Штраф за возврат авиабилета бухучет

В письме от 08.09.2017 № 03-03-06/1/57890 специалисты Минфина России высказали свою позицию по вопросу учета для целей налогообложения прибыли сбора, который удерживают транспортные организации за возврат билета. Точка зрения финансистов в пользу компаний.

С ситуацией, которую рассмотрел Минфин России, сталкиваются многие компании. Предположим, организация направляет своего работника в командировку. Для этих целей приобретается билет на поезд или самолет. Позднее по каким-либо причинам (например, в связи с болезнью работника или же производственной необходимостью) командировка отменяется или переносится дата выезда. Ранее купленный билет организация вынуждена сдать. При этом транспортные организации возвращают стоимость билета за минусом сбора (штрафа). Взимание сбора за возврат как железнодорожных, так и авиабилетов установлено на законодательном уровне (п. 60, 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 26.07.2002 № 30, п. 97, 98, 100 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155, ст. 108 Воздушного кодекса РФ).

Можно ли удержанную сумму учесть при расчете налога на прибыль в составе расходов?

Логика проста

По мнению специалистов Минфина России, организации вправе при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитывать расходы в виде штрафов за возврат билетов транспортной организации. Естественно, при условии, что такие расходы соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть документально подтверждены, экономически оправданны и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода.

Также расходы не должны быть поименованы среди тех, которые не учитываются для целей налогообложения на основании ст. 270 НК РФ

Выбираем статью расходов

В комментируемом письме финансисты не уточнили, по какой именно статье расходов компания может учесть рассматриваемые затраты. На наш взгляд, есть два варианта.

Беспроблемный вариант

Организация, обратившаяся за разъяснениями в финансовое ведомство, интересовалась возможностью отражения затрат на возврат билета в составе внереализационных расходов на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ. Напомним, что по этой норме Кодекса учитываются расходы, в том числе в виде признанных должником штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств.

Как видите, финансисты в принципе дали положительный ответ на вопрос. Отметим, что специалисты финансового ведомства допускают учет расходов в виде штрафа за переоформление и возврат билетов, предусмотренного сторонами за невыполнение условий возмездного договора по приобретению билетов, на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (письма Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 № 03-03-06/1/616).

Поэтому компания может включить удержанную транспортной компанией сумму при возврате билета во внереализационные расходы в качестве штрафа.

Возможны претензии

Рассматриваемые затраты некоторые компании отражают в составе командировочных расходов. Но здесь без споров с проверяющими не обойтись.

Дело в том, что специалисты Минфина России считают, что сбор за возврат билета нельзя отнести к командировочным расходам. Такой вывод содержится в письме от 18.07.2016 № 03-11-06/2/41888. В этом письме разъяснения даны для компании на «упрощенке», но они применимы и для организаций на общей системе. Ведь порядок учета командировочных расходов при УСН и ОСН один и тот же (подп. 13 п. 1 ст. 346.16, подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Приведем аргументацию чиновников.

В перечень командировочных расходов, которые учитываются для целей налогообложения, включены затраты на:

  • проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

  • наем жилого помещения;

  • оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

  • консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Суммы, удержанные транспортной организацией при сдаче авиабилета командированным работникам, не относятся к вышеуказанным расходам. Поэтому их нельзя включить в налоговую базу.

Следует отметить, что при возникновении споров с проверяющими компаниям удается в суде доказать правомерность учета рассматриваемых затрат в составе командировочных расходов. В качестве примера можно привести спор, рассмотренный ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2009 по делу № А21-6746/2008.

В ходе проверки налоговый орган установил, что компания при расчете налога на прибыль учла потери при возврате билета в связи с изменением сроков командировки. Данные суммы были отражены как командировочные расходы по подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Налоговики решили, что организация неправомерно уменьшила налоговую базу в связи с включением в состав расходов экономически не оправданных и документально не подтвержденных затрат. Аргумент — данные затраты не включены в перечень расходов, учитываемых в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Однако суд с такой точкой зрения не согласился. Арбитры указали, что к расходам на командировки относятся, в частности, затраты на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Расходы на командировки учитываются для целей налогообложения прибыли при наличии подтверждающих первичных документов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Соответствующие документы у компании были. Спорные суммы были включены в состав расходов на основании утвержденного авансового отчета командированного работника. При этом перенос сроков командировки подтвержден приказом о направлении работника в командировку, авиабилетами и обусловлен производственной необходимостью. В результате суд пришел к выводу, что при таких обстоятельствах затраты, понесенные организацией в связи с изменением сроков командировки, неправомерно квалифицированы инспекторами как экономически неоправданные. Поэтому удержанный транспортной организацией сбор при возврате билета относится к командировочным расходам и учитывается при расчете налога на прибыль на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К аналогичному выводу пришли арбитры в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2006 по делу № А28-10790/2005-233/15.

Общая информация

ООО «ОРЦ» осуществляет свою деятельность на основании агентского договора с ПАО «Аэрофлот» об оказании услуг по получению платежей (оплаты) за воздушные перевозки, оформленные с помощью электронного пассажирского билета.

Оплата за перевозку пассажира юридическим лицом является видом исполнения пассажиром обязательства по оплате перевозки третьим лицом, основанном на положениях статьи 313 ГК РФ.

