Система управления охраны труда

БЖД для ФСА заочн / Лекции по БЖД / СУОТ

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Система управления охраной труда на предприятии (СУОТ) — это совокупность мероприятий охраны труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Конечная цель управления – достижение заданного уровня безопасности системы «человек-среда» путем:

а) обеспечения безопасности среды и

б) обеспечения безопасности поведения человека.

Достижение поставленной цели связано с решением основной задачи управления — обеспечением безопасности:

  1. предметов труда;

  2. средств труда и средств производства;

  3. продуктов труда;

  4. технологий и производственных процессов;

  5. энергии;

  6. природно-климатических факторов и т.д.

Обеспечение безопасности достигается за счет применения комплекса средств управления, таких как:

а) профессиональный отбор работающих (обеспечивает снижение травматизма в ряде случаев на 40-50%);

б) психологическое воздействие на работающих (создание благоприятного психологического климата, предупреждение об опасности, разбор конкретных несчастных случаев, предупреждение об опасных состояниях внешних факторов – гравитационных воздействий, земного магнетизма, ионизации атмосферы, солнечной активности, погодных условий и т.д.);

в) пропаганда охраны труда,

г) экономическое стимулирование.

В методологическом отношении обеспечение безопасности труда на предприятии осуществляется с помощью двух взаимосвязанных последовательно выполняемых этапов работы:

а) анализа условий труда и

б) разработки по результатам анализа методов защиты человека

от опасностей.

При анализе условий труда необходимо:

1 – выявить опасности, потенциально присущие рассматриваемому

объекту;

2 – дать количественную оценку показателей опасностей и сравнить

их с нормативными значениями;

3 – рассчитать комплексные показатели, характеризующие общее со-

стояние условий безопасности;

4 – сделать выводы и дать заключение об условиях труда.

Для анализа производственного травматизма применяют 4 основных метода: статистический, топографический, монографический и экономический.

Статистический метод основан на изучении причин травматизма по отчетным документам за определенный период времени. Этот метод позволяет получить общую картину состояния травматизма, определить его динамику, выявить связи между обстоятельствами и причинами несчастных случаев.

Для количественной оценки уровня травматизма определяются относительные статистические показатели частоты и тяжести травматизма.

Показатель частоты травматизма Кч определяет число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный календарный период (месяц, год). Он рассчитывается по формуле:

Кч = (Т / Р) * 1000,

где Т – число травм (несчастных случаев) за расчетный период;

Р – среднесписочное количество работающих на предпиятии.

Показатель тяжести травматизма Кт характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай:

Кт = Д / Т,

где Д – суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчаст-

ным случаям.

Топографический метод состоит в изучении причин несчастных случаев по месту их происшествия. Все несчастные случаи систематически наносят условными знаками на планы цехов, в результате чего становятся наглядно видны рабочие места, участки с повышенной травмоопасностью, требующие особого внимания и проведения профилактических мероприятий.

Монографический метод включает детальное исследование всего комплекса условий труда, в которых произошел несчастный случай: трудового и технологического процесса, рабочего места, основного и вспомогательного оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты и т.д.

При этом широко применяют технические способы и средства исследований – испытание оборудования, контроль параметров производственной среды и т.д.

Экономический метод заключается в определении потерь, вызванных производственным травматизмом, а также в оценке социально-экономической эффективности мероприятий по предупреждению несчастных случаев.

Методы защиты разрабатываются в следующей последовательности:

1 – намечаются возможные принципы и методы защиты от опасностей;

2 – рассчитывается стоимость реализации вариантов;

3 – производится оценка эффективности мероприятий и определяется оптимальный вариант;

Таким образом, управление охраной труда складывается из рядя последовательно осуществляемых стадий:

  1. оценки состояния охраны труда и ее составляющих (ТБ и ПС);

  2. формирования целей;

  3. составления программ действий;

  4. оперативного управления программами;

  5. оценки эффективности осуществления программ;

  6. стимулирования исполнителей.

Управление охраной труда осуществляют:

— на предприятии — директор и главный инженер (технический

директор),

— в цехах и службах — руководители этих подразделений;

— в бригадах — бригадиры.

Эффективность работы системы управления охраной труда зависит от четкой регламентации обязанностей и прав по охране труда. Поэтому на предприятии разрабатывают и утверждают Положение или стандарт предприятия, где указывают структуру управления, взаимосвязи, соподчиненность, обязанности и права должностных лиц в решении вопросов охраны труда.

