С крайнего севера

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 402
«Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)»

С изменениями и дополнениями от:

27 сентября 2001 г., 31 марта 2009 г., 6 декабря 2016 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1992 г. N 267 «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (по условиям поставки и завоза грузов в эти районы)»;

постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 1992 г. N 590 «О дополнении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (по условиям поставки и завоза грузов в эти районы)» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 8, ст.509);

постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 361 «О дополнении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (по условиям поставки и завоза грузов в эти районы)» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 17, ст.1465);

постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 956 «О дополнении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (по условиям поставки и завоза грузов в эти районы)» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 39, ст.3628);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. N 338 «О внесении изменений в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (по условиям поставки и завоза грузов в эти районы), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1992 г. N 267» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 17, ст.1416).

Председатель Правительства
Российской Федерации

Жители районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностей имеют право на получение дополнительных льгот, надбавок и социальных пособий. Данный текст поможет узнать, какие территории относятся к районам Крайнего Севера, а какие к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Удобная и актуальная на 2019 год таблица, позволит быстро и легко ознакомиться с территориями находящимися в списке городов севера России.

Люди, живущие и работающие в районах Крайнего Севера или местностях, которые имеют статус приравненных к районам Крайнего Севера, вынуждены вести свою жизнедеятельность в очень тяжелом режиме, обусловленном низким температурным режимом, сложными погодными условиями и так далее. Для поддержки их жизнедеятельности, государство присваивает таким жителям особый статус, позволяющий получать дополнительные льготы, социальные пособия и другую помощь. В данной статье вы найдете последнюю редакцию Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 2019 года (далее — Перечень), с примечаниями по некоторым произошедшим изменениям.

Законодательные акты, регулирующие Перечень

Основным законодательным актом, регулирующим Перечень, является Постановление Совета Министров СССР от 03.01.1983 года №12 (далее – Постановление 12). Постановление 12, внесло существенные изменения в Постановление Совета Министров от 10.11.1967 года №1029, которым, изначально, и был закреплен Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, полностью изложив его в новой редакции и отменив действие некоторых предыдущих нормативных актов.

Данное действие было произведено в связи с появлением большого количества нормативных актов, закрепляющих льготы для лиц, работающих в различных района Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

После вступления в силу Постановления 12, появился единый Перечень, в который вносятся различные изменения и дополнения.

Последнее изменение в Постановление 12 было осуществлено 03.03.2012 года Постановлением Правительства РФ №170, в соответствии с которым, с 01.01.2013 года Березовский и Белоярский районы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры были отнесены к районам Крайнего Севера. В данный момент, редакция Постановления 12 от 03.03.2012 года является действующей.

Перечень районов Крайнего Севера

Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей. В перечне указаны округа, области, города и районы Крайнего Севера России

  • Мурманская область — с 1 июля 1990 года вся область, включая город Кандалакшу с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского городского Совета народных депутатов;
  • Архангельская область — Ненецкий автономный округ; город: Северодвинск с территорией, находящейся в административном подчинении Северодвинского городского Совета народных депутатов; районы: с 1 января 1992 года Мезенский, с 1 июля 1993 года Лешуконский, Пинежский;
  • Коми АССР — города: Воркута и Инта с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов, с 1 января 2008 года Печора; районы: Усинский, с 1 апреля 1992 года Ижемский, Усть-Цилемский, Печорский, с 1 января 2008 года село Усть-Лыжа с подчиненной ему территорией;
  • Тюменская область — Ямало-Ненецкий автономный округ;
  • Красноярский край — Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа; города: Игарка и Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов; районы: Северо-Енисейский и Туруханский.

С 01.01.2007 года перестали существовать 2 субъекта РФ: Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО и Эвенкийский АО. Это произошло в результате слияния 3 граничащих субъектов РФ: Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО, Эвенкийского АО и Красноярского края, образовав после слияния единый субъект РФ – Красноярский край (на основании Федерального конституционного закона от 14.10.2005 года №6-ФКЗ);

  • Иркутская область — Катангский район;
  • Якутская АССР;
  • Магаданская область. Ранее, в Магаданскую область входил Чукотский АО, также являющийся районом Крайнего Севера. Теперь, Чукотский АО – самостоятельный субъект РФ;
  • Камчатская область. С 01.07.2007 года Камчатская область прекратила свое существование, как субъект РФ. После объединения этой области с Корякским АО, образовался новый субъект РФ – Камчатский край (на основании Федерального конституционного закона от 12.07.2006 года №2-ФКЗ);
  • Республика Карелия — районы: с 20 декабря 1993 года Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский; город: с 22 марта 1994 года Костомукша;
  • Хабаровский край — Аяно-Майский и Охотский районы;
  • Сахалинская область — районы: Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский; город: Оха;
  • Республика Тыва — районы: с 16 мая 1994 года Монгун-Тайгинский, Тоджинский; с 16 мая 1994 года Шынаанская сельская администрация Кызылского района;
  • Ханты-Мансийский — районы: с 1 января 2013 года Березовский АО и Белоярский АО.

Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера

  • Архангельская область — районы: с 1 января 1992 года Плесецкий, Приморский, Онежский, Холмогорский, с 1 июля 1992 года Виноградовский, Верхнетоемский, Ленский, с 1 июля 1993 года Вельский, Вилегодский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Няндомский, Устьянский, Шенкурский; города: с 1 января 1992 года Архангельск, Новодвинск, Онега, с 1 июля 1993 года Котлас, Коряжма;
  • Коми АССР — районы: Вуктыльский, Сосногорский, Троицко-Печорский, Удорский, с 1 апреля 1992 года Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сысольский, Усть-Вымский, Усть-Куломский; города: Ухта с территорией, находящейся в административном подчинении Ухтинского городского Совета народных депутатов, с 1 апреля 1992 года Сыктывкар;
  • Коми-Пермяцкий АО — районы: с 1 июля 1992 года Гайнский, Косинский, Кочевский.

С 01.12.2005 года Коми-Пермяцкий АО прекратил существование, как субъект РФ. Это произошло в результате слияния данного АО и Пермской области, вследствие чего образовался новый субъект РФ – Пермский край (на основании Федерального конституционного закона от 25.03.2004 года №1-ФКЗ);

  • Республика Карелия — районы: с 1 января 1992 года Муезерский, Сегежский, с 1 января 1992 года по 19 декабря 1993 года Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский (с 20.12.1993 переведены в Районы Крайнего Севера), с 20 декабря 1993 года Кондопожский, Лахденпохский, Медвежьегорский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Суоярвский; города: с 1 января 1992 года по 21 марта 1994 года Костомукша (с 22.03.1994 переведен в Районы Крайнего Севера), с 20 декабря 1993 года Петрозаводск, Сортавала;
  • Тюменская область — районы: с 1 августа 1992 года Уватский, Ханты-Мансийский автономный округ, кроме Березовского и Белоярского районов (с 1 января 2013 года указанные районы переведены в районы Крайнего Севера). Ст. 65 Конституции РФ, закреплено, что Ханты-Мансийский автономного округ – Югра является самостоятельным субъектом РФ;
  • Томская область — районы: Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский и Чаинский, с 1 июня 1985 года Тегульдетский; города: Колпашево и Стрежевой;
  • Красноярский край — районы: Богучанский, Енисейский, Кежемский и Мотыгинский; города: Енисейск и Лесосибирск с территорией, находящейся в административном подчинении Лесосибирского городского Совета народных депутатов;
  • Иркутская область — районы: Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский; города: Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут и Братск с территорией, находящейся в административном подчинении Братского городского Совета народных депутатов;
  • Бурятская АССР — районы: Баунтовский и Северо-Байкальский, с 1 июня 1992 года Баргузинский, Курумканский и Окинский, с 1 октября 1992 года Муйский;
  • Читинская область — районы: Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский;
  • Амурская область — районы: Зейский, Селемджинский и Тындинский; города: Зея и Тында с территорией, находящейся в административном подчинении Тындинского городского Совета народных депутатов;
  • Приморский край — районы: Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский и Тернейский; рабочий поселок Восток Красноармейского района с территорией, находящейся в административном подчинении Востокского поселкового Совета народных депутатов; Богуславецкий, Вострецовский, Дальнекутский, Измайлихинский, Мельничный, Рощинский и Таежненский сельсоветы Красноармейского района;
  • Хабаровский край — районы: Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский и Ульчский; города: Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань; рабочий поселок Эльбан Амурского района с территорией, находящейся в административном подчинении Эльбанского поселкового Совета народных депутатов; Вознесенский, Падалинский сельсоветы Амурского района, с 1 июля 1992 года Ачанский, Джуенский, Омминский сельсоветы Амурского района;
  • Сахалинская область — все местности, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов Крайнего Севера;
  • Республика Тыва — районы: с 16 мая 1994 года Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Кызылский (за исключением территории Шынаанской сельской администрации), Овюрский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тес-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Эрзинский; город: с 16 мая 1994 года Кызыл;
  • Республика Горный Алтай — районы: с 1 апреля 1992 года Кош-Агачский и Улаганский.