Согласно п.2 ст. 786 ГК РФ (Договор перевозки пассажира), заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Приказом Минтранса России №134 от 8 ноября 2006г. установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (п. 2 в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 N 117).

Оплачивая перевозку, пассажир принимает условия Договора перевозки и правила применения тарифов.

Возложением обязанности по оплате на юридическое лицо является бронирование перевозки пассажиром, получение им счета в электронном виде и последующая передача указанного счета юридическому лицу — плательщику для оплаты. Принятием обязательства по оплате юридическим лицом — плательщиком считается оплата счета.

Порядок документального подтверждения расходов, связанных с приобретением электронного авиабилета, в целях исчисления налога на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо руководствоваться следующим.

На основании Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Применение вычетов НДС, уплаченного при приобретении авиабилетов для работников, направленных к месту служебной командировки и обратно

Согласно п. 7 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Пунктом 1 ст. 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 — 8 ст. 171 Кодекса.

При этом на основании п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

Пример проводок бухгалтерского учета

Дебет Кредит Комментарии 76. (60.) / контрагент АВИАКОМПАНИЯ 51 — оплата приобретенных организацией авиабилетов; — подтверждающие документы: п/п, отчет ООО «ОРЦ» 20 (44, 26, 23, 25) 76. (60.) / контрагент АВИАКОМПАНИЯ на основании представленной маршрутной квитанции и посадочного талона (после совершения перевозки) 19 76. (60.) / контрагент АВИАКОМПАНИЯ на основании выделенного отдельной строкой в маршрутной квитанции НДС

Порядок учета штрафов при отказе от перевозки

Письмо Минфина РФ от 29.11.2011г. № 03-03-06/1/786

«…Подпунктом 13 п. 1 ст. 265 НК РФ установлено, что в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Признание должником суммы штрафа свидетельствует о подтверждении им факта существования с контрагентом определенных правоотношений, наличия с его стороны нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) принятых на себя договорных обязательств, а также желания добровольного возмещения заранее оговоренных с контрагентом сумм штрафных санкций за совершение этих нарушений.

При этом обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности уплатить сумму штрафа, является как фактическая уплата кредитору, так и письменное подтверждение, выражающее готовность заплатить штраф.

Учитывая изложенное, расходы в виде штрафа за переоформление и возврат билетов, … предусмотренные сторонами за невыполнение условий возмездного договора по приобретению билетов…, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ …».

Здравствуйте, участники форума.
Никак не можем решить проблему…
Компания на УСН Доходы минус расходы 15%
Компания занимается продажей электронных билетов на междугородние автобусы, самолеты, поезда, только через сайт.
Плюс у пассажиров есть возможность купить страховой полис к билету. Доступно для самолетов и автобусов
Сотрудничаем с консолидаторами авиа,жд, автобус по Агентскому договору
Принимаем платежи за билеты и страховку:
— По банковским картам, через агрегатора платежей по договору эквайринга
— Наличными, тоже через агрегатора.
Банковские карты
— Сумму за проданные билеты мы получаем на следующий день(сумма практически всегда не равна сумме проданых билетов вчера, т..е. нам остаются должны), банк эквайер при перечислении удерживает свою комиссию.
(Т.е договор у нас с агрегатором, деньги получаем на р/с от банка эквайера)
Наличные
Сумму за проданные билеты мы получаем на следующий день, банк эквайер при перечислении удерживает свою комиссию
Самолеты
Работаем по Агентскому договору. Мы — Агент. Они — Принципал.Агентский сбор регламентируется приложением к договору, т.е. сумма не фиксированная, как и процент). Плюс мы можем сделать свою наценку, на которую принципал не претендует
Для продажи билетов перечисляем депозит(например 100К рублей в неделю), из которого списывается стоимость билета при покупке физ. лицами
Сумму за билеты за вычетом своего агентского вознаграждения, но включающее сбор консолидатора переводится каждый день ему на р/с.
Автобусы
Работаем по Агентскому договору. Мы — Агент. Они — Принципал.Комиссия агента фиксированная + доп. сбор. Принципалов несколько.
Сумму за билеты за вычетом своего агентского вознаграждения, но включающее сбор Заказчика переводится каждый месяц ему на р/с.
Поезда
Работаем по договору предоставления услуг. Мы — Партнер. Они — Организатор.
Для продажи билетов перечисляем депозит, из которого списывается стоимость билета при покупке физ. лицами
Организатором установлен дополнительный сбор за продажу и возврат, которые добавляются к тарифу билетаСумму за билеты(тариф) + сбор Организатора, но за вычетом нашей дополнительной комиссии переводим каждый день Организатору на р/с
Раз в месяц Организатор отправляет Акт о выполненных работах.
Страховка
Работаем по Агентскому договору. Мы — Агент. Они — Принципал.Агентский сбор регламентируется приложением к договору.
Расчет с страховой компанией раз в месяц, переводом на их р/с с удержанием нашего вознаграждения.Раз в месяц мы составляем отчет агента, и акт на свою комиссию, которую удержали.
Как правильно провести все операции в Контур. Бухгалтерии (тариф Комфорт)?
Вопрос задавался ранее . Осталось все подвести под особенности Контура.
Заранее благодарю всех за предоставленные ответы!