В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников (или их представителей) на предприятии с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Выдвижение в комитет представителей работников проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Представители работодателя назначаются приказом или распоряжением по предприятию.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы.

Основные функции комитета:

  1. изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

  2. анализ эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

  3. содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда;

  4. изучение обеспечения работников спец. одеждой, спец. обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

  5. участие в работе по пропаганде охраны труда на предприятии.

Организационно-методическую работу по охране труда, подготовку управленческих решений и контроль за их реализацией осуществляет служба охраны труда, непосредственно подчиненная работодателю.

Структура и численность работников службы охраны труда предприятия определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.

Основными задачами службы охраны труда являются:

1. Организация и координация работы по охране труда на предпри-

ятии.

2. Контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране

труда работниками предприятия.

3. Профилактическая работа по улучшению условий труда.

4. Консультирование работодателя и работников по вопросам охра-

ны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагаются следующие основные функции:

1. Выявление опасных и вредных производственных факторов на

рабочих местах.

2. Анализ состояния и причин производственного травматизма и

профзаболеваний.

3. Оказание помощи подразделениям предприятия в аттестации ра-

бочих мест и оборудования на соответствие требованиям охраны

труда.

4. Проведение проверок технического состояния зданий, сооруже-

ний, оборудования на соответствие требованиям охраны труда.

5. Оказание методической помощи разработчикам инструкций по

охране труда.

6. Составление отчетности по охране труда.

7. Контрольные функции и т.д.

Одним из основных средств обеспечения безопасности является обучение и инструктаж работающих по охране труда.

В соответствии со ст.18 Закона «Об основах охраны труда в РФ» все работники предприятий, включая руководителей, обязаны прохо-

дить обучение, инструктаж и аттестацию по охране труда в порядке и в сроки, установленные для определенных видов работ и профессий.

Ответственность за организацию обучения и проверки знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, в подразделениях — на их руководителей.

Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях создаются комиссии, в которые включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (гл. технолог, гл. энергетик и т.п.), представители профсоюзов.

Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее 1 месяца после назначения на должность, для работающих — не реже 1 раза в 3 года. В определенных случаях проводится внеочередная проверка знаний.

Обучение (инструктаж) и проверка знаний по охране труда рабочих проводится в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 («Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения»).

В зависимости от характера и времени проведения инструктажи подразделяются на:

а) вводный;

б) первичный на рабочем месте;

в) повторный;

г) внеплановый;

д) целевой (текущий).

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда (или специалист, его заменяющий), а остальные виды инструктажей — непосредственный руководитель работ (мастер цеха, отдела и т.п.).

О проведении каждого инструктажа и проверке знаний, полученных при инструктаже, эти работники делают запись в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. О проведении целевого инструктажа запись делается в наряде-допуске.

При неудовлетворительной оценке знаний инструктируемого не допускают к его работе. Он должен вновь пройти инструктаж.

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу.

Первичный инструктаж на рабочем месте — со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, впервые выполняющими новую работу, с командированными.

Повторный инструктаж — не реже чем через 6 месяцев со всеми работающими.

Внеплановый инструктаж:

а) при изменении стандартов, правил и инструкций по охране труда;

б) при изменении технологического процесса;

в) при замене или модернизации оборудования или инструмента;

г) при нарушении работниками требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, аварии, взрыву или пожару;

д) при перерывах в работе более 30 календарных дней (для работ с повышенными требованиями безопасности труда) или более 60 календарных дней (для остальных работ).

Целевой инструктаж:

а) перед производством работ, выполняемых по наряду-допуску,

разрешению или другому документу;

б) перед выполнением разовых работ, не связанных с прямыми обя-

занностями по специальности;

в) перед ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и

катастроф;

г) перед проведением экскурсий на предприятиях или перед органи-

зацией массовых мероприятий с учащимися.

На предприятиях осуществляется планирование работ по охране труда, которое может быть:

  • перспективным,

  • текущим,

  • оперативным.

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Законодательство РФ устанавливает надзор и контроль за охраной труда на предприятиях по трем направлениям: ведомственный и государственный надзор и общественный контроль.

Надзор – это наблюдение за точным соблюдением законов, нормативно-технических документов по охране труда и привлечение к ответственности их нарушителей.

Контроль – это проверка выполнения законов и нормативно-технических документов по охране труда.

