Служба охраны труда

СТ 217 ТК РФ.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за
их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность,
численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или
вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или
опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает
решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с
учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда
их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель
организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист,
оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-
правовому договору.

Служба охраны труда организации

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат
обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку
условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной
оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила
аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать
организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за
деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны
труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Ст. 217 Трудового кодекса РФ

1. Министерство труда и социального развития РФ Постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 утвердило Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации.

2. Работодатель обязан создать специализированное подразделение (службу охраны труда) или в силу штатного расписания принять на работу соответствующего специалиста по охране труда, если численность его работников превышает 50 человек. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то работодатель или выполняет сам функции данной службы (специалиста), или поручает их исполнение другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг.

3. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда. Структура службы зависит от штатного состава, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22 января 2001 г. N 10. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создаются бюро охраны труда (три — пять специалистов) или отдел охраны труда (от шести специалистов и более). На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, работники, имеющие квалификацию инженера, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника первой категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. Данные специалисты должны пройти специальное обучение по охране труда.

4. Специалисты службы имеют право в любое время беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться с документацией по вопросам охраны труда. Они имеют право предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений правил охраны труда и контролировать их выполнение.

Другой комментарий к Статье 217 ТК РФ

Боюсь, что простые люди не обрадуются, узнав о том, что банки могут создавать деньги и фактически создают их. И те, кто контролирует долг государства, определяют политику правительств и держат в своих руках судьбы народов.

Реджинальд МакКенна, экс-председатель Midlands банка

Почему доверенные лица гражданского общества (президент, партии и другие) проигрывают “финансовым гениям” уже на протяжении долгого времени?

Ответ кроется в самом гражданском обществе, точнее в его безграмотности в финансовых вопросах. Таких как:

· откуда берутся деньги, кто их печатает;

· побочный эффект ростовщичества для каждой семьи и экономики в целом;

· откуда берётся инфляция;

· куда пропадают астрономические суммы денег во время финансовых кризисов;

· что такое сложные проценты;

· как устроена система кредитования.

«Меня пугает, что простые граждане не желают знать тот факт, что банки могут создавать и уничтожать деньги по своему желанию. И то, что банки контролируют кредит нации, руководят политикой правительства и держат в своих руках судьбы людей».

Реджинальд МакКенна, экс-председатель Midlands банка

Яркие примеры жизни и смерти президентов США Линкольна и Кеннеди показывают, что тех, кто не захочет подчиниться финансовым воротилам, легко убрать, остальных можно купить. Ещё можно, спонсировать выбранную компанию угодного тебе президента, как это было с Томасом Вудро Вильсоном (28ым президентом США), который в благодарность подписал (1913 году) заранее подготовленный закон о Системе Федерального Резерва (частный центральный банк США, эмитирующий доллары).

Или вообще, самому спонсировать себя, что бы занять желанный пост, как это сделал член банковской семьи – Франклин Делано Рузвельт (32ой президент США). К слову, Прескот Буш, отец Джорджа Герберта Уокера Буша (41го президента США) и дедушка Джорджа Буша младшего (43го президента США), напрямую спонсировал деятельность Гитлера, вплоть до 1945 года и тоже был одним из крупнейших банкиров Америки.

Другими словами, с добропорядочными политиками можно справиться.

Я самый несчастный человек, не понимая, что делаю, я разрушил свою страну. Великая индустриальная держава находиться под властью её долгов, все долги стекаются в один общий.

Национальный рост и всё что мы делаем, находится в руках нескольких человек. Мы оказались самым безвольным, самым подвластным и подконтрольным правительством в цивилизованном мире.

Охрана труда: что важно знать работодателю?

Мы больше не правительство народной воли, не правительство избранное большинством, но правительство под властью небольшой кучки людей.

Томас Вудро Вильсон, 28 президент США

Политиков можно понять: человек обычно подчиняется тому, кто платит (например, за выборную компанию), а не тому с кого (налогоплательщиков) собирают плату (налоги).

Выходит, если взглянуть на глобальный мировой порядок на планете Земля, то мы получим в лучшем случае олигархию, а в худшем — фашистский режим. Так как крупный капитал (и с каждым днём всё увеличивающийся), сконцентрированный в руках очень малого количества людей (около 340 клановых финансовых семей на фоне 6,7 миллиардного населения планеты5), политически не может контролироваться.