Полный текст Постановления 12 и Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей можно скачать здесь.

Вся территория Ямала относится к районам Крайнего Севера. Работающим здесь, как известно, Трудовой кодекс РФ и федеральный закон гарантируют специальную надбавку – 80 процентов. Начисляется она не сразу, а частями, в зависимости от возраста и стажа. Кто быстрее заработает максимум?

Общий порядок начислений указан в профильной инструкции, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 2.

Дольше всех – пять лет – придется копить «полярки» тем, кто старше 30 лет и на северах оказался впервые. Если тридцатник еще не стукнул, то новоявленный северянин достигнет потолка за три года. Год жизни в ЯНАО ускорит этот процесс на 6 месяцев – 80 процентов за 2,5 года. Для оформления попросят справку о регистрации по месту жительства.

Раньше, до 2005 года, прожившему на Крайнем Севере и в приравненной к нему местности не менее пяти лет полная надбавка начислялась с первого дня труда. Однако в новой редакции федерального закона этот пункт отсутствует. На региональном уровне удалось сохранить «автоматическое» начисление всех 80 процентов только для молодежи, прожившей в ЯНАО пять лет и трудоустраивающейся в бюджетную сферу.

Помимо северного коэффициента, начисления для северян умножают на районный. Как пояснила врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в ЯНАО Татьяна Ваганова, он применяется с первого месяца работы и на территории Ямала не может быть ниже 50 процентов, или 1,5. Выше – да, предельный уровень варьируется в зависимости от отрасли и нормативных актов субъекта Федерации.

Так, работники организаций, финансируемых из окружного бюджета, получают больше благодаря региональному закону 89-ЗАО от 16 декабря 2004 года. Если они находятся в населенных пунктах до полярного круга, РК составляет 1,7, за ним уже 1,8.

Как районный коэффициент зависит от отраслей, источника финансирования и местонахождения населённого пункта:

1,5 – минимум для всех. Используется для работников ЖКХ, торговли. А также плавающего состава в период навигации, подразделений и организаций гражданского воздушного флота, работающих южнее полярного круга*.

1,6 – используется для работников железнодорожного транспорта, подразделений и организаций воздушного флота, плавсостава речного флота в период навигации, подразделений и организаций гражданского воздушного флота, работающих севернее полярного круга **.

1,7 – ТЭК, организации и учреждения, финансируемые из окружного бюджета и находящиеся южнее полярного круга *.

1,8 – ТЭК, организации и учреждения, финансируемые из окружного бюджета и находящиеся севернее полярного круга **.

*Южнее полярного круга: Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Новый Уренгой, Красноселькупский район, Надым и Надымский район (за исключением Ныдинского и Ямбургского сельсоветов), Пуровский район (за исключением Самбургского с/с), Шурышкарский район.

**Севернее полярного круга: Лабытнанги, Салехард, Ныдинский и Ямбургский с/с Надымского района, Приуральский район, Самбургский с/с Пуровского района, Тазовский и Ямальский районы.


АКЦЕНТЫ
Следите за записями в трудовой
Основанием для «полярок» служит информация отдела кадров, отраженная в трудовой книжке. Никакие справки в расчет не принимаются. Поэтому принципиально важно следить за тем, чтобы в трудовой все фиксировалось как положено.

Не секрет, что есть организации, которые пытаются уйти от своих обязанностей. Они подменяют трудовые отношения с работником гражданско-правовым договором или договором подряда. Соглашаясь на них, человек рискует остаться без официального стажа, отпускных и северных надбавок. Ведь такие документы подразумевают разовое выполнение услуги, оформляются актом приемки-передачи и завершаются вознаграждением.

Татьяна Ваганова советует ямальцам, когда их что-то смущает при трудоустройстве или во время работы, незамедлительно консультироваться со специалистами трудовой инспекции.

– К сожалению, граждане обращаются к нам, когда уже поздно – после того как гражданско-правовые отношения завершены. В таких ситуациях мы не можем принять меры к работодателю и принудить его оформить трудовые отношения, поскольку они с работником уже закончились. Человеку остается только обратиться с иском в суд, – отметила Татьяна Ваганова.