Ведомственный надзор за охраной труда в объединениях и на предприятиях осуществляют их руководители, а также начальники структурных подразделений (цех, отдел).

Государственный надзор за охраной труда в РФ осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий и их вышестоящих органов.

В число надзорных органов входят:

1. Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция), образованная в 1994 г. и действующая на основании Положения, утвержденного Правительством РФ 28 января 2000 г.

Основной задачей Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда субъектов Федерации (областей, краев и т.д.) является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда.

Государственные инспекции труда выполняют следующие основные функции:

а) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей

территории;

б) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на про-

изводстве, анализируют причины и разрабатывают предложения по

их предупреждению;

в) рассматривают в соответствии с законодательством РФ дела об

административных правонарушениях;

г) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные

обращения граждан о нарушениях их трудовых прав.

Государственные инспекции труда субъектов Федерации осуществляют свои надзорные функции через государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда.

2. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор). Госгортехнадзор осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и государственный надзор за соблюдением требований безопасности при ведении работ в промышленности и при эксплуатации оборудования:

а) подъемных устройств;

б) паровых и водогрейных котлов;

в) сосудов, работающих под давлением;

г) трубопроводов для пара и горячей воды;

д) технологических трубопроводов;

е) газового хозяйства предприятий,

а также требований безопасности при взрывных работах.

3. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Он осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе.

4. Государственный энергетический надзор (Главгосэнергонадзор). Он осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии.

5. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России (Госкомсанэпиднадзор). Он осуществляет надзор за соблюдением предприятиями и должностными лицами санитарного законодательства РФ, а также государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ.

6. Государственная экспертиза условий труда. На нее возложено осуществление государственного контроля за:

а) правильностью применения списков производств, работ, профес-

сий и т.д., по которым устанавливаются льготные пенсии и пре-

доставляются дополнительные отпуска;

б) предоставлением работникам льгот и компенсаций за работу в

неблагоприятных условиях труда;

в) качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям тру-

да и их отнесению к категории с вредными и тяжелыми условиями

труда.

7. Госпожнадзор осуществляет надзор за пожарно-техническим состоянием объектов.

8. ГИБДД. Она осуществляет надзор за техническим состоянием автотранспорта и выполнением правил водительским составом предприятия.

Представители органов государственного надзора вправе беспрепятственно посещать предприятия и организации любой формы собственности, проводить проверки соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда, налагать в установленном порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий за нарушения в области охраны труда.

Высший надзор за точным исполнением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ.

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы.

Система управления охраной труда: как ее создать и внедрить?

С 1 января 2014 г. обязанностей у работодателя в сфере охраны труда прибавилось: необходимым стало создать систему управления охраной труда (СУОТ) и обеспечить ее непрерывную работу (статья 212 Трудового кодекса РФ, изменения введены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). Если раньше работодатели не обязаны были внедрять СУОТ, то теперь этого не избежать. Каким же образом реализовать данное требование?

Несмотря на необязательность создания СУОТ, многие работодатели, заботящиеся о комфорте и безопасности условий труда и здоровье сотрудников, а также стремящиеся поддерживать высокий уровень культуры охраны труда, создавали и внедряли СУОТ. Более того, наличие действующей СУОТ позволяло организациям успешно проходить сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов.

СУОТ – часть общей структуры управления организации, позволяющая управлять рисками в области охраны здоровья и безопасности труда сотрудников.
Основой разработки и внедрения СУОТ служит Межгосударственный стандарт ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», введённый в действие в качестве национального стандарта РФ с 1 июля 2009 года. Стандарт разработан на основе Руководства МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 «Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems).

Также при создании и функционировании СУОТ следует руководствоваться:

  1. ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке и применению, оценке и совершенствованию»;
  2. ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Проверка (аудит)»;
  3. ГОСТ Р 12.0.009-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению»;
  4. ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Создание СУОТ – не разовое мероприятие, которое проводится для подготовки к проверке Государственной инспекцией труда, или выполняется эпизодически, а разработанная, четко отлаженная, постоянно функционирующая система. В основе создания и функционирования СУОТ лежат принципы: «Планируй – Делай – Проверяй — Совершенствуй» («Plan-Do-Check-Act»).

На стадии «Планирования» проводится всесторонний анализ организации, выявляются опасные факторы, проводится оценка рисков, разрабатывается политика по охране труда, определяются структура управления охраной труда, ресурсы и специалисты, необходимые для реализации поставленных целей и задач.