Действие этого надгосударственного режима, в первую очередь, сказывается на жизни самых незащищённых слоев общества (многодетные семьи, пенсионеры, люди с органичными возможностями, работники бюджетной сферы, жители стран “третьего мира”, дети сироты и так далее). А богатеет этот наднациональный режим на труде экономически активного населения планеты, за счет ростовщичества, контроля над печатью денег и кредитовании с частичным резервированием.

Современный мир стал готов для перехода к мировому правительству. Наднациональное господство интеллектуальной элиты и мировых банкиров, определённо превосходят самоопределение имевшее место в прошлые столетия.

Банкир, Дэвид Рокфеллер в обращении к трёхсторонней комиссии6

Средства Массовой Информации, в своей независимости от банковских воротил, преуспели не на много больше политиков.

Сообщения СМИ кажутся правдоподобными ровно до тех пор, пока не освещают что-то, с чем ты знаком из личного опыта.

Павел Дуров, генеральный директор ООО «В Контакте»

Президент США Джефферсон однажды сказал, что ему жаль тех, кто думает, что они все знают о происходящих событиях, читая газеты. Эта фраза так же принадлежит британскому премьер-министру Дизраэли.

В США всего 4 корпорации владеют всеми основными новостными каналами7, такими как: CNN, NBC, FOX news и другие. Все эти каналы тщательно фильтруют все новости, что бы поддерживать статус-кво. При такой монополии объективная информация просто невозможна. Слаженность работы всех этих якобы независимых Средств Массовой Информации вы могли оценить во время боевых действий в Южной Осетии августа 2008 года. Когда все Западные телеканалы и новостные газеты показывали абсолютно одинаковую картину происходящего, представляя Россию агрессором. И, наоборот, в России все СМИ, “дружно” давали прямо-диаметральное мнение. Эти факты свидетельствуют, что в России положение аналогичного вопроса мало чем отличается от США и Европы.

Сами СМИ, в свою очередь, имеют в арсенале многочисленные способы сделать из белого чёрное, и наоборот. Например, одним из них, является игра “рамками восприятия”. Главный принцип заключается в том, чтобы произнести правдивую мысль немного по-другому, тогда эта мысль приобретает другой смысл. В качестве иллюстрации:

1. Старый и хороший анекдот: Решили как-то Картер и Брежнев пробежать забег в честь мира во всем мире. Побежали. Картер, как более молодой, естественно, прибегает первым. Что об этом написали американская и советская газеты?

Американская: Картер прибежал первым. Брежнев – вторым. Советская: Брежнев прибежал вторым, Картер – предпоследним.

2. Использование союзов «и, но, даже если». Фраза «Сегодня солнце, завтра будет дождь». В таком виде она является простой констатацией факта.

Вставим вместо запятой союз «И». “Сегодня солнце, И завтра будет дождь”. В таком виде фраза все еще сохраняет вид констатации, то есть, нет логического выделения явления «солнце» и явления «дождь». Таким образом, сохраняется первоначальная целостность утверждения.

Теперь попробуем вставить союз «НО». “Сегодня солнце, НО завтра будет дождь”. Происходит логическое выделение процесса «дождь», и внимание человека обращается на этот процесс, автоматически пропуская то, что сегодня идет процесс «солнце».

И последний опыт – поставим союз «Даже если». “Сегодня солнце, ДАЖЕ ЕСЛИ завтра будет дождь”. Совсем другое дело, правда?

Таким образом, можно изменить оценку процесса другим человеком, поставив один союз в предложении вместо другого. Просто, эффективно, надежно. Это типичный случай игры со смыслом слов, когда один и тот же факт может разным образом преподноситься, меняя при этом отношение читателя к этому факту. Интересная модель нашего языка, которую можно очень легко использовать, не правда ли?

3. Вот ещё один из самых распространённых способов исказить информацию. Сравните: масло подорожало, СССР распался, разразился финансовый кризис. И другой вариант: продавец поднял цену на масло, США расчленили СССР при помощи средств холодной войны, главы мировой банковский системы организовали финансовый кризис. Есть разница?

