Рыбная отрасль

Ю

СО

тН

О

(N

УДК 334.012.64:004 ББК 65290с51

С. Г. Ше

кандидат экономических наук Уссурийский филиал

Дальневосточного государственного технического университета

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются основные понятия рыбной отрасли, проведен анализ содержания категориального аппарата на предмет соответствия приведенных терминов современной рыбохозяйственной деятельности. Показано, что в условиях реформирования рыбного хозяйства появились новые вид и субъект указанной деятельности, а именно: «прибрежная рыбохозяйственная деятельность» и «прибрежный рыбохозяйственный комплекс» соответственно. В процессе исследования отраслевой терминологии определены неточности в таких категориях как «рыбная промышленность» и «рыбохозяйственный комплекс», выявлено отсутствие определения субъекта прибрежной переработки и консервирования рыбо- и морепродуктов. Уточнено понятие «рыбное хозяйство», представляющее собой совокупность предприятий рыбной промышленности и малого предпринимательства. Введено в научный оборот определение «прибрежная система переработки водных биологических ресурсов», рассматриваемая как приоритетная сфера малого бизнеса и его государственной поддержки. Такой подход позволяет усовершенствовать процессы государственного регулирования предпринимательской деятельности в рыбном хозяйстве с целью обеспечения продовольственной безопасности страны.

Ключевые слова: государственное регулирование; малое предпринимательство; рыбное хозяйство.

2нё ЯЧ г

н51

Ой»

%<s ^ 1

5s 1

«Л*

» і

8s! ИН 25 о

СнО!

£м§|

МО І

Н®Є

К

н

н

о

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

Н

S. G. She

PhD in Economics,

Ussuriysk Branch of Far Eastern State Technical University CLASSIFICATION OF KEY SUBJECTS OF FISHERY MANAGEMENT

Keywords: government regulation; small entrepreneurship; fishery.

Рыбохозяйственная деятельность — важнейший вид экономической деятельности в России. Данный процесс вбирает в себя: рыболовство, рыбопереработку, рыбоводство, изучение водных биологических ресурсов. Следует отметить, что система отраслевых понятий — это продукт многолетнего развития рыбного хозяйства страны.

© С. Г. Ше, 2013

%

Ю Сложившаяся терминология сформировалась в результате научных ис-

хозяйство», «рыбная промышленность», «рыбная отрасль» ; появившихся 5^ относительно недавно — «рыбохозяйственный комплекс»; «аква — и мари-

культура»; более современных — «прибрежное рыболовство»; «прибрежный рыбохозяйственный комплекс» . Однако последствия реформирования экономики объективно проявились в терминологии, которая, зачастую, не соответствует действительности. Так, некоторые авторы отождествляют рыбную промышленность и малое предпринимательство в сфере прибрежной рыбохозяйственной деятельности. Например, С. В. Дохолян пишет: «Под рыбной промышленностью понимается совокупность предприятий и организаций, включая рыболовецкие колхозы, осуществляющих добычу животных и растительных организмов из водной среды и переработку добытого сырья в пищевую, медицинскую, кормовую и техническую продукцию» .

Между тем еще А. Смит более 230 лет назад описал структуру рыбного промысла в главном труде классической политической экономии, разделив рыболовство, осуществляемое парусными судами и баркасами. «Во многих частях Шотландии в течение известных периодов года сельди составляют довольно значительную часть питания простого народа. Премия, понижающая их цену на внутреннем рынке, могла бы много содействовать улучшению положения многочисленных наших соотечественников, которые не всегда обладают достатком. Но премия, предоставленная сельдяному промыслу на парусниках, совсем не содействует этой благой цели. Она разорила баркасный рыбный промысел, который лучше всего приспособлен для снабжения внутреннего рынка, и добавочная вывозная премия в 2 шиллинга 8 пенсов на бочонок ведет к вывозу за границу большей части улова (более двух третей)» . На отличия в понятиях «прибрежное рыболовство» и «малое и среднее §ЦЦ¥ предпринимательство» обращает внимание А. А. Курмазов: «Следует раз; делять понятия «прибрежное рыболовство» и «малое и среднее предприни-

мательство». Это понятия разного логического ряда: первое — сущностная ой § категория, второе — форма или масштабы деятельности. Другое дело, что

^ ^ | прибрежным рыболовством занимаются, в подавляющем большинстве, малые

р?® | предприятия. Но в то же время не только средние, но и малые предприятия,

1 если они обладают соответствующим флотом (даже если это одно судно), спо-

в ^ 1 собны вести экспедиционный морской промысел» .

| Однако следует отметить, что по Общероссийскому классификатору видов

в экономической деятельности «прибрежное рыболовство» относится к разде-

иоэ лу «Рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях», т. е.

к®3 представляет собой экономической вид рыбохозяйственной деятельности. При

этом, по нашему мнению, прибрежная рыбохозяйственная деятельность — это промысловая сфера малого и среднего предпринимательства, так как крупно-23 тоннажные рыбопромышленные суда прибрежный промысел вести не могут,

отсюда субъектами такой деятельности могут быть исключительно предпри-«- N ятия малого бизнеса.

Наиболее полно понятие современного рыбохозяйственного комплекса раскрыл Е. А. Романов, который пишет: «Рыбохозяйственный комплекс России — это сложная многоотраслевая структура предприятий и организаций, различных со как по формам собственности, так и по роду деятельности. Рыбохозяйственный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н комплекс включает в себя рыбное хозяйство и рыбопромышленный комплекс»

. Между тем, за рамками этого определения лежит неопределенность отно-

Ю

СО

тН

О

«К1

2нё ЯЧ г

МнИ

нйе

«31

Ен^ І

ой-

^ 1

^ Л £ ё§|

» VI

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£мц

МО I £И4

Н®Є

И

н

н

о

н

м

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н

сительно роли малого предпринимательства, и недостаточно понятно, в чем заключаются отличия рыбной промышленности и рыбного хозяйства.

Таким образом, по нашему мнению, рыбное хозяйство — это совокупность многоотраслевых комплексов, рыбопромышленных и малых предприятий, основные виды экономической деятельности которых связаны с рыболовством, рыбоводством, переработкой и консервированием рыбо- и морепродуктов. В рыбном хозяйстве осуществляется крупномасштабное рыболовство и прибрежная рыбохозяйственная деятельность, изучение и охрана запасов водных биологических ресурсов.

Классификационная структура рыбного хозяйства приведена на рисунке.

Рыбное хозяйство

Рыбохозяйственный комплекс, рыбная промышленность

Малое и среднее предпринимательство в сфере прибрежной рыбохозяйственной деятельности

Классификационная структура рыбного хозяйства

В состав рыбной промышленности входит совокупность промышленных предприятий, организаций, фирм и компаний, которые осуществляют все виды добычи животных и растительных организмов из водной среды, переработку добытого сырья в пищевую, кормовую, медицинскую и техническую продукцию, основу ее составляют базы флотов и рыбокомбинаты. Основная особенность рыбопромышленного добывающего флота заключается в том, что его значительную часть составляют крупные и большие суда, обеспечивающие уникальную возможность добычи и переработки сырья одновременно.

Добавим, что современное состояние рыбохозяйственного комплекса внесло некоторые коррективы не только в хозяйственную деятельность, но и, как было отмечено, изменило отраслевую систему терминов. Так, совершенно недавно появились такие понятия «прибрежная рыбохозяйственная деятельность», «прибрежный рыбохозяйственный комплекс» . Если в 1966 г. «Прибрежный лов в Сахалинской области был причиной сезонности» — писала Н. П. Крылова — «тогда его современная форма теоретически связана с рациональным природопользованием» .

По мнению А. П. Жука , «Содержание прибрежной рыбохозяйственной деятельности в условиях российского Дальнего Востока выстраивается и на социально-экономическом, экологическом, политическом аспектах. Под прибрежной рыбохозяйственной деятельностью следует понимать освоение морских биоресурсов и их переработку на береговых предприятиях, с целью обеспечения рационального природопользования, экономического социального развития побережья Дальнего Востока, обеспечения потребностей внутреннего рынка и достижения паритетного экономического взаимосотрудничества со странами АТР».