Именно на этом этапе очень важно правильно распределить обязанности и ответственность:

  1. руководство высшего звена организации отвечает за политику по охране труда, формирует философию организации в области охраны труда. Утвержденная высшим руководством политика направляется во все структурные подразделения, размещается доступных для работников местах (в том числе и на внутренних сайтах организации при их наличии). Реализация целей и задач политики постоянно обсуждается с работниками или их представителями на различных форумах, совещаниях, итоговых мероприятиях;
  2. на руководителей среднего уровня (руководитель структурного подразделения, начальник отдела и др.) возлагается обязанность обеспечения безопасности выполнения работ и соблюдения требований охраны труда всеми работниками подчиненного структурного подразделения;
  3. работники проявляют активное участие в обсуждении и решении вопросов охраны труда, выполняют и соблюдают требования охраны труда.

Стадия «Выполнения» подразумевает фактическую реализацию и применение разработанного плана создания и внедрения СУОТ – подготовка и обучение персонала, разработка регламентирующих документов (положений, руководств, процедур) и др.

«Проверка» предполагает всеобъемлющий анализ состояния охраны труда, соответствие заявленных целей и задач достигнутым результатам, способность СУОТ удовлетворять потребностям организации, ее контрагентов и партнеров. Проверка может осуществляться как специалистами организации (как правило, специалистами по охране труда, юристами, сотрудниками службы персонала) – внутренний аудит, так и компетентными аудиторами сторонних компаний – внешний аудит. Наиболее объективен и результативен внешний аудит.

На этапе «Совершенствования» выполняются действия по своевременному устранению несоответствий в области охраны труда, выявленными на стадии проведения проверки.

Спецификой создания СУОТ является применение системного похода, когда все ее элементы рассматриваются не отдельно, а во взаимосвязи друг с другом.
Создание и внедрение СУОТ, ее непрерывное функционирование позволяют перейти к новому типу управления охраной труда — от «реактивного» управления, когда приходится устранять негативные последствия в результате какого-либо происшествия (т.е. по факту случившегося) к «проактивному», при котором первоочередной задачей является предупреждение различных ситуаций, оценка и управление рисками. Иными словами, необходимо добиваться формирования культуры профилактики в охране труда и перейти от контроля за обеспечением безопасности к управлению ею.

Закажите

Требования к системам управления охраной труда

Методология создания и функционирования систем управления (менеджмента) по ряду направлений определяется общепризнанными международными стандартами ИСО серии 9000 (управление каче­ством) (ISO 9000) и ИСО серии 14000 (управление охраной окружаю­щей среды) (ISO 14000). В основу методологии создания и функциони­рования системы управления, определяемой этими международными стандартами, положены известные принципы: «планируй – выпол­няй – контролируй – совершенствуй», реализуемые в рамках политики в рассматриваемом направлении.

Международный стандарт OHSAS 18001-99 (OHSAS Occupa­tional Health and Safety Assessment Series) «Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала», разработанный на основе британского стандарта BS 8800-96 «Руководство по системам управ­ления охраной здоровья и безопасностью персонала», ориентирован на создание системы управления охраной труда организации, которая в виде подсистемы могла бы быть объединена с другими подсистемами системы управления (менеджмента) в рамках единой интегрированной системы управления организации.

В июле 2007 года опубликована новая версия OHSAS 18001. В от­личие от документа 1999 года, который именовался «Спецификация» теперь OHSAS имеет статус международного стандарта, признанного Международной организацией по стандартизации ISO. В новой версии Стандарта OHSAS I8001 большое внимание уделено аспекту «здоро­вье», тогда как раньше наблюдался перекос в сторону безопасности. Поведенческие, личностные и другие человеческие факторы включены в качестве элементов, рассматриваемых при выявлении опасностей, оценке риска и определении мер контроля. Используется термин «про­исшествие» вместо термина «несчастный случай», термин «приемлемый риск» заменен термином «допустимый риск».

По инициативе Федерации независимых профсоюзов России раз­работан ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования», идентичный Руководству по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001. Данный стандарт принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации с приданием ему статуса международного стандарта.

Приказом Федерального агентства по техническому регулирова­нии и метрологии межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230 2007 с 01.07.2009 введен в действие на территории Российской Федерации и качестве национального стандарта.