В мире нет неуправляемых процессов. Чтобы что-то произошло по закону “причинно – следственной связи”, на объект управления с начала надо оказать управленческое воздействие. В Средствах же Массовой Информации все получается само собой. Информацию о том кто оказывает управления воздействие, просто замалчивают, тем самым давая им возможность “выходить сухими из воды”. Кому нести ответственность, если все получилось само собой?

4. Не забывайте так же про методику Нейролингвистическое Программирования (НЛП)8.

5. И про такое явление, как 25 кадр9.

Решением всех этих вопросов со СМИ могло бы послужить реформирование законов, регулирующих деятельность Средств Массовой Информации. Деятельность СМИ в рамках этих законов должна быть основана на принципе “правда, не в устах говорящего, а в ушах слушающего”. Деятельность СМИ необходимо оценивать не по тому, что они пишут, или показывают, а по той реакции, которая формируется у потребителя этой информации.

Пока этих изменений не произошло, нужно быть очень критичными к информации, получаемой из газет, радио и телевизора, особенно в вопросах связанных с экономикой и политикой. На мой взгляд, единственным СМИ, где действительно можно найти свободно распространяющуюся информацию, является сеть Интернет.

Мы благодарны, Washington Post, the New York Times, Time Magazine и другим изданиям, чьи редакторы посещали наши собрания и сохраняли верность обещанию неразглашения тайны на протяжении 40 лет. Нам было бы невозможно развивать свой глобальный план, если бы мы оказались под светом прожекторов прессы все эти годы.

Банкир, Дэвид Рокфеллер в обращении к трёхсторонней комиссии

Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы

СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ – это самостоятельное структурное подразделение организации, образованное с целью обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением и состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы от. в соответствии со ст. 217 ТК РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба от (далее – С.) или вводится должность специалиста по от, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. С. подчиняется непосредственно руководителю организации или его заместителю. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании С. или введении должности специалиста по от с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя С., штатного специалиста по от их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области ОТ, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Организация службы охраны труда на предприятии

организации, оказывающие услуги в области ОТ, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Организация труда работников С. предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по ОТ в подразделениях организации в соответствии с должностными инструкциями. Для проведения мероприятий по охране труда (обучение, инструктажи, семинары, лекции, выставки и др.) необходимо оборудовать кабинет по охране труда.

С т р у к т у р а   и  численность работников С. определяются работодателем в зависимости от количественного состава организации, характера УТ, степени опасности производств и др. факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.

Если производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние 0,5–1,5 км, то к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2; если более 1,5 км – коэффициент 1,4.

Начинать в организации создание системы управления охраной труда (СУОТ) следует с определения конкретных потребностей организации в соответствии с ее величиной и родом деятельности. Затем намечают цели и вырабатывают политику в области ОТ.

В дальнейшем осуществляют:

разработку и утверждение Положения о С., ее структуре и т. д.; разработку и утверждение др. нормативных документов, определяющих функционирование системы обеспечения от;

разработку и утверждение должностных инструкций специалистов и руководителей;

разработку перечня функциональных процессов;

разработку схемы движения информационных потоков СУОТ;

утверждение штатного расписания;

набор персонала на основе собеседований, тестирования, проверки деловых качеств;

назначение руководителей процессов и расстановку персонала согласно штатному расписанию, перечню проектов и процессов.

В новой структуре должны появится 3 блока процессов:

блок технического сопровождения (методология, отчетность, анализ, взаимодействие с контролирующими организациями);

блок общего аудита функционирования СУОТ в подразделениях организации;

блок специального аудита (вопросы, требующие специальной подготовки).

О с н о в н ы е   з а д а ч и   С.:

организация работы по обеспечению выполнения работниками требований ОТ;

организация работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по улучшению УТ;

информирование и консультирование работников организации, в т. ч. ее руководителя, по вопросам ОТ;

изучение и распространение передового опыта в области от, пропаганда охраны труда.

Д е я т е л ь н о с т ь   С.:

учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

оказание помощи подразделениям в определении параметров вредных и опасных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;

методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;

проведение – совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов – проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям от; участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения, отремонтированных установок, агрегатов, станков и др. оборудования;

согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и др. документации в части требований ОТ;

разработка совместно с др. подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся УТ и ОТ, соглашения по от;

оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

организация расследования несчастных случаев на производстве, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований от (актов по форме н-1 и др.

документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по УТ, сертификации работ по ОТ и др.), в соответствии с установленными сроками;

участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

составление отчетности (УТ и ОТ) по формам, установленным Госкомстатом России;

разработка учебных программ и организация своевременного обучения по от работников организации, в т. ч. ее руководителя; проведение вводного инструктажа по от со всеми лицами, поступающими на работу (в т. ч. временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

участие в работе комиссий, проверяющих знания требований ОТ; составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по ОТ;

обеспечение подразделений локальными нормативными актами организации (правилами, нормами, инструкциями по ОТ), наглядными пособиями и учебными материалами по ОТ;

руководство работой кабинета по ОТ, подготовка информационных стендов, уголков по ОТ в подразделениях;

организация совещаний по ОТ;

ведение пропаганды от с использованием внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.;

доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об ОТ, коллективного договора, соглашения по от организации;

рассмотрение писем, заявлений, жалоб, касающихся УТ и ОТ, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.

Р а б о т н и к и   С. и м е ю т   п р а в о:

в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам ОТ;

предъявлять руководителям подразделений, др. должностным лицам организации предписания устранить выявленные при проверках нарушения требований ОТ и контролировать их выполнение;

требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к данной работе, не прошедших в установленном порядке медицинского осмотра и инструктажа по ОТ;

требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушение требований ОТ;

направлять руководителю организации предложения: о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство об ОТ; о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению УТ и ОТ;

запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, документы по вопросам ОТ;

привлекать (по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений) специалистов организации к проверкам ут и состояния ОТ;

представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов ОТ.

Текущая редакция ст. 217 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области .

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности .

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда .

Комментарий к статье 217 ТК РФ

1. Статья 217 ТК РФ, закрепляя правила организации работодателями системы управления охраной труда, направлена на предоставление работникам дополнительных гарантий по обеспечению безопасных условий труда путем возложения на работодателя обязанности при названных в данной статье условиях принять меры по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

При этом указанные требования обязательны к исполнению всеми работодателями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с ч.9 ст. 209 ТК РФ производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

В данное понятие включается оказание различных видов услуг, т.е. деятельность не только в сфере материального производства, но и в нематериальном производстве: образовании, здравоохранении, культуре, науке, государственном управлении и других.

В таком случае правовые основы регулирования отношений в области охраны труда относятся к организациям как материального, так и нематериального производства.

Однако в судебной практике имеет место и противоположное мнение. Так, Оренбургский областной суд установил: поскольку администрация муниципального образования «Акбулакский район» производственную деятельность не осуществляет, закон не предусматривает для этой организации обязательное наличие в штате должности специалиста по охране труда, независимо от численности работающих в организации. При этом право определять численность и штат работников согласно трудовому законодательству принадлежит работодателю (подробнее см. апелляционное определение Оренбургского областного суда от 5 июня 2012 года по делу N 33-2999-2012).

С 1 июля 2009 года для применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта введен в действие ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», 1LO-OSH 2001 «Guidelines on occupational safety and health management systems» (1DT) (подробнее см. приказ Ростехрегулирования от 10 июля 2007 года N 169-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта»).

Пункт 2.22 указанного стандарта определяет Систему управления охраной труда (occupational safety and health management system) как набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.

Одним из элементов системы управления охраной труда в организации является служба охраны труда. Структура службы охраны труда в организации, задачи, функции, а также численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. На сегодняшний день данные рекомендации утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ (подробнее см. постановление Минтруда РФ от 8 февраля 2000 года N 14 «Об Утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации»).

На основе указанных Рекомендаций работодателю необходимо принять соответствующий ЛНА, регулирующий деятельность службы, например положение о службе охраны труда (подробнее см. комментарий к ст. 8).

Должность специалиста по охране труда также вводится работодателем. Для этого работодателю необходимо:
— ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание;
— разработать должностную инструкцию;
— заключить трудовой договор с новым специалистом, либо издать приказ о назначении на должность/ возложении обязанностей.

На должность специалиста по охране труда может быть назначен работник организации, получивший квалификацию в области охраны труда. Как правило, назначают лиц, имеющих квалификацию инженера по охране труда, либо специалистов, имеющих высшее профессиональное (техническое) образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1-й категории не менее 3 лет (в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, — не менее 5 лет). Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

2. Часть вторая комментируемой статьи предоставляет работодателю, численность работников которого 50 человек и меньше, право создать службу охраны труда или ввести должности специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности данной организации. Представляется, что под спецификой деятельности организации в данном контексте следует понимать наличие вредных и/или опасных производственных факторов, а также риска несчастных случаев, аварий и профессиональных заболеваний.

Следует отметить, что работодатель вправе самостоятельно определять необходимость создания службы или введения должности специалиста по охране труда. Так, Приморский Краевой суд, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, признавшего требование предписания государственной инспекции труда о введении в штатное расписание учреждения службы охраны труда незаконным, установил, что подобные требования находятся за пределами компетенции государственной инспекции труда, нарушают право учреждения, установленное в ст. 217 ТК РФ, самостоятельно определять способы соблюдения требований охраны труда (подробнее см. определение Приморского Краевого суда от 9 августа 2012 года по делу N 33-7047).

3. Согласно ч.3 ст. 217 ТК РФ функции службы охраны труда могут осуществлять руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Таким образом, указанная норма не содержит императивного предписания обязательного наличия штатной должности руководителя службы охраны труда, а предоставляет работодателю возможность выбора мер по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Исключением являются организации, проводящие специальную оценку условий труда. В отношении таких организаций постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 года N 599 утвержден порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

Согласно ст.

Как организовать охрану труда в организации

19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
— указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
— наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
— наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных п.п.1-11 и 15-23 ч.3 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ.

Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Таким органом является Министерство труда и социальной защиты РФ.

Согласно п.3 приказа Минздравсоцразвития РФ от 1 апреля 2010 года N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» организации, включенные в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, вправе были оказывать услуги после вступления в силу этого приказа до 1 декабря 2010 года. В настоящее время оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

Учитывая, что приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 апреля 2010 года N 205н является подзаконным нормативным правовым актом, принятым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, исполнение его требований является объектом надзора государственных инспекций труда, в том числе и контроля за деятельностью аккредитованной организации, оказывающей услуги в области охраны труда, включая соблюдение аккредитованной организацией, оказывающей услуги в области охраны труда, критериев аккредитации, государственных нормативных требований охраны труда в сфере деятельности в соответствии с областью аккредитации (подробнее см. письмо Роструда от 12 апреля 2011 года N 308-ПР).

Следует отметить, что на практике суды отождествляют понятия «аттестующая организация» и «аккредитованная организация» (подробнее см. Кассационное определение Смоленского областного суда от 26 июля 2011 года по делу N 33-2428). Указанная правовая позиция также изложена в Определении ВС РФ от 9 декабря 2010 года N КАС10-634.

Тем не менее, привлечение аттестующей организации является правом работодателя (кроме услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда). Так, Нижегородский областной суд установил, что привлечение аттестующей организации не обязательно, что вытекает из закрепленного в ч.3 ст. 217 ТК РФ права (а не обязанности) работодателя привлекать стороннюю организацию, оказывающую услуги в области охраны труда (подробнее см. Кассационное определение Нижегородского областного суда от 20 октября 2009 года по делу N 33-7861).

4. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда в организации.

Структура службы и численность ее работников определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (подробнее см. Межотраслевые нормативы численности работников служб охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 22 января 2001 года N 10).

Службами охраны труда организаций проводится проверка состояния условий и охраны труда на рабочих местах, соблюдения работниками требований инструкций охраны труда, а также информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты и др.

Организационно-методическое руководство названными службами охраны труда осуществляется подразделениями по охране труда (управлениями, отделами) органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации.

В организациях, деятельность которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создавать кабинеты охраны труда и уголки охраны труда (подробнее см. постановление Минтруда России от 17 января 2001 года N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»).

В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), рекомендуется оборудовать передвижные кабинеты (уголки) охраны труда. Кабинеты помогают решать проблемы безопасности труда; создают систему информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда; ведут пропаганду охраны труда и др. (см. постановление Минтруда России от 17 января 2001 года N 7).

Ответственность за деятельность службы охраны труда несет руководитель организации. Работники службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе охраны труда и должностными инструкциями.

Консультации и комментарии юристов по ст 217 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 217 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

ТК РФ Статья 217. Служба охраны труда в организации

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Служба охраны труда: права и полномочия, структура, организация

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Ст. 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации