательного участия граждан, повышения их социальной активности в создании достойных условий жизни на определенной территории, формирования у них ответственности за решение местных проблем в контексте региональных и общегосударственных, повышая тем самым их общую социальную и гражданскую активность, формируя новую личность .

Общественная безопасность и охрана общественного порядка касаются всех граждан без исключения, вне зависимости от этнической или расовой принадлежности, именно такие принципы существуют во всех экономически развитых странах со сложной этносоциальной структурой, каковой является и Россия . Всем хочется жить, где отсутствует любая угроза безопасности жизни. Охрана общественного порядка относится к числу важнейших вопросов местного значения. Проведение профилактических мероприятий обеспечит формирование у граждан взаимопонимания и взаимоуважения в вопросах межэтнического и межкультурного сотрудничества в обществе и повышение уровня этнокультурной компетентности как в молодежной среде, так и среди взрослого населения . Органы местного самоуправления наиболее полно могут выразить и защитить интересы граждан, проживающих на данной территории.

Литература

1. Черноморско-Каспийский регион: вызовы и угрозы национальной безопасности России в условиях геополитической, георелигиозной и геоэкономической конкуренции / под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д., 2015. 258 с.

2. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

3. Прохожее А.А. Национальная безопасность: теория, сущность, проблемы : лекции. М., 2005. 344 с.

4. Барков Ф.А., Сериков А.В. Тенденции интеграции и дезинтеграции в молодежной среде Юга России и проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи // Гуманитарий Юга России. 2014. № 2. С. 75-93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Prokhozhev A.A. Natsional’naya be-zopasnost’: teoriya, suschnost’, problemy : lektsii. M., 2005. 344 s.

8. Осипов В.А. Правовая безопасность в системе национальной безопасности // Российская юстиция. 2008. № 11. С. 37-40.

14. Голобородько А.Ю., Сериков А.В. Дискурс «мягкой силы» в контексте конструирования имиджа современной России: факторы и технологии формирования конкурентной идентичности // Гуманитарий Юга России. 2015. № 4. С. 41-50.

15. Волков Ю.Г. Идеология гуманизма в становлении российской идентичности // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 2. С. 3-15.

8. Osipov V.A. Pravovaya bezopasnost’ v sisteme natsional’noy bezopasnosti // Rossiiskaya yustitsiya. 2008. № 11. S. 37-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.