Особенностью системы управления в соответствии с ГОСТ 12.0.230 2007 является то, что в ней предусмотрен один из основных руководящих принципов Международной организации труда (МОТ) – это участие работников и их представителей в реализации системы управления охраной труда, т.е. система должна быть выстроена на принципах социального партнерства. Для этого рекомендуется создание в организациях профсоюзов, чтобы система работала эффективно. Либо там, где их нет, должны быть созданы комитеты (комиссии) по охране труда, которые формируются на па­ритетной основе.

Система предусматривает, чтобы все работники и их представители были бы проконсультированы и проинформированы обо всех измене­ниях в организации работы по охране труда.

Кроме того, система предполагает, чтобы работники и их предста­вители были обучены и проинструктированы по поводу данной системы управления охраной труда и имели возможность участвовать во всех процессах, связанных с реализацией системы (формирование политики, планирование, организация и внедрение системы, оценка и действия, направленные на улучшение и совершенствование системы).

В данной системе делается упор на распределение и на осознание ответственности в вопросах охраны труда. Каждый сотрудник должен не только знать свои обязанности, но и иметь представление о распре­делении обязанностей по вопросам охраны труда внутри организации.

Для определения индивидуальной ответственности системой предусмотрена реализация так называемой триграммы – «власть, компетенция и средства».

В триграмме «компетентность» занимает особое место, так как от компетентности участников процесса зависит эффективность функци­онирования системы управления охраной труда. Причем требования по компетентности должны предъявляться не только к руководителям организации, но и к работникам. Особенно это касается работающих в местах с повышенными рисками.

Международная организация труда определяет компетентность в вопросах охраны труда как сочетание знаний и умений, приобретенных посредством подготовки, профессионального опыта, обучения. Для формирования компетент­ности как у руководителей, так и у работников в организации должен быть составлен план обучения и подготовки, а также программа по предупреждению рисков.

Создание системы управления охраной труда изначально предпо­лагает, что система будет нацелена на предотвращение опасностей, т.е. система должна работать на профилактику.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые про­филактические меры и защитить здоровье работников на основе общих профилактических принципов, а именно:

  • избегать производственных рисков;
  • оценивать риски, которые не могут быть устранены;
  • бороться с источниками рисков;
  • адаптировать труд к человеку;
  • учитывать техническое состояние организации;
  • заменять то, что опасно тем, что не опасно или менее опасно;
  • осуществлять планирование мер но предупреждению рисков;
  • принимать индивидуальные и коллективные меры по защите работника.

Система предусматривает также постоянную оценку степени опас­ностей и рисков, поэтому в организации должны быть разработанные методики по процедуре идентификации опасностей и оценке степени рисков.

В 2009 году были разработаны и утверждены четыре национальных стандарта Российской Федерации по системам управления охраной труда:

  • ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»
  • ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Системы управления охраной груда в организациях. Проверка (аудит)».
  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Позже были разработаны и введены в действие:

  • ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»
  • ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования»

В стандарте ГОСТ 12.0.007-2009 учтены основные нормативные положения МОТ-БГТ 2001 «Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда (ILO-OSH).

В документе МОТ-БГТ 2001 использованы международные прин­ципы охраны труда и практика построения систем управления. В связи с этим МОТ-БГT 2001 является международным практическим инст­рументом улучшения охраны труда в организациях.

Основной целью MOT-BIT 2001 является развитие и поддержание культуры обеспечения охраны труда, достижение конкретных резуль­татов охраны труда, при этом не затрагиваются вопросы сертификации. Однако документ МОТ не запрещает проведение сертификации третьей стороной функционирующей системы управления охраной труда на соответствие документу МОТ-БГТ 2001 (ILO-OSH 2001).

Системный подход к управлению охраной труда в организации в форме, установленной в документе МОТ-БГТ 2001, является основ­ной для обеспечения непрерывного совершенствования. Он является основной концепцией охраны труда, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

Профилактическая работа основывается на непрерывном и аффек­тивном контроле и оценке действии по улучшению, совершенствованию и развитию системы управления охраной труда.

В документе установлено, что руководство организации несет ответственность за организацию работ по охране труда, соответственно результаты применения системы управления охраной труда зависят от заинтересованности высшего руководства организации.

Однако очевид­но, что система управления охраной труда не может быть полноценно внедрена без участия работников, причем на всех стадиях создания и внедрения системы управления охраной труда, включая формирова­ние концепции охраны труда. Исходя из этого обеспечение правильной организации и работы комитетов (комиссий) и уполномоченных (до­веренных) лиц профессиональных союзов имеет огромное значение.