Прибрежный рыбохозяйственный комплекс, по мнению И. М. Быстрова, представляет собой многоотраслевой производственно-хозяйственный комплекс, осуществляющий рыбохозяйственную деятельность в прибрежной зоне

%

Ю рыболовства и на береговой территории, прилегающей к ней. Он включает

предприятия и организации всех форм собственности и отдельные специализированные кооперированные отрасли (рыбная; металлообработка; лесная; де-СО ревообрабатывающая; транспортная) .

Сегодня, когда в систему рыбопереработки включено прибрежное рыбо-5^ ловство, осуществляющее поставку незамороженного сырья с промысла на

берег, что характерно для Дальневосточного региона, где значительную часть объемов выпущенной товарной пищевой рыбопродукции составляют рыботовары из лососевых пород рыб, выделение рыбоперерабатывающей подотрасли в отдельную систему переработки водных биоресурсов представляется вполне целесообразным. Народнохозяйственные показатели данного сектора отражаются в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности: «15.20 Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов». Между тем, мы можем утверждать, что в настоящее время не существует современного определения субъекта такого вида рыбохозяйственной деятельности. Таким образом, с учетом сложившихся тенденций в рыбном хозяйстве, прибрежная система переработки водных биологических ресурсов — это приоритетная сфера малого предпринимательства и его государственной поддержки, представляющая собой целостный материально-технический и организационный комплекс объектов береговой рыбоперерабатывающей инфраструктуры, ориентированный на рациональное использование водных биологических ресурсов на основе их комплексной переработки, выпуск пищевой и не пищевой рыбопродукции.

Представленная классификация основных субъектов рыбохозяйственной деятельности является достаточно логичной, реально отражает современное состояние рыбного хозяйства и определяет особую проблему, которая требует специального решения на практике. К классификационным признакам, позволяющим упорядочить заданную классификационную систему, следует отнести: основные виды рыбохозяйственной деятельности; масштабы рыболовства; принадлежность предприятий рыбного хозяйства к субъектам рыбной промышленности и малого предпринимательства. Отличие разработанной ; системы терминов от существующих подходов (И. М. Быстров, А. М. Воротни-

^ ^ | сматривается как совокупность предприятий рыбной промышленности и ма-

^ | лого предпринимательства в сфере прибрежной рыбохозяйственной деятель-

1 ности. Такой подход позволяет усовершенствовать процессы государственного

в ^ | регулирования предпринимательской деятельности в рыбном хозяйстве и мо-

§к§ жет быть использован при разработке региональных программ по развитию

в прибрежного рыболовства.

ЙО|

Список использованной литературы

2. Дохолян С. В. Организационно-экономический механизм формирования и развития интегрированных корпоративных структур в регионе : На примере рыбной про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мышленности Республики Дагестан : дис. … д-ра экон. наук : 08.00.05 / С. В. Дохо-лян. — М., 2001. — 515 с.

3. Жук А. П. Исследование состояния и направления возрождения рыбной про-НЧ мышленности в условиях Дальнего Востока на основе прибрежной рыбохозяйственной

НЧ 4. Крылова Н. П. Развитие рыбной промышленности Сахалинской области и фи-

нансы : автореф. дис. … канд. экон. наук / Н. П. Крылова. — М., 1969.

СО

Ю 5. Курмазов А. А. Прибрежное рыболовство Приморья — особенности развития /

.о; А. А. Курмазов // Известия ТИНРО (Тихоокеанского научно-исследовательского рыбо-

^ хозяйственного центра). — 2000. — Т. 127, № 1-1. — С. 3-19.

© ва. — М. : Пищевая промышленность, 1977. — 280 с.

7. Романов Е. А. Экономика рыбохозяйственного комплекса / Е. А. Романов. — М. : Мир, 2005. — 336 с.

8. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов : пер. с англ. /

А. Смит. — М. : Эксмо, 2007. — 957 с.

9. Сысоев Н. П. Экономика рыбной промышленности СССР : учеб. / Н. П. Сысоев. — М. : Агропромиздат, 1989. — 206 с.

SKf tsentra) — Izvestiya PSRFC (Pacific scientific and research fishery center), 2000, vol. 127,

■= no. 1-1, pp. 3-19 (in Russian).

| 6. Morozov M. V., Stepanov V. P., Vorotnikova A. M. Organizatsiya pro-izvodstva,

! lennost Publ., 1977. 280 p.

k0 Л 7. Romanov E. A. Ekonomika rybokhozyaystvennogo kompleksa . Moscow, Mir Publ., 2005. 336 p.

s н | 8. Smith A. An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations. Chicago,

os 1 University of Chicago Press, 1976. 814 p. (Rus. ed.: Smit A. Issledovaniya oprirode ipri-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J chinakh bogatstva narodov. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 957 p.)

kB ! 9. Sysoev N. P. Ekonomika rybnoy promyshlennosti SSSR . Moscow, Agropromizdat Publ., 1989. 206 p.

Информация об авторе

Ше Сон Гун — кандидат экономических наук, старший преподаватель, Уссурийский филиал Дальневосточного государственного технического университета, 692508, г. Уссурийск, ул. Короленко, 35, e-mail: sosongun@rambler.ru.

Соглашения на глобальном и региональном уровне

Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (Женева, 1958)

Конвенция об открытом море (Женева, 1958)

Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими (1995)

Соглашение о содействии соблюдению рыболовными судами в открытом море международных мер по сохранению живых ресурсов и управлению ими (1993)

Монографии и брошюры

Актуальные вопросы теории и практики возмещения вреда, причиняемого водным биоресурсам / Под ред. А.Н. Белоусова (2018)

Берг Л.С. — Рыбы Туркестана (1905)

Берг Л.С. — Рыбы пресных вод Российской Империи (1916)

Практическое руководство по разработке и применению мер по сохранению водных биологических ресурсов в целях возмещения вреда при ведении хозяйственной и иной деятельности./ Под ред. А.Н. Белоусова (2016)

Рыбохозяйственные проблемы строительства и эксплуатации плотин и пути их решения (2010)

Cостояние мирового рыболовства и аквакультуры. Достижение ЦУР / ФАO (2018)

Статьи

Баев О.А., Гарбуз А.Ю. — Компоновочно-конструктивные решения рассредоточенных систем водного питания рыбоводных бассейнов (2019)

Корчагина И.В. — Назначение административного наказания в виде штрафа за нарушение правил рыболовства и охраны водных биологических ресурсов: проблемные вопросы

Лапина И.А., Териков А.С., Хецуриани Т.Е., Хецуриани Е.Д., Щукин С.А. — Фильтрующие рыбозащитные сооружения и устройства (2016)

Тошов Х.М., Шодмонов Ф.К. — Эвтрофикационное положение рыбохозяйственных озёр Бухарской области (2017)

Торцев А.М., Студенов И.И. — Разработка новой модели реализации мероприятий по компенсации ущерба, наносимого водным биоресурсам и среде их обитания (2015)

Торцев А.М. — Инструментарий оценки эффективности государственного управления региональным рыбохозяйственным комплексом (2018)

Шевченко А.В., Куприянов А.А. — Состав сооружений и компоновка приводохранилищных рыбоводно-мелиоративных комплексов, создаваемых для ихтиологической мелиорации ирригационных водоемов (2020)

Шкура В.Н., Шевченко А.В. — Конструктивные решения днища рыбоводного бассейна, обеспечивающие безопасный выпуск рыб при его опорожнении (2020)

Шкура В.Н., Шевченко А.В. — Обоснование и основные положения создания и использования приводохранилищных рыбоводно-мелиоративных комплексов (2019)

Законодательство

Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 18-05/291 «Об утверждении Правил использования рыбохозяйственных водоемов и (или) участков для развития аквакультуры»

Постановление акимата Жамбылской области от 28 декабря 2015 года № 326 «Об утверждении перечня рыбохозяйственных водоемов и (или) участков местного значения Жамбылской области»

Постановление акимата Жамбылской области от 26 января 2017 года № 10 «О внесении изменений в постановление акимата Жамбылской области от 28 декабря 2015 года № 326 «Об утверждении перечня рыбохозяйственных водоемов и (или) участков местного значения Жамбылской области»»

Закон Кыргызской Республики «О рыбном хозяйстве» (1997)