Если бы обращались в инспекцию раньше, чем соглашались на условия работодателя, восстановить права было бы намного проще. Тем более для фирм-нарушителей предусмотрены санкции по КоАП РФ – от 10 до 100 тысяч рублей.

Как обратиться в трудинспекцию, не выходя из дома?

Новая редакция Ст. 317 ТК РФ

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Комментарий к Статье 317 ТК РФ

Статья 317 ТК воспроизводит содержание статьи 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Порядок установления размеров процентной надбавки и ее выплаты сходен с порядком, установленным статьей 316 ТК для районных коэффициентов.

Размер процентных надбавок к заработной плате составляет:

— в Чукотском автономном округе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) — 10% по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые следующие шесть месяцев работы при максимальном размере 100% заработка;

— в остальных районах Крайнего Севера — 10% по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60% надбавки — 10% за каждый последующий год, но не более 80% заработка;

— в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждый последующий год работы при максимуме надбавок 50% заработка.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера» и Инструкции, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее одного года и вступающей в трудовые отношения, надбавки начисляются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении 60% надбавки — последние по 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. При этом общий размер надбавок не может превышать пределов, предусмотренных законодательством.

Начисление процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях производится на фактический заработок работника, полученный в соответствующем месяце, как полном, так и неполном. Сюда включаются: оплата по тарифным ставкам и окладам, надбавки и доплаты, повышенная оплата сверхурочных работ и работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата простоя, премии, обусловленные системой оплаты труда, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Повышение заработной платы с использованием процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не образует новых окладов и тарифных ставок. Поэтому в тех случаях, когда законодательством установлено, что определенные выплаты должны производиться только из расчета тарифной ставки (оклада), указанные надбавки не применяются.

Не начисляются процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на различного рода компенсации. Они не относятся к заработной плате (ст. 164 ТК). Их цель — возместить работнику затраты, понесенные в связи с его трудовой деятельностью.

Процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не начисляются на районные коэффициенты, единовременные поощрительные выплаты, суммы материальной помощи, на персональные надбавки.

Процентные надбавки к заработной плате не суммируются со средним заработком работника, так как они уже были учтены.

Предельный размер заработка, к которому должны применяться процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не установлен. Начисление надбавок осуществляется на всю сумму фактического заработка.

Начисление и выплата процентной надбавки производится с момента возникновения права на нее (даже если в данном рабочем месяце окажется лишь один день с правом на такую надбавку).

Надбавка начисляется на сумму фактического заработка за указанные дни.

Выплата процентных надбавок к заработной плате, в соответствии со статьей 139 ТК, учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы.

Процентная надбавка относится к заработной плате, а не к гарантиям и компенсациям. На данную надбавку не распространяется действие части 1 статьи 287 ТК, поэтому на заработок совместителей надбавка начисляется в общем порядке, как обычным работникам-северянам.

Другой комментарий к Ст. 317 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 317 ТК РФ воспроизводит содержание ст. 11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

2. Отсылка во втором предложении ч. 1 ст. 317 ТК РФ к ст. 316 ТК РФ означает, в частности, что к процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяются три правила:

ее размер и порядок применения устанавливаются Правительством РФ;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления за счет средств их бюджетов могут установить более высокие размеры такой надбавки для работников организаций, финансируемых из этих бюджетов;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут установить для входящих в его состав муниципальных образований предельный размер повышения процентной надбавки к заработной плате.

3. До принятия решения Правительства РФ о размере и порядке выплаты процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в северных районах действует прежнее законодательство, в частности нижеследующее.

Размер процентных надбавок к заработной плате определен Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и составляет:

в Чукотском автономном округе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) — 10% по истечении первых 6 месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые следующие 6 месяцев работы при максимальном размере 100% заработка;

в остальных районах Крайнего Севера — 10% по истечении первых 6 месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые последующие 6 месяцев работы, а по достижении 60% надбавки — 10% за каждый последующий год, но не более 80% заработка;

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждый последующий год работы при максимуме надбавок 50% заработка.

4. Согласно подп. «е» п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера» и Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее одного года и вступающей в трудовые отношения, надбавки начисляются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие 6 месяцев, а по достижении 60% надбавки — последние по 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10% за каждые 6 месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных законодательством.

5. Начисление процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях производится на фактический заработок работника, полученный в соответствующем месяце, причем не обязательно полном.