Особенность ILO-OSH 2001, отличающая его от других существующих стандартов по системам управления охраной груда, состоит в том, что он регламентирует участие всех социальных партнеров в управлении охраной труда, которое при грамотной реализации обеспечит создание и эффективное функционирование системы управления охраной труда.

Государственные органы, работодатели и работники считают, что применение системы управления охраной труда в организации явля­ется эффективной работой, так как она сокращает уровни опасности трудового процесса и рисков, производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость, положительно влияет на повы­шение производительности труда и, следовательно, на экономический рост организации.

Кроме этого внедрение системы управления охраной груда в организации способствует сокращению затрат на штрафы и компенсационные выплаты в связи с нарушением охраны труда, улучшение отношений с органами государственной власти и общественностью, способствует выходу на международный рынок, возможности получения кредитов, инвестиций и заказов.

Профессиональные заболевания и травмы не являются неизбежными спутниками трудовой деятельно­сти, поэтому организации должны проводить работы по обеспечению безопасности труда и сохранению здоровья работников. Доверие к ор­ганизации достигается не только улучшением качества ее продукции и снижением цены, но также приобретением определенного имиджа организации, в том числе путем улучшения условий и охраны труда.

И основе стандарта ГОСТ 12.0.007-2009 лежит методология, основанная на принципе последовательного выполнения функций управления: «концепция – организация – планирование и применение – оценка (контроль) – действия по совершенствованию», кратко описываемого следующим образом:

  • «концепция» (политика) разрабатывает руководящую идею (замысел), теоретическое построение системы управления ох­раной труда в организации;
  • «организация» предусматривает организацию работ по созда­нию, применению и обеспечению функционирования системы управления охраной труда;
  • «планирование и применение» – разрабатывают цели и процес­сы, необходимые для достижения результатов в соответствии с концепцией (политикой) охраны труда организации, а также внедряют процессы обеспечения охраны труда;
  • «оценка (контроль)» осуществляет проверку процессов обе­спечения охраны труда, при которой процессы контролируют и измеряют, а также анализируют на соответствие концепции (политики) охраны труда, целевым и плановым показателем, законодательным и прочим требованиям. Результаты анализа докладывают высшему руководству организации;
  • «действия по совершенствованию» рассматривают результа­ты анализа, принимают решения по улучшению результатив­ности системы управления охраной труда и осуществляют ее постоянное совершенствование.

ГОСТ 12.008-2009 содержит руководящие указания по принципу аудита, управления, управлению программами аудита, проведению аудита системы управления охраной труда, а также по компетентности аудиторов для проведения этих аудитов. Стандарт предназначен для организаций, которым необходимо проводить внутренний и (или) внешний аудит системы управления охраной труда или управлять программой аудита. В стандарте использованы руководящие указания нормативы рассмотренного выше ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р ИСО 3011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента».

ГОСТ 12.0.010-2009 устанавливает правила и методы оценки исков, связанные с ущербом здоровью и жизни работника в процессе го трудовой деятельности и может быть использован на различных уровнях – национальном, в отрасли экономики, в организации и на отдельном рабочем месте.

Оценку профессиональных рисков выполняют прямыми и кос­венными методами. Выбор прямого и косвенного методов зависит от целей оценки рисков, имеющегося объема статистической информации и особенностей решаемых задач.

Прямые методы оценки рисков используют статистическую информацию по вы­бранным показателям риска или непосредственно показателям ущерба вероятности их наступления. К прямым методам относят методы много­мерного статистического анализа, статистический по объединенной выработке, вероятностно-статистический, экспертно-статистический и экспертный.

Косвенные методы оценки рисков для здоровья и жизни работни­ков используют следующие показатели:

  • отклонение значений (измеренных или рассчитанных) вредных и опасных производственных факторов (концентрация, доза, уровень и т.д.) от идеально допустимых концентраций, уровней и других известных предельных значений;
  • отношение не выполненных на рабочем месте государственных нормативных требований охраны труда к их общему количеству и т.д.

Косвенные методы оценки рисков могут применяться на осно­ве:

  1. Определения класса условий труда;
  2. Ранжирования уровня требований.

Каждому классу условий труда соответствует определенный риск, выраженный как качественной величиной (от пренебрежительно малого до сверхвысокого), так и количественной величиной – индексом профессиональной заболеваемости.