Закон Кыргызской Республики «О запрещении добычи, транспортировки, приобретения, реализации и вывоза особо ценных и эндемичных видов рыб, обитающих в озерах Иссык-Куль и Сон-Куль» (2008)

Указ Президента Кыргызской Республики от 10 января 2008 года УП № 7 «О мерах по сохранению и увеличению рыбных запасов в озерах Иссык-Куль, Сон-Куль и других водоемах Кыргызской Республики»

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 7 сентября 2009 года №561 «О рыбохозяйственном освоении и использовании естественных и искусственных водоемов в Кыргызской Республике»

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 24 июня 2015 года № 410 «Об утверждении нормативных правовых актов в сфере рыбного хозяйства»

Закон Республики Таджикистан «О рыбоводстве, рыболовстве и об охране рыбных ресурсов» (2013)

Закон Туркменистана «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (2011)

Постановление Президента Туркменистана от 5 февраля 1992 г. № 594 «Об образовании Туркменского управления по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Туркменрыбвода)»

Постановление Президента Туркменистана от 13 февраля 1992 г. № 604 «Об утверждении Положения о Туркменском управлении по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Туркменрыбводе)»

Постановление Президента Туркменистана от 21 мая 1993 г. № 1340 «О мерах по развитию рыбного хозяйства Туркменистана»

Постановление Президента Республики Узбекистан от 6 ноября 2018 г. № ПП-4005 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию рыбоводческой отрасли»

Постановление Президента Республики Узбекистан от 6 апреля 2018 г. № ПП-3657 «О дополнительных мерах по ускоренному развитию рыбной отрасли»

Постановление Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2017 г. № ПП-2939 «О мерах по совершенствованию системы управления рыбной отраслью»

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2003 г. № 350 «О мерах по углублению демонополизации и приватизации в рыбной отрасли»

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 мая 2016 года № 145 «О мерах по дальнейшему развитию рыболовной отрасли в Республике Каракалпакстан»

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 марта 2017 года № 124 «Об организационных мерах по обеспечению рационального использования биологических ресурсов Айдар-Арнасайской системы озер»

Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН

A/RES/69/109 Обеспечение устойчивого рыболовства, в том числе за счет реализации Соглашения 1995 года об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, и связанных с ним документов (2014)

A/RES/70/75 Обеспечение устойчивого рыболовства, в том числе за счет реализации Соглашения 1995 года об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, и связанных с ним документов (2015)

A/RES/73/125 Обеспечение устойчивого рыболовства, в том числе за счет реализации Соглашения 1995 года об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, и связанных с ним документов (2019)

Рекомендательные документы и руководства

Камилов Б.Г., Халилов И.И. — Разведение форели в условиях Узбекистана. Практические рекомендации для фермеров (2014)

Нормативно-методическая и справочная информация

Справочник в области аквакультур (рыбоводства) (2016)

Патенты

Способ подготовки мальков рыб к транспортировке или к пересадке их в водоемы (SU 873998)

Способ отпугивания рыбы от охраняемого участка водоема (SU 504530)

Способ подготовки водоемов к зарыблению ценными породами рыб (SU 1364257)

Способ подводной мелиорации рыбоводных водоемов (SU 1787007)

Установка для аэрации воды в емкостях с живой рыбой (SU 245487)

Устройство для раздачи кормов рыбам в водоемах (SU 510208)

Устройство для нереста и выращивания рыбы в водохранилищах (SU 1445662)

Устройство для нереста и выращивания рыбы в водохранилищах (SU 1738185)

Устройство для отделения воды от транспортируемой гидравлическим способом рыбы (SU 96883)

Устройство для аэрации и очистки воды к установкам для содержания рыбы (SU 644428)

В этом году в стенах Росрыболовства подписано несколько десятков договоров с компаниями по реализации инвестиционных проектов в судостроении и рыбопереработке на сумму более 125 млрд рублей. Новые мощности позволят насытить рынок качественной рыбной продукцией и заявить о себе в Мировом океане российскому рыбопромысловому флоту. Как меняется отрасль, почему рыбаки планируют осваивать километровые глубины, и что ждет глобальную рыбную индустрию к 2050 году рассказал журналу «Русская рыба» в эксклюзивном интервью заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
Беседовал: Федор Ильин

— Илья Васильевич, свое выступление на отраслевой сессии Петербургского экономического форума в этом году Вы начали с того, что сейчас рыбой стали интересоваться даже те экономисты и аналитики, которые ранее этой темы не касались. Как Вы считаете, почему?

— Рыбная отрасль развивается, становится прозрачнее, конкурентнее, растет ее инвестиционная привлекательность. Российские компании начинают новые масштабные проекты. И, конечно, международный рыбный рынок имеет важное значение в мировой экономике. Объем потребления рыбы в мире, по данным ФАО, превышает 151 млн тонн, стоимость мирового экспорта рыбы — 143 млрд долларов. На протяжении последних десятилетий потребление рыбы росло и превысило 20 кг на душу населения, в 1960-х этот показатель был ниже 10 кг. Население земли растет, и задача каждого государства — прокормить своих граждан. Это вопрос национальной безопасности.

Россия входит в четверку крупнейших рыбодобывающих стран, при этом единственная в «пуле», у кого наблюдается положительная динамика вылова, а не стагнация. В 2017 году мы выловили рекордный за последние 25 лет объем — более 4,9 млн тонн водных биоресурсов.

— То есть в России этот бизнес вести интересно?

— Очевидно. В последние годы растет количество рыбодобывающих российских предприятий. Если в 2013 году наша отраслевая система мониторинга получала отчеты от 2,38 тысяч пользователей, а в 2017 году — более 4,4 тысячи. Сальдированный финансовый результат предприятий отрасли увеличился с 11,8 млрд рублей до более 80 млрд рублей.

— В будущем положительная динамика промысла сохранится?

— В течение следующего десятилетия мировое производство рыбы продолжит расти, но в основном за счет аквакультуры. Производство товарного рыбоводства достигло 80 млн тонн, обеспечивая половину всего объема потребляемой человеком рыбы. Мы также видим аквакультуру в числе приоритетных направлений и поддерживаем ее развитие. Но нам, в силу климатических особенностей, не сравниться с тем же Китаем, который выращивает больше рыбы, чем все остальные страны мира вместе. Сейчас КНР производит около 50 млн пищевой аквакультуры.

В нашей стране можно значительно нарастить объем добычи. И здесь суровый климат большей части России как раз дает нам фору. По данным исследований ФАО, изменение климата может привести к колебанию глобального уровня вылова: ожидаются большие перемены в районах промысла. Прогнозируется, что уловы будут снижаться во многих зависимых от рыболовства тропических регионах и поднимутся в умеренных районах севера. Хотя наши рыбаки работают в разных акваториях, водах других государств и конвенционных районах, основной вклад обеспечивает вылов в дальневосточных морях — до 70% общероссийской добычи. Северо-Западная часть Тихого океана является одной их самых продуктивных акваторий. Один из источников роста вылова — возобновление так называемых перспективных объектов промысла. Речь о сардине иваси и скумбрии, которые вернулись к нашим берегам спустя 25-летний перерыв. Их эффективное освоение может обеспечить дополнительные 1 млн тонн вылова. Сейчас мы видим кратный рост добычи. Спрос на продукцию из сардины и скумбрии есть, причем не только у поколения потребителей, которое помнит иваси с советских времен как сельдь. Мы помогаем рыбакам с научным сопровождением промысла, возродили промразведку, наши НИИ разработали технологии, позволившие увеличить сроки хранения рыбы для ее транспортировки на береговые заводы и переработки. И, конечно, высокого качества получается продукт, сделанный в море, сразу на борту судна.

— А в целом запасы перспективных объектов промысла насколько велики?

— По разным научным оценкам, объем новых, потенциально доступных к освоению запасов, составляет 200–250 млн тонн ежегодно — это больше современного вылова всех стран почти в 2,5 раза. Основные стратегические резервы — это мезопелагические рыбы, антарктический криль, кальмары и глубоководные объекты промысла. Отраслевым НИИ поставлена задача по разработке программы «Глубоководный пояс дальневосточных морей». Ее цель — разведать, оценить и помочь российским рыбакам приступить к освоению глубоководных ресурсов. К программе уже подключились Ростехнологии.