В этот заработок включаются, в частности, оплата по тарифным ставкам и окладам; надбавки и доплаты; повышенная оплата сверхурочных работ и работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни; оплата простоя; премии, обусловленные системой оплаты труда; вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно (см. п. 1 разъяснения Минтруда от 11 сентября 1995 г. N 3).

Повышение заработной платы с использованием процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не образует новых окладов и тарифных ставок, поэтому в тех случаях, когда законодательством установлено, что определенные выплаты должны производиться только из расчета тарифной ставки (оклада), указанные надбавки не применяются.

Процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не начисляются на различного рода компенсации (надбавки за вахтовый метод работы, полевое довольствие и т.д.), поскольку они не относятся к заработной плате (см. ст. 164 ТК РФ), а имеют целью возместить работнику затраты, понесенные в связи с его трудовой деятельностью.

Не начисляются процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на районные коэффициенты, единовременные поощрительные выплаты, суммы материальной помощи, а также на персональные надбавки.

Не применяются процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к среднему заработку в силу того, что при его исчислении они уже были учтены.

Предельного размера заработка, к которому должны применяться процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, законодательство не устанавливает, поэтому их начисление следует осуществлять на всю сумму фактического заработка независимо от его величины.

6. Начисление и выплата процентной надбавки (как первой, так и последующих) к заработной плате производятся со дня возникновения права на нее (даже если в данном рабочем месяце окажется лишь один день с правом на такую надбавку, например с 31 января 2007 г.), а не со следующего рабочего месяца или года.

При этом начисление надбавки производится на сумму фактического заработка за указанные дни. Таким образом, может получиться, что часть месячного заработка будет исчислена с применением одной надбавки, а другая часть — с учетом другой (более высокой) надбавки.

7. Выплата процентных надбавок к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы (см. ст. 139 ТК РФ).

8. Об исчислении трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате и их перерасчете при переходе на работу в разные районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности см. ст. 314 ТК РФ.

9. Процентная надбавка относится не к гарантиям и компенсациям (см. раздел VII ТК РФ), а к заработной плате. В связи с этим на данную надбавку не распространяется действие ч. 1 ст. 287 ТК, в силу чего на заработок совместителей надбавка должна начисляться в общем порядке, т.е. как и для обычных работников-северян.

10. В соответствии с ч. 2 ст. 317 ТК РФ суммы расходов, связанных с выплатами процентной надбавки, относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Здесь имеются в виду как расходы по таким надбавкам, установленным на федеральном уровне, так и расходы в связи с установлением повышенного размера надбавок на уровнях субъекта РФ и муниципальных образований.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, предоставляется лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – пенсионеры), и членам их семей, находящимся на их иждивении (далее – члены семьи пенсионера).

Заявление о компенсации пенсионер подает по форме, предусмотренной приложением № 1 к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по предоставлению компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, находящимся на их иждивении, утвержденному постановлением Правления ПФР от 01.07.2019 № 365п, в территориальный орган ПФР по новому месту жительства, в котором находится его выплатное дело, после осуществления переезда.

Компенсация производится в размере:

а) фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования:

  • железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей);
  • морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий;
  • внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий;
  • воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом;
  • автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении;

б) фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.

При отсутствии в населенном пункте по прежнему месту жительства пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях либо на отдельных участках маршрута следования к новому месту жительства указанных видов транспорта пенсионеру и членам семьи пенсионера возмещаются в размере 100 процентов фактически произведенные расходы на провоз багажа иными транспортными средствами, в том числе воздушным транспортом, до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в это время.

Компенсация стоимости проезда пенсионера и членов его семьи и стоимости провоза багажа личным автомобильным транспортом производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к новому месту жительства.

Как неработающим пенсионерам-«северянам» получить компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства

Предложения пересмотреть методику отнесения той или иной территории к районам Крайнего Севера или приравненных к ним звучали еще несколько лет назад. В основу предлагалось положить исключительно природно-климатические факторы. Сейчас местность является северной, не только исходя из медико-климатических условий, но в силу исторической традиции, своего социально­экономического положения.

В свое время, чтобы привлечь трудовые ресурсы на Север, был принят закон «О государственных гарантиях и компенсациях лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Он определял перечень льгот и надбавок к заработной плате проживающих здесь людей. Только за прошлый год на северян из федерального и региональных бюджетов дополнительно израсходовано 500 миллиардов рублей. Ведь северные надбавки и различные льготы сегодня имеют жители 41 региона России. Наличие финансовых преференций, которые оплачиваются из бюджета или за счет предприятий, привело к тому, что производимая здесь продукция оказывается неконкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках: в стоимость товаров и услуг приходится закладывать дополнительные расходы на поддержку северных льгот для наемных работников.