В основе метода ранжирования уровня требований лежит предположение, что выполнение в полном объеме нормативных требований, например по охране труда, не причиняет ущерба здоровью и жизни работника. В этом случае риски минимальны. Чем больше доля невыполненных требований, тем выше риски.

Результаты оценки профессионального риска по степени весомо­сти доказательств подразделяют на следующие категории доказанности риска:

  • Категория 1А (доказанный профессиональный риск) – на ос­нове результатов гигиенической оценки условий труда по кри­териям Руководства Р 2.2.2006-05, материалов периодических медосмотров, физиологических, лабораторных и экспериментальных исследований, а также эпидемиологических данных.
  • Категория 1В (предполагаемый профессиональный риск) – на основе результатов гигиенической оценки условий труда по кри­териям Руководства Р 2.2.2006-05, дополненных отдельными клинико-физиологическими, лабораторными, экспериментальными данными (в том числе данными литературы).
  • Категория 2 (подозреваемый профессиональный риск) – на основе результатов гигиенической оценки условий труда по критериям Руководства Р 2.2.2006-05.

Мерой профессионального риска является класс условий труда, а мерой доказанности риска является его категория. При принятии управленческих решений по снижению риска следует учитывать кате­горию доказанности риска, его уровень, численность занятых на этом участке работников, а также наличие уязвимых групп – несовершенно­летних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов.

Из других официальных нормативно-технических документов, устанавливающих методические принципы, термины и понятия анализа риска, общие требования к выбору и реализации методов, процедуре и оформлению результатов, а также представляющих основные методы анализа опасностей и риска в настоящее время имеются:

  • «Методические указания по проведению анализа риска опас­ных производственных объектов. РД 03-418-01»
  • ГОСТ Р 51901-2002 «Управление надежностью. Анализ риска технических систем»
  • «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принцип и критерии оценки. Р 2.2.1766-03»

Из приведенного перечня нормативных актов следует выделить Р 2.2.1766-03, предназначенное для специалистов центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, которые должны проводить оценку профессионального риска при осуществлении госу­дарственного санитарно-эпидемиологического надзора, производствен­ного контроля, проведению социально-гигиенического мониторинга, а также при решении других задач.

Исходными данными для оценки профессионального риска явля­ются результаты:

  • производственного контроля, проводимого согласно СП 1.1.1958-01;
  • государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • санитарно-эпидемиологической оценки производственного оборудования и продукции производственного назначения;
  • специальной оценки условий труда.

По этим данным производится гигиеническая оценка условий труда, устанавливаются классы условий труда.

С учетом медико-биологических показателей здоровья работников, тяжести нарушения здоровья работников, степени связи нарушений здоровья с работой по эпидемиологическим данным рассчитывают относительный риск и этиологическую долю вклада факторов рабочей среды в развитие патологии, и в зависимости от их величины заболевание относят к общим, профессионально обусловленным или профессиональным.

Этот нормативный документ акцептирован на определение и анализ так называемых «проявленных рисков» заболевания работников от воздействия вредных производственных факторов. Он не содержит методических основ оценки и прогнозирования рисков аварий и несчаст­ных случаев от воздействия опасных производственных факторов. Для полной (интегральной) оценки профессионального риска необходимо учитывать также и эти составляющие, т.е. необходима комплексная щенка травмоопасности процессов и рисков по показателям вредности и опасности факторов производственной среды.

  • РД 03.418-01 устанавливают общие требования к процедуре оформлению результатов, а также представляют основные методы анализа опасностей и риска аварий на опасных производственных объектах.
  • ГОСТ Р 51901-2002 устанавливает руководящие указания по выбору и реализации методов анализа риска, главным образом для оценки риска отказов технологических систем.

Эти два документа рекомендуют для анализа риска отказов, аварий, других опасных событий, которые могут принести вред здоровью, имуществу или окружающей среде, такие методы как: «Анализ дерева событий», «Анализ опасности и работоспособности», «Анализ видов и последствий отказов», «Анализ дерева неисправностей», «Анализ влияния человеческого фактора», «Анализ скрытых процессов», «Мо­дель описания последствий», «Метод Монте-Карло» и другие методы моделирования.

Для реализации этих методов также требуется специальная подготовка и высокая квалификация исполнителей, а также проведение специальных исследований по выявлению закономерностей проявления опасностей, установлению наиболее значимых факторов, разработки структурно-логических схем реализации вероятных сценариев проявления опасностей и пр.