— В прошлом году, помню, на стенде Росрыболовства на одной из выставок мне довелось пробовать строганину из глубоководной рыбы — макруруса. По крайнем мере, так мне ее презентовали. И батискаф помню: виртуальные очки погружения для знакомства с обитателями глубоких водных слоев.

— Да, но помните, что было ниже 2 тыс. метров? Темнота. Именно ее мы собираемся исследовать. То, что Вы пробовали, — это первые шаги. Совместный проект ТИНРО-Центра и одной их компаний-пионеров добычи глубоководных ресурсов «Восток-1». Они начинали разведывать глубоководного краба и увлеклись. Оказалось, что этот промысел рентабельный, хоть и потребовалось полное перевооружение. По данным ТИНРО-Центра, глубоководные крабы в дальневосточных морях сосредоточены на глубинах более 1,4 км. Это стригуны, опилио, японикус, равношипый и многошипый, Веррилла и другие. В июле рыбаки по наводке наших ученых в глубоководной зоне Императорского хребта выловили несколько экземпляров очень редкой рыбы — морского монаха. Размер пойманных особей — более 2 метров, можно сделать очень много сашими.

Но пока доступные глубины для рыбаков — до 1,4 км. Следующие перспективные отметки от 1,4 до 2,5 км, что конечно, возможно только с новыми технологиями. Модернизация производственных мощностей — это как раз то, без чего невозможно развитие ни промысла, ни переработки.

— И как она сейчас идет? В прошлом году в законе о рыболовстве закрепили новую меру, стимулирующую обновление производственной базы. Она заработала?

— Устаревший флот, выбывание судов — та проблема, с решением которой медлить было нельзя. С помощью квот на инвестиционные цели планируем модернизировать до 50% добывающих мощностей и, кроме того, создать современную береговую переработку. Прошли уже два этапа заявочной кампании по распределению инвестквот. По итогам первого этапа подписаны договоры на строительство 33 судов рыбопромыслового флота и 18 заводов на Дальнем Востоке и Северном бассейне. Причем для судов на Северном бассейне и по всем перерабатывающим фабрикам не хватило выделенных лимитов и пришлось проводить аукцион на понижение долей в расчете на один проект. А вот по крупнотоннажному флоту для Дальнего Востока, наоборот, квота оказалась невыбранной, оставшиеся объемы минтая и тихоокеанской сельди будут распределены в ходе следующего, третьего этапа заявочной кампании. По второму этапу завершен прием заявок на строительство среднетоннажных и малотоннажных судов, а также заводов малой мощности для переработки разнорыбицы для Дальнего Востока. Сейчас идет рассмотрение проектов на их соответствие требованиям нормативной базы.

— А как в целом должен выглядеть современный флот?

— В настоящее время средний возраст рыбопромыслового флота составляет около 30 лет, причем не скажу, что состояние катастрофическое, но производительность значительной части судов довольна низка. Необходимо как минимум 20 больших и крупных современных траулеров и более 100 средних и малых судов. На средних и крупнотоннажных судах должна быть безотходная переработка, они должны отвечать всем требованиям по безопасности мореплавания и иметь хорошие условия труда для рыбаков, которые по несколько месяцев находятся в море, вдали от семьи и дома.

Такой флот необходим для того, чтобы повысить эффективность промысла, его экономическую отдачу, чтобы вернуться в отдаленные от российских берегов районы, где ранее успешно работали советские траулеры. Конечно, насколько эти цели масштабны, настолько они и затратны. Нужны суда, которые не вошли пока в программу инвестквот: это серия крупных траулеров-процессоров для возвращения на промысел антарктического криля, востребованные на основных бассейнах транспортные суда-рефрижераторы, средние и малые универсальные ловцы для хамсы и тюльки в Азово-Черноморском бассейне, кильки и сельди — в Волжско-Каспийском бассейне. Для таких проектов мы сейчас прорабатываем с Минпромторгом другие механизмы поддержки, в том числе субсидирование капитальных затрат при строительстве.

Сейчас доступные глубины для рыбаков — до 1,4 км. Следующие перспективные отметки от 1,4 до 2,5 км, что конечно, возможно только с новыми технологиями.

Реализация проектов по береговой переработке не менее важна. С 2019 года, согласно обновленному закону о рыболовстве, начнет действовать единое промысловое пространство и единая квота, в рамках которой рыбак сам будет выбирать какой вид рыболовства ему вести. Если рыбак выбирает режим «прибрежки», то получает обязательства по доставке на берег всего улова в свежем, живом и охлажденном виде и вместе с этим дополнительно 20% квоты. Надеемся, что в нашей стране появится прибрежное рыболовство в его классическом понимании: когда небольшие предприятия на малых судах, лодках, катерах выходят на промысел на один два дня и привозят на берег свежую рыбу — для местных рынков, ресторанов, и, конечно, на береговые фабрики.

Новые мощности позволят изменить структуру производства и уйти от сложившейся сырьевой направленности экспорта. По нашим оценкам, к 2025 году на производство филе и фарша будет приходиться не менее 40% уловов по сравнению с сегодняшними 10%. А это означает фактически удвоение добавленной стоимости, которая останется на территории Российской Федерации. Новый флот и береговые предприятия будут давать ежегодно не менее 50 млрд рублей дополнительного вклада в ВВП страны.

— Какой объем инвестиций ожидается?

— С помощью инвестиционных квот в отрасль планируется привлечь около 380 млрд рублей до 2030 года, а если говорить обо всех инвестиционных программах актуализированной долгосрочной стратегии развития рыбохозяйственного комплекса, то речь идет о 600 млрд рублей.

— Цифры выглядят очень внушительно. Насколько они реалистичны на фоне предыдущего временного периода? Вы сами неоднократно говорили, что рыбаки не вкладываются в развитие инфраструктуры.

— Вполне реалистичны. Не просто так с 2019 года увеличен срок закрепления долей квот с 10 до 15 лет. Это создает условия для длинных инвестиций, а инвестквоты закладывают соответствующие обязательства. Очень важный момент — многие компании, решившие строить рыбопромысловый флот под инвестиционные квоты, говорят, что на первых заказах не остановятся, ведь следующее строительство такого же типового судна для них на отечественных верфях будет гораздо дешевле. И эти предприятия уже сейчас смотрят на то, чтобы продолжить обновление флота.

— Кампания по перезакреплению уже завершилась? Как Вы оцениваете итоги?

— Мы подписали договоры с пользователями по всем бассейнам. Рабочие группы и комиссии заседали за рассмотрением заявок допоздна, иногда ночами и по выходным. Выявлялись ошибки, устранялись замечания. Но понимая важность, приоритетность задачи, все участники процесса подошли ответственно к делу. От того, как пройдет распределение ресурсов, зависит работа всей отрасли. На рассмотрении заявок присутствовали наблюдатели, которых выбрали на съезде рыбаков. Их задача — общественный контроль. И они подтвердили, что процедура прозрачна, решения комиссий обоснованы и соответствуют законодательству.

По мнению рыбаков, нынешняя кампания разительно отличается от предыдущей. В лучшую сторону. Сейчас работа продолжается, после заключения договоров с пользователями, с 1 сентября мы принимаем заявки от тех рыбаков, которые собираются вести прибрежный промысел.

Новый флот и береговые предприятия будут давать ежегодно не менее 50 млрд рублей дополнительного вклада в ВВП страны.

— И куда пойдет национальный ресурс, вообще, какой настрой в отрасли: экспорт или внутренний рынок?

— Выбирать между двумя направлениями нет необходимости: мы добываем достаточно. Безусловно, внутренний рынок — это приоритет. Здесь нужно продолжить выстраивать современную товаропроводящую цепочку, создавать оптовое специализированное звено, а также развивать приемные мощности в портах, что мы и делаем в рамках договоров аренды «Нацрыбресурса» с владельцами портов. Арендаторы эксплуатируют федеральные причальные стенки и обязуются модернизировать портовую инфраструктуру, холодильные мощности, обеспечивать приоритетность обслуживания рыбных грузов. Невыполнение условий влечет штрафы и повышение ставки. В прошлом году утверждена стратегия развития морских терминалов для обслуживания рыбопромыслового флота — проекты по модернизации рыбных портов на Камчатке, в Приморском крае, Калининграде, Мурманске, Махачкале находятся на разных стадиях реализации.