С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов и социальный фактор.

— На Севере живет много людей старше 50 лет. По местным меркам это пенсионеры. Если будут уменьшены льготы и компенсации, это снизит их и без того невысокий жизненный уровень, скажется на состоянии здоровья, физиологического и социального, — считает директор Института природных адаптаций Уральского отделения Российской академии наук Любовь Щеголева. — Поэтому при отнесении того или иного района к северной территории нужно принимать во внимание как климатические, медико-биологические, так и социально­экономические составляющие. Надо учитывать все факторы, а не только погоду за окном.

Потому и требовалось ввести единые принципы определения, что такое Крайний Север.

Впрочем, для многих участников состоявшихся в Госдуме слушаний по новому законопроекту ситуация не стала яснее. Профильный комитет нижней палаты парламента предложил вместо действующего деления на собственно Крайний Север и приравненные к нему местности поделить территории высоких широт на три зоны: абсолютно дискомфортные, экстремально дискомфортные и просто дискомфортные для проживания.

— Если присмотреться, то окажется, что первые две позиции идентичны признакам, применимым к районам Крайнего Севера. Третья зона аналогична территории, приравненной к ним. Зачем тогда менять шило на мыло? — недоумевает член Совета Федерации от Архангельской области, заместитель председателя Комитета по делам Севера и малочисленных народов Юрий Сивков. — Из двух районов Крайнего Севера, которые в случае применения предложенной методики будут отнесены к третьей зоне дискомфортности, один находится в Архангельской области — это Пинежский район. Проще говоря, из территории Крайнего Севера он становится зоной, приравненной к ней. А это частичная потеря для людей льгот, компенсаций, ряда других преимуществ.

Валерий Мальчихин, депутат Государственной Думы от Архангельской области:

— Новая методика определения степени дискомфортности проживания в северных зонах, предложенная на суд депутатов Госдумы, достаточно сложна, она включает в себя шесть параметров. В результате применения новых способов деления получилось, что Пинежский район к территории Крайнего Севера не относится. Один из авторов законопроекта, председатель Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко твердо заверила меня, что проблема Пинежья будет улажена до официального внесения проекта в Думу. Район никто делить на части не будет, он весь останется в прежнем статусе.

Юрий Кутинов, директор Института экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук:

— Предложения пересмотреть принципы районирования продиктованы лишь стремлением сэкономить на выплатах бюджетникам, снизить издержки предпринимателей. Казне и бизнесменам приходится тратиться на оплату проезда работников раз в два года к месту отдыха, нести расходы на выплату различных надбавок и предоставление льгот. Например, начисляется надбавка на базовую часть пенсии с учетом районного коэффициента.
Мне кажется, что менять принципы районирования нецелесообразно. С точки зрения климатической теплее не стало. Иммунодефицит остался прежним. Свежих овощей не так много и они дороги, фрукты не растут. И с точки зрения экологии тоже мало что изменилось.

Справка «РГ»
В Архангельской области к районам Крайнего Севера отнесены: острова Белого моря (Соловецкий архипелаг), архипелаг Новая Земля, Ненецкий автономный округ, Лешуконский, Пинежский и Мезенский районы, город Северодвинск с территорией, находящейся в административном подчинении Северодвинского горсовета. Все остальные муниципальные образования региона имеют статус территорий, приравненных к районам Крайнего Севера.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-I перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ. Однако до настоящего времени такой перечень Правительством РФ не установлен, в связи с чем правоприменители до сих пор вынуждены руководствоваться перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 (с изменениями, внесенными в него позднее, в том числе постановлениями Правительства РФ).

Наконец Правительство РФ подготовило проект1 постановления с новым перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. По своему содержанию новый перечень в основном повторяет положения перечня Совета Министров СССР. Имеющиеся отличия обусловлены необходимостью систематизации всех внесенных ранее изменений, а также приведением перечня в соответствие с существующим административно-территориальным устройством Российской Федерации.

После утверждения нового перечня иные нормативные акты, регулирующие данный вопрос, будут признаны утратившими силу или не действующими на территории РФ.

1 С текстом законопроекта «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, для целей предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, и о признании утратившим силу некоторых актрв Правительства Российской Федерации, о признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/10-19/00096056).