Выполнить эти работы силами организаций и даже органами надзора практически невозможно. Необходимо привлечение научных кадров для проведения научных исследований, адаптации имеющихся методик и разработки методических основ системы мониторинга про­фессиональных рисков применительно к конкретным условиям производства. Это позволит определять, регистрировать профессиональные риски и управлять ими, т.е. влиять на уровни профессиональных рисков, учитывающих воздействие не только вредных и опасных про­изводственных факторов, но и эколого-обусловленную заболеваемость и преждевременную смертность.

Система управления промышленной безопасностью и охраной труда

При разработке политики в области охраны труда (ОТ), руководители предприятий должны позаботиться о создании полноценной системы. Сегодня данные требования регламентируются в ТК, типовых стандартах и законах России. У СУОТ есть ключевые функции и задания.

Система управления охраной труда на предприятии основные задачи следующие:

  • Обеспечить полную безопасность для сотрудников на рабочих местах;
  • Гарантировать безопасную работу технического оборудования;
  • Обеспечить безопасность на каждом этапе производственного процесса;
  • Нормализовать санитарные условия;
  • Вести пропаганду безопасной работы;
  • Обеспечить наличие всех средств, которые служат индивидуальной защитой персонала;
  • Обеспечить оптимальный режим работы/отдыха.

К функциям СУОТ относят оценку показателей ОТ, организацию нужных работ в рассматриваемой отрасли, функционирование основных правил безопасности и стимулирование работников, соблюдающих требования.

Система управления охраной труда что такое?

СУОТ представляет собой набор взаимосвязанных правил, норм, процедур и процессов, которые в конечном итоге должны сформировать безопасные условия работы на местах. Примерную схему и содержание всех составляющих системы управления охраной труда следует описывать, начиная с верхушки – органа управления. Им является руководитель или главный инженер, у которого в распоряжении есть такие инструменты, как законодательство и управленческие решения. При их помощи обеспечивается деятельность по ОТ во всех структурных подразделениях.

Вторая ступень в структуре – это организационно-методический орган. Он помогает вышестоящему руководству в разработке правил и требований, а также контролирует их реализацию на местах. Чаще всего речь идет об отделе ОТ. Помогает ему в осуществлении своих функций представители профкома, а также сотрудники медсанчасти предприятия.
Далее идет информационный орган, который должен обрабатывать, обобщать и представлять информацию по конкретной отрасли. При различных изменениях в нормативной базе именно этот орган сообщает, какие новые правила вступили в действие, а какие – перестали действовать.

Последний составной уровень в структуре – это объект управления. Это понятие подразумевает под собой деятельность различных организационных служб по обеспечению безопасности на рабочих местах.

Общие требования системы управления охраной труда на предприятии

Если говорить о требованиях, то каждое предприятие, а точнее его руководство, должно позаботиться об оформлении СУОТ. Она обязательно оформляется в документальной форме. После чего создаются специальные органы, которые следят за внедрением и поддержкой СУОТ. Иногда эти функции добавляются к обязанностям отдельных сотрудников. После того, как свод правил будет внедрен, его нужно постоянно совершенствовать, опираясь на изменения в законодательных актах.

Именно требования, содержащиеся в законах и стандартах, являются основой для формирования СУОТ на отдельно взятых предприятиях.

Система управления охраной труда на предприятии – ГОСТ

На сегодняшний день в РФ действует около десяти ГОСТов, касающихся этой области. Один из определяющих это — ГОСТ 12.0.007-2009 система управления охраной труда в организации. После основных положений он информирует о том, как правильно разрабатывать СУОТ на различных промышленных предприятиях. Далее следует раздел о разработке политики организации, касающейся данного вопроса. Важнейшей нормой является проведение работ по организации политики ОТ. Кроме того, планирование и применение ОТ – еще один ключевой раздел в ГОСТе. Заключительные разделы это оценивание и усовершенствование СУОТ.

ГОСТ 12.0.007-2009 скачать

Система управления охраной труда – образец 2018

Правильно оформленная система управления охраной труда в организации составляется по образцу приказа 438н. Политика промышленного предприятия, его цели, распределение обязанностей, процедуры и мероприятия по обеспечению ОТ, контроль и улучшение существующих правил, алгоритм реагирования на несчастные случаи – эти разделы присутствуют в образце.