Теперь об экспорте: развитие переработки, как мы рассчитываем, будет способствовать росту доли поставок на внешний рынок продукции с высокой добавочной стоимостью, таким образом мы повысим стоимость экспорта, прибыль компаний и поступлений в бюджет. Кроме того, есть потребность и в диверсификации поставок, расширении географии экспорта, завоевании рынка Европы — главного потребителя продукции из минтая, нашего основного объекта промысла.

Для стимулирования изменения структуры экспорта и наполнения внутреннего рынка мы подготовили поправки в Налоговый кодекс. Речь идет о дифференциации ставки сбора, которую платят рыбаки за вылов тех или иных водных биоресурсов. Предприятиям, которые поставляют уловы на внутренний рынок или экспортируют продукцию высокой степени переработки, получат льготу в 85% от общей ставки. При экспорте просто сырья рыболовецкая компания будет платить 100%. Законопроект уже подготовлен и проходит межведомственное согласование.

— То есть у российского минтая есть шанс потеснить конкурентов на рынке Европы?

— Если предложим качественный и сертифицированный продукт. Экологическая сертификация является обязательным условием для доступа рыбопродукции на развитые рынки сбыта. В этом году как раз завершается процесс ре-сертификации промысла минтая Морским попечительским советом (MSC). Оценщики дали положительное заключение и рекомендацию повторно сертифицировать наших рыбопромышленников.

Это позволит России сохранить доступ, прежде всего, на рынок Евросоюза, объем которого достигает 40 млрд долларов в год. Сертификат MSC Россия впервые получила в 2013 году. Как отмечают в Ассоциации добытчиков минтая, благодаря этому выпуск филе минтая морской заморозки вырос в 2,3 раза — с 24 тыс. тонн в 2012 году до 54 тыс. тонн в 2017 году. Значит рост выпуска филе как продукции глубокой переработки продолжится.

— Получается, мы метим в конкуренты США и Китаю? Мы начали разговор с трансформации глобальной экономики, прогнозах развития рынка потребления. В преддверии II Международного рыбопромышленного форума вспомнилась тема первого Форума — рыболовство в Мировом океане: сотрудничество или конкуренция. Тогда решили, что все же с некими оговорками — сотрудничество.

— Да, до сих пор речь шла только о планах и перспективах до 2030 года. Продолжая тему первой нашей встречи, решили обсудить: а в каком русле это сотрудничество должно развиваться, к чему мы хотим прийти? И предложили заглянуть за горизонт до 2050 года, обсудить сценарии развития мирового рыбного рынка. ФАО провело анализ и буквально накануне форума представила прогноз о влиянии изменения климата на мировое рыболовство к 2050 году. Его мы также планируем рассмотреть в рамках деловой программы.

К 2050 году морские и пресноводные экосистемы значительно трансформируются, изменится промысловая продуктивность в исключительных экономических зонах всех государств. Снижение в ряде акваторий может составить, по оценкам ФАО, от 2,8% до 12,1%. Изменения будут связаны, в том числе, с миграциями рыб. Мы уже наблюдаем это в своей зоне: вернулись к нашим берегам теплолюбивые иваси и скумбрия, а холодноводные лососевые смещаются севернее. Камчатка, Магадан, Чукотка получают второй год рекордные подходы.

Повлияет климат на внутренние водоемы и на аквакультуру. Наиболее уязвимыми странами в области производства пресноводной аквакультуры являются сегодняшние лидеры — Китай, Вьетнам, Бангладеш, в сфере морской аквакультуры — Норвегия и Чили.

Проблему можно решить, миру необходимо адаптироваться, потребуются новые договоренности между странами. В том числе об этом и поговорим.

Рыбная промышленность России —

13 лет свободного плавания

В.Н.Сергеев

Европейская экономическая промышленная палата

Рыбное хозяйство Российской Федерации играет важную роль в продовольственном комплексе страны. Несмотря на существенное снижение среднедушевого потребления рыбных продуктов (с 20,3 кг в 1990 г. до 11,1 кг в 2001 г.) в общем балансе потребления животных белков их доля составляет около 10 %.

В 2002 г. рыбной промышленностью произведено продукции (в фактических ценах предприятий без НДС и акцизов) на сумму 59 617 млн руб. (7,2 % от всего объема пищевой промышленности), что составило 102 % к уровню прошлого года, в 2003 г. объем продукции превысил 69 778 млн руб. (117 % к 2002 г.). Однако уровень физического объема промышленного производства по всей промышленности за январь-декабрь 2003 г. к уровню 2002 г. составил 98,1 %.

В ряде регионов страны, в первую очередь в прибрежных регионах Российской Федерации: Приморском крае, Камчатской, Сахалинской, Мурманской, Калининградской, Астраханской и Магаданской областях, Корякском автономном округе — рыбное хозяйство является градообразующей отраслью, основным источником занятости населения.

Рыбная промышленность Российс-

Годы

>—Улов рыбы и морепродуктов -■— Рыбная продукция (всего) Пищевая рыбная продукция Рыба мороженая Консервы рыбные (муб)

Улов рыбы, добыча морепродуктов и производство рыбной продукции

кой Федерации является одной из немногих отраслей промышленной зоны районов Крайнего Севера и местностей к ним приравненных, на которые приходится 64 % всей территории России и проживает 7 % населения страны, а добывается в последние годы 80 % рыбы и морепродуктов от общего улова промысловых объектов по стране и производится более 65 % пищевой рыбной продукции, включая консервы.

В стране 20 млн га озер, 4,5 млн га водохранилищ, 1 млн га водоемов комплексного назначения, 0,45 млн км рек, более 150 тыс. га рыбоводных прудов, свыше 250 тыс. м2 садковых и бассейновых рыбоводных хозяйств.

Основу сырьевой базы промышленности составляют водные биоресурсы во внутренних водах, включая реки, озера, водохранилища, территориальное море, 200-мильные экономические зоны, континентальный шельф Российской Федерации, 200-мильные зоны иностранных государств (по соглашениям и договорам) и открытые районы Мирового океана (регулируются конвенциями и соглашениями).

Специфика рыбной промышленности состоит в том, что на долю флота приходится 90 % объема вылова рыбы и более 70 % стоимости основных

производственных фондов отрасли.

Рыбопромысловый флот обеспечивает около 90 % всего объема вылова водных биоресурсов. На судах вырабатывают более 90 % всей товарной продукции, свыше половины рыбных консервов, большую часть рыбной муки.

За десять лет производственные мощности флота по выпуску продукции сократились по мороженой продукции в 2,2 раза, консервам — в 6,9, рыбной муки — в 3,2 раза.

Разгосударствление предприятий по добыче, переработке рыбы и морепродуктов, а также предприятий по их обслуживанию осуществлялось с 1992 г. и практически завершено в 1995 г.

Изменение форм собственности в рыбохозяйственном комплексе в период реформ проходило ускоренными темпами, что связано с его привлекательностью с точки зрения рыночных возможностей (ликвидность готовой продукции, внешнеэкономические связи и т. д.).

В результате проведенных мер по приватизации, акционированию и демонополизации произошла структурная перестройка промышленных предприятий отрасли — разукрупнение крупных производственных объединений и образование предприятий новых организационно-правовых форм.

Из общего количества хозяйственных субъектов системы Госкомрыбо-ловства России свыше 90 % имеют частную и смешанную формы собственности. Из них 341 создан на базе государственных предприятий и 1530 -вновь образованные предприятия и организации негосударственных форм собственности.

В настоящее время только семь хозяйственных обществ и товариществ имеют пакеты акции федеральной собственности в размере 25,5 % (АО «Ленрыбпром», АО «Магаданрыб-пром», ОАО «Пионерская база океанического рыболовного флота», АО «Морские ресурсы», ОАО «Калининградская промышленная компания», АО «Управление тралового и рефре-жераторного флота» (г. Петропавловск-Камчатский) (в 1997 г. — 25 предприятий). Держатели государственных пакетов акций — Российский фонд федерального имущества и его территориальные органы. В итоге 178 предприятий отрасли находятся в государственной и муниципальной собственности, из них 139 — в федеральной собственности, 36 из 206 организаций системы Союза рыболовецких колхозов создали акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, 12 организовали рыболовецкие артели.

FISH and SEAFOOD

Вновь созданные структуры — это в основном малые предприятия (1530 организаций). Доля таких предприятий в общем выпуске продукции отрасли составляет чуть более 15 %, на долю занятых в малом бизнесе приходится 11 % общей численности работающих в отрасли (без учета вторичной занятости).

Крупномасштабная приватизация народнохозяйственных, в том числе и отраслевых, предприятий пока должного эффекта не дала. При этом на второй план отошли стратегические задачи, стоящие перед отраслью в области обеспечения продовольственной безопасности страны и выполнения социальных, в том числе градообразующих функций.

Структура рыбохозяйственных предприятий складывалась и формировалась в течение многих лет в силу производственной необходимости, обусловленной отраслевой спецификой. Развитие отрасли по принципу ведения натурального хозяйства связало ее предприятия в единый хозяйственный комплекс, разрушение которого усугубило и без того непростую ситуацию в отрасли.

Приватизация наглядно показала, что дробление (разделение) крупных предприятий по технологическим переделам в большинстве случаев привело к суммарному росту цен и снижению эффективности производства, созданию неконкурентоспособных предприятий.

Увеличение числа организаций, которые преобразовались в различного рода ОАО, ООО, ЗАО и т. п., не сопровождалось возрастанием объемов добычи и производства рыбной продукции. Более того, эти показатели последовательно снижаются.

Россия в 1990 г. добывала 7,8 млн т рыбы и морепродуктов и занимала среди ведущих рыбопромысловых государств пятое место в мире. К 1994 г. вылов сократился на 55 % по сравнению с 1990 г. и составил 3,5 млн т. В 1995 г. российские рыбаки остановили падение вылова — добыча водных биоресурсов возросла до 4,3 млн т, а в 1997 г. ее прирост к уровню 1994 г. составил 33 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем добычи рыбы и нерыбных объектов промысла за тринадцать лет (1990-2003 гг.) снизился с 7819 до 3250 тыс. т, или в 2,4 раза. Значитель-

но сократился вылов российскими рыбопромысловыми предприятиями в исключительных экономических зонах иностранных государств и в открытых районах Мирового океана (в 2,5 и 4 раза соответственно). Это было вызвано как экономическими причинами, так и ужесточением регламентации промысла в открытых районах Мирового океана. Как следствие, большая часть отечественного промыслового флота была передислоцирована в исключительную экономическую зону Российской Федерации.

В результате возрастания избыточного промыслового усилия существенно уменьшились запасы наиболее эффективных в рыночном плане видов биоресурсов. Снижение общих объемов добычи в последние годы происходит в основном за счет уменьшения уловов в исключительной экономической зоне.

Океаническое рыболовство сегодня обеспечивает 91 % общих объемов добычи гидробионтов в стране (2002 г. -2985 тыс. т). По сравнению с 1990 г. объемы его уменьшились на 59 %. Во внутренних водоемах уловы сократились на 55 % и в общих объемах составляют 8,4 % (в 2002 г. — 275 тыс. т).

Производство продукции в пресноводных аквахозяйствах снизился почти в 3,5 раза. Объем общих допустимых уловов в пресноводных водоемах сегодня осваивается российскими рыбаками только на 49 %. При этом производственный потенциал прудовых хозяйств сегодня используется не больше чем на 25 %, а биопотенциал российской марикультуры — еще меньше.

После 1991 г. в российском рыболовстве произошли существенные изменения в размещении флота по районам промысла и в организационной структуре отрасли. Наибольшая часть промыслового флота из-за резко ухудшившихся экономических условий работы российских судов была вынужде-

на перебазироваться из удаленных районов Мирового океана в близлежащую зону рыболовства России.

Снижение отечественных уловов произошло по всем укрупненным районам. Так, предприятиями рыбной отрасли России в 2002 г. получен улов рыбы и морепродуктов в объеме 3250 тыс. т, в том числе в экономической зоне России — 2051 тыс. т (63 %), в экономических зонах иностранных государств — 682 тыс. т (21 %), в открытых районах Мирового океана -247 тыс. т (7,6 %), во внутренних водоемах — 270 тыс. т (8,6 %). По сравнению с 1990 г. объемы вылова в целом по рыбохозяйственному комплексу сократились на 4612 тыс. т, или в 2,4 раза, при этом в экономической зоне иностранных государств снижение произошло более чем в 2,5 раза, в открытой части Мирового океана — в 4 раза, во внутренних водоемах — в 2,2 раза. Вылов минтая, ставриды, креветок за это время уменьшился в 3 раза, практически прекратился вылов мойвы, хека, иваси, сайры.

Перераспределение промысловых регионов в 1992-2003 гг. было вызвано не изменениями в состоянии сырьевой базы рыболовства, а экономическими (переход от плановой системы к рыночным отношениям) и организационными (потеря управляемости флотом со стороны центра) причинами.

Однако перераспределение промысла на сырьевые ресурсы 200-мильной исключительной экономической зоны и континентального шельфа России с учетом происходящих здесь время от времени снижений запасов массовых объектов лова (минтая, трески, мойвы, сельди, сардин, иваси, лососевых

Таблица 1

Вылов традиционных видов рыб и нерыбных объектов промысла России, тыс. т

1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Улов 7862 6966 5641 4369 3791 4309 4748 4749 4542 4232 4036 3625 3265

в т.ч. минтай 2865 2498 2335 2096 1633 2208 2371 2228 1941 1495 1740 1121 831

сельдь 117,1 117,5 128 152 168 209 270 483 530 525 544 403 314

треска 204 228 318 336 365 398 422 429 372 345 360 322 283

лососевые 116 258 87 121 122 167 137,3 228 237 227 218 224 192

килька 156 135 111 59 58 94 102 103 132 186 180 79 69

путассу 117 151 138 104 53 63 67,6 106 137 186 174 134 128

ставрида 818 668 224 225 202 131 149 171 193 154 18 25 41,6

камбала 86 100 88 72 43 52 64 67 90 108 110 114 88

крабы 22,3 71 76,6 66 63 66 58 47 41,9

кальмары 175 152 137 80 53 54 42 58 53 56 56 52 78

и др.) под влиянием океанографических факторов превращает современное отечественное рыболовство в рискованный вид деятельности с возможным непрогнозируемым падением общего объема вылова.

За прошедший 13-летний период произошли естественные изменения в состоянии сырьевых рыбных запасов в самой исключительной экономической зоне России и на континентальном шельфе. Прежде всего, в основном районе отечественного рыболовства -в морях Дальневосточного бассейна -снизились запасы сардин, иваси, которые ранее давали уловы до 400-700 тыс. т (в настоящее время промысел не ведется). Не в лучшем состоянии находятся запасы минтая, его вылов по рекомендации ученых сокращен с 3,5 до 2,5 млн т.

Одновременно в дальневосточных морях недоиспользуются запасы таких высокоценных объектов, как сайра (возможный вылов не менее 150 тыс. т), мойва (возможный вылов 322 тыс. т), кальмары (возможный вылов 382 тыс. т), камбаловые (не менее 120 тыс. т) и др. Кроме того, в период увеличения численности лососевых промышленность, как правило, не готова добыть и переработать весь возможный улов.

В октябре 1999 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водоемах Российской Федерации».

Главную роль в рыбохозяйственном освоении внутренних водоемов играет ассоциация «Государственно-кооперативное объединение рыбного хозяйства (Росрыбхоз)», созданная в декабре 1988 г. на базе бывшего Мин-рыбхоза РСФСР и рыбохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР. Росрыбхоз представляет собой многофункциональный хозяйственно-экономический комплекс, в который на добровольной основе входят более 500 предприятий различных форм собственности, и развивает три основных направления товарного рыбоводства: прудовое, индустриальное и пастбищное.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комплекс включает в себя выращивание товарной рыбы, воспроизводство рыбных запасов, добычу рыбы во внутренних водоемах и Мировом океане, производство рыбной продукции и консервов, научное обеспечение, комбикормовое, тарное, машиностроительное, судостроительное и судоремонтное производство и др.

В системе Росрыбхоза воспроизводство рыбных запасов обеспечивают 20 рыборазводных заводов, 11 рыбопитомников, 6 нерестово-выростных

хозяйств, 9 рыбоводно-мелиоратив-ных и акклиматизационных станций и другие предприятия, расположенные в различных регионах России. Вылов рыбы в пресноводных водоемах сохраняется примерно на уровне 33-35 тыс. т. В товарных хозяйствах пресноводной аквакультуры выращено 50 тыс. т товарной рыбы, в хозяйствах марикультуры — около 1000 т рыбы и моллюсков.

Значительное внимание уделяется воспроизводству рыбных запасов. Эффективность работ по искусственному воспроизводству рыбных запасов очевидна: в настоящее время доля рыб заводского происхождения в Каспийском море составляет по белуге 91 %, осетру — 28, севрюге — 30 %.

В Азовском море 90 % запасов осетровых рыб состоит из рыб заводского происхождения. Искусственное воспроизводство лососевых рыб на Дальнем Востоке обеспечивает ежегодный вылов лососевых в объеме около 35 тыс. т.

Рыбодобывающие, рыбоводные и рыбоперерабатывающие предприятия Росрыбхоза выпускают живую, мороженую, охлажденную, сушено-вяленую, копчено-балычную и кулинарную рыбопродукцию, а также более 80 наименований консервов и пресервов из пресноводных и океанических видов рыб, что составляет 30 % рыбных консервов, производимых в стране.

За годы реформирования субъектов хозяйственной деятельности в результате приватизации их количество возросло более чем в 10 раз. Так, в 1990 г. было совместно с кооперативно-колхозной системой 306 предприятий, в 1992 г. — 304, в 1994 г. — 884, в 1998 г. — 1919, а в 2000 г. — 3520.

Дробление организаций привело к разрыву связей единого производственного процесса и в первую очередь в сфере переработки рыбной продукции и ее сбыта.

На начальном этапе своей деятельности новые акционерные общества и предприятия самостоятельно занимались обработкой и сбытом рыбы и рыбопродукции, что привело к появлению массы посредников, особенно в торговле рыбой и рыбопродукцией, что неминуемо повлекло за собой рост розничных цен на продукцию.

Система реализации рыбной продукции на внутренний рынок при наличии большого числа (до 4) посреднических организаций между производителем и потребителем приводит к значительному удорожанию продукции рыбной отрасли.

Анализ итогов приватизации свидетельствует о том, что поспешное ее

осуществление в отрасли привело к разрушению всего хозяйственного механизма и значительному снижению производственно-экономических показателей в рыбохозяйственном комплексе. В условиях, когда душевое потребление рыбы и рыботоваров сократилось почти в 2,3 раза, составив 9,6 кг в год, экспорт рыботоваров возрос в 2 раза и, начиная с 1994 г., стабилизировался на уровне около 1 млн т. Более 90 % его составляют рыбные товары малой степени переработки в результате цены на экспортные рыбные товары сегодня почти на 40 % ниже среднемирового уровня.

Более устойчивое положение в организационно-правовой структуре сохранилось в ГКО «Росрыбхоз» и в кооперативно-колхозной системе «Росрыбакколхозсоюз», занимающейся рыбным хозяйством наряду с сельским. Кооперативно-колхозная система сохранила вертикальную систему управляемости за счет созданного до 1992 г. координирующего органа в Москве.

За период реформирования структура управления рыбохозяйственным комплексом подвергалась неоднократным преобразованиям. Были ликвидированы бассейновые и территориальные органы управления рыбным хозяйством, что привело к потере управляемости отрасли. Государство практически полностью утратило контроль:

• за оптимальным использованием сырьевой базы и расстановкой флота по районам лова;

• за деятельностью флота в отдаленных районах Мирового океана и в 200-мильных зонах иностранных государств;

• за формированием ценовой политики на внутреннем и внешнем рынке рыбных товаров;

• за воспроизводством основных фондов отрасли;

• за организацией государственной поддержки товаропроизводителей во взаимоотношениях с бюджетами различных уровней;

• за внешнеэкономической деятельностью предприятий отрасли и рядом других проблем.

Уменьшение объемов вылова рыбы и производства рыбной продукции сопровождалось увеличением диспаритета цен между затратами на материально-технические ресурсы и готовой продукцией отрасли.

В результате проведенной приватизации, отсутствия доли государства в акционированных рыбохозяйственных организациях, хронического дефицита государственного бюджета произошли серьезные изменения в финансовых

FISH and SEAFOOD

взаимоотношениях производителем рыбной продукции с бюджетом.

Снижение уловов обусловило уменьшение производства пищевой рыбной продукции, включая консервы, на 18,5 % (с 3675 тыс.т в 1991 г. до 2996 тыс. т в 2003 г.). Выпуск консервов за этот же период сократился в 3,4 раза. Существенно снизилось производство непищевой продукции (в 4,6 раза), в том числе кормовой муки — в 4,5 раза. Последнее обусловило значительное уменьшение объемов производства кормов для животноводства и птицеводства.

Анализ ассортимента выпускаемой рыбной промышленностью продукции за 1990-2002 гг. показывает, что в отрасли не произошло радикальных изменений в сторону более глубокой переработки. При сокращении общего объема производства пищевой рыбной продукции, включая консервы, на 20 %, производство сушеной, вяленой рыбопродукции уменьшилось в 3,9 раза, рыбы соленой, кулинарных изделий — более чем в 6 раз, рыбы пряного посола и маринадов — в 14 раз (табл. 2).

Новые технологии по производству продукции улучшенного ассортимента внедряются в основном на вновь созданных предприятиях малого и среднего бизнеса.

При этом малыми и средними коммерческими структурами, совместными предприятиями и судами, работающими по тайм-чартеру, выловлено 930 тыс. т рыбы и морепродуктов, произведено товарной пищевой рыбопродукции, включая консервы, 450

тыс. т, выпущено 39 муб рыбных консервов и 22 тыс. т кормовой рыбной муки. Таким образом, более 20 % объемов вылова, 17 % выпуска пищевой рыбопродукции, около 1 % производства рыбных консервов и 10,5 % выпуска кормовой рыбной муки приходится на предприятия этого сектора экономики.

Переориентация российских судовладельцев на экспорт рыбных товаров и импорт услуг в иностранных портах в счет последующей поставки рыбных товаров определили экспортную направленность рыбохозяйственной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следствием такой политики явились разрушение отечественных береговых рыбоперерабатывающих производств и колоссальное развитие ряда портов в Республике Корея, США, Японии, Китае и Западной Европе.

Береговыми предприятиями рыбо-хозяйственного комплекса отрасли в прошлом году произведено пищевой продукции 133 тыс. т, консервов — 205 муб, муки кормовой — 1,1 тыс. т.

Снижение объемов производства вызвано устаревшими технологиями, физическим износом оборудования, низким спросом на рыбопродукцию (копченую, соленую, кулинарную, консервы).

Государственная политика по либерализации внешнеторговой дея-

тельности окончательно подорвала основы формирования отечественного рынка и привела к обвальному падению цен на внешнем рынке отдельных рыботоваров, поставила в зависимость российских товаропроизводителей от диктата иностранных партнеров. Все это негативно сказалось на состоянии как товаропроизводителей, так и большинства потребителей.

Модель экономических отношений, основанная на их либерализации и исключающая участие в них государства, привела к серьезному нарушению межотраслевых связей, спаду производства и резкому снижению инвестиционной активности в области воспроизводства основных фондов.

Передача и приобретение судов на условиях бербоут-ча ртера, «менеджмента», оперативного управления дают возможность уклониться от большинства налоговых и неналоговых платежей в бюджеты различных уровней.

В Дальневосточном регионе распространена практика передачи отечественного рыболовного флота с промышленными квотами вылова, полученными рыбохозяйственными организациями, в «менеджмент» иностранным партнерам или в оперативное управление с правом полного распоряжения ими производственной продукцией.

Экономическая экспансия иностранных компаний в рыбную отрасль России активно усиливается за счет монополизации добычи, переработки, транспортировки и реализации рыбо-

Основной ассортимент рыбной промышленности, тыс. т

Таблица 2

Продукция 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Товарная рыбная продукция, вкл. консервы 4097 3675 3280 2791 2433 2563 2630 2654 2520 2628 2925 3057 2866 2826

в т. ч.: консервы рыбные и морепродукты,муб 2264 1984 1332 918 582 565 452 442 494 520 580 601 617 662

Рыба живая и охлажденная 367 355 342 199 192 204 195 178 837 640 720 449 434 365

Рыба мороженая 1894 1779 1962 1816 1398 1649 1768 1804 1784 1675 1810 1675 1661 1720

Филе и спецразделка 62 54 72 55 54 100 160 192 153 146 140 97 50 46

Рыба соленая 110 109 105 113 79 51 34 61 36 12 9 16,7 34,4 34,6

Изделия копченые, сушеные, вяленые и балычные 168 154 145 105 90 61 34 50 17 6 8 10,3 11,8 10,6

Рыба пряная и маринованная 36 21 13 9 5 1,5 1 3,4 1.2 1,9 3,2 2,4 2,48 2,4

Изделия кулинарные 112 73 31 15 8 6 3 5,4 4,6 4,5 6,2 11,6 16,8 32

Икра, всего 25,3 23,1 20,1 39,2 31,6 44,5 52,9 48,4 37,6 36,1 38,8 28,1 21,65 24,55

в т. ч.: осетровая 1,3 0,6 0,5 0,2 0,3 0,1 0,05 0,1 нет данных 0,024 0,025 0,026

лососевая 2,6 4,9 1,5 2 2,3 4,1 2,3 5,1 То же 6,1 5,7 5,8

Морепродукты 133 113 110 77 58,6 56 63 76 76 91 88 93 103,6 93,2

Непищевая продукция 1173 959 672 526 317 298 337 325 343 244 259 188 195 169

в т. ч.: рыбная мука 534 421 262 227 179 191 207 195 174 152 132 98 67 66,7

Кормовая продукция 449 387 322 233 113 107 94 85 86 72 74 79 85,8 88

продукции на рынках зарубежных стран. Инофирмами используются разнообразные способы извлечения прибыли за счет освоения российских морских ресурсов. В определенной степени этому способствует несовершенство российского законодательства, а также стремление многих российских коммерческих структур к вывозу за рубеж значительных сумм в твердой валюте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проводится прямая экспансия, непосредственно связанная с сокращением российского флота.

Иностранные промысловики используют и льготный доступ к биоресурсам российских вод, допускают искажения в отчетности вылова рыбы.

Скрытая экспансия осуществляется путем проникновения инофирм в ИЭЗ России в целях добычи и переработки морских ресурсов и извлечения неучтенной прибыли.

Действующая в стране налоговая, таможенная и кредитная политика, либерализация внешнеторговой деятельности не только не учитывают специфику отрасли, но и создают условия, усугубляющие формирование конечных финансово-экономических результатов.

Составляющие экономического механизма нынешнего рынка (налоговая, кредитная, ценовая, тарифная политика) создали устойчивую тенденцию экспортно-импортной направленности в рыбохозяйственной деятельности страны, следствием которой стало ухудшение финансового состояния отрасли.

Финансовое состояние большинства предприятий не позволяет им вести даже простое воспроизводство. Остаются и нарастают неплатежи, задолженности во внебюджетные фонды, в бюджеты разных уровней, по выплатам заработной платы работающим, по погашению ранее взятых кредитов и долгов смежникам.

С 1996 г. рыбная отрасль России убыточна. За 1996-1997 гг. убытки составили 1867 млн руб. В 1997 г. сумма убытков составила 1444 млн руб. против 4870 млн руб. прибыли, полученной отраслью в 1991 г., при 36 % рентабельности товарной продукции.

Начиная с 1998 г., производство продукции стало рентабельным (в 1998 г. прибыль составила 2 млрд руб., в 1999 г. — 5,9 млрд руб., в 2000 г. -6,14 млрд руб.), наметилась тенденция сокращения доли убыточных предприятий (с 64 % в 1998 г. до 53 % в 2001 г.). В 2001 г. из 308 крупных и средних предприятий рыбной отрасли 161 сработали с прибылью 2804 млн руб., а 147 — с убытком 1311 млн руб. В целом

по этим предприятиям прибыль по сравнению с прошлым годом увеличилась на 131 %.

В 2002 г. из 320 крупных и средних предприятий рыбной отрасли 137 сработали с прибылью 1787 млн руб., а 183 — с убытком 4372 млн руб.

В известной мере состояние экономики рыбной отрасли характеризует экспорт рыбной продукции. Так, ведущее место в экспорте Камчатской области принадлежит рыбопродукции -77 % в общем объеме.

За пределами таможенной границы реализовано 64 % всей экспортной продукции, или 99 % всей свежей рыбы, 81 % всей мороженой, 84 % филе и 80 % всей крабовой продукции. Основными потребителями являются Гонконг, Япония, США.

Для создания возможности привлечения кредитных ресурсов российских банков требуется ряд решений правительства, прежде всего по изменению нормы обязательных резервов банков, финансирующих инвестиционные проекты, по увеличению сроков реализации инвестиционных проектов по судостроению до 6-10 лет.

Необходимо также пересмотреть отношение к собственным средствам предприятия (амортизация, прибыль), которые необходимо рассматривать не как инвестиционный источник, а как средства, служащие обеспечением привлекаемых инвестиций, кредитов, выпустив для этого необходимые нормативные документы.

С 1996 г. в отрасли проводилось лицензирование промышленного рыболовства и рыбоводства. В процессе лицензирования получена объективная информация о рыбохозяйствен-ных организациях, проведена проверка судовладельцев на соответствие их систем управления безопасностью море-плавания современным требованиям.

В целях преодоления негативных тенденций, повышения эффективности, возрождения рыбной отрасли России представляется целесообразным на государственном уровне принять «Концепцию развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2010 года» и «Программу первоочередных мер™» по повышению функционирования рыбной отрасли России, предусмотрев:

• развитие и совершенствование законодательной базы в области рыбо-хозяйственной деятельности, управления водными биоресурсами, их рационального использования и сохранения;

• совершенствование системы управления водными биоресурсами исключительной экономической зоны и

континентального шельфа Российской Федерации, их рационального использования и сохранения;

• развитие прибрежного рыболовства как одной из перспективных составляющих экономики рыбохозяй-ственных комплексов приморских регионов;

• возрождение рыболовства в открытых районах Мирового океана и в исключительных экономических зонах иностранных государств;

• разработка механизмов, стимулирующих обновление основных производственных фондов;

• обновление промыслового и вспомогательного флота путем модернизации действующих и поставки новых типов судов;

• техническое перевооружение, реконструкция и расширение действующих береговых производств, производственной инфраструктуры и ввод новых;

• увеличение поставок рыбных товаров на внутренний рынок;

• повышение конкурентоспособности отечественных рыбных товаров на внешнем рынке;

• создание новых социально значимых и экономически эффективных рабочих мест, сокращение на этой основе безработицы и снижение социальной напряженности, особенно в отдаленных прибрежных районах;

• расширение научных исследований и разработок в области рыбного хозяйства, укрепление научно-технического потенциала отрасли.

Реализация комплекса вышеназванных мер позволит России к 2010 г. довести вылов рыбы и морепродуктов до 5,5 млн т, производство пищевой продукции, включая консервы, — до 3,7 млн т. Среднедушевое потребление рыботоваров составит 14,5 кг при рациональной норме питания 23,3 кг в год.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральная программа развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 г. «Рыба». Утверждена Правительством РФ 18.09. 1995 г.

2. Роль рыбной отрасли в обеспечении продовольственной безопасности России и формировании доходной части федерального бюджета. Счетная палата РФ. — М., 1999.

3. Рыбное хозяйство России на рубеже веков. — М.: Госкомрыболовство РФ, 2000.

4. Производство рыбной продукции в натуральном выражении по полному кругу производителей, включая малые организации. Отчеты Госкомстат РФ за 2001, 2002, 2003 гг.

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения