Сборщик налогов в золотой орде

Изначально на Руси сбором налогов (дани) занимался сам князь с дружиной. Затем он назначал особых сборщиков либо договаривался с общиной о величине налога, который они сами приносили князю. Но четкой системы налогов не было, и князю дань могла потребоваться в любой момент.

В домонгольской Руси сборщик торговых пошлин назывался словом «осьменик» (осьмник). Это было ведущее лицо торговой верхушки феодального общества.

С приходом монголо-татар он стал именоваться «таможник ветхий» (староста таможенный). Слово «таможник» происходит от тюркского слова «тамга» (первоначально клеймо, отмечающее право собственности на скот; позднее денежный налог) и глагола «тамжить» (таможить, собирать налог). С XVI века вместо слова «тамга» стало употребляться «рублёвая пошлина».

У таможника ветхого были помощники — мытники. Слово мытник происходит от слова «мыто». В славянских языках «мыто» означает: пошлина, налог, награда, взятка. Аналог церковно-славянского «мзда». Церковно-славянский вариант «мытарь» первоначально дается в отношении сборщика налогов в пользу Римской казны (поэтому, «правильный ответ» мне представляется не совсем верным). Мытник на других диалектах звучал как: мытчик, мытовщик. А словом «мытоимец» именовали тех, кто собирал дань в свою пользу (мздоимец, взяточник).

В период монголо-татарского ига сборщиков налогов от Золотой Орды называли «баскаками».

Ещё в Древней Руси были вирники — сборщики судебных пошлин, штрафов (виры).

Конспект урока №11

по предмету «Россия в мире» для «10» класса

Тема: Государство Киевская Русь и общество

Вопросы по теме:

  1. Организация управления государством.
  2. Первые княжеские усобицы.
  3. Община и вотчина в Древней Руси.
  4. «Русская Правда» и социальная структура общества.

Тезаурус:

Полюдье – способ сбора дани князем с подвластных земель восточнославянских племен.

Уроки («уставы») и погосты – законы княгини Ольги по налоговому праву.

«Лествичный порядок» – обычай княжеского престолонаследия на Руси, согласно которому престол получал старший в роду.

Вотчина – наследственное земельное владение.

Община – форма социальной организации населения Древнерусского государства.

«Русская Правда» – письменный свод законов, древнейший юридический памятник Киевской Руси.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Организация государственной власти на территории Древнерусского государства – длительный и сложный процесс.

Земли, входившие в его состав, подчинялись великому князю Киевскому – старшему в роду Рюриковичей. Однако отсутствие четких границ, путей сообщения и органов управления затруднял контроль над далекими от столицы княжествами. Поэтому с глубокой осени и до весны князь со своей дружиной совершал объезд подвластных земель – полюдье. Основная цель полюдья – сбор дани. Однако у полюдья имелось и другое назначение: с его помощью князь управлял своими землями, разрешая территориальные споры и обсуждая основные проблемы с местной знатью. Иными словами, полюдье – это еще и способ управления подвластными землями при отсутствии органов власти.

Но у полюдья были свои недостатки. В 945 г. из-за попытки повторно собрать дань у древлян был убит князь Игорь Старый со своей малой дружиной.

Усмирив древлян, княгиня Ольга, ставшая преемницей Игоря, провела первую в истории нашей страны налоговую реформу: утвердила точный размер дани Киеву – «урок» – и учредила систему административных центров – «погостов».

Следующий этап организации управления Древнерусским государством связан с именем Владимира Святославича (980–1015 гг.), который впервые приказал чеканить златники и сребреники и ликвидировал племенные княжения. Вместо них стали появляться княжеские «грады», куда князь в качестве наместников отправлял собственных сыновей.

Не менее важным звеном в управлении Древнерусским государством была дружина. Княжеские «бояре» (старшие дружинники) и «отроки» (входили в состав младшей дружины) исполняли судебные и административные функции, и получали за это часть дани и военной добычи. Постоянный совет при князе (позднее Боярская дума) также состоял из бояр.

В замках и новых городах князь оставлял свои гарнизоны во главе с «посадниками» (наместниками). Туда стекались дани, треть которых шла на содержание посадника и его воинов, здесь проходил суд.

Еще одним органом управления было вече – народное собрание. Оно отвечало за денежные сборы, решало вопросы обороны, приглашало князей, могло судить и карать княжеских слуг. Особой власти достигло в Новгороде и Пскове, но на остальной территории Древнерусского государства не переросло в постоянный и систематически организованный правительственный институт.

Как же передавалась власть в Древнерусском государстве? Её наследовал старший в роду. После смерти князя престол переходил не сыну, а следующему по старшинству родственнику. Такой порядок получил название «лествичного» (от слова лестница). Постоянно находился родственник, претендующий на великокняжеский престол или другой удел. При такой системе наследования междоусобные войны были неминуемы.

Одержав победы в междоусобной войне, власть получили Владимир Святой (980–1015 гг.), Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.), Владимир Мономах (1113–1125 гг.). Последнему принадлежит инициатива прекращения междоусобиц. В 1097 г. в Любече состоялся съезд князей, где было принято решение: «каждый да держит отчину свою». Князья договорились, что за каждым из них сохраняется земли их отцов: отныне княжества отцов – «отчины» («вотчины») переходили детям-наследникам каждой из княжеских линий.

Во второй половине XI в. на Руси формируется вотчина – крупное наследственное землевладение, передававшееся от отца к сыну. Владение включалось в себя поля, пастбища и лес. В отличие от Западной Европы, где были сильны традиции частной собственности, на Руси вся земля считалась собственностью княжеского рода. Бояре и монастыри рассматривались как наследственные держатели земли.

Еще одной формой использования земли являлось общинное землевладение, субъектом которой была сельская община в целом как территориальное образование.

Долгое время отношения в древнерусском обществе складывались на основе обычаев и традиций. Создание первого письменного свода законов принадлежит Ярославу Мудрому. «Русская правда» – это древнейший юридический памятник Киевской Руси, который включал в себя нормы, устанавливавшие плату («виру») за убийство, оскорбления, кражу и порчу чужого имущества.

Наказания за преступления в «Русской правде» дифференцированы и благодаря этому мы можем воссоздать структуру древнерусского общества.

В X – начале XII века на Руси сформировалось государство и общество похожее на раннефеодальную Европу. Однако обладало рядом особенностей. От стран Западной Европы Русь отличалась длительным отсутствием развитой частной собственности на землю и феодально-зависимым населения.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Какие же социальные органы, упомянутые в легенде о призвании варягов, можно рассматривать в качестве прообразов государственных институтов?

Во-первых, это какое-то собрание представителей племен, пригласивших варягов.

Можно предположить, что речь идет об организации, близкой к той, которая позднее стала известна нам как вече.

Во-вторых, это князь. Именно он «владеет и судит», хотя должность его была, видимо, выборной.

В-третьих, это дружина – вооруженный отряд, сопровождающий приглашенного и помогающий ему выполнять свои новые обязанности…».

(И. Н. Данилевский. Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.)

Историк И. Н. Данилевский о власти в Древней Руси

)

Тренировочные задания:

  1. Расположите на ленте времени следующие события:
  • Строительство Десятинной церкви
  • Смерть князя Игоря
  • Крещение Руси

945 г.

988 г.

996 г.

Правильный вариант:

Смерть князя Игоря

Крещение Руси

Строительство Десятинной церкви

945 г.

988 г.

996 г.

Разбор задания:

Самым ранним событием в данном списке будет смерть князя Игоря, убитого древлянами. Два оставшихся события относится ко времени правления князя Владимира. Крещение Руси произошло в 988 году. Строительство Десятинной церкви – первой каменной церкви Киевской Руси относится к 996 году.

Подсказка: обратитесь к хронологии событий по истории Древней Руси.

2. Каковы особенности развития древнерусского государства?

1) отсутствие частной собственности

2) влияние Византии на культуру

3) появление городов-коммун

4) служебная организация общества

5) национально-религиозная нетерпимость

Правильный вариант:

1) отсутствие частной собственности

2) влияние Византии на культуру

4) служебная организация общества

Разбор задания:

Вам представлен список из пяти положений, два из которых являются лишними в данном ряду.

Постарайтесь вспомнить как можно больше черт древнерусского государства. Частной собственности в Киевской Руси не было, вся земля принадлежала великому князю.

Двигаемся дальше. Русь приняла крещение по византийскому образцу, поэтому второй вариант ответа также является правильным.

А вот третий пункт – появление городов-коммун, т.е. свободных от власти сеньора, указывает нам на историю стран Западной Европы.

Идем дальше. Служебная организация общества означает, что население было обязано не только выплачивать налоги, но и выполнять «службы» – повинности в пользу главы государства и его наместников: строить крепости, поставлять продовольствие, пасти табуны, ловить рыбу и т.д. Это положение соответствует условиям задания.

И, наконец, последний пункт, национально-религиозная нетерпимость является неверным. Даже после принятия Русью православия языческие традиции и обряды сохранились в праздниках, приметах и т.д.

Основная литература по теме урока:

1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

1. Добанова Е.Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 320с.

3. История. Универсальный справочник. Издательство «ЭКСМО», 2010.

Интернет — ресурсы:

1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3. http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

В период почти трехсотлетнего монголо-татарского ига так называли на Руси сборщиков, а вернее надсмотрщиков, которые контролировали сбор податей, которыми ханы Монгольской орды обложили русские земли, вернее русских князей.Впоследствии так стали называть человека решительного и дерзкого по характеру.В современном понятии баскак — это контролер, ревизор, аудитор.
Баскаки – это уполномоченные посланники или представители монгольского хана, которых он направлял на завоеванные территории для обеспечения должного порядка при сборе наложенной дани. Во второй половине XIII и начале XIV веков баскак это непосредственный начальник военного ордынского отряда, которые были распределены по крупным русским городам — центрам княжеств. Основной задачей таких отрядов было обеспечить безопасность сборщиков дани или других ордынских чиновников, которых в несколько первых десятилетий после завоевания было великое множество.
Главной резиденцией наместника и посланника хана великого Баскака, как его именовали в летописях, был город Владимир-на-Клязьме. У этого главного баскака был большой аппарат управления. Он состоял: из данщиков, то есть из непосредственных сборщиков дани по каждому конкретному княжеству; из штата писцов, которые производили перепись населения и оценку капиталов для дальнейшей раскладки податей; из таможенников, собиравших таможенные и рыночные пошлины от продажи товаров; из заставщиков и заказников, собиравших мытные, или проездные пошлины по мостам и дорогам.
Баскак – это своего рода министр — наместник, который отвечал за перепись народа, набор войска, устроительство и обеспечение безопасности почтовых сообщений, сбор и доставку без потерь дани ханскому двору. Кроме всего прочего он информировал хана о положении дел на подотчетной ему территории.
Главенствующая роль принадлежала баскакам и после того как обязанности сбора податей были возложены на русских князей. Чиновники по-прежнему оставались недремлющим и всевидящим оком ордынских ханов и поэтому наиболее дальновидные и предусмотрительные русские князья старались быть с ними в хороших отношениях. Особенно преуспел в этом хитрый и дипломатичный Иван Калита, внук Александра